Игра – занятие «Путешествие в осенний лес. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Оксана Сукач
НОД «Путешествие в осенний лес» для детей младшей группы

Тема непосредственной образовательной деятельности :

«Путешествие в осенний лес » (для детей младшей группы )

Интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое.

Задачи :

Образовательные :

Обобщать знания детей о диких животных , о среде их обитания, о грибах, деревьях, овощах и фруктах.

Продолжать учить детей описывать животных , выделяя их характерные признаки.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Закрепить знания детей в употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие время года.

Закрепить умения сравнивать полоски по длине, пользоваться словами «длиннее» , «короче» ; «один» и «много» .

Развивающие :

Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Пальчиковая игра : «Как живёшь?»

Методы обучения : словесный, наглядный, практический.

Материал : игрушечные деревья, мягкие игрушки диких животных, корзина с грибами, магнитофон, осенние листья .

Раздаточный материал для детей : тарелка с грибами, по две полоски разные по длине и цвету.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Восп. Ребята, я хочу пригласить вас в осенний лес на экскурсию . Вы знаете, кто там живёт?

Дети Дикие животные

Восп. Хотели бы вы их увидеть?

Восп. На чём можно добраться в лес.

Дети На машине, на поезде, на автобусе, на велосипеде и т. д.

Восп. Я предлагаю вам отправиться в лес на велосипедах, чтобы не загрязнять воздух в лесу. (Дети садятся «на велосипеды» и едут друг за другом. Остановились, поставили свои «велосипеды» под деревья и сели на пеньки.)

Я предлагаю вам немного отдохнуть и побеседовать.

Игровое упражнение «Какая бывает погода?»

День, когда идёт дождь, какой?. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой?. (ветреный)

Погода, когда часто идут дожди, какая?. (дождливая)

Погода, которая бывает осенью , какая?. (осенняя )

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Задание : определить, чего не бывает осенью .

1) Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.

Дети Так не бывает. Осень дети не купаются , потому что на улице холодно.

Восп. Когда купаются и загорают?

Дети Летом.

Восп. 2) Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

Дети Да, так бывает.

Восп. 3) Набухают почки, распускаются листочки.

Дети Нет, так не бывает. Потому что осенью листочки желтеют и опадают.

Восп. 4) Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дети Да, это правильно.

Восп. Вы знаете, где растут овощи?

Дети На огороде в земле.

Восп. Назовите, какие вы знаете овощи?

Дети Морковка, капуста, картошка, лук и т. д.

Восп. Где растут фрукты?

Дети В саду на деревьях.

Восп. Какие вы знаете фрукты?

Дети Яблоки, груши, сливы, абрикосы и т. д.

Восп. 5) Дикие животные не делают запасы корма.

Дети Нет. Животные делают запасы корма, потому что скоро зима.

Восп. Ребята, скажите, как нужно себя вести в лесу?

Дети В лесу себя необходимо вести тихо, спокойно, чтобы не напугать животных.

Восп. Давайте мы с вами тихонечко встанем и прогуляемся по лесу. Посмотрим, может быть кого-нибудь там встретим.

Физминутка

(дети показывают животных)

Мишка косолапый вразвалочку идёт.

Заинька трусливый скачет и поёт.

Серый волк сердитый важно выступает.

А лисичка рыжая мимо пробегает.

Белочка всё скок да скок с деревца на кустик.

- Ёжик тихо зафырчал, по дорожке побежал.

Вот видите, как много животных живёт в лесу? Ребята, посмотрите и скажите, чем похожи они друг на друга. (Дети смотрят на животных, которые сидят возле ёлок и отвечают на вопросы).

Дети У животных есть лапы, хвост, шерсть, глаза, уши. Все звери живые.

Восп. Звери очень похожи, но у них есть характерные отличия. Давайте их назовём :

У белки есть, что… - кисточки на ушах.

У зайца… - длинные уши.

Медведь какой?. – большой, неуклюжий.

У оленя… - рога на голове.

У ёжика… - иголки на спине.

Для чего ёжику иголки?

Дети Иголки нужны для того, чтобы защищаться и носить корм.

Восп. Какие ещё бывают иголки.

Дети Швейные, медицинские, еловые, сосновые.

Восп. У каждого животного есть свой дом в лесу. Только эти дома все разные, где кому удобно.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Медведь, где живёт?. – в берлоге.

Лиса… - в норе.

Заяц… - под кустиком.

- Ёжик… - в норке.

Белка… - в дупле.

У диких животных есть детёныши. Кто они?

Дидактическая игра «Кто у кого?»

У лисы… - лисята.

У белки… - бельчата.

У ежихи… - ежата.

У медведицы… - медвежата.

У волчицы… - волчата.

У зайчихи… - зайчата.

Пальчиковая игра «Как живёшь?»

Воспит. Ребята, посмотрите, что я нашла под ёлочкой? (Достаю корзину с грибами) . Что это?

Дети Грибы.

Воспит. Как вы узнали, что это грибы?

Дети У грибов есть ножка и шляпка.

Воспит. Вы знаете, как эти грибы называются?

Дети Боровик, маслёнок, мухомор, опята.

Воспит. Ребята, а что вы можете сказать о боровике?

Дети Это самый большой и главный гриб среди других грибов.

Воспит. Мухомор, это какой гриб?

Дети Ядовитый и не съедобный гриб.

Воспит. Правильно, мухомор для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится.

Кто из животных ест мухомор?

Дети Олени ищут мухоморы. Белки сушат на зиму.

Воспит. Где растут опята?

Дети На пеньках.

Воспит. А где растут маслята?

Дети Маслята растут под соснами.

Воспит. Почему эти грибы так называют?

Дети Потому что у них шляпка липкая как, будто маслом смазанная.

Воспит. Ребята, вы хотели бы с грибочками поиграть?

(Для выполнения следующего задания дети проходят за столы.) У каждого на столе тарелочки с грибами и по 2 полоски разной длины и разного цвета.

Воспит. Ребята, посмотрите на полоски и скажите, они одинакового цвета или разные?

Дети Разные. Одна коричневая, а другая - чёрная.

Воспит. По длине полоски одинаковые или разные?

Дети Разные. Коричневая полоска длиннее, а чёрная короче.

(Дети накладывают полоски так, чтобы один конец их совпадал, и находят более длинную).

Воспит. Положите длинную полоску между грибами боровиком и мухомором, а короткую между грибами маслёнком и другим мухомором. Где дорожка длиннее, вверху или внизу?

(спрашиваю индивидуально у детей ) .

Сколько мухоморов?

Дети Два. (Один из детей выходит и показывает цифру у доски) .

Воспит. Какой гриб самый большой?

Дети Боровик.

Воспит. Сколько боровичков?

Дети Один. (Ребёнок выходит к доске и показывает цифру 1) .

Воспит. Сколько всего грибов?

Дети Много. (Индивидуально подхожу и прошу детей сосчитать , сколько всего грибов).

Воспит. Молодцы ребята!

Ну, что, вам понравилось путешествие по осеннему лесу ? (Ответы детей ) .

Пора возвращаться. (Дети берут свои «велосипеды» и едут обратно в детский сад).

Цель : обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательная :

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью , о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь.

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитательная :

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

Области интеграции :

«Познавательное развитие» :

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени , учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений , птиц и животных;

«Развитие речи»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

«Физическое развитие»

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыки.

Предварительная работа :

Беседы об осени .

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года» .

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Оборудование :

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев « автобус», «письмо от зверей» на листике клёна.

Раздаточный : корзина с муляжами овощей и фруктов – 1 штука, маленькие корзинки – 2 штуки, карточки «Съедобное -Несъедобное» .

Музыкальное сопровождение : «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» )

Ход деятельности:

Воспитатель

Организационный момент.

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном?(Осень )

По каким приметам вы догадались, что это осень ?

«Проблемная ситуация»

Кто это к нам спешит? (ёжик)

«Здравствуйте ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд : «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

Правильно!

Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия .

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

2 часть :

Раз, два, три, четыре, пять-

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью.

Дидактическая игра

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

- Молодцы, всё правильно : вот она какая настоящая осень !

«Логоритмика»

Осень , осень - листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

Заяц:

«Я любитель погрызть морковку,

Ем капусту очень ловко,

Прыгаю то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, я такой?»

«Здравствуйте! Ребята, я совсем запутался никак не могу рассортировать овощи и фрукты, помогите мне, пожалуйста».

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень ) (Дети работают в парах)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Кто ещё нас встречает в лесу?

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу».

Кто это? (Белка)

Мультимедийная игра

Игра: « Съедобное- Несъедобное »

Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Гимнастика для глаз: «Дождик»

Дождик, дождик,

Пуще лей (смотрят вверх.)

Капель, капель

Не жалей (смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Дидактические карточки: «Помоги найти нам дом» (ИКТ)

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень

Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Игра «Да – нет»

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут ?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

«Рефлексия»

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие ?

А что больше всего запомнилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 155»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 12 по познавательно-речевому развитию с использованием образовательных областей

(речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие)

«Путешествие в осенний лес»

Провела воспитатель

Белгородцева О.Ю.

Цели:

Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ».
Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого.
Формировать навыки работы с пластилином.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.), капельки голубого цвета.
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы.
Листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны.
Металлофоны.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Ход занятия:

Приветствие «Здравствуй»

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок
Здравствуйте зубки – ам, ам, ам.
Здравствуй носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте ребята – здравствуйте!

Ребята! Сегодня мы отправляемся в осенний лес. Полюбуемся красотой осени.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Красивый осенний букет соберём.
(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно. Где маленький листок? Вот он, под большим листочком.

Физминутка «Деревья»

Ручки подняли и плавно помашем,
Ветер качает листву.
Вниз опустили, руки встряхнули,
Сбросив на землю листву.

Игра с прищепками «Ветер срывает листья с дерева»

Вот подул осенний ветер. Подуйте, как ветер. Сорвал ветер с деревьев все листочки. Снимайте прищепки с палочки.

Игра «Собери листочки и разложи их по цвету»

Вот сколько много у нас листочков разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)

Лепка барельефная «Листики осенние»

Посмотрите, как грустно деревьям без листиков. Давайте сделаем нашим нарисованным деревьям листики из пластилина. Отрывайте маленькие кусочки, прикладывайте к веточке и прижимайте сверху пальчиком.

Игра «Капелька и ладошка»

Дождик-дождик, понемножку,
Капай-капай на ладошку.
(Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя)

Возьмите в руку капельку, поднимите ее вверх, медленно опустите вниз, прямо на ладошку другой руки.

Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надели «сапожки» - оправляемся ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Посади цветы на клумбу

Осень радует нас красивыми цветами. Давайте и мы с вами посадим цветы на клумбу. Возьмите цветочки (вырезанные из клетки для яиц) и посадите их - поставьте в ямки (секции от яичной клетки). А в серединку цветка опустите кусочек желтого пластилина и придавите его пальчиком. Вот какие красивые цветы выросли у вас на клумбе.

Слушание музыки

Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковский), по желанию можно взять в руки цветы и подвигаться с ними.

Собери орешки для белочки

Посмотрите, кто это прыгает? Кто пришел к нам в гости? Это белка.

Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки
Обожают грызть орешки.

Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»

Дети берут палочки и на металлофоне отбивают ритм под песенку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок» Старшая группа.

Подготовила и провела: Бударагина Л.М.

Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе:

Задачи:

  • Выявить знания детей о растительном и животном мире леса;
  • Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям;
  • Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, затяжные осадки, поведение животных осенью) ;
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности;
  • Закрепить знание детей о правилах поведения в лесу.

Материал к занятию:

Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки, животных; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы.

Словарная работа: еловая ветка, дары леса, хвоинки, экстракт смолы, хвойный, мачтовый лес.

(Все персонажи – дети нашей группы)

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.

Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?

Дети: Осень

Воспитатель: Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.

Скажите, какая погода преобладает с её приходом?

Какое небо?

Как светит солнце?

Скажите, какие изменения произошли в природе?

(мало света, тепла, ветрено, дождливо)

Воспитатель: Да, погода изменилась, но сегодня она такая чудесная, солнечная. Так и хочется прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда собираемся в путь.

Воспитатель: Сегодня мы пойдем с вами по экологической тропе. По ней могут идти только те, кто любит и бережет природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. И первая остановка, послушайте загадку: Зимой и летом одним цветом.

Дети: ель.

Воспитатель: А почему про неё так говорят?

Дети: Она не сбрасывает иголки.

Воспитатель: Сосна и ель меняют свои иголки постепенно, каждая хвоинка живёт два года, а потом осыпается и вырастает новая.

Что растёт на сосне и на ели?

Дети: Шишки.

Игра: «С какого дерева шишка?»

Воспитатель: Ребята, кого кормит сосна и ель?

Дети: Зверей и птиц.

Воспитатель: А ещё люди считают сосну лечебным деревом. Сосна выделяет смолу, люди собирают её и делают лекарство. Особенно смола помогает при аллергии. (Рассматриваем экстракт смолы)

Воспитатель: Дети давайте остановимся, посмотрим вверх и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.

Воспитатель: Ребята, скажите как называется лес, где растут одни сосны?

Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.

Викторина:

Кто являются обитателями леса?

Дети:

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч.

Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята.

Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.

Кто укладывается спать на всю зиму?

Кто меняет на зиму шубку?

Кто делает запасы на зиму?

Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

(Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют) .

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

(Выходит старичок – лесовичок) .

Воспитатель: Ребята, смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит) , второй раз дети здороваются с лесовичком.

Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек) .

Воспитатель: Что случилось?

Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…) .

Воспитатель: Не горюй, лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей) . Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой

Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.

Вы, почему нарушаете покой леса?

Леший: Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору) . Где же моя Кикимора, куда ушла!?

Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.

Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.

Какие правила поведения в лесу знаете?

Дети: В лесу нельзя:

  • громко говорить (кричать)
  • включать громко музыку
  • рвать с корнем цветы, грибы
  • ломать ветки деревьев
  • разжигать костры
  • разорять гнезда, муравейники
  • стрелять из рогатки в птиц
  • оставлять за собой мусор
  • разбивать стеклянную посуду
  • курить

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:

1. Если загорелся лес по вине человека:

Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы

  • сгорят деревья
  • не будет чистого воздуха
  • не будет ягод, грибов, орехов
  • а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…

2. Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.

Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.

1. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать

2. Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!

3. Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

4. Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?

Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет) . Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.

Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)

Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.

Дети: Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Дети: Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,

Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.

Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.

Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.

Список используемой литературы.

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх» . М., 1933 г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» . М., 1991г.
  3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой» . М., 1978г.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» . Москва «Творческий центр» - 2003г.
  5. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» . Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
  6. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми» . Мн., 1996г.
  7. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии» . Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
  8. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» . Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
  9. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду» . Я., 1998г.
  10. Попова Т.И. «Мир вокруг нас» . Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
  11. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» . Москва «Мозаика – Синтез»

Наступило волшебное, красивое и ароматное время года — осень. 🙂

По традиции, в детских садах будут проводится различные праздники (Праздник Осени, Праздник Урожая и др.), посвященные этому прекрасному времени года. Конечно же, красивые стихи про осень будут очень кстати. 😉

Стихи про осень для детей детского сада

А. Тесленко

Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди!
Дай ещё нам лета,
Солнышка и света.

М. Ходякова

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года
Осенью зовётся.

В. Степанов

Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закpoма
Ягоды, орехи…

Где же взять зимой сластей
Для детей
И для гостей?

Р. Сеф

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.

Вот почему
На той неделе
Её ладошки
Покраснели.

Е. Трутнева

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

В. Степанов

Следом за летом
Осень идёт.
Жёлтые песни
Ей ветер поёт,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву.

В лесу осиновом

В. Степанов

В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит –
В лесу осиновом
Наступит осень.

Птицы улетают

В. Степанов

Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом.

И. Суриков

Осень, осень.
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

Почему деревья осенью сбрасывают листья?

В. Орлов

– Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!

В. Нирович

Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, желтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.

Ю. Капотов

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
– Мы с кленов …
– Мы с яблонь …
– Мы с вишен …
– С осинки …
– С черёмухи …
– С дуба …
– С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!

М. Яснов

Под берёзой,
Под осиной,
Шевелясь едва-едва,
Будто выводок утиный,
По реке плывет листва.

– Не забудьте, не забудьте
Возвратиться к нам весной!..
– Ути-ути!.. Ути-ути…
Утихает мир лесной.

И стоят деревья-мамы,
И тревожно шелестят,
И глядят на самых-самых
Жёлтых
маленьких
листят…

В. Берестов

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

И. Токмакова

Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Осенний клад

И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.

Непослушный дождь

Т. Конева

Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит,
Побелеешь – снегом станешь –
До апреля не растаешь.

Добрая волшебница

Ю. Капустина

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала Осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила:
Ярко- жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается.

Л. Разводова

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, –
Дождь из листиков и я.

И. Мельничук

Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
– Успокойся,
Белой зимушки не бойся.

Летят дождинки

И. Демьянов

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!

М. Геллер

Дарит осень чудеса,
Да ещё какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

Праздник урожая

Т. Бокова

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.

Улетали лебеди

В. Приходько

Улетали лебеди
С севера на юг.
Растеряли лебеди
Белый-белый пух.
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
Первый снег
Летит.

Е. Интулов

Кричит ворона в небе: – Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень!

Осеннее одеяло

С. Островский

На деревьях
Листьев мало.
На земле –
Невпроворот.

Из лоскутьев
Одеяло
На прощанье
Осень
Шьёт.

И. Винокуров

Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик жёлтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.

Н. Красильников

Прошла лиса под кустом
И обожгла листву хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал осенний лес.

А. Ефимцев

В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
«Осень. Снова осень!»

Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Скоро осень!»

На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
«Осень. Скоро осень!»

Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
«Скоро заметелит
И завьюжит скоро!»