Если ребенок не спокойный что делать. Беспокойный сон ребёнка: причины

Беспокойный сон ребенка – частый повод для волнений родителей. Кроха всю ночь вертится, ненадолго засыпает, но сон его некрепкий, тревожный, нарушить его может любой шорох. Что происходит с малышом? Опытные родители со стажем, как правило, хорошо ориентируются в потребностях своего чада, но даже у них порой возникают вопросы, связанные с беспокойным сном малыша.


Причины

Причин может быть несколько. Как физических, так и психологических.

  • Ребенок беспокойно спит ночью, если он начинает заболевать. Болезнь еще не проявила себя на физическом уровне, и внешне малыш вполне здоров. Но он уже чувствует недомогание, и заранее начинает беспокоиться. Если крохе уже 5 месяцев и более, то причиной для тревожного сна могут стать режущиеся зубки. В любом случае, есть смысл показать карапуза педиатру, чтобы не пропустить начала заболевания.
  • Плохой сон может быть вызван повышенным внутричерепным давлением. Обнаружить эту проблему и назначить лечение может только врач. Беспокойный сон у маленького ребенка может быть и следствием серьезных заболеваний – энцефалопатии, рахита или опухоли головного мозга. Не дают нормально спать отиты, дисбактериоз, а также различные инфекционные заболевания. Поэтому поиск причины тревожного сна стоит начинать с посещения доктора, чтобы исключить болезнь.


  • У новорожденных до 3-5 месяцев частая причина беспокойного сна малыша - кишечные колики. Микрофлора кишечника карапуза еще недостаточно сформирована, к тому же его организм еще только адаптируется к самостоятельной жизни. Эти процессы сопровождаются усиленной выработкой газов. У малыша «пучит» животик, особенно сильно – в вечернее время и ночью. Едва задремав, кроха просыпается, пронзительно кричит, багровеет, поджимает ножки к животику. Облегчить ему неприятные ощущения можно с помощью различных капель и сиропов на основе симетикона, укропной воды, газоотводной трубочки.
  • Малыш может плохо спать, если он замерз или ему жарко. Немало молодых родителей, наслушавшись «добрых» советов, стремятся не избаловать младенца, поэтому лишний раз стараются не брать его на ручки, а к совместному сну в одной постели с ребенком многие мамы и папы вообще относятся отрицательно. А зря. Поскольку кроха может беспокоиться из-за того, что чувствует себя «оторванным» от мамы. А ему необходим физический контакт с ней. Кроме того, ночью температура тела несколько понижается, и малыш нуждается в том, чтобы его согрели мамины руки. Другая крайность – малышу жарко или душно. Мамы боятся простудить ребенка, поэтому плотно закрывают окно в комнате, кутают кроху.

Помещение, где спит младенец, обязательно следует проветривать. Температура в нем в идеале должна быть около 19-20 градусов при влажности воздуха 50-70%. Это наиболее комфортные условия для маленького человека.


  • Еще одна причина для беспокойного сна – голод. Возможно, малыш не наелся в предыдущее кормление, и в этой ситуации не нужно отказываться от ночных кормлений. Нуждаться в ночном приеме пищи ребенок может до 6 месяцев. После этого возраста, как утверждают детские врачи, у ребенка нет физиологической необходимости кушать среди ночи.

Крохи, которые находятся на грудном вскармливании, могут испытывать голод, если молоко мамы недостаточно питательное. Пересмотрите свой пищевой рацион. А также обратитесь к педиатру с просьбой провести контрольное кормление со взвешиванием ребенка до приема пищи и после, чтобы определить, сколько съедает карапуз. Если ему не хватает вашего молока, доктор может разрешить «прикорм».

  • «Искусственники» часто при кормлении заглатывают много воздуха, это создает ложное ощущение сытости. Голод снова возвращается, когда карапуз расслабляется и пытается заснуть. Поэтому малышам, питающимся адаптированными смесями, обязательно нужно давать отрыгнуть воздух после еды. Небольшие срыгивания при этом – вариант нормы. Соска на бутылочке должна нравиться бутузу, быть удобной. Одни крохи предпочитают латексные, другие –силиконовые соски. Подберите своему малышу тот вариант, который он воспримет сам наилучшим образом.


Причина беспокойного сна может крыться и в нарушении режима дня. К примеру, малыш хорошо выспался днем, или вообще перепутал день и ночь. Следует привести режим крохи в соответствии с его возрастными потребностями.

  • Малыш в возрасте от 1 до 3 месяцев нуждается в 17-20 часах сна в сутки.
  • Потребности в сне для детей в возрасте 6 месяцев- 14 часов в сутки.
  • В 1 год ребенок должен спать не менее 13 часов в сутки.
  • В 2 года суточная потребность во сне – 12,5 часов.
  • В 4 года малыш должен спать не менее 11 часов в сутки.
  • В 6 лет потребность во сне- 9 часов.
  • В 12 лет подростку необходимо 8,5 часов сна в сутки.

Советы от популярного педиатра по улучшению качества сна малышей в следующем видео.

К нарушениям ночного сна у детей приводит и недостаток витаминов. А также малыши очень метеочувствительны – они реагируют на перепады атмосферного давления, на осадки, причем нередко «предчувствуют» их.

Психологи утверждают, что беспокойный сон малыша может быть обусловлен возрастными особенностями. Дело в том, что структура сна у детей в 2 месяца и в 2 года – разная. С рождения и до 1 года поверхностный сон у крохи преобладает над глубокой фазой, именно поэтому малыши часто просыпаются. Только одни снова легко засыпают самостоятельно, а другим требуется помощь родителей.

Бывает, что спокойный кроха начинает просыпаться и беспокойно ворочаться к 7-9 месяцам жизни. В этом возрасте у малыша появляются первые психологические проблемы, мешающие спать нормально, – это страх оказаться вдали от мамы. Если родители спят в одной комнате с малышом, то ощущения беззащитности ребенок не будет испытывать и подобные ночные тревожные пробуждения постепенно сойдут на нет.


В 2-3 годам сон может стать тревожным и беспокойным из-за развития воображения малыша. Он уже умеет фантазировать, именно на этот возраст приходится появление ночных кошмаров, страха темноты. Справиться с этим помогут уютный ночник у кроватки малыша, любимая мягкая игрушка, которую он может брать с собой в постель.

Еще один «критический» возраст – 6-7 лет. В это время сон ребенка может нарушаться из-за переживаний, связанных с началом обучения в школе.

В любом возрасте дети очень чувствительны к психологическому климату, который царит в вашем доме. Если там часто ссорятся, нервничают, переживают, это обязательно скажется на качестве сна ребенка, причем не с лучшей стороны.


Создайте своему малышу спокойную, мирную домашнюю атмосферу

Беспокойный сон может быть и «отголоском» врожденных особенностей характера малыша, его темперамента. Известно, что дети-холерики спят хуже, чем дети-флегматики, а детям–сангвиникам тяжелее просыпаться по утрам. К каждому ребенку требуется индивидуальный поход с учетом всех его личных особенностей и общих факторов, влияющих на качество сна.

Последствия дефицита сна для детей

Если проблему беспокойного ночного сна ребенка игнорировать, довольно скоро малыш начнет страдать от недосыпания. Дефицит сна отразится на всех функциях его организма. В первую очередь возникают нарушения в нервной системе. Затем даст «сбои» гормональный фон. Дело в том, что гормон роста СТГ (соматотропин) лучше вырабатывается у детей именно во время сна. Если ребенок недосыпает, у него возникает нехватка гормона роста, и, как следствие, он медленнее растет и развивается не только физически, но и интеллектуально.

Другой «ночной» гормон - кортизол помогает организму справляться со стрессом. Если ребенок мало спит, уровень кортизола у него занижен, а значит, психика крохи становится уязвимой.

Хронический недосып снижает умственные и интеллектуальные способности ребенка, таким малышам тяжело дается обучение, у них выраженные проблемы с памятью.


Обязательно отрегулируйте сон малыша, дабы избежать проблем с будущим развитием ребенка

Как наладить сон ребенка?

Если беспокойный ночной сон вашего ребенка - не исключение, а, скорее, уже правило, нужно обратиться к педиатру. Он посоветует способ улучшить сон малыша, учитывая возрастные особенности.

Если причина в заболевании, лечение пойдет на пользу, и малыш начнет спать нормально.

Если ребенок здоров, то «выровнять» его сон можно своими силами.

  • Хорошо помогает купание перед отходом ко сну, легкий успокаивающий массаж. В воду, в которой купается малыш, можно добавить несколько капель валерианы или пустырника.
  • Вечером лучше избегать повышенной активности, все шумные игры и развивающие занятия с ребенком старайтесь устраивать в дневное время. Взбудораженный карапуз по определению не может спать крепко.
  • Не забывайте, что малышу важны прогулки. Дети, с которыми мало гуляют, чаще других страдают нарушениями сна. Если погода и сезон позволяют, устраивайте небольшие вечерние прогулки.
  • Постельное белье в кроватке малыша должно быть только их натуральных тканей, матрас - ровным и в меру мягким (оптимальный вариантортопедический матрас), а подгузник – проверенным, качественным и надежным. Дети до 2 лет в подушке не нуждаются.


Наладить ночной сон помогают особые ритуалы. Придумать их может каждая мама с учетом потребностей своего ребенка. В моей семье это обязательное прочтение одной сказки после купания перед сном. Сделайте свой ритуал обязательным. Что бы ни случилось, его следует неукоснительно выполнять. Это позволит малышу довольно быстро понять, чего он него хотят родители, и он будет ждать наступления событий в определенном порядке. Это снижает уровень стресса, делает отход ко сну более мягким и плавным.

Новорождённые часто плохо спят в ночное время, беспокоя подобным поведением неопытных мам и пап. Родители начинают думать, что малыш плохо себя чувствует, поэтому так себя ведёт. На самом деле не стоит сильно переживать, ведь груднички часто страдают расстройствами сна, просто необходимо правильно определить причины нарушений.

Каждая мама может добиться того, чтобы малыш сладко посапывал в кроватке нужное количество часов. Для этого необходимо приложить некоторые усилия. Крепкий сон днём и ночью – это не только польза растущему организму, но и масса свободного времени у родителей, которых выматывают работа и дела по хозяйству. У молодых мам появляется возможность посвятить себе лишние пару часов. Давайте разберёмся, почему ребенок ворочается и что делать, если сон малыша стал беспокойным.

Факты. Первые месяцы жизни груднички не понимают, что такое день и ночь. Они бодрствуют около 6-10 часов в сутки.

Причины нарушений сна в дневные часы

Маленькие дети еще не совсем адаптированы к режиму дня. Малыши пробуждаются, если хотят есть, пить или же из-за неподходящей температуры в комнате. Влияет на качество дневного сна и время кормления. Грудничок беспокойно спит по нескольким причинам:

  • Неблагоприятный микроклимат помещения, в котором находится младенец. Сухой воздух, чересчур высокая температура в комнате, редкое проветривание испортят отдых даже взрослому человеку;
  • Неустойчивый эмоциональный фон. Связано это с еще неокрепшей психикой младенца, например, малыши не всегда могут уснуть после активных игр на свежем воздухе;
  • Тесная одежда или слишком теплое одеяло. Не стоит укутывать ребёнка в летние месяцы, исключением является проживание за полярным кругом.

Существенное влияние на качество сна оказывают следующие факторы:

  • Появление первых зубов;
  • Нарушение стула, например, ;
  • Индивидуальные особенности организма: среди людей выделяют жаворонков и сов;
  • Метеозависимость;
  • Затруднённое дыхание из-за ;
  • Психологические барьеры, например, новорождённый хочет всегда находиться рядом с мамой, не желая разлучаться даже для сна.

Факты. Человек проводит во сне примерно 20-30 лет своей жизни. Для полноценного отдыха необходимо 7-8 часов сна.

Причины нарушений сна в ночные часы

Настоящей проблемой оборачивается бодрствование малыша в темное время суток. Ведь тогда взрослые и грудничок не могут полноценно отдохнуть. Оказаться в царстве Морфея мешают приём пищи в неподходящее время или нервное перевозбуждение. Свою лепту вносят и младенческие , появляющиеся с двухнедельного возраста и дающие о себе знать вплоть до 4 месяцев.

Зачастую грудной ребёнок крепко спит, когда мама укладывает его спать рядом с собой. Семье необязательно проводить всю ночь на одном спальном месте, малыша можно переложить в кроватку после того, как он заснёт. Родительская кровать должна быть в непосредственной близости от спящего ребенка. Не дают хорошенько выспаться:

  • Ночные мочеиспускания. Подгузники намокают, а трение о влажную ткань приводит к появлению кожных раздражений;
  • Громкие звуки. В городских квартирах множество источников шума: и соседи-меломаны, и автомобили, и компании во дворе;
  • Новорожденный беспокойно спит из-за нехватки внимания, заботы и ласки со стороны родителей.

Факты. Рождение ребенка приводит к тому, что молодые родители недосыпают порядка 500 часов сна в первый год жизни малыша.

Сколько должен спать ребенок?

Продолжительность сна и его качество влияют на здоровье и общее развитие маленького организма. Следует знать, сколько ваше чадо должно проводить времени в постели на каждом этапе жизни:

  • До трех месяцев дети спят очень долго, они должны проводить во сне порядка 15-18 часов в сутки;
  • До полугода крохам хватает 14 часов в сутки;
  • До одного года показатели приближаются к 11-12 часам;
  • В дневные часы новорождённые спят примерно, как взрослый человек, около двух часов.

Факты. Учёные доказали, что наличие лишнего веса связано с недосыпом.

Но не стоит бежать к врачу, если время, проведённое ребенком во сне, немного отличается от этих данных. Здесь представлены усреднённые показатели, а каждый человеческий организм уникален: кому-то хватает 5 часов, а кому-то мало и 10.

Какие действия необходимо предпринять?

Малыш будет безмятежно спать, если следовать нижеизложенным рекомендациям.

Температура и влажность

Поддерживаете оптимальную температуру и влажность. Идеальными считаются около двадцати градусов тепла. Свежий воздух способствует глубокому сну, поэтому важно, как можно чаще открывать окна. Например, малыши хорошо спят во время прогулки. Родителям стоит регулярно пребывать на улице с ребенком.

Темнота

В комнате должно быть максимально темно, именно в темноте у человека вырабатывается гормон сна – мелатонин. Для хорошего дневного сна необходимо занавесить окна плотными гардинами, чтобы естественный свет не мешал процессу засыпания. Маленькие дети не всегда любят находиться в кромешной тьме, ему будет комфортнее с ночником или светом, проникающим из соседнего помещения.

Голод

На сытый желудок спят лучше и дети, и их родители. Кормление должно быть обязательным перед моционом и перед укладыванием спать. Сон на голодный желудок становиться поверхностным. Новорождённый, находящийся на грудном вскармливании, хорошо засыпает после употребления материнского молока. Для искусственников подойдёт бутылочка с соской. Процесс кормления успокаивает, настраивает на продолжительный отдых.

Колыбельная

На некоторых крох благотворно влияет прослушивание приятной музыки или колыбельной песни. Материнский голос успокаивает любого новорождённого.

Укачивание

Способствует быстрому засыпанию укачивание. Но малыши сильно , качать придётся продолжительное время, иначе сон не наступит. Дети часто спят в коляске, которая приведена в движение, пробуждение возникает, когда она перестаёт ехать.

Близость с мамой

Маленькие дети тяжело адаптируются к новым условиям жизни. Ещё вчера они были в утробе матери, а сегодня уже вынуждены находиться в этом незнакомом и большом мире. Психологически комфортнее рядом с самым близким человеком – с мамой. Поэтому новорождённые успокаиваются, находясь возле матери, ощущая её тепло и запах.

Совместный сон

Некоторые родители скептически относятся ко сну в одной кровати. Тогда ваши спальные места должны находиться рядом друг с другом. Груднички часто просыпаются посреди ночи и отсутствие матери может оказаться сильным стрессом для маленького ребенка. Близость детской кроватки позволяет сразу реагировать на звуки, издаваемые малышом.

Маленькая кроватка

В магазине детской мебели обратите внимания не на кроватки, а на небольшие люльки. Миниатюрное пространство даёт чувство комфорта и защищённости.

Сухой подгузник

Малыш будет ворочаться и беспокойно вести себя, если он намочил или бельё. Памперсы не рекомендуют многие педиатры, но они удобны в ночное время. Если вы не хотите надевать их на малыша, то будьте готов к ночным подъёмам и смене мокрых пелёнок на сухие.

Жажда

Грудничок плохо спит и просыпается от сильного желания пить. Жажда и беспокойство могут быть вызваны слишком сухим воздухом в помещении, это актуально в холодно время года, когда работает отопление. Для увлажнения помещения можно приобрести специальное устройство или просто повесить мокрую простыню на радиатор. Рядом с кроваткой должна быть бутылочка с жидкостью.

Колики

До 4 месяцев беспокойный сон у грудничка может быть вызван . В таком случае показаны лечебный массаж, специальная гимнастика, лежание на животе перед кормлением, купание в теплой воде, приём . Родителям детей, находящихся на искусственных смесях, следует внимательно отнестись к выбору питания. Неправильно подобранная смесь может причинить сильный вред организму.

Ритуал

Разработайте своеобразный ритуал отхода ко сну, например, это может быть прослушивание музыки, ванночка с отваром целебных трав или чтение сказок вечером. Также у новорожденного должен быть строгий режим дня. Некоторые факторы приводят к перевозбуждению психики, например, просмотр телепередач, подвижные игры, большое количество незнакомых людей вокруг. Стоит избегать этого и тогда ребенок будет легко засыпать и крепок спать продолжительное время. Спокойная атмосфера – зало хорошего отдыха.

Самостоятельное засыпание – это лучшая профилактика частых ночных пробуждений. Только не нужно полночи слушать крики младенца и не предпринимать никаких действий. К этому вопросу стоит подходить последовательно и осторожно.

Усталость

Перед ночным сном ребенок должен бодрствовать не менее 4 часов, тогда он будет крепко спать всю ночь.

Здравствуйте! На самом деле причин того, почему ваш семимесячный ребенок часто плачет и плохо спит, может быть очень много.

Часто причины детского плача и неспокойного сна так и остаются загадкой. Кроха может просто реагировать на изменившуюся погоду (все груднички метеозависимы), или волноваться в период полнолуния.

Его могут беспокоить газики в желудке, или воспалившиеся десны перед прорезыванием зубов.

Также очень часто малыш может улавливать беспокойство своей мамы. Если маму беспокоят какие-нибудь неурядицы в семье, или что-либо еще, ребенок очень чуток реагирует на это. И если в вашем случае, такое ваше состояние имеет место быть, то постарайтесь, прежде всего, сама успокоиться. Попробуйте взглянуть на ваши неприятности со стороны, как если бы не вы испытывали всё это, а ваша малознакомая соседка. Попробуйте научиться отключать лишние и ненужные эмоции, не накалять страсти до предела, и научиться воспринимать жизнь позитивнее.

Ребенок очень живо реагирует на окружающую его обстановку. Нервная, неуверенная в своих силах мама просто обречена на неуспех. Расслабьтесь, чего бы это ни стоило, или хотя бы вообразите себя спокойной и знающей, как помочь своему крохе. Ваш малыш почувствует, что все хорошо, и обязательно изменит свое поведение. Если у вас есть хоть малейшие опасения, что плач ребенка вызван болезнью, не затягивайте с обращением к врачу. Даже если вы сомневаетесь и, скорее всего, переживания окажутся неоправданными, рисковать здоровьем маленького не стоит. Никакая, даже чересчур взволнованная мама, не способна удивить детского врача или патронажную сестру. С такими женщинами им приходится сталкиваться постоянно, и они знают, как им помочь. Только не занимайтесь самолечением! Когда животику больно Большинство грудничков плачут от коликов. Раздувающие животик газы причиняют малышам сильнейшие боли и заставляют издавать самые ужасные крики. Как правило, колики мучают детишек с первого месяца жизни (в некоторых случаях практически с рождения) и до 3-6 месяцев. Считается, что чаще всего страдальцами этого недуга, вызванного незрелостью кишечника, становятся представители сильного пола. Если ваш ребенок беспокойно сучит ножками, безутешно кричит примерно в одно и то же время (как правило, по вечерам, но совсем не обязательно), тяжело засыпает, плохо спит, вероятнее всего, у него колики. В этом случае поможет нехитрая гимнастика. Самое известное упражнение называется лягушка. Его вам покажет любой детский массажист или неонатолог. Стопы страдальца соединяются вместе, ножки согнуты в коленях. При таком забавном положении кишечник освобождается от газиков, может наступить отхождение кала. Полезен также специальный массаж. Мягко массируйте животик младенца, вокруг пупочка, по часовой стрелке, увеличивая диаметр круга, - так расположен кишечник. После этого можно «покататься на велосипеде»: ножки совершают круговые движения от животика к бедрам. Некоторые мамочки признаются, что от коликовой боли их детям помогает выкладывание на животик перед кормлением и прикладывание теплой пеленки на беспокоящее место. Кормящая мама должна строго соблюдать режим питания, исключая вызывающие газообразование продукты. Плач ребенка может прекратиться и после употребления специальных фенхелевых напитков. Можно попробовать и детский ромашковый чай. В некоторых случаях врачи прописывают специальные препараты. Что подойдет вашему малышу, трудно предугадать заранее. Однако стоит заметить, что специалисты по грудному вскармливанию вообще не рекомендуют использовать какие-либо лекарства. Ведь сама природа предлагает нам идеальное средство, справляющееся с проблемами коликов и беспокойного поведения ребенка, - материнское молоко. Это волшебное молочко Если вы кормите ребеночка грудью, проблемы с пищеварением будут тревожить его значительно реже. Однако многие женщины не понимают временной причины коликов, сетуя на некачественную природу своего молока, и заканчивают этот важнейший для маленького создания способ общения с мамой, так и не дождавшись заветных трех месяцев. В итоге, с переходом на смесь, проблемы с животиком только усугубляются, выздоровление затягивается. Так что постарайтесь быть благоразумными! Пробуйте кормить малыша, как только он начинает беспокоиться. Во время сосания материнской груди кроха находится в состоянии блаженства и полного расслабления, газы покидают успокоившийся животик, происходит стул, маленькому мученику становится легче. Да, если на улице прохладно, вы не сможете накормить малыша грудью на прогулке. Но ведь можно выйти из дому с сытым и довольным жизнью грудничком, который способен проспать несколько часов до следующего кормления. Свежий воздух и движение коляски будут вам в помощь. А если что не так - не спишите домой. Попробуйте укачать ребенка на руках, а затем снова положить в коляску. Назад к маме Еще один популярный способ, помогающий растить спокойного здорового ребенка, это использования специальной перевязи: слинга. Сладко спящий в слинге малыш находится в идеальном состоянии, приближенным к состоянию до рождения. Он, как и прежде, слышит стук материнского сердца, узнает ее голос, чувствует запах молока, так напоминающий запах внутриутробных вод. Малыш не чувствует голода, так как грудь всегда рядом, он движется в одном ритме с мамой, так же, как и в самый беззаботный в его жизни период. Особенно слинг полезен для коликовых детей, незаменим и для малышей с врожденными патологиями. Слинговые малыши быстрее развиваются и лучше набирают вес. Да и маме не мешало бы освободить руки и заняться необходимыми домашними делами. Ваш ребенок не желает прекращать свой крик - попробуйте поносить его в слинге! Только учтите, что процесс привыкания к этому нехитрому способу переноски достаточно кропотливый для новичка, и может потребоваться помощь консультанта.

Проанализируйте время, когда ваш малыш ведет себя беспокойно и постарайтесь найти сопутствующие этому времени условия, и изменить их. Желаю удачи и здоровья вам и вашему малышу!

Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.

Беспокойный грудничок: теория и практика

Шаг первый: успокоиться

Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.

Что делать

Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.

Шаг второй: выработать общую стратегию

Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.

Что делать

  1. Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
  2. Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
  3. Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.

Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.

Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.

Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.

В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института