Дети сироты оставшегося без попечительства родителей. Кто такие: «дети, оставшиеся без попечения родителей»

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в статье 121 Семейного кодекса, а часть причин «прячется» в формулу: «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

В связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в Семейный кодекс были внесены изменения, которые добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребенка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях:
. Родители (единственный родитель) умерли;
. Родители ребенка неизвестны (подкидыш, найденыш);
. Родители лишены родительских прав;
. Родители ограничены в родительских правах;
. Родители признаны недееспособными;
. Родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
. Родители длительно отсутствуют, в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
. Родители уклоняются от воспитания детей;
. Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;
. Родители отказываются забирать свои детей из какого-либо учреждения (отказники);
. Родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;
. Одинокая мать ребенка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает с ним контактов (не принимает участия в его воспитании);
. Родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребенка;
. Родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребенка;
. Родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
. Все иные случаи отсутствия родительского попечения, в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребенок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец - в местах лишения свободы. Или: отец - погиб, мать - помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей - отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребенка и принять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребенок все равно будет считаться оставшимся без родительского попечения. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребенка, за исключением необходимости немедленно обеспечить такую защиту до устройства ребенка (т.е., например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание - передавать ребенка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребенка все равно остается открытым, и ответственность за такое устройство лежит на органах опеки и попечительства.

Поскольку законом установлен тридцатидневный срок, в течение которого органы опеки и попечительства должны осуществить постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребенка, осуществляющих о нем заботу, не обязывает органы опеки и попечительства осуществлять жизненное устройство ребенка в этом случае. Однако если родители оставили ребенка «на родственников» на срок, превышающий 30 суток, органы опеки и попечительства должны признать такого ребенка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего из числа заботящихся о нем родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего ребенка.


Сиротами считаются дети младше 18 лет , которые потеряли обоих (или своего единственного) родителей по причине их смерти.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - это граждане, которые не достигли совершеннолетия, и на них не распространяется забота обоих (или единственного) родителей. Данный статус устанавливается в случаях, когда родители:

  • Лишены своих прав на детей.
  • Не способны вести нормальную деятельность.
  • Объявлены умершими.
  • Содержатся под стражей или в местах заключения.
  • Признаны пропавшими без вести или умершими.
  • Не заботятся о ребенке, не отстаивают его права.
  • Отказываются забрать ребенка из учреждений, где он проходит лечение, обучается.
  • Другие случаи в рамках законодательства, в том числе если личности родителей ребенка не установлены.

Федеральные льготы детям, потерявшим родителя в 2019 году

  • , размер которой устанавливается государством. Каждый год ее величина индексируется с учетом показателей инфляции. При потере одного, размер выплаты с 1 апреля 2018 года - 5240,65 рубля, при потере обоих - 10481,3 рубля .
  • Страховая пенсия положена сиротам, родители которых официально вели трудовую деятельность. Вычисляется как сумма ИПК * 81,49 рубля + 2491 рубль (4983 рубля для сирот).
  • Обеспечение жильем из специального фонда. Данное право сохраняется после 23 лет до того, как гражданин не будет фактически обеспечен жильем.
  • Особые условия при поступлении в колледжи и университеты.
  • Студентам данных учебных заведений предоставляется повышенная стипендия.
  • Ежегодно предоставляются средства на канцелярские предметы и учебники.
  • Бесплатное медицинское обслуживание.
  • Предоставление льгот на путевки в санатории и другие оздоровительные учреждения, включая бесплатный проезд до них.
  • В академотпуске остаются выплаты стипендии (в случае заболевания).
  • Бесплатное питание при обучении в государственных заведениях.
  • Свободный проезд на общественном транспорте во время учебы в пределах города, пригорода или района.
  • Бесплатное второе среднее специальное образование.
  • После завершения учебы дети-сироты могут бесплатно посещать профессиональные курсы в центре занятости и получить там консультацию.
  • Если в службу занятости обращается сирота без опыта работы, ему е не менее средней региональной зарплаты (на протяжении полугода ).

Региональные льготы

Данная категория льгот зависит от субъекта РФ, а пособия выплачиваются из регионального бюджета. В том числе специальные льготы детям сиротам устанавливает городская администрация. Информацию о них предоставляют органы социальной защиты по месту жительства.

Регионы предлагают следующие льготы:

  • Дополнительные денежные выплаты.
  • Бесплатный проезд при использовании общественного транспорта.
  • Освобождение от оплаты коммунальных услуг.
  • Выплаты на проведение жилищного ремонта.

Медицинское обслуживание

Детям-сиротам положено бесплатное обслуживание при обращении в медицинские учреждения муниципального и государственного уровня. Сюда входит диспансеризация, прохождение оздоровительных процедур и осмотров врачей, оперативное решение.

Если имеются медицинские показания, то эта категория граждан имеет право воспользоваться путевкой в оздоровительные лагеря для детей и студентов, санатории, курорты, базы отдыха. Также государство оплачивает проезд от места жительства до данных учреждений.

Социальная поддержка опекунов

После усыновления гражданам полагаются такие же пособия, как и на рожденных детей. Однако законом предусматриваются специальные выплаты , которые может получить опекун. Они финансируются из региональных и местных бюджетов.

При усыновлении опекуну в 2018 году производится единовременная выплата на сумму 16873 рубля . Это пособие на одного ребенка. Индексация детского пособия прошла 1 февраля 2018 года на 3,2% .

При наличии у ребенка инвалидности эта сумма увеличивается как минимум в полтора раза . При усыновлении братьев и сестер величина пособия так же возрастает, как и после принятия в семью ребенка старше семи лет .

Если ребенку еще не исполнилось три месяца или полтора года , то опекуну полагаются дополнительные пособия. Их размер определяется с учетом величины заработной платы опекуна за расчетный период.

Для ухода за усыновленным ребенком младше 3 месяцев полагается отпуск сроком 70 – 100 дней . Его может получить не только мужчина, но и женщина. Данный отпуск оплачивается в полном размере от средней зарплаты.

Для получения выплаты предоставляются следующие документы:

  • Заявление.
  • Паспорт опекуна (копия).
  • Решение суда или договор об опеке.
  • Документы для подтверждения правана повышенное пособие.

Перечисленные документы отправляются в службы социальной защиты по месту жительства в течение полугода с официальной даты усыновления. Если указанный срок уже прошел, то добиться выплаты пособия можно в судебном порядке.

При усыновлении второго и последующих детей гражданам полагается материнский капитал . Чтобы получить его, нужно обратиться в ближайшее отделение Пенсионного фонда. Туда необходимо предоставить соответствующее заявление и документы, подтверждающие российское гражданство родителей и усыновление детей.

Льготы опекунам:

  • Право на сокращенный рабочий день (сопровождается снижением заработка).
  • При наличии детей до 5 лет могут отказаться от работы в ночную смену, в выходные и праздничные дни, командировочных направлений.
  • Дополнительно предоставляется 4 нерабочих дней в месяц , которые оплачиваются по среднему заработку.
  • Ежегодный дополнительный отпуск (до 14 дней ).
  • Отпуск для сопровождения ребенка до места обучения, если образовательное учреждение находится в другом городе.
  • Налоговые вычеты в размере 1400 рублей (за первого и второго подопечного), 3000 рублей (на третьего и последующих) и 6000 рублей (на детей с инвалидностью).
  • Дополнительные льготы устанавливаются на региональном уровне. Это возмещение расходов на оплату услуг ЖКХ, содержание ребенка, выплаты на студентов, проходящих очное обучение, а также пособия на инвалидов, подкинутых и оставленных детей.

Пример на тему льготы сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Игорь остался сиротой в 12 лет. Его родная тетя Нина Александровна, будучи единственной родственницей, оформила на него опекунство. Сейчас Игорь живет и учится в техникуме в Саратове, а Нина Александровна снимает комнату и работает в другом городе. Женщина планирует переехать в город, где учится и живет племянник. За консультацией она обратилась в местный муниципалитет.

Специалист отдела соцзащиты объяснил Нине Александровне, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , а также , ее племянник имеет право на получение жилплощади. При этом под жилой площадью закон подразумевает отдельные квартиры, дома, а не комнаты, койко-место или коммунальные квартиры. Выделяют его из жилого фонда того населенного пункта, где проживает и учится ребенок.

  • Трудовой деятельности.
  • Медицинского обслуживания.
  • Льготы сиротам действует на федеральном уровне. Однако регионы могут устанавливать дополнительные пособия и предоставлять льготные условия.

    При усыновлении ребенка опекуну выплачивается единовременное пособие , установленное государством. В дальнейшем на ребенка распространяются общие льготы и пособия, как для семей с родными детьми (материнский капитал, пособия по уходу). Для получения дотаций необходимо предоставить ряд документов согласно требуемому перечню.

    Опекун также имеет право воспользоваться дополнительным отпуском и отгулами, подлежащими оплате. При наличии усыновленных детей полагаются налоговые вычеты , которые зависят от количества детей в семье и их состояния здоровья.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по льготам для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Вопрос: На какие льготы могут рассчитывать сироты и дети без попечения родителей при поступлении в ВУЗы?

    Ответ: Такие абитуриенты имеют право пройти бесплатную подготовку в высшем учебном заведении. При этом их зачисляют без конкурса. Обязательное условие – нужно успешно сдать вступительные экзамены.

    Сиротам обеспечивается бесплатное обучение за счет государства, включая получение высшего образования (только до 23 лет ). В процессе обучения им полагается повышенная сумма стипендии и ежегодные перечисления на канцелярию и другие принадлежности для учебы.

    дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

    Лишены родительских прав,

    Ограничены в родительских правах,

    Признаны безвестно отсутствующими,

    Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

    Находятся в лечебных учреждениях,

    Объявлены умершими,

    Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

    Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

    Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

    Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

    населения и других аналогичных учреждений

    И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

    лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

    На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

    В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

    Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

    Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

    Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

    В чем опасность социального сиротства:

    · нарушение общественного порядка – 58,3%;

    · рост необразованности населения – 8,3%;

    · детская смертность – 33,3%;

    · деградация общества –17,6%;

    · повторяют путь своих родителей – 12,5%;

    Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

    Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

    Причинами отказа от малышей были:

    1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

    2) низкое материальное положение (61-76%);

    3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

    4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

    5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

    6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

    7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

    Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

    В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

    Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

    Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

    Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

    1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

    2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

    3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

    4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

    5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

    6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

    7. Возрождение духовной культуры нации.

    8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

    9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

    10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

    11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

    Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

    Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

    Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

    Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

    В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

    Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

    Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

    Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

    Литература:

    1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

    2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

    3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

    4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.

    Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей , – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей недееспособными и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

    Дети, потерявшие одного или обоих родителей, имеют право на получение трудовой или социальной пенсии. Трудовую пенсию получают дети-сироты, умершие родители которых имели страховой стаж. Такая пенсия состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховой, которая рассчитывается исходя из стажа и заработка умершего кормильца. Если умерший кормилец не имел страхового стажа, то детям назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

    Согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дети-сироты получают социальную пенсию по случаю потери кормильца до 18 лет, выплата пенсии детям-сиротам продлевается при условии их обучения по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (кроме учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

    Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также льготы для детей этой категории установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    В соответствии с этим законом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии – до того момента, пока они не окончат образовательное учреждение (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ).

    Получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

    Помимо полного государственного обеспечения, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как предусмотрено в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии для других обучающихся. Также им выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

    Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер такого пособия составляет трехмесячную стипендию (п.6 ст.6 Федерального закона N 159-ФЗ). Пособие выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

    При выпуске из этих образовательных учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются сезонной одеждой и обувью. Также им выплачивается пособие в размере не менее 200 рублей. Об этом сказано в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ.

    Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

    В соответствии со статьей 8 данного закона, выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

    По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

    При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

    Таким детям предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    При трудоустройстве в организации (даже коммерческие) выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются за счет средств этого образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием. Нормы такого обеспечения утверждены постановлением правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По желанию выпускников им может быть выдана или перечислена на сберкнижку денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Также выпускникам выплачивается единовременное денежное пособие в размере не менее 500 руб. Так прописано в пункте 8 статьи 6 Федерального закона N 159‑ФЗ.

    В соответствии со ст.9 ФЗ №159, органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Лицам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Этим лицам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

    Полезные материалы

    Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»