Развитие реакции зрачков у ребенка. Взрывная скорость и упражнения на реакцию

В наш век компьютерных технологий очень важно не потерять способность быстро реагировать на внешние раздражители. И пусть нам не нужно бороться с мамонтами и добывать таким образом себе пропитание, но проблема борьбы и выживания остаётся актуальной.

От чего зависит скорость реакции

Во все времена скорость реакции имела очень большое значение. Хочешь выжить, быть первым, выиграть в соревновании или игре - реагируй быстро.
На скорость реакции влияют многие факторы:

  • наследственность;
  • состояние нервной системы;
  • питание;
  • окружающая обстановка;
  • хобби;
  • настроение и многое другое.

Есть люди с замедленным реагированием, которые очень переживают из-за различных ситуаций. Например, в играх они думают, куда лучше повернуть или как лучше выстрелить. Им необходимо научиться отстраняться от ненужных вещей и быстрее реагировать.

Знаете ли вы? Считается, что с возрастом мозг медленнее обрабатывает информацию, но различные исследования показывают, что скорость реагирования одинакова и у 70-летних, и у 25-летних.

С физиологической стороны быстрота реагирования зависит от скорости протекания таких процессов:

  • принятие раздражающего сигнала на слуховой, зрительный или другой рецептор;
  • передача сигнала в мозг;
  • анализ поступившей информации и принятие ответа;
  • проведение ответного сигнала от ЦНС к мышцам;
  • возбуждение мышцы и ответная реакция.

Скорость ответной реакции в основном зависит от лабильности нервной системы. При воздействии сильного раздражителя включается рефлекторный ответ. Формирование стереотипных рефлексов позволяет реагировать без размышления (без участия головного мозга).

Как проверить

Чтобы узнать время реагирования на раздражители, необходимо высчитать разницу во времени между началом действия и ответной реакцией. Для этого существуют даже специальные приборы. На различных сайтах имеются специальные тесты для определения скорости реакции.

Важно! Тесты нужно проходить в здоровом и бодром состоянии. Для чистоты эксперимента лучше использовать мышку, так как на сенсорных экранах задержка дольше. Рекомендуется также прохождение теста одной рукой, а затем другой.

Время реагирования на различные раздражители несколько различается, но в среднем оно составляет 0,1–0,3 секунды. У разных людей оно также может значительно разниться.

Как улучшить реакцию: упражнения в домашних условиях

Скорость реакции до определённой степени можно увеличить, для этого используются специальные упражнения. Ответ на раздражитель должен быть простым и удобным для вас, а также полезным в реальной жизни. Занимаясь постоянно, можно отточить реакцию до рефлекса.
Начинать нужно с упражнений попроще, переходя со временем к более сложным. Существуют упражнения для улучшения и ускорения реакции на различные раздражители (зрительные, слуховые и осязания).

На слух

Чтобы не пугаться звуков и стать обладателем хорошей реакции, необходимы ежедневные тренировки. Для этого вам понадобится помощник. Есть несколько обязательных условий:

  1. Звуковой сигнал должен быть хорошо выраженным и понятным. Это может быть стук, хлопок, щелчок или что-то другое.
  2. Источник звука - скрыт от вас (следует находиться к нему спиной или использовать повязку на глаза).
  3. Очень важна неожиданность.

На определённые слуховые раздражители нужно отвечать соответствующим образом. Чем большее количество мышц будет задействовано, тем лучше. Например, можно использовать такие комбинации:

  • при свистке - присядьте;
  • при команде «стой» - подпрыгните;
  • при слове «ап» - поднимите правую руку.
Задания нужно усложнять. Например, при хлопке (звук выстрела) нужно отскочить в сторону, присесть и прикрыть голову руками. Чем разнообразнее будут задания, тем выше будет эффект от занятий.
Это даст возможность выработать нужные рефлексы, правильно реагировать на звуковые посылы и развить адекватное поведение.

На осязание

Во время занятий нужно придерживаться определённых условий:

  • раздражающий источник скрыт (стоит за спиной, или вы с закрытыми глазами);
  • прикосновения должны быть неожиданными.

Можно использовать такие варианты упражнений:

  1. Вы сидите на стуле, руки - на коленях. Каждое касание тренера сопровождается хлопком в ладоши. Нужно добиться сокращения времени между прикосновением и хлопком.
  2. Вы стоите. Когда тренер касается вашего плеча, необходимо присесть или отскочить в сторону.
  3. Тренер прикасается к вашей спине, а вы должны быстро к нему повернуться.
Вариантов различных упражнений множество. Всё зависит от вашей фантазии.

Знаете ли вы? Восприятие некоторых цветов (например, красного) увеличивает скорость реакции, ускоряет работу мышц, но и усиливает беспокойство.

На зрение

Большую долю информации человек воспринимает через глаза, поэтому развитию хорошей реакции на зрительные раздражители нужно уделить особое внимание. Для развития таких навыков используются следующие упражнения:

  1. Тренер показывает бумагу различных цветов, и на каждый должно быть своё действие (например, зелёный - закрыть глаза, красный - щёлкнуть пальцами).
  2. Тренер из ящика достаёт разные предметы, а вы должны подпрыгнуть на тех, которые оговорены ранее.
  3. Помощник прижимает линейку к стене, а ваш палец находится в сантиметре от неё. Линейка отпускается, а вам нужно как можно быстрее её прижать обратно.
На зрительную реакцию положительно влияют многие детские игры. Например, такая забава, как «камень-ножницы-бумага». Или игра, при которой руки расположены на столе и один игрок пытается ладонью прикрыть руку другого.
Задача последнего - убрать её вовремя. Быстроту реагирования увеличивают комбинация различных упражнений и изменение вида деятельности. Зрительный рефлекс улучшает такое упражнение:
  1. Сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете.
  2. Переключите внимание на другой объект.
  3. Быстро переводите взгляд с одного предмета на другой.

Важно! Развивая ответные реакции на раздражители, лучше использовать набор не бессмысленных упражнений, а таких, которые могут реально пригодиться в важных жизненных ситуациях. Упор делается на получение конкретных навыков: спортивных, игровых или для безопасности.

Мы используем свои рефлекторные навыки в повседневной жизни и даже не задумываемся над этим. Между тем быстрота реакции часто может спасти нам жизнь. И даже зная, что скорость реакции во многом зависит от наследственности и состояния нервной системы, нужно её развивать. Мы будем рады, если наши упражнения помогут вам в этом.

Видео: как развить реакцию

Задержка реакции - способность подумать, прежде чем начать действовать, не поддаться искушению сказать или сделать что-то до оценки ситуации. Отсутствие этого навыка у взрослых намного более заметно постороннему наблюдателю, чем наличие, потому что большинство из нас контролируют себя, что позволяет успешно взаимодействовать с окружающими как дома, так и на работе. Из этой статьи вы узнаете, как развить задержку реакции у ребенка.

Как развить задержку реакции у ребенка

Некоторые успешно пользуются навыком задержки реакции, пока не оказываются в эмоционально напряженной ситуации. В наше время быстрой связи злые письма, о которых отправитель жалеет тут же (или после получения злобного ответа), - обычный результат неумения сдерживаться. Наша способность думать, прежде чем действовать, также снижается, когда организм ослаблен алкоголем, недостатком сна или стрессом. Если вы склонны делать поспешные выводы, или действовать, не собрав необходимые факты, или говорить первое, что придет в голову, не подумав, - скорее всего, у вас плохо развит навык задержки реакции.

Учимся развивать навыки задержки реакции

Как мы уже говорили, навык задержки реакции возникает в младенчестве. Его зачатки позволяют ребенку «выбирать», реагировать или не реагировать на то, что он видит перед собой. До его появления малыши по большей части зависят от окружения. Если что-то попадает в поле их зрения, они зацикливаются на этом, пока не выяснят, что к чему. Вместе с навыком задержки реакции появляется возможность игнорировать помехи при достижении цели. Когда дети начинают понимать речь, способность сдерживаться развивается, потому что они могут усвоить правила, данные другими (например: «Не прикасайся к горячей плите»).

Как и настойчивость в достижении цели в наиболее развитой форме может быть высшим организационным навыком зрелого человека, задержка реакции - фундаментальный навык, основа для остальных. Ребенок, не способный противостоять импульсам, не может сам начинать работу, сосредоточиваться, планировать, организовывать свои дела или решать проблемы. Ребенок, умеющий подавлять сиюминутные импульсы, имеет значительное преимущество в школе, легче заводит друзей и в итоге успешнее достигает своих целей.

Способность ребенка задерживать реакцию

Известное исследование, проведенное много лет назад, показало, что дети различаются по способности задерживать реакцию, и именно это обусловливает их успехи в дальнейшем. Трехлетних детей оставляли в комнате с одной зефиринкой и давали выбор: съесть ее или подождать, пока не вернется взрослый и не даст им вторую. Через одностороннее зеркальное стекло ученые увидели, что некоторые дети могли сдержать импульс съесть сладость, разговаривая с собой, стараясь не смотреть на нее или отвлекаясь иным способом. Много лет спустя ученые проследили за успехами этих детей и обнаружили, что те, кто в трехлетнем возрасте смог сдержать себя, со временем получали лучшие оценки в школе, намного реже нарушали закон и были более успешны в других сферах.

Время проявлений навыков

По мере взросления дети становятся более искусными в применении основных организационных навыков. Однако к задержке реакции это утверждение не относится. Этот навык, по-видимому, часто нарушается в подростковом возрасте. Неврологи, занимающиеся изучением изменений мозга в этот период, обнаружили, что существует «разрыв связи» между подкорковыми структурами мозга, где возникают эмоции и импульсы, и предлобной корой, где принимаются рациональные решения.

Постепенно, в подростковом и даже зрелом возрасте, соединения укрепляются. В результате способность сдерживаться усиливается. Пока соединения не укрепятся, молодые люди чаще принимают решения интуитивно, не на основе рационального мышления, за которое отвечают лобные доли.

Подростки переживают и другие изменения, которые требуют контроля импульсов. Обретение автономии - важнейшая задача развития, которая упрощается, когда подростки попадают под влияние сверстников и начинают оспаривать родительский авторитет. К сожалению, хотя этот сдвиг и помогает повысить независимость, он также обусловливает большую импульсивность. Ко всему прочему, общество в целом ослабляет контроль, давая подросткам больше свободы в выборе, как и с кем проводить свободное время. И это может привести к неверным решениям. Если повезет, такие решения в результате станут хорошими уроками и не нанесут непоправимого ущерба детям или кому-то еще. Но мы можем повысить шансы на успех, если будем активно помогать детям учиться контролю импульсов.

Насколько успешно ваш ребенок контролирует свои импульсы по сравнению со сверстниками? Нижеприведенный опросник поможет вам ответить на этот вопрос, подтвердив или опровергнув предварительные оценки. Вы сможете внимательнее изучить, как часто ваш ребенок использует этот навык.

Насколько успешно ваш ребенок сдерживает реакции

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа детский сад

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может придерживаться простых школьных правил (например, поднимать руку, прежде чем высказаться)
  • Может находиться рядом с другим ребенком, не трогая его
  • Может подождать, пока родитель договорит по телефону, прежде чем сказать ему что-то (иногда нужно напоминание).

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Может разрешить конфликтную ситуацию со сверстниками без драки (иногда теряет терпение)
  • Следует школьным и домашним правилам, даже когда взрослых нет рядом
  • Может успокоиться в эмоционально напряженной ситуации после напоминания взрослых.

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен не реагировать на колкие замечания или провокации сверстников
  • Может отказаться от развлечений или быстро спланировать «запасной» вариант
  • Не обижает друзей.

Если вы присудили по 2-3 балла каждой способности в соответствии с возрастом ребенка, вероятно, он не страдает от недостатка этого навыка, но может только выиграть от небольшой коррекции поведения. Если вы поставили только нули и единицы, скорее всего, ребенка необходимо обучить этому навыку. Чтобы помочь вам сформировать собственную стратегию корректировки, мы приводим пару подробных сценариев, описывающих ситуации, с которыми родители часто обращаются к нам.

В каждом случае мы описываем изменения среды, последовательность обучения навыку и стимулы, которые помогут ребенку закрепить его использование.

Правила обучения навыкам задержки реакции

Всегда учитывайте, что маленькие дети практически не могут контролировать свои импульсы. Вроде бы это очевидно, но, если ваш ребенок не только рассеянный, но и умный, легко забыть, что врожденный интеллект не связан с навыком задержки реакции, особенно если ребенку всего 4-6 лет. Этот навык начинает развиваться в младенчестве, но у дошкольников и учеников начальных классов очень много конкурирующих потребностей (желание съесть четыре шарика мороженого вместо одного, лечь спать попозже, потому что ни капельки не устал, или броситься через школьную парковку, забитую машинами, пытающимися выехать с нее, потому что увидел лучшего друга на другой стороне). Мы можем устранять соблазны: контролировать количество съеденных сладостей, определять порядок приготовления ко сну, устанавливать правила поведения (например, за столом и при общении с другими детьми) и обеспечивать надзор в ситуациях, когда импульсы могут довести до беды (вспомните о парковке). Определение границ помогает маленьким детям понять, что такое контроль импульсов, и развить навык задержки реакции.

Чтобы развить задержку реакции научите ребенка ждать удовлетворения сиюминутных порывов в течение некоторого времени. Умение ждать - основа развития более сложных навыков. Если у вашей дочери проблемы с ожиданием, установите таймер и скажите, что, когда раздастся сигнал, она сможет сделать или взять то, что хочет. Поначалу устанавливайте небольшой интервал и постепенно увеличивайте время ожидания. Порядок действий преследует ту же цель («Сначала сделай задание по правописанию, а затем играй в видеоигры»).

Требование «заслужить» то, чего хочет ребенок, - еще один способ научить ожиданию и сдерживанию импульсов. Если ребенку это тяжело дается, дайте ему возможность видеть свой прогресс, например, ведите график или таблицу.

Помогите детям понять, что слабый контроль импульсов чреват неприятностями. Иногда проблемы возникают естественным образом (например, если сын будет бить своих приятелей, они не захотят играть с ним), в других случаях придется применить наказание («Если ты не можешь делиться своей игровой приставкой с братом, я заберу ее на какое-то время»).

Подготовьте ребенка к ситуациям, которые потребуют контроля импульсов, предупредив заранее. Спросите: «Какие у нас правила для видеоигр?» или «Что ты будешь делать, если перед самой длинной горкой в аквапарке будет очередь ребят, которые хотят спуститься с нее?»

Отрабатывайте навык задержки реакции с помощью ролевых игр. Детям, как и взрослым, сложнее контролировать импульсы в напряженных ситуациях, когда они чрезмерно устали или слишком возбуждены (например, в праздники). В таких случаях сформулируйте предполагаемую проблемную ситуацию и сыграйте роль того, кто может негативно повлиять на способность вашего ребенка подумать, перед тем как действовать.

Перед тем как ребенок попадет в ситуацию, требующую определенного поведения, намекните ему об этом, а затем похвалите за самоконтроль. Допустим, вы усердно пытаетесь научить своего ребенка избегать драк, когда он выходит гулять с соседскими детьми. Перед тем как он выйдет на улицу, спросите: «Над каким поведением мы сейчас работаем?» - и затем посмотрите на результат. Тогда вы сможете быстро предложить вознаграждение, если ребенок покажет, что стремится контролировать себя. Очень важно, чтобы кто-то из родителей был в непосредственной близости (или как минимум мог наблюдать за ребенком на небольшой дистанции, например через окно), сам видел его поведение, а не надеялся на правдивый ответ. Ваше присутствие важно и потому, что вы должны поощрить и укрепить положительное поведение ребенка.

Быстрота реакции является одним из самых впечатляющих физических качеств человека. Более того, скорость реакции жизненно важна даже в быту, не говоря уже об экстремальных ситуациях, довольно часто возникающих в нашей жизни. Если вы управляете автомобилем, ходите по оживлённым улицам города, играете в футбол или другие активные игры, занимаетесь боевыми искусствами, вам не обойтись без хорошо развитой реакции. Если у вас есть дети, стоит позаботиться о развитии и них хорошей скорости реакции, используя приведённые в статье упражнения.

Реакция. Что это?

Время реакции – это время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Весь процесс реагирования содержит в себе 3 фазы:

1) раздражение воспринимается рецептором и в виде нервного импульса бежит к коре головного мозга;

2) переработка нервных импульсов и формирование необходимой реакции;

3) передача сигнала мышцам для ответного действия и непосредственно их работа.

Чем меньше время, затраченное на все 3 фазы, тем выше скорость реакции человека.

Скорость реакции особенно проявляется в игровых видах спорта, боксе, единоборствах. Также она важна там, где необходимо быстро уйти со старта по сигналу (бег, плавание).

Хорошая скорость реакции нужна и в повседневной жизни – она помогает не только избежать неожиданно появившихся опасностей и препятствий (особенно на дорогах), но и быстро решать необходимые задачи, обрабатывая большое количество информации.

Скорость реакции каждого человека зависит от работы его нервной системы (скорости передачи нервных импульсов). Эта особенность заложена в нас генетически, и она не поддаётся тренировкам – изменить её мы никак не сможем. Как же тогда улучшить свои способности к реагированию?

Во-первых, следует улучшать свои скоростные способности – ведь быстрота реагирования организма после получения всех необходимых сигналов зависит уже от возможности мышечной системы быстро выполнять какие-либо действия.

Во-вторых, нужно сформировать у себя рефлексы, позволяющие реагировать на определённые раздражители без размышления и без постоянной корректировки движения.

Что значит корректировка движений? Когда мы пытаемся овладеть новым движением, мышца получает сигнал о том, что она должна сделать, а после уже она отправляет сигнал о том, что получилось в результате, и вносятся корректировки, то есть мышца находится под постоянным контролем. Это требует определённого времени. Если же Вы сумеете выработать рефлекс на нужный Вам раздражитель, например, на определённое действие соперника, то время на его обдумывание уже не понадобится.

Если вы просто хотите развивать скорость реакции, не привязываясь к какому-либо действию, можно использовать следующие упражнения.

Упражнения для развития скорости реакции

Выбегание со старта по чужой команде

Делайте это из различных положений: сидя, стоя на четвереньках, из упора лёжа, лёжа лицом вниз/лицом вверх (если позволяет поверхность). После старта будет достаточно пробежать 10-15 метров – здесь важна именно скорость реагирования на сигнал. Желательно выполнять это упражнение в группе либо с контролем времени выполнения упражнения.

Бег с высокой скоростью по лесу или парку

Нужно выбрать не самую популярную дорогу – чем больше препятствий на Вашем пути, тем лучше. Необходимо во время ускорения уклоняться от веток деревьев и успешно миновать кусты, встречающиеся на пути. Но не стоит выбирать для бега поверхность, покрытую травой – это может быть не только губительным для некоторых видов растений, но и травмоопасно для Вас. На траве очень легко поскользнуться.

Уклоны от брошенного партнёром мяча

Постепенно можно сокращать дистанцию и увеличивать силу броска. Выбрать следует такой размер и материал мяча, чтобы при неудачной попытке увернуться, Вы не получили травму, особенно головы. Например, теннисный мяч лучше не использовать в таких тренировках.

Спарринг

В боевых искусствах нет лучшего средства для развития реакции бойцов, чем спарринг. Поединок с имитацией ударов или нанесением лёгких ударов является прекрасной тренировкой не только реакции, но и координации движений, выносливости и многих других важных физических качеств.

Метания мяча в цель или на дальность после чужого сигнала

Это упражнение тоже лучше проводить в группе либо с контролем времени. Здесь, наоборот, отлично подойдёт именно теннисный мячик.

Детская игра «Сядь на стульчик», в которой стульев меньше, чем играющих

При определённом сигнале (выключение музыки, хлопке) необходимо занять стул, тоже неплохая тренировка реакции. Как разновидность можно использовать следующий вариант: вместо стульев разложить по столу примерно одинаковые по форме и размеру предметы и по сигналу каждый участник должен схватить один из предметов. Предметов, соответственно, должно быть меньше, чем участников.

Сигналы для тренировки реакции

Кроме звуковых сигналов можно подавать зрительные: например, вместо хлопка использовать включение лампочки (выключатель и человек, который должен включить лампу не должны быть видны тренирующимся).

Интересно, что реакцию можно тренировать и на запахи – это разовьёт чувствительность Вашего обоняния и добавит разнообразие в тренировочный процесс. Например, выполнять какое-либо движение на скорость после появление запаха какого-либо освежителя воздуха (брызнуть освежителем должен будет Ваш напарник). Важно, чтобы Вы не видели и не слышали, как это происходит, а реагировали именно на запах. Для этого напарник стоит вне зоны видимости, а само упражнение можно выполнять в берушах.

Самое важное при тренировке скорости реакции – это создать эффект неожиданности в появлении нужного сигнала.

Для этого лучше всего тренироваться с кем-либо. Если всё-таки пришлось тренироваться одному, воспользуйтесь подручными предметами. Например, можно бросать в стену мяч для регби и ловить его – Вам будет сложно предугадать, куда именно он отскочит. Если вы просто будете отдавать сигналы самому себе – эффекта от тренировки не будет.

Хорошая реакция является важной способностью человеческого организма, которая пригодится в жизни. Люди, у которых она хорошо развита, являются внимательными и собранными, что помогает им в сложных ситуациях быстро сориентироваться и найти выход.

Как тренировать реакцию?

Развивать разные способности своего организма легко, главное, делать это регулярно и правильно. Важный момент, позволяющий сделать тренировки успешными – не бояться, поскольку страх блокирует логику. Прежде чем понять, как тренировать скорость реакции, стоит отметить необходимость напарника, поскольку самостоятельное выполнение упражнений чаще бессмысленно. Именно другой человек обеспечит такие важные характеристики тренинга, как непредсказуемость и неконтролируемость раздражителя.

Игры для тренировки реакции

Самый простой и доступный для каждого человека вариант тренинга – компьютерные игры, которые, по мнению многих людей, являются бесполезными. Подобные развлечения заставляют на происходящем, реагировать на различные типы раздражителей. Упражнения для тренировки реакции – динамические игры, например, аркады, симуляторы, гонки и т.д. Подберите для себя вариант, который требует различные движения, и развивайтесь в свое удовольствие, но только не злоупотребляйте, ведь длительное нахождение за компьютером вредит здоровью.

Тренировка скорости реакции

Умение быстро реагировать на различные раздражители необходимо спортсменам, например, боксерам или теннисистам. Есть фитнес упражнения, на развитие быстроты реакции у человека, используемые в занятиях самообороны. Они несложные и не требуют особой спортивной подготовки. Лучше всего выполнять их с закрытыми глазами, что сделает тренировку более эффективной, обострив реакцию.

  1. Захват . Партнер стоит за спиной и кладет руку на плечо. Нужно сразу же схватить ее и вывернуться.
  2. «Пистолет» . Помощник упирается пальцем или в левую, или в правую сторону спины. От места соприкосновения зависит, куда в каком направлении следует сделать шаг.
  3. Принятие позы . Тренер должен встать за спиной на расстоянии вытянутой руки. Задача – после касания плеча необходимо максимально быстро выполнить какое-то действие, например, прыгнуть или присесть.

Как развить реакцию?

Чтобы развивать свои способности, рекомендуется выбирать разнообразные задания, которые будут вовлекать в работу разные мышцы. Есть такие виды реакции: зрительная, слуховая и осязательная, и все они поддаются развитию. На начальных этапах тренировок рекомендуется выполнять упражнения в медленном темпе, чтобы выработать правильный алгоритм движений. Развитие реакции подразумевает регулярные занятия, поскольку без этого результат не будет прогресса.

Хороший эффект в этом деле дает визуализация. В спокойной обстановке расслабьтесь и представляйте выполнение разных движений с желаемой скоростью. Подобная психологическая подготовка является отличным дополнением физической тренировки. Визуализация позволяет , которое менее активно. Регулярные практики за непродолжительный промежуток времени отразятся на результатах.

Упражнения на быстроту реакции

Зрение – важный процесс, позволяющий познавать окружающий мир, оценивать ситуацию и выделять потенциальную опасность. Именно тренировке зрительной реакции важно уделять больше внимания. Результат зависит от того, как быстро человек принимает решение, после визуального осмотра. Выбирайте упражнения для развития реакции, которые подразумевают оценку ситуации и выполнение определенного действия.

  1. Помощник прижимает линейку к стене на уровне глаз тренирующего человека. Участник держит большой палец на расстоянии 1 см. от нее и на отметке 10-15 см. от ее края. Задача заключается в том, чтобы остановить пальцем линейку, когда она будет отпущена партнером.
  2. Хорошей тренировкой реакции станет игра «камень/ножницы/бумага».
  3. Партнер должен показывать при помощи пальцев любое число от одного до пяти. Задача заключается в том, чтобы показать ему противоположное значение, учитывая правило четное/нечетное.
  4. Два человека садятся друг напротив друга: один держит руку на столе, ладонью вверх, а другой пытается дотронуться до нее. Задача первого человека не дать ему это сделать.

Развитие скорости реакции

В тренировки необходимо включать упражнения, для развития скорости звукового восприятия. В качестве разрежающего фактора выступает музыка, стук, щелчок и другие звуки. Упражнения на скорость реакции необходимо выполнять с партнером, поскольку тренирующий не должен предугадывать момент звукового сигнала.

  1. Помощник становится за спиной, а перед собой тренирующий кладет любой предмет. Задача – по одному хлопку передвигать его влево, а по двум – вправо.
  2. Два человека садятся друг напротив друга, а между ними на столе лежит любой предмет. По звуковому сигналу, например, можно использовать таймер на телефоне, необходимо первым забрать предмет.
  3. Тренер подает сигнала при помощи свистка. Если был подан один сигнал, то нужно прыгнуть на месте, два сигнала – приседание, а три – хлопок в ладоши. Это упражнение позволяет сократить реакцию на звуковой раздражитель.

Упражнения на реакцию в домашних условиях

Усовершенствовать свои способности легко самостоятельно дома. Самый простой вариант – подбрасывать монету и ловить ее. Отличный способ тренировки подразумевает использование специального мяча с необычной формой, благодаря которой невозможно предсказать в каком направлении он отскочит после удара о поверхность. Хороши для домашней тренировки и упражнения с теннисным мячом для развития реакции.

  1. Отбивайте мяч об пол, как баскетбольный, меняя принимающую руку. Когда упражнение будет получаться, используйте сразу два мяча, ведя их обеими руками одновременно.
  2. Бросайте мяч в стену под разным углом и в разные точки. Ловите его тоже рукой, которой бросаете. Делайте упражнение по очереди обеими руками.
  3. Для этого упражнения нужен помощник, который должен стать за спиной на расстоянии в несколько метров. Стоять нужно перед стеной. Партнер бросает мяч в стену, а тренирующий человек ловит. Это упражнение учит быстро принимать решение.
  4. Два человека становятся друг напротив друга на расстоянии примерно 3-4 м. Необходимо одновременно бросать друг другу тенистые мячи, причем один делает передачу низом, а второй – верхом.

Скорость (speed). Детям нравится ощущение быстрого бега. Если развивать эту скоростную способность, то значительная часть в процессе ее совершенствования у ребенка сводится к выработке навыка эффективно и экономично преодолевать первые несколько метров дистанции, а затем регулировать длину и увеличивать частоту беговых шагов для прохождения более длинной дистанции. Под скоростью следует понимать максимальную скорость, которую может развить и поддерживать ребенок обычно на короткой дистанции. В главе, посвященной технике выполнения движений долгосрочной тренировочной программы для детей младшего возраста, фокусируется внимание на большом количестве технических приемов для правильного выполнения бега. Это улучшит технику бега, которая, в свою очередь, будет интегрирована во все аспекты детской физической подготовки. Самые лучшие бегуны затрачивают незначительное количество времени на контакт ног с землей.

Ловкость (agility). Ловкость - это способность изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Поэтому необходимо практиковать тренинг ловкости во всех этих областях. К ловкости не следует относится как к чему-то само собой разумеющемуся и ей нужно обучать детей. Хороший уровень ловкости может также способствовать предотвращению мелких травм и повреждений посредством «обучения» мышц правильным способам активизации и контролирования мгновенных изменений, происходящих в голеностопных, коленных, тазобедренных, плючевых суставах, а также в суставах позвоночника, для принятия оптимального положения тела. Еще одним очень важным преимущественном тренинга ловкости у детей является его продолжительность. В детском возрасте человек более эффективно реагирует на программирование мышечной памяти и будет помнить и повторять движения автоматически.

Четыре стадии ловкости
1. Балансирование
2. Координация движений
3. Программируемая ловкость
4. Самопроизвольная ловкость

Несмотря на то что эти стадии ловкости имеют едва заметные различия и зачастую частично совпадают друг с другом, понимание каждой стадии способствует упрощению процессов преподавания и усвоению материала учащимися. Балансирование является основополагающим физическим качеством в спорте. В данном случае ловкости в умении стоять, ходить и останавливаться, одновременно фокусируя внимание на центре тяжести, правильной осанке и постановке стоп, можно научить, в связи с чем ощущение равновесия обретается относительно быстро. Примеры балансирования: балансирование стоя на одной ноге, балансирование стоя на гимнастическом бревне; ходьба по гимнастическому бревну; шаги назад с закрытыми глазами и прыжки на мини-трамплине с последующей остановкой. Для тренировки балансирования потребуется немного времени всего пару минут два или три раза в неделю.

Координация движений. Развитие реакции - это цель овладения простыми двигательными навыками в условиях физически более тяжелых нагрузок. Это физическая активность, которая включает в себя одновременно два или более двигательных процессов. Работа по обучению навыкам координации движений зачастую медленная и методичная, с акцентом на правильной биомеханике во время выполнения трудных со спортивной точки зрения физических упражнений. Тренинг координации движений может быть усовершенствован посредством разделения процесса обучения этому навыку на несколько частей, а затем постепенного их объединения. Физические упражнения на координацию движений включают в себя работу ног, бег по кругу, повторение «в зеркальном отражении» движений партнера, ритмические и циклические двигательные действия, например отработка ударов мячом руками об пол и прыжки. Более сложные упражнения - «ходьба, ставя одну ногу в пространство между ступеньками лестницы», прыжки через барьер вперед и в обратном направлении».

Третья стадия тренировки ловкости называется «программируемой ловкостью». Прежде чем можно будет обучаться навыкам манипуляции и осваивать многие другие сложные спортивные движения, необходимо отработать выполнение образцов и последовательностей движений.

Упражнения для развития программируемой ловкости могут выполняться на высокой скорости, но должны разучиваться на низких, контролируемых скоростях. Примерами являются разминочные упражнения на площадке с зигзагообразными дорожками, челночный бег и упражнения «быстрые ноги» с лестницами, расположенными в форме буквы «Т», каждое из которых включает изменение направления движения наряжу с выполнением знакомых стандартных движений. В этом процессе не задействован фактор спонтанности движений.
Как только эти виды упражнений будут освоены и начнут выполняться на регулярной основе, время и качество выполнения будут улучшаться и станут заметными успехи в развитии силы, «взрывной» силы, гибкости и способности контролировать тело. Это верно для детей с любыми физическими возможностями.

Последней и самой сложной для освоения, подготовки и выполнения является стадия самопроизвольной ловкости. На этой стадии дети выполняют задания с неизвестными заранее требованиями и не по заученным образцам движений, а спонтанно. Здесь учительтренер может задействовать визуальные и слуховые навыки таким образом, чтобы ребенок был вынужден в считанные доли секунды принимать решения относительно движений на основе различных стимулов. Уровень навыка теперь становится гораздо ближе к уровню, необходимому дл «хаоса», с которым приходится сталкиваться в реальных игровых ситуациях. Самопроизвольная ловкость может развиваться посредством таких игр, как салки, игра с мячом - «прочитай задание и выполняй», и более специфических упражнений, например, прыжок и приземление, за которыми следует команда учителя медленно выполнить неожиданное движение.

Тренировка ловкости трудна, забавна и увлекательна. Здесь имеется возможность для использования огромного количества игр и упражнений для разнообразий, гарантирующего, что тренировочный процесс не станет кучным или трудным и мучительным. Ловкость не является навыком, необходимым только тем, кто наделен способностями элитного спортсмена - попробуйте целенаправленно перемещаться в переполненном покупателями торговом центре!

Быстрота (qickness). Когда бегут увеличивает скорость бега, должно генерироваться много энергии и передаваться посредством ступни на землю. Это действие подобно тому, как, наматывая полотенце («ногу») на ролик и удерживая рукой один конец, вдруг с силой потянуть его на себя, чтобы раздался резкий звук с другого конца («ступни»).

Благодаря ускорению тело в считанные доли секунды переходит из статического положения в движение. Мышцы фактически удлиняются, а затем моментально укорачиваются - процесс начинается как «эксцентрический» с последующим «концентрическим» сокращением. Этот цикл работы мышц называется циклом удлинения и укорачивания.

SAQ-тренинг сфокусирован на улучшении функционирования нервно-мышечного аппарата, который влияет на этот процесс таким образом, что инициированное движение - боковое, линейное или вертикальное - является автоматическим, «взрывным» и точным. Промежуток времени между раздражением и ответной реакцией - это время, которое требуется для того, чтобы мозг получил сигнал и отреагировал на него, посылая импульс мышце, заставляющий ее сокращаться. Это то, что помогает ребенку во время игры поворачиваться направо, налево и снова направо, а затем быстро бежать к боковой линии или вратарю отреагировать в считанные доли секунды и спасти игру. При продолжении SAQ-тренинга нервно-мышечный аппарат перепрограммируется, и ограничительные психические блоки и преграды устраняются. Последовательно передаваемые от мозга импульсы беспрепятственно поступают к мышцам, в результате чего ребенок инстинктивно ускоряет движение.

Тренировка быстроты начинает с «иннервации» (изолированных быстрых сокращений мышц, окружающих сустав», например, при повторении одного и того же «взрывного» движения через короткий период времени, в частности, в беговых упражнениях «быстрые ноги» и с бегом по прямой. Эти быстро повторяющиеся движения активизируют в организме «механизмы», обеспечивающие движение в скоординированной манере для развития скорости. Интеграция тренинга быстроты и тренировочный процесс в течение года посредством использования бегового упражнения «быстрые ноги » и упражнений на быстроту реакции в результате приведет к тому, что мышцы будут обладать более высокой скоростью процесса активизации. Это означает, что дети будут способны осуществлять быстрое и более контролируемое ускорение движения. Цель тренинга - обеспечить осуществление «взрывного» ускорения на первых 1-3 метрах дистанции. Представьте себе, что механизм «зажигания», происходящего посредством связи между нервной системой и мышцами, подобен аналогичному процессу в автомобиле. Правильный расчет времени, скорости и плавности переключения скорости означает, что ускорение движения колес и, следовательно, и автомобиля будет осуществляться более эффективно и что колеса не подведут и водитель не утратит контроля в данной ситуации.