Наш эксперт, семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева. Ортопедическая подушка для новорожденных при кривошее

С какого возраста начинать воспитание детей? Этот вопрос очень серьезный. Ведь некоторые считают, что заниматься воспитанием ребенка нужно после того, как он научится разговаривать и понимать. Это ошибочная точка зрения.

С первых дней жизни маленького человечка важно заботиться не только о его нормальном физическом развитии, но и содействовать правильному нервно-психическому развитию. Интенсивное развитие детей в раннем возрасте оказывает влияние на всю последующую их жизнь. От того, как проходит детство ребенка во многом зависит и его здоровье, и характер, и отношение к окружающему.

Воспитание детей – это настоящее искусство, которое родителям приходится совершенствовать всю жизнь. Стандартный подход в воспитании детей недопустим – нужно быть гибкими, применяя различные методы и средства.

Никогда не стремитесь, чтобы ребенок осваивал больше знаний и навыков, чем это доступно в его возрасте. При этом к каждому нужен индивидуальный подход, учитывая, что ребенок раннего возраста быстро утомляется и легко возбуждается.

Если не начать воспитывать ребенка с первых дней жизни, то со 2-3-го месяца он будет уже отставать в развитии. А неправильное воспитание способствует развитию у детей вредных привычек.

С рождения до 3 месяцев:

Как развивать у ребенка раннего возраста радостно-деятельное состояние? Каждый раз, когда берете ребенка на руки для кормления, переодевания или туалета, то несколько минут поговорите, и поиграйте с ним. Если с первых недель с детьми часто, ласково и с улыбкой разговаривать, то они лучше развиваются, много лепечут, чем совершенствуют голосовой аппарат.

В часы бодрствования надо давать детям возможность двигаться свободно и заниматься с игрушками, соответствующими их возрасту. Перед каждым кормлением и укладыванием спать, нужно систематически класть ребенка на живот, для развития умения поднимать голову. А также, для поднятия эмоционального тонуса, недолго держать ребенка на руках.

Показывайте ребенку разные игрушки, но не подвешивайте и не давайте ему в руки сразу много игрушек – это рассеивает его внимание и вызывает утомление. Если малыш смотрит на игрушку, но не протягивает к ней руку, то погладьте игрушкой его руку – это побуждает к вытягиванию рук.

При укладывании детей спать, неправильно укачивать их, похлопывать рукой или применять другие методы, чтобы они поскорее уснули. Все это вредно для них и отнимает много сил и времени у взрослых, так как, привыкнув засыпать только так, они не смогут обходиться без этого, будут капризничать и беспокойно спать.

Воспитание детей раннего возраста. От 3 до 6 месяцев:

— Больше разговаривать с детьми, поддерживая радостное настроение и вызывая ответные звуки.

— Развивать навык брать и держать игрушку.

— Помогать в освоении ползания.

— Учить переворачиваться со спины на живот.

Воспитание детей раннего возраста. От 6 до 9 месяцев:

В этом возрасте ребенок овладевает различными движениями, понимает речь, произносит отдельные слоги и постепенно начинает различать интонации взрослых. Поэтому, в обращении с ребенком можно уже применять строгий тон для запрета и ласковый тон для поощрения.

Необходимо расширять интерес ребенка к окружающей обстановке, называя по нескольку раз тот или иной предмет и побуждать поднять упавшую игрушку. Новые движения и позы доставляют ребенку радость. Способствуйте развитию тех навыков, которые дети не могут освоить без помощи взрослых.

Воспитание детей раннего возраста. От 9 месяцев до 1 года:

Обычно с этого возраста у детей возрастает потребность в общении с взрослыми. Они тянутся к тому, кто больше уделяет им внимания, ласково обращается с ними и кто больше ими занимается. Но при этом не ограничивайте самостоятельную деятельность ребенка: пусть он какое-то время самостоятельно играет с игрушками, ползает или ходит, держась за разные предметы, преодолевает некоторые посильные для него трудности – это доставляет детям радость.

Устраивайте для детей совместные игры с двумя или несколькими детьми. Но ими необходимо умело руководить, приучать их правильно относиться друг к другу и оказывать взаимопомощь.

Также, взрослые должны проводить с детьми специальные занятия, игры и развлечения с воспитательной целью. От взрослых требуется терпение, пока ребенок овладеет каким-то навыком, а затем постепенно переходить к другому упражнению.

Воспитание детей раннего возраста. От 1 года до 2 лет:

На втором году жизни ребенка ваши воспитательные задачи несколько усложняются. По мере развития ребенка расширяются его интересы, желания и общение с взрослыми. В это время изменяется и характер игры – играя, дети подражают действиям взрослых и выражают свои впечатления от окружающего. Поэтому, ваша задача – создать в игре целевую установку и довести её до конечного результата. А для этого нужно развивать у детей заинтересованность в результате их действий. Старайтесь организовывать такие игры, в которых отражается то, что происходит вокруг.

Воспитание детей раннего возраста. От 2 до 3 лет:

В этом возрасте большое воспитательное значение для детей имеет речь и поведение взрослых, особенно то, как члены семьи разговаривают друг с другом.

На третьем году жизни ребенок стремится к самостоятельности. Поддерживайте его желание самому одеваться, умываться, доставать игрушки, преодолевать небольшие препятствия.

Кроме самостоятельной деятельности ребенка, взрослым необходимо подбирать наиболее полезные игры занятия, которые будут развивать у него координацию движений, точность, ловкость и другие ценные качества. Для этого нужны разнообразные игрушки и специальные пособия для рисования, лепки, «строительства» и другие.

Необходимо умело руководить занятиями детей, чтобы они старались закончить одно дело и только потом переключаться на другое. Хвалите детей за их старания.

Побуждайте детей больше говорить, обучайте их новым словам и новым действиям. Приучайте ребенка к организованности и аккуратности, чтобы он собирал разбросанные игрушки, ставил на место свой стульчик и т.п.

Но не стоит забывать о том, что детям от 2 до 3 лет ещё сложно воспринимать и усваивать новый материал, потому что у них внимание недостаточно развито, и не нужно их перегружать. Сначала давайте ребенку несложные задания: что-то принести, кого-то позвать, и постепенно усложняйте. Требуйте, чтобы ребенок обязательно их выполнял.

Если ребенок отстает в развитии , помните о важности индивидуального подхода в воспитании. Например, если он плохо понимает речь, то объясняя игру, необходимо дополнить объяснение показом. Удачно подбирая игры и другие занятия, вы поможете ребенку развить движения, речь, эмоции.

Возможно, вы замечали, что во многих зарубежных фильмах родители ни при каких обстоятельствах не оставляют младших детей одних. За ними либо присматривают старшие братья и сестры, либо нанятые нянечки из числа подростков, либо взрослые няни. Если же никого такого в распоряжении не оказывается, то родители забирают ребенка с собой.

Все это потому, что во многих странах есть свои законы, согласно которым оставлять ребенка дома одного можно только с определенного возраста. Например, в разных штатах Америки этот возраст варьируется с 10 до 18 лет. И если родители ослушаются буквы закона, то с них могут взять штраф, а то и подвергнуть их более серьезному наказанию (особенно в том случае, если они оставят совсем маленького ребенка под присмотром того, кому и самому еще нельзя оставаться одному).

Вероятно, вы и сами не любите оставлять маленького ребенка одного, потому что если вы хоть раз попробовали это сделать - то напереживались сами и застали дома такого же издерганного малыша. Но до какого возраста такое положение вещей нормально? Попробуем разобраться.

Требования российских законов

Стоит сразу отметить, что в нашей стране нет законов, которые бы четко ограничивали возраст, до которого ребенка категорически запрещено оставлять дома одного. Другими словами, этот вопрос остается на совести родителей. Но нужно учитывать, что в нашем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за заведомое оставление без помощи того, кто не в состоянии позаботиться о себе сам, и кому вы оказать помощь могли. То есть если вы оставите ребенка одного дома, и с ним что-то случится - это будет целиком и полностью ваша вина. И вы понесете за нее правовую ответственность.

Кроме того, в России несовершеннолетним запрещено находиться на улице без сопровождения взрослых после 22:00 (или 23:00, в зависимости от региона). В некоторых областях/краях/республиках гулять ночью без взрослых можно с 16 лет, в некоторых - только с 18 лет.

Почему ребенка опасно оставлять дома одного?

Скорее всего, вопрос о том, с какого возраста ребенка можно оставлять одного, заинтересовал вас не в контексте потенциального несения административной или уголовной ответственности, а в связи со стремлением позаботиться о своем малыше. Поэтому начнем с того, что выясним, почему это в принципе важный вопрос.

Вероятно, вы замечали, что стоит только отвернуться - как ваш ребенок уже находит себе новое веселье. Причем в лучшем случае оно может быть связано с порчей имущества, а в худшем - с возникновением угрозы для его здоровья или жизни. Даже в аккуратной квартире с относительно безопасной техникой кроется множество потенциальных источников опасности. Открытые розетки и слабые сетки на окнах, тяжелые предметы на верхних полках шкафов, даже лампочки в люстрах и обычная ванна. И если вы думаете, что ваш ребенок никогда и ни за что не додумается набрать полную ванну воды и поиграть в ней в подводную лодку, создав опасность своего утопления, то не зарекайтесь.

Вы должны понимать, что дети живут в своем мире, который достаточно разительно отличается от нашего, мира взрослых. И это продолжается достаточно долго (по сути, вплоть до тех пор, пока ребенок сам не вырастет в относительно взрослого человека). У него хорошо развито воображение и фантазия, и он вполне может придумать себе занятие, которому вы не найдете никакого логического объяснения. И сделает он это не для того, чтобы вас разозлить, не для того, чтобы что-то испортить, а просто потому, что он так воспринимает мир.

Истерика оставленного ребенка

Не каждый ребенок, оставленный дома в одиночестве, начинает с интересом исследовать окружающее пространство и придумывать себе разнообразные развлечения. Многие малыши просто пугаются из-за того, что их бросили, и начинают сильно из-за этого переживать.

Ребенка не успокоит, что вы сказали ему, будто бы вышли за лекарствами и вернетесь очень скоро. Он начинает фантазировать, что вы ушли навсегда, что вы никогда больше не придете (или придете очень нескоро), минуты тянутся для него, как часы. Поэтому по возвращению вы рискуете застать если не навредившего самому себе малыша, то ребенка в слезах, соплях и дикой истерике, которого долго придется успокаивать.

Сколько лет должно быть ребенку, чтобы его можно было спокойно оставлять дома одного?

  • Если говорить о том, чтобы оставлять ребенка одного дома вообще без каких-либо сомнений, то можно назвать возраст на уровне 12-14 лет. Это возраст, когда он умеет беспроблемно пользоваться любой домашней техникой, понимает назначение каждой вещи, да и практически уходит из мира детских фантазий. И волноваться из-за того, что он остался дома в одиночестве, подросток точно не будет.

  • Если речь идет не столько о желании, сколько о необходимости оставить ребенка одного (та же покупка лекарств, или, например, работа, какие-то непредвиденные ситуации), то, в принципе, рубеж может начинаться с 7-8 лет. Хотя здесь многое зависит от уровня развития вашего ребенка, его способностей к самообслуживанию и реальному взгляду на вещи.
  • Если вам нужно куда-то уйти в экстренном порядке, то с натягом можно сказать о теоретической допустимости оставления дома одного ребенка в возрасте порядка 5-6 лет. Иначе лучше взять его собой или попросить присмотреть за ним кого-то, кому вы доверяете.

Как обезопасить ребенка, оставшегося одного дома?

Итак, с вопросом о том, со скольки можно оставлять малыша одного, мы более-менее разобрались. Теперь выясним, что вы должны предусмотреть, если все же окажетесь вынуждены пойти на подобный шаг с достаточно маленьким ребенком:

  1. Уберите как можно дальше все, что теоретически может представлять для него опасность. Это колющие и режущие предметы, лекарства, спички и тому подобные вещи. Причем лучше сделать это не под непосредственным «присмотром» малыша: ему может стать интересно, что вы от него прячете, и в ваше отсутствие он полезет в тот самый верхний ящик шкафа, в который вы, например, спрятали интересные разноцветные «конфетки».
  2. Закройте балконы и окна, в крайнем случае - откройте их в режиме для проветривания. Ребенок не понимает, что если сильно опереться о сетку, то упадет. Равно как и не понимает, что если он выпадет из окна, то он будет травмирован (или даже погибнет). Поэтому вероятность подобного нужно свести к нулю.
  1. Обучите ребенка использованию газовой плиты, чайника, телевизора и других приборов, которые теоретически могут ему понадобиться. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Если же вам срочно понадобилось уйти, а ребенок еще, например, не приучен пользоваться газовой плитой - на всякий случай перекройте газ. Одних наказов не подходить к ней может оказаться недостаточно.
  2. Убедитесь, что у вашего чада есть достаточный запас еды, и он знает, где она расположена. В противном случае он может полезть куда-нибудь, куда ему лезть не стоит, просто в стремлении найти что-нибудь съестное.
  1. Четко и понятно объясните малышу, куда вы уходите, почему вы это делаете, и когда вы вернетесь. Это очень важно для его психологического комфорта. Крайне желательно оставить ребенку телефон, чтобы он мог позвонить вам, если начнет волноваться. Или чтобы вы сами могли набрать ему и поговорить, если засомневаетесь, что с ним все в порядке.
  2. Расскажите ребенку, что делать, если кто-то позвонит в дверь или по телефону. В случае с дверью, вероятно, лучше всего запретить малышу открывать ее в принципе. В случае с телефоном - запретить рассказывать кому-либо, что он остался дома один.
  1. Объясните ребенку, что такое полиция, МЧС, служба газа, скорая помощь, и научите дозваниваться до этих служб. Само собой, у него также должен быть ваш номер, а еще номера соседей, если у вас с ними хоть сколько-нибудь неплохие отношения. Малыш должен иметь четкую инструкцию действий на тот случай, если кто-то начнет ломиться в дверь, или если в квартире начнется возгорание.
  2. Помогите малышу выучить свою фамилию, имя и отчество, а также ваши ФИО и точный адрес своего проживания. Это может понадобиться в том экстренном случае, если ему все же придется звонить в полицию или МЧС. При этом нужно дать ребенку понять, что выдавать такую информацию каждому встречному ни в коем случае не стоит.

Если вы позаботитесь обо всем вышеперечисленном, то сможете оставить ребенка дома одного относительно спокойно.

В завершение отметим, что по мере роста и развития малыша тенденция становится в корне противоположной. Если тогда, когда его действительно можно назвать малышом, оставлять его одного дома крайне нежелательно, то ребенку подросткового возраста, напротив, это по-своему необходимо. Ему уже нужна свобода, личное пространство и личное время. Поэтому сумейте постепенно ослабить контроль по мере взросления своего ребенка, чтобы помочь ему вырасти гармоничной личностью и не испортить отношения с ним.

В магазинах существует немало развивающих игр, методик, карточек для детей 3 лет и старше. Но мы в “Умнице” предлагаем комплекты для развития детей с рождения. Наша “база” (комплекты, с которых рекомендуется начинать) рассчитаны на малышей 0-3 лет.

Почему так рано?

С первого дня жизни малыша вы его развиваете. Вы УЖЕ занимаетесь ранним развитием, осознанно или нет. Разговор с крохой, показ ему игрушки, песенки, массажики - всё это тоже занятия. Их проводят все семьи, не задаваясь вопросами “а не рано ли мне петь ребёнку”. Вы занимаетесь с малышом потому, что хотите окружить его заботой, выразить любовь, помочь расти здоровым и счастливым.

Играть - никогда не рано. “Умница” создала для вас готовые чемоданчики, в которых собраны ИГРЫ. Что-то из этого вы делали интуитивно, о чём-то даже не догадывались, но все наши занятия - это игры. С нами вы также будете играть с игрушками и книгами, рассказывать пестушки, проводить массажи - но с конкретным, понятным результатом.

А ещё, на физиологическом уровне мозг каждого человека устроен так, что период наибольшей его продуктивности приходится на возраст до 7 лет. А сенситивный период для усвоения любой информации - 0-3 года. Это не значит, что в более старшем возрасте дети глупее или не способны учиться. Речь идёт про естественные возможности для запоминания и понимания новых данных. До 3 лет ребёнок, словно губка, впитывает всё, что вы ему говорите. К 7 годам эта способность ослабевает. В это время мы все идём в школу, и поэтому малышу, способности к запоминанию и обработке информации не развивали в раннем возрасте, учиться будет сложнее, чем детям, родители которых интересовались ранним развитием. Не обязательно, что без раннего развития дети станут двоечниками, совсем нет. Просто им приходится прикладывать большие усилия к тому, что другим даётся словно само собой.

А это не вредно? Не перегружу ли я малыша?

Самый точный индикатор "правильности" ваших занятий - реакция ребёнка. Маленькие дети обладают универсальным защитным механизмом, благодаря которому их нельзя перегрузить информацией. Как только становится неинтересно, младенец отворачивается или уползает. И поэтому любые занятия в раннем возрасте должны быть весёлыми, короткими и ориентированными на малыша (а не строгие каноны сколько-чего-когда).

В этом вся простота и гениальность раннего развития - вы играете с ребёнком, и при этом развивается его интеллект! Не будь у вас удобных инструментов от "Умницы", вы бы всё равно играли с малышом во что-то своё, правильно? Так почему бы не совместить полезное с приятным и не поиграть с крохой с пользой?

Если я и так играю с ребёнком, зачем тогда мне “Умница”?

  • Методики “Умницы” созданы специалистами. Если это набор по развитию речи, его разрабатывали логопеды. Если английский - то педагоги из Великобритании. Если эмоциональное развитие - психолог, специализирующийся на эмоциональном интеллекте детей. И они не просто написали разные игры, эксперты для вас разработали понятную программу действий. С чего начать, что сказать малышу, как двигаться от простого к сложному, как закрепить результат, чего ожидать… Такой подход гарантирует результат.
  • Мы создали занятия на каждый день. Подробно описали, что вы будете делать и для чего. А также придумали, произвели и упаковали в один чемоданчик все материалы для их проведения. Любой чемоданчик “Умницы” - это ваш развивающий центр на дому. Один раз приобрели, и заниматься можно годами, и на каждый возраст методика предложит свои игры. Мы делаем вашу жизнь проще!
  • Чемоданчики “Умницы” созданы не только для детей, но и для родителей. В них не просто описаны занятия, мы расскажем вам всё самое главное о развитии детей, научим понимать малыша, грамотно действовать в разных жизненных ситуациях, видеть во всём возможности для развития. С “Умницей” раннее детство вашего ребёнка пройдёт ярче, и у вас не будет вопроса “чем занять младенца”, “во что поиграть с малышом”, “как развивать ребёнка”. Вы - самый лучший учитель для крохи. И мы раскроем ваши способности!

Что даёт детям раннее развитие? Мы же выросли без этого всего.

Миллионы людей по всему миру выросли “нормальными” и безо всяких методик. Но. Каждый ли может похвастаться, что владеет несколькими языками? Может в уме посчитать сдачу в магазине? Имеет «подвешенный язык», навык скорочтения или способен за пару часов освоить новую компьютерную программу? Вряд ли. В нашем мире такие навыки не «норма», а что-то близкое к «одарённости». А мы - нормальные.

Представьте, что было бы, если бы мы с вами стали «улучшенными версиями себя». Если с самого рождения наш мозг был бы заточен на быстрый счёт, речь сразу стартовала бы с более высокого трамплина, английский до садика вошёл бы в жизнь как родной…

Наши дети - другие. Они уже живут в другом мире, к ним предъявляются другие требования. Они выберут профессии, которые ещё не изобрели, и будут ещё больше подвержены влиянию информационной среды. Поэтому и растить их надо по-другому.

Если развивать человека в раннем возрасте, то его мозг будет работать быстрее, и ему легче будут даваться любая информация. Мы же хотим самого лучшего для наших детей. Мы все хотим, чтобы наши дети добились больших высот, чем мы. Значит, им и дать надо больше.

Развитие - раннее? Или правильное?

Методики «Умницы» создаются для одной важной цели: мы хотим дать вашему ребёнку навыки для потрясающей жизни . С “Умницей” ваш ребёнок будет учиться быстро думать, красиво говорить, фантазировать, узнает много всего нового и воспримет английский как родной. Он с первых шагов, слов, действий он будет расти яркой личностью. И дальнейшие успехи придут словно сами собой.

Мы не считаем, что занимаемся «ранним развитием», ведь никогда не «рано» быть творческим или общительным человеком. Мы также далеки от «раннего обучения», наши наборы содержат только игры, максимально естественные и приятные детям и взрослым.

Мы за правильное развитие . Здорово, что вы с нами.

Как утверждают многие психологи, игра – естественный вид деятельности для ребенка. Играя, дети не только учатся взаимодействовать друг с другом, но и получают новые знания и осваивают полезные навыки. Портал «Я-родитель» расскажет, до какого возраста нужно играть с детьми, и как приучить ребенка к самостоятельным играм.

С рождения и до двух лет

В любом возрасте игра является для ребенка одним из основных способов познания мира. В процессе игры дети получают знания об окружающих их предметах и их свойствах и учатся с ними взаимодействовать. По мнению специалистов, игры с ребенком в возрасте до двух лет выполняют не только познавательную и развлекательную функции, но и способствуют сближению «отцов и детей». В первые годы жизни детям очень важно внимание родителей. Присутствие мамы и папы позволяет малышам чувствовать их любовь и заботу, понимать, что они в безопасности. Отсутствие контакта с родителями может вызывать у маленького ребенка стресс и тревогу. Поэтому рекомендуют взрослым проводить с детьми этого возраста как можно больше времени.

Как правильно выбрать игрушки для ребенка в возрасте от одного года и до двух лет? Об этом вы узнаете, посмотрев видеоурок с участием президента Ассоциации индустрии детских товаров, психолога Антонины Цицулиной.

С двух до трех лет

В этот период родителям стоит приучить ребенка играть самостоятельно. Подберите для него игрушки, в которые он сможет играть без помощи взрослых. Делать это нужно не только потому, что умение чада развлечь себя самостоятельно дает возможность родителям заниматься своими делами, но, главным образом, потому, что это полезно самому ребенку. В процессе игры малыш учится манипулировать предметами, придумывает различные игры, а также овладевает навыками, необходимыми для обучения и дальнейшего развития. детей в этом возрасте: поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых: собирает игрушки, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол. Когда родители хвалят ребенка и поддерживают его начинания, малыш понимает, что его действия одобряются. Другой важный момент – папам и мамам важно обладать чувством меры, чтобы понимать, сколько времени их чадо может обходиться без присутствия взрослых.

О том, какие игрушки необходимы для развития ребенка в возрасте двух-трех лет, рассказывает психолог Антонина Цицулина.

С трех до шести лет

В возрасте с трех до шести лет во многом определяется дальнейшая жизнь человека. Период «маленького ребенка» завершается, уступая место новому, более серьезному периоду подготовки к школе. Если в три-четыре года детские игры были подражанием семейным и бытовым сюжетам и содержали, в основном, предметные действия (кормление куклы, построение дома из кубиков), то в пять-шесть лет, по мере взросления и освоения нового, ребенок начинает обращать внимание на человеческие отношения. Он начинает рисовать и лепить, стремясь воспроизвести окружающие предметы и образы. У него активно развиваются воображение и фантазия. Он сам придумывает события и приключения, в которых добро всегда побеждает зло.

В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый для того, чтобы принимать участие в совместных играх с родителями. И взрослые могут задействовать весь спектр игр, начиная развивающими и заканчивая спортивными играми. Родители могут вспомнить игры, в которые когда-то играли сами, или попробовать придумать что-то новое. Помните, в легкой и доступной игровой форме детей значительно легче научить чему-либо. Совместная игра с ребенком помогает сохранить с ним близкие отношения и дает ему возможность почувствовать себя нужным и значимым.

Младший школьный возраст

Младшие школьники способны самостоятельно организовать свой досуг. В этот период игры со сверстниками привлекают их больше, чем совместное времяпрепровождение с мамой и папой. В возрасте шести-десяти лет ребенок уже способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке со стороны взрослых. Однако для него по-прежнему важно родительское внимание и забота. Согласно последним исследованиям, неформальное общение родителей и детей помогает последним преодолевать эмоциональнее трудности. Необходимые возможности для такого общения предоставляют совместные игры. Не отказывайтесь, если чадо предложит вам поиграть вместе с ним в какую-то настольную или логическую игру. Подобная деятельность поможет расширить и обогатить взаимоотношения внутри семьи.

Виктория Грицук

Портал «Я-родитель» предлагает вам пройти психологический тест, который поможет определить, достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку.


С какого возраста можно подушку ребенку? Этим вопросом задаются родители уже спустя несколько дней после выписки малыша из роддома. Можно ли детям спать на подушке или поверхность для сна должна быть ровная? Когда нужно приобрести ортопедическую подушку? Попробуем найти ответы на каждый из этих вопросов.

Малышам первого года жизни

Многие взрослые, привыкшие спать на возвышении всю ночь, не могут спокойно смотреть на своего кроху, раскинувшегося на плоском матрасе. Родителям так и хочется подложить под голову ребенка валик, пеленку или другое приспособление. Удобно ли малышу спать на ровной поверхности? Конечно, ведь он еще не привык засыпать с возвышенным положением головы. Особенности строения позвоночника позволяют детям младше года спать на прямой поверхности с комфортом. В отличие от взрослых, их позвоночник не перенапрягается при этом, и на утро дети не испытывают боль в шее. Так нужна ли подушка ребенку до года? Когда стоит задуматься об ее приобретении?

Педиатры и ортопеды в один голос утверждают, что малышам первого года жизни класть что-либо под голову не стоит. В этом возрасте происходит активное формирование всех физиологических изгибов позвоночника, и мешать этому процессу не нужно. Также следует помнить о том, что голова вашего крохи относительно пропорций всего тела значительно больше, чем у взрослого. Таким образом дети самостоятельно регулируют положение головы так, как это необходимо для комфортного и безопасного сна.

Возвышенное положение головы не принесет никакой пользы ребенку первого года жизни. Более того, использование каких-либо приспособлений для сна в этом возрасте может быть весьма опасным. Когда кроха неудачно повернется ночью, он может случайно задохнуться.

Позаботьтесь о том, чтобы вокруг малыша было много свободного пространства для сна.

В каких случаях нужна? Только тогда, когда у ребенка есть заболевания шейного отдела позвоночника. В этом случае врач-ортопед посоветует класть под голову вашему крохе специальную ортопедическую подушку. Такую вещь можно приобрести в любом салоне медицинской техники.

Ортопедическая подушка для новорожденных – это особое приспособление, созданное специально для малышей первого года жизни. Она обладает некоторые преимуществами:

  • создана с учетом особенностей развития черепа у детей первых месяцев жизни;
  • не дает искривиться позвоночнику;
  • имеет углубление в центре, которое позволяет правильно и ровно расположить голову малыша;
  • содержит удобные бортики высотой 2-3 см.

С какого возраста можно использовать ортопедическую подушку? Педиатры разрешают класть ее под голову с самого рождения и до двух лет жизни. Когда малыш вырастет, ортопедическую подушку можно будет заменить на обычную.


Детям старше года

С какого же возраста нужна подушка ребенку? Специалисты советуют использовать ее с двухлетнего возраста. Позвоночник малыша достаточно окреп, да и пропорции тела уже изменились. Теперь всю ночь ваш кроха может провести в несколько возвышенном положении, не скатываясь на бок. Что можно приобрести ребенку старше двух лет?

Малыш должен спать на подушке, подходящей по размеру его кроватке. Она не должна быть слишком мягкой, чтобы голова ребенка не «тонула» в ней. Идеальная подушка – прямая, невысокая, достаточно плотная. На ней можно без опаски спать всю ночь, не опасаясь неблагоприятных последствий для здоровья. Важно, чтобы малыш не скатывался вниз, а также не забирался слишком высоко. На возвышении должна быть только голова ребенка, но не его плечи и руки.

Нельзя использовать для малыша старую подушку родителей!

Детям в возрасте старше двух лет спать без подушки не рекомендуется. Когда малыш лежит на ровной поверхности, его позвоночник испытывает достаточно сильную нагрузку. Регулярный сон на плоском матрасе может привести к нарушению кровотока в шейном отделе, и как следствие – к ухудшению кровоснабжения головного мозга. Такое состояние выльется в постоянные головные боли, плохое самочувствие и прочие проблемы со здоровьем в старшем возрасте.


Как выбрать подушку?

Зная, с какого возраста и какая подушка нужна, можно смело отправляться за покупкой. При этом следует заранее определиться, из какого материала будет подушка для грудничка. Существует несколько наполнителей, подходящих для детских изделий.

  • Овечья шерсть

Удобная и мягкая, она сохраняет тепло зимой и дарит прохладу в жару. Единственный минус — быстро теряет форму и сбивается. Не рекомендуется для детей младше двух лет.

Мягкий и приятный на ощупь наполнитель, который отлично впитывает влагу и удерживает тепло. Можно приобретать только для детей, не страдающих аллергией на пуховые изделия.

  • Гречневая лузга

Гипоаллергенный и воздухопроницаемый материал. Шелуха гречки обладает массажным эффектом, стимулируя кровообращение в шее и затылочной части головы. Не деформируется, достаточно долго сохраняет форму. Можно применять только у детей старше двух лет.

  • Синтетический наполнитель

Один из самых бюджетных вариантов. Легкий и удобный, хорошо стирается. Большой минус: практически не пропускает воздух, поэтому голова малыша может очень сильно потеть ночью. Быстро выходит из строя из-за скатывания материала.

Когда малыш подрастет, он может попросить родителей приобрести для него декоративную подушку. Не следует идти на поводу у своего крохи. Такие подушки могут стать причиной серьезных заболеваний позвоночника. Оставьте их для игр днем или украсьте ими интерьер, но не используйте для сна.

Нужна ли подушка вашему крохе? Конечно, но только если ему уже исполнилось два года и он готов спать всю ночь в своей кровати. Перед приобретением подушки детям младше двух лет следует посоветоваться с врачом.