Курсовая работа: Формирование милосердия у подростков. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста шутова виктория александровна

«Воспитание милосердия»

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором. Тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка , то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным людям жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще более и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, потому-то слово «милосердие» выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, - всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабные слова, - они написаны. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией… Его невозможно вызвать и упрёками: «Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?»

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, - человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в этом-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17 – 18 – летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, - постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, - камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, - не человек, а мертвец, камень. «И ты живой, - говорите ребёнку – потому что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому».

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто не милосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца – алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй. Не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, всё прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастет в убеждении, что ожесточение, озлобление - это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье . Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сразу порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родителей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнок думает: «Я плохой – но и все плохие», или того страшнее: «Я хороший, а все плохие».

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили «не унижать человека жалостью», но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: «И милость к падшим призывал!». Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не должно распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно плакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слёзы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич «Овод», книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Детские слёзы… Это бывают слёзы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слёзы – слёзы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами…

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка, то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

1. Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, и потому-то слово “милосердие” выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, – всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабное слово, – оно написано. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

2. Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией... Его невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17–18-летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только что созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, – постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень. “И ты живой, – говорите ребёнку – потому, что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому”.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай .

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца-алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что есть один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье. Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родите­лей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнку станет казаться, что жестоки все, что это норма жизни. Такой ребёнок думает: “Я плохой – но и все плохие”, или того страшнее: “Я хороший, а все плохие”.

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, спо­собных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили “не унижать человека жалостью”, но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: “И милость к падшим призывал!”. Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками, с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не может распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно поплакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слезы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич “Овод”, книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”.

Детские слезы... Это бывают слезы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слезы – слезы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами...

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми :

Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

Тематические выставки детского творчества.

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

Экскурсии на природу (красота Божьего мира);

Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки) .

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Формы работы с родителями:

Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

Лекторий для родителей;

Вечера вопросов и ответов;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

Индивидуальные консультации специалистов;

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Экскурсии;

Визиты домой;

Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Глава 3. Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в средней группе

Заключение.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Сформированность основ ценностных сфер личности;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней) .

Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Библиографический список.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

В современном обществе наиболее значимыми качествами личности являются активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.п. Родители желают видеть своих детей наделёнными деловыми, волевыми и интеллектуальными качествами. Это объясняется сложной социально-экономической обстановкой, трудностями материальных условий жизни и как следствие - необходимостью воспитывать в детях способность к выживанию. Но забывая о нравственных качествах, мы рискуем остаться каждый - сам за себя, каждый - сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости, садизма и т.д. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям других, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда. Формируя ребенка, мы не только формируем его, - мы создаем будущее.

Нам нужна личность, способная сделать самостоятельный нравственный выбор, умеющая отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, жалости, сострадания. Не случайно В. Белинский подчеркивал, «кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Ребенок не может стать личностью, гражданином и профессионалом без усвоения современных цивилизованных форм социального взаимодействия, признания значимости умений сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

В своей работе я поведу речь о таком нравственном качестве как милосердие. Само понятие этого качества в наши дни плохо дифференцируется. Многие родители считают, что для воспитания милосердия достаточно, что бы их дети читали добрые книжки, помогали родителям по хозяйству, ухаживали за животными. Часть родителей считает, что дети еще не способны проявлять бескорыстие, искреннее сочувствие, действенную помощь в силу возрастной незрелости.

Итак, что же такое милосердие? В «Толковом словаре» В.И. Даля этому понятию даётся такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…». Милосердие - это, иными словами, способность откликаться на чужую боль. Людям, обладающим этим качеством, свойственны чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще чувство сострадания по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. При этом можно рассмотреть следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать поддержку другому, сердечность, встречный душевный отклик по отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.

Ей сопутствует возвышающая человека душевная работа, поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к творению радости для них.

С точки зрения Б.Т. Лихачева любовь есть ощущение другого существа как самого себя. Нравственное ядро личности стимулирует саморазвитие в ней любви и сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося ученого, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Определяя доброту и милосердие как ведущие нравственные качества личности, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ребенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него самого много. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта - в умении отказаться от собственного покоя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.

Проблема воспитания милосердия имеет глубокие исторические корни. Мыслители прошлого, стремясь создать и отобразить идеал человека, в основе его личности видели любовь, сострадание, помощь и заботу о ближнем, и нуждающемся, способность к долготерпению. Вопросы воспитания людей на основе общечеловеческих ценностей и добродетелей рассматривались во многих этических концепциях.

Российская история имеет основательный теоретический и практический опыт воспитания у молодежи гуманного отношения, милосердия. В условиях современного российского общества в силу социально-политической, экономической, идеологической нестабильности как никогда значимой становится проблема воспитания человека милосердного, умеющего сострадать и сорадоваться, любить и заботиться о ближнем и нуждающемся, готового простить из человеколюбия, мягкосердечия.

Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. Ведь формирование ценностных ориентации в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития милосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия, которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка.

Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании считаются такие личностные качества у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.

Милосердие, выражающееся в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формирующееся в деятельности и общении можно назвать субъективным отношением. Я считаю милосердие социально - значимым качеством личности, которое формируется в педагогическом процессе.

В младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств. Важнейшей характеристикой эмоционального аспекта является способность человека к эмпатии. Эмпатию как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей, следует рассматривать в качестве механизма воспитания и развития качества милосердия.

Эмпатийные переживания являются тем фундаментом, на котором строятся положительные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, формируются социально ценные качества личности. Работы ученых убеждают в том, что нравственные чувства младшего школьника мотивируют его гуманное отношение к окружающим, стимулируют проявление сочувствия и сопереживания, способствуют формированию бескорыстных форм взаимодействия, оказанию помощи нуждающимся, т.е. являются источником и движущей силой воспитания и развития милосердия.

Выше сказанное позволяет говорить о том, что особенностью младшего школьного возраста является предрасположенность к гуманности, милосердию, преобладание позитивных эмоций, личной активности, проявление естественного живого интереса к окружающим. Следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств.

Уже к концу дошкольного периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других людей, старается понять мотивы их действий. Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, волевой сферах, делают возможным уже с ранних детских лет формировать милосердие у младших школьников.

В начале работы по формированию милосердия у младших школьников необходимо выяснить, как они понимают это качество. Можно предложить детям в устной или письменной форме (в зависимости от возраста) ответить на вопрос «Что такое милосердие?». По ответам можно сделать выводы и скоординировать дальнейший план работы, выбрать необходимые методы и приемы.

Работа над формированием милосердия не должна сводиться просто к беседе, она должна охватывать весь учебный процесс. Этот вопрос можно подымать на уроках русского языка, чтения, во внеклассной работе и т.д.

Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это - величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров.

Святитель Иоанн Златоуст

В сегодняшней статье хотелось бы затронуть тему нравственного развития ребенка, воспитания в нем таких качеств, как любовь к ближнему, способность к сопереживанию и состраданию, способность к самопожертвованию.

Воспитание сердца

Евангелие учит, что главное в жизни человека - правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредотачиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая» (Мф. 15, 19), то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Эмпатия - сопереживание

В психологии есть такое понятие - «эмпатия» (от греч. «эм» - «в», «внутри» и «патос» - «чувство»). Оно было введено в научный обиход психологами для обозначения сопереживания особого рода - понимания и восприятия чужих мыслей и чувств, как если бы они были собственными. Такое становится возможным благодаря способности поставить себя на место другого человека, умению слушать и слышать собеседника. Люди с высокими эмпатическими способностями обычно более восприимчивы и отзывчивы, эмоционально открыты, направлены навстречу людям и заинтересованы в них. В какойто степени к эмпатии способен каждый. Но это свойство, заложенное от природы, очень важно развивать, особенно в детском возрасте, пока душа ребенка еще очень открытая, чутко чувствует добро, Истину, как будто невидимой ниточкой связанная с Богом.

Иерархия мотивов. Система ценностей

В дошкольном возрасте (примерно до 5-ти лет) закладываются важнейшие качества ребенка, формируется его характер. А также в это время у ребенка формируется так называемая иерархия мотивов. Ребенок не просто изучает окружающий мир, а пытается понять, что в его жизни будет самым главным, что второстепенным, а что совсем малозначимым. Иерархия мотивов формируется постепенно, порой незаметно. Но к концу дошкольного возраста она уже заложена. И является тем фундаментом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Многие родители относятся к этому возрасту несерьезно, часто недооценивают важности этого периода. Хотя именно сейчас у ребенка формируется основа характера, и очень четко прорисовывается, что это будет за человек, что будет лежать в основе его взаимоотношений с окружающими людьми: принцип удовольствия или принцип служения другим людям.

Каким образом нужно воспитывать ребенка, чтобы сформировать такую систему ценностей, в которой будет преобладать жертвенность, любовь к ближнему?

В первую очередь дети перенимают такую систему ценностей через подражание родителям (как родители относятся к ребенку, друг к другу, как ведут себя с внешним социумом). Очень важно, сколько любви и заботы дети получают в своей семье. Потому что насколько враждебен мир или насколько он доброжелателен, насколько с людьми можно найти общий язык или никогда этого не добиться - все это усваивается на основе взаимоотношений с родителями. Если в раннем детстве ребенок получает безусловную любовь и принятие от родителей, он испытывает доверие к миру и будет способен в будущем относиться к людям с такой же любовью и заботой.

Три стиля воспитания

Первый стиль - авторитарные родители и склонные к конфликтам дети. В настоящее время очень распространен в нашем обществе (кстати, его практикуют некоторые верующие родители). Для этого стиля воспитания характерно: родители очень жестко общаются со своими детьми, очень жестко предъявляют свои требования и добиваются их выполнения, при этом мало эмоционально поддерживают ребенка.

Непроизвольно они делают очень много замечаний и редко хвалят ребенка, ребенок при таком стиле воспитания не согрет любовью. Непроизвольно родители внушают своему ребенку: «ты неудачник», «у тебя ничего не получается», «ты опять нас расстраиваешь». Это внушается не на уровне слов, а на уровне подсознательного воздействия.

У ребенка формируется агрессивный стиль поведения, он через подражание родителям становится таким же жестким, нападающим, упрекающим. И с другими людьми такой ребенок часто общается на уровне ультиматумов. Или, наоборот, ребенок становится невротически пугливым: он всего боится, он принял установку, что он неудачник. Часто такой ребенок бывает склонен к «опережающим ударам». И в первом, и во втором случае дети воспринимают такую систему ценностей, в которой окружающие люди - это враги, с которыми нужно взаимодействовать очень жестко, иначе они ничего не поймут. Ребенок при таком стиле воспитания не способен проявить милосердие к другому человеку.

Родителям важно помнить, что ребенка нужно обязательно эмоционально поддерживать, хвалить, гладить по голове и т. д. Это все является лекарством для души. Но лекарство нужно принимать разумно, иначе лекарство становится ядом. Точно так же и с похвалой: если хвалить ребенка постоянно, он вырастет тщеславным и гордым.

Второй стиль воспитания: снисходительные родители, импульсивные и агрессивные дети. Ребенок находится на положении кумира семьи, ему все разрешается, воспитание строится по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Ребенок растет избалованным. Второй вариант проявления этого стиля: родители настолько устают на работе, что, приходя домой, остаются безучастными к детям, отгораживаются от общения с ними.

Казалось бы, два совершенно разных подхода: либо заласкивают, либо уходят в сторону. Но последствия одни и те же: у ребенка формируется ощущение, что родителям не до него. Ему не хватает той самой настоящей поддерживающей любви (общения «душа в душу», когда родители и дети объединены общими интересами и т. д.) При таком стиле воспитания дети вырастают очень импульсивными и агрессивными. У ребенка формируется представление, что всем людям так же, как и родителям, не до него, что мир вокруг враждебен. Или он вырастает эгоистом с установкой, что все вокруг должны ублажать его капризы.

Ребенок опять же не способен к состраданию, сочувствию к другому человеку. Он не умеет просить прощения, жалеть родителей, когда те устали.

Третий стиль воспитания: авторитетные родители, общительные, инициативные, добрые дети. Авторитетные родители отличаются от авторитарных важной особенностью. Они так же, как и авторитарные родители, выдвигают жесткие требования перед своими детьми (авторитетные от слова «авторитет»: их очень уважают дети) и следят, чтобы их требования выполнялись. Но при этом объясняют ребенку с любовью, почему это нужно сделать. Они могут сказать: «Понимаешь, если ты сделаешь это так, это может привести к вот таким последствиям».

Они могут подойти к расстроенному ребенку и сказать, например, так: «Вот видишь, ты сейчас плачешь. Давай вместе подумаем, почему это произошло». И родители помогают ребенку разобраться в его ошибках.

Если ребенок чего-то не понял, родители ему подскажут, но подскажут доброжелательно. И у ребенка формируется совсем другое представление о мире: мир - это те люди, с которыми можно общаться, с которыми можно говорить, как с мамой и папой. А мама и папа - это самые добрые люди, которые всегда защитят и всегда помогут. Дети относятся к родителям уже более открыто и доверительно. У таких детей нет страха перед общением с другими людьми, они не выходят на агрессию и растут очень доброжелательными, способными к оказанию поддержки другому человеку, в них более развита эмпатия.

Познавательный эгоцентризм: «луна пойдет за мной»

Хочется напомнить читателям о таком свойстве мышления дошкольника, как познавательный эгоцентризм (его открыл швейцарский психолог Жан Пиаже). Его главная особенность - прикованность к одной, собственной точке зрения и неспособность учесть другую.

Пиаже провел такой эксперимент. Ребенку показали макет местности с тремя разными горками. Затем на противоположный край стола поместили куклу и попросили расположить на другом макете три аналогичные горки так, как «видит» их кукла. Оказалось, что даже дети восьми-девяти лет не могут справиться с заданием, а дети до шести-семи лет обычно ставят горки так, как видят их сами.

Если выйти с двумя детьми-дошкольниками вечером на улицу и сказать: «Ты сейчас пойдешь налево, а ты направо. Как вы думаете, за кем пойдет луна?» - каждый ребенок будет уверен, что луна пойдет за ним. Такой познавательный эгоцентризм имеет место, потому что мышление ребенка еще не развито, пока вот так он воспринимает мир.

Но на эту особенность нужно обратить внимание, потому что эгоцентризм мышления легко может перерасти в эгоизм - привычку жить для себя. Особенно часто это происходит, если родители подыгрывают ребенку и дают ему понять, что все вращается вокруг него; если в семье отсутствует правильная иерархия, при которой на главном месте папа, потом мама, потом старшие братья и сестры, и только потом он. Чтобы этого не произошло, очень важно ребенка дошкольного возраста приу- чать к делам милосердия.

Милосердие начинается с малого

Если у ребенка есть младшие брат или сестра, нужно привлекать его к посильному уходу за ним (за ней). Заботу о родных бабушках и дедушках ребенок также может делить с родителями. Если есть соседи, которым нужна помощь, почему бы им не помочь? Не нужно замыкаться внутри своей семьи. Если по соседству живет пожилой человек, можно послать ребенка в магазин, чтобы купить для него продукты. Вместе с ребенком помочь упавшему человеку подняться, перевести старушку через дорогу - это, казалось бы, мелочи. Но из них и складывается воспитание милосердия.

Вспоминается случай, рассказанный одной женщиной. Они с маленькой дочкой шли по железнодорожным путям и вдруг увидели между рельсами жалобно скулящего щенка. Дочка посмотрела на этого щенка, потом на маму... И мама поняла, что если они сейчас пройдут мимо, то, сколько бы красивых слов она потом ни сказала о милосердии и сострадании, она никогда не сможет объяснить дочке, что это такое. И они взяли этого щенка. Действительно, один такой поступок имеет более мощное воспитательное воздействие, чем тысячи слов.

Во время поста можно предложить ребенку отдать часть своих игрушек кому-то другому, у кого родители, может быть, не в состоянии покупать такие дорогие игрушки, или отвезти и подарить часть игрушек детям из детского дома (причем, игрушки должны быть действительно хорошие, а не те, которые собирались выбросить). Когда дети начинают помогать другим людям, они замечают и чужую боль, и радость, вызванную их действиями. Важно, чтобы родители в момент, когда ребенок совершает доброе дело, поддерживали его своим одобрением. Можно сказать примерно следующее: «Посмотри, ты ему помог, а как он обрадовался! Ты видел, как он заулыбался? А тебе хорошо, радостно? И мне радостно. Как интересно получается, совсем немного ты потрудился, а сколько радости вокруг». И ребенок, чувствуя радость, начинает в этом направлении двигаться. Ребенок не вырастает эгоистом, он становится жертвенным.

Ярким примером воспитания детей через дела милосердия является пример семьи святых Царственных Страстотерпцев. Первая мировая война. Императрица Александра Феодоровна «организует особый эвакуационный пункт, куда входило около 85 лазаретов для раненых воинов. И вместе со своими дочерьми она проходит курс сестер милосердия военного времени. Потом все они поступают рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при Дворцовом госпитале и тотчас же приступают к работе - перевязкам, часто тяжело раненых. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные руки и ноги, перевязывала гангренозные раны, не гнушалась ничем, стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны» (О. Платонов «Николай Второй в секретной переписке», М. «Алгоритм», 2005 год, стр. 33). Благодаря такому деятельному милосердию Великие княжны были воспитаны «полными душевной мягкости, бесконечной доброжелательности и доброты ко всем».

Читаем вместе

Другой возможный способ воздействия может быть таким: когда вы читаете ребенку книги (о пользе совместного чтения см. ПВ № 3,2009 г. - прим. ред. ) стоит акцентировать внимание на моментах, когда герои помогают кому-то, проявляют милосердие и сострадание. Верующим родителям можно порекомендовать читать детям адаптированные варианты житийной литературы и также обращать внимание на то, как святые помогали другим людям и обсуждать, почему они так поступали, откуда бралась в них такая жертвенная любовь. То есть, родителям нужно формировать у ребенка идеал человека, любящего других людей и жертвенного по отношению к другим - как на уровне сердца, так и на уровне реальных поступков. Это очень важно делать именно в дошкольном возрасте, пока ребенок воспринимает идею жертвенного служения легко и с радостью. Важно не упустить этот возраст.

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!

Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!

Труд в радость. Дайте ребенку возможность вам помочь

Кроме воспитания милосердия, важно вовремя воспитать в человеке привычку к труду. Сензитивный период для воспитания трудолюбия - также возраст 4 - 5 лет. Дети в этом возрасте стремятся помогать родителям, и труд доставляет им удовольствие. Когда мама стирает, дочка пытается засунуть руки в таз и имитирует мамины движения. Когда папа заколачивает гвоздь, сын «трется» рядом с ним и просит дать ему молоток, чтобы он тоже смог забить гвоздь. Родители порой не понимают важности этого момента и часто отказывают детям под предлогом того, что сами сделают лучше и быстрее, отталкивают ребенка словами «не мешай», «не путайся под ногами», «иди в игрушки поиграй». Тут уже можно говорить об эгоцентризме родителей: свой комфорт, свое время взрослые часто ставят выше ребенка, выше его полноценного развития. Такие родители, когда их дети достигают подросткового возраста, обычно жалуются, что сын или дочь эгоисты, ничего по дому не делают, никак не помогают и т. д.

Как этого можно избежать? Психологи советуют дать ребенку возможность вам помочь, но с учетом его возраста. Например, когда мама стирает, можно поставить рядом маленький тазик, в котором дочка постирает одежду для своей куклы. Когда мама готовит, девочка поможет замешивать тесто, разложит начинку для пирога и т. д. Так потихоньку дочка будет осваивать мамины обязанности и вырастет настоящей помощницей. И папа может не полениться приобрести для сына маленький молоточек, и во время ремонтных работ тот будет полноправным участником процесса (конечно, под чутким руководством папы). Если вы боитесь доверять сыну настоящие инструменты, можно вручить ему игрушечные, сделанные из пластмассы: они неопасны, но мальчик почувствует свою приобщенность к мужской работе.

Интересно, что когда ребенок начинает помогать, у него меняется самоотношение. Он чувствует, что у него есть свои обязанности, так называемая зона личной ответственности, он чувствует себя более значимым в семье, более взрослым.

Помимо труда именно в дошкольном возрасте важно, чтобы у ребенка сформировались навыки самообслуживания. Ребенок должен сам убирать за собой постель, чистить свою обувь, прибирать свою комнату. Когда ребенок сделает что-то сам, обязательно похвалите его: «Как мне было приятно зайти в твою комнату! Она такая чистая! Ты у меня теперь совсем большой!».

И не скупитесь на похвалы. Вспомните, как долго и громко вы высказываете порой ребенку свое недовольство. Почему бы положительные эмоции не сделать столь же сильными и запоминающимися?

Такой ребенок будет стремиться помогать родителям, он сможет в случае необходимости (например, если мама заболела) взять ее обязанности на себя.

Основа основ

Нравственное воспитание ребенка неразрывно связано и должно основываться на духовном развитии в рамках Православного вероучения. Обязательно с ребенком нужно разговаривать о Боге, о Богородице, о святых, о том, как был создан мир, человек. Не замалчивать эти темы. Простым, доступным для ребенка языком нужно ему рассказывать о том, как Бог любит человека и в Своей любви к человеку доходит до такого самопожертвования, что добровольно отдает Себя на смерть. В идеале ребенок должен прийти к той мысли, что добрые дела, милосердные поступки нужно совершать не потому, что окружающие за них хвалят или помогают в ответ.

Родителям нужно подвести ребенка к пониманию того, что помогать кому бы то ни было нужно ради Христа; что каждый человек - это образ Божий, и, творя добро для ближнего, ты на самом деле творишь добро для Бога (вспомните притчу о Страшном суде).

Воспитание милосердия у детей имеет глубокую укорененность в русской педагогической традиции. Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он м

ог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть». Ни для кого не секрет, что формирование педагогического идеала и осознание цели воспитания происходило под влиянием православия на историческую судьбу русского народа. По мнению славянофилов русскому характеру изначально были присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь, смирение, милосердие, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру горнему. Такое полное совпадение христианских качеств с народными – залог великого будущего русского народа.

Как известно на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери. В крестьянских семьях был обычай принимать страждущих, нищих и убогих, кормить их, предоставлять им место для ночлега. Примерами такого добродетельного воспитания явились множество святых угодников, имена которых веками хранились в памяти людей. Но, к сожалению, в 20 веке произошла катастрофа, которая сильно пошатнула те ценности и устои, которые являлись фундаментальными для русского общества. Революция, гражданская война, показали нам весь тот ужас, который произошел с народом, забывшим Бога. И с болью наблюдаешь, как уже живущие в 21 веке люди не учатся на ошибках своих предков. Младшие перестают уважать старших, ценить их, прислушиваться к их советам. Такие основополагающие понятия как любовь, милосердие, сострадание исчезают из сознания людей, а значит и подрастающего поколения, которое впитывает в себя все, что видит и слышит. Еще Цицерон говорил, что история является учительницей жизни. Смотря в прошлое, человеку дана возможность анализировать, а это значит избегать тех ошибок, которые приводили к страшным последствиям.

Актуальность выбранной для исследования темы очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало настолько принятой нормой современного общества, что такое понятие как «милость» стало относиться к романтически-архаическому лексикону. Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети – это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.

Объект исследования – воспитания милосердия у детей.

Предмет исследования – средства воспитания милосердия у детей.

Цель работы – обосновать необходимость воспитания милосердия у детей и выявить его средства.

Гипотеза – воспитание милосердия у детей может стать условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением.

Цель и гипотеза обусловила задачи:

· проанализировать роль милосердия в формировании личности ребенка – будущего взрослого члена общества;

· проанализировать светские методы воспитания милосердия у детей;

· проанализировать особенности христианского воспитания детей

Методы исследования. Основным в дипломном сочинении является метод анализа. Далее применяется синтез – соединение при анализе частей в целое. Кроме того, применены следующие принципы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы. Объективность обязывает рассматривать развитие процесса в историческом контексте с учетом объективных закономерностей, опираясь на факты, рассматривать каждое событие и явление в их многогранности и противоречивости. Логический метод позволяет из истинных суждений-посылок получить истинные суждения-заключения.

Сущность понятия «милосердие»

Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как:

«Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость».

«Готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Готовность проявить снисхождение, оказать помощь из сострадания, человеколюбия».

Из всех вышеизложенных определений мы может отметить общее, а именно, что понятие «милосердие» характеризуется способностью человека к сочувствию, прощению, снисхождению. Отмечается стремление к позитивному разрешению конфликтов и проблемных ситуаций на основе любви и сострадания к окружающим. В античном мире милосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой обуславливалось возникновением социальных потребностей, побуждающих человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, бескорыстно и не требуя материального вознаграждения. Философской мыслью накоплен очень ценный материал по проблеме воспитания и развития способности к состраданию, жалости, милосердию. Один из выдающихся классиков немецкой философии Кант среди нравственных качеств особо выделял человечность, человеколюбие, сотоварищество, умение чувствовать другого. Все эти качества рассматриваются Кантом как некая основа, благодаря которой возможно проявление гуманизма. Философ считал важным воспитывать и развивать участливое отношение к окружающим людям и возможность общаться с ними с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимно сотрудничающих, взаимопонимающих людей. Русская философская мысль считала милосердие характерной нравственной чертой духовно- здоровой личности, полагая, что России суждено быть хранительницей русской национальной идеи и одновременно истинным носителем общечеловеческих начал духовности. Как писал Иван Киреевский, русский человек «больше золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого». Важное значение имеют философские размышления Владимира Соловьева, в которых так же отражаются вопросы милосердия. Философ нравственность неразрывно связывает с религией, а религию с нравственностью. Педагогические воззрения Соловьева основаны на соблюдении христианских заповедей и принципа жизни, который важно усвоить каждому ребенку «блаженнее давать, чем принимать». Мыслитель выводит очень простое и доступное правило по отношению ко всем окружающим: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою сами. Это изречение было произнесено еще Самим Христом: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Из этих слов Владимир Соловьев выводит два правила: «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других. Делай другому все то, чего сам хотел бы от других». Первое правило философ называет правилом справедливости, а второе – милосердия. В целом, оба правила тесно взаимосвязаны: милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия, то есть это только различные способы проявления одного и того же. Для Соловьева очень важно воспитать «сердце милующее», поскольку «жалость есть добро» поэтому он определяет милосердие как источник альтруизма, который берет начало из чувств жалости и сострадания. Эти мысли созвучны с философским размышлениям Василия Розанова относительно сущности рассматриваемого понятия. «Милосердие – это любовь и сострадание к людям, то, что помогает человеку достигнуть нравственных высот и не замкнуться на достижении своих честолюбивых планов». Так же важным представляется высказывание Николая Бердяева относительно сущности милосердия. Он считает, что милосердие является действенным проявлением любви. Оно не требует взаимности, возможно ко всем людям, и в этом его богатство и сила. Бердяев рассматривает милосердие в неразрывной связи со свободой человека, подчеркивая, что свобода человека никак не связана с необходимостью. Для мыслителя идеальным человеком является тот, который обращен к вечности, духовность которого не может быть задавлена никакими факторами, как бы на него не давила жестокая необходимость. По утверждению философа, задача воспитания состоит в том, чтобы всеми силами помочь ребенку стать свободным, при этом уважая детскую индивидуальность и сопротивление ко всякому принуждению и насилию. В связи с этим актуальным является воспитание милосердия через развитие в детях сердечности, любви к окружающим, внутреннего стремления оказать поддержку другому. Выделяя любовь к людям, как источник милосердия, Бердяев в исследуемом понятии подчеркивал значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Другой, не менее интересный подход к определению сущности милосердия мы встречаем в философских взглядах протоиерея Павла Флоренского, который считал, что вера в Бога способствует установлению неизменных нравственных ценностей, в том числе и милосердия. Обращение к Богу, по мнению мыслителя, становится важным источником духовной силы человека. С одной стороны, вера в Бога выступает средством обретения душевного покоя, а с другой стороны, активизирует развитие внутренних душевных сил, сострадания к окружающим. Соблюдение христианской заповеди «блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20, 35) направляет ребенка на путь совершенства, который сделает его чище и добрее, милосерднее и бескорыстнее. Так же важными для нас являются идеи о милосердии протоиерея Василия Зеньковского. Он писал, что необходимо не приспосабливать ребенка к жизни, а развивать в нем привычку к милосердному поведению: «не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, любви и свободы. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития творческих сил: оно светит в душе независимо от всего этого, оно также не выводимо из периферии души». Как мы видим, точка зрения протоиерея Василия заключается в том, что в основе милосердия лежит духовная свобода, собственный и осмысленный выбор человека на путь добра и любви, прощения и сострадания.