Использование информационных стендов для родителей. Семинар-практикум «Оформление информационных стендов с учетом психологических законов восприятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32
муниципального образования Тимашевский район, Краснодарского края

https://pandia.ru/text/79/063/images/image003_126.gif" align="left" width="400" height="301">

Ст. Медведовская 2013

Самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу.

Информацию четко визуально структурировать

Как надо структурировать текст?

· Делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется;

· Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст. Рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов.;

· Приветствуется использование различных иллюстраций , элементов оформления, а также фотографий детей детского сада , подобранных согласно содержанию материала. (все фото показываются с разрешения родителей);

· Нужно обращать внимание на поля , на пустое место. Поля рекомендуется делать достаточно большими и не бояться этого.

· Следующий момент - выделение. Часто совершается такая ошибка, когда выделяется очень много информации. Выделение - это контрасты. Это не такое, как все остальное. Поэтому, если вы выделите 50% информации, ваше выделение не имеет смысла - оно не воспримется - только еще больше запутает. Поэтому нужно выделять только ключевые моменты

Удобочитаемость шрифта.

Что такое удобочитаемость шрифта??

· размер шрифтовых знаков от 16 и выше ;

· длина строки –не менее 1 см от края листа ;

· интервал между строками должен быть не менее 1,5 ;

1. Четкость, ясность шрифта -отношение цвета шрифта к цвету фона

Немало важную роль в подаче наглядной информации играет правильно подобранные цвета, которые условно можно

поделить на теплые и холодные. Самые теплые цвета - красный и оранжевый. Они очень агрессивны. Если вы делаете большие площади таких цветов, то очень быстро устают глаза. Холодные цвета - синий, фиолетовый. Они наоборот создают отстраненность какую-то.

Для восприятия именно информации лучше всего нейтральные тона - это белый . Очень хороший цвет зеленый . Он абсолютно нейтральный и создает нечто мягкое. Общие рекомендации следующие - фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по отношению к фону. Причем, контрастные не только по оттенку, но и по яркости.

Как сделать так, чтобы родители не только прочитали, но и усвоили размещенный Вами материал?

· Материал большого объема необходимо разбивать на несколько страниц. Это связано с особенностью кратковременной памяти. Есть такое правило - 7 плюс, минус 2. Кратковременная память человека удерживает до семи объектов. Как только их становится больше - все, усвоение материала затруднено.

· Обычно, лучше запоминается начало и конец сообщения, чем его середина. Старайтесь размещать значимую информацию в начале листа, а также делайте выводы, подводите итоги в своем сообщении.

· Материал разнообразный и необычный воспринимается и запоминается лучше.

· Необходимо чувствовать направления, тенденции современной жизни, запросы родителей, так как лучше усваивается та информация, которая воспринята сознательно.

· Информационные уголки оформлять в едином стиле . Устаревшие планшеты, папки-раскладки заменить стендами, подобранных соответственно сюжету оформления группы.

· Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы должны быть основательно прикреплены.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

· Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами. Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся; и, наконец, просто красивым.

· Стендовая информация должна регулярно обновляться в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного 2 раз в месяц.

· Местом для оформления наглядной педагогической информации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды , стены у входа в детский сад.

Перечень основных информационных уголков

· Уголок краткой информации.

· Для чтения дома.

· Музыкально-поэтический уголок.

· Медицинский уголок "О здоровье"

· Объявления.

· "Благодарим" ,»Поздравляем»

· "Рады сообщить вам..."

· Расписание НОД.

· Уголок творчества детей.

· ОКНО - очень короткие новости.

· Выставка: "Сделайте вместе с детьми".

· Фотоуголок: "С вашими детьми работают".

Дошкольная образовательная организация обязана доносить информацию до родителей, детей, работников и создавать для этого условия. В этом ей помогут стенды, которые привлекут внимание и доступно представят информацию.

Законодательство РФ не содержит требований к содержанию и оформлению таких информационных плакатов в отличии от сайта дошкольного учреждения, требования к которому устанавливает статья 29 Закона от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ.

Пример регионального регулирования оформления стенда

В Республике Коми требования к оформлению информационного стенда со схемами безопасных маршрутов устанавливает совместный приказ МВД по Республике Коми и Министерства образования Республики Коми от 5 июня 2015 г. No 210/435.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Скачать книгу «Управление в ДОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Так, образовательные организации размещают стенды со схемами безопасных маршрутов «дом - школа - дом» или «дом - детский сад - дом» в фойе. На них располагают фотографии с особенностями дорожного движения на территории, прилегающей к образовательной организации, сложные транспортные развязки.

Помимо информационной, эти стенды выполняют обучающую функцию как наглядный материал, который используют педагоги во время уроков и тематических мероприятий.

Какие бывают стенды и как их оформить

Информационные стенды делят по тематике. Она определяет, что именно будет размещено на таких стендах.

Как оформить информационные стенды?

Отвечает Елена Пуляева, кандидат юридических наук, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

В детском саду можете разместить стенды:

  • информационные;
  • тематические;
  • дидактические.

Стенд с официальной информацией

На стенде с официальной информацией о дошкольной организации разместите копии:

  • устава;
  • лицензии на деятельность;
  • свидетельства о государственной аккредитации;
  • документов, которые регламентируют организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся и родителей, правила внутреннего распорядка обучающихся;
  • документов по приему в дошкольную организацию: правил приема, перевода и отчисления обучающихся, в том числе порядка индивидуального отбора (если он есть), распорядительного акта учредителя о закрепленной территории, образцы заявлений;

Также разместите на стенде сведения:

  • о свободных местах для приема;
  • об образовательных программах и образовательных услугах: вид, уровень образования, продолжительность обучения, планируемые результаты обучения и т. д.;
  • о родительской плате за присмотр и уход в детском саду или ГПД, в том числе о сроках и способах оплаты, льготах по оплате, направлениях расходования платы.

Совет: информационный материал изложите кратко и понятно для родителей и обучающихся, чтобы он был легок для понимания. Используйте для наглядности схемы, инфографику, например, от Рособрнадзора.

Стенды профориентации

Разместите стенды, посвященные профориентации обучающихся. Они позволят детям легче определиться с будущей профессией и направлением деятельности.

На стенде разместите информацию:

  1. О способностях и психологических особенностях, которые важны для той или иной профессии, рекомендации по выбору профессий, типичные ошибки при выборе профессии, о возможности и условиях прохождения профессионального тестирования.
  2. Об интересных фактах о профессиях, выдающихся трудовых достижениях, викторинах, анонсах, итогах и лучших работах профориентационных конкурсов.
  3. О социальных партнерах, коммерческих компаниях, которые сотрудничают с образовательной организацией в рамках профориентации обучающихся.

Разместите календарь профориентационных событий, а также анонс встреч с разными людьми.

Совет: разместите на стенде информацию о ВПР с учетом дисциплин, по которым будете проводить работы. Повесьте на стенде график проведения работ и практические советы о том, как лучше подготовиться к контрольной. Используйте инфографику, которую подготовил Рособрнадзор, или разработайте свою.

Стенды в детском саду

Информационные стенды для детского сада сделайте простыми и доступными. Один стенд - один вид информации. Стенды могут быть навесные и напольные. Однако напольные стенды в детском саду применяют реже, так как они занимают больше места и могут травмировать детей. Оформите стенд ярко, чтобы привлечь внимание детей и других посетителей.

По целям создания стенды в детском саду делят:

1. На информационные - содержат информацию для родителей о подходах к воспитанию ребенка, его развитии и возрастных особенностях, объявления. Иногда их называют «Уголок для родителей» и проводят конкурсы на лучший уголок в детском саду.

На таком стенде поместите:

  • режим дня;
  • правила и памятки для родителей;
  • часы приема администрации детского сада;
  • объявления о предстоящих мероприятиях;
  • другую информацию.

Организуйте педагогический раздел стенда, чтобы ознакомить родителей с учебно-воспитательной работой детского сада.

  • Размещайте на стенде мини-отчеты о реализации образовательной программы.
  • Повесьте фотографии, фотоколлажи по проводимым мероприятиям, детские высказывания.
  • Пополняйте содержание стенда не реже одного раза в месяц;

2. Тематические - несут информацию на определенную тему, например о временах года, занятиях в детском саду, днях рождениях детей в группе, конкурсах;

3. Дидактические или развивающие - устанавливают для детей, чтобы они могли самостоятельно помещать туда информацию, использовать стенды в игровой деятельности. Оформляйте такие стенды в необычной форме, например в виде книги - для уголка юного читателя, в форме поваренка с кармашком - чтобы разместить информацию о меню и дежурных по столовой.

Совет: оформите в группе также папки-передвижки и ширмы. Поместите там краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам, например методы руководства детскими играми, описание условий для формирования навыков самообслуживания у дошкольников, проведения наблюдений в природе и т. д.

Также можете разместить другие стенды. Посвятите их:

  • дорожной безопасности обучающихся;
  • охране труда работников;
  • психологическому развитию детей, в том числе дошкольного возраста.

Общие принципы оформления

При оформлении стенда придерживайтесь общих принципов:

1. Определите назначение стенда - какую информацию он будет содержать и на какую аудиторию рассчитан. Это влияет на его дизайн и размещение. Если делаете стенды со специальной тематикой, то размещайте их возле соответствующей зоны или кабинета. Например, стенды выставки спортивных достижений разместите возле спортзала или на улице рядом с физкультурно-спортивной зоной;

2. Разграничьте стенды по тематике - один стенд посвящен определенной цели и теме. Например, не размещайте на информационных стендах об организации информацию по технике безопасности;

3. Соблюдайте стилистику оформления стенда с учетом его назначения, например, когда оформляете стенды с официальной информацией об организации, не используйте плакаты, написанные от руки, подручные средства декорирования, детские рисунки. Придерживайтесь формального стиля, информацию изложите официальным языком. И наоборот, когда оформляйте стенды о детском творчестве, используйте любые материалы, шрифты, декоративные элементы. Хорошо, если в оформлении таких стендов примут участие дети и родители;

4. Дозируйте и систематизируйте информацию на стенде - количество визуальных акцентов должно быть небольшим, потому что внимание человека избирательно. Расставьте акценты так, чтобы читатель увидел в первую очередь главную информацию, а потом - вспомогательную. Используйте иллюстрации, фотографии, схемы, инфографику, потому что визуальную информацию люди воспринимают лучше;

5. Располагайте информационный стенд так, чтобы его было хорошо видно: в освещенном, доступном месте, на высоте, которая позволяет ознакомиться с содержанием всего стенда. Поместите его в зоне, где проходит много людей, чтобы привлечь больше внимания;

6. Следите, чтобы на стендах была актуальная информация - все новости и объявления вовремя заменяйте свежими сообщениями. Если размещаете на стенде грамоты и похвальные письма, то вывешивайте недавние на видное место. Таким способом покажете, что организация развивается, занимает призовые места, повышает свой рейтинг;

7. Оформляйте стенды с учетом дизайна и стиля интерьера. Этим создадите единое информационное и стилевое пространство;

8. Используйте стенды с карманами , размещайте там анкеты, опросники, памятки для обучающихся, родителей, тем самым наладите обратную связь с участниками образовательного процесса.


На сегодняшний день практически в любом учреждении существуют информационные стенды или доски объявлений. Эти наглядные формы информирования людей в последнее время приобретают особую популярность. Во-первых, потому, что это действенный способ передачи информации сразу большому количеству людей. А во-вторых, они формируют корпоративное пространство, поддерживают фирменный стиль учреждения, создают особую атмосферу в учреждении, а также являются отражением культуры и компетентности тех людей, которые в нем работают. (Слайд 1)
Однако, создать хороший информационный стенд, чтобы он справлялся с возложенными на него задачами – это целое искусство. В этом деле много мелочей, которые вполне могут свести «на нет» все усилия его создателей.
Поэтому сегодня на семинаре мы хотим поговорить с вами о том, (Слайд 2)
Какие психологические особенности восприятия человека необходимо учитывать при создании информационного стенда?

Какие требования существуют к оформлению информационного стенда в ДОУ?
Каким содержанием можно наполнить информационный стенд в группе детского сада?
Давайте вспомним одну из классификаций форм взаимодействия педагогов с родителями и убедимся в том, что наглядно-информационные формы работы имеют обязательное место быть в работе воспитателя. (Слайд 3)
Коллективные формы работы подразумевают работу со всеми или большим количеством родителей ДОУ. (Это совместные мероприятия воспитателя и родителей.)
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные – играют роль опосредованного общения между воспитателем и родителями. Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Наглядно-информационные формы можно условно разделить на две подгруппы: (Слайд 4)
Одну из них составляют информационно-ознакомительные формы. Задачами этой группы являются:
Ознакомление родителей с деятельностью ДОУ,
Особенностями его работы,
С педагогами, занимающимися воспитанием детей.

В целом они направлены на преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ.
Другую группу составляют информационно-просветительские формы.
Основной задачей этой группы является обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

К созданию информационного стенда предъявляются требования, которые основываются на психологических особенностях восприятия человека.
Давайте рассмотрим некоторые особенности организации восприятия.
Игра.
Образовательный и развивающий потенциал игры. Изучение особенностей восприятия человека; тренировка памяти, внимания, восприятия.
Содержание игры. Нужно выбрать 4 человека, отличающихся по нескольким признакам (например, по возрасту, педагогическому стажу работы, семейному положению и занимаемой должности в учреждении). Им предлагается с закрытыми глазами описать внешний вид одного из коллег. По окончании игры предлагается сравнить описание человека и его реальный внешний вид.
Продолжаем наш разговор об особенностях организации восприятия.
- Скажите, что вы видите на слайде? (Слайд 5)
На самом деле на слайде изображена группа отдельных линий. Но мы видим контур человеческого лица. Это связано с тем, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром, пытается собрать воедино части и добавить недостающие. Это объясняет принцип заполнения пробелов.
Относительно информационного стенда это можно использовать при наполнении содержания стенда. Сегодня вы размещаете одну информацию, завтра добавляете другую на эту же тему. Читая новую информацию на известную уже тему, прочитанную ранее, наш мозг машинально восстанавливает недостающее, заполняет пробелы в теме.
- Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 6)
Визуально Вы воспринимаете три группы объектов. Это объясняется тем, что наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. Нам легче воспринять три группы фигурок, чем девять фигурок, не связанных друг с другом. Это объясняет принцип близости.
Относительно информационного стенда это можно использовать так. Если вы разместите часть информации на бумаге одного цвета, то информация будет объединяться в единый блок.
- Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 7)
На этом рисунке перед нами цифры предстают скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Объясняется это тем, что нашему мозгу легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. Это объясняет принцип сходства.
Относительно информационного стенда это можно использовать так. Размещать несколько объединенных одной темой информационных материалов в одной форме или на одном фоне или в единой цветовой гамме или используя единый шрифт и т.д. Т.е. обязательно должен присутствовать какой-либо признак сходства.
Давайте рассмотрим еще одну особенность восприятия.
- Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 8)
Перед вами на слайде так называемый двусмысленный рисунок. Некоторые из Вас сначала увидели вазу, а потом два профиля. Другие – наоборот. Глядя на рисунок, мы воспринимаем фон либо черным, либо белым. Это связано с тем, что при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам предметами и отнести его к некоторой группе предметов. То, что воспринимает человек в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. При этом происходит соперничество фигуры и фона. Каждая из них поочередно «уходит» в фон, перестает восприниматься.
При размещении информации на стенде очень важно учитывать эту особенность восприятия. Важно понимать, что вы хотите, чтобы видели родители фоном, а что фигурой.
Давайте попробуем проанализировать информационные материалы, которые Вы разместили на сайте детского сада, с точки зрения восприятия фона и фигуры.
Кроме тех особенностей, о которых мы уже поговорили, существуют и другие. Например, особенности восприятия формы предметов. (Слайд 9)
При оформлении информационного стенда необходимо помнить, что форма воспринимается человеком подсознательно, еще до того, как будет восприниматься содержание текста.
Квадрат и круг ассоциируются с четкостью и простотой. Поэтому эта форма наиболее предпочтительна для дошкольных учреждений.
Прямоугольник с шириной в два раза меньшей, чем длина, как бы распадается на два квадрата. Поэтому информация, расположенная на таком стенде, будет также делиться на две смысловые части. Например: «Сделайте вместе с детьми».
Формы стенда с замкнутыми кривыми линиями, напоминающими по форме, например, цветок, будут восприниматься неофициально. В них лучше размещать неофициальную информацию, например: «Для чтения дома», «Поздравляем», «Музыкально-поэтическая страничка».
Несколько небольших стендов, расположенных «ступеньками», создают ощущение динамики, движения. На таких стендах хорошо размещать информацию о развитии чего-либо. Например: «Наши достижения».
При оформлении информационного стенда необходимо учитывать такую физиологическую особенность как восприятие цвета.
Давайте проведем небольшое исследование, касающееся восприятия цвета человеком. Приглашаю 3 человек (разного возраста, разного личностного склада).
Инструкция: «Посмотрите на объявление и скажите, какие ощущения Вы испытываете при восприятии информации, размещенной на листе … цвета» (Слайд 10-16)
Наше исследование показало, что цвет оказывает определенное эмоциональное воздействие на человека. В психологической литературе описано эмоциональное восприятие каждого цвета. (Слайд 17)
Таким образом, цвет может и утомлять, и возбуждать, и влиять на работоспособность, и изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя стенд, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта.
При работе с цветом необходимо учитывать, что:
Цветовое решение стенда зависит от характера его содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором он расположен.
Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более 3). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации.
Используйте цвет как средство выделения самого главного. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. Если брать два цвета, расположенных в круге напротив друг друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов. (Слайд 18)
Предпочтение отдается тонально-контрастному выполнению стенда: светлое на темном, темное на светлом.
В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым. Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.
Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.
Учитывайте цветовые возрастные предпочтения. Так дети предпочитают яркие тона, взрослые – более сдержанные.

Таким образом, цвет оказывает активнейшее влияние на восприятие человека. Эту его особенность необходимо учитывать при создании и оформлении стенда.
Предлагаю поговорить еще об одной составляющей информационного стенда. Это шрифт. Его необходимо использовать также с учетом психологических особенностей нашего восприятия.
Шрифты не только сообщают информацию, но и являются активным художественным элементом.
При выборе шрифта необходимо руководствоваться некоторыми правилами:
Текстовые надписи должны быть краткими, выразительными, с логичной разбивкой фраз.
Шрифт должен быть четким, ясным, простым, удобно читаемым. Наиболее четкими являются шрифты из прямых линий и острых углов.
Текстовые надписи, выполненные только заглавными буквами, читаются на 12% медленнее, чем строчные.
Важным условием восприятия надписей и цифр являются цвет знака и его контрастные соотношения с цветом фона. Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по светлоте.
Например.
1. Черные буквы на светло-желтом фоне, темно-красные на светло-сером или белом фоне и обратное соотношение дают очень хороший эффект.
2. Синий цвет в сочетании с белым или серым применяется для знаков и надписей чисто информационного характера.
Восприятие информации, расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края по всему периметру должны являться чистой нетронутой зоной.
В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.
Давайте рассмотрим некоторые варианты соотношения цвета, формы и шрифта, попытаемся найти ошибки при их использовании. (Слайд 19)
Вывод. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия при оформлении информационного стенда. Помнить о том, что чрезмерная насыщенность информацией мешает восприятию смысла (Слайд 20).

Имеется еще один большой стенд в коридоре для всех сотрудников и родителей, чтобы все были в курсе педагоги­ческих дел нашего коллектива, так как детский сад является открытой системой для родителей. В этом стенде отражены годовые задачи педагогического коллектива, план методи­ческой работы на месяц, темы педсоветов и время их прове­дения, расписание непосредственно-образовательной дея­тельности в ДОУ, расписание работы кружков, расписание утренних зарядок по группам.


Схема 1. Содержание, формы и методы контроля в ДОУ


Работа старшего воспитателя


РАБОТА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

Вы приступили к новой работе. Хорошо, если вы при­шли в дошкольное учреждение, а оно работает по той же программе, что и то учреждение, в котором вы раньше трудились. Однако все равно вам придется освежить свою память и прочитать всю программу и методические реко­мендации. Не забудьте про дополнительные программы. При повторении знакомого материала всегда открываешь для себя что-то новое.

В ваши функции теперь войдет и контроль. Вы должны узнать, соответствует ли предметно-развивающая среда реа­лизуемым программам в этом учреждении. Для себя лучше сделать такую раскладку (табл. 1):

Таблица 1

Предметно-развивающая среда к программе «Название»


Виды деятельности берете из реализуемых программ. Такая таблица поможет вам четко представить предметно-развивающую среду по возрастным группам.



На педчасе для воспитателей проведите фронтальную консультацию или индивидуальные консультации об об­разовательной среде по возрастным группам. Это лучше сделать в такое время, чтобы педагоги в летний период могли приступить к моделированию предметно-развиваю­щей среды по возрасту своих детей. Не забудьте еще из­учить Концепцию развивающей среды В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой. Ос­новные положения к образовательной среде представлены и в работахТ.Ю. Беляева, Ю.С. Майнуйлова, В.И. Слобод-ченкова, В.А. Ясина и др.

Что такое среда? Это то, что нас окружает. Соответствен­но образовательная среда способна развивать ребенка и окружает его в образовательном процессе. Образовательная среда несет на себе две функциональные нагрузки (схема 2).

Изучите новые требования СанПиНа (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.4.1.2660-10), в них вы найдете ряд требований к организа­ции образовательного процесса в ДОУ, к мебели, размеще­нию кроватей в спальнях и многое другое. Эти требования при моделировании образовательной среды необходимо четко выполнять, иначе вам обеспечены предписания и штраф.


Работа старшего воспитателя

Схема 2. Функции образовательной среды

Можно выделить общие требования, которые предъяв­ляются к любой образовательной среде.

Требования к образовательной среде

1. Комфортность.

В этой среде ребенку должно быть комфортно. От пре­бывания в ней он должен получать удовольствие. И эта среда должна притягивать ребенка.

2. Эмоциональная насыщенность.
Образовательная среда должна вызывать у ребенка

положительные эмоции. Не забудьте правило «золотой се­редины». Перенасыщение в образовательной среде может вызвать отрицательные эмоции у ребенка.

3. Аутентичность.

Среда должна обеспечивать нормальное выполнение режима, ритма и жизнедеятельности.детей.

4. Расширение познавательных возможностей.
Образовательная среда моделируется таким образом,

чтобы наталкивала ребенка на развитие его познавательных способностей.

5. Стимуляция различных видов активности.

Если образовательная среда будет динамична, то педа­гог сможет быстро перейти от одного вида деятельности к другому.

6. Побуждение к самостоятельности и творчеству.

Наполнение образовательной среды должно происхо­дить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Она должна быть так расположена, чтобы ребенок как бы


«натыкался» на нее и хотел вступить с ней в контакт, за­няться творчеством.

7. Гетерогенность.

Возможность осуществлять предметный и простран­ственный выбор. При построении образовательной среды учитывайте половые различия. Помните, что девочки осваивают ближнее пространство, и это они делают по кру­гу. А мальчикам надо большее по размеру пространство (в 1,5 раза больше, в отличие от девочек). Они осваивают пространство на дальность (по вектору) в разных направ­лениях по горизонтали или по вертикали.

8. Здоровьесбережение.

Образовательная среда не должна наносить вред здо­ровью детей. Она должна быть безопасна. Не забывайте. о сертификатах на приобретаемые игрушки и методические пособия.

При моделировании образовательного пространства не забывайте и про цвет. Окружающий нас мир привлекает своим цветом. Рождается человек, и цвет сразу оказывает на него влияние. По ленточке на конверте новорожденного мы определяем его пол. Цвет влияет на наше психическое состояние. Это влияние цвета на здоровье человека исполь­зуют в медицине. А в народной медицине лечат различные заболевания прикладыванием ткани разного цвета к боль­ным местам. Цвет влияет на настроение, аппетит, зрение, двигательную реакцию. То есть цвет оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека.

Рассмотрим влияние цвета на пространство. Цвет может создать иллюзию пространства. Красный делает помещение меньшим по размеру, чем оно есть на самом деле, а светло-голубой, наоборот, создает эффект пространства. Корич­невый сужает пространство. Исследования показывают, что цветные надписи на 35% замечают чаще, чем черно-бе­лые. Существует зависимость цвета надписи от цвета фона. Хорошая их видимость достигается тогда, когда черные надписи делают на желтом фоне, зеленые - на красном, голубые - на белом.

Настольная книга старшего воспитателя


Работа старшего воспитателя

Цветовая гамма по-разному влияет на психическое и физическое состояние человека (табл. 2).

Таблица 2 Влияние цвета на человека

Цвет Его воздействие на человека
Синий - Успокаивает; - расслабляет; . , - снимает спазмы; - уменьшает головную боль; - понижает аппетит; - стимулирует умственную деятельность
Голубой - Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении; ■ - стимулирует хорошее настроение
Фиолетовый - Угнетает психические и физические процессы; - снижает настроение
Красный - Активизирует; ч - повышает физическую работоспособ­ность; - вызывает ощущение теплоты; - стимулирует психические процессы
Зеленый - Успокаивает; - создает хорошее настроение; - повышает защитные силы организма; - способствует уменьшению воспале­ний; - стимулирует зрение
Розовый - Тонизирующее воздействие
Желтый - Успокаивает; - нейтрализует негативные действия; - стимулирует хорошее настроение
Оранжевый - Переключает настроение
Черный - Цвет депрессии; - остановка во времени

Цвет оказывает влияние на психику. Он может сделать человека счастливым или несчастным. Бедность красок окружающего мира делает его несчастным. В ходе экспе­риментов, проводимых специалистами частной исследо­вательской компании The Mind Lab по заказу фармацев­тического концерна Boots, выяснилось, что цвета голубой и зеленый делают мужчин более счастливыми, а голубой и оранжевый - женщин. Голубой и красный делают муж­чин более уверенными в себе, а голубой и фиолетовый цвета помогают приобрести уверенность в своих силах женскому полу. Воздействие ярких цветов на 15% улучшает реакцию у исследуемых и на 25% у них возрастает скорость выполнения психологических тестов.

О влиянии цвета на психику ребенка можно узнать из табл. 3.

Таблица 3

Влияние цвета на психику ребенка

Цвет Воздействие на психику ребенка
Ярко-красный Приводит в возбужденное состояние, дела­ет детей неуправляемыми и агрессивными. В небольших количествах, к примеру, в ак­сессуарах или в рисунке обоев, способствует энергичности особо пассивных детей
Розовый Используют для успокоения беспокойных детей
Оранжевый Добавляет оптимизма и жизнерадостности, но только в маленьких количествах. Чрезмер­ность этого цвета способствует постоянному состоянию веселья и праздности
Бледно-зеленый и салатный Отлично успокаивает, настраивает малы­ша на искренность. К тому же напоминает о природе
Желтый Развивает коммуникабельность и общитель­ность
Голубой Вызывает уныние и плаксивость. Цвет подхо­дит для потолка

Настольная книга старшего воспитателя} "


Работа старшего воспитателя

Окончание табл. 3

При моделировании образовательного пространства обязательно учитывайте влияние цвета на психическое со­стояние ребенка.

Авторы Концепции развивающей среды в дошкольном учреждении (Петровский В.А. и др. Построение развиваю­щей среды.в дошкольном учреждении. М., 1993) указали на то, что окружающая среда в детских садах должна обеспе­чивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непре­менным построением развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Это значит, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориенти-рованной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель: содействовать ста­новлению ребенка как личности. И этому способствуют следующие принципы построения развивающей среды:

/. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Мебель должна быть такой, чтобы педагог мог общаться с ребенком, глядя ему в глаза, а не нависая над ним. Этому способствует разновысотная мебель. А при общении с ре­бенком надо еще уметь выбрать правильную дистанцию. Если это дети раннего возраста, то дистанция общения


ближняя: ребенка часто берут на руки, вступают в телесный контакт (гладят, обнимают). Если это дети среднего возраста, то дистанция может быть и ближней и дальней, в зависимо­сти от настроения детей. Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется дальняя дистанция. Мы их подготав­ливаем ко взрослой жизни, скоро они пойдут в другой соци­альный институт - школу. А там уже присутствует дальняя дистанция общения. Но если ребенок нуждается в тесном контакте, то воспитатель дает ребенку эту близость.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Это значит, что окружающая среда должна провоциро­вать ребенка на активность, как физическую, так и позна­вательную. В группе должны присутствовать различные уголки по видам детской деятельности. Особое внимание уделяется спортивному утолку с оборудованием для маль­чиков и девочек, которое будет формировать потребность у детей к здоровому образу жизни. Интерес у дошкольни­ков вызывают и стены творчества, где дети могут рисовать, используя различные материалы и технику рисования. Освещение и звуковой дизайн тоже повышают активность воспитанников дошкольного учреждения.

3. Принцип стабильности - динамичности.
Созданная среда является стабильной для детей данного

возраста, но она должна постоянно меняться, так как дети растут очень быстро и быстро изменяются. То есть ребе­нок перерастает среду. Поэтому среда планируется таким образом, чтобы она могла меняться по желанию ребенка. Этому способствует мебель, которая может быстро транс­формироваться. Используются различные кубы, ширмы, при помощи которых можно изменять пространство.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Похож на предыдущий принцип. Но надо помнить,

что при динамичности развивающей среды нельзя забывать о том, чтобы пространство одной зоны не входило в другую зону. Так, музыкальная зона не может находиться рядом с уголкомчтения, в котором ребенку нужна тишина. Долж­но соблюдаться четкое разделение этих зон.


Настольная книга старшего воспитателя


5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком­
фортности и эмоционального благополучия каждого ребенка
и взрослого.

Для соблюдения этого принципа необходимо выполнять правило «золотой середины». Так, обедненная развивающая среда ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная - дезориентирует детей. Необходимо помнить об уголках уединения. Ребенок устает от коллектива и у него перио­дически возникает желание укрыться от посторонних глаз. Уголок уединения - это шатер, домик, ширма в уголке, но там обязательно должно находиться что-то мягкое (мех, подушки), и это место должно быть скрыто от глаз других. Не забывайте о том, что, если ребенок уединился, возмож­но, ему требуется ваша помощь.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элемен­
тов в эстетической организации среды.

Этот принцип проявляется в знакомстве детей с произ­ведениями искусства. Ребенка надо знакомить с разными жанрами искусства, устраивать в детском саду выставки картин и скульптур. Делать волшебные комнаты со сменой освещения, различными звуками, зеркалами.

7. Принцип открытости - закрытости.

Принцип открытости предполагает общение ребенка с природой, с детьми других групп и сотрудниками до­школьного учреждения. Это открытость взрослой культуре, открытость обществу. Но, с другой стороны, детский сад - закрытая система, в которой действуют свои требования, регламентируемые программой и требованими СанПиНа.

8. Принцип учета половых и возрастных особенностей.
При моделировании образовательного пространства

учитываются возрастные особенности. Если это младший возраст, то количество одинаковых игрушек должно соот­ветствовать численности детей. Дидактический материал должен соответствовать программному материалу этого возраста. Учет половых особенностей детей тоже влияет на среду потому, что мальчики и девочки по-разному ве­дут себя в окружающей среде, им нужны разные игрушки. В старшем возрасте не забывайте о том, что у детей должны быть туалеты в кабинках.

Стенд для родителей и персонала в детском саду – одна из важнейших деталей при оформлении помещения. Можно оформлять самостоятельно или же приобрести готовые. К такому виду оформления помещения группы предъявлены особые требования. Статья расскажет какие существуют виды, кому предназначены, и какое должно быть содержание.

Кому предназначены?

Щит в группе ДОУ – это настоящий кладезь информации. При этом, существуют разные виды. Каждый должен быть оформлен в соответствии с назначением.

Перечислим для кого они предназначаются:

  • стенды для детского сада , рассчитанные на воспитанников ДОУ. Их должно быть несколько: «Уголок дежурного», «Живой уголок», «Календарь природы», «Уголок именинника», разные развивающие, творческие щиты. Главные требования: яркость, аккуратность исполнения, доступная информация для восприятия дошкольников, наглядная агитация к действиям;

  • щиты для родителей – это большое разнообразие наглядного пособия, которое познакомит с работой воспитателя в группе, режимом дня малышей, расписанием занятий. Такие наглядные пособия сообщают о проведении различных мероприятий;

  • наглядный материал для персонала – предназначены психологам, методистам, музыкальным работникам, логопедам. Размещаются они вблизи кабинетов специалистов. Содержание несет просветительный характер, касающийся профиля педагога.

Особенности информационных стендов для родителей

Каждый вид должен отвечать определенным требованиям.

Чаще всего предвзято к их оформлению и содержанию относятся взрослые. Детально опишем, каким должен быть .

Информация разбивается на 2 блока.

На первом блоке размещены следующие постоянные сведения:

  • представлена лицензия, разрешающая вести образовательную деятельность;
  • данные о сотрудниках с именами, фамилиями. Указаны должности, рабочие дни, время приемов;
  • перечень применяемых программ и технологий. Это касается деятельности не только воспитателей, но и психологов, логопедов, хореографов, музыкальных руководителей;
  • указываются цели и задачи, реализуемые в ДОУ;
  • представлена информация оздоровительной работы. Медицинский работник и заведующий дошкольного учреждения предоставляют данные;
  • указан режим дня, подтверждённый врачом и расписание занятий, проводимых с образовательной целью;
  • сведения о других дополнительных услугах. При этом информация содержательная, с указанием программ, размещением лицензий на право проведения деятельности.

На втором щите обозначены:

  • данные об оздоровительных мероприятиях;
  • сообщение о подготовке к проведению предстоящих праздников, экскурсий, родительских собраний, консультаций, мероприятий.

Требования к оформлению

Стенды для родителей воспитанников в детском саду должны быть информативными и красивыми. Есть несколько простых правил:

  1. Должны присутствовать динамичные сведения. Обновление раз в неделю.
  2. Если на стенде представлены данные из печатного издания, то нужно указать автора, дату публикации. Если же сведения взяты из интернета, где не указано авторство, то потребуется указать ссылку на сам сайт.
  3. Щиты должны быть красочными, чтобы сразу притягивать взгляды, когда взрослые входят в помещение. Должна быть не только информация, но и рисунки детей, фотографии. Причем соотношение сведений к наглядным изображениям должно быть 2:6.

Грамотное оформление стендов в садах – это показатель серьезной работы ДОУ. Родители будут убеждены, что выбрали правильное заведение для развития своего малыша.