Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года. Развитие малыша в первый год жизни

Последние вопросы в группе "Гв - вопросы и ответы" навели меня на мысли, что у большинства мам, после рождения ребенка, нет четкого понимания что и зачем делается и какие результаты принесет в будущем.
Есть какой-то хаотичный набор действий и такой же хаотичный набор советов от акушеров в роддомах и подруг. Все на уровне поверий и суеверий)
Поэтому хочу пробежаться по основам.

Знаете какой самый частый возраст детей при обращении к психологам? 3 года и подростковый период.
Это два ключевых периода, когда начинают вылезать все косяки. Ребенок "внезапно" портится, чаще всего говорят "такой был хороший, послушный, а тут как с цепи сорвался".
Так вот, дорогие мамы, дети не меняются внезапно, все это результат наших усилий, наших действий и бездействий.
И основа закладывается в первый год жизни ребенка.

Засада в том, что результат мы не увидим сразу, результат мы получим много лет спустя. Поэтому важно понимать что и зачем в этот первый год жизни мы делаем.
Именно первый год - это время, когда закладываются основные схемы взаимодействия ребенка с миром и с собой. Это досознательные схемы, формирующие до момента осознания себя как личности. Поэтому с ними практически не возможно ничего сделать в старшем возрасте. Можно только корректировать какие-то вещи.

Роды для ребенка сильнейший стресс, он получает огромное количество разных гормонов, переживает боль, сдавливание, страх перед неизвестностью. Он выходит в совершенно другой мир. Жизнь в матке кажется раем, жизнь в мире требует усилий и пугает.
Нужно дышать, сосать, выводить отходы жизнедеятельности. Учиться реагировать на свет, температуру, управлять своим телом. Хоть как-то научиться определять что опасно, а что нет.

Ребенок беспомощен, беззащитен и понятия не имеет, что он хочет и как это получить. У него всего две лампочки: зеленая - мне хорошо и красная - мне плохо. С чем связана красная он не понимает и рассчитывает, что мать будет помогать.

Вся эта неопределенность и незащищенность вызывает во-первых, сильнейшую тревогу, во-вторых, потребность в спокойной и знающей матери рядом, которая выступает в роли надежного проводника и вселяет в малыша уверенность, что все будет хорошо.
Первый месяц для малыша адаптационный, все что ему надо - покой, мама рядом, грудь и время, чтобы понять куда я попал и как тут жить. Ему не нужны чужие руки, включая бабушек и пап, это сбивает и пугает. Ему не нужны прогулки и сон на балконе, ему не нужны проныривания и гимнастики. Просто спокойное и безопасное пространство у мамы под боком.

А еще ребенку необходимо убедиться, что мир, в который он попал безопасен и доброжелателен для него.
И вот тут помогает мама. Ее основная задача видеть потребности малыша и закрывать их максимально качественно и быстро.

Чтобы создать вот это ощущение спокойного рая мы используем: неограниченное кормление грудью, ношение на руках, совместный сон, пеленание, высаживание, мягкое адаптационное купание.
Эти вещи помогают собрать тело, возвращают ощущения утерянного рая (как в матке), убирают последствия родового стресса, снижают тревожность.

Кроме этого все эти вещи помогают сформировать отношение к себе как к ценности, как к важному человеку, потребности которого важны, услышаны и реализованы. В дальнейшем это перейдет в ощущение собственной важности и базовому ощущению себя хорошим.

Все это - важные небольшие кирпичики из которых строится основание личности. Если мы делаем несколько промахов, а это неизбежно, но в целом стремимся видеть все потребности, то в основании будет пара плохих кирпичей, но база все равно будет прочной. Поэтому таких кирпичиков надо набрать как можно больше, понимая, что на этом будет потом выстраиваться характер ребенка, его отношения с собой и людьми, его самооценка, его реакция на стрессы и т.д.

Каждое действие по отдельности не так важно - может не быть пеленки, можно купать в большой ванной, можно не высаживать, но все вместе они дают накопительный эффект.
Чем меньше потребностей малыша мы видим и закрываем, тем тревожней ребенок, тем сильнее тонкое ощущение собственной никчемности, перерастающей в более старшем возрасте в уверенность, что ты недостоин заботы и любви.

Так что, дорогие мои, прежде чем отвергать пеленание, усаживать малыша в детский стульчик, сворачивать ГВ, говорить, что памперсы удобнее высаживания, постарайтесь добыть информацию как это ваше конкретное действие отразиться в будущем на малыша. Слава богу сейчас информации достаточно и можно при желании найти что угодно.

Уходите от формата форумных советов, ищите научные знания, разбирайтесь что и зачем нужно. Поверьте в 3-4 года вы будете точно знать почему ваш ребенок такой и сюрпризов не будет.

В дополнение хочу сказать важную вещь.

Все что было написано необходимо чтобы понимать что и зачем мы делаем с малышами, а не для того чтобы оценивать как мы накосячили, глядя на подрощенных детей.
Коррекция возможна на любом этапе, но даже это не главное.
Главное ваше умение как мамы видеть потребности ребенка и вписывать их в свои потребности в любом возрасте. И умение думать, а не паниковать и бездумно следовать советам.
Думать, анализировать и делать выводы.

Это не оценивать себя и свои действия с точки зрения "я молодец или я плохая мать", это совсем другое состояние.
Тут нет оценки себя как матери и нет оценки ребенка как хорошего или плохого. От оценок важно уметь уходить и с рождения ребенка вырабатывать в себе безоценочное восприятие материнства и детей.

Как по-другому?

Смотреть что сейчас происходит с ребенком, что является причинами его поведения, какие потребности стоят за этим поведением, каким образом мы можем эти потребности закрыть, если вдруг есть конфликт потребностей ребенка и моих, как закрыть потребности обоих без жертв.

Сидеть в чувстве вины не конструктивно, вы тратите на это ресурсы и силы, перестаете видеть ребенка.

Также точно бессмысленно сидеть в оценке ребенка. Всегда есть важная причина для любого поведения. Компетентная мать способна находить причины или приходить к кому-то за помощью.

У меня этот навык развит уже хорошо, но и я периодически прихожу за помощью, потому что некоторые вещи отлично видны со стороны и почти необнаружимы изнутри.

Вера в себя как в мать и вера в своего ребенка - это базис для того, чтобы быть достаточно хорошей мамой

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

В этой статье:

От рождения и до первого дня рождения пройдет всего 12 месяцев. Для маленького ребенка это огромный скачок в развитии. Все для него меняется, причем очень быстро. Из грудничка он превращается в человечка, который уже может ходить, произносит отдельные слова. Меняются даже его игры и рацион питания . Правильное развитие во всем сейчас зависит от родителей.

Это время, когда дети совсем маленькие, одновременно нервное и счастливое. Сейчас изменения видны каждый день . Малыш учится сам, а к одному годику уже многое умеет. Пройти весь этот путь вместе с ним – это огромная радость для родителей.Вы обязательно будете посещать педиатра, который следит за развитием малыша . Хотя многие вещи родители могут отслеживать самостоятельно.

Прогресс за 12 месяцев

Представьте себе самый обычный год. Хотя год из жизни взрослого человека не может сравниться со стремительным развитием малыша от 0 до 1 года. Конечно, потом случится еще много всего интересного, но этот первый год самый важный в жизни каждого ребенка. Рождаясь на свет, он готов к жизни, но с одним большим условием. Рядом обязательно должны быть люди, которые смогут обеспечить ему защиту, уход, направить его в первых попытках исследовать мир.

Родителям стоит приготовиться
заранее, ведь все меняется стремительно. Первые 30-40 дней новорожденный требует особого внимания и ухода. Буквально за месяц его иммунитет набирает силу и уже становится способен защитить его от простых болезней. Пройдет немного времени, и на смену жидкой пище и молоку мамы придет твердая пища. У малыша начинают резаться зубки, а значит, организм дает сигнал: «к твердой пище готов» . Развитие ребенка за первые 12 месяцев просто поражает.

Конечно, малыш все еще абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Пройдет еще очень много времени до его самостоятельности. Пока он сам не может пожаловаться, родителям нужно прислушиваться к состоянию его здоровья . Многие дефекты развития проще всего вылечить, если обнаружить их рано.

Рождение ребенка

Итак, малыш появился на свет. Следующие 3 дня они с мамой проведут в роддоме. А после этого начинается ваша новая жизнь. Теперь 24 часа в сутки мама и папа будут заботиться о ребенке. Он кушает каждые 2-3 часа, все остальное время спит. Более того, иногда даже спит, когда кушает – есть у
младенцев такая «суперспособность». Конечно, он много плачет. Родители учатся понимать каждый его звук. Все же это счастливое время заботы о своей крохе.

Тут родителям важно помнить: все дети разные . Существует примерный план развития. Если ваш малыш опаздывает на 1 месяц, отставая от этого плана, то это еще не повод волноваться и собирать консилиум педиатров. Очень часто дети немного опаздывают или, наоборот, куда-то спешат. Обычно к первому году жизни все стабилизируется, выравнивается. Если ребенок соседей уже сказал свое первое слово, а ваш еще нет, это еще ничего не значит . Но, конечно, в случае серьезного отставания в развитии стоит срочно обратиться к врачу.

0-3 месяцев

Дети все время крутятся, вертятся, перебирают ножками и ручками. Это значит, что карапуз вполне доволен жизнью. Он так пытается исследовать мир, свое тело. Сейчас движения ему необходимы. Активно развивается нервная система, мозг . Кстати, мозг продолжает активное развитие даже после рождения, настолько это сложный орган. Например, желудок и кишечник уже готовы работать с первого же дня жизни, а мозг еще «дремлет», выполняя только часть своих функций. Развитие малыша продолжается.

Будет полезно
менять его позу – конечно, когда малыш не спит. Так вы стимулируете его развитие, заставляя переворачиваться, менять положение головы. Ребенок учится держать головку. Уже сейчас, на 1-2 месяце, он может приподнять ее на несколько секунд.

Уже ко 2-му месяцу дети становятся вполне активными. Малышу все интересно, он с радостью рассматривает яркие предметы. Очень важно для его психического развития каждый день видеть что-то новое, интересное. Показывайте яркие картинки, игрушки, разные предметы . Малыш изучает мир вокруг себя. Особенно активно он пытается все попробовать: трогает, облизывает. Сейчас он уже различает голоса родителей, узнает маму по запаху . Когда мама рядом, ребенок улыбается, тянет к ней ручки. Сейчас это самый важный человек в жизни ребенка и, возможно, единственный, которого он научился узнавать сразу.

4-6 месяцев

Первая половина года прошла. Чему же научился малыш? Он уже узнает людей, радуется их появлению. Сам себе тоже очень рад! Чаще подносите ребенка к зеркалу – он будет с интересом разглядывать отражение. В 3-5 месяцев он первый раз начинает смеяться. Дети с радостью будут смотреть одно и то же «представление» десятки раз. Попробуйте жонглировать перед малышом предметами - каждый раз он будет с удивлением и радостью следить за яркими шариками у вас в руках.

Развивается координация движений. Теперь уже неинтересно все время лежать. Ребенок просится на руки, рассматривает все, что попадает в поле зрения. Малышам до года полезна простая физкультура: переворачивайте его на животик или на спинку, делайте простой массаж. Он уже пытается встать на четвереньки. Это подготовка к ползанью.

Все больше интереса к самому себе. Дети рассматривают свои ручки, ножки. Сейчас их позвоночник очень гибкий - кроха с легкостью может взять в рот палец ноги. Ничего плохого или опасного тут нет – не стоит запрещать это ребенку, ругать его за интерес к себе. Пока еще хватать и брать в руки предметы кроха просто не умеет. Но задевать, ронять игрушки он может, с радостью играя таким образом.

6-12 месяцев

У вашего крохи уже, скорее всего, появились первые несколько зубов. Это был сложный период, но вы справились. Хотя иногда дети вообще не замечают, как режутся зубки. Теперь он сам сообщил вам, что готов поменять свой рацион. В 6-7 месяцев малыши активные , и молока им не всегда достаточно. Считается, что сейчас уже можно вводить прикорм. Ребенок уже научился ползать, сидеть, может играть на полу. Теперь ему не нужно спать так много и часто, как раньше.

Развитие идет своим чередом. Первую половину своего первого года малыш провел, изучая себя. Кстати, вы обратили внимание? Малыш стал очень общительным! Теперь ему нужна компания почти постоянно. Играть с мамой, общаться с папой, перекрикиваться и смеяться – все это он умеет делать. А также научился обращать на себя внимание родителей. Сейчас важно, чтобы взрослые чаще с ним говорили. Неважно о чем – просто ему необходимо слушать правильную речь.

В возрасте 7-9 месяцев кроха уже может играть сам. Он улавливает связь между названием предмета и самим предметом. До первого года жизни он уже запомнил множество слов и понятий. Конечно, говорить он еще не может, но уже может приносить вещи, указывать на них пальчиком. Обязательно дайте ему место для движения, ведь сидеть в кроватке малыш уже не хочет.

Ребенку 1 годик

Вот и настал тот самый момент, когда вашему крохе исполнился 1 год. До этого момента пролетело 12 месяцев, а многим кажется, что родился он только вчера. Уровень развития малыша многих поражает. Из крошечного комочка, укутанного в одеяло, он превратился в активного человечка. Уже теперь проявляется характер ребенка, он показывает вам, что нравится, а что не нравится.

В это время многие мамы начинают отлучать детей от груди. И правда, молоко все еще необходимо, но теперь добрую половину рациона составляют пюре, овощи и фрукты, молочные продукты. Дети уже умеют кушать с ложечки, проявляют интерес к процессу. Также они могут пить из бутылочки самостоятельно.

Начинаются первые попытки разговаривать. Конечно, это пока лишь звуки и отдельные слова. Не волнуйтесь: еще немного тренировки, и ребенок выдаст свое первое осмысленное предложение. До 1 года малыш предпочитал все время проводить с мамой, теперь же он интересуется другими людьми и детьми. Многие родители пробуют оставлять ребенка на 1-2 дня с бабушкой. Пришло время ему становиться немного самостоятельнее.

Что уже умеет ребенок?

Теперь посмотрим, чему научился малыш. До первого дня рождения у него было 12 месяцев постоянных тренировок. Теперь же кроха готов поразить вас набором своих самых разных умений:

  • он ползает, ходит, даже бегает;
  • стоит на месте , не держась;
  • берет в руки предмет, перекладывает его из ручки в ручку;
  • танцует под музыку;
  • листает книжки , рассматривает картинки;
  • у него уже есть любимые игрушки;
  • с радостью играет со сверстниками.

Конечно же, это еще не все. Стоит обратить внимание на психическое развитие ребенка.

Как видите, идет активно развитие личностных качеств ребенка. Начинают проявляться черты характера, отношение к миру. Конечно, уже стоит обратить внимание на психическое развитие малыша. Творчество, игры, песенки и сказки помогут ему развиваться правильно. А больше всего ему нужна любовь родителей.

Первый год жизни ребенка - это неповторимое время, за которое беспомощная кроха превращается в настоящего маленького человека. Молодой маме очень важно знать, как происходит развитие ребенка по месяцам. Базовые знания об особенностях развития детей первого года жизни также необходимы, как и представления об основных этапах внутриутробного развития ребенка.

Помесячный календарь развития ребенка до года не устанавливает таких жестких норм, какие существуют при контроле за внутриутробным развитием ребенка по неделям. Темпы освоения тех или иных навыков индивидуальны и зависят от особенностей, связанных с наследственностью, общим состоянием здоровья, типом нервной системы (темпераментом). Безусловно, определенную роль играют и особенности процесса внутриутробного развития ребенка, течение родов, использование методик раннего развития детей.

Несмотря на это есть некие общие ориентиры, которые помогут не допустить возникновения задержки психического развития детей. Следует помнить также, что хорошее физическое развитие ребенка до года - необходимая база для профилактики возникновения задержки речевого развития у детей в более старшем возрасте.

Календарь развития ребенка позволяет по месяцам оценивать его психомоторное развитие, т.е. умения, которыми малыш уже овладел, а также наметившиеся «линии развития» — навыки, которые находятся еще в стадии формирования.

Основными элементами психомоторного развития являются:

  • моторное, или двигательное развитие - координированные движения ручками и ножками, в том числе так называемая «мелкая моторика» (тонкие целенаправленные движения пальцев и кисти руки),
  • развитие познавательных процессов - любознательности, памяти, которое проявляется в проявлении интереса к окружающему миру и другим людям, стремлении к общению, играм,
  • развитие речи - на первом году жизни его характеризует умение понимать обращенную речь и реагировать на нее, развитие фонематического слуха (способности отличить звуки речи от любых других звуков). Также происходит формирование основы речевой деятельности на уровне звукоподражания,
  • зрительное развитие - умение фокусировать взгляд на подвижных и неподвижных объектах, правильно оценивать увиденное и реагировать на него.

Для объективной оценки развития ребенка и в год, и в 2 года, необходимо учитывать весь комплекс элементов психомоторного развития.

Первый месяц развития ребенка: порядок из хаоса

Ребенок первого месяца жизни мало контролирует движения ручек и ножек, поэтому его движения хаотичны. Некоторое время ладошки будут сжаты в кулачки, а ножки не будут полностью выпрямляться - в таком положении они находились в период внутриутробного развития ребенка. Новорожденные очень слабо видят и слышат первое время. В течение первого месяца жизни совершенствуются зрение и слух. Малышам очень нравится смотреть на неподвижные объекты простых форм, однотонные или контрастных цветов.

Достижениями первого месяца являются:

  • умение кратковременно удерживать голову,
  • способность зафиксировать взгляд на объекте, находящемся в поле зрения (яркой игрушке, лице взрослого),
  • прислушивание к обращенной речи,
  • появление в речи протяжных гласных звуков.

Второй месяц развития ребенка: за вами наблюдают!

В 2 месяца темп развития ребенка становится более интенсивным. Несмотря на то, что ручки все еще сжаты в кулачки, ножки уже можно развести в стороны. Зрение и слух развиваются и совершенствуются. Малыша начинают привлекать яркие игрушки простых форм, издающие разнообразные звуки. Начиная с этого возраста дети с удовольствием проводят время, играя с развивающими ковриками, разнообразными игрушками-подвесками.

Благодаря этому, к концу второго месяца малыши умеют:

  • более уверенно удерживать голову,
  • в положении лежа на животе ненадолго приподниматься, опираясь на предплечья,
  • следить за перемещением игрушек и людей, поворачивая голову вправо и влево,
  • услышав звук, поворачивать голову в поисках его источника,
  • улыбаться.

Третий месяц развития ребенка: вот наши ручки!

Третий месяц дарит малышу удивительное открытие - его собственные ручки! Ладошки уже не сжаты в кулачки, и малыш получает возможность освоить хватательные движения. Очень быстро дети учатся вполне уверенно манипулировать руками, моментально затягивая в рот все, что удалось ухватить. Большой интерес вызывают игрушки с поверхностью различной фактуры - гладкие, шершавые, ребристые.

Итоги третьего месяца:

  • длительное удерживание головы,
  • уверенное удерживание тела в положении лежа на животе с опорой на локти,
  • переворот с живота на спину,
  • умение следить за предметом, перемещающимся не только вправо-влево, но и вверх-вниз,
  • длительное удерживание легких предметов,
  • возможность поместить в рот и вынуть из него погремушку, соску,
  • беззвучный смех,
  • гуление с использование гласных и согласных звуков.

Четвертый месяц развития ребенка: маленький исследователь

В этом возрасте происходит прорыв в развитии опорно-двигательного аппарата. Мышечная система уже достаточно окрепла, чтобы малыш мог освоить пространство недоступными ранее способами. Оральная стадия изучения окружающего мира дополняется зрительной, поэтому теперь малыш не только тянет в рот все предметы, но и подносит их к глазам, стараясь рассмотреть. Но стремление попробовать все на зуб сохраняется, тем более что у некоторых малышей уже в этом возрасте появляются признаки формирования первых зубок.

В результате к концу четвертого месяца ребенок умеет:

  • очень длительно удерживать голову,
  • лежа на животе, приподниматься с опорой на кисти рук,
  • дотягиваться до предмета и захватывать его, сохраняя опору только на одну из рук,
  • приподнимать голову в положении лежа на спине,
  • пытаться сесть и выпрямить спину при подтягивании за руки,
  • иногда переворачиваться не только с живота на спину, но и обратно - со спины на живот,
  • заливисто смеяться,
  • громко и разнообразно гулить.

Пятый месяц развития ребенка: в рот мне ноги!

Пятимесячный малыш предпринимает первые попытки ползти и стоять. Ноги вызывают живейший интерес, поэтому очень часто можно увидеть, как ребенок тянет в рот стопы, запрокинув ноги высоко к голове. Малыш уже хорошо понимает разницу между «своими и чужими», поэтому незнакомые люди могут вызывать испуг, плач. При этом малыш радостно реагирует на появление хорошо знакомых ему людей, улыбается им и стремится общаться.

Достижениями этого возраста становятся:

  • попытки ползти на животе, пытаясь дотянуться до игрушки
  • возможность более уверенно сидеть с поддержкой, удерживая спину прямой,
  • крепкая опора на ножки при подтягивании за руки,
  • умение встряхивать погремушку и прислушиваться к ее звуку,
  • радостное гуление и смех во время игры,
  • появление различных типов реакций в зависимости от интонации обращенной речи.

Шестой месяц развития ребенка: свободные руки

Главное достижение полугодовалого малыша - возможность самостоятельно сидеть. Благодаря этому руки оказываются полностью свободны и появляется возможность выполнять более сложные манипуляции с предметами. В этом возрасте малыш имеет право претендовать на получение личного стола и стула, за которыми намного удобнее играть, рассматривать книги, принимать пищу. Вероятнее всего, в этом возрасте у малыша прорежется первый зуб (хотя в целом динамика и темпы роста зубов очень индивидуальны).

Полугодовалый ребенок умеет:

  • самостоятельно сидеть (но сам садиться пока не умеет),
  • брать игрушки одной и двумя руками,
  • перекладывать предметы из одной руки в другую,
  • лежа на животе, подтягивать колени к животу, пытаясь встать на четвереньки,
  • повторять четко различимые простые одинаковые слоги (ба-ба-ба, та-та-та, ма-ма-ма).

Седьмой месяц развития ребенка: непоседа

Этот возраст ребенка для многих мам становится периодом повышенного беспокойства: ведь малыш получает возможность самостоятельного передвижения и теперь его можно обнаружить совсем не на том месте, где он находился минуту назад. Несмотря на огромную радость от таких потрясающих достижений, малышу, вероятнее всего, придется познакомиться с таким предметом, как манеж. В этом возрасте начинается процесс овладения столовыми приборами. Детям этого возраста нравится играть с шуршащей бумагой, пакетами. Большой интерес вызывает наблюдение за манипуляциями с предметами, один из которых можно вложить в другой.

К концу седьмого месяца жизни в списке достижений числятся:

  • умение самостоятельно сидеть продолжительное время,
  • попытки ползти, которые чаще всего приводят к продвижению не вперед, а назад,
  • возможность стоять продолжительное время с поддержкой за одну руку, попытки переступать вправо и влево,
  • бросание предметов,
  • постукивание одним предметом о другой.

Восьмой месяц развития ребенка: я вас понимаю!

Этот месяц подарит родителям и ребенку совершенно новый уровень общения. На восьмом месяце жизни малыш накапливает уже достаточно много опыта, чтобы стать не просто наблюдателем, но и активным участником общения. Речевые навыки - хоть и очень примитивные - он будет пробовать использовать для того, чтобы выразить свои эмоции и пожелания. Также найдут применения и полученный в предыдущие месяцы опыт наблюдения за мимикой взрослых. При этом восьмимесячный ребенок вполне хорошо понимает обращенную речь и может выполнить простые инструкции и просьбы: принести названную игрушку, указать на определенный предмет.

В этом возрасте ребенка очень привлекают новые яркие игрушки сложной конструкции с большим количеством деталей. Но очень важно не просто дать ребенку игрушку, но и показать, как с ней играть. Покажите, как можно катать мячик или машинку, складывать кубики в башенку, играть с сортером.

8 месяцев - важный возраст для формирования эмоционально-волевой сферы ребенка. Может наблюдаться пугливость и капризность, упрямство. Чаще всего это результат перегрузки нервной системы, в результате чего ребенок не может справиться со своими эмоциями. Поэтому необходимо ограничить количество игрушек, которые одновременно доступны ребенку. Предлагайте ребенку играть с 3-5 игрушками, остальные убирайте. Когда увидите, что ребенок утомился от игры - предложите ему те игрушки, которые были вне поля зрения.

К концу восьмого месяца ребенок может:

  • самостоятельно садиться,
  • вставать с поддержкой и какое-то время сохранять устойчивое положения,
  • сделать несколько шагов с поддержкой за одну руку,
  • играть со взрослым в простые игры - «ладушки», «ку-ку», «сорока-ворона»,
  • использовать мимику и жесты для выражения своих желаний и эмоций,
  • вынуть один предмет из другого, снять кольцо с пирамидки.

Девятый месяц развития ребенка: день независимости

Этот возраст - поистине День независимости. Ведь ребенок 9 месяцев в своем развитии одержал новую победу и получил возможность передвигаться совершенно самостоятельно без помощи взрослых. Дети в этом возрасте в совершенстве владеют навыком ползания, а некоторые обучаются вполне уверенно ходить вдоль опоры. Кроме этого, некоторые малыши осваивают новый фокус - залезть на стул, диван, низкий столик, чтобы достать интересующий их предмет, расположенный вне зоны досягаемости. Поэтому во избежание казусов все, что не должно попасть в руки малыша, нужно убрать не только на высоко расположенные полки, но и вообще из поля зрения ребенка.

Интерьер вашей квартиры лучше дополнить специальными устройствами, которые защитят ребенка от ушибов об острые углы мебели, не позволят ему открыть шкафы, холодильник, духовку. Необходимо принять меры к тому, чтобы ребенку были недоступны электрические провода и розетки.

Интерес 9-месячного малыша вызывает вообще всё: замки, защелки, комнатные растения и домашние животные, пульты от бытовой техники. Многие дети в этом возрасте знакомятся с принадлежностями для рисования и письма, от чего нередко страдают обои и мебель.

Ограничивать и запрещать необходимо, но взамен нужно предложить достойную альтернативу. Помимо игрушек, которые для этого возраста предложены в магазинах, очень много предметов, которые могут оказаться для ребенка гораздо более интересными, чем предназначенные для детей его возраста.

На плотную дощечку прикрепите щеколду, поворотный замочек, дверную цепочку - ваш ребенок будет в восторге от того, что ему предоставили возможность все это открывать, закрывать и крутить.

Итак, девятый месяц финиширует со следующими итогами:

  • ребенок самостоятельно встает из положения сидя, ухватившись за опору,
  • малыш пробует ходить вдоль опоры, совершая приставные шаги,
  • первые шаги в направлении «вперед» делаются с поддержкой за обе руки,
  • ползание на четвереньках - любимый и высокоскоростной способ передвижения,
  • ребенок выполняет простые просьбы «принеси мячик», «помаши ручкой на прощание», «сделай ладушки» и т.п.,
  • огромный интерес вызывают мелкие детали предметов - колесики, ролики, рукоятки, рычажки, кнопки.

Десятый месяц развития ребенка: это очень интересно

В этом возрасте у ребенка огромна познавательная активность. Окружающий мир настолько увлекателен, что многие дети переходят с двухкратного дневного сна на однократный, тем самым увеличивая продолжительность бодрствования.

Для того, чтобы обеспечить ребенку 10 месяцев полноценное развитие, необходимо предоставить ему возможность удовлетворить потребности в познании мира. В этом возрасте источниками новых впечатлений становятся не только непосредственно предметы окружающего мира, но и их изображения, словесное описание событий. Поэтому 10-месячные дети начинают проявлять активный интерес к рассматриванию книг и слушанию чтения. Вызывают бурю положительных эмоций стихи и песенки. Очень забавляют малышей скороговорки, которые для развития речи детей просто бесценны в любом возрасте.

К этому возрасту ребенок уже хорошо осваивает общий механизм взаимодействия с окружающим миром, поэтому может проявлять хитрость (например, пытаться потихоньку взять вещь, которой вы не позволяете играть), настойчивость и упорство, порой даже упрямство для получения желаемого. В этом возрасте очень важно четко ограничить границы дозволенного, стараясь соблюсти баланс - не создавать излишних запретов, но и не попустительствовать всем желаниям малыша.

Ребенку очень интересно участвовать вместе с вами в домашних делах, дети в этом возрасте охотно подражают взрослым и с огромным удовольствием демонстрируют свои умения и навыки. По вашей просьбе ребенок может сложить предметы в коробку или пакет, протереть тряпочкой горизонтальную и вертикальную поверхности, сложить предметы в стопку.

Результатами активного познания мира к концу 10 месяца становятся:

  • умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами,
  • перелистывание книги с картонными и бумажными страницами,
  • подражание движениям людей и животных.

Одиннадцатый месяц развития ребенка: свобода передвижения

В 11 месяцев набор действий, которые ребенок может выполнить без помощи взрослого, уже достаточно велик. Малыш умеет самостоятельно садиться, вставать, ползать, ходить вдоль опоры или с поддержкой и хорошо ориентируется в пространстве. Ребенок умеет на примитивном уровне планировать свои действия и передвижения, ориентируется в знакомом ему помещении. Знает, где хранятся его вещи и игрушки. Многие дети в этом возрасте довольно уверенно пользуются вилкой и ложкой, практически все отлично едят руками.

Пассивный словарный запас к 11 месяцам ребенка получает развитие за счет совершенствования процессов памяти. Несмотря на то, что произнести название предметов ребенок еще не может, он знает их названия и правильно указывает на предмет, названный взрослым. Малыш познает свое тело, запоминает название основных частей тела у людей и животных. По просьбе взрослого может показать основные части тела у себя, другого человека, игрушки или на рисунке.

Во время игры ребенок имитирует речь, его лепет обогащается разнообразными интонациями. На данном этапе диагностика задержки речевого развития у детей не осуществляется, поскольку уровень речевых навыков у таких малышей очень разнообразен. Некоторые уже в этом возрасте произносят первые осмысленные слова из 1-2 слогов (мама, дай, пока, баба, биби) и т.п.

Достижениями к концу 11 месяца могут быть:

  • напевный лепет
  • появление первых слов,
  • ходьба с поддержкой или вдоль опоры,
  • умение показать части тела у людей и животных,
  • знание названий различных предметов.

Двенадцатый месяц развития ребенка: я уже большой!

Ребенку скоро год - и последний месяц перед Днем рождения богат на события и достижения. В этом возрасте ребенок обучается наклоняться, чтобы поднять с пола предмет, приседать на корточки и выпрямляться без опоры. По просьбе взрослого или по собственной инициативе на двенадцатом месяце жизни ребенок может разобрать пирамидку, открыть коробочку и найти спрятанный в ней предмет, построить невысокую башенку, поставив 2-3 предмета друг на друга. Он знает, что мячик катится, а кубик - нет. Многие дети к году уверенно ходят самостоятельно, но некоторым все же нужна небольшая поддержка.

Игры в этом возрасте перестают быть простым манипулированием. Появляются простые сюжеты - «покорми куклу», «уложи мишку спать», «погрузи кубики в машину». Разумеется, о существовании подобных игр узнает с помощью взрослого, который первое время выступает инициатором игры, а чуть позже - партнером. Игровая деятельность - ведущая не только в этом возрасте, но и на протяжении всего дошкольного периода. Именно играя ребенок познает основные закономерности жизни, развивается эмоцинально-волевая сфера, стимулируются познавательные процессы.

Ребенок претендует на определенную долю самостоятельности и пытается посильно участвовать в умывании, одевании, кормлении. У него есть любимые вещи и игрушки, стихи и сказки.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется наличием нескольких слов (обычно это 3-4 слова, состоящих из двух одинаковых слогов). Некоторые предметы ребенок может обозначать выдуманными словами, составленными им из звуков, которые он умеет произносить.

К годовалому возрасту дети проявляют интерес к общению со взрослыми, требуют внимательного отношения к своему мнению, находят способы жестами и звуками выразить свои пожелания.

В последний месяц перед первым Днем рождения ребенок осваивает:

  • наклон и приседание,
  • правильную эмоциональную реакцию на похвалу и замечание,
  • несколько простых слов.

12 месяцев пролетают как 12 мгновений, но именно становятся тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится становление личности ребенка, его отношений с окружающим миром.

Родился человек!
Пришел в мир «наследник человечества».
А. М. Горький

Итак, в семье родился ребенок. Первый вопрос матери: «Здоров ли, нормальный ли?» Ведь здоровье малыша закладывается еще до рождения, затем в первые дни или даже часы жизни.

До возвращения матери из родильного дома все домашние озабочены созданием наилучшей для здоровья ребенка обстановки: его сна, бодрствования, развития. Основными условиями для этого являются соблюдение научно разработанного режима, хороший уход, благоприятная окружающая обстановка.

Для младенца, его кроватки надо выделить наиболее светлую, солнечную комнату или часть ее, помещение хорошо проветривать. Температура воздуха не должна превышать 20°, но и не снижаться до 17°. Во избежание перегрева, появления опрелостей матрац и подушку ни в коем случае не следует набивать пухом, пером. Одежда ребенка должна обеспечивать свободу движений.

Новейшими исследованиями ученых в лабораториях медицинских наук установлено, что движение является необходимым условием не только физического, но и умственного развития. В педиатрии уже осуществляются методы обследования новорожденного на определение его зрелости. И немалое значение при этом имеют двигательные рефлексы или реакции. Этими методами могут воспользоваться и родители.

Рефлекс Робинсона. Вложить в ладошку палец. Ребенок должен так сильно ухватиться за него, что можно даже, отводя руку, поднять ребенка.

Раздражение подошвы. Если немного пощекотать подошву, ребенок сгибает ножки.

Рефлекс Аршавского. Надавить на пяточную кость - младенец напрягается, вскидывает руки, а на личике появляется гримаса плача, ничего общего не имеющая с настоящим плачем.

У ослабленного ребенка эти рефлексы плохо выражены или вообще отсутствуют.

Итак, принцип развития младенца - движение. Ребенок в первые часы жизни начинает приспосабливаться к окружающей обстановке именно через движение. Даже во время сна половину всего времени младенец проводит в движении. Это обстоятельство должно помочь родителям понять вред пеленания: стянутый пеленками ребенок не может двигаться и хуже развивается. А раз движение - основной принцип развития новорожденного, необходимо предоставлять ему эту возможность. Постепенно учите малыша держать вертикально головку, ползать, сидеть, стоять и, наконец, ходить. Если малыш овладевает всем этим с опозданием, то растет малоподвижным, вялым.

Дальнейшее обучение движениям происходит в игре. Потребность играть так же естественна и необходима ребенку, как еда, воздух, сон. Игра ценна и тем, что не только дает нагрузку мышцам, но и способствует познанию мира.

Во время игры нагрузка на мышцы меняется: одни отдыхают, другие работают - это и есть активный отдых, радующий и развивающий ребенка. И. М. Сеченов говорил: «Значение движений - не только в формировании ориентировки в пространстве и времени, но и мышлении. Движения стимулируют развитие мысли».

Каждая мать должна обеспечить ребенку условия для подвижности. Наблюдения за детьми ясельного возраста показывают, что более подвижные дети владеют большим запасом слов и употребляют их более осмысленно. Игра, движение являются для детей естественной физкультурой, гимнастикой. Пусть ваш ребенок будет беспокойным, активным, хуже, когда он будет малоподвижным, ожиревшим. За этим должны следить и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки.

Непременным условием развития малыша и его здоровья является строгое соблюдение режима, в котором должно быть предусмотрено все: длительность сна и распределение его в течение суток, кормление, бодрствование. Режим вносит ритм в работу нервной системы, приучает ребенка в одно и то же время получать пищу, а значит, обеспечивает нормальную работу желудка. А нормальное засыпание, крепкий сон и хороший аппетит являются необходимым условием для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым.

По мере взросления возрастает работоспособность нервной системы малыша и с учетом этого соответственно меняется режим: укорачивается продолжительность сна, увеличивается бодрствование. В это время можно начинать воспитание культурно-гигиенических умений и привычек. Оно начинается с конкретизации: помоем ручки, вытрем салфеточкой ротик. Ласково разговаривая, вы пробуждаете у малыша эмоциональное отношение к процедурам, и он сам начинает принимать в них участие, как в игре.

Хочется еще раз напомнить родителям: не думайте, что сон, еда, прогулки - это все, что нужно малышу до года. Необходимо воздействовать на его зрительное, слуховое, осязательное развитие, учить слушать речь, следить за игрушкой, реагировать на близких людей. Любовь и внутреннее чутье подскажут вам, в чем именно нуждается ваш ребенок.

Уже в начале второго месяца ребенок выделяет из всего окружающего в первую очередь мать. Ей он дарит первую улыбку, она вызывает радостное его оживление. Такая реакция на мать объясняется тем, что именно она осуществляет уход за младенцем.

Мать (отец, бабушка) терпеливо устраняет неприятные ощущения, ласково разговаривает, напевает, баюкает. Через мать ребенок учится радоваться общению с взрослыми. Это общение становится затем его потребностью, оно развивает его умственно и психически.

Любовное эмоциональное общение делает младенца восприимчивым, учит рассматривать, всматриваться, прислушиваться, следить за действиями взрослых, подражать им. А в дальнейшем поступки взрослых (положительные!) становятся примером, формирующим личность ребенка. С двух-трехнедельного возраста обеспечивайте развитие зрительных, слуховых и осязательных ощущений.

Ребенок играет со своими ручками, ножками, захватывает их, рассматривает. Он бодрствует мало, но уже в эти короткие промежутки надо подвешивать на высоте 50-70 см игрушки, чтобы ему удобно было смотреть, следить за ними. С этой целью надо постукивать погремушкой и передвигать ее то вправо, то влево. Яркие, красочные игрушки привлекают внимание. Малыш прислушивается к звукам, напевам матери, звучанию погремушки. Так он обучается воспринимать предметы, учится сосредоточивать взгляд на чем-то определенном. Рекомендуются игрушки крупные, яркие.

От четырех недель до пяти месяцев младенец уже дольше рассматривает игрушки, подвешивать их можно по нескольку штук. При этом обратите внимание на то, что игрушка интересует малыша только два-три дня, поэтому их надо менять. Новые игрушки вызывают оживление. Через несколько дней можно снова повесить старую игрушку, ей он радуется, как новой.

Игрушки лучше помещать так, чтобы они висели над грудью на высоте вытянутых рук. Случайно задев их руками, младенец самостоятельно занимается ими: ощупывает, захватывает, действуя глазами и руками одновременно.

К трем месяцам ребенок уже должен уметь лежать на животике и несколько минут хорошо удерживать головку. В поле его зрения надо положить игрушки, чтобы он рассматривал их. Постепенно передвигая игрушки, взрослый упражняет малыша в умении следить взглядом за перемещением предметов. Таким методом следует пользоваться не только, когда он лежит на животе, на спинке, на боку, но и когда сидит на руках у взрослого.

Первый этап обучения - научить следить за движущейся перед глазами игрушкой - длится 2-3 недели при ежедневной демонстрации. Затем малыш уже рассматривает не только игрушки, но и различные предметы в комнате. Взрослые стимулируют это, обращая его внимание на лампу, книги.

К четырем месяцам надо научить малыша брать погремушку из рук взрослого и удерживать ее. Рекомендуется для этого следующий прием: нужно коснуться погремушкой кисти ребенка, он раскроет ладонь и захватит погремушку, ее можно тихонько потянуть, чтобы малыш учился удерживать и ощущать ее в своей руке.

К пяти-шести месяцам нужно приучать его дольше рассматривать игрушки, а также перекладывать их из руки в руку. Подвешивать их уже не надо. Ребенок сам должен их брать. Для этого он стремится сесть и так постепенно переходит из лежачего положения в сидячее.

В это время малыш открывает свойства предметов, игрушек неосознанно, но различает их цвет, величину, тянется к какой- то определенной, чем-то ему понравившейся из нескольких игрушке.

Полугодовалый малыш различает уже среди взрослых своих и чужих: своим он улыбается, на чужого хмурит бровки. Если в первые месяцы мы обучали его вслушиваться в звуки и реагировать на них, то сейчас мы начнем ласково требовать от него общения, то есть будем учить его «гулить».

Разговаривая с малышом, повторяем несколько раз слоги (агу, ма-ма, гу-гу) до тех пор, пока он, сложив губки, не попытается «заговорить» с нами. Причем произносимые самостоятельно звуки доставляют ребенку огромную радость.

С семи-восьми месяцев целесообразно помещать малыша в манеж. Там он двигается, ползает, пытается встать, то есть развивается.

Многие родители ошибочно считают, что к шести-семи месяцам надо начать учить ребенка сидеть, и для этого сажают его в подушки, за столик.

Сажать ребенка до восьми месяцев не рекомендуется. Это может привести к искривлению позвоночника. Исследования и опыт показали, что ребенок, научившись ползать, садится сам. Ползание должно предшествовать сидению. Оно содействует укреплению мускулатуры всего тела, координации движений. Когда ребенок начинает садиться, надо следить, чтобы он подолгу не стоял и не сидел.

Ласково поощряя усилия ребенка ползать, вы можете удалять от него игрушку. Для этого, положив игрушку на некотором расстоянии, обратите на нее внимание малыша, пусть он захочет взять ее. Очень важно развивать эти подготовительные к ползанию движения. Положив мяч или шарик, взрослый показывает, как он от его прикосновения катится. Малыш, подражая, сам прикасается к мячу. Самостоятельно садиться и сидеть ребенок может уже к концу седьмого-восьмого месяца.

Во втором полугодии формируется умение стоять. Для этого лежащего на спине малыша можно брать за ручки и подтягивать к себе. Чтобы побудить его вставать самостоятельно, укрепите яркие игрушки на барьере. Когда малыш, привлеченный яркой игрушкой, научится вставать, его учат переступать.

К восьми месяцам ребенок умеет заражаться настроением взрослого и реагирует то радостным смехом, то плачем. В это время он проявляет интерес не только к игрушкам, но и любит наблюдать за птицами, движущимся транспортом. Очень важно во время прогулки общаться с малышом - жестом, мимикой, словом, обращая его внимание на окружающее.

Так ребенок многое узнает: как мяукает кошка, как прыгает птичка. Все эти знания, постепенно накапливаясь, в конечном итоге развивают его.

Восьмимесячному малышу уже необходимы игрушки разных форм, различной окраски, разнообразных материалов: мягкие, деревянные, резиновые, пластмассовые. Их разнообразные свойства развивают ощущения (чувствительность), восприятие.

С девяти-десяти месяцев до одного года совершенствуются движения рук, усложняются игры. Ребенок собирает пирамиды, нанизывает кольца на стержень, заворачивает куклу, убаюкивает ее. Всему этому обучает взрослый в совместной игре с малышом.

Годовалый малыш умеет удивляться. Чувство удивления новому, необычному, яркому - это начало познавательного интереса. Специальные исследования эмоциональных состояний детей показали, что на все неблагоприятные воздействия младенец первого года реагирует плачем, криком. На протяжении года эти эмоциональные проявления усиливаются.

Самая ранняя форма эмоционального общения с взрослыми постепенно переходит в деловую, то есть ребенку нужен предмет и показ, как действовать с ним. Так у него возникает потребность в более выразительных средствах: мимике, жесте и, наконец, в слове. К этому периоду малыш начинает овладевать речью. Ему уже мало такого общения, когда мать, сидя возле него, читает, вяжет. Ребенок хочет участия ее в играх.

Подражая действиям взрослого, ребенок учится перекладывать шарики из красненькой мисочки в синюю. Уточняется восприятие ребенка. Он учится сосредоточиваться, нанизывая пирамиды. При этом мама обводит пальчиком малыша: «Вот кружочек, а это дырочка - дырочку на стержень». Малыш запоминает слова, учится обозначать ими свои действия, учится произносить их. Очень важно, чтобы мать вовремя заметила выросшую потребность в деловом общении и не ограничивалась только ласками.

Умение соучаствовать в игре особенно необходимо тем детям, которые идут затем в ясли. Если малыш не подготовлен к совместной игре и рядом нет матери, то в яслях ему тяжело привыкнуть к обществу: ребенок плачет, не хочет и не может играть с другими детьми. Взрослые должны начать развивать элементарную самостоятельность ребенка, чтобы подготовить его к требованиям в яслях и активизировать его.

К концу первого года жизни можно начать формировать культурно-гигиенические навыки. Годовалый малыш должен уметь самостоятельно пить, удерживая чашку, пользоваться салфеткой. Надо упражнять его в желании и умении действовать по словесному указанию взрослого. Так, например, день начинается с утреннего туалета: «Будем умываться, Олечка откроет кран,- говорит мать и берет ручку ребенка в свою руку и открывает кран.- Вот и льется водичка, мы умеем сами мыться,- и подставляет ручки под струю, намыливает и продолжает подставлять ручки под струю.- А теперь вытрем ручки. Вот полотенце. Вот какие чистые ручки стали! Умница, Оленька!» Ребенок рад действовать активно и повторять эти действия по нескольку раз в день. Он запоминает их название.

Так же и при одевании. Мать предлагает ребенку: «Дай ножку - колготки наденем, дай другую». Слово сопровождает действие, и малыш активно познает окружающее, накапливает опыт. Активная деятельность доставляет ему радость так же, как ползание и ходьба. Расширяется его познание окружающего мира. Повышается интерес к окружающему, ко всему, что двигается, что ярко, что звучит.

Он останавливает свое внимание, начинает наблюдать более активно и длительно. Надо всячески поощрять это, так как наблюдательность - ценное качество ума. В это время уже надо давать поручения ребенку, но так, чтобы он понимал, что от него требуют, показать жестом, действием, объяснить словом: «Принеси туфли бабушке»,- и мать показывает на туфли, берет их ручками ребенка и говорит: «Неси, неси их бабушке. Умница, молодец»,- поощряет она.

За первый год жизни ребенок очень меняется внешне: вес утроился, окрепла костная система (не мог головку держать - начал ходить), удвоился вес головного мозга. Возрастает работоспособность центральной нервной системы, ребенок развивается психически: он научился воспринимать предметы и выполнять с ними более усложненные действия. Игры доставляют ему удовольствие и являются формой деятельности, в которой он развивается. К концу первого года ребенок научился различать цвета (красный, желтый, зеленый), общаться с близкими людьми. Возросло понимание речи, и в запасе уже несколько активных слов.