Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Занятие «Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия можно разделить на цветовое восприятие, восприятие формы и величины.

Методики для развития восприятия формы:

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК

Игра направлена на развитие восприятия формы.

Возраст участников: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: здесь понадобятся лист бумаги и карандаш, на глазах у ребенка вы из точек рисуете "тропинку" (несколько точек на расстоянии 3-5 см друг от друга), затем просите ребенка соединить их все в одну линию. "А теперь моя тропинка будет поворачиваться. Вот посмотри и угадай, какую форму она приняла?" Точками вы указываете вершины простейших фигур - треугольника, круга, квадрата. Если ребенку трудно провести прямую линию от точки к точке, предложите ему на выбор карточки с уже изображенными фигурами, пусть он выберет из них. Усложняя, берите предметные изображения - машинку, солнышко, медвежонка.

Эта методика помогает развить восприятие геометрических фигур, их анализ (Сколько углов? И т.д.) зрительный анализ, пространственные представления, мелкую моторику рук, развивает память, внимание, творческое воображение и координацию.

Методики для развития цветового восприятия

Кто (что) бывает такого цвета?

I вариант: Пусть ребенок выберет любой понравившийся ему цвет и вместе подумайте кто (что) бывает такого цвета? Устройте соревнование "Кто больше придумает".

II вариант: Задайте ребенку вопрос: "Какие цвета и их оттенки можно взять, чтобы нарисовать яркое солнышко, мишку, яблоко, облака, небо и т.д.?" Желательно, чтобы все карточки лежали оттенками вверх и были хорошо видны ребенку. С помощью этой игры можно научить ребенка подбирать не только цвет соответствующий какому-либо предмету или явлению, но и оттенки, отражающие психологическое и физическое состояние предмета.

В этой методике ребенок учиться дифференцировать цвета и их оттенки, соотносить их с предметами окружающего мира, развивает ассоциативное мышление, воображение, память. На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора). Для развития восприятия цвета ребенком существует группа заданий на различение цветов. Эта группа заданий основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т. е, примеривании.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Методики для развития восприятия величины

"Красные штанги"

10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре. Контроль за ошибками: равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность промежутков между длинами ступеней "лестницы" проверяется самой короткой штангой (механический контроль).

Данная методика развивает дифференцировку величины предметов, учит последовательности в выполнении работы, развивает логику, пространственную ориентацию. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других ("большой", "маленький", "самый большой" и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Задача воспитателя - помочь детям овладеть рациональными приемами зрительного обследования формы предметов, научить их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эта задача достигается с помощью интересных и занимательных для малышей обучающих игр. Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления дошкольников. При определении средств развития зрительного восприятия дошкольников следует исходить из основных положений возрастных особенностей детей. Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

Тема занятия: «К ребятам в гости»

Программное содержание: продолжать учить детей в рисунке находить определенные сочетания цветов, место заданных оттенков в сериационном ряду; закрепить знание цветов радуги и их последовательность, на ощупь различать плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела и размещать их в микропространстве по словесной инструкции; активизировать работу по развитию прослеживающей функции зрения; воспитывать бережное отношение к игрушкам и пособиям.

Материал: игра «Подбери по цвету», семь подружек-кукол в платьях цветов радуги, карточки с клоунами и половинками оттенков основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), медали из геометрических фигур разного размера, цвета, формы; коробка для определения фигур на ощупь; плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела; музыкальная игрушка Чебурашка.

Ход занятия по развитию зрительного восприятия

Воспитатель (В.). Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним стихотворение «Мышка и кошка» и покажем его.

Эта ручка - мышка,

Эта ручка - кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет,

Кошка это слышит

И крадется к мыши.

Мышка, цапнув кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет.

Только мышка не идет.

Давайте поиграем в игру на внимание, которая называется «Стол и стул».

Когда я произнесу слово «стол», вы покажете пальчиками стол (левая рука сжата в кулачок, а правая ладошка опускается на кулачок).

Если же я произнесу слово «стул», то вы покажете пальчиками стул. (Правую ладошку размещаем вертикально вверх, а левый кулачок приставляем к нижней части ладошки правой руки, большим пальцем к себе.) Будьте внимательными!

Ребята, к нам в гости пришли нарядные куклы.

Семь подружек нарядились в красивые разноцветные платья. Они решили поводить хоровод. Главное, что им захотелось быть похожими на радугу, но подружки забыли, в каком порядке расположены цвета радуги. А вы помните, как расположены цвета радуги? Назовите их. Давайте поможем сделать радужный хоровод.

Ребята, посмотрите, на платье у каждой из подружек есть кармашек. Что же лежит там? Сережа, достань из кармашка у девочки в красном платье то, что там лежит. Какой-то листок бумаги. Здесь что-то написано, давайте прочтем.

Наши подружки приготовили для вас задания.

Задание 1. «Подбери по цвету»

Перед вами лежат карточки с нарисованными предметами. Вам необходимо определить, какими карандашами нарисован рисунок, и подобрать нужную карточку с карандашами.

Задание 2. «Помоги клоуну»

Клоуны выступают в цирке. Они подбросили вверх цветные шары. Вдруг случилась беда. Половинки шаров упали вниз. Давайте поможем клоунам подобрать половинки шаров так, чтобы шары получились одного цвета. Подобрали половинки, молодцы. Назовите цвет шара у вашего клоуна. Самый светлый тон шара у тебя, Лена, справа или слева? А у клоуна? (Уточнить у каждого ребенка.)

Задание 3. Физкультминутка

Упражнения для глаз.

Выбери себе куклу и стань перед ней. Наши подружки хотят поупражнять ваши глазки.

На счет 1, 2, 3, 4, 5 - сомкнули веки.

На счет 6, 7, 8, 9, 10 - открыли глаза и посмотрели на куклу. (Повторите упражнение 5-6 раз.)

Быстро поморгаем глазами так, чтобы кукла не исчезла из виду. (Моргать одну минуту.)

Повторить первое упражнение.

Задание 4. «Определи на ощупь»

Ребята, перед вами коробки. В них лежат геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Вам необходимо на ощупь определить их. (Два ребенка индивидуально определяют, что находится в коробке, а остальные дети следят за правильностью выполнения задания.)

У каждого из вас по три фигуры, а теперь расставьте их так, как я скажу. Справа - круг, слева - треугольник, а в центре - куб.

Дети меняются местами, и им предлагаются другие фигуры.

Задание 5. «Назовите соседей»

У детей медали из геометрических фигур. Под звуки музыки ребята движутся врассыпную. По окончании музыки становятся в круг. По выбору водящего (взрослого) дети называют, кто стоит справа и какая геометрическая фигура у этого ребенка (так же и слева). (Например, справа у меня Даша, у нее большой круг красного цвета. Слева у меня Саша, у него маленький овал зеленого цвета.)

Задание 6. «Письмо»

«Здравствуйте, дорогие друзья! Вас ожидает сюрприз, но для этого вам необходимо пройти по лабиринту строго по инструкции». Инструкция в кармашке у седьмой подружки.

Крокодил Гена. Ребята, посмотрите внимательно на инструкцию. По каким геометрическим фигурам начнем путь? (По зеленым квадратам.) Затем перейдем на какие фигуры? (Красные круги.) А дальше? (По оранжевым треугольникам.) Следите внимательно за указкой.

Вот и вышли из лабиринта. Посмотрите, что это такое? (Посылка.)

Так вот какой сюрприз приготовил для нас Крокодил Гена! Давайте посмотрим, что в посылке. Ребята, кто это, вы узнали героя из мультфильма? Верно, это самый лучший друг Крокодила Гены - Чебурашка. Здесь в посылке еще что-то есть. Апельсины. Ребята, давайте поблагодарим за угощение и попросим Чебурашку погостить немного у нас.

План занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения подготовила И. Маршицкая

Предоставила Быкова Елена Владимировна

Развитие зрительного восприятия , лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из направлений коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у детей с трудностями в обучении. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие у младших школьников данного психического процесса и ведёт за собой отставание в формировании пространственного ориентирования и задерживает переход на следующий возрастной этап.

К школе дети осваивают такой уровень восприятия, который позволяет им действовать с предметами и в процессе этих действий воспринимать окружающий мир. Они испытывают сложности и в зрительном анализе, в процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений предметов. Задача логопеда помочь таким детям в совершенствовании зрительного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для процессов пространственного восприятия.

На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом следуя принципу постепенного усложнения материала, логопед идёт от простого к сложному.

Наиболее рациональная следующая этапность работы:

– изображение реальных предметов или сами предметы,

Схематические изображения, графические знаки и символы,

Работа с наложенным изображением и зашумлением,

Закрепление восприятия формы предметов и их изображения,

Отрабатывать умение группировать предметы по форме, выделение части из целого, составление целого из части.

Содержание работы по развитию зрительного восприятия:

1-ый этап:

1. «Что, где было? И что изменилось?»

Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

2. «Отгадай фигуру»

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:

Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)

Из чего он сделан?

3. «Воспроизведение геометрических фигур »

Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находиться, по памяти нарисовать.

4. «Кто (что) где?»

Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.

5. «Найди предмет, которого нет»

Задание: рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.

6. «Сравни» \по длине, ширине, высоте»:

Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

7. «Собери картинку»

Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.

8. «Узнай изображение»

Задание: рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2-х до 5-ти).

2-ой этап:

1. «Выложи из палочек»

Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек.

1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку,

2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек,

3-ий уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек.

2. «Найди отличия»

Задание: традиционно.

3. «Покажи дорожку»

Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

4. «Срисовывание по клеточкам»

Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

5. Упражнения с раскрасками

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова»

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

Л.В. Городинская

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Обогащать знания детей по теме «Игрушки».

Закреплять название основных цветов спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение соотносить объемные, цветные, силуэтные, контурные изображения игрушек.

Развивать зрительно-поисковую деятельность с ориентацией на цвет, звук.

Способствовать развитию слухового, зрительного восприятия.

Способствовать активизации, развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Прививать устойчивый интерес к выполнению игровых заданий. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Интеграция областей: познание, коммуникация

Оборудование и материалы: игрушки: пирамидка, юла, медвежонок, неваляшка; их цветные, силуэтные, контурные изображения; цветные изображения следов на полу; цветные колпачки, закрывающие игрушки; перфокарты-изображения полочек с игрушками (контурное и плоскостное цветное изображение), мультимедийная электронная гимнастика, мольберты, столы, стулья, подставки

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия.

Педагог предлагает поприветствовать гостей, познакомиться с ними. Спрашивает детей, какими игрушками они любят играть.

Тифлопедагог - Дети, сегодня игрушки решили поиграть с вами в прятки, и мы пойдем искать их по цветным следам. Какого цвета следочки вы видите? (красные).

-По следочкам мы пойдем и игрушку мы найдем.

Дети идут по красным следам, находят под колпачком пирамидку; далее идут по желтым следам, находят юлу; идут по зеленым следам, находят неваляшку. Педагог способствует эмоциональному восприятию игрушек. Дети находят синие следы с ладошками, двигаются «по-медвежьи». Вдали слышится «рычание медведя». Дети по звуку находят игрушечного медвежонка, несут к игрушкам.

Тифлопедагог - Дети, давайте «сфотографируем» наши игрушки, а фотографии подарим игрушкам.

Педагог предлагает сжать руки в кулачки, разжать сначала указательные пальчики, затем - большие, «сфотографировать игрушки». Затем дети находят на мольберте картинки с изображением игрушек и дарят их игрушкам (ставят на подставку, стоящую рядом). Педагог от лица игрушек благодарит детей.

Тифлопедагог - Выглянуло солнышко, и от игрушек упали тени, давайте найдем тень каждой игрушки.

Дети находят «тени», ставят их на подставку.

Тифлопедагог - Молодцы, дети! Скажите, а как нужно обращаться с игрушками? (беречь, не ломать, прибирать). Я вам предлагаю расставить игрушки по местам.

Дети садятся за столы.

Перед вами полочки. Проведите пальчиком по верхней полочке, а теперь - по нижней. Расставьте игрушки по местам (карточки-«полочки», плоскостные изображения игрушек у детей соответствуют зрительным диагнозам).

Какие игрушки стоят на верхней полочке у тебя, Максим? Соня, на какой полочке стоит матрешка: на верхней или на нижней? Молодцы, дети, навели порядок на полочках. А наши глазки тоже хотят поиграть.

Электронная зрительная гимнастика по теме.

Тифлопедагог - Дети, мишка принес мешочек, давайте посмотрим, что в нем?

(Достают печенье «Барни». Благодарят мишку за угощение. Продолжают игры в кукольном уголке).

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным С. В. Сташевским; Л. И. Плаксиной; Л. П. Григорьевой, М. Э. Бернадской, И. В. Блинниковой, О. Г. Солнцевой; Л. В. Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог. Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Та, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т. п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещать их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т. п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т. д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 – 0,04) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем – с закрытыми глазами), посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т. д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение» и осознавать его роль в их жизни.

Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т. д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривания картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).

Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог, учит детей быть внимательными при зрительном рассмотрении игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты, вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнить той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т. д.

Необходимо отменить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т. д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формирует умение рационально пользоваться нарушением зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятием других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.