Формы делинквентного поведения подростков. Делинквентное поведение подростков как психологический феномен

Лекция 4. Психология противоправного поведения

1.Теоретические подходы к детерминации преступного поведения.

2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.

3.Условия формирования делинквентного поведения.

4. Противоправная мотивация.

Вопрос 1. Теоретические подходы к детерминации преступного поведения

Существуют различные научные направления исследования личности:

Биогенетическое;

Социогенетическое;

Персоногенетическое.

При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

2) междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

Изучением всех этих проявлений личности занимается психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в педагогической, юридической, пенитенциарной психологии и др. науках.

Таким образом, отличительная особенность современного психо­логического знания – это системный подход к рассмотрению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка данной проблемы совместно с представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, медиками. Это в свою очередь позволяет комплексно подходить к организации деятельности по предупреждению преступлений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют психологическую, правоохранительную, превентивную и пенитенциарную деятельность.

Вопрос 2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в раз­витии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквент (от. лат. delinquentis) - правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых деяниях.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синим - отклоняющееся поведение, девиация.

Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).

Делинквентное поведение - противоправное, преступное, криминальное поведение людей, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мото­циклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

В материалах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное пове­дение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое коли­чество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные ).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние.

А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-пси­хологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение.

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов право­нарушителей.

В 1932г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций :

случайные,

привычные,

профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения , А.И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа :

1) последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьяне­ния, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип - незначительная выраженность негатив­ного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимо­сти от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей .

1. Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное вре­мя. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства боль­шая часть взрослого населения может быть подведена под катего­рию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, гово­рящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

2. Делинквентное поведение регулируется преиму­щественно правовыми нормами - законами, нормативными акта­ми, дисциплинарными правилами.

3. Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим осно­вам социального устройства - общественному порядку.

4. Такое поведение личности активно осужда­ется и наказывается в любом обществе. Делинквентное поведение регулируется специальными соци­альными институтами: судами, следственными органами, места­ми лишения свободы.

5. Противоправное поведе­ние по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и обществен­ными интересами.

Особенности делинквентного поведения

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами -- законами, нормативными акта ми, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства -- общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любо го государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, места ми лишения свободы.

Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом -- между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Из перечисленных особенностей можно сделать вывод, что делинквентное поведение - одна из наиболее сложных разновидностей девиантного поведения, так как оно угрожает социальному порядку и благополучию людей.

Условия формирования делинквентного поведения

Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного по ведения.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Некоторые люди не могут от казаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление -- наказание -- опыт насильственных от ношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» -- накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность -- более тяжкое преступление - и т.д.

П. Кутер указывает на то, что многие законопослушные люди имеют агрессивно-криминальные импульсы, которые не реализуются ими в конкретных действиях, но проецируются на других людей, например, совершающих правонарушения. Вследствие данных проективных процессов правонарушения могут чрезмерно строго оцениваться и несправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности.

Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, по средством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвам. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности наносят вред себе и окружающим.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10 % агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

Потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

чрезмерная стимуляция ребенка -- слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

смена родителей (опекунов);

хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

Нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

Усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребе нок испытывает боль, которая при отсутствии понимании и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.

На примере несовершеннолетних можно прийти к заключению, что для преступного поведения существуют множественные причины, включая влияние групп сверстников, социального контроля и социального научения, биологических и ситуационных факторов.

Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.

В свою очередь, индивидуальные особенности существенно определяются половыми различиями. Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Несмотря на рост женской преступности, ее относительные показатели значительно ниже мужских, например женские преступления в России в 1998 г. составили 15 % от.общего числа зарегистрированных случаев.

Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам. Такие деликты, как убийство детей, проституция, воровство в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления редки.

Очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, на пример, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь но достижении определенного возраста, на наш взгляд, не ранее 6--8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только начиная со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения.

Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципиально из меняется -- начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшем школьном возрасте (6 -- 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок -- все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12 -- 17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство -- у мальчиков, кражи и проституция -- у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы -- торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

Кроме полового и возрастного, выделяется конституциональный фактор. Исследователи отмечают, что конституциональные особенности вполне могут направить развитие личности в антисоциальную сторону. Например, влечения ребенка могут быть на столько сильными, что он с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего он может начать воровать. Или существуют, вероятно, выраженные индивидуальные различии в способности маленьких детей устанавливать близкие отношения.

Таким образом, можно отметить, что на формирование делинквентного поведения влияют как педагогическая запущенность, невоспитанность, так и психические аномалии: ренидность, неадекватность реакций. И при изучении делинквентной личности важно знать, какой фактор лежит в основе противоправного поведения.

Делинквентное поведение – это асоциальное, противоправное поведение, которое проявляется в таких действиях, которые приносят вред обществу, угрожают жизни других людей и общему социальному порядку, являются уголовно наказуемым. Походит от латинского «delictum», которое переводится, как «проступок». Это понятие и определяет смысл этого поведения, то есть делинквентное поведение это поведение, обозначающее проступок против общества, против социальных норм и правил. Изучением этого поведения занимаются разные науки, в основном социальные, потому что, в первую очередь, оно выражается в проступках, которые воздействуют на окружение человека, и, в общем, отбивается негативным образом на общественном порядке, а государство строится из каждого человека, поэтому очень важно чтобы был соблюден порядок, для этого применяются способы профилактики правонарушений.

Между собой имеют связь делинквентное и криминальное поведение, точнее, криминальное есть формой делинквентного, и в большинстве случаев на такого правонарушителя открывается уголовное дело.

Делинквентное поведение прямонаправленное на нарушение государственных норм и законов. В большинстве случаев делинквентом считается подросток-преступник, и когда он достигает совершеннолетия, то называется асоциальной личностью. Поведение делинквента может быть в форме незначительных нарушений, тогда оно называется антисоциальным. Когда нарушения достигают уровня уголовного преступления, оно считается криминальным. Не всякое отклоняющееся поведение делинквентное, зато все проявления делинквентного поведения есть отклоняющимися. Старшее поколение считает, что в современном мире все подростки и молодые люди являются уголовниками, и часто приписывают им разного рода проступки. Но они не понимают, что есть большая разница между молодежью, которая просто долго гуляет, громко слушает музыку, экстравагантно одевается, имеет кричащий макияж, прическу и теми, кто проводит совместный досуг за алкоголем, хулиганским поступками, правонарушениями, неразборчивыми половыми связями и общаются с помощью нецензурной лексики.

Делинквентное поведение это поведение, имеющее ряд особенностей. Оно особенное тем, что нет четкой границы, где начинается правонарушение. Например, взрослый человек, который уклоняется от уплаты налогов, врет государственным работникам, тоже поступает противозаконно, но его никто не называет делинквентом. Вторая особенность делинкветного поведения – это строжайшая регулируемость законами, правовыми нормами, дисциплинарными правилами. Третья особенность заключается в том, что из всех видов девиаций именно противоправное считается наиболее серьезным, поскольку становит угрозу для общественного порядка. И еще одна особенность делинквентного поведения, что оно всегда означает конфликт между одной личностью или группой правонарушителей и остальным обществом, если конкретнее, то между индивидуальными интересами и стремлениями, и направленностью общества.

Делинквентное и девиантное поведение

Делинквентное и девиантное поведения описывают поведение, противоречащее правилам социума, и между ними имеются различия. Девиантное является относительным, относится к культурным нормам исключительно одной группы, а делинквентное поведение есть абсолютным по отношению к государственным нормам.

Например, ограбление на улице, считается видом заработка и согласно закону, такое действие считается преступлением, даже если в нем был благородный смысл, и это говорит не об отклонении. есть отклоняющимся, оно характеризует поступки, противоречащие ожиданиям, официально установленным правилам, и сложившимся в социальной группе, в которой находится личность.

Делинквентное поведение это поведение, которое считается социально отклоняющимся, под ним понимаются противоправные поступки, которые угрожают жизнедеятельности и социальному благополучию . Такие противоправные проступки называются деликтами, а самого правонарушителя – делинквентом. Его поведение, возможно, регулировать, посредством законов, дисциплинарных правил и социальных норм. Зачастую такой контроль провоцирует еще больший супротив. Поэтому сколько бы общество ни стремилось наказать делинквента, он всегда до последнего будет делать то, что ему хочется. Его поступки объясняются наличием внутреннего конфликта между личностными желаниями и стремлениями и требованиями общества.

В делинквентном поведении мерой допустимого является закон, в девиантном – стандарты и нормы социума, и чтобы достигнуть желанного они могут пользоваться всевозможными средствами. Из таких личностей в будущем вырастают преступники, или правонарушители, имеющие постоянно проблемы с криминалом.

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение несовершеннолетних возникает под влиянием одного опытного друга или группы подростков, которые не являются даже антисоциальными, но имеют вредные привычки. Компания, в которой подростки не заняты каким-либо серьезным делом, спортом, искусством или усердным учением уроков, заняты только тем, что сморят фильмы, обсуждают их, ходят по магазинах, в торговых центрах и случается, что им надоедает, и они ищут более интересное занятие, которое объединяло их компанию, но они не могут предположить, что это может быть, например, спорт. От скуки и безделья они начинают видеть выход в алкоголе, наркотиках, что, в общем, порождает делинквентное поведение. Но, естественно, не все подряд подростки являются делинквентами. Есть такие, что совершенно не интересуются и не увлекаются подобными занятиями. Многое зависит от , акцентуации, отдельных , которые могут быть предпосылкой для возникновения делинквентности. Основном, авантюризм и , холерический темперамент, специфичность морального сознания, способствуют становлению делинквентности. Такие подростки имеют особые механизмы функционирования психики и за этим их можно разделить на три группы. Одни из них, которых можно назвать раскаивающимися, имеют примитивные антисоциальные потребности и некие моральные правила. Эти потребности очень сильны, и под их нажимом, положительно разрешается в их сторону, и нравственный уровень понижается. Но после содеянного, их будет мучить совесть.

Другая группа подростков, это те, которые не имеют внутреннего конфликта, не раскаиваются в содеянном и их не мучает совесть. У них нет внутренней нравственной сдержанности, поэтому при любой возможности они воплощают свои желания и асоциальные потребности в жизнь, и часто поступки, сделанные ими, переходят черту социально приемлемых норм, из-за чего они уже становятся отвергнутыми от общества. Зачастую такие подростки действуют в группе и у них есть главарь, который часто сам не делает злодеяние, а только руководит тем, что должны делать другие.

Делинквентное поведение несовершеннолетних с третей группы самое опасное. Они противостоят моральным нормам общества абсолютно сознательно. Их взгляды циничны, а потребности очень сильны. Они запросто переходят границы позволенного, они их просто не видят, и совершают преступление.

Считается, что социально-экономические причины делинквентного поведения подростков очень сильно значимые. Разрушение общественной культуры и вытеснение духовых ценностей, этических и эстетических норм на второй план, проблемы экономики и финансов в стране, развитие теневой экономики, нелегального бизнеса, миграции населения, распространение средствами массовой информации материалов с содержанием насилия, жестокости, порнографии, роскоши. Подростки очень сильно поддаются влиянию, каких бы то ни было факторов и информации, но если им еще эту информацию подадут в таком свете, будоражащем их сознание и психику, они вникают во все, и с большим интересом всасывают в себя эти раздражители. Они также видят некую иллюзорную идеологию общества, и считают ее верной, и заимствуют ее в свою жизнедеятельность. Такая специфическая идеология поощряет и даже оправдывает преступный способ жизни. Поэтому совершив преступление, подросток чувствует себя защищенным, он думает, что имеет оправдание и отрицает свою ответственность за содеянное, поскольку у него совсем не осталось барьеров психологических или нравственных, он почувствовал свободу действий, когда увидел в каком-то фильме или передаче, что преступность оправдывается.

Причины делинквентного поведения подростков кроются также в семейных отношениях. Подобное поведение может вызываться отношениями с родителями, а, вернее неадекватными, плохими отношениями. Подросток из-за ссоры в доме может убежать из него, прогулять школу, подраться, сделать хулиганский поступок. И именно все самые тяжкие поступки вызваны не бандой, в которую входит индивид и их ценностями, а именно из-за непонимания его дома. Иногда не настолько открытый конфликт предшествует побегу, как, наоборот, безразличное и безучастное поведение родителей в жизни подростка.

Подростки очень любят внимание, они зависимы от него, и проявление равнодушия в их адрес от самих близких становится для них очень болезненным и невыносимым. Если под одной крышей дома находятся два поколения, и они делают вид, что не замечают друг друга, а лишь вместе сосуществуют, ни поддерживая и ни помогая друг другу, ни давая эмоционального тепла и любви, то рано или поздно стоит ожидать на конфликт в этом доме. Это, как бомба замедленного действия, так или иначе, кто-то должен сорваться, и если в этой семье есть ребенок, то скорей всего ответственность за это будет на нем, как на самом чувствительном и впечатлительном из всех вместе живущих. Тогда ребенок начинает искать себе убежище там, где его примут, часто попадая в те группировки, которые следовало бы обойти мимо, но именно они предлагают такое, отчего он просто не способен отказаться и это именно то, что позволяет ему забыть обо всем плохом, обо всем том, что было дома и это оказывается, как раз то, что нужно. Конечно, здесь имеется в виду наркотики или алкоголь. И подросток с того момента рвет все семейные отношения, духовные узы и считает своей семьей новых друзей, с какими ему так весело, и с какими он может делать такие смелые поступки, на которые никогда не решался и чувствует от этого удовлетворение (вандализм, хулиганство). По мнению некоторых социологов, именно в обеспеченных семьях наблюдаются подобные проблемы. В семьях, где люди концентрируются на зарабатывании денег, а ребенка произвели на свет, чтобы, когда они уже не смогут, он продолжал зарабатывать. В таких семьях нет отношений, они не общаются и воспринимают это так, что так и должно быть, что так было и будет. Такая современная тенденция, и она наблюдается больше в странах Запада. Если же семейные условия неблагоприятны, и подростки отрицают общепринятые нормы общения и поведения, они подвергаются преступному воздействию.

Одна из самых важных причин делинквентности – это недостаточно развитое, или искаженное моральное сознание. Почувствовав один раз потребность в алкоголе или интиме, и удовлетворив свое желание, они начинают желать этого очень часто и в неумеренных количествах. И убогость этих потребностей, и неразборчивость в способах их удовлетворения также стают причиной того, что круг знакомых и друзей, с которыми ранее общались, очень сужается, даже те, кто были близкими и соседями не хотят больше иметь связей с ними. Зато появляются новые друзья, с которыми объединяет общее времяпровождение в тусовке. Они не имеют социально одобряемых интересов, занятий, не посещают кружки и секции по спорту. С каждым из такой компании не общаются даже их одноклассники, и они должны формироваться в банды из отбросов общества.

Часто склонность к правонарушению зарождается, когда ни дома, ни в школе подростка не принимают. Хоть подростки и не показывают никогда, но на самом деле, им очень важно мнение учителей, они воспринимают их, как значимых близких, особенно тех, кто очень нравится и когда не получают обратной связи и поддержки, им становится сначала грустно, но затем следует реакция гнева и этот гнев приводит к агрессивным действиям.

Причиной делинквентности может быть большое количество свободного времени. Поскольку большинство потенциальных делинквентов не любят учебу, не занимаются хобби, их досуг примитивен и однообразный. Их может занять новая информация, легкая, которую нет надобности интеллектуально перерабатывать, и передача этой информации сверстникам. Пустой разговор ни о чем, хождение по торговых центрах без цели, просмотр телевизора – это первые шаги к деградации личности, далее – спиртные напитки, азартные игры, наркотики, токсические вещества и другие, которые дают возможность испытать новое впечатление.

Существует мнение, что делинквентами становятся только экстраверты, ориентированы на внешнюю среду и людей, потому что им легче включаться в группировки. Но также встречаются интроверты, они действуют сами по себе, разрешая, таким образом, свои внутренние конфликты.

Подростковое развитие происходит очень интенсивно и быстро, и вовремя должна проводиться профилактика делинквентного поведения, чтобы предупредить образование асоциальных наклонностей личности. В проведении профилактических работ, важно, приучить подростков к психогигиеническим требованиям поведения, умению сделать правильный выбор, для достижения состояния социально-компетентного человека. Неконтролируемое отклоняющееся поведение делинквентное, имеется в личности не способной к . Очень важно начинать формирование личностной и социальной зрелости у подростков с развития положительной , принятия себя в позитивном свете, вырабатывания способности к критическому мышлению, умению ставить перед собой социально важные цели и быть ответственным за свои слова и действия. Чтобы подросток научился принимать адекватные решения и делать правильный выбор, он должен обучиться над эмоциями, стрессами, собственным состоянием, тревожностью. Научиться решать конфликты культурными способами, без оскорбления противника и нанесения ему вреда. Выучить, как вести себя, при негативной критике, знать адекватные способы самозащиты. Уметь сказать себе «нет», противостоять вредным привычкам и научиться уважать свое тело и вести здоровый способ жизни.

Если говорить в общем, то профилактика – это система общественных, государственных, социальных, медицинских, психологических и воспитательных мероприятий, сконцентрированных на предупреждение, нейтрализацию главных оснований и обстоятельств, которые действуют вызывающе на проявление социальных отклонений у подростка.

Профилактика делинквентного поведения будет действительно действенной, если она применяется на основе: хорошей успеваемости в школе, эмоционально позитивной и удовлетворяющей учеников системы взаимоотношений с окружающими, главным образом самыми близкими и родными и важный компонент также психологической защиты. Соблюдения всех необходимых условий обеспечит гармоничное развитие личности и минимизирует возникновение делинквентных наклонностей.

Профилактика делинквентного поведения имеет также три подхода. Согласно первому, предупреждается формирование отклонений в психофизическом развитии. За вторым, предупреждается переход отклонений развития в более хронические формы. Третий подход – это социально-трудовая адаптация отклоняющихся личностей.

Социальная педагогика профилактику видит, как научно обоснованные и вовремя предприняты действия, которые имеют направленность на: предупреждение всех возможных (биологических, психологических, социальных) обстоятельств и условий несовершеннолетних, которые находятся в группе риска; защиту, поддержание и сохранение приемлемого уровня жизни и хорошего здоровья подростка; помощь подростку в его собственных достижениях социально существенных целей и раскрытие его потенциала, способностей, талантов. Существует также перечень профилактических мероприятий: устраняющие, возмещающие, контролирующие профилактические работы и предупреждение обстоятельств, способных вызвать социальные отклонения. Эффективность таких мероприятий будет высоко, если вместе с ними будут включенными несколько компонентов: направленность на искоренение причин внутренних конфликтов в подростке и в общественной и природной среде, вместе с тем создание условий, благодаря которым подросток будет приобретать опыт, необходимый ему для решения индивидуальных проблем; обучение навыкам, которые способствовали достижению целей; предупреждение появления проблем и решение уже возникших, учение стратегий решений конфликтов.

В общем, в профилактике делинквентного поведения можно выделить два главных подхода, которые лучшим образом и своевременно могут воспитать из подростка благородного человека – это воспитание и обучение.

Формы делинквентного поведения

Делинквентное поведение существует во многих формах, но наиболее распространенными и тяжелыми есть – преступность, и проституция.

При изучении преступности, исследователями рассматривается множество факторов, имеющих влияние на ее динамику. Среди них: род занятий, социальный статус, уровень образования, степень включенности человека в общественную жизнь. Преступность имеет в себе фактор деклассирования, он обозначает ослабление или полное разрушение отношений личности и социальной группы. Также изучается вопрос о соотношении социального и биологического факторов, которые имеют влияние на формирование у человека предусловий к преступному поведению. Преступность всегда есть и, возможно, к сожалению, будет в обществе, ее невозможно искоренить, по крайней мере, сейчас. Человек или рождается с генами, в которых у него заложена предрасположенность к совершению преступлений, и она может развиться и проявить себя под воздействием определенных факторов, или условия общества и обстоятельства жизни человека, подталкивают его на совершение преступлений. Поэтому преступность – это своего рода отражение человеческих пороков. Возможно, обществу необходимо забыть об утопических представлениях, об искоренении преступности, как социальной патологии и удержанием ее на социально терпимом приемлемом уровне.

Наркомания является очень страшным явлением, потому как эта беда погубила огромное количество человеческих жизней и каждый день косит новых жертв. Наркомания приносит великие жертвы обществу, и наиболее вся тяжесть ее последствий отображается на самой личности, качестве ее жизни и ее близких. И все время люди надеяться на то, что они найдут эффективный способ борьбы с ней и тем более профилактики.

Социологические исследования демонстрируют результаты, в которых отображаются главные мотивы применения наркотиков – это желание испытать особенные ощущения и жажда эйфории. Как показывает статистика, что среди начинающих наркоманов большинство – это молодые люди, даже подростки, и в связи с особенностями их взросления, перестройки гормональной системы, у них возникают неопределенные ощущения, и чтобы унять бушующие чувства, они начинают искать разные способы расслабления, среди самых популярных – курение, алкоголь и наркомания. Незрелость, легкомыслие, влияние компании и беспечность стали решающими факторами в возникновении зависимости. В основном употребление наркотиков среди молодежи происходит в кругу группы, иногда единственное, что объединяет этих людей и есть наркотики, а не другие общие интересы, которые социально приемлемые. Многие наркоманы употребляют наркотики в местах скопления людей, например, на улицах, в кинотеатре, на пляже, во дворе, иногда им настолько хочется принять дозу, что им становится все равно, где они находятся. Против наркомании могут применяться социальные, экономические и культурные меры, но наибольшее влияние имеют медицинские, психологические и правовые меры.

Проституция тоже является формой делинквентного поведения, но в некоторых странах мира, о ней так не говорят, ее приравнивают к обычной работе. Проституция понимается, как процесс половых отношений с человеком, с которым не состоят в браке и не имеют любовных чувств или симпатий, и получают за них оплату. Важно различать, что проституция – это ни внебрачные половые связи, ни корыстные супружеские отношения, если личности симпатизируют друг другу. Возникновение проституции связано с распределением труда, развитием мегаполисов и моногамии. В нашем обществе очень долго затаивался факт присутствия проституции, и такое длительное скрывание, а потом разоблачение привело многих людей в состояние ужаса. Но всегда то, что является запретным, вызывает нездоровый интерес. С истории известно, что существовали три формы политики к проституции. Прогибиционизм – запрет, аболиционизм – разъяснительно-воспитательная работа в профилактических целях, с отсутствием запретов и регистрации и регламентация, то есть регистрация и медицинское наблюдение. Потом оценили все три способы, и пришли к выводу, что запреты не имели никакого влияния, а репрессии были малоэффективными, и ни правовая, ни медицинская регламентация не смогли повлиять на искоренение проблемы проституции.

Делинквентное поведение примеры

Примеры делинквентного поведения лучше всего описывать, в соответствии с его видами.

Виды делинквентного поведения: административные нарушения, дисциплинарный проступок, преступление.

Административные преступления проявляются в мелком хулиганстве – нецензурной лексике в местах скопления людей, оскорбительное отношение к окружающим, также сюда входит нарушение дорожного движения и другие действия, которые служат нарушению общественного порядка и спокойности людей.

Примером делинквентного поведения есть употребление алкоголя в общественных местах, транспорте и действия совершенные в опьяненном состоянии, которые оскорбляют честь граждан и уничтожает общественную нравственность. Проституция, распространение порнографии, эксгибиционизм, как злодеяние тянет за собой административное наказание и ответственность относительно закона об административных правонарушениях.

Дисциплинарный поступок есть видом делинквентного поведения, и выражается в противоправном неисполнении или же ненадлежащим исполнением рабочим своих трудовых обязанностей, прогулом без значительных причин, употреблением спиртных напитков, наркотических веществ в рабочее время, приход на работу под воздействием алкоголя, нарушение правил охраны, и влечет за собой ответственность, относительно трудового законодательства.

Преступление, как наиболее опасный вид делинквентного преступления, выражается в поступках, несущих опасность обществу. Запрещены под угрозой наказания Уголовным кодексом. К таким деяниям относятся: убийства, воровства, похищения, угоны автомобилей, терроризм, вандализм, изнасилования, мошенничество, торговля наркотиками и психотропными веществами. Данные преступления, хотя здесь перечислены не все, наиболее строго наказуемы в согласии с Уголовным кодексом. В зависимости от тяжести совершенного поступка применяются разные меры наказания в размере от общественных работ и незначительных штрафов, вплоть до лишения свободы. И касаются они особей, достигнувших шестнадцатилетнего возраста, иногда четырнадцатилетнего. Если личность, совершившая злодеяние, не достигла необходимого для уголовного наказания возраста, ее привлекают к ответственности воспитательного характера (строгий выговор, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, общественные работы).

Делинквентное и криминальное поведение самые опасные, поскольку делинквентный подросток, совершающий криминальные поступки, очень опасный. Он очень негативно и недоверчиво настроен по отношению к обществу и его не останавливает закон, пока он не будет этим законом наказан.

Деликты могут быть гражданско-правовыми: нанесение морального ущерба, вреда имуществу человека или организации, дискредитация репутации юридического лица или отдельной личности. Такие действия наказуемы гражданским законодательством.

Разные виды делинквентного поведения подвергаются социальному осуждению и также формализуются государством в правовых нормах, посредством описания характеризующих и определяющих в качестве нарушений признаков, за которыми в законодательстве вводятся разные виды ответственности.

Особенно актуальна проблема делинквентного поведения для подрастающего поколения. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, появилась чрезмерная жестокость и агрессивность, резко возросла преступность. Примечателен тот факт, что большинство преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки, причем появляются все новые и новые виды отклоняющегося поведения, а именно – участие в рэкете, сотрудничество с мафией, совершение экономических преступлений. Среди правонарушителей подавляющее большинство нигде не работающих подростков. Поэтому данная проблема является очень важной в наше время, а лица, совершившие противоправные действия нуждаются в психосоциальной, психоконсультационной и психотерапевтической работе.

Делинквентное поведение происходит от латинского delinquens « проступок, провинность ». Под этим термином понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент) , а сами действия – деликтами .

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях, А.Е. Личко введя в практику подростковой психиатрии понятие « делинквентность », ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев возражает против трактовки делинкветности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин « делинквент » за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно – этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер. В социально – правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные. В.В. Ковалев выделяет антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное, а также непатологические и патологические формы.

В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин и др. выделяют следующие три типа:

1. Последовательно – криминогенный – криминогенный « вклад » личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2.Ситуативно–криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта.

3.Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида.

Очень важно определить условия формирования делинквентного поведения. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки. При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним, прежде всего, относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие макросоциальные факторы, вызывающие деликвентность:

    фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;

    физическая или психологическая жестокость;

    недостаточное влияние отца;

    острая травма;

    потворствование ребенку в выполнении его желаний;

    чрезмерная стимуляция ребенка – слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

    несогласованность требований к ребенку со стороны родителей;

    смена родителей;

    хронически выраженные конфликты между родителями;

    усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей.

Индивидуальные детерминанты существенно определяются половыми различиями . Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет. Об антисоциальном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении 6-8 лет. В младшем школьном возрасте (6-11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство. Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство – у мальчиков, кражи и проституция – у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы – торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

Кроме полового и возрастного, выделяется конституциональный фактор . Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что он с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего он может начать воровать.

Вопрос о влиянии психопатологии на делинквентное поведение личности остается дискуссионным. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с делинквентным поведением, называются: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность. Многие авторы рассматривают мало мотивированные, нередко неожиданные для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического поведения: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие).

Многие авторы склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфической мотивации , выступающей непосредственной причиной противоправного поведения: системы наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности – внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

    желания, требующие немедленного удовлетворения;

    переживание бессильного гнева, отчаяния – агрессии, ищущей разрядки;

    обида, требующая мщения;

    зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

    недоверие и стремление сохранять дистанцию;

    фантазии величия и всемогущества.

В зарубежной психологической и медицинской литературе для описания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) широко используются термин социопатическая (антисоциальная) личность представляющая собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности. Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан психоанализом. Психоанализ рассматривает делинквентов как тех, кто не в состоянии разрешить свои внутренние конфликты. Антисоциальные люди порывают с реальностью и спасаются от внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые государством и преследуемые законом. Основной психологической защитой социопатических людей является всемогущий контроль. Потребность оказывать давление, имеет преимущественное значение. Она защищает от стыда (особенно у грубых психопатов) или отвлекает от поиска сексуальных перверсий (которые также могут лежать в основе криминальности). При деликвентном поведении часто используется проекция на общество негативных личных качеств. При этом общество выглядит иллюзорно более плохим, чем оно есть в действительности. Знаменитое отсутствие совести у социопатов свидетельствует о недостатке первичных взаимных привязанностей к другим людям.

Не совсем понятен механизм формирования антисоциальной направленности. Доказано, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту. В таком случае конституциональными предпосылками социопатии может выступить, например, большая базальная агрессия или сниженная реактивность нервной системы. Особая конституция может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие. Для отношения к таким детям со стороны родителей характерны: нестабильность, отсутствие дисциплины, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. В таких нестабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чувства защищенности в необходимые моменты развития, что может подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества. Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств.

В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально – психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). Основными формами психосоциональной работы в случае делинквентного поведения является консультирование, психотерапия, судебно – психологическая экспертиза, социально – полезный труд и организация саногенной среды.

Психотерапия в закрытых учреждениях ориентирована на решение ряда задач: необходимо установить потребность индивида в психотерапевтической помощи, определить личностные особенности с помощью адаптированных методик, создать «психотерапевтические оазисы» защищенные от деструктивно – действующих влияний, снять психическое напряжение, снизить чувствительность к криминальному, стрессовому воздействию. Наконец, необходимо социальное обучение и повышение способности осужденного решать проблемы в данной среде и по выходу из нее.

Таким образом, эффективность психологического воздействия в случае делинквентного поведения зависит от эффективности комплекса мероприятий: организационных, экономических, педагогических, медицинских, социальных мер.

Подростковая делинквентность

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов , совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Причинение вреда

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

Виды делинквентного поведения

К числу делинквентных относятся административные правонарушения , выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах , в скверах , парках , во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения , распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление . Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф , арест , лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления - 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением . В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь , утратило характер делинквентного поведения с ноября и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Литература

  • Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М .: Академия, 2004. - 288 с. - ISBN 5-7695-1782-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Делинквентное поведение" в других словарях:

    Делинквентное поведение - (лат. – проступок) – действия человека, противоречащие и нарушающие правовые основы жизни общества, идущие вразрез с существующим законодательством. Это поведение правонарушителя и преступника. Делинквент – преступник. Делинквентная ситуация –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих формах представляет уголовно наказуемое деяние. Обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе. Затем следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими, слабыми и т. п … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (от. лат. delinquens правонарушитель) отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – одна из форм девиантного поведения, включающая действия и поступки человека, нарушающие юридические нормы и носящие противоправный характер. В качестве Д.п. можно рассматривать преступное, криминальное поведение молодого поколенияТерминологический ювенологический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ - (от лат. delictum проступок, англ. delinqvency правонарушение, провинность) антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в… … Социология: Энциклопедия

    Поведение - Совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В психиатрии имеют значение П. агрессивное, бредовое, девиантное… …

    ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - социальные действия индивидов и групп, не вписывающиеся в рамки нормативно ценностных стереотипов цивилизованного общежития. Существуют три основные разновидности О.п. – девиантное, делинквентное и криминальное. Девиантное поведение проявляется… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    См. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия

    Отклоняющееся поведение - собирательный термин, охватывающий три формы: девиантное, делинквентное и криминальное поведение … Социология: словарь

    Реакции - В психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности… … Толковый словарь психиатрических терминов