Апликации в детском саду. Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии. Материалы для бумажной аппликации

Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.
Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.
Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления).
Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.
Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

Виды аппликации в детском саду

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации - вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное - из геометрических и растительных форм и предметное - из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.

Оборудование и материалы для выполнения аппликации

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу - белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.
Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. Если нужных оттенков цвета нет, бумагу можно окрасить. Эту работу лучше проводить не со всей группой, а с несколькими ребятами вне занятий.
К занятиям должны быть тщательно подготовлены формы. Геометрические формы должны точно соответствовать друг другу по размерам, что дает возможность составить из них единый узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне квадрата или ромба и т. д.).
Для наклеивания предметов в младшей группе нужно подготовить силуэтные изображения или части предмета.
Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.
Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.
При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте.
Во всех случаях, как при наклеивании готовых форм, так и при вырезывании, следует иметь большее количество материала, чем это необходимо для выполнения задания.
Клей готовят из картофельного крахмала, так как после его высыхания на бумаге не остается следов, что очень важно для сохранения аккуратного вида работы.
Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.
Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.
Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.
Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.
Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной.
Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

Задачи и программный материал по аппликации

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Основные задачи обучения аппликации следующие:
различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
составлять изображение предмета из отдельных частей;
располагать предметы в сюжетной аппликации.
Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм - силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Рассмотрим содержание программного материала для разных возрастных групп.
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы ; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы - домик, цветок и др.
На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация - более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и условнее получаемый результат.
Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются следующие:
знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,- с кругом, квадратом, треугольником;
знание цветов - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
освоение навыка наклеивания форм.
Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.
Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте. Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения; для размещения элементов предлагают узкую полосу бумаги, на которой иначе чем в ряд круги расположить нельзя; все формы имеют один цвет. Таким образом, выполнение задания облегчается: дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.
На первых занятиях иногда основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеенкой, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисть только на подставку. На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.
Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вносится новая форма - квадрат.
При выполнении композиции из квадратов необходимо следить за тем, чтобы все они укладывались ровно на одной из сторон. Постепенно усложняется и композиция аппликаций - дети располагают и наклеивают формы по углам квадрата и по краю круга. Эти элементы формы наглядно выделены самой формой и легко осознаются ребенком. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно.
Наряду с освоением принципов ритмичного расположения одного или двух элементов программой предусмотрено наклеивание предметных изображений, сначала состоящих из одной, затем из 2-3 частей (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.). Трудность этих заданий в том, что предмет и его части должны быть расположены в зависимости от его конструкции: ножка гриба от середины шляпки идет вниз, над стенами дома располагается крыша и т. п.
Однако малыши успешно справятся с такой работой, так как предметные задания понятны им по содержанию. Кроме того, для изображения подбирают предметы с симметричным расположением частей, с формами, близкими к геометрическим, с которыми дети познакомились на первых занятиях.
И. Л. Гусарова рекомендует начинать аппликационные работы в младшей группе именно с выполнения заданий, имеющих определенную изобразительную задачу - создание знакомого предмета. Интерес к теме поможет дошкольнику преодолеть и конструктивные, и технические трудности. Маленькому ребенку понятнее задача сложить из 2-3 частей предмет, чем расположить геометрические формы по принципу чередования и симметрии в узоре. В первом случае он сам заметит допущенные ошибки, так как нарушится логика содержания. Принцип чередования и повторения элементов узора будет освоен успешно при наклеивании флажков или бус на нарисованную нитку.
Таким образом, для детей данного возраста каждое задание по аппликации, так же как и по рисованию, лепке, должно быть связано с конкретным образом, Задача воспитателя - ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия - «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг) и др.
Положение о связи тематики детских работ с представлениями о конкретных предметах легло в основу альбома по аппликации, разработанного Е. Э. Лоотсар. Все темы в нем для младшей группы носят предметный характер. Так, круги наклеиваются не на полоску, а на заранее подготовленную форму чашки или блюдца. Квадраты изображают окна, наклеиваемые на силуэт дома, и т. п.
Средняя группа . В этой группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:
развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
научить располагать в узоре несколько форм (10 - 12);
развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
познакомить с формой овала и треугольника;
освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.
Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение элементов зависит от формы украшаемого узором листа.
Решение задач, поставленных программой, возможно лишь при наличии развитого глазомера, чувства симметрии и ритма, которые помогают правильно с точки зрения композиции заполнять лист в зависимости от характера наклеиваемых форм. Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной - заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача - украшение центра формы.
Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома - окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.
Новая задача, стоящая в средней группе, - освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев. По программе этим навыком дети средней группы овладевают в первом квартале. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 - 4 см, чтобы результат достигался после 1 - 2 движений лезвий. Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх в качестве билетов, флажков, а затем и при наклеивании (например, окна для дома и т. п.).
Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.
Вырезывание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой. Из полученных округлых форм составляют предметы - гриб, самолет, башенку, снеговика.
Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе , когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.
Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:
развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.
Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).
В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции.
Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы - вазы, листья, овощи и фрукты.
В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.
Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.
В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы - листья, цветы.
В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:
осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;
развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
использовать все цвета спектра и их оттенков.
Основная задача в обучении детей 6-7 лет по всем видам изобразительной деятельности - развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.
Силуэтное вырезывание - один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).
В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др.
Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров.
Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.).

Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада

Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.
Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в различных возрастных группах детского сада.
Вторая младшая группа . Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.
После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.
Как известно, в обучении педагог должен опираться прежде всего на непосредственное восприятие детей. Рассматривание предмета на занятиях аппликацией будет использоваться для оживления представлений дошкольников об особенностях формы, цвета предмета и т. п. Поскольку изображение в аппликации связано с большой обобщенностью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных воспитателем, особенно на первых занятиях. Эти обобщенные формы предмета и их сходство с геометрическими детям трудно выделить при рассматривании, так как они заслонены рядом деталей. В образце эта форма четко обозначена, а детали могут быть опущены.
В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
Показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей. Причем показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.
Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.
Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.
В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа натуры - неваляшки - дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров - большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.
Для проверки знаний детей используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.
При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.
В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара.
Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом). В средней группе возможны задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность проявится в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета можно предоставить детям.
При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.
В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.
Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей).
Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.
Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3-4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц.
Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.
Старшая группа . Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.
Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.
Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.
И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.
Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.
Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.
Подготовительная группа . Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.
При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.
Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).
Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).
В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора. В альбоме «Аппликация в детском саду» Л. Г. Суховской и В. А. Паллона приводится набор таких форм.
Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы - елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему. Более сложный прием вырезывания - из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3-4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6-8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах.
Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.
В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей - это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.
Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.
Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога распределяют работу между собой. Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки; «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут... бочка по морю плывет», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет», «Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал, судно на море догнал» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто - облака и звезды, кто - волны и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная работа ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой - способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.
Во всех возрастных группах детского сада проводятся занятия аппликацией по замыслу самих детей. В младшей и средней группах детям даются только готовые формы, которые сначала подбираются ими в соответствии с задуманным содержанием, а затем наклеиваются. В старших группах ребята самостоятельно вырезывают формы с учетом замысла и наклеивают их. Дети 6-7 лет могут предварительно сделать эскиз будущей работы (нарисовать несложный сюжет простым карандашом), подготовить соответственно эскизу детали для аппликации.

I. Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

II. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка. Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель, художник организует свою деятельность, направленную на ее достижение. К ним относятся восприятие, замыслевание образа, контрольно - оценочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально - интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.

В отличие от взрослого у ребенка дошкольного возраста отсутствует предварительный замысел, так как показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенство аппликации в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл ребенка - клеить и вырезать - играть, а не изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка.

III. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.

“Программой воспитания и обучения в детском саду” предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:

  • составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
  • составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
  • овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
  • формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
  • формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность.

Задачи решаемые в этом возрасте элементарны:

  • учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
  • дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
  • развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
  • развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются. На четвертом году жизни ребенка задачи поставлены более сложные:

  • учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;
  • учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик...), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиками...);
  • учить правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу, а затем более широкие; учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру, обрисовывания кисточкой с клеем ее края;
  • формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начало выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;
  • воспитывать художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

  • учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
  • приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу;
  • обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);
  • учить располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.

Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

IV. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации.

1. Младшая группа:

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию стимулирует их активности.

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

2. Средняя группа:

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четками словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

3. Старший дошкольный возраст:

Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.

V. Взаимосвязь аппликации с другими сферами и видами деятельности.

Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.

Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

Литература

1. Г.Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.

2. Под. редакцией Т.С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” - Москва. 1985 год.

3. М.А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

5. З.А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.

6. Под. редакцией Н.П. Сакулиной “Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду”: Москва, “Просвещение”.1971 год.

Тема: Понятие и содержание аппликации в ДОУ.

Аппликация - от латинского слова « application » -накладывание.

Возникло в 17 веке.

    Способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Используются разные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Дошкольникам доступна различная техника: сминание, скатывание, разного вида разрезание (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм – квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контору, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.

Аппликация-это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения;

Это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта.

Занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз.

В аппликации применяется разная техника прикрепления деталей к основе (картону, ткани):наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание. То и другое доступно детям.

Ребенку необходимо овладеть не только специальными, но общими трудовыми умениями: ставить задачу, отбирать необходимые материалы и средства для ее реализации, планировать ход работы, контролировать и оценивать результаты.

На протяжении дошкольного детства данный вид труда усложняется и обогащается, его содержание становится полнее и глубже:

а) разнообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые аппликативным способом;

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) разнообразнее и сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одной материале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материала и разнообразия техники исполнения, обогащения цветовой гаммы и композиционных решений.

Аппликация способствует:

Формированию у детей определенных знаний, развитию умений, отработки навыков и воспитанию личности;

Усвоению знаний о цвете, строении предметов их величине, плоскостной форме и композиции;

Усвоению знаний о симметрии и асимметрии;

Развитию ориентировки в пространстве и на ограниченной поверхности, мелкой мускулатуры кисти рук.

Виды аппликации

Предметная, Сюжетная, Пейзажная, Декоративная

Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи :

1.Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3.Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов.

4.Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формирует чувство формы, пропорций, композиции.

Способы вырезывания

Вырезывание правильных геометрических форм.

Вырезывание из бумаги сложенной вдвое. Используется для вырезывания предметов симметричных форм (листьев, цветов).

Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз. Для вырезывания предметов более сложной симметричной формы.

Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Для вырезывания нескольких одинаковых форм и для гирлянд.

Вырезывание по частям.

Вырезывание по контору.

Обрывание бумаги.


Вторая младшая группа

Знакомить детей с разными свойствами бумаги, как материала;

Знакомить с приемами выкладывания и наклеивания готовых форм на лист бумаги;

Учить ориентироваться на листе бумаги;

Знакомить с приемами работы с клеем и кистью;

Учить составлению сюжетной композиции из геометрических фигур;

Развивать подвижность руки.

В этом возрасте содержание работ своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы (цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.).

Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т. п.Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента- ножниц.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материалов и т.д.в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия с бумагой постепенно усложняются. Наиболее простое действие – это отрывание, затам сминание – сначала крупных комочков(до 1 см в диаметре),потом мелких, а затем скатывание шариков, самое сложное- это разрезание бумаги ножницами. Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того, что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик),дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков- веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, орудиями.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта» эмоционально подготавливает ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации.

Средняя группа

Учить правильно держать ножницы и действовать с ними;

Научить приемам вырезывания форм путем срезания углов, вырезывания фигур круг и овал из квадрата и прямоугольника

Учить наклеивать узор на основу неправильной формы;

Познакомить с техникой обрывания бумаги;

Продолжать учить детей наклеивать готовые формы по образцу, составлять композицию;

Продолжать развивать мелкую моторику руки;

Приобщать детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания: дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию, разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок) можно дать трафареты. Они еще не владеют более сложным (симметричным и силуэтным) вырезыванием, а в аппликации им хочется использовать детали предметного содержания. С помощью трафарета дети реализуют свое желание, не прибегая к помощи взрослого. Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали разными способами из ткани, в результате возможна аппликация на ткани. Для основы используются мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная. На ткани можно располагать узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов.

Детей 4-4,5 лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составить узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.

В работе с данным видом материала важно побудить детей к передаче ассоциативного образа, возникающего на основе умения увидеть формы листьев и соотнести их с формой тех или иных предметов живых объектов: насекомых,животных, фруктов,овощей, человека.

Методы и приемы:

1. Информационно-рецептивный: рассматривание и анализ предмета.

2. Показ образцов конструкций, цветового решения, расположение.

3. Показ техники работы с ножницами и приемов вырезывания.

4. Репродуктивный: управление в том или ином способе.

5. Словесные пояснения, указания, образные сравнения, советы.

6. Индивидуальное обучение.

7. Анализ работ при активном участии детей.

Старшая группа

Учить находить и выделять знакомые формы в предметах, различать и называть квадрат, прямоугольник; круг, овал, треугольник по основным признакам.

Уточнить знания о различных цветах и дифференцировать их на яркие, светлые, темные тона.

Учить сравнивать фигуры по величине: высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, внизу, вверху, внизу, друг за другом, рядом, слева, справа.

Продолжать обучать приемам вырезывания + вырезывания гармошкой и симметрично.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания – симметричной, силуэтной, многослойной, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новый способ прикрепления деталей- пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения; плоскотное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата).Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием используемого материала.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. Обучая дошкольников созданию сюжета, пейзажа из сухих листьев, травы, цветов, веточек, педагог продолжает развивать их ассоциативное мышление: на что похожа деталь и как она выглядит в сочетании с тем или иным предметом. Например, в пейзаже лист березы или тополя на заднем плане будет играть роль целого дерева березы или тополя; цветок тысячелистника на переднем плане выглядит как цветущая вишня или яблоня, часть рубинового листа- туловище бабочки и т. п. Ребенку нужно помочь увидеть это. Рассматривание картинок, фотографий, наблюдение в природе способствуют решению этой задачи.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного; использовать аппликацию как украшение объемных поделок.

Методы и приемы:

    Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов.

    Показ образца.

    Словесные: совет, указание, косвенные вопросы, напоминание.

    Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия.

Подготовительная группа

Задачи:

    продолжать уточнять знания детей о знакомых геометрических фигурах + многоугольники с разным количеством углов.

    учить дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, различать холодные и теплые цвета,светлые и темные оттенки.

    продолжать обучать ориентировке на плоскости листа бумаги + напротив по парам,на одном уровне.

    учить «рисовать» ножницами –вырезывание без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.

    формировать умение самостоятельно планировать работу.

Методы и приемы:

    В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов.

    Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение.

    Частичный показ приемов вырезывания.

    Словесные: косвенные вопросы, напоминание, указания, совет.

    Анализ работ – самостоятельный с нахождением ошибок и их причин + выставка работ.

Аппликация может быть:

  • - предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • - сюжетной, отображающей те или иные события;
  • - декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  • 1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  • 2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  • 3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  • 4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. дошкольный квиллинг изобразительный творчество

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки -- очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов декоративно-прикладного искусства, используемых в работе с детьми. Это не только увлекательно и занимательно для ребят, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей.

Хотите сделать Ваши занятия с детьми аппликацией из бумаги ещё более разнообразными, необычными и интересными? Тогда с удовольствием приглашаем Вас в специальный раздел портала МААМ, посвященной аппликации во всех её видах, техниках и проявлениях! В нём Вы найдёте великое множество идей для оригинальных поделок, конспекты занятий, пошаговые мастер-классы. Словом, широкий простор для Вашего и детского вдохновения!

Масса новых возможностей для создания необычных шедевров бумажной аппликации!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Торцевание. Аппликация из салфеток и гофробумаги в технике торцевания
  • Аппликация. Проекты, консультации, планирование, программы

Показаны публикации 1-10 из 5581 .
Все разделы | Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества

Дайте повару продукты : Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда. Каждый ребёнок всегда готов помочь маме и папе с приготовлением чего-нибудь вкусненького на кухне! Вот мы тоже решили приготовить, вернее, сварить спагетти. Для работы нам потребуется :...


Какой ребёнок не любит творить ? Одним из видов творчества является аппликация . Аппликация помогает маленькому человеку познать цвет и форму, познакомит с геометрическими фигурами. Знакомство с этим видом деятельности начинается с предметной аппликации . Вашему вниманию...

Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества - Аппликация, как средство пополнения развивающей среды в группе

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Аппликация симметричная (силуэтная) обрывная Старшая группа «Башмак в луже» Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов (ботинки. Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое. Учить точно...


Одной из форм взаимодействия с семьёй является проведение мастер – класса для детей с участием родителей. Когда папа или мама дошкольника участвуют в совместной деятельности, то и ребенок с удовольствием включается в процесс, быстро овладевает определенными навыками. Совместное...


"Что можно сделать из кругов?" -этот вопрос задавали мне воспитанники средней специальной группы в начале года, рассматривая подготовленные шаблоны. Теперь ни задают другой вопрос: -А что сегодня мы будем делать из кругов?". Действительно, наша копилка детских работ пополняется...

Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества - Коллективная аппликация по ПДД на тему: «Дружная страна» в средней группе


Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения, закрепление умений резать ножницами, сжимая и разжимая кольца; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, умение работать коллективно. В рамках тематической недели по ПДД, итоговым мероприятием была...


Аппликация «Красивая пирамидка». Цель: Учить передавать в аппликации образ игрушки, изображать предмет из нескольких частей, располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Продолжать изучать основные цвета и закреплять раннее изученные. Развивать мелкую моторику и активную...


Программное содержание: Продолжать учить детей составлять композицию из нетрадиционных техник аппликации. Формировать навыки работы с клеем, продолжать учить ориентироваться на поверхности. Развивать творческие способности, инициативу, воображение. Воспитывать навыки...

Познакомить детей с новым видом природного материала- перьями птиц; - показать характерные особенности этого материала и приемы работы с ним; - создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе; - пробудить интерес детей к работе с природным...

Никто не будет спорить, что занятие аппликацией очень важно для развития дошкольников. Особенно детишкам нравится сочетание методик, либо использование нетрадиционных техник.

Малыши с удовольствием лепят объемные элементы и дорисовывают недостающие детали. К тому же сбор материалов для групповой аппликации может стать интересным и полезным времяпрепровождением. Например, для изготовления портретов или натюрмортов могут понадобится кленовые листья или тополиный пух.

Ни один педагог не поспорит с тем фактом, что любое творчество способствует развитию эстетического мировосприятия и воспитанию художественного вкуса. К тому же создание объемной картины – активно влияет на формирование графических умений и навыков.

Помимо развития точных движений руки и мелкой моторики пальцев, занятие аппликацией так же способствует развитию фантазии, творческого мышления и воображения, а так же пространственного восприятия. Педагог должен грамотно и корректно подойти ко всем идеям и фантазиям дошколят. Тогда подобные творческие задания могут стать первой ступенькой в раскрытии начала профессиональной художественно - изобразительной деятельности.