Заболевания новорожденных. Новорожденный: физические показатели, уход

Новорожденным ребенок считается с момента рождения и до достижения им 4 недель (28 дней). Различают:

  • доношенных детей, которые родились в срок, то есть с 38 по 42 неделю беременности;
  • (28-38 неделя);
  • переношенных, родившихся в 42 недели и позже.

Доношенные дети, как правило, физиологически могут жить вне организма матери, их рост составляет 48-56 см, они активны, хорошо сосут грудь, громко кричат.

Заболевания новорожденных детей могут иметь легкую форму и ничем не грозить в будущем. Но также есть и такие болезни (если их не лечить), которые могут серьезно пошатнуть здоровье ребенка в будущем или даже привести к необратимым последствиям.

важно За новорожденным требуется и максимум внимания, а при первых признаках заболевания стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Наиболее распространенные заболевания

Асфиксия новорожденных

Представляет собой затрудненное дыхание и разной степени нарушение кровообращения ребенка, и проявляется сразу после родов, приводит к кислородной недостаточности.

Асфиксию различают врожденную и приобретенную.

  • Врожденная возникает по причине нарушения плацентарного кровообращения, гестоза , обвития плода пуповиной . Ребенок рождается с замедленным сердцебиением, слабым тонусом мышц, синюшным цветом кожи.
  • Приобретенная асфиксия является результатом трудных родов, обвития пуповиной, спазма мышц родовых путей роженицы.

Почти каждый пятый младенец появляется на свет с таким диагнозом и большинство из них сами справляются с этой проблемой. Бывают случаи, когда не обойтись без реанимационных процедур. В любом случае, врачи роддома делают все возможное для ребенка, чтобы в будущем он не имел неврологических проблем.

Гемолитическая болезнь

Представляет собой малокровие, при котором в организме новорожденного разрушаются красные кровяные тельца.

Это тяжелая болезнь, к которой приводит несовместимость крови плода и матери. Если у матери резус-фактор отрицательный , а у будущего ребенка - положительный, то существует вероятность резус-конфликта , так как в организме мамы могут образовываться антитела, которые способны уничтожать в крови плода.

Беременным с отрицательным резус-фактором следует принимать препараты, содержащие железо, чаще посещать женскую консультацию и лечь в родильное отделение за 3-4 недели до родов.

Одним из решающих факторов в этом смысле является здоровье матери в период беременности и благополучный исход родов. Если родители после выписки из роддома заметили необычное поведение ребенка или нехарактерные изменения внешности - стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Первичный осмотр новорожденного проводят непосредственно после его рождения в детской палате родильного блока с целью выявления возможной патологии и оценки состояния в целом. Температура в помещении должна быть 24–26С, пеленальный стол с подогревом, ребенок должен быть сухим. Осмотр в палате новорожденных отделения проводят при температуре не менее 22С на пеленальном столе или в кувезе. Обследование новорожденного требует терпения, осторожности и мягкости в обращении.

Внешний вид. Для здорового доношенного новорожденного характерно спокойное выражение лица. Начало осмотра нередко сопровождается громким эмоциональным криком. Длительность крика здорового ребенка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые раздражения), вскоре после его устранения крик прекращается. Крик больного ребенка оценивается как по силе, так и по длительности. Слабый крик или его отсутствие у глубоко недоношенного ребенка не вызывает беспокойства у неонатолога. Афоничный крик может быть вследствие проведения реанимационных мероприятий (травматизация трахеи) или поражения ЦНС. Особенности крика новорожденного могут способствовать диагностике обменных нарушений и некоторых наследственных заболеваний (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика»).

Движения новорожденного ребенка носят избыточный, не координированный характер. Характерно физиологическое усиление тонуса мышц сгибателей, которое обуславливает позу ребенка (поза флексии, эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки. Нижние конечности согнуты в коленных и тазобедренных суставах, при положении ребенка на боку голова иногда запрокинута. Тремор в области голеностопных и челюстных суставов обычны для здорового ребенка. Выражение лица и поза здорового новорожденного зависят от положения плода в родах. При разгибательных вставлениях (лобное, лицевое) лицо отечное, возможны обильные петехии, голова обычно запрокинута. При тазовом предлежании ноги могут быть резко согнуты в тазобедренных суставах и разогнуты в коленных.

В норме у здоровых новорожденных вызываются следующие основные рефлексы периода новорожденности :

    Сосательный - на раздражение губ путем прикосновения ребенок отвечает сосательными движениями.

    Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.

    Ладонный хватательный рефлекс Робинсона - при вкладывании в руку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.

    Рефлекс Моро - при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо руки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (I фаза) с последующим «обниманием» туловища (II фаза).

    Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

    Рефлекс ползания Бауэра - в положении ребенка на животе к его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.

    Защитный рефлекс новорожденного - в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).

    Рефлекс Галанта - штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.

Выражение лица. Недовольное «болезненное» - характерно для многих заболеваний новорожденных. Беспокойное выражение лица, «испуганный» взгляд или гипомимическое, иногда маскообразное лицо нередко сопровождает субарахноидальные кровоизлияния, гипоксию головного мозга, билирубиновую энцефалопатию. Лицо новорожденного может быть асимметричным в связи с особенностями положения плода в родах, параличом VII пары черепных нервов.

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. У недоношенных новорожденных форма черепа как при гидроцефалии, так как для них характерен интенсивный рост головного мозга. Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1–2 см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга (дискомплектация), что обусловлено процессом родов, и характерно для затяжного течения. В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни. Выбухание родничка может быть обусловлено повышением внутричерепного давления, менингитом или гидроцефалией. При обезвоживании роднички западают. У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 33(32)–37(38) см.

Глаза в первые дни жизни почти все время закрыты. Они самопроизвольно открываются и закрываются при покачивании, что служит проявлением лабиринтных рефлексов. Зрачки приобретают симметричность через несколько недель после рождения. Диаметр зрачков не превышает 3 мм. Склеры обычно белого цвета. У недоношенных детей склеры могут быть голубыми, так как они у них тонкие. Если склеры темно-голубые, необходимо исключить несовершенный остеогенез. Пятна Брашфилда на радужке, радужная оболочка как бы обсыпана солью с перцем, часто наблюдается при синдроме Дауна. Субконъюнктивальное кровоизлияние - разрыв мелких капилляров конъюнктивы может отмечаться и у здоровых новорожденных, но чаще является результатом травматических родов. Впервые дни жизни может отмечаться самопроизвольный горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизвольные подергивания глазных яблок), симптом «заходящего солнца».

С помощью назогастрального зонда необходимо проверить проходимость носовых ходов для исключения атрезии хоан. Раздувание крыльев носа свидетельствует о респираторном дистресс-синдроме.

Ротовая полость . Проводится осмотр твердого и мягкого неба, для исключения ращелины. На дне полости рта можно обнаружить кистозную опухоль (ранула), которая в большинстве случаев исчезает самостоятельно, не требуя лечения. На твердом и мягком небе могут находиться кисты (жемчужины Эпштейна), не являющиеся отклонением от нормы, исчезают спонтанно. Дополнительные зубы (натальные) встречаются у 1:4000 новорожденных, как правило, требуется их удаление. Пенистое отделяемое из носа или полости рта обычно может свидетельствовать о атрезии пищевода.

Цвет кожи : плетора (темно-красный, эритематозный), чаще встречается у новорожденных с полицитемией, но может наблюдаться при гипероксии (даче высокой концентрации кислорода) и перегревании ребенка. Желтуха - при уровне билирубина в крови выше 85,5 мкмоль/л, это является патологией для детей в возрасте до 24-х ч и может свидетельствовать о гемолитической болезни новорожденных, сепсисе или внутриутробной инфекции, у детей старше 24-х ч жизни желтуха может быть обусловлена этими же заболеваниями или физиологическими состояниями. Бледность кожных покровов - следствие анемии, асфиксии в родах, шок или функционирование артериального протока. Цианоз:

а) центральный (цианотичный цвет кожи, языка, губ) - может быть связан с врожденным пороком сердца или заболеванием легких;

б) периферический (цианотичная кожа, а язык и губы розовые) - симптом метгемоглобинемии;

в) акроцианоз (цианотичный цвет кожи только в области кистей и стоп) - в норме встречается у только что родившегося ребенка или при переохлаждении; если акроцианоз сохраняется в более поздние сроки, следует подумать о нарушении периферического кровообращения вследствие гиповолемии, большого количество экхимозов, что чаще является результатом травматических родов;

    «цианоз на розовом фоне» или «розовый цвет на цианотичном фоне» - неадекватная оксигенация, вентиляция или полицитемия;

    симптом Арлекина (четкая разграничивающая линия между областью красноты и областью нормального цвета кожи - как результат персистирующего фетального кровотока, коарктации аорты или транзиторное) - линия может проходить от головы до живота;

    «мраморный рисунок» (кружевная красная окраска кожи) - как следствие переохлаждения, гиповолемии, инфекции, приводящее к нарушению периферического кровообращения.

Возможно наличие высыпаний в области естественных складок - милиариа , обусловленных закупоркой потовых желез, которые могут быть в виде: 1) поверхностных тонкостенных везикул; 2) небольших групповых эритематозных папул; 3) неэритематозных пустул. Появление на первой неделе жизни или при рождении высыпаний на лбу, грудной клетке, руках, ногах, характерно для транзиторного неонатального пустулярного меланоза. Довольно часто при рождении в области головы втречается акне новорожденных (неонатальный пустулез головы).

С максимальной тщательностью следует изучать функцию легких . Грудная клетка новорожденного - бочкообразной формы. Дыхание поверхностное, с частотой 40–60 в мин, почти полностью диафрагмальное, сопровождается втяжением податливых участков грудной клетки на вдохе и выпячивание живота. При крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа. Обычно у новорожденных дыхание бронховезикулярное. У недоношенного ребенка дыхание более частое и лабильное с нерегулярными движениями.

Сердце . Определение границ сердца у новорожденных детей затруднено из-за индивидуальных различий размеров и формы грудной клетки. Следует определять местоположение сердца с целью выявления декстрокардии (правостороннее расположение сердца). Тоны сердца громкие, чистые. В норме частота сердечных сокращений у новорожденных составляет 140–160 уд/мин. Необходимо пальпировать пульс на бедренной, радиальной, плечевой артериях и артериях тыла стопы.

Живот у здорового новорожденного округлой формы, активно участвует в акте дыхания. При перекорме, заболеваниях инфекционного характера и хирургической патологии возникает вздутие живота. При пальпации, живот у здорового ребенка мягкий, доступен глубокой пальпации в спокойном состоянии. Печень у большинства новорожденных выступает из-под края реберной дуги не более 2 см (до 5 лет). Селезенку у здорового новорожденного ребенка можно пальпировать у края реберной дуги. Пальпация почек у здоровых новорожденных свидетельствует об аномалиях развития мочевыделительной системы.

Осмотр половых органов. У здоровых доношенных мальчиков яички опущены в мошонку, головка полового члена скрыта под крайней плотью. Размеры полового члена и мошонки сугубо индивидуальны. У некоторых новорожденных головка полового члена не прикрыта крайней плотью - вариант нормы, при этом необходимо убедиться об отсутствии гипоспадии. Увеличение полового члена и мошонки может свидетельствовать о проявлении адреногенитального синдрома (сольтеряющая форма). Пигментацию мошонки следует расценивать как этническую.

У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые. Для недоношенных девочек характерно зияние половой щели и преобладание малых половых губ над большими или они равновелики. Значительное увеличение клитора вызывает необходимость определения пола ребенка.

Таким образом, скрупулезно проведенный клинический осмотр, наряду с тщательно собранным анамнезом, способствует своевременной диагностике заболевания и правильному, своевременному лечению.

Министерство здравоохранения России Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии №2

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста.

Основы воспитания детей раннего возраста

для аудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета по дисциплине

«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровым и больным ребенком»

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73 С12

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№ 1 от 19.09.2013 года

Составитель:

В.Г. Савватеева – д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Л.А. Решетник – зав. каф. детских болезней ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ

В.Т. Киклевич - д-р мед. наук, зав. каф. детских инфекционных заболеваний ИГМУ, проф., засл. врач Р.Ф.

Савватеева, В.Г.

К 60 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами при организации ухода за новорожденными, владеть элементами воспитания детей раннего возраста.

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73

© Савватеева В.Г., 2013 © ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России, 2013

Наименование

Актуальность темы

Учебные и воспитательные цели

Краткая аннотация

Периоды жизни ребенка

Новорожденный и уход за ним

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни

Кормление детей первого года жизни

Наблюдение за стулом и его регистрация.

Профилактика деформаций скелета.

Транспортировка детей грудного возраста.

Элементы воспитания

Режим дня.

Оборудование детских учреждений.

Массаж и гимнастика.

Контроль за развитием и поведением ребенка

Тесты для оценки достигнутого уровня знаний

Ситуационные задачи

Контрольные вопросы

Ресурсное обеспечение

Тема: Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста.

Основными задачами занятия являются:

- овладение навыками ухода за новорожденными и детьми грудного возраста, умение не только выполнить все манипуляции по уходу,

- способность научить родителей правильному уходу за ребенком, выполнению необходимых режимных моментов, обеспечению адекватного питания соответственно возрастным потребностям.

Продолжительность занятия: 3 часа.

База проведения занятия: Детское грудное отделение с подбором 5-6 детей, дома ребенка

1, № 2, симуляционный класс.

Материальное оснащение: Методические пособия. Симуляционное оборудование. Тесты для оценки исходного и достигнутого уровня знаний. Ситуационные задачи.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- первичный туалет новорожденного;

- ежедневный уход за новорожденным в родильном доме;

- патронаж новорожденного;

- элементы воспитания ребенка;

- режим дня ребенка грудного возраста;

- методику обработки кожи, полости рта, половых органов;

- характер стула ребенка грудного возраста, находящегося на естественном, искусственном вскармливании;

- основы безопасности ребенка. Студенты должны уметь:

- осуществлять уход за пупочным остатком и пупочной ранкой;

- обрабатывать кожу, глаза, носовые ходы;

- провести гигиеническую ванну;

- организовать режим дня для ребенка грудного возраста;

- запеленать и одеть грудного ребенка;

- оценивать стул ребенка грудного возраста;

- обучать навыкам опрятности детей раннего возраста;

- подобрать игрушки для детей в зависимости от возраста. Владеть навыками ухода за ребенком в различные возрастные периоды;

- Уметь организовать режим дня, сна, активного бодрствования с учетом возраста;

- Оценить физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста;

- Методиками общего массажа детей грудного возраста;

- Организации грудного вскармливания, искусственного вскармливания, правилами и сроками введения прикормов;

- Подобрать игрушки с учетом возраста, потребностей и возможностей ребенка

Аннотация

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

Период внутриутробног о развития занимает время от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В течение первых 3 мес. (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. С III по 1X месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода. Состояние здоровья беременной и в последующие месяцы имеет большое значение для правильного развития плода. Дородовой патронаж беременных включает ряд профилактических мероприятий, предупреждающих рождение недоношенных, мертвых детей, а также внутриутробное развитие различных аномалий и уродств.

Период новорожденности – ранний неонатальный - первый период внеутробной жизни, его длительность - с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает

остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. После рождения ребенок приспосабливается к новым условиям существования, у него возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат. Однако у ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни: физиологическая желтуха, физиологическая убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия, половой криз и др.

В период новорожденности могут быть выявлены патологические состояния, возникшие в связи с нарушением внутриутробного развития: врожденные уродства, врожденные пороки сердца, а также последствия родовой травмы. Возможно инфицирование новорожденного через пупочный канатик, пупочную ранку, кожу, что приводит к таким заболеваниям, как пиодермия, воспаление пупка, сепсис. Особенно опасна для новорожденного стафилококковая инфекция и туберкулез. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы. Наиболее частые проблемы этого возраста: опрелости, потница, молочница, недостаточная лактация у матери.

Грудной возраст (младший ясельный) охватывает 1-й год жизни (период от 1 мес. до 1 года), характеризуется интенсивным увеличением массы тела и роста. Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова. В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Период молочных зубов следует за грудным, охватывает возраст от 1 года до 6 - 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддошкольный) - от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст - от 4 до 7 лет. Первый период характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, но энергия роста несколько меньше, чем в грудном возрасте. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок много двигается, участвует в играх. Значительно пополняется запас слов, формируется речь. В этом возрасте особенно важное значение приобретают окружающая среда, воспитание ребенка. Из заболеваний часто встречаются болезни пищеварительного аппарата, анемии, диатезы. Характерны частые детские инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина), острые респираторные заболевания.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляется мускулатура, костный скелет, происходит смена молочных зубов. Ребенок получает то же питание, что и взрослый человек. Темп роста несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом. Постоянный контакт с окружающей средой, взрослыми способствует дальнейшему развитию речи, она становится более сложной. К завершению дошкольного возраста ребенок начинает читать и писать, готовится к поступлению в школу. Частота острых детских инфекционных болезней продолжает оставаться высокой, но течение их становится менее тяжелым. В этом возрасте могут наблюдаться различные формы эндокринных расстройств.

Период отрочества, следующий период, подразделяется на младший школьный возраст (от 7 до 11 - 12 лет) и старший школьный возраст (от12 до 16-18 лет). У детей происходит дальнейшее развитие мышечной системы аппарата движения, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определенный отпечаток на формирующийся характер детей, интеллектуальное развитие. Различия в психофизическом развитии мальчиков и девочек становятся заметными. В патологии школьного возраста все еще имеют значение острые инфекции. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдаются ревматизм, заболевания сердца, нервной системы и т. д.

Пубертатный (старший школьный возраст или период полового созревания) в зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки. У девочек период полового созревания начинается в 12 -13 лет и заканчивается к 16 годам, у мальчиков - с 13 лет и заканчивается к 17-18 годам. В этот период завершается физическое и психическое развитие ребенка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад (половых желез). Внешний облик ребенка изменяется, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Острые детские инфекции отмечаются значительно реже, иногда может обостряться туберкулезный процесс. Большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.

НОВОРОЖДЕННЫЙ И УХОД ЗА НИМ

Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности (280 дней) и имеет массу тела более 2500 г. Во внутриутробном периоде газообмен обеспечивается плацентарным кровообращением, во время родов плацентарная циркуляция нарушается, уменьшается поступление кислорода в организм ребенка, в его крови накапливается двуокись углерода, что приводит к возбуждению дыхательного центра. Сокращаются диафрагма, скелетные мышцы грудной клетки, расправляются легкие, происходит первый вдох, сопровождающийся громким криком доношенного ребенка. После прекращения пульсации сосудов пупочного канатика (через 5--10 мин после рождения) его перевязывают и новорожденного отделяют от матери. Пупочный канатик перевязывают стерильной шелковой лигатурой или тесемкой (длиной до 20 см), на 1,5 -- 2 см отступя от пупочного кольца, вторую лигатуру накладывают ближе к плаценте на расстоянии 2 -- 3 см от первой. Между лигатурами пупочный канатик обрабатывают 95% спиртом (или 5% спиртовым раствором йода), затем перерезают стерильными ножницами. Место разреза смазывают раствором йода, остаток пупочного канатика -- 95% спиртом. На этот остаток накладывают грушевидную повязку из двух квадратных стерильных марлевых салфеток размером 10x10 или 12х12 см. Верхнюю салфетку, сложенную в виде косынки углом, туго завязывают вокруг остатка пупочного канатика. Повязку снимают на 5-й день, после осмотра снова накладывают стерильную сухую повязку. Лицо ребенка, область рта и носа обтирают стерильной ватой или марлей, отсасывают слизь и кровь из полости рта и верхних дыхательных путей.

Можно обрабатывать пупочный канатик и другим способом: на протертый спиртом пупочный канатик на расстоянии 0,5 см от передней брюшной стенки накладывают зажим Кохера или Пеана, затем на 2 см выше зажима пупочный канатик перевязывают тесьмой, после чего над зажимом его перерезают. Под зажим подкладывают стерильную вату, культю с зажимом прибинтовывают к животу, через 4 ч зажим снимают, остаток пупочного канатика покрывают сухой стерильной марлевой салфеткой, сложенной в 4 слоя, и прибинтовывают.

Для обработки пупочного канатика можно использовать скобки Роговина из луженой хромированной жести. Скобки накладывают специальным зажимом. Пупочный канатик отсекают около скобки, остаток обрабатывают 10% раствором перманганата калия

(марганцовокислый калий), затем остаток пупочного канатика смазывают 1 раз в день 5% раствором перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4 --5-й день жизни, осложнения бывают крайне редко. Детям, родившимся от резус-конфликтной беременности, пупочный канатик обрабатывают по способу А. И. Чистяковой с наложением грушевидной повязки на длинную культю, так как сосуды пупочного канатика используют для обменного переливания крови. При открытом методе ведения пуповинного остатка после перевязки пупочного канатика и первичной обработки повязку не накладывают, а остаток пупочного канатика ежедневно осматривают и обрабатывают 5% спиртовым раствором йода.

При обработке пупочного канатика и дальнейшем уходе за культей и пупочной ранкой самым важным является соблюдение правил асептики.

Для профилактики бленнореи новорожденных, чаще гонорейной, применяют 30% раствор сульфацил-натрия, который закапывают сразу после рождения на конъюнктивы глаз по 2 -- 3 капли. Через 2 ч закапывание повторяют. Новорожденным девочкам закапывают по 1--2 капли 2% раствора нитрата серебра в вульву.

Важно обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками, так как повреждение кожи и опрелости могут привести к инфицированию с последующим развитием сепсиса. Особое значение имеет первый туалет новорожденного. Слизь, кровь, первородную смазку из глубоких складок кожи удаляют мягкой стерильной салфеткой, смоченной в стерильном масле (вазелиновое, подсолнечное), которое заготавливают для каждого ребенка в отдельном пузырьке по 15 мл. Смазку из складок кожи необходимо удалять в связи с тем, что жиры смазки разлагаются с образованием низших жирных кислот, раздражающих кожу, и это приводит к опрелостям. Если кожа ребенка сильно загрязнена, околоплодные воды инфицированы, рекомендуется сделать ванну со слабым раствором перманганата калия (температура воды 37 -- 38 °С) в течение 2 -- 3 мин.

Через 2 ч после рождения производят взвешивание и измерение длины тела ребенка, проверяют состояние пупочной повязки. Новорожденного внимательно осматривают для установления видимых пороков развития (врожденных пороков). При неудовлетворительном состоянии кожных покровов в связи с инфицированием околоплодных вод можно припудрить кожу порошком ксероформа.

В последующие дни в отделении новорожденных уход за ребенком состоит в следующем. Два раза в сутки проводят туалет - лицо и ушные раковины обтирают стерильной ватой, смоченной в 2% растворе борной кислоты или кипяченой воде. Глаза промывают раствором фурациллина или слабым раствором перманганата калия. Для каждого глаза берут отдельный ватный тампон. Ноздри неглубоко протирают ватным жгутиком, смоченным стерильным вазелиновым маслом или раствором фурациллина, уши - сухими стерильными шариками. Складки кожи и ягодицы смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом.

Пеленки следует менять не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Врач при ежедневном осмотре детей производит туалет пупочного канатика. Руки предварительно моют с мылом и протирают спиртом. При закрытом методе повязку, если она чистая, не трогают в течение первых двух дней. В дальнейшем повязку меняют, протирая пупочное кольцо 70% спиртом. При наложении скобок Роговина пупочный канатик обрабатывают так же. Остаток пупочного канатика отпадает на 3 --5-й день жизни, пупочную ранку ежедневно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором калия перманганата, 5% спиртовым раствором йода или спиртовым раствором красителей: бриллиантовый зеленый 0,1; метиленовый синий 0,1; этакридиналактат (риванол) 0,01; этиловый спирт 70% 10 мл до полной эпителизации, которая наступает обычно через 2 дня.

Регистрация новорожденного. Акушерка записывает в истории развития ребенка час, минуты, число, месяц и год рождения, пол ребенка. Через 2 ч после рождения медицинская сестра отделения новорожденных записывает пол, массу тела, рост и окружность головки ребенка в историю родов и историю развития ребенка.

На клеенчатых браслетках, которые надевают на обе ручки ребенка, пишут номер истории родов, число, месяц, год рождения ребенка, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки. Те же сведения пишут на клеенчатом медальоне, который надевают на шею ребенка. При раздаче детей на кормление матерям медицинская сестра проверяет эти сведения.

В историю развития новорожденного вписывают: номер истории родов, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки, дату родов, массу тела, рост ребенка, степень доношенности, сведения о состоянии ребенка в момент рождения, в родовой палате, отмечают особенности родового акта, примененные оперативные вмешательства, лечебные мероприятия в отношении ребенка.

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий).

Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осуществляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром. Медицинский персонал принимает самое активное участие в процессе воспитания детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье, но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка. Проведение воспитательной работы требует определенного опыта общения с детьми и знакомства с основными принципами воспитания и обучения. Объем и задачи воспитательной работы во многом определяются местом нахождения ребенка, т.е. условиями стационара, дома ребенка, яслей-сада и т.д. В любом случае необходимо обеспечить эстетическое оформление помещений, участка для прогулок, манежей, достаточный набор игрушек и книг. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья детей, особенности воспитания детей в домашних условиях, в школе. Воспитание - это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовка его к жизни и труду в обществе.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем.

Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка.

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен

носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

Физиология новорожденных включает множество аспектов – терморегуляцию, водно-солевой обмен, физиологию сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной систем, почек, печени, крови, а также вскармливание.

Терморегуляция новорожденных

В силу особенностей физиологии новорожденных они входят в группу риска развития гипотермии вследствие высокого соотношения площади тела к массе. Персистирующая гипотермия может приводить к метаболическому ацидозу вследствие сочетания сниженной циркуляции крови с метаболическими потребностями. Порочный гипоксический круг может развиться, когда гипотермия вызывает спазм легочных артерий, что ведет к увеличению шунтирования крови с права на лево через артериальный проток. Это может усилить гипоксемию и ацидоз. Для предотвращения потери тепла новорожденного следует пеленать; ребенка с увеличенной теплоотдачей помещают в кувез с контролируемой температурой или под источник теплового излучения. Новорожденные с хирургическим заболеванием имеют дополнительный риск развития гипотермии во время транспортировки, а также в операционной, в которой необходимо увеличить температуру и, по возможности, поместить ребенка в теплые пеленки для поддержания температуры тела на уровне 37 градусов.

Физиология сердечно-сосудистой системы у новорожденных

У плода существует три шунта, которые в норме закрываются после рождения. Эти шунты, наряду с высоким аффинитетом фетального гемоглобина к кислороду, позволяют плоду преодолевать относительную гипоксию в матке. Оксигенированная кровь от плаценты попадает через пупочные вены и в значительной степени идет в обход печени через венозный проток — ductus venosus. Затем кровь поступает в НПВ и правый желудочек. Два желудочка плода работают одновременно, поставляя кровь в системный кровоток. Часть оксигенированной крови из НПВ через шунт, представленный овальным отверстием, поступает в левые отделы сердца, откуда попадает преимущественно в коронарный кровоток и мозг. Оставшаяся часть крови поступает в правые отделы сердца, где смешивается с бедной кислородом кровью из ВПВ. Больший объем этой смешанной крови выходит из правого желудочка и возвращается в сердечный и легочный кровоток через существующий артериальный проток, который соединяет легочную артерию и аорту. Покинув артериальный проток, кровь разносится к органам брюшной полости, нижним конечностям, плаценте.

Переход от фетального кровообращения к кровообращению, свойственному организму взрослого человека, осуществляется вследствие многочисленных изменений в физиологии новорожденного после рождения. После родов исчезает низкорезистентное плацентарное кровообращение, что ведет к увеличению общего сопротивления кровотока на выходе из левого желудочка и системного кровотока. Расправление легких во время первого вдоха новорожденного ведет к снижению сопротивления в легочных сосудах. Изменение сопротивления в выносящих трактах желудочков приводит к функциональному закрытию овального отверстия. Уровень легочной гипертензии меняется сразу после рождения — давление в легочной артерии становится меньше, чем в аорте или системном кровотоке. Любое резидуальное (остаточное) шунтирование осуществляется теперь через артериальный проток слева направо из аорты в легочный кровоток. В норме, увеличение сатурации кислородом крови в момент рождения приводит к расширению легочных сосудов и закрытию артериального протока. В этом процессе, вероятно, принимают участие простагландины. Иногда, особенно у недоношенных детей, наблюдается нарушение закрытия артериального протока. У этих детей сохраняется шунтирование слева направо через артериальный проток; наличие такого шунта является фактором риска задержки жидкости и легких. И, наоборот, у новорожденных с сохраняющейся легочной гипертензией вследствие недоношенности, гипоксии или врожденных пороков развития сердца, возможно шунтирование справа налево и нагнетание бедной кислородом крови в обход легких в системный кровоток, что может усилить гипоксию. При любом варианте шунтирования, при наличии артериального протока необходимо его закрытие фармакологическим (с помощью индометацина) или хирургическим путем.

Маленький размер желудочков сердца в физиологии новорожденных не справляется с увеличением диастолического объема (преднагрузой) и, соответственно, ударный объем не увеличивается. Преимущественный механизм увеличения сердечного выброса заключается в увеличении ЧСС, нежели в увеличении ударного объема. Новорожденные с врожденными пороками сердца, например, тетрадой Фалло и ДМЖП особенно чувствительны к физиологическим стрессам, требующим мобилизации сердечных резервов. Для исключения врожденных пороков сердца выполняют ЭХО-КГ.

Физиология дыхательной системы у новорожденных

Дыхательная система формируется из эмбрионального желудочно-кишечного тракта на 3-4 нед эмбрионального развития. Трахея и бронхи формируются из удлинения передней части пищевода. В результате взаимодействия респираторной эндодермы и окружающей мезодермы формируются разветвления бронхов и терминальные альвеолы. Структурные и функциональные составляющие легких продолжают расти и созревать при беременности и после рождения. Легкие плода не в состоянии обеспечивать адекватный газообмен до 23-24 нед гестации; этот срок и определяет нижнюю границу внеутробного выживания. На этом сроке также начинается синтез сурфактанта альвеолоцитами второго типа. Этот гликопротеин, богатый фосфолипидами, предотвращает спадение альвеол за счет снижения поверхностного натяжения и способствует газообмену.

Физиология почек у новорожденных

Вся жидкость организма в физиологии новорожденных делится на внутриклеточную и внеклеточную; к 32 нед гестации вода составляет около 80% массы плода; к рождению ее доля уменьшается до 70%. В течение 1-й недели жизни новорожденный ребенок быстро теряет от 5 до 10% общего объема жидкости. У недоношенных детей из-за большего общего объема жидкости при рождении, чаще встречаются симптомы перегрузки жидкостью в течение 1-й недели жизни вследствие неадекватного выведения ее избытка. Большой объем циркулирующей жидкости может увеличить вероятность функционирования артериального протока, недостаточности левого желудочка, РДС, некротизирующего колита. К концу первого года жизни общий объем жидкости достигает уровня, характерного для взрослого человека (около 60% массы тела).

Функция почек в физиологии новорожденного значительно отличается от функции почек взрослого человека. Скорость клубочковой фильтрации (СКФ) у новорожденного составляет четвертую часть от СКФ взрослого. Вследствие того, что почечная регуляция уровня калия зависит от СКФ, новорожденные, особенно недоношенные, входят в группу риска развития гиперкалиемии. Концентрационная способность почек новорожденного также ниже вследствие низкой чувствительности к антидиуретическому гормону.

Почки доношенных новорожденных способны концентрировать мочу до 600 мОсм/кг, а у взрослых концентрационная способность достигает 1200 мОсм/кг. Почки новорожденного способны задерживать натрий путем экскреции разведенной мочи (ниже 30 мОсм/кг против 100 мОсм/кг у взрослых). Эти две особенности объясняют подверженность физиологии новорожденного к гипернатриемии. Поэтому очень важно разумное введение жидкостей и электролитов детям, не получающим перорального питания. В первые сутки начинают введение с 5% раствора декстрозы, а затем вводят 5% декстрозу, разведенную пополам физиологическим раствором. Новорожденный должен выделять 1-2 мл/кг мочи в час осмоляльностью примерно 250 мОсм/кг.

Физиология печени у новорожденных

Вследствие незрелости ферментов печени в физиологии новорожденных, они подвержены холестазу и передозировке лекарственных веществ. Например, незрелость и дефицит фермента глюкуронилтрансферазы, ответственного за конъюгацию и экскрецию билирубина, может привести к физиологической желтухе на 1-й неделе жизни ребенка. При быстром нарастании уровня неконъюгированного билирубина требуется проведение фототерапии или, редко, обменного переливания крови. Обменное переливание проводится для предотвращения ядерной желтухи, токсичной для ЦНС и обусловленной отложением несвязанного билирубина в базальных ганглиях. Ядерная желтуха может проявляться судорогами, потерей слуха, умственной отсталостью и центральными параличами.

Иммунология новорожденных

Бактериальная колонизация начинается во время родов. К третьему дню жизни кожа и верхние отделы дыхательной системы заселяются грам-положительными микроорганизмами. В возрасте 1 недели грамотрицательные, аэробные и анаэробные бактерии заселяют ЖКТ. У госпитализированных детей происходит заселение более вирулентными штаммами микроорганизмов, которые присутствуют в детском отделении и на медицинском инструментарии, поэтому у таких детей имеется высокий риск развития системной инфекции. Слизисто-кожный барьер в физиологии новорожденных, состоящий из целостной слизистой оболочки, продуцируемой слизи, иммуноглобулинов, местной флоры, координированной перистальтики, кислого содержимого желудка, различных ферментов, может быть ослаблен у новорожденных, особенно у недоношенных, и не способен предотвратить оппортунистическую инфекцию вследствие бактериальной колонизации. Основное заболевание и медицинские манипуляции, например, интубация или катетеризация, увеличивают риск инфекционных осложнений.

Для физиологии новорожденных характерен клеточный и гуморальный иммунодефицит. У нейтрофилов и макрофагов снижена хемотаксическая и адгезивная способность; система комплемента работает на 50% активности взрослого; снижена Т-клеточная активность. У большинства новорожденных также наблюдается и относительный иммунодефицит при рождении, который обусловливает увеличение риска инфицирования инкапсулированными микроорганизмами и вирусами. В первые месяцы жизни грудное молоко может компенсировать большую часть иммунной недостаточности. Грудное молоко важно для физиологии новорожденных, и содержит сегментоядерные лейкоциты, макрофаги, лимфоциты, комплемент, ферменты, лактоферрин, лизоцим, интерферон и различные ростовые факторы. Перечисленное обеспечивает пассивную защиту новорожденного до момента созревания его собственной иммунной системы.

Гематология

Объем крови недоношенного новорожденного составляет около 100 мл/кг, а у доношенного — 80-85 мл/кг. Если составляет более 10% от общего объема крови, рекомендуется заместительная терапия; объем трансфузии зависит от первоначальной концентрации гемоглобина. Например, новорожденному массой 3,2 кг и объемом крови 250 мл, потерявшему 25 мл во время проведения хирургического вмешательства, показано заместительное переливание крови. Кровопотеря возмещается эритроцитарной массой из расчета 10 мл/кг, каждые 10 мл эритроцитарной массы увеличивают гематокрит на 3%.

При нормальной физиологии новорожденных наблюдают полицитемию, уровень гемоглобина составляет 15-20 г/л. В последующем на 3-5-м месяце жизни, при переходе фетального гемоглобина к взрослому типу, у ребенка развивается физиологическая . Уровень тромбоцитов у новорожденного такой как у взрослого; при развитии тромбоцитопении, необходимо исключить системную инфекцию. У новорожденных также может наблюдаться дефицит свертывающих факторов крови V, XIII, витамин К-зависимых факторов (II, VII, IX, X). Витамин К назначают всем новорожденным для предотвращения геморрагической болезни новорожденных. Новорожденных с сохраняющимся кровотечением следует обследовать на наследственные болезни свертывания, дефицит витамина К, тромбоцитарные нарушения, синдром ДВС. Причину кровотечения выявляют при сборе анамнеза, проведении объективного обследования, лабораторных тестов, включающих опеределение протромбинового времени (ПВ), АЧТВ, фибриногена, подсчет тромбоцитов, реже — определения времени кровотечения.

Водно-электролитный состав в физиологии новорожденных детей

В отличие от взрослых, физиология новорожденных более чувствительна к потере воды с дыханием и через слизистые оболочки. Надлежащая влажность вдыхаемого воздуха и установление необходимой влажности окружающей среды может свести к минимуму эти потери. Потеря жидкости в «третье пространство» происходит при внеклеточной секвестрации, которая возникает в результате воспалительного поражения капилляров в ответ на хирургическое вмешательство и сепсис. Эти потери связаны с уменьшением общего объема циркулирующей жидкости, несмотря на прибавку массы тела. Пациенты с такого типа потерей жидкости нуждаются в восполнении внутрисосудистого объема. Выделение мочи (1-2 мл/кг/час) и концентрация мочи являются хорошими показателями водного статуса и кровообращения. Другими методами оценки водного объема в физиологии новорожденных являются динамическое взвешивание, определение уровня электролитов, кислотно-основного баланса, мониторинг гемодинамических показателей (пульса, АД, ЦВД). Внутривенная инфузионная терапия подразделяется на три категории: реанимационная инфузионная терапия, поддерживающая и заместительная терапия.

Вскармливание новорожденных

Пищевые потребности ребенка различаются зависимо от возраста. При подборе питания также необходимо учитывать пищевые потребности, обеспечивающие рост, особенно маленького ребенка. Например, основные пищевые потребности недоношенного новорожденного составляют 50-60 ккал/кг в сутки; а для нормального роста — в два раза больше. При патологии новорожденного или недоношенности менее 1000 г, потребность в калорийности пищи еще больше. Углеводы (примерно 4 ккал/г) обеспечивают большую часть небелковой калорийности; жиры (9 ккал/г) — оставшуюся часть. Эссенциальные жирные кислоты (линолевая и линоленовая) должны присутствовать в рационе ребенка, по крайней мере, дважды в неделю. Высокая белковая потребность необходима для компенсации относительного дефицита азота. Физиология новорожденных нуждается в тех же восьми незаменимых аминокислотах, что и взрослые, а также гистидине. Новорожденные нуждаются в тех же девяти аминокислотах, а также цистеине и тирозине, недоношенные дети — во всех перечисленных аминокислотах плюс таурине.

Питание новорожденных может осуществляться как энтерально, так и парэнтерально. Энтеральное питание для физиологии новорожденных является предпочтительным, однако существуют определенные клинические ситуации, например невозможность сосания или длительный гастропарез, которые могут его ограничивать. В этих случаях энтеральное питание можно проводить через назогастральный, назодуоденальный зонд, гастростому или еюностому. Наилучшим питанием является грудное молоко. Оно обеспечивает 70,5 ккал/100 г, что соответствует такой же калорийности большинства производимых детских смесей. Грудные дети, дети младшего и старшего возраста, неспособные усваивать энтеральное питание, например, при некротизирующем явзвенном колите, панкреатите или синдроме короткой кишки, могут получать парэнтеральное питание в течение длительного периода. При тотальном парэнтеральном питании требуется осуществление контроля за положением катетера с периодическим рентгенологическим контролем, частое лабораторное определение электролитного состава, остаточных элементов, витаминов.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Сразу после рождения опускают головку плода под углом 15 ° для очистки полости рта и носоглотки от слизи с помощью катетера. Новорожденный должен закричать и сделать первый вдох в течение 30 с после рождения. Первое обследование новорожденного заключается в оценке его состояния по шкале Апгар.

Оценка по шкале Апгар

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар проводится на 1 и 5-й минуте жизни. Обычно низкая оценка на 1-й минуте обнаруживает новорожденных, нуждающихся в реанимационных мероприятиях; а оценка на 5-й минуте свидетельствует об эффективности этих мер.

Большинство новорожденных на 1-й минуте жизни имеют оценку 7-8 баллов по шкале Апгар (наблюдается легкий акроцианоз вследствие переходного кровообращения и снижение мышечного тонуса). Оценка 4-6 баллов свидетельствует о асфиксии средней степени, 0-3 балла — о тяжелой асфиксии. Оценку 10 баллов на 1-й минуте жизни имеют только 15% новорожденных.

На 5-й минуте жизни оценка по шкале Апгар обычно повышается до 8-10 баллов. Если на 5-й минуте оценка по шкале Апгар менее 7, дополнительно проводят оценку новорожденного каждые 5 мин в течение 20 мин.

Для стимуляции активности нежно потирают его туловище, спинку, конечности и легко похлопывают по подошвам. Другие методы стимуляции недопустимы в связи с опасностью травмы новорожденного.

В случае тяжелой асфиксии (0-4 балла по шкале Апгар) выполняют повторное отсасывание слизи и искусственную вентиляцию легких со 100%-м кислородом. При подозрении на аспирацию околоплодных вод сразу после рождения головки (до рождения туловища!) тщательно отсасывают содержимое глотки, трахеи, выполняют интубацию трахеи и оксигенацию с положительным давлением кислорода (100%-й кислород).

Первичный туалет новорожденного заключается в обработке глаз 30% раствором сульфацил натрия (профилактика офтальмобленореи). На расстоянии 0,5-0,8 см от пупочного кольца накладывают зажим, культю пуповины обрабатывают 5% раствором йода и накладывают марлевую повязку. Первичная обработка кожи новорожденного заключается в удалении творожистого масла, остатков крови, слизи ватным тампоном, орошений стерильной маслом. После окончания первичного туалета новорожденного измеряют его рост от макушки до пят, массу тела, окружность головки (согласно прямому диаметру) и окружность плечиков. На ручки надевают браслеты с указанием фамилии матери, пола ребенка, номера истории родов, даты и времени рождения.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Параметры

Оценка, баллы

Сердцебиение

Отсутствующее

До 100 уд/мин

Более 100 уд/мин

Дыхание, крик

Отсутствующие

Брадипное, аритмичное дыхание, слабый крик

Дыхание нормальное, громкий крик

Мышечный тонус

Тонус слабый, конечности вялые, свисают

Тонус уменьшен, конечности несколько согнуты

Активные движения

Рефлексы (реакция на отсасывание, раздражение подошв)

не определяется

Гримасса

Кашель, чихание, плач

Оттенок кожи

Генерализованная бледность или цианоз

Розовое тело, синие конечности

При недоношенности дополнительно осуществляют оценку степени дыхательных расстройств по шкале Сильвермана-Андерсена каждые 6 ч после рождения в течение 1-2 дней или до ликвидации дыхательных расстройств.

Доношенный новорожденный имеет гестационный возраст > 37 нед, масса тела обычно > 2500 г, рост (от макушки до пят) > 45 см и в среднем составляют соответственно 3500 ± 500 г и 50 ± 5 см. Высота головки равен 1/4 длины тела новорожденного; окружность головки 34-36 см, окружность груди — 32-34 см. Доношенный новорожденный громко кричит, у него активные движения, выраженный мышечный тонус и ссальний рефлекс.

Кожа розовая, эластичная, покрыта пушковыми волосами (преимущественно на плечевом поясе), подкожный слой хорошо развит. Ушные раковины и хрящи носа упругие, ногти твердые, выходят за край ногтевого ложа. Пупок располагается посередине между лобковым симфизом и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

Уход за новорожденным

Температура тела . Температура тела новорожденного быстро снижается после рождения. Итак, его нужно согреть (теплые пеленки, источник лучистого тепла) и проводить тщательный мониторинг температуры тела.

Кожа . Новорожденного следует вытереть насухо для предотвращения потери тепла через кожу. Избыточное количество казеозного масла, кровь, меконий тщательно удаляют. Остатки казеозного масла абсорбируются кожей в течение 24 часов. Купание новорожденных, а также стабилизации температуры не проводят и прикосновения к телу новорожденного в течение этого времени минимизируют.

Родовая опухоль возникает на предлежащей части плода вокруг ведущей точки в родах вследствие отека мягких тканей и венозной гиперемии, иногда с точечными кровоизлияниями. Родовая опухоль спонтанно исчезает в течение 1-3 суток.

Витамин К. Рутинное назначение витамина К новорожденным позволяет уменьшить риск кровоизлияний.

Иммунизация против гепатита В новорожденным производится при антиген-положительности у матери.

Пупочный канатик . Потеря жидкости вартонового студня приводит к мумификации остатка пупочного канатика в течение 24 ч; через несколько дней он отпадает. Заживление пупочной ранки обычно происходит в течение 2 нед, но может варьировать от 3 до 45 дней. Уход за ранки заключается в ежедневном применении антисептиков (повидон-йодином, бриллиантовый зеленый, ксероформ т.п.). Пупочная инфекция может быть вызвана золотистым стафилококком, кишечной палочкой, стрептококком группы В.

Стул и мочеиспускание . В течение первых 2-3 дней после рождения содержание толстой кишки представлен мягким, коричневато-зеленым меконием, состоящий из слущенных эпителиальных клеток кишечного тракта, слизи, эпидермальных клеток и пушковых волос плода, которые плод проглатывал вместе с амниотической жидкостью. Темно-зеленый цвет связан с наличием желчных пигментов.

В течение внутриматочной жизни и нескольких часов после рождения содержание кишок плода является стерильным, хотя вскоре они заселяются бактериями. Выделение мекония и мочи через несколько минут сразу после рождения или в течение следующих нескольких часов свидетельствует об анатомической и функциональной способности желудочно-кишечного и мочевого тракта. Мекониальные испражнения имеют 90% новорожденных в течение первых 24 ч и большинство из них в течение 36 час. Задержка стула может наблюдаться до 2 дней жизни. Отсутствие стула или мочи после этого времени может свидетельствовать о врожденной аномалии, например неперфорированный анус или уретральный клапан.

После 3-4-го дня, когда новорожденный переходит на кормление грудным молоком, меконий сменяется светло-желтые гомогенные фекалии с характерным кисловатым запахом. В течение нескольких первых дней стул является неоформленным, но вскоре приобретает цилиндрической формы.

Физиологическая желтуха . Почти в 1/3 всех новорожденных между 2 и 5-м днем ​​жизни развивается так называемая физиологическая желтуха новорожденных. Сывороточный уровень билирубина при рождении равен 1,8-2,8 ммоль / л. Этот уровень возрастает в течение первых нескольких дней, но имеет значительные индивидуальные вариации.

Между 3 и 4-м днем ​​уровень билирубина у доношенных новорожденных обычно достигает 5 ммоль / л, что приводит к развитию видимой желтухи. Большую часть этого билирубина составляет свободный, несвязанный билирубин. Одной из причин физиологической желтухи является незрелость , что вызывает меньше связывания билирубина с глюкуроновой кислотой и уменьшение его экскреции с желчью.

Реабсорбция свободного билирубина в кишечнике также способствует транзиторной гипербилирубинемии и желтухи. Желтуха более выраженная, тяжелая и продолжительная у недоношенных новорожденных в связи с меньшей зрелостью ферментных систем печени. Рост деструкции эритроцитов в любом месте также увеличивает гипербилирубинемию. С целью лечения желтухи применяют фототерапию (ультрафиолетовое облучение тела).

Физиологическая эритема. В первые 2 дня после рождения наблюдается гиперемия кожи, которая постепенно исчезает с последующим шелушением течение 4-6 дней — физиологическая эритема.

Токсическая эритема характеризуется высыпаниями на коже в виде полиморфных красных пятен и мелких пузырьков в период физиологического уменьшения массы тела (на 4 5-е сутки), когда ребенок не получает достаточного количества питания и жидкости (кормление молозивом). Специального лечения не требует, как и все преходящие состояния новорожденных.

На лице новорожденного (лоб, нос) могут наблюдаться расширенные сальные железы, которые исчезают через несколько месяцев. Расширенные сальные железы могут локализоваться также на волосистой части головы, на шейной складке, плечевом поясе и груди.

Начальная потеря массы тела . В связи с тем, что большинство новорожденных получают ограниченное питание в течение первых 3-4 дней, они теряют массу тела, пока не будет установлено кормления грудным молоком или другое. Недоношенные новорожденные обычно теряют массу тела быстрее и в большей степени и дольше ее восстанавливают. Новорожденные с ЗВУР обычно быстрее восстанавливают массу тела, чем недоношенные. У здорового новорожденного начальная масса тела восстанавливается до 10-го дня жизни и растет примерно на 25 г / день в течение первых нескольких месяцев. К 5-месячному возрасту масса тела новорожденного увеличивается вдвое, а до 1-летнего — втрое.

Грудное вскармливание

Начало рекомендуется в течение 12 ч после рождения. Во многих родильных заведениях новорожденного прикладывают к груди матери сразу после рождения, в родильном зале. Доношенных новорожденных обычно кормят с интервалом 2-4 ч; недоношенные новорожденные и новорожденные с ЗВУР требуют более частого кормления.

В большинстве случаев 3-часовой интервал между кормлением является достаточным. Продолжительность каждого кормления зависит от нескольких факторов:

1) количества грудного молока;

2) легкости его получения из молочной железы;

3) жадности, с которой новорожденный сосет грудь.

Сначала новорожденного оставляют у груди на 10 мин. Некоторым новорожденным достаточно 4-5 мин, другим необходимо 15-20 мин. Обычно достаточным является прикладывание новорожденного на 5 мин в каждой молочной железы в течение первых 4 дней. После 4-го дня новорожденного прикладывают на 10 мин в каждой молочной железы.

Противотуберкулезная вакцина (БЦЖ). На 3-5-е сутки после рождения, при отсутствии противопоказаний, осуществляют вакцинацию новорожденных противотуберкулезной вакциной. Вакцину вводят 0,1 мл внутрикожно.

Гормональный криз может возникать у новорожденных в связи с отменой действия материнских эстрогенов: кровянистые выделения из влагалища наблюдаются у 1-2% девочек на 3-4-е сутки жизни.

Набухание молочных желез может возникать у новорожденных обоих полов на 7-14-й день жизни и продолжаться 2-4 нед. Выписку новорожденного проводят обычно вместе с матерью при его удовлетворительном состоянии, тенденции к восстановлению массы тела. В США и большинстве стран Европы здоровых доношенных новорожденных выписывают вместе с матерями через 24 ч после рождения.