Тайная власть женщины. Как женщины приходят во власть и удерживаются на высоком посту

Образ современной женщины глазами мужчины. Язык символов: от прически до походки. Что пытается сказать женщина, часто не понимая, о чём она говорит.

Портрет женщины, который здесь будет набросан, довольно условен. Найдется немало женщин, не имеющих с ним почти ничего общего. Еще больше женщин будут утверждать это. Впрочем, даже те, которые увидят в этом портрете что-то свое, вряд ли согласятся с предлагаемой здесь интерпретацией. Но, милые дамы, кто может посмотреть на вас со стороны, как ни мужчина? Будем считать, что речь идет просто об одной из мужских точек зрения, более рассудочной, чем эмоциональной.

В первом приближении любой портрет захватывает лишь внешние признаки. С внешности мы и начнем. Будем двигаться сверху вниз – просто, чтобы придать взгляду какое-нибудь направление. Но, говоря о внешности, мы, так или иначе, будем захватывать смысловые пласты, образующие основу того, что можно назвать идеологией современной женщины. Нетрудно догадаться, что именно она является нашей мишенью, а вовсе не женский пол.

Итак.

  1. Головной убор / прическа

    С наступлением холодов можно наблюдать довольно интересную картину. В то время как мужские головы обрастают кепочками всех фасонов, женщины не спешат последовать их примеру и спрятать свою прическу под головной убор. Женщине здесь есть чего показать. Даже когда зима выпадает суровой, женщина полностью не сдается. – Вспомним: классический Дед Мороз глубоко натягивает свою красную шапку, у Снегурочки же изящная шапочка чуть держится на макушке, а по спине водопадом струится замечательная коса.

    Здесь работает принцип: достоянием и оружием женщины является то, чего лишены мужчины. Богатство волос дано женщине, чтобы она могла прикрыть свою наготу, - это уже почти забылось. Но факт остается фактом, - волосы на голове у женщин растут лучше, чем у мужчин. Теоретики пытались объяснить это чисто рационально, но ничего серьёзного не получилось.

    Между тем, каждый мужчина внутренне знает правду о женских волосах. Связь между распущенными волосами и наготой заложена в подкорке культуры. Естественность не знает излишеств. Поэтому нравственность предписывает женщине, у которой все в порядке с одеждой, убрать волосы. Распустить волосы по плечам в этом случае означает намекнуть на возможную наготу. Негласно звучит что-то вроде: “хотя я вполне одета, помысли другое”… Это воплощение принципа, внедренного в сердце современной культуры, - власть женщины над мужчиной достигается ею путем эротизации своего облика . Эротизм позволяет легко привлекать внимание. Предполагается своеобразная оценка “качества” женщины как женщины, - чем больше собрано внимания с попавшихся по дороге мужчин, тем более “настоящей” женщиной она является.

    Если приглядеться к женским прическам, удивляет, как редко встречается натуральный, естественный цвет волос. Впрочем, в среднем нельзя назвать палитру вызывающей, но почти каждая женщина спешит расстаться со своим цветом, данным ей от природы, и приобрести что-то от химии . Мотивы подобного поведения верно подмечены и озвучены в рекламе. “Моделируйте Ваши волосы по Вашему вкусу”, - предлагает она. Таким образом, волосы, являющиеся частью человеческого тела, интеллектуальным усилием обособляются от него и становятся чем-то внешним, - элементом дизайна, чуть ли не частью одежды. И если женщина следует определенному стилю в одежде, она не может устоять перед искушением привести в соответствие с этим стилем и свою прическу, изменив при необходимости цвет и форму волос. Волосы обрастают семантикой. С их помощью женщина пытается презентовать себя в нужном ключе: “видишь, какой я милый барашек, будь со мной нежным и ласковым”, - или: “я рыжая огненная бестия, бойся меня”.

    Такая тяга к мимикрии говорит о многом.

    Людей по-прежнему встречают “по одежке”, но теперь часто также и провожают. Женщины чувствуют дух времени, - с помощью внешности можно солгать , и не факт, что кто-нибудь захочет тебя разоблачить. Можно считать, что как ты о себе заявляешь, такая ты и есть. Незаметно происходит размыв внутреннего ядра, разрушение констант, делающих женщину неповторимой личностью. Поэтому современная женщина становится все более взбалмошной и капризной. Она все лучше овладевает искусством перевоплощений, и одновременно ей все сложнее нащупать свое собственное “я”. Слишком многого хочется. Одни желания отменяют другие. Душу смущает вечный непокой.

    Как обрести то, что в этом вечном потоке можно назвать своим? Иным словом, как обрести себя? Поиск самоидентификации современная женщина сводит к поиску оригинальности. Внешнее торжествует. Волосы окрашиваются в немыслимые цвета, в прическу вплетается стеклярус, заплетается бесчисленное множество африканских косичек. Все это должно сказать: “я не такая, как все”. Мода подхватывает удачную находку, тиражирует ее во множестве образцов, и всё возвращается на круги своя. Именно поэтому мода никогда не потеряет своей актуальности, - она всегда сама себя отменяет. Давая человеку выделиться из толпы, она, немного погодя, обеспечивает толпу его подобий.

  2. Глаза

    Можно ли заглянуть человеку в душу? Да, для этого следует посмотреть ему в глаза. Холодный, колкий как льдинка взгляд говорит о холоде внутри, замерзшем или заледеневшем сердце. Внутренний свет через глаза проистекает наружу, тогда говорят, что глаза человека лучатся.

    Конечно, можно обманывать взглядом. Но всякий обман требует сосредоточенности и самоконтроля. Стоит расслабиться, и правда выплывает наружу.

    Но женская косметика строит другую модель..

    Что делает женщина со своими глазами? Выщипываются и подрисовываются брови. Обычно в результате линия бровей поднимается и изгибается по более крутой дуге. Подрисовываются веки и ресницы. Ресницы становятся длиннее, их движение заметнее. Очертание глаза проступает более четко. Изогнутая бровь по закону оптики центрирует внимание, - любой взгляд на женское лицо не минует глаз и довольно надолго в них увязает.

    В результате женщина вынуждена гораздо чаще вступать в перестрелку глазами, чем мужчина. Это – следствие из общего принципа: чем больше на тебя смотрят, тем лучше. Внимание мужчин на языке этой философии означает господство женщины над мужчиной .

    Игра “в гляделки”, к которой приглашает женская косметика, имитирует поведение влюбленных. Но всегда ли женщина готова к этой игре? Если за косметической маской таится неудовлетворенная сексуальность, – одно стоит другого. Но ведь многие женщины обидятся, а то и оскорбятся, если к ним подойти с этой меркой, а ведь косметикой пользуются… Мужчины заглядывают к ним в глаза и что же видят? – Усталость, скуку, пустоту, а иногда даже раздраженность и злость. В конце концов, все мы люди, а потому и устаем, и бываем пусты, и злимся не так уж редко. Но зачем же втягивать других в наше внутреннее неустройство? Зачем приглашать к “беседе глаз”, если хочешь, чтобы тебя оставили в покое?

    Женщина об этом не думает . Она занимается своими глазами по привычке. Для себя. Как говорится, “чтобы не опускаться”. Это чистый пример ложного мотива. В результате, женщина вступает в коммуникации, как бы не ставя это себе целью и не отдавая в этом себе отчета. “Как бы” – потому, что на самом деле всё прекрасно осознается, но признаться в этом нельзя, так как страдает логика. Замученная жизнью женщина лишена эротизма, но она должна быть эротичной (именно так расшифровывается женское “нельзя себя распускать”), потому что она уверена, что иначе перестанет быть Женщиной. Она должна держать мужчину коленопреклоненным, иначе жизнь ей будет не в радость, - вещает современная философия.

  3. Интермедия: косметика глазами мужчины

    Несколько слов о косметике вообще.

    Девочка мечтает стать взрослой, и ей кажется, что мамина косметичка – волшебная шкатулка, которая поможет ей повзрослеть. Девочка права, - действительно существует связь между косметикой и возрастом, не тем возрастом, что исчисляется на основании паспортных данных, а возрастом души, багажом восприятий, который она носит в себе.

    Косметика несет в себе отблеск опытности. Подрисовав там и там, девушки спешат придать еще нераскрывшемуся бутону вид уже вполне распустившегося цветка. Но распустившийся цветок скоро завянет. Его красота уже содержит в себе информацию о грядущем - об увядании и смерти.

    Аналогия здесь полная. Спеша занять опытности из маминой косметички, девочка не думает, что наносит на себя краски смерти. Но ведь, что такое взрослость и опытность, ради которых она это делает?

    Опыт, о котором говорит косметика, это опыт общения с мужчинами. Навык, на который она намекает, - это навык соблазнения. Косметика побуждает мужчину смотреть на женщину определенным образом, как бы оценивая ее секспригодность. Блеск, который она способна придать женщине на какое-то время, подобен блеску отполированной вещи, которая блестит лишь потому, что к ней часто прикасались.

    Когда совсем молоденькая девушка пользуется косметикой, она должна отдавать себе отчет, что тем самым наносит на себя следы мужского употребления, - хотя бы употребления взглядом. Она утрачивает невинность – невинность духа, - это означает, что отныне ее жизнь теряет одну из степеней свободы – всё в ней начинает измеряться через отношение к мужскому, вне зависимости от того, каким будет само это отношение. Уходит возможность видеть и строить свою жизнь в иной системе координат, не связанной с полом.

    Но косметика – это также и следы времени. Эпоха невинности пройдена, а значит юность души позади. Волна эмоций становится более мутной. Светлого впереди меньше, а значит ценность жизни ниже. Кажется, что душа стремительно перемещается в конец внутренней шкалы, куда-то в преддверие смерти. Опыт приносит не радость открытия. А разочарование утраты. Отсюда – проблема переходного возраста, грозящая самоубийством.

  4. Губы-ногти

    Современный человек отчужден от своего тела. Оно для него является объектом собственности, чем-то внешним. Его можно моделировать и изменять, руководствуясь своими желаниями. Выше это было сказано о волосах, но ведь можно идти дальше. Губы и ногти давно стали элементом дизайна современной женщины. Часто, вместе с одеждой, они образуют единый цветовой ансамбль, поэтому оправдано говорить сразу о тех и других.

    Женщина должна хорошо выглядеть, чего бы то ни стоило, – такова изначальная установка. Губы должны быть яркими, ногти – розовыми, поверхность ногтей – гладкой. Как и в случае с волосами, первые краски – это естественные цвета. Впрочем, в отличие от ногтей, где выбор розового цвета лишь имитирует здоровье, яркость губ принадлежит к иному семантическому ряду.

    Кровь приливает к губам при половом возбуждении. Яркая помада рисует портрет желания (“посмотри, как я буду выглядеть, когда я тебя захочу”). Эта фраза негласным образом говорится каждому мужчине, скользнувшему взглядом по алому рту. Декларируется гиперсексуальность, - ведь возбуждение имитируется (пусть только визуально) в каждом контакте с мужчиной. Даже если женщина не осознает этой подоплеки, такая позиция мало-помалу оказывает свое воздействие. Женщина, использующая яркую помаду, действительно эротизируется, ее внимание центрируется в половой сфере.

    Исторически первые красить ногти и губы стали те, кого бы мы сейчас стыдливо назвали женщинами легкого поведения, - жрицы любви, - сначала в прямом смысле этого слова, потом в переносном. На волне куртуазности эти навыки были привиты высшему свету, а, следовательно, – идеализированы в глазах всех женщин Европы. Иметь возможность (материальную и бытовую) ходить с накрашенными ногтями, а также красить губы значило чуть-чуть (а то и порядком) подняться по лестнице благополучия и жизненного успеха. И когда капиталистическая экономика позволила иметь губную помаду и лак для ногтей каждой женщине, почти каждая купилась на эту приманку. Идеал был реализован.

    Став достоянием большинства женщин, косметика претерпела семантический кризис. Значительная часть потребительниц оказалась не готова сразу же “раскрепоститься”, примерив на себя маску сексуально разбуженной женщины. Цвета помады поблекли. Необходимо было открыть иной идеологический источник, который позволил бы более гибко подойти к цветовой гамме, а женщине оставил бы иллюзию самостоятельного истолкования смысла совершаемых ею действий. Не позаботиться об идеологии значило загубить рынок на корню.

    И идеология была найдена. Женщина была призвана к творчеству.

    Творческая способность, так или иначе, заложена в природе каждого человека. Довольно часто она остается нереализованной, что не удивительно: вытащить ее на поверхность, научиться ею пользоваться составляет немалый труд. Нужно время, которого мы лишим другие занятия, если вдруг надумаем посвятить его творчеству. Нужна воля – мы должны быть уверены в осмысленности того, что мы делаем. Наконец, нужно желание – человек должен хотеть реализовать себя именно этим образом, творчество из-под палки невозможно.

    Все эти трудности были преодолены. Женщине предложили быть создателем своего образа, - это оказалось желанным. Задумавшись о смысле, можно получить целый набор мотиваций. Каждая женщина должна быть красивой – таков распространенный стереотип. Чтобы адаптировать его к реальной жизни, используется другой, - каждая женщина красива по-своему, у каждой – своя загадка. Суметь выразить ее внешним образом, - маленькая победа над собой и окружающими мужчинами. Для тех, кто не верит в собственную красоту, имеются другие категории, - женщина может быть яркой и оригинальной. В пределе задача остается той же – привлечь к себе внимание, только средства выбираются другие. Тем же, кто не рискует играть в оригинальность, остается мода. Женщина, отставшая от моды, несовременна. Это звучит, как приговор, словно отлучение от общества. У кого нет денег на завихрения высокой моды, могут довольствоваться ее слабой формой, - достаточно не сильно отличаться от других (отличие воспринимается положительно, если оно сопровождается декларацией собственной оригинальности).

    Так или иначе, женщину оставляют наедине с зеркалом, и краски ей в руки.

    Интересно проследить, как идеология создания самой себя, отразилась на цветовой гамме. Первоначально аккуратный внешний вид и иллюзия здоровья достигались с помощью естественных цветов. Затем на первый план выдвинулось желание подать себя, выделиться на общем фоне, подчеркнуть свою индивидуальность, - вернулись яркие, кричащие тона, сексуальная подоплека которых уже никого не пугала. Совершившаяся сексуальная революция эротизировала массовое сознание.

    Но на этом дело не кончилось. В ход пошли темные тона – бордовый, фиолетовый, вплоть до черного. Изначальная посылка – демонстрация здоровья – здесь полностью отвергается. Наоборот, женщины, наверное, не задумываются, но ведь такая палитра не что иное, как краски разлагающегося трупа. Вряд ли трупные цвета привлекательны сами по себе. В чем же тут дело?

    Мотивацией, по-видимому, является идеология силы. Сильный человек, как его трактует современность, не склонен сюсюкать и впадать в сентиментальность. Он добивается своего, несмотря ни на что. Он жёсток. Быть жёстким – значит декларировать собственную силу. Женщина, пользующаяся красной помадой, предлагает мужчинам владеть ею. Это – слабая позиция. Современная феминистически настроенная женщина мужчин презирает. Она поступает в разрез с традиционными мужскими ожиданиями. Отсюда – темные цвета помады и лака. Они призваны подчеркнуть независимость и превосходство женщины. Женщина чувствует в себе силу и, забыв, что это сила разрушения, отдается ей, тем более что мужчины часто принимают эту игру и становятся безвольной тряпкой в ее властных руках. И идут по телу женщины пятна трупного цвета.

  5. Фигура. Талия. Грудь.

    Считается, что идеальная фигуры мужчины должна напоминать треугольник, направленный острием вниз: широкие плечи, полное отсутствие живота, мускулистые прямые ноги. Идеальная фигура женщины должна напоминать восьмерку: высокая полная грудь, узкая талия, крутые бедра.

    Объективно отличия женской фигуры обусловлены функцией материнства, но современная женщина как бы забывает об этом. Наоборот, считается, что материнство портит фигуру. После родов появляется не украшающий женщину животик, грудь, оттянутая младенцем, обвисает, как только спадает молоко. Если добавить, что в ходе беременности разрушаются зубы, а после родов начинают лезть волосы, становится ясно, что материнство для современной женщины, стоящей перед зеркалом гораздо чаще, чем перед иконой, своего рода героизм.

    Оборотная сторона всякого героизма – его нерегулярность. От героических поступков скорее принято уклоняться, по крайней мере, до тех пор, пока обстоятельства жизни не поставят проблему ребром: либо поступок, либо духовная смерть. Пока же есть возможность закрыть на проблему глаза, глаза закрываются.

    Современная женщина не думает о материнстве, она думает о своем внешнем виде. Соответственно, особенности своей фигуры она использует в привычных целях, - они должны привлекать взгляды мужчин.

    Как уже говорилось, чтобы заставить мужчин смотреть на себя, женщина эротизирует свой внешний облик. При этом она начинает больше отождествляться с телом, нежели с душой, но мало какая женщина задумывается над этим.

    Если смотреть на женщину как на объект сексуального интереса, да к тому же видеть в ней, прежде всего тело, выделяются две области, наиболее часто привлекающие мужские взгляды: это грудь и бедра. Соответственно, женщина стремится подчеркнуть их максимально выгодным образом. Для этого используются все возможности, которые предоставляет одежда.

    Платья делаются приталенными, а еще лучше – в обтяжку, тогда вся фигура – как на ладони. Цветовое решение часто подсказывает мужским глазам, куда надо смотреть. Еще более откровенно – показать тело как оно есть. У платья делается вырез, притягивающий взгляд к груди и плечам. Рукава обрезаются как можно выше, чтобы обнажить руки. Молодежь носит топики, приоткрывающие живот, что исторически более ново и потому более волнительно. Включается и дополнительная стимуляция. Вырез отделывается кружевами, он становится самым нарядным местом, “лицом” платья. Если платье более строгое, на грудь, как правило, крепится брошь, - своего рода подсказка мужскому взгляду.

    Казалось, проще всего было бы совсем раздеться. Но как только обнаженного тела становится слишком много, оно перестает действовать. Поэтому на пляжах требуются свои приемы. Они более грубы, так как почти лишены дополнительной эстетической мотивации, часто позволяющей женщине обманывать саму себя при выборе той или иной одежды. Там, где принято быть в купальниках, начинают загорать подмышки, потом грудь, трусики скручиваются в ниточку, чтобы только сохранить видимость прикрытия.

  6. Ноги

    Если раньше говорилось, что женщину украшает скромность , то о современной женщине можно сказать, что ее украшают ноги. И вряд ли ей захочется спорить. Сегодня ноги выставляются напоказ, а женщина с длинными и стройными ногами считается красивой.

    Проблема демонстрации ног решается, как правило, двумя способами, - либо брюки, либо короткая юбка. Есть еще один интригующий вариант – длинная юбка с разрезом. Интересно, что женские брюки, будучи первоначально чуть ли не эпатажем, сейчас выглядят более скромно, чем юбка, разучившаяся прикрывать колени. Ведь брюки (если, конечно, под ними не понимать штаны в обтяжку типа лосин) скрывают контуры ног, они лишь указывают на факт их существования.

    Помимо этого у женских брюк есть еще одна немаловажная функция. С этой функцией они появились на свет, ее же несут до сих пор. Ее можно обозначить как декларацию женского равноправия.

    Впрочем, в данном случае идеология замешена на прагматизме. Брюки более удобны при быстром движении, - они не препятствуют ни ходьбе, ни бегу. В них можно драться ногами, перелезать через заборы и совершать еще массу подобных полезных действий. То, что женщиной оказались затребованы такие действия, гораздо ярче говорит о состоявшейся эмансипации, чем внешняя смена форм одежды. Раньше такое поведение считалось для приличной женщины недопустимым и выглядело несовместимым с женственностью. Сегодня, пожалуй, оно по-прежнему противоречит женственности, но женщины сплошь и рядом отказываются от своей женской роли и на женственность плюют. Человечество всё больше выглядит однополым , просто пол этот бисексуален.

    Но и вспоминая о своей женской природе, современная женщина думает не о том. Она и не представляет, что воплощает в себе сердечно-чувственный способ познания мира, верность, мягкость и материнство, нет, – прежде всего, она осознает себя охотницей на мужчин.

    Женщину-охотницу иногда презрительно называют самкой, как бы подчеркивая животность ее устремлений, но это не точно. В животном мире самки не охотятся на самцов, наоборот, это самцы озабочены поиском благосклонности самок. Отсюда, например, более богатая раскраска самцов у птиц.

    Охотнические повадки женщины при своей биологичности имеют не природную, а культурную основу. Это именно культура, накрученная вокруг естественной тяги полов друг к другу, где тело играет центральную роль, но режиссером по-прежнему остается душа, только теперь она разучилась видеть что-нибудь другое помимо тела. Именно болезнью души объясняется телесная ориентация современной женщины. Поэтому не стоит кивать на природу и животный мир; хоть мы и используем слово “скотство”, но называем им вполне осмысленные человеческие действия, требующие усилий ума и воли, направленных на недостойный их предмет.

    Применительно к задачам охоты на мужчин юбка более эффективна, чем брюки. Имеется в виду, конечно, не классическая длинная юбка, скрывающая ноги, а современная короткая, выставляющая их на всеобщее обозрение. Открытые взгляду ноги гораздо более сильнодействующее средство, чем, скажем, открытые руки, - такова уж конструкция человека. Ноги – две сходящиеся клином прямые, чисто оптически центр притяжения взгляда лежит в точке их пересечения, и женщины этим пользуются. При этом мишура эстетических оправданий полностью отбрасывается, цель одна – возбудить желание. Женщина, высоко обнажившая ноги вступает в довольно рискованную игру: “я возбуждаю своим видом незнакомых мужчин, но, поскольку, они со мной не знакомы, они не имеют на меня никаких прав”. Но социальные и нравственные стопоры у тех из мужчин, у которых ослаблена воля, могут ведь и не сработать. Насилие ходит следом за голыми ногами, отбрасывая зловещую тень преступления.

    Надо сказать несколько слов и об обуви. Начну с сапог, которые так хорошо сочетаются с короткой юбкой. Эффект достигается тем, что нижняя часть ноги как бы отсекается, и взгляд сразу перемещается вверх.

    Обувь вообще, пожалуй, как ни что другое из гарнитура женского облачения, ориентирована на демонстрацию. Эта, скажем так, представительская функция часто оттесняет доводы прагматики на второй план. Чего стоит только, например, знаменитый каблук женских туфель. Он бывает настолько острым, что проваливается в уличные решетки для слива воды. В силу своей конструкции он хрупок и часто ломается, и его хозяйка постоянно рискует остаться почти босиком. Женщина на каблуках крайне неустойчива, а постановка ступни, где пальцы оказываются намного ниже пятки, противоестественна.

    Для чего же все эти страдания? Одна из причин – высокий каблук зрительно удлиняет ногу. Женщина не только прибавляет в росте (иногда женщины гоняются и за этим), но меняются пропорции. Длинные ноги более эротичны, более заметны, более впечатляющи, - такова распространенная точка зрения.

    Другая причина – изменение походки. Каждый шаг женщины на каблуках - это погоня за равновесием. Женщине приходится маневрировать центром тяжести, чтобы нога случайно не подвернулась. Внешне это выражается в движении бедер. В свою очередь, это притягивает взгляд мужчины, что и является конечной целью.

    Своего рода рудиментом пускания пыли в глаза мужчин является и традиционная летняя женская обувь – босоножки. Издревле одним из символов женской красоты была миниатюрная женская ножка. Многие поэты считали верхом блаженства возможность увидеть мелькнувшую из-под длинной юбки ступню любимой. Ныне не принято ходить босиком. Босоножки воплощают в себе компромисс, - это все же и обувь, в то же время ступня практически открыта, - любуйся, кто хочет. И не надо ссылаться на то, что босоножки позволяют ноге дышать, - не об этом думает женщина. К тому же в современных городских условиях босоножки крайне нефункциональны, - они не защищают ни от уличной пыли, ни от чужих каблуков.

    Молодежная обувь на высокой подошве совсем из другого смыслового ряда. Высокая подошва тоже меняет походку – центр тяжести смещается вверх. Чтобы сохранить устойчивость, надо предотвратить отклонения тела за пределы опорной базы, образуемой ногами. Никакого виляния бедрами, походка становится угловатой, т.к. тело держит прямую линию.

    Эта резкость – из той же копилки, что и темные цвета помады. Она отрицает чувственность и декларирует независимость. Прибавляя себе росту можно смотреть свысока, - на старшее поколение, на тех, кто в юбке (с такой подошвой, как правило, юбок не носят), на мужчин, заглядывающихся на женские ножки.

    Наверное, быть независимой от мужского взгляда и хорошо, но в данном контексте “хорошо” – не то слово, это – круто. Круто, – потому что вразрез с устоявшемся образом женщины, наперекор эстетике. Угловатость походки выдает энергию разрушения, столь свойственную юным. Но проступает и нечто другое. Один из приземленных образов женщины – кобылица. Животная сила, дикий огонь, который покоряется только настоящим мужчинам, способным взнуздать ее и объездить Девушка на высокой подошве как нельзя лучше вписывается в этот образ. Движение ног, постановка корпуса и, наконец, массивный каблук, так напоминающий копыто… Если к тому же добавить движение челюстей, пережевывающих вечную жвачку, лошадиные черты оказываются прописаны довольно ясно.

    Обернуть моду издевкой над человеком – это хорошая шутка. Нетрудно угадать, кто шутник. Копыто, навязанное женщине, это – из его арсенала. И еще рога. Кстати о рогах, довольно распространены женские шапочки, имитирующие рожки. Случайность? Подождите, он еще что-нибудь придумает. Он еще только входит во власть.

Почему женщине так сложно добиться высокой должности? Где лежат корни неравенства? Почему наши представления о влиятельной персоне связаны именно с мужским полом? На эти и другие вопросы отвечает профессор Кембриджа, историк Мэри Бирд в своей книге «Женщины и власть: Манифест», которая выходит в издательстве «Альпина нон-фикшн» в конце августа. Forbes Woman публикует интересные фрагменты.

Да, к счастью, сейчас на тех постах, которые мы все согласимся признать «высокими», женщин больше, чем 10 и тем более 50 лет назад. Будь то политики, эксперты, полицейские чины, менеджеры, директора, судьи или кто-то еще, женщины там все еще в явном меньшинстве - но их стало больше. (Приведу только две цифры: в 1970-е в британском парламенте женщины составляли около 4%, сегодня их около 30%.) Но мой главный тезис таков: наши ментальные и культурные представления о влиятельной персоне связаны исключительно с мужским полом. Если мы закроем глаза и представим себе образ президента или - если двинуться в сторону экономики знаний - профессора, в большинстве случаев это будет не женщина. И это так, даже если ты сама женщина-профессор: культурные стереотипы столь сильны, что на уровне картинок, возникающих перед закрытыми глазами, мне все равно сложно представить профессором себя или кого-то такого же, как я. Я поискала в Google изображения по запросу «профессор карикатура Великобритания»: «карикатура» - чтобы поиск выбрал только воображаемых профессоров, а не реальных; «Великобритания» - чтобы исключить американское понимание профессора, слегка отличное от нашего.

В первой сотне картинок только одна изображала женщину - профессора Холли из игры «Ферма покемонов». Иными словами, у нас нет стандартного представления о том, как выглядит влиятельная женщина, кроме того, что она довольно мужеподобна. Строгий брючный костюм или по меньшей мере брюки, столь популярные у западных женщин-политиков от Ангелы Меркель до Хиллари Клинтон , наверное, удобны и практичны; они могут демонстрировать отказ от роли вешалки для модных вещей, удела столь многих «политических жен»; но кроме того, это простой прием - как и понижение голоса, - позволяющий усилить сходство с мужчиной, чтобы больше соответствовать высокому посту. Елизавета I (или тот, кто сочинил ее знаменитую речь) хорошо понимала суть дела, говоря, что у нее «сердце и желудок короля».

Именно идея разделения женщины и власти сделала такими яркими пародии Мелиссы Маккарти из «Субботним вечером в прямом эфире» на одного из прежних пресс-секретарей Белого дома Шона Спайсера . Говорят, они злили президента Трампа сильнее многих других пародий, потому что, по словам «источника, приближенного к президенту», «он не любит, когда его люди выглядят слабыми». Если расшифровать эти слова, то они означают, что Трампу не нравится, когда его сотрудников-мужчин изображает женщина или когда их изображают женщинами. Женский пол означает слабость. Отсюда следует, что женщина и сейчас не воспринимается как носитель власти. Мы можем искренне желать, чтобы женщины проникали во власть, а можем, когда им это удается, воспринимать их во власти как нечто чуждое, как непрошеных гостей - зачастую неосознанно. (Я все еще вспоминаю Кембридж, где в большинстве колледжей женские туалеты находились за два двора, а там еще по коридору и вниз по лестнице в подвал: интересно, был ли в этом умысел.) Но и в том и в другом случае метафоры, описывающие приход женщины во власть - стучаться в двери, брать штурмом, пробить стеклянный потолок, - или упоминание о присутствии «волосатой лапы» подчеркивают ее чужеродность. Женщины во власти представляются нам разрушительницами преград или, наоборот, захватчицами, берущими то, на что, в общем-то, не имеют права…

Что нужно, чтобы ввести женщин во властные структуры? Полагаю, сначала стоит обозначить различие между индивидуальными случаями и более общей картиной. Если мы обратимся к историям женщин, которые «преуспели», то увидим, что тактики и стратегии, обеспечившие им успех, не сводятся к подражанию мужским обычаям. У многих из этих женщин есть общая черта - способность использовать к собственной выгоде символы, которые обычно лишают женщину влияния. У Маргарет Тэтчер таким символом, похоже, был ридикюль, и получилось, что самый стереотипный женский атрибут превратился в символ отправления политической власти: как во фразе «надавать ридикюлей». Ни в коей мере не сравниваю уровень, но что-то подобное сделала и я как раз в самый разгар тэтчеризма, собираясь на собеседование к первым своим нанимателям из ученого мира. Специально к случаю я купила пару синих колготок. Обычно я в таком стиле не одеваюсь, но логика была железная: «Если вы вздумаете счесть меня типичным синим чулком, так я покажу вам, что прочла ваши мысли и сделала ход первой». Что до Терезы Мэй , то о ней даже сейчас судить рано, и все более вероятным кажется, что когда-нибудь мы будем вспоминать ее как женщину, которую привели во власть - и держали там - ровно для того, чтобы она не справилась. (Я изо всех сил стараюсь сейчас не сравнивать ее с Клитемнестрой.)

Но все же я подозреваю, что этот ее «пунктик» на туфлях, эти каблучки-рюмочки - лишь способ показать, что она не собирается вписываться в мужские шаблоны. А еще она довольно ловко, как и Тэтчер когда-то, находит бреши в броне мужской власти традиционалистов-консерваторов. То, что она не принадлежит к миру «своих парней», что она «не из наших ребят», помогло ей очертить для себя суверенную территорию. Она обратила это в независимость и силу. И она отчаянно нетерпима к менсплейнингу. (прим. ред. : менсплейнинг - снисходительная манера разговора, когда мужчина объясняет что-то женщине с помощью упрощенных формулировок, делая скидку на ее пол. Таким образом, он ставит под сомнение ее осведомленность и компетентность).

Такого рода подходы и приемы могут применять многие женщины. Но серьезные вопросы, к которым я пытаюсь подступиться, не снимаются советами, как обойти существующий статус-кво. Запастись терпением - тоже, на мой взгляд, не ответ, хотя постепенные изменения почти наверняка будут происходить. Собственно, учитывая, что в нашей стране женщины всего каких-то 100 лет имеют право голоса, нам стоило бы поздравить себя с революцией, которой мы все, и женщины и мужчины, помогли свершиться. И все-таки, если я права в отношении тех глубинных культурных структур, что легитимизируют отлучение женщин от власти, постепенный прогресс, скорее всего, растянется слишком надолго - по крайней мере для меня. Нам нужно больше думать о том, что такое власть, зачем она нужна и как она распределяется. Иначе говоря, если мы не представляем женщину вполне включенной во властные структуры, надо ли нам скорее пересмотреть определение власти, а не женщины? До сих пор, рассуждая о власти, я двигалась обычным для подобных дискуссий путем, ограничиваясь национальной политикой, внутренней и внешней, и политиками. Для полноты картины добавим еще кого-нибудь из обычного набора: генеральных директоров, крупных журналистов, телевизионных продюсеров и пр. Такое понимание власти выходит слишком узким, напрямую связанным с общественным престижем (или в каких-то случаях с известностью). Оно относится к людям «высокопоставленным» в самом традиционном смысле и неотделимо от метафоры «стеклянного потолка», которая не только успешно вытесняет женщину из власти, но и женщин-первопроходцев преподносит не иначе как уже успешных суперледи, которым лишь последние устои мужских предрассудков не позволяют подняться на самую вершину.

Не думаю, что такая модель привлекательна для большинства женщин: даже те из них, кто не собирается баллотироваться в президенты США и не метит в директора компаний, все равно справедливо хотят получить свою долю власти. И она определенно не привлекла нужного числа избирателей на выборах 2016 г. в США. Даже если мы ограничимся верхними этажами государственной политики, вопрос о том, чем измерять успех женщин в этой области, непрост. Публикуется множество рейтингов, сравнивающих процент женщин в представительных органах власти. Возглавляет эти рейтинги Руанда с 60%, а Великобритания стоит почти на 50 ступеней ниже с показателем около 30%. Удивительно, но в Национальном совете Саудовской Аравии доля женщин выше, чем в конгрессе США. Трудно не испытывать горечи, видя некоторые из этих показателей, и не аплодировать другим, и многое справедливо сказано о роли женщин в Руанде после гражданской войны. Но я не могу не спрашивать себя, сколько таких стран, где широкое присутствие женщин в парламенте означает лишь то, что совсем не в парламенте там сосредоточена власть. И еще я подозреваю, что мы не вполне честно отвечаем себе на вопрос, зачем нам женщины в парламенте. Есть немало исследований о важной роли, которую женщины-политики играют в составлении законов в пользу женщин (например, о дошкольном образовании, о равной оплате труда или о домашнем насилии).

В недавнем докладе Общества Фосет отмечалась связь между паритетом женщин и мужчин в Национальной ассамблее Уэльса и тем, как часто в ней обсуждались «женские вопросы». Я, конечно, нисколько не против того, что заботе о детях и подобным вопросам уделяется должное внимание, но не уверена, что эти материи и впредь должны считаться «женскими темами»; и равно я не уверена, что это - главная причина, по которой женщины должны работать в парламентах. Настоящие причины проще и важнее: «задвигать» женщин - чудовищная несправедливость, сколь бы неосознанно она ни творилась, и потом - нельзя же позволить обществу не использовать компетенцию женщин, будь то в науке, экономике или социальном обеспечении. И если это означает, что в выборной власти станет меньше мужчин, а так и выйдет (от общественных перемен кто-то выигрывает, а кто-то неизбежно проигрывает), я с радостью посмотрю этим мужчинам в глаза. Но мы все еще рассматриваем власть как нечто элитарное, наделяющее престижем, требующее личной харизмы, так называемых «лидерских качеств», и часто, хотя и не всегда, приносящее популярность. И все еще понимаем ее слишком узко: как предмет обладания, которым лишь немногие - по большей части мужчины - могут владеть и орудовать (именно такое послание символизирует образ Персея или Трампа, потрясающего мечом). При таких условиях женщины как пол - а не отдельные личности - по определению от власти отлучены. Нельзя так просто поместить женщину в структуру, которая изначально маркирована как мужская. Необходимо изменить саму структуру. И значит, власть нужно переосмыслять. Лишать ее общественного престижа. Думать совместно о власти ведомых, а не только лидеров. И главное - думать о власти как об определении или даже глаголе («править»), а не как об объекте обладания. Власть, на мой взгляд, - это возможность быть полезной, что-то менять в жизни, это право рассчитывать на серьезное отношение ко мне как к личности. Власти именно в этом смысле многим женщинам не хватает - и такой власти они хотят.

Мы, прежде всего, люди, а потом уже - носители половых органов разного типа. И мыслить мы должны, как люди, а не как туловища с вагинами и половыми членами.

Однако не разделять людей на мужчин и женщин получается не во всех случаях. Например, тон отношений в паре всегда задаёт женщина.

Мне меньше, чем кому-либо хочется взваливать всю ответственность за климат между мужчиной и женщиной на женщину, но отрицать это - всё равно, что отрицать факт закипания воды при 100 градусах по Цельсию. Можно, конечно. Но какой в этом смысл?

Мужчина генетически не заточен на построение отношений. Всё, что он может делать в паре, - это отзеркаливать поведение женщины.

Женщина ласковая будет обласкана. Женщина нежная будет окружена нежностью. Заботливая женщина получит заботу в ответ. Женщину навязчивую мужчина отпихнёт. С резкой будет резок. С нахлебницей - неуважителен.

Подозрительную и недоверчивую мужчина, скорее всего, обманет, дав ей убедиться в том, что доверять нельзя никому. Доверие же той, чьё сердце открыто ему, мужчина будет беречь. Разумеется, если сердце живёт в симпатичной оболочке.

Мужчины любят симпатичных, да. Переть против этого - так же глупо, как карабкаться на Эверест на шпильках.

Ты доверяла, а тебя обманули? Значит, ты стала менее привлекательна, чем была на момент знакомства с обманщиком. Не только внешне, но и внутренне. Скорее всего, ты во всех смыслах распустилась.Вспомни, как ты вела себя в начале отношений, как выглядела. Сравни с тем, что представляешь из себя сейчас. Если будешь честна перед собой, то признаешь: ты изменилась не в лучшую сторону.Разве на заре вашего романа ты позволяла себе что-то требовать от мужчины? На второе свидание он приглашал совсем не ту женщину, которая выносит ему мозг сейчас.

Ты была лёгкой. Как по весу, так и в общении. И у тебя всегда была чистая голова.

А теперь что? Унылая корова с кучей претензий? И на что ты рассчитываешь в ответ? На любовь? На ласку? На нежность и страсть?

Так не бывает, милая. Чтобы тебя любили, нужно любить самой. Любить - это значит поступать так, чтобы ближнему было хорошо, а не прогибать его на то, чтобы хорошо было тебе.

Будет мужчине хорошо - будет и тебе хорошо. Будет ему плохо - ты тоже будешь несчастна. Это закон жизни. Климат в паре задаёшь ты. Признай это и принимайся за наведение порядка в вашей паре.

Вымой голову, наконец. Смой все свои претензии с мылом. Вымети подозрения. Перестань ожидать говна каждую секунду своей жизни, и всё у тебя будет хорошо.

Не бывает грубых мужчин. Бывают женщины, которым не дано обласкать мужчину так, чтобы он стал мягким.

Согласны? Почему да? Почему нет?

Человека, обличённого властью, всегда хорошо слышно, или, перефразируя Уинстона Черчилля, если у вас нет большой палки, не утруждайте себя тихими разговорами. К таким выводам пришли учёные в результате исследования на тему, как власть меняет манеру общения.

Исследование, проведённое учёными Колумбийского университета и Университета Сан-Диего, продемонстрировало, что голос человека, разговаривающего с позиции силы, автоматически становится громче и чётче, и наоборот - чем ниже ступень занимает человек на социальной лестнице, тем менее отчётливо произносит он каждое своё слово.

«Это означает, что в человеке заложено сразу оба потенциала, однако один из них постоянно находится под контролем», - цитирует издание слова профессора Колумбийского университета Адама Галински, соавтора исследования «Звучание власти».

Суть эксперимента

Учёные записали голоса 161 студента, все они должны были прочесть один и тот же отрывок текста. После этого им нужно было поучаствовать в практическом занятии, ориентированном на ведение переговоров, где студентов разделили на две группы. Согласно легенде, одни занимали лидирующие позиции, вторые же - обладали менее успешным положением в обществе.

Как рассказали организаторы исследования, первоначально они попросили каждого студента описать характеристики голоса властного человека. Каково же было их удивление, когда довольно скоро расхожее мнение о глубоком тембре голоса человека, наделённого определёнными властными полномочиями, моментально было опровергнуто.

В ходе практикума, «власть имущие» студенты смогли изменить свою манеру говорить, чтобы их слова начали казаться более весомыми. Более того, те студенты, которые впоследствии прослушивали эти записи, обратили внимание на некоторые изменения в том числе и тембра голоса, и без труда определили, кому достались лидирующие позиции.

«Обладание властью может раз и навсегда изменить вашу манеру говорить, вплоть до звучания голоса, его тембра, ритмики, слыша которую менее успешные люди будут подсознательно осознавать ваше над ними превосходство», - говорит исследователь.

Ярким примером профессор назвал Маргарет Тэтчер, бывшего премьер-министра Великобритании, которая, ставя перед собой цель производить более влиятельное впечатление, брала много уроков ораторского мастерства.

«И, наконец, когда она уже возглавила правительство, голос Маргарет Тэтчер зазвучал именно так, каким мы уже привыкли его слышать, и каким описали его наши респонденты! Совпали пять из шести показателей», - пояснил Галински.

Когда человек желает выглядеть внушительно в глазах окружающих, он фокусируется на произносимых словах. Но, оказывается, меняется и сам голос в зависимости от того, с кем человек сталкивается. Власть, сила и могущество очень пьянят людей. Это можно объяснить тремя основными химическими реакциями в организме человека: выбросом кортизола – гормона стресса, активацией той части мозга, которая отвечает за нацеленность на действие, и повышает уровень уверенность в себе. Как ни странно, чувство превосходства одинаково губительно как для женщин, так и для мужчин.

«Вот что власть точно делает – так это меняет психологическое состояние человека», - отмечает профессор Галински.

Тихони

К сожалению, исследователи не смогли порадовать спокойных, уравновешенных людей с тихой и мягкой манерой говорить. Учёные даже не рекомендуют таким людям пытаться заставить себя говорить на повышенных тонах. Профессор из Колумбийского университета посоветовал «тихоням» лучше «задуматься о времени, когда вы обретёте могущество и власть».

… Это вечная тема споров и рассуждений. Должны ли быть женщины у власти? Мне кажется, на тот вопрос никогда не было и не будет ответа. Ведь при слове «женщина» у многих сразу же возникает образ дома, семьи, домашнего очага. Она всегда была и есть слабее мужчины. Но это, однако, не означает, что представительницы слабого пола уступают противоположному по уровню интеллекта. Даже наоборот. Женщины оказываются намного умнее, мудрее и хитрее мужчин. Они способны решать саамы сложные жизненные задачи. И кто сказал, что с таким же успехом мы не можем решать и политические. Несомненно, у власти, в основном, во все времена стояли мужчины. Но были также случаи, когда правление под женским началом оказывалось очень успешным.

Окунемся в историю Древней Руси. Самый яркий пример женщины у власти этой эпохи – это княгиня Ольга. Она достигла многих успехов на троне: победила конкурентное государство древлян, учредила систему сбора налогов на местах, выступала за принятие православия знатью. И это лишь малая часть политики, благодаря которой Ольга навсегда оставила свой след в истории.

Перенесемся в XVIIIвек. Это целая эпоха правления женщин в патриархальной России. Елизавета Петровна, Екатерина I, Екатерина II, Анна Иоанновна – императрицы, внесшие огромный вклад в развитие страны. Их царствование – это очень важный период. Он заполнил образовавшийся после петровских реформ разрыв в развитии общества, обозначил смену насильственной европеизации спонтанной, нужной и интересующей дворянство, а также постепенно проникающей в российскую глубинку. Более того женщины на престоле были гораздо более богобоязненны, чем императоры-мужчины, следили за соблюдением народом обрядов, тем самым удерживая процесс распада традиций.

Эпоха женщин -императриц была полна своеобразия. Во время их правления из «пустяков», элементов повседневной жизни, забав и праздного, на первый взгляд, времяпрепровождения вырастали целые направления в культуре. Например, огромные требования Елизаветы Петровны к внешнему виду придворных породили такие же требования к их образованию. В «моду» вошло чтение книг, как научных, так и художественных. Многие произведения становились темой бесед, всеобщего обсуждения на балах. Так же во время правления Елизаветы Петровны «Царицына комната» - штат приживалок, обслуживающих русских царей – модернизируется, создается «Интимный солидарный кабинет». Его функции постепенно расширяются: здесь наряду с советскими сплетнями обсуждаются проблемы внутренней и внешней политики. Поэтому многие решения императрицы, прежде чем вступить в силу, неоднократно обсуждались.

Помимо русских женщин-императриц в мировой истории немало других женских имен. Это и Жанна Д’Арк, и Екатерина Медичи, и Николь Клико, и Мария Антуанетта, и королева Великобритании Елизавета II. Эти женщины знамениты каждая в свою эпоху. Причем прославились они не только своей красотой, но и смелостью, умом, а также величием.

Одно из главных свойств женской власти – действовать не только бюрократическими путями, но и создавать новые структуры, действующие в реальных интересах населения. Мужской модернизации «сверху» всегда противостояла женская модернизация «снизу». Однако, в отличие от мужчин, женщины обладают меньшей «сознательностью», больше думая о личном.

В современном обществе женщина не только домохозяйка и «средство продолжения рода». Ее права почти ничем не отличаются от прав мужчины. Но даже демократия не способна изменить сложившееся представление о женщине. Представительницы прекрасно пола у власти – это скорее исключение, чем правило.

Я считаю, что в этом есть даже свои плюсы. Ведь женщина и власть понятия не вполне совместимые. Жесткие законы политики и бизнеса добавляют в её женственные черты нечто мужское, неестественное. И тогда та самая женственность, красота, привлекательность исчезают, теряются. Остается лишь командный характер, а в голосе появляются нотки грубости, жестокости. А женщина, по моему мнению, должна быть казаться немножко слабой. И главной ее целью должны оставаться семья, дом, уют. Все-таки политика и власть – это удел мужчин. Просто им не стоит забывать, что женщина способна на многое