Специфика супружеского конфликта. Причины нарушения семейного взаимодействия. Трудности, обуславливающие нарушение семейных отношений

Тема 8 Нарушение супружеских отношений

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема 8 Нарушение супружеских отношений
Рубрика (тематическая категория) Психология

1. Сущность, причины, виды супружеских конфликтов

2. Типичные проблемы супружеских олтношений

3. Кризисные периоды супружеских отношений

Конфликт - столкновение противоположно направленных целœей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

Специфика семейных конфликтов состоит в том, что их участники, как правило, не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неадекватного видения ситуации.

Струк­тура конфликта характеризуется конфликтной ситуацией (участники и объект конфликта) и инцидентом (открытое столкновение участников конфликта).

Характеристики семейного конфликта включают инициатора (потен­циального инициатора) конфликта͵ участников конфликта͵ состав которых может выходить за пределы нуклеарной семьи, способ разрешения (переработки) конфликта͵ динамику его протекания и результаты.

В динамике конфликта выделяются этапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; осознание этой ситуации как конфликтной; инцидент; разрешение (завершение конфликта); послеконфликтная ситуация.

Можно говорить о пози­тивной (конструктивной) и негативной (деструктивной) функциях кон­фликта.

Учитывая зависимость отдинамикиразличают конфликты актуальные, ᴛ.ᴇ. ре­ализуемые в настоящее время и непосредственно связанные с определœен­ной проблемой, и прогрессирующие, в которых масштаб и интенсивность противостояния участников всœе более нарастает; привыч­ные конфликты, возникающие по любому поводу и характеризующиеся эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты глубинные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания.

По степени выраженностиконфликты бывают открытыми, явно проявляющимися в поведении и неявными, скрытыми.

В корне возникновения конфликта лежат причины, определяющие его зону:

‣‣‣ неадекватная мотивация брака;

‣‣‣ нарушение ролевой структуры семьи вследствие несогласованности представлений ее членов о семейном укладе, семейных ценностях;

‣‣‣ неразрешенность проблемы семейного лидерства;

‣‣‣ несогласованность и противоречивость представлений о ценностях, целях и методах воспитания детей;

‣‣‣ дисгармоничность сексуальных отношений;

‣‣‣ нарушения и искажения чувства любви;

‣‣‣ ограничение возможностей личностного роста;

‣‣‣ осложнение межличностной коммуникации;

‣‣‣ низкий уровень материального благополучия;

‣‣‣ стесненные жилищные условия;

‣‣‣ неэффективное планирование и исполнение бюджета;

‣‣‣ финансо­вые разногласия, связанные с преувеличенными материальными потребностями одного из членов семьи, с решением вопроса о вкладе каждого из супругов в семейный бюджет;

‣‣‣ низкий уровень кооперации, взаимопомощи и взаимоподдержки в решении хозяйственно-бытовых проблем семьи, разделœении домашнего труда, уходе за детьми и стариками;

‣‣‣ неэффективная система отношений нуклеарной семьи с расширенной, семьей вследствие чрезмерной размытости или жесткости границ;

‣‣‣ неспособность нуклеарной семьи к гибкой реконструкции границ семейной системы, особенно на переходных стадиях ее жизненного цикла;

‣‣‣ неэффективная система взаимодействия между родительской и дет­ской подсистемами, чрезмерная жесткость их границ;

‣‣‣ ревность, супружеская измена;

‣‣‣ отклоняющееся поведение одного из членов семьи (алкоголизм, агрес­сия и насилие, использование психоактивных веществ, склонность к азарт­ным играм и т.д.);

‣‣‣ несогласованность супружеских представлений об оптимальном режи­ме проведения досуга, отдыхе, характере отношений и общения с друзьями.

Указанные причины определяют зоны конфликта͵ которые бывают соотнесены с основными функциями семьи.

Типичные проблемы, лежащие в базе супружеских конфликтов:

Отсутствие взаимопонимания между супругами:

Неспособность одного или обоих супругов понять друг друга, принять точку зрения

Неспособность одного или обоих супругов до- казать св. правоту в каком-либо вопросœе внутрисемейной жизни

Затруднения супругов в достижении согласия по какому-либо вопросу семейной жизни

Отсутствие желания одного или обоих супругов идти на встречу др.
Размещено на реф.рф
др.
Размещено на реф.рф
при обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу семейной жизни.

Несовместимостьхарактеров:

Один или оба супруга обладают такими черта ми характера, которые неприемлемы в общении с людьми;

Действия со стороны супруга вызывают противодействие, отрицательную реакцию со стороны другого супруга;

Один или оба супруга не в состоянии спокойно разговаривать др.
Размещено на реф.рф
с др., часто раздражаются без достаточной на то причины.

Несовместимость привычек, поступков, действий:

привычки одного из супругов неприемлемы для другого, раздражают его;

Один или оба супруга в различных жизненных ситуациях ведут себя так, что их поведение не устраивает другого;

Действия, предпринимаемые одним из супругов, создают проблемы для др., препятствуют в достижении им собственных целœей;

У одного или обоих супругов одновремен но есть какие-либо дурные привычки, психологически неприемлемые для др.
Размещено на реф.рф
людей.

Расхождение во взглядах по внутрисемейным вопросам, требующим единства мнений:

Распределœения ролей и обязанностей в семье;

Распределœения внутри семейного бюджета;

Оборудования кварти ры;

Режима внутрисемейной жизни;

Питания;

Обучения и воспитания детей;

Организации семейного отдыха;

Взаимоотношений с родственниками.

Проблемы сексуальных отношений:

Низкая культура сексуальных отношений супругов;

Проблемы психофизиологического характера;

Несовместимость супругов;

Издержки воспитания одного или обоих супругов

Конфликты и разногласия в отношениях супругов бывают обусловлены возникновением нормативных и ненормативных кризисов совместной жизни.

Нормативные кризисы в развитии семейной системы связаны с переходом со стадии на стадию жизненного цикла семьи и заключаются в разрешении противо­речий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. П. Босс называет труд­ности, испытываемые большинством семей в момент изменения их функ­ций и структуры, нормативными стрессорами. Каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса о главенстве и лидерстве и распределœение ролей. Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.

Ненорматив­ные кризисы семьи, вызваны такими событиями, как развод, супружес­кая измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности.

С. Кратохвил выделяет ʼʼстандартноеʼʼ время наступления таких кризи­сов исходя из стажа брака: в интервалах 3-7 и 17-25 лет стажа.

Кризис 3-7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате роман­тических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте кон­фликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах.

Его возникновению способствуют такие факторы:

‣‣‣ исчезновение романтических настроений, активное непри­ятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повсœедневном семейном быту;

‣‣‣ рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают раз­ные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

‣‣‣ более частые проявления отрицательных эмоций, возраста­ние напряженности в отношениях между партнерами.

В случае если принять во внимание, что рождение ребенка происходит в семье примерно на 3-4-м году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал 3-7 лет брака увязан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческо­го и раннего возраста), ᴛ.ᴇ. с периодом наиболее жесткой перестройки се­мейной системы - началом родительства, вынужденным отчуждением мо­лодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением (как правило) уровня материального благосостояния семьи. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эти повторяющиеся кризисы семьи обусловлены измене­ниями ее функций и структуры.

Кризис 17-25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителœен (до нескольких лет). Его симптомы - нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, свя­занного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.

Его возникновение часто совпадает:

‣‣‣ с приближением периода инволюции, с повышением эмо­циональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;

‣‣‣ с возникновением чувства одиночества, связанного с ухо­дом детей;

Второй ʼʼстандартныйʼʼ временной интервал наступления кризиса охваты­вает период ʼʼсемья с детьми-подросткамиʼʼ, об особой уязвимости которого мы уже говорили выше, и период отделœения взрослых детей, связанный с за­вершением выполнения функции их воспитания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом осу­ществления супругами функции родительства и воспитания детей и с ее прекращением.

Литература:

1.

2.

3.

4.

Тема 9 Развод как социально-психологический феномен

1. Социально-психологическая сущность развода. Причины и мотивы разводов

2. Динамика развода

3. Последствия развода

· Развод - ϶ᴛᴏ расторжение брака, ᴛ.ᴇ. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы.

Причины разводов:

Э. Тийт (1980) выделяет три группы факторов риска развода:

1. Личностные факторы риска: индивидуально-психологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние нервно-психического и соматического здоровья супругов, социально-демографические характеристики.

2. Факторы риска, обусловленные историей создания семьи: условия знакомства; особенности предбрачного периода, мотивация брака, первичная совместимость супружеской пары.

3. Неблагоприятные условия функционирования семьи: неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиантное поведение супругов, высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.

Развод – результат дестабилизации супружеских отношений, которому предшествует достаточно длительный процесс, в котором бывают выделœены стадии и периоды.

Концепция распада эмоциональных отношений Дж. Ли:

1. Осознание неудовлетворенности.

2. Выражение неудовлетворенности.

3. Переговоры.

4. Принятие решений.

5. Трансформация отношений.

Стивен Дак выделил 4 фазы распада эмоциональных отношений:

1. Интрапсихическая (внутренняя) У одного или обоих супругов появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы данной фазы:

· смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявлять свою неудовлетворенность;

· решиться на то, чтобы высказывать партнеру свое неудовольствие.

2. Интерпсихическя (между супругами), или диадическая – партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен также в двух вариантах:

· перестройка отношений – их стабилизация;

· принятие распада (если эксперимент закончился неудачно)

3. Социальная фаза – в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья), Факт распада должен стать ʼʼвсœеобщим достояниемʼʼ, должен ʼʼсанкционироваться другимиʼʼ. Окружение и перестает воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.

4. Фаза отделки (как бы вновь интрапсихическая): бывшие супруги перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен в двух вариантах:

· примирение с ситуацией, с собой;

· извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;

· произошедшее воспринимается как неудача, приписываемая себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы.

А. Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соотвтествующие им терапевтические методы помощи его участникам:

1. Эмоциональный развод. Уместна парная терапия или участие пары в групповой терапии.

2. Время размышлений отчаяние перед разводом. Возможна парная терапия, терапия в ситуации развода, или какой-либо вариант групповой терапии.

3. Юридический развод. На этом этапе в психологической помощи особенно нуждаются дети. Терапевтическое вмешательство должна быть полезно как для всœей семь, так и для каждого индивидуально.

4. Экономический развод Терапевтическое вмешательство может носить индивидуальный характер для взрослых и групповой для детей.

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Возможна индивидуальная терапия для взрослых и детей и групповая для одиноких.

7. Психологический развод. Возможны различные виды терапии.

Стратегии поведения в предразводной ситуации:

1. Воинственно- ненавидящая (вернуть супруга любой ценой).

2. Обострение любви – поиск каких-либо вариантов как удержать, привлечь партнера.

3. Принять реальность такой, какой она есть.

Постразводная ситуация

Характер реагирования на прекращение отношений зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов.

Окончание супружеских отношений - ϶ᴛᴏ непросто изменение семейного статуса человека, а изменение всœего уклада его жизни – экономического, социального, сексуального. Депрессия, переживаемая супругом после развода, должна быть боле тяжелой и долгой, чем после смерти супруга. Окружающие редко оказывают поддержку разведенному супругу. Развод порождает множество проблем, как осознаваемых (где жить? как жить?), так и неосознаваемых (глубина кризиса после распада супружеских отношений).

Социально-психологические последствия развода:

1. Снижение рождаемости;

2. Ухудшение условий семейного воспитания;

3. Снижение работоспособности человека;

4. Ухудшение показателœей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности (у разведенных в течении года после развода увеличивается риск заболеваний на 30%);

5. Рост алкоголизации;

6. Увеличение количества суицидальных исходов;

7. Увеличение риска психических заболваний.

Литература:

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

6. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

Тема 8 Нарушение супружеских отношений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 8 Нарушение супружеских отношений" 2017, 2018.

Заполнить пробелы

1. Типовой причиной нарушения супружеских отноше­ний является ……………. ……….. жены.

2. Умение понимать свои эмоции связана с развитием способности к..........

Верно или нет

3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.

4. Чувство неполноценности делает человека неспособ­ным преодолевать жизненные трудности.

Выбрать правильный ответ

5. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно, учитывать:

а) состояние здоровья;

б) степень занятости на производстве;

в) интересы, склонности и умения каждого партнера;

г) все ответы верны.

6. Основные причины деструктивного характера разре­шения противоречий

а) эгоцентризм;

б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;

в) снижение возможностей самоактуализации и уров­ня самоуважения партнера;

г) все ответы верны.

Половой диморфизм

Заполнить пробелы

1. В России самый большой в мире разрыв между про­должительностью жизни мужчин и женщин, который со­ставляет …………. ………. .

2. По-видимому, у женщин творческие потенции ……….., ……….. у мужчин.

Верно или нет

3. Многие женщины должны быть готовы к конфликту между большой потребностью в самоуважении и боязнью успеха.

4. Процент никогда не состоявших в браке в России выше среди мужчин.

Выбрать правильный ответ

5. Мужчины, если сравнивать их с женщинами:

а) не проходят те же фазы при половом акте;

б) тоже способны неоднократно испытывать до эяку­ляции оргазм;

в) становятся сексуально неактивными после 50 лет;

г) все ответы верны.

6. Только женщина (в отличие от самок животных)

а) знакома с оргазмом;

б) сексуальна активна на протяжении всего года;

в) может оставаться сексуально активной после пре­кращения менструации;

г) все ответы верны.

Тема: Основы семейного консультирования

Тема 1. Современная семья и типы нарушений в её развитии

Заполнить пробелы

1. Семейная терапия - особый вид................. , направ­ленный на............. межличностных отношений и имеющий целью.................... эмоциональных расстройств в семье.

2. Под семейным диагнозом понимается типизация ……………….. ……………. с учетом индивидуально-личностных свойств................ семьи.

Верно или нет

3. Коэффициент разводимости в России увеличился за последние 20 лет.

4. У большинства брачных пар удовлетворенность бра­ком растет вместе с увеличением его «стажа»: от первого года через время, когда рождаются дети и когда они растут, к периоду «пустого гнезда» и выходу на пенсию.

Выбрать правильный ответ

5. Базисные для семьи психологические составляющие: самооценка, коммуникации, семейная система, социальные связи выделены

а) К. Роджерсом;

б) В. Сатир;

в) 3. Фрейдом;

г) все ответы верны.

6. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловли­вается рядом обстоятельств:

а) ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности;

б) многосторонностью семейных отношений и их тес­ной взаимосвязью;

в) особой открытостью и, следовательно, уязвимос­тью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим;

г) все ответы верны.

Тема 2. Работа с семейными проблемами в семейном консультировании и терапии

Заполнить пробелы

1. Нарушения, связанные с тревогой, включают ……………… , …………… и ……………… расстройства.

2. Эффективное использование молчания, умение слу­шать, обучение с помощью вопросов, повторение (резюми­рование), уточнение и отражение аффекта, конфронтация, проигрывание ролей, создание «живых скульптур», анализ

видеомагнитофонных записей относятся к....................

Наиболее часто применяемым в семейной психо­терапии.

Определить тип защиты

3. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже думать не хотела.

4. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадле­жащие ему вещи.

Выбрать правильный ответ

5. Мысль, что «все, с кем ты контактируешь, непремен­но должны тебя любить»:

а) иррациональна;

б) лежит в основе многих неадекватных форм пове­дения;

в) базируется на фундаментальной потребности чело­века;

г) все ответы верны.

6. Часто в семейной терапии выделяются следующие этапы:

а) диагностический;

б) ликвидация семейного конфликта;

в) реконструктивный;

г) поддерживающий;

д) все ответы верны.

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;

· действовать только по образцам и шаблонам;

· боязни проявить инициативу;

· формальному усвоению знаний и способов действий;

· боязнь идти к чему-то новому;

· браться за новое дело;

· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" . Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

3. «Уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути .

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.

Определение понятия «измена». В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «измена» определяется как «нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь». Понятие «верность» в этом же словаре рассматривается как «стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга».

Н. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента 1 считают, что супружескую неверность (измену, адюльтер, прелюбодеяние) можно рассматривать как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Измена, по мнению авторов, может носить как эпизодический, так и систематический характер.

А. Липпиус под супружеской изменой понимает добровольную связь с внебрачным партнером, в которую один из супругов вступает тайно. Автор также выделяет обязательные признаки измены: секс с другим партнером; встречи должны быть тайными; запрет на это со стороны брачного партнера; наличие эмоциональной связи необязательно .

В зарубежной психологии измена чаще всего понимается как вступление двух людей во внебрачные взаимоотношения, которые предполагают половую близость и обоюдное переживание глубокой любви. По мнению У. Харли, отношения, которые включают в себя секс (обычно очень страстный) и самую истинную любовь, угрожают основам брака в связи с тем, что люди, вступившие во внебрачную связь, ощущают подлинную близость и удовлетворяют в своих новых отношениях по меньшей мере одну из супружеских потребностей, которая должна удовлетворяться брачным партнером.

Важно отметить, что некоторые психологи (И. Н. Хмарук, А. Липпиус, В. М. Целуйко и другие) считают, что супружеской изменой можно считать такие деструктивные формы отношения супругов, как секс втроем, групповой секс, свингерство.

Таким образом, измена - это один из видов супружеской деструкции, нарушение нормального, здорового функционирования супружеской системы, являющаяся, как правило, признаком супружеской дисгармонии.

Распространенность супружеской измены среди мужчин и женщин в современной России. Точные данные об этом явлении привести чрезвычайно сложно, но некоторое представление о нем можно составить по результатам исследования Ю. А. Васиной (Соколовой), проведенного в 2010-2011 гг. иод руководством авторов настоящего учебника в трех возрастных группах. Так, в группе женщин 20-30 лет 6,7% респондентов когда-либо имели внебрачные связи, а подавляющее большинство - 93,3% - всегда были верны своим мужьям. Кроме того, у 56,7% женщин никогда не возникало желания изменить супругу, а 83,3% не пошли бы на внебрачную связь, несмотря на уверенность в том, что муж об этом не узнает. Среди мужчин 20-30 лет женам изменяли 13,3%, а 53,3% респондентов никогда не испытывали желание быть с другой женщиной.

В группе женщин 30-40 лет мужьям изменяли 26,7% респондентов; 36,7% женщин этой возрастной группы испытывали желание и имели возможность вступить во внебрачные связи. Среди мужчин в возрасте 30-40 лет женам изменяли 46,6% опрошенных. Выявлено 76,6% мужей, у которых когда-либо возникало желание вступить во внебрачную связь.

В группе женщин в возрасте 40-50 лет, 40% признали факт измены мужьям, столько же допускают измену, если бы были уверены, что об этом никто не узнает. 30% женщин остались бы верны своим мужьям несмотря ни на что. Среди мужчин в возрасте 40-50 лет женам изменяли 60%, при этом 23,3% из них делают это достаточно часто. 63,4% мужчин когда-либо в своей жизни испытывали желание вступить во внебрачный контакт .

Типология супружеской измены. В отечественной и зарубежной психологии семьи представлено множество видов и типологий измены.

Так, М. Plzak и В. Muldworf выделяют следующие виды супружеской измены:

1) случайный внебрачный контакт , представляющий собой единичный случай, мало связанный с конкретным лицом. Он может быть следствием сексуальной потребности, обусловленной вынужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов), проявлением потребности доказать себе свою сексуальную дееспособность или результатом реализации случайной возможности. Случайный контакт не является следствием чувственных отношений и не ведет к ним; это чисто сексуальный факт. Выделены следующие крайние варианты случайных внебрачных контактов:

единичный внебрачный контакт, имевший место совершенно случайно, при стечении определенных обстоятельств (встреча друзей детства, секс во время командировки или отдыха на курорте, совместное употребление спиртных напитков, которое привело к потере контроля над своим поведением в результате алкогольного опьянения и др.);

частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эротической связи;

2) эротико-сексуальные приключения - внебрачные сексуальные эпизоды, в которых особую роль играют сексуальная искушенность, жажда новых сексуальных экспериментов и стремление к разнообразию.

Существенную роль здесь играет нежность. Такие контакты строятся на взаимном предоставлении тонких переживаний, в которых, помимо всего прочего, важно открытие нового человека. Для мужчины речь идет прежде всего об «открытии тела» партнерши, для женщины, по-видимому, - об открытии реакции своего тела на нового партнера. Эротико-сексуальные приключения бывают краткими, необязательными и оставляют воспоминания о некоем эпизоде и собственном удовольствии. Они не представляют опасности для супружеского союза (к которому сохраняется уважение) каждого из партнеров, скорее, являются его дополнением.

Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эротико-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратковременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обозначаемую как «внебрачная связь»;

3) внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и возникновением эмоциональной связи. Большое значение имеют личностные качества и эмоциональность обоих партнеров. Внебрачная связь может иметь характер длительных, преимущественно половых либо любовных отношений. «Приспосабливаясь» к законному браку, такая связь неизбежно ведет к проблемам так называемой двойной жизни .

Причины супружеской измены. Супружеские измены обычно связаны с многообразными причинами психологического, социально-бытового, нейрофизиологического, эмоционального, интеллектуального и морального порядка. В каждом отдельно взятом случае подобные причины носят субъективный характер, определяемый как различными обстоятельствами, так и личностными особенностями партнеров.

В России первой попыткой выяснения причин супружеских измен стало исследование 3. А. Гуревича и Ф. И. Гроссера, проведенного в 20-х гг. XX в. По данным этого исследования, мужчины причинами своих внебрачных связей назвали: разлуку с женой (38%), увлечение (25%) и неудовлетворенность семейной жизнью (14%). Женщины среди причин своих измен отметили: разлуку с мужем (38%), неудовлетворенность семейной жизнью (21%) и неудовлетворенность половыми отношениями с мужем (17%) .

Известный социолог С. И. Голод, описывая причины супружеских измен, отмечал, что в 60-х гг. XX столетия подавляющее число мужчин мотивировали свои внебрачные сексуальные контакты случайностью (67,6%) и сексуальной неотзывчивостью жены (21,6%). Автор отмечает, что между названными побуждениями, по сути, нет разницы, речь идет о реализации потребности в релаксации. Любовь к другой женщине в качестве мотива своих супружеских измен назвали 8,1% мужчин.

К концу 80-х гг. XX в. шкала мотивов супружеской измены стала не только разнообразнее, но и несколько качественно иной. Значимо снизился удельный вес случайных контактов (43,8%), и, напротив, возросло количество ссылок на любовь и эротику (14,6%). К примеру, у определенной части зрелых (в нравственно-эстетическом смысле) мужчин эмоциональные (эротические) ценности стали доминировать над собственно телесными. Кроме этого, появились такие причины супружеской измены, как уход от одиночества (31,2%), физическая (24,0%) и эмоциональная (1,8%) неудовлетворенность супругой.

У женщин за 20-летний период исследования коренных изменений в структуре мотивов внебрачных связей не обнаружено. Например, хотя в 1980-х гг. «новая» любовь и называлась в качестве основания супружеской измены чаще (29,1%), чем прежде (1960-е гг. - 22,2%), однако колебания оказались статистически незначимы. Ссылки на физическую неудовлетворенность мужем остались на прежнем уровне (1960-е гг. - 28,8%; 1980-е гг. - 29,4%). Заметно уменьшилось у женщин число случайных связей (1960-е гг. - 41,7%; 1980-е гг. - 30%).

В числе первых социально-психологических исследований причин супружеской измены является работа А. Н. Волковой. К причинам супружеской измены автор относит следующие.

  • 1. Новая любовь - как правило, такая причина измен характерна для браков, в которых изначально любовь была незначительной или вовсе отсутствовала: рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, традиции, страхе одиночества или иных побуждениях.
  • 2. Возмездие - супружеские измены, основанные на желании отомстить за неверность супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.
  • 3. Поруганная любовь - измена в браках с невзаимным чувством. Один из супругов страдает от неприятия его любви, безответности чувства. Это побуждает утолить его в другом партнерстве, где взаимность возможна. Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его чувство, сострадая безответно любящему его человеку.
  • 4. Поиск новых любовных переживаний - этот тип измен характерен для супругов со значительным стажем совместной жизни, когда чувства уже «поблекли», а также в семьях с гедонистической моралью, когда от жизни берется все возможное. Такой вариант измен может наблюдаться под влиянием зарубежных образцов «красивой жизни» как подражание сексуальной свободе.
  • 5. Восполнение - при этом типе измен человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за длительных разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.
  • 6. Тотальный распад семьи - в данном случае измена представляет собой фактически создание новой семьи, когда прежняя по тем или иным причинам воспринимается нежизнеспособной.
  • 7. Случайная связь - как правило, не характеризуется регулярностью, бывает спровоцирована определенными обстоятельствами (опьянение, удобный случай, настойчивость партнера и пр.) 1 .

Другой взгляд на причины супружеских измен находим у А. Липниуса . Автор выделяет следующие причины:

  • 1) физическая неудовлетворенность семейных партнеров вследствие разницы их сексуальных темпераментов. Эта причина супружеских измен, по мнению А. Липпиуса, наиболее распространена;
  • 2) случайное стечение обстоятельств;
  • 3) общая усталость от брака, который построен на стереотипных отношениях;
  • 4) супружеская измена из чувства уважения к внебрачному партнеру, восхищения им;
  • 5) внебрачный секс как уступка в деловых отношениях. Такое часто происходит между людьми, работающими в одном учреждении и находящимися в положении подчиненности;
  • 6) поиск вечного идеала. Мужчина вне семьи ищет то, что не получает в доме. Женщина тоже ищет в любовнике свой идеал;
  • 7) секс в дружеских отношениях. Друзья противоположного пола, часто и длительно общаясь, начинают переходить границы, изначально установленные при контактах между людьми: они перестают стесняться друг друга, начинают обмениваться семейными секретами, неприличными анекдотами, шуточками;
  • 8) секс-благодарность, например, за оказанную услугу, помощь в сложной жизненной ситуации и т.п.;
  • 9) месть за измену или плохое отношение брачного партнера;
  • 10) эмоциональное отчуждение супругов;
  • 11) внебрачный секс как способ заработать деньги;
  • 12) любовь к внебрачному партнеру.

H. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина и Т. Ф. Велента предлагают рассматривать причины супружеской измены на грех уровнях функционирования семейной системы: индивидуальном, микро- и макро- системном.

I. Индивидуальные особенности партнеров по браку :

  • - нарушение полоролевой идентичности партнера по браку, вынуждающее доказывать свою мужественность (женственность), вступая в как можно большее количество сексуальных связей;
  • - патохарактерологические личностные особенности супругов (например, страх быть поглощенным у брачного партнера с шизоидной организацией, побуждающий вступать во внебрачные связи, регулируя таким образом психологическую дистанцию в супружеской подсистеме).
  • 2. Микросистемные факторы :
    • - нарушение супружеских отношений;
    • - супружеская несовместимость (прежде всего сексуальная);
    • - отсутствие эмоциональной близости между супругами;
    • - охлаждение чувств в браке;
    • - месть одного партнера другому за причиненные страдания;
    • - отсутствие взаимных чувств в браке (попытка любящего, но отвергнутого партнера компенсировать недостаток любви в браке);
    • - разочарование супругов друг в друге;

сексуальная абстиненция партнера по браку, связанная с болезнью супруга, его длительным отсутствием и т.д.

  • 3. Макросистемпые факторы :
    • - актуализация семейных сценариев;
    • - трансгенерационные послания (например, женщина, всю жизнь хранящая верность мужу и вытесняющая сексуальные желания в отношении других мужчин, может различными способами поддерживать измены или поведение промискуитетного типа у своей дочери).

Выделяются также факторы, сопутствующие супружеской измене : неадекватная мотивация брака; обыденность брака; химические зависимости одного из партнеров; большая разница в возрасте у супругов; низкий материальный достаток семьи; отсутствие совместного досуга; большое количество свободного времени у одного из партнеров.

В зарубежной психологии интерес представляет исследование, проведенное чешским социологом, специалистом по проблемам семьи и брака К. Витеком 1 (1988), который выделил причины супружеской измены в зависимости от особенностей взаимоотношения в супружеской паре:

  • 1) супруги по разным причинам не подходят друг другу (различия в темпераменте и сексуальной активности, несоответствие представлений, взглядов, потребностей, т.е. несходство личностей);
  • 2) личностная недисциплинированность, нравственная распущенность, грубость, эгоизм, стремление к переменам, неудовлетворенность, вызванная неумением справиться с будничностью отношений;
  • 3) временная невозможность интимных контактов с супругом из-за болезни или длительной разлуки, если партнер лишен самодисциплины;
  • 4) чувства супругов недостаточно сильны - в связи с этим «опасной» становится каждая встреча с лицом противоположного пола, которое не связано прочными семейными узами или придерживается свободных взглядов на сексуальные взаимоотношения.

Кроме этого, ученый выделяет обстоятельства, способствующие супружеской измене : знакомство с человеком, с которым устанавливается взаимопонимание, недостающее в браке; совместная деятельность, общие интересы мужчины и женщины; наличие большого количества свободного времени; алкоголь; случай; возникшее непреодолимое влечение; ориентация на поиск другого партнера.

В конечном счете К. Витек отмечает, что причин неверности чаще всего несколько. Обычно обращают внимание на очевидную причину: алкоголизм, грубость и т.п. Однако, по мнению автора, чаще всего речь идет о скрытом антагонизме, вызванном теми или иными несовпадениями в характерах людей.

Кроме причин измены, в зарубежной психологии выделены типологии личностей, имеющих склонность к внебрачным связям. В частности, В. Muldworf 1 (1973) предлагает рассматривать следующие тины:

Мужчины :

  • 1. Донжуан: незрелая личность, которая прежде всего хочет нравиться и от измен испытывает нарциссическое удовлетворение.
  • 2. Распутник , или «ловец женщин »: это мужчины промискуитетного типа, внебрачная половая активность которых вытекает либо из потребности в переменах, разнообразии, либо из представлений, что мужественность доказывается большим числом сексуальных побед.
  • 3. Вечно неудовлетворенный’, постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.

Женщины :

  • 1. Соблазнительница", хочет любить и иметь поклонников, для чего использует и секс, однако ее действительное стремление к половым связям, как правило, невелико.
  • 2. Любительница приключений’, ищет кратковременных сексуальных эпизодов с возможно меньшим вовлечением чувств, причем дома это хорошая жена и мать. Любит мужа, но сексуально не находит с ним общего языка. Партнера по приключению выбирает сама; стремится к сексуальным переживаниям, которых ей не хватает в семейной жизни.
  • 3. Беззащитная : неспособна к отказу, в том числе по той причине, что половая страсть мужчины сразу же вызывает в ней ответное чувство. Имеет низкий порог половой возбудимости, сама не проявляет инициативы, удовлетворение находит, покорно отдавая себя во власть партнера; не может оказать сопротивление, так как он «сильнее».
  • 4. Неудовлетворенная : не может найти удовлетворения ни в чем - ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. Сомневается в правильности выбора партнера, даже когда имеет с ним достаточно длительную связь. Легко влюбляется в другого, которого обычно переоценивает. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной .

Влияние супружеской измены на брак. Существует две точки зрения на проблему влияния супружеской измены на брак. Одни психологи отмечают, что супружеская измена угрожает целостности семьи: затрагивает ее важные основы - супружеские чувства; разрушает бытовые, экономические, досуговые и иные отношения; сопровождается переживанием ревности, привносящей в семейную драму глубокие аффекты, разрушительные сами по себе. Последствия измены оказывают влияние на всю семью в целом, несмотря на то что возникает она в супружеской диаде. Могут нарушаться не только супружеские, но и детско-родительские взаимоотношения, что проявляется в возникновении различных структурных нарушений семьи, таких как межпоколенные коалиции, перевернутая иерархия, ролевые инверсии. Другие ученые полагают, что супружеская измена может приносить некоторую пользу брачному союзу, позволяет поддержать умирающие супружеские взаимоотношения, «оздоравливает» их. По Sedlacek (1980), скрываемая случайная супружеская измена, эротические приключения или хорошо законспирированные внебрачные связи, которые хорошо продуманы и протекают спокойно, не должны никак повредить браку и в конечном счете могут даже способствовать его «облегчению» и зрелости. Однако сохранить в тайне внебрачную связь иногда бывает очень трудно, а раскрытие измены часто приводит к осложнениям 1 .

Проблема прощения в супружеских отношениях. В отечественной психологии семьи тема прощения, как и в целом в психологической науке, разработана недостаточно.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что для психологии семейных отношений решение этой проблемы очень важно. Прощая, человек принимает решение:

  • отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика;
  • поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика 2 .

В зарубежной психологии изучению данной проблемы уделяется большее внимание. Так, R. Enright { 1991) разработал теоретическую модель прощения как частное приложение к явлению милосердия, исходя из посылки об отсутствии исчерпывающей определенности в трактовке справедливости у разных людей и наличии у них существенных различий 3 . В табл. 3.2 приведены стадии справедливости и прощения, выделенные R. Enright.. Многие положения, особенно в описании стадий прощения, могут быть применимы и в супружеских отношениях.

Таблица 3.2

Стадии развития справедливости и прощения

Последовательность

Стадии справедливости

Стадии прощения

Ориентация на наказание и подчинение. «Я считаю, что справедливость должна устанавливаться авторитетами, которые могут прибегнуть к наказанию»

Мстительное прощение.

«Я прощу своего обидчика, если отомщу ему в равной степени»

Относительная справедливость. «У меня есть чувство взаимности к вам. Но исходя из собственного понимания справедливости считаю, что, если вы помогаете мне, тогда и я буду помогать вам»

Возмещающее , или компенсирующее , прощение. «Если я верну потерянное, то прощу. Если мне будет стыдно за то, что не могу простить, я прощу, чтобы стыд не мучил меня»

Справедливость хорошего маль- чика/девочки. «Я считаю, что групповое согласие (консенсус) должно определять, что правильно, а что неправильно. Я стану делать то, что будет одобрено другим»

Ожидающее прощение. «Я могу простить, если другие будут оказывать на меня давление. Легче простить, когда другие люди ожидают этого»

  • 1 Подробнее см.: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.
  • 2 Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.
  • 3 Подробнее см.: Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Ми. : АСАР, 2005.

Окончание табл. 3.2

Последовательность

Стадии справедливости

Стадии прощения

Справедливость закона и порядка. «Социальные законы выступают в качестве моих критериев справедливости. Я поддерживаю законы для того, чтобы существовало упорядоченное общество»

Ожидаемая законность прощения. «Я прощаю, если моя религия требует этого». Это нс прощение, подобное второй стадии: «Я прощаю, чтобы стыд нс мучил меня»

Ориентация на социальный контракт. «Я проявляю интерес к тому, что создает общество, но понимаю, что существуют и несправедливые законы. Таким образом, я осознаю, что для изменения системы надо действовать»

Прощение как социальная гармония. «Я прощаю, когда это помогает установлению гармонии взаимоотношений с обществом». В данном случае прощение является одним из путей контроля общества; это путь сохранения мирных отношений

Ориентация на универсальные этические принципы. «Мое чувство справедливости основывается на сохранении индивидуальных прав всех людей. Скорее мое сознание, а не законы определяют то, что я буду предпринимать в случае возникновения сомнений»

Прощение как любовь. «Я прощаю без всяких условий, так как это способствует истинному чувству любви. Это тип отношений открывает возможность примирения и закрывает двери для мщения». В этом случае прощение не зависит от социального контекста, как на пятой стадии. Прощающий не контролирует других, прощая, он отпускает их на волю

Оксана Сурьянинова
Воздействие семейной групповой логопсихотерапии на проблему нарушения семейной коммуникации

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I . Особенности семейной коммуникации и последствия её нарушения.

1.1. Понятие семейной коммуникации.

1.2. Психологические особенности семейной коммуникации.

ГЛАВА II. Последствия нарушений семейной коммуникации.

2.1. Признаки нарушения семейной коммуникации.

2.2. Роль семейной групповой логопсихотерапии в восстановлении нарушенной семейной коммуникации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема нарушения семейной коммуникации является актуальной проблемой современной психотерапии. Нарушения семейной коммуникации часто лежат в основе различных психологических проблем: неврозов, детских страхов, повышенной тревожности и других. В случае заикания нарушение семейной коммуникации может служить как его причиной, так и поддерживающим её фактором. Поэтому в работе с человеком, страдающим логоневрозом, актуальной является именно семейная психотерапия (т. е. работа со всей семьёй).

В процессе воздействия семейной групповой логопсихотерапии восстанавливаются нарушенные семейные коммуникации и налаживаются межличностные отношения в семье.

Коммуникация – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценивающего характера.

Семейная коммуникация – это взаимодействие между членами семьи, возникающее в повседневной жизни. В процессе семейной коммуникации происходит взаимное влияние членов семьи друг на друга, обмен различными чувствами, идеями, интересами, настроениями.

Особенности семейной коммуникации описаны в работах А. А. Бодалёва «Психология межличностного общения», «Личность и общение», «Восприятие и понимание человека человеком», Ж. М. Глозманом в работе «Общение и здоровье личности», Э. Г. Эйдерманом и В. В. Юстицким в работе «Семейная психотерапия».

Нарушения семейных коммуникаций является причиной семейных конфликтов, кризисов в семье, разводов. Всё происходящее оставляет неизгладимый след в памяти детей, влияет на формирование их личности и часто является причиной возникновения у ребёнка комплексов и - как следствие - невроза. Напряжённость отношений в семье дети неосознанно

воспринимают как беду, угрозу родителям и себе, что порождает у них тревожность, страхи, депрессивные переживания, комплексы неполноценности.

Последствия нарушений семейных коммуникаций и их восстановления описаны такими авторами, как В. Сатир, С. Минухин, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. Они выделяют различные виды нарушений семейных коммуникаций.

Ю. Б. Некрасова рассматривала заикание и другие формы неврозов как модель системного нарушения общения.

Н. Л. Карпова уделяет большое внимание мотивационной включённости членов семьи заикающегося в процесс логопсихотерапии, так как развитие новой, коммуникабельно-компетентной и социально активной личности невозможно без восстановления здоровых семейных коммуникаций.

Семейная групповая логопсихотерапия направлена на преодоление семейных проблем, восстановление нарушенных семейных коммуникаций, обучение членов семьи эффективному взаимодействию и безконфликтному общению.

Благодаря семейной групповой логопсихотерапии человек приобретает навыки коммуникативной компетентности, которая в дальнейшем поможет ему эффективно общаться с членами семьи и социальным окружением.

В нашей работе мы рассматриваем понятие семейной коммуникации, её психологические особенности, последствия нарушения семейной коммуникации и их типы, а также – роль семейной групповой логопсихотерапии в восстановлении нарушенной семейной коммуникации.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1. Понятие семейной коммуникации.

Коммуникация – это обмен информацией между людьми, в результате которого прибавляется что-либо новое к уже имеющимся представлениям. Семейная коммуникация – это взаимодействие между членами семьи, возникающее в повседневной жизни и заключающееся в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Коммуникация осуществляется с помощью вербального и невербального воздействия и преследует своей целью достижение изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сфере участвующих в общении лиц. В ходе коммуникации все её участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями.

Коммуникация является мощным инструментом воздействия на человека, с её помощью можно изменить состояние человека, на которого коммуникация направлена. Например, похвала, одобрение или комплимент вызывают у человека положительные эмоции, улыбку, состояние радости. И, наоборот – порицание, укор, обвинение вызывают у человека отрицательные эмоции и повергает его в состояние стыда, гнева, сомнений, раздражения.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает различными его видами в зависимости от среды, в которой он развивается, от людей, с которыми взаимодействует. Часто это происходит стихийно, в ходе накопления жизненного опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагог, актёр, диктор, следователь и др., а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине необходимо постоянно совершенствоваться в навыках приобретения этого опыта, в знании его закономерностей, их использование. И, конечно же, огромное значение в

развитии коммуникативных навыков ребёнка имеет семья и внутрисемейное общение.

Общеизвестным фактом в логопедии является перенимание по подражанию темпа, ритма речи, особенности артикуляции родителя, с которым ребёнок больше общается. Поэтому семейные коммуникации имеют важное значение в развитии речи ребёнка.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнёра и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

3. Коммуникативное влияние возможно лишь при наличии единой или схожей системы кодификации у коммутатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего информацию). Т. е. коммуникативное влияние возможно, если оба человека говорят на одном и том же языке и понимают друг друга.

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров.

В этом случае чётко выступает связь, существующая между общением и отношением. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации для каждого участника общения. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. Вследствие этого каждая коммуникация представляет собой единство деятельности, общения и познания.

При нарушении понимания, осмысления информации нарушается и семейная коммуникация.

Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория – обратная связь.

В ходе коммуникации могут возникать барьеры, описанные А. А. Бодалёвым: барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношений.

Барьеры, возникающие в процессе семейной коммуникации, могут вести к её нарушению. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Например, барьер может возникнуть из-за фонетического непонимания. Этот барьер порождается таким фактором как невыразительная речь, тахилалия, нарушение звукопроизношения, заикание и т. д. Существуют так же семантические барьеры непонимания связанные с различиями в системах общения (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в нарушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Логический барьер возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия либо кажется реципиенту неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Но, говоря о барьерах в семейных коммуникациях – это чаще всего барьеры отношений, заключающиеся в возникновении чувства недоверия одного члена семьи к другому.

1.2. Психологические особенности семейной коммуникации.

Семейные коммуникации имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Это развитие протекает нормально только при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создаётся и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление членов семьи бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. При плохих взаимоотношениях возникают препятствия на пути личностного развития ребёнка, члены семьи перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу.

Через активное речевое общение с окружающими близкими людьми ребёнок получает основную часть информации, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе поощрения и порицания, средства контроля и самоконтроля поведения. Речь же является носителем норм и правил, которым подчиняется ребёнок.

Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацию требования и оценок поведения со стороны взрослых. Это даёт возможность корректировать поведение. При этом, чем более развиты лексическая, семантическая, синтаксическая и другие стороны высказывания (в аспекте его понимания, тем точнее и тоньше способен ребёнок различать нюансы воспитательных воздействий.

Говорение позволяет в диалоге уточнять предъявляемые ему требования, получаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на поведение взрослых.

Главным моментом в семейных коммуникациях является умение точно, неискажённо передавать информацию, внимательное слушание, бесконфликтность, безоценочность передаваемой информации, умение

выслушать, выражать сочувствие и сопереживание. То есть отношения внутри семьи должны быть основаны на взаимоуважении и взаимопонимании, доверии, открытости, потому, что семейные отношения - это особые отношения. Здоровая, нормальная семья даёт её члену чувство безопасности, защищённости, опоры, взаимной заботы и понимания

Семья, в которой нарушены семейные коммуникации – это семья, с точки зрения мировых известных психотерапевтов, нездоровая, больная.

А. Я. Варга, Т. С. Драбкина выделяют признаки семей с нормальными коммуникациями:

1. Здоровая семья ищет силу сама в себе.

2. В здоровой семье ценят время, проведённое вместе.

3. Здоровая семья общается, в ней слушают и не лгут.

4. Учатся уважению.

5. Развивают чувство доверия.

6. Учат уважению.

7. Есть место юмору и игре.

8. Уравновешена роль каждого, никто не превосходит друг друга.

9. Проводят вместе досуг.

10. Разделены обязанности и ясен вклад каждого.

11. Присутствует мораль.

12. Есть традиции.

13. Уважают собственную жизнь и границы друг друга (внешние и внутренние)

14. Верят, что служение другим вне семьи необходимо (отношение к работе).

15. Здоровая семья готова признать проблемы, которые у них возникают.

Особенностями нарушений семейных коммуникаций являются:

1. Оскорбления.

2. Стремление к совершенству (перфекционизм)

3. Жестокость.

4. Молчание.

5. Подавление.

6. Недостаток юмора, веселья.

7. «Мученичество»

8. «Завязанность в узел» (проникновение друг в друга).

9. Игнорирование.

10. Избегание.

11. «Уход в работу», «в болезнь», во вредные привычки.

13. Закрытость.

14. Кооперация одних членов семьи против других.

15. Отрицание, игнорирование, отсрочка решения проблем.

16. Неспособность семьи самостоятельно решить проблему.

ГЛАВА II. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

2.1. Признаки нарушения семейных коммуникаций.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют несколько видов «типичных нарушений» коммуникаций в семье:

1. «Отклонённые коммуникации» охватывают многочисленные нарушения общения, такие как искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (монологи, отсутствие зрительного контакта при коммуникациях. Характерны также неожиданные выходы из контакта, когда члены семьи могут прервать разговор или без предупреждения переходят к другой деятельности.

2. «Двойная связь» - разновидность «парадоксальной» коммуникации – возникает, если одновременно по коммуникативному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения, и каждое из них должно быть воспринято как истинное.

3 Понятие «замаскированной» коммуникации было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации при внутрисемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. Они сводятся к маскировке происходящего в семье, когда один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в тоже время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, ребёнок жалуется, что ему плохо, а родители отвечают: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя всё есть. Ты просто неблагодарный.»

Рассмотрим эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребёнка типичными способами коммуникации родителей с детьми, описанные Р. В. Овчаровой:

1. Предостережение, предупреждение, угроза: «Если ты так сделаешь, ты пожалеешь об этом!». Такие сообщения могут заставить ребёнка почувствовать страх, покорность, они могут вызвать сопротивление и жестокость.

2. Поучение, увещевание, морализирование проповедь. (Ты должен поступать правильно) Такие сообщения могут стать причиной актуализации чувства вины в ребёнке. Дети могут отвечать на такое сообщение сопротивление и ещё более активным отстаиванием своей позиции.

3. Советы, предложения, объяснения. (Сделай так) Такие сообщения часто переживаются ребёнком как свидетельство того, что родители не доверяют ребёнку, его оценке ситуации, его способности найти правильное решение. Совет может вызвать у ребёнка чувство, что его не понимают и привести к тому, что ребёнок станет ограничивать развитие своих идей, постоянно реализуя идеи родителей.

4. Нотации, наставления, логическая аргументация. (Ты всегда думаешь, что всё знаешь). Попытка постоянно учить другого человека может вызвать у того, кто учится, чувство собственной неадекватности или ощущение того, что его хотят подчинить. Логика и факты часто вызывают у ребёнка сопротивление и защиту. Иногда дети достаточно хорошо знают факты, на которых настаивают родители, читая им наставления, и игнорируют эти факты.

5. Осуждение, «приговор», критическая оценка, порицание, упрёки. (Ты сам виноват) Эти сообщения заставляют детей почувствовать себя неадекватными, зависимыми, глупыми, недостойными.

Я-концепция ребёнка формируется под влиянием оценок и суждений родителей. Как родитель оценивает ребёнка, так во многом и ребёнок оценивает себя. Негативная критика вызывает контркритику.

Оценка сильно влияет на детей в направлении того, что они начинают скрывать и прятать свои чувства от родителей, чтобы не получить очередное осуждение или критику. Дети часто испытывают чувство ненависти и злобу к оценивающему их родителю, даже если эта оценка справедлива.

6. Приказание, распоряжение, инструктирование, команда. Эти сообщения говорят ребёнку, что его чувства и потребности неважны и он должен соглашаться исполнять всё в соответствии с чувствами и потребностями родителей. Кроме того, такие сообщения коммуницируют неприятие ребёнка таким, какой он есть: «Меня не волнует, что ты там хочешь делать, сейчас же выполняй вот это!»

7. Похвала, согласие. В противоположность общепринятому мнению о том, что похвала всегда полезна ребёнку, она часто оказывает негативное воздействие. Позитивная оценка, несоответствующая образу - Я ребёнка, может вызвать враждебность. Похвала может восприниматься ребёнком, как попытка манипулировать им. (Вы так говорите, чтобы я лучше учился) Иногда дети делают заключения, что родители не понимают их. Когда хвалят.

8. Ругань, насмешки, пристыживание обзывание. Подобные сообщения могут оказать разрушительное воздействие на Я-образ ребёнка. Они могут заставить ребёнка почувствовать себя недостойным, плохим, нелюбимым. Наиболее частая реакция на такие высказывания – бумерангом вернуть их обратно родителям.

9. Интерпретация, анализ, постановка диагноза. Такие сообщения передают ребёнку что родитель его «вычислил» разгадал, знает его мотивы и почему он так себя ведёт. Подобный родительский «психоанализ» может угрожать ребёнку и вызвать фрустрацию.

Высказывания типа «Я вижу тебя насквозь», «Я знаю, почему» часто сразу обрывают дальнейшую коммуникацию и приучают ребёнка воздерживаться от обсуждения своих проблем с родителями.

10. Утешение, успокоение, сочувствие, поддержка, помощь. Успокаивание и утешение ребёнка, когда он взволнован, может просто убедить его в том, что родители его не понимают. Обесценивание чувства, которое испытывает ребёнок, успокаивание его часто прерывает дальнейшую внутреннюю работу, потому, что ребёнок чувствует, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать то, что он испытывает в данный момент (неприятие чувств ребёнка).

11. Расследование, допрос, вопросы. Вопросы, которые задаются ребёнку, могут коммуницировать детям недостаток доверия взрослого, подозрение или сомнение: «Ты вымыл руки, как я тебе сказала?» Дети рассматривают некоторые вопросы как попытку поставить их в затруднительное положение. Кроме того, вопрос ограничивает свободу говорить о том, о чём он хочет, так как каждый вопрос задаёт направление ответа. Поэтому в семейных коммуникациях большое значение имеет умение слушать.

12. Уход, отвлечение внимания, развлечение, юмор (попытка перевести всё в шутку). Такие сообщения могут коммуницировать ребёнку то, что вы не заинтересованы в нём, не уважаете его чувства или откровенно отвергаете его.

Дети, как и взрослые хотят быть услышанными и понятыми с уважением. Если родители будут отмахиваться от детей. От детских проблем, переживаний, дети скоро научатся обсуждать свои проблемы где-то и с кем-то вне родительского дома.

2.3. Роль семейной групповой логопсихотерапии в восстановлении нарушенной семейной коммуникации.

Роль семейной групповой логопсихотерапии заключается в изменении межличностных отношений в семье, ребёнок и члены его семьи обучаются эффективным семейным коммуникациям. В основе метода семейной психотерапии лежит утверждение, что причины психологических проблем и пути их решения неразрывно связаны с функционированием семьи как целостной структуры. Проблемы, приводящие семью в консультацию, затрагивают каждого члена семьи, хотя приобретают личностный смысл для каждого, преломляясь через черты, качество и стиль жизни. Поэтому в семейной психотерапии работают со всей семьёй как с целостной системой.

Основными принципами семейной психотерапии являются:

1. Концентрация терапевта на всей семье в целом, хотя чаще всего обращение связано с проблемой детей.

2. Нельзя устанавливать сепаративные отношения с членами семьи члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг от друга.

3. Любые внутрисемейные нарушения – это результат семейных отношений, а не чья-нибудь персональная вина. Чувство вины не должно фигурировать в ходе работы с семьёй.

4. Работая с семьёй, необходимо исходить из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины .

Ю. Б. Некрасова и Н. Л. Карпова исходят в своей работе из того, что заикание поддерживается (закрепляется) членами семьи и для полного излечения заикающегося необходимо налаживание между всеми членами семьи коммуникаций нового типа.

В результате групповой семейной логопсихотерапии происходит следующее:

1. Увеличивается спонтанность высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т. е. возрастает степень открытости коммуникации.

2. Закрепление новых способов общения в семье, что означает осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия, возможностей изменения своего поведения, свободный выбор разных способов коммуникаций.

3. Разрушение внутрисемейных стереотипов, семейного мифа.

4. Осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена.

5. Понимание семьёй своего единства, взаимозависимости.

6. Возможность семьи выражать гамму чувств, эмоционально абстрагировать их.

А. А. Бодалёв и В. В. Столин выделяют в семейной психотерапии несколько фаз:

1. Фаза концентрации на ребёнке, в результате которой он должен понять, что в лице психотерапевта он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы.

2. Фаза родительско-детских отношений, в ходе которой родители высказывают свои претензии к ребёнку, а психотерапевт придаёт им гуманизированный характер.

3. Фаза прояснения коммуникаций в семье, выяснение родительских (супружеских) отношений.

В первых встречах психотерапевт в беседе с родителями определяет суть проблемы – обращения, заключает общее соглашение с семьёй о

Ещё до первой фазы он оказывает ребёнку мощную эмоциональную поддержку, берёт обещание с родителей не перебивать ребёнка, не преследовать его за прямые высказывания в их адрес.

Итогом первой фазы является поиск таких коммуникаций, на которые могли бы пойти родители, удовлетворяя те или иные просьбы ребёнка, чтобы уже к следующей встрече в семье произошли позитивные сдвиги. В начале каждой встречи психолог выясняет чувства ребёнка и родителей, интересуется изменениями в семье.

Основная задача второй фазы заключается в том, чтобы дать возможность для высказывания детям и родителям. Результативность этого этапа зависит от того, насколько члены семьи раскрыли, отреагировали свои негативные переживания и при этом не оказались во власти агрессии.

Переломной фазой является переход на родительские и супружеские отношения, прояснения которых приводит родителей к пониманию того, что причина нарушений у ребёнка лежит во всём комплексе семейных взаимоотношений.

Конечная фаза семейной психотерапии определяется наличием признаков, перечисленных Р. В. Овчарововой:

1) симптомы, с которыми обратилась семья, постепенно исчезают;

2) на встречах члены семьи всё чаще смеются, оживлены;

3) всё чаще члены семьи обсуждают дома свои проблемы, в семье происходят приятные события;

4) все члены семьи начинают признавать и понимать независимость друг друга;

5) семья отмечает, что у них всё наладилось.

Вышеперечисленные признаки характерны и для семейной логопсихотерапии. Особенность семейной логопсихотерапии заключается в том, что помимо преодоления симптомокомплекса заикания, она восстанавливает нормальные семейные коммуникации и даёт возможность личностному развитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарушения семейной коммуникации лежат в основе многих личностных проблем: неврозов, в том числе и логоневрозов различных комплексов, страхов, психоневротических расстройств; часто ведут к разводам в семье, разрыву отношений, «ухода» ребёнка из семьи в дурные привычки, бродяжничество и др.

Актуальной проблемой современной семейной психотерапии является восстановление нормальных семейных коммуникаций, обучение членов семьи эмпатийному слушанию, бесконфликтным высказываниям, эффективному взаимодействию.

Особенностями нормальной семейной коммуникации является:

1. Основанность на доверии, уважение, открытость.

2. Наличие общих интересов, досуга, общего пространства.

3. Равные права для каждого члена семьи.

4. Опора на традиции, поддержку членов семьи.

5. Признание наличия проблемы.

6. Ресурсы для преодоления проблемы.

Признаками нарушений семейной коммуникации являются:

1. Оскорбления.

2. Жестокость.

3. Молчание.

4. Подавление.

5. Игнорирование.

6. Непринятие членов семьи такими, какие они есть.

8. Недосказанность.

9. Отрицание проблемы.

10. Неспособность к самостоятельному решению проблемы.

Практика показывает, что в большинстве семей имеющих «проблемного» ребёнка или члена семьи, нарушены семейные коммуникации. Более того, в «нормальных», «здоровых» семьях семейные коммуникации не всегда являются эффективными, это происходит из-за того, что люди не умеют общаться, что становление коммуникативной компетентности происходит у человека стихийно спонтанно.

Заслуги основоположников метода семейной групповой логопсихотерапии К. М. Дубровского, А. А. Бодалёва, Н. И. Жинкина, Ю. Б. Некрасовой, Н. Л. Карповой заключается в том, что их метод даёт возможность восстановления нарушенных семейных коммуникаций и развития межличностных отношений в семье. При этом заикающийся обучается эффективно взаимодействовать не только с членами своей семьи, но и с окружающими людьми в социуме.

Список литературы

1 Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М. : Издательство МГУ, 1982 – 197с.

2. Бодалёв А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. –М. : Международная педагогическая академия, 1995. -254с.

3. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. – С-Пб. : Речь, 2001 – 208с.

4. Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности: Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. -208с.

5. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. – М: Флинта, 1997. – 160с.

6. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. – М. : Когито-центр, 2003. -224с.

7. КрыськоВ. Г. Социальная психология: Учебник для студентов ВУЗ. – М. : Издательство ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. – 448с.

8. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е издание, дораб. – М. : «Просвещение», 1996. – 352с.

9. Панкратов В. Н. Психология успешного взаимодействия: Практические рекомендации. – М. : ТЦ «Сфера», 1990. – 192с.

10. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Педагогика – Пресс, 1996. – 440с.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. / Общ. ред. Л. П. Петровской. – 2- изд. – М. : Прогресс, 1993. – 368с.

12. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л. : Медицина 1989. – 192с.