Нравственность - это то, что отличает нас от животных. Смысл и способы личностной жизни: этический аспект

Куприянович Марина Олеговна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области

Сущность нравственного воспитания


111. Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова .
111. Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
111. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
111. Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?


111. В.А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания
111. В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
111. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.
111. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».
111. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
111. Выдающийся философ В.В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…».
111. «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», - писал в 1962 году философ И.А. Ильин.
111. Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.
111. Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке … Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё - понятия нравственности.
111. «Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С.И. Варюхина и приводит такую классификацию.
111. «Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
1. мотивационно-побудительный;
2. эмоционально-чувственный;
3. рациональный, или умственный.

111. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень


111. Содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Эмоционально-чувственный уровень


111. Состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
111. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится».
111. Чешский педагог М. Климова-Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место.
111. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.
111. Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
111. Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.
111. Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
111. Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

«Рациональный, или умственный, уровень


111. Содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге.
111. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
111. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности - самые благородные и человечные - не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
111. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».
111. Что же такое потребность вообще? Потребность - это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.
111. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
111. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
111. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.
111. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
111. Нравственные потребности начинаются:
111. 1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.
111. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным.
111. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
111. 2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.
111. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

111. 3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

111. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».
111. С.И Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
111. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
111. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека - чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.
111. Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
111. Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
111. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
111. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

111. Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1. Родители должны осознавать важность этой задачи.
2. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Список использованной литературы:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989.
2. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987. - С. 92
3. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990. - С. 219.
4. Ильин И.А. Душа ребёнка.// Очаг. - 1993. - №9.
5. Варюхина С.И. Истоки Доброты. - Минск., 1987.
6. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. - Минск,
1981. - С. 38.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Российский новый университет»

Факультет бизнес - технологий в туризме

по дисциплине «Этика»

на тему «Нравственность»

Москва 2014

Введение

Нравственность (нем. Sittlichkeit) -- термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда -- этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду. Так, у Гегеля нравственность -- это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле -- в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

нравственность регулятив философский

1. История и происхождение

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos -- нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, -- такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» -- науку об этих качествах. Слово «мораль» -- латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом -- нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis -- моральный и moralitas -- мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» --русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности -- это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы -- это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм -- «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору (« Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

2. Нравственные ценности

В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.

Трудно провести черту, разделяющую поток времени на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Еще труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление - это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, - длительный, сложный и противоречивый процесс.

Появление морали трудно переоценить; любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии.

Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.

3. Нравственные регуляторы

Элемент морального суждения, оценки действительности с точки зрения добра и зла, т.е. с моральной точки зрения, всегда присутствует в каждом человеческом поведенческом или эмоциональном акте. Понятия нравственности, морали и этики близки по своему происхождению и содержанию, обозначая соответственно русский, латинский или греческий корень исходного слова «нравы», обычаи поведения, из описания и оценки которых и сложилась со временем эта форма общественного сознания и отрасль социального знания.

Поведение индивидов в обществе регулируется взаимопересекающейся совокупностью регулирующих нормативных систем, каждая из которых имеет свою специфику применения. Неверно говорить, что у каждой из них свой предмет регулирования -- и у права, и у морали таковой составляет вся совокупность отношений и поведения. Скорее можно сказать, что они отличаются по инструментарию оценки и способу бытия своих норм. Так, правовые нормы фиксируются в единообразно трактуемых, обязательных к исполнению законах, кодексах и т.д. Соблюдение этих норм, охрану общества от их нарушения обеспечивает внушительный аппарат принуждения; тот, кто их преступил, подвергается санкциям, вплоть до лишения жизни в исключительных случаях. Нормы морали существуют в невещественной форме общественного сознания (в качестве того, что «все знают»). К их исполнению индивидов побуждают, а иногда и принуждают, внутренние механизмы -- долг, совесть. Наконец, за нарушение нравственных норм индивидов, как правило, не наказывают -- если не считать угрызений совести.

Общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль -- могучие факторы регуляции человеческого поведения. Они не имеют писаных, зафиксированных в законе норм, но заветы нравственности могут быть более непреложными, чем юридические положения. Конечно, на страже этих норм не стоит система разветвленных государственных институтов, надзирающих за их исполнением и наказывающих за нарушение, но нечувствительные, на первый взгляд, механизмы долга, совести, общественного мнения удерживают поведение индивидов в нужных рамках более надежно, чем страх наказания.

4. Нравственность в философской системе Гегеля

Согласно философии Гегеля, дух, достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам -- право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле -- право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания -- в праве наказания. Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг (das Sollen), говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности, где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях ее проявления: всемье, гражданском обществе (bьrgerliche Gesellschaft) и государстве. Государство, по Гегелю, -- высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель (Selbstzweck). Национальные же государства, как и тот народный дух (Volksgeister), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы.

5. Нравственность в марксизме

Цитатой из работы «Карл Маркс о французском материализме XVIII века» в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека».

Заключение

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» -- нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам -- это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Список литературы

2. Учебник Философия Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Индивидуальное и общественное моральное сознание, их взаимосвязь и взаимодействие. Общение как основная форма нравственных отношений. Роль моральной оценки в нравственной регуляции поведения. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Анализ понятия нравственности в течении времени, начиная с взаимоотношений между людьми в первобытном обществе и до наших дней. Причины прогресса нравственности с разных точек зрения (религиозной и атеистической). Изменения в семейной нравственности.

    реферат , добавлен 26.02.2013

    Сущность и структура морали. Истоки нравственности. Аристотель об этике. Христианство. Этическая концепция И. Канта. Социальная сущность морали. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

    реферат , добавлен 25.12.2002

    Этика как философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике, проблемы практики. Явления нравственности и морали и требования к человеку как индивиду. Эвтаназия и смертная казнь - опровержение возражений.

    реферат , добавлен 03.07.2008

    Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

    презентация , добавлен 06.10.2011

    Этика как учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Нравственность как особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира. Ее основные функции и свойства. Система категорий этики, отражающие элементы нравственности.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

    Природа морального закона и моральные аспекты человеческого поведения. Этика как разновидность духовно–теоретической деятельности. Особенности функционирования морали. Предпосылки развития нравственности. Принцип диктата совести, рефлексивности морали.

Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания

В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.

Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.

Сущность нравственного воспитания

«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках. Нравы - категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена. Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Разные ученые давали свое определение понятию нравственность. По Григоровичу, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С. Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.

На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:

  • формирует нравственное сознание;
  • воспитывает и развивает нравственные чувства;
  • помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.

В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:

  1. порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  2. формирование мотива поведения;
  3. принятие решений;
  4. поступок.

В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:

  1. формирование нравственных чувств;
  2. формирование нравственных представлений;
  3. формирование привычки нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.

Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей. Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме. Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали. Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Рассматривая общетеоретические вопросы преступлений против нравственности в уголовном праве Республики Казахстан, прежде всего, следует остановиться на самом понятии нравственности. Данный вопрос важен не только с познавательных моментов, но и с позиций законотворчества и правоприменительной практики. От того или иного подхода к решению данной проблемы зависит принципиальная позиция, с которой следует подходить к оценке содержания и сущности преступлений рассматриваемой категории. В зависимости от того, как будут сформулированы концептуальные подходы к разрешению проблем, соответственно будут решаться как теоретические, так и прикладные аспекты регламентации преступлений против нравственности.

Следует констатировать, что в течение многих лет ведутся споры о понимании категории нравственности. Хотя в литературе, как научной, так и ненаучной, очень часто обращаются к проблемам нравственности, морали и духовности.

Вопрос о понимании нравственности в правовом контексте в научной литературе до сих пор носит неоднозначный характер.

Философы, как и юристы, высказывают различные взгляды о круге общественных отношений, составляющих сущность нравственности, а поэтому каждый из них по-своему определяет это объективно существующее социальное явление.

Нравственность нельзя рассматривать в отрыве от понятий мораль и духовность. Тем не менее к числу спорных относится вопрос об их тождественности, а также следует ли вообще разграничивать данные категории. В литературе мораль и нравственность чаще толкуются как явления одного порядка.

Если обратиться к существующим определениям, то чаще всего нормы морали трактуются как правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, социальных групп, организаций.

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Например, В.С.Нерсесянц так и утверждает: «отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах».

Нравственные же нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Таким образом, там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствовался ими в своем поведении, по мнению философов, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного. ; В принципе в этических явлениях всегда присутствуют два момента: личностный (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Если исходить из этого правила, то первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй – нравственности. Поэтому вытекает некий посыл, в соответствии с которым, когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности, точнее о групповых и обще-социальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях. Это утверждение, пожалуй, самое распространенное и часто используемое в юридической литературе и в диссертационных исследованиях. ;


Вместе с тем, будучи особой формой общественного сознания и видом общественных отношений, мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный или идеализированный характер. Имея в виду осуждение или одобрение тех или иных поступков, моральная ответственность выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим корректировать свои поступки и поведение.

В свою очередь, специалисты в области правовой этики также дифференцируют понятия «мораль», «нравственность» и «нравственное сознание». Например, по мнению А.С. Кобликова, нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим ее субъективную сторону.

Исследователь М.С. Строгович, выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Существуют различные подходы к пониманию природы и специфики морали. В методологическом отношении можно выделить две основные концепции: историко-генетическую и историко-системную.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространённых в социальных исследованиях. Он развивался с опорой на эволюционные идеи, и его суть состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. В данном случае, история этикирассматривается как циклогенез этических систем, где на каждом этапе их развития выделяются качественные характеристики данных систем.

В нашем случае больший интерес представляет второй подход – историко-системный. Мораль здесь предстает как вид духовно-практического производства человека в качестве социально-нравственного существа. Такое представление о морали проводит линию на признание ее стороной человеческой жизнедеятельности, сквозным элементом всей (в том числе и юридической) общественной практики. При таком подходе подчеркивается, что с разными условиями духовно-практического «производства» связана целая серия расколов нормативной системы – между официальной и неофициальной моралью, между целесообразностью и нравственностью, между общественным мнением и совестью.

Такие расхождения порождают многочисленные противоречия между разными нормативными системами, в том числе и теми, которые являются предметом нашего исследования. Например, между личностным восприятием морали и официальной обязательностью правовых требований, между чувством морального долга и рациональностью правовой нормы и т.д. Индивид оказывается одновременно как бы в нескольких «аксиологических мирах», воплощая в каждом из них разные, подчас несовместимые, оценки и устремления.

В целом историко-системная модель объяснения морали исходит из философской традиции, представляющей мораль как сторону человеческой деятельности, основанную на дихотомии добра и зла. Вместе с тем она не учитывает регулятивного характера морали как существенного момента взаимосвязи ее с правом.

В этом же ключе описывал общественное назначение нравственности и выдающийся русский философ B.C. Соловьев: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства, – утверждал философ, – дана нам …для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».

Между тем, как это следует из вышеприведенных определений, мораль как и нравственность всегда общественна по своему содержанию и тесно связана с нормами права. Например, С.А. Комаров считает, что общественная нравственность покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Нравственность в Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова понимается как внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, долга, чести и т.п., которые проявляются по отношению к людям или природе. Духовность человека есть составная часть нравственности. Очень часто понятие духовности приравнивается к религии. Это связано по всей вероятности с тем, что речь идет о душе человека, его подчиненности неким высшим силам. Оставим это учение богословам. Констатируем тот факт, что духовность вплетена в ткань нравственности и неразрывна с ней.

Духовность человека, личности, индивида раскрывается через самопознание собственного бытия, собственного поведения, собственных ощущений и собственных желаний. Высокодуховный человек не способен на поступки, которые не отвечают его внутреннему ощущению, не согласуются с его разумом. Духовная жизнь человека связана с познанием мира, цели и смысла жизни. При непонимании этих категорий, а чаще потери смысла жизни, потере собственного «Я», могут наступить кризисы духовного здоровья человека. А это, в свою очередь, требует лечения, чем и занимается современная психология, т.е. лечением души. Оставим эту тематику психологам и вернемся к понятиям мораль и нравственность.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность следует рассматривать во взаимосвязи с духовностью.

Довольно четкая позиция по данному вопросу изложена в работе С.Арутюнян «Идентичность: от теории к практике». Исследуя культурологическую трактовку кризиса идентичности, она попыталась сравнить мораль и нравственность. При этом находит их совершенно различными, нетождественными понятиями. По её мнению:

1) мораль всегда есть явление социально-групповое: мораль семьи, сформированной социальной группы, классовая мораль и т.п.

Нравственность есть всегда общечеловеческая, нет нравственности группы, класса, партии;

2) мораль есть свод норм и предписаний, социальной группы, навязанных извне. Нравственность «произрастает» изнутри и не имеет ничего общего с нормами и стандартами;

3) мораль есть средство регуляции общественного поведения и создана в первую очередь для управления. Нравственность, «произрастая» изнутри, в первую очередь и направлена на себя. Если мораль направлена вовне, то нравственность направлена вовнутрь;

4) моральный поступок оценивается извне и может быть либо поощрен, либо наказан. Нравственный поступок находится вне наказания-поощрения, то всегда есть самоотношение и самооценка.

Переживания, связанные с аморальным поступком, всегда внешне ориентированы и ничего общего не имеют с глубинными личностными переживаниями. Поступок, связанный с нравственными переживаниями, всегда имеет внутриличностную основу. Трудно не согласиться с таким мнением. Безусловно, мораль и нравственность не есть некие статические показатели жизни человека. Они подвергаются постоянному движению и развитию. Индивид в течение своей жизни должен выбирать и строить свои действия сообразно сложившимся в обществе правилам и нормам поведения с учетом сложившегося (или складывающего) собственного духовно-нравственного мироощущения. Поэтому духовно-нравственное развитие играет важную роль в процессе жизни человека. Возможно, это несколько упрощенная формула процесса самореализации человека. Но в рамках данного исследования нами предпринята попытка определиться с понятиями и категориями изучаемого явления, механизмами их реализации в условиях социокультурной нестабильности и кризиса нравственности.

Процесс взаимодействия морали и нравственности в ходе личностного роста находится в состоянии конфликта, если у человека развита нравственность. «Отсутствие конфликта, – пишет С.Арутюнян, –свидетельствует о том, что личностного роста не происходит, сложность разрешения этого конфликта представляется как сложность личностного роста. Нормальное органическое личностное отношение в этих конфликтах – это первенство нравственности над моралью. В конечном итоге взаимоотношение морали и нравственности – центральная и сложнейшая проблема становления личности, которая должна быть решена на базе практической психологии, философии, педагогики. При этом отсутствие духовности есть препятствие на пути развития личности».

Подытоживая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам.

1. Мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность как категория общечеловеческая всегда имеет внутри-личностную основу. Мораль выступает как свод предписаний для общества.

2.Духовно-нравственное развитие человека обеспечивает его психическое здоровье и должно рассматриваться в контексте объекта посягательства в уголовном законодательстве в группе преступлений против нравственности.