Методика сенсомоторной коррекции т. г. горячевой, а. с. султановой

Опираясь на учение А.Р. Лурия об иерархическом строении мозговой организации высших психических функций и сильно упрощая суть для первичного понимания происходящего, наш мозг можно условно представить в виде автомашины.
Для того, чтобы машина поехала, её необходимо заправить бензином и завести (это наш первый функциональный блок по А.Р. Лурия – энергетический ). Мозговые структуры, обеспечиваю¬щие деятельность этого блока, располагаются в подкорко¬вых отделах мозга и в стволе мозга.
Далее необходимо включить нужную передачу и, совершая определенные манёвры, добраться до пункта назначения (это наш второй функциональный блок по А.Р. Лурия – блок приема, переработки и хранения информации ). Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность это¬го блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная - зрительной, височная - слуховой и теменная - общечувствительной.
Однако самостоятельно автомобиль не поедет (во всяком случае до нужного места не доедет), нужен водитель, который будет давать автомобилю команды: задавать маршрут и отслеживать его правильность, контролировать скорость передвижения, включать (и выключать) поворотники, тормозить перед красным сигналом светофора и так далее (это наш третий функциональный блок по А.Р. Лурия – блок программирования, регуляции и контроля деятельности ). Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Для чего нужна программа сенсомоторной коррекции

Словами авторов Программы (А.В. Семенович, Е.А.Воробьева, Б.А.Архипов, Е.В.Сафронова, Н.А.Иванова, В.М.Шегай, Т.Н. Ланина) : «воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценною участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями».

В 2000 году была защищена диссертация "Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения", с авторефератом которой можно ознакомиться, щелкнув по картинке.

Из чего состоит программа

Дыхательные упражнения
Правильное дыхание «оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно».

Растяжки, формирование схемы тела, проприоцептивная чувствительность, преодоление патологических телесных установок и синкинезий
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой к наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела . Формирование у ребёнка пространственных представлений – одно из важнейших условий его достижений. Внешнее пространство строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.
Особое внимание следует уделить работе с теми патологическими ригидными телесными установками , которые ограничивают и обедняют движения ребёнка. Например, при письме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную позу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления. Синкинезии – это непроизвольное оживление двигательной активности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему.
Проприоцептивные ощущения передают информацию о том, как мы двигаемся, где и как расположены относительно друг друга наши конечности, а также по отношению к телу. Главные функции проприоцепции – обеспечить то или иное положение тела, двигательный контроль и моторное планирование .

Проприоцепция складывается из ощущений, которые поступают от мышц, суставов, связок, сухожилий и от соединительной ткани. Эти ощущения непрерывно поступают в мозг, даже если мы находимся в покое. Наш мозг всегда в курсе того, что происходит с нашим телом. И происходит это бессознательно, за исключением тех случаев, когда мы осваиваем новое движение или серию движений.
Проприоцептивная система – одна из самых важных для развития моторных навыков. Она сложна по своему анатомическому строению, ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и сухожилиях, которые и обеспечивают бессознательный контроль за положением и движениями тела. Например, если вы закроете глаза, вы не перестанете «чувствовать», что ваши руки перекрещены на груди, свисают вдоль тела или лежат на коленях.

Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Ползание – в том числе на четвереньках – помогает ребенку развить координацию и ловкость, связать правую и левую части тела, освоить пространство, в котором он находится. В процессе ползания у малыша раскрывается ладошка, что позволяет ему овладеть ручной моторикой. Эти навыки помогут в дальнейшем ребенку бегать, лазить по снарядам на детских площадках, играть в мяч и с другими детьми в подвижные игры. Научиться красиво писать, легко различать лево-право, понимать условие задач. Ползание позволяет нервной системе ребенка научиться интегрировать вестибулярные и проприоцептивные ощущения , развивается двигательное планирование .

Глазодвигательные упражнения
Умение сосредотачиваться на предмете, следить за его движением является жизненно необходимым как для собственной безопасности, так и для обучения. Умение сосредоточиться на игрушке в раннем детстве существенно определяет дальнейшее развитие ребенка: детальное ознакомление с игрушкой, восприятие различных её особенностей, деталей – основа произвольного внимания, познавательной деятельности. Удержание равновесия также тесно связано с переработкой зрительной информации. По мере того, как передвигается тело, передвигаются и изображения предметов, которые обрабатываются нервной системой. Это даёт дополнительную информацию для организма с целью принятия правильного решения в той или иной ситуации. Кроме того, отсутствие конвергенции затрудняет формирование навыка чтения, ориентировки в пространстве.
Как пишет Sally Goddard Blythe (директор института нейро-физиологической психологии в Честере, Англия), «чтение, как способность следить за строкой и понимать значение символов на странице, требует навыка сложных серийных движений глаз, которые начинаются с возможности нахождения зрительной точки фиксации на странице. Это называется конвергенцией. Конвергенция – процесс слияния двух отдельных изображений, получаемых от каждого глаза, в одну четкую картинку. Затем оба глаза делают небольшой скачек к другой точке фиксации – это движение называется саккада. Функция саккад состоит в быстром и точном передвижении глаз от одной точки фиксации к другой. После каждой саккады следует пауза, затем глаза делают небольшое возвратное движение, чтобы проверить (перепроверить) информацию, которая, возможно, была упущена. Размах саккад зависит от размера текста, количества слов и самих слов в строке. В конце каждой строки глаза должны сделать большой скачек назад в начало новой строки. Любая трудности со зрительной фиксацией, конвергенцией или контролем саккад может повлиять на беглость, правильность и понимание при прочтении».
Интересно про зрительное восприятие написано в книге Оливера Сакса «Глаз разума».

Краткое содержание: Развитие речи. Задержка речевого развития. Нарушение речевого развития. Игры для развития речи у детей.

В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого "каша во рту". Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги "Педагогика, изменяющая мозг" О.И. Ефимов (невролог) и В.Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека, многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже ближе к 30.

У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т.к сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы книги пишут о том, что упраженения и игры, направленные на развитие вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.

Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия

1. Играть в мяч - подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.
2. Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе.
3. Крутить ребенка, держа его за руки.
4. С малышами - подбрасывать на коленях: "По кочкам, по кочкам, в ямку - бух!"
5. Игры по принципу "Замри - отомри". Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда "замри". После этого замереть и не двигаться до команды "отомри".
6. Любые варианты игр, где есть команды "старт" и "стоп". Например, бежать наперегонки до угла дома: "На старт, внимание, марш!"
7. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.
8. Хлопать ладонями мыльные пузыри.
9. Прыгать через скакалку.
10. Строить "шалаши" из стульев, одеял, подушек и т. д. и сидеть в них.
11. Проползать через тоннель, сделанный из стульев.
12. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.
13. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку.
14. "Камень, ножницы, бумага".
15. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит).
16. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.)
17. Качаться на качелях (гамак тоже подойдет), каруселях, прыгать на батуте
18. Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться в снегу.
19. Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги.
20. Крутить ребенка в офисном кресле.
21. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать дома на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропасть.
22. Кататься на велосипеде. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли. Поэтому детский автомобиль на аккумуляторных батарейках, который приводится в движение пультом или кнопкой, не может заменить самый обычный велосипед.
23. Считалки - ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки.
24. Стихи с движениями.
25. Хлопать в ладоши в ритм музыки.
26. Ритмично танцевать под музыку, петь.

Игры на развитие восприятия

1. Тактильный мешочек - определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.
2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.
3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.
4. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.
6. Рисовать пальчиковыми красками.
7. Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры и т. д.
8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.
9. "Рисовать" у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.
10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:

Материал подготовила: Анна Пономаренко

Другие публикации по теме развитие речи:

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта "Сюжетные картинки для развития речи" .

Всем доброго времени суток!
Сегодня мы начинаем мини-курс по сенсомоторной коррекции.
Я буду выставлять все занятия на блоге, внизу поста вы сможете скачать все задания в PDF формате.Хочу сразу обозначить, что названия День1, День2.. названы условно. На самом деле выполнять задания лучше от 1 до 3-5 дней, меняя материал и доводя движения до автоматизма. Или пройти все сразу, по дням, а затем возвращаться к занятиям.

Все занятия разделены на шесть частей:

1.Массаж ручек.
2.Пальчиковая потешка.
3.Подвижная игра.
4.Игра на сенсомоторное развитие.
5.Симметричные рисунки.
6.Творчество.

Все игры можно менять местами, совмещать, выбирать наиболее интересные ребенку.
Самое главное – игра должна доставлять радость ребенку, родителю и педагогу!

Итак, начинаем!

Рекомендации для выполнения заданий:
1. Массаж ручек.
Выбирайте упражнения, которые подойдут вам по возрасту.
Выполнять сразу все не обязательно, можно выполнять в течении дня или
понравившееся вам и ребенку упражнение. Ориентируйтесь, в первую очередь, на
ребенка.
2. Пальчиковая потешка.
Развиваем мелкую моторику, слуховое восприятие, память и координацию
движений.
Разучиваете потешку в течении дня. К окончанию дня малыш сможет
самостоятельно делать движения пальчиками в такт слов потешки.
Для удобства мы написали ее на большом формате, можно распечатать и держать
как подсказку на видном месте.
3. Подвижная игра.
Развиваем крупную моторику и координацию движений, ориентирование в
пространстве.
Подвижные игры можно выполнять сразу за потешкой, а можно делать в течении
дня, добиваясь точного их выполнения.
4. Сенсомоторное развитие.
Игры, направленные на развитие осязания, обоняния и моторики.
Используем разные варианты материалов.
5. Симметричные рисунки-обводилки.
Развиваем координацию «рука-глаз», интегрируем наши полушария для лучшего
восприятия информации, развиваем бинокулярное зрение.
Важное условие: обводим двумя руками одновременно!
Обводить нужно сразу двумя руками одновременно. Для удобства, мы сделали
стрелочки, по ним ребенок может ориентироваться, как обводить рисунок. Но это не
обязательно.
Варианты обводки: двумя руками одновременно от центра, к центру; одна рука ведет
сверху листа, другая снизу (одновременно); одна рука от центра, другая к центру
(одновременно); одновременно обводим разные детали – это сложный вариант для
взрослых. После обводки можно добавить детали или разукрасить – тоже
одновременно двумя руками.
6.Творчество.
Следующие два листа – раскраски и заготовки. Мы специально сделали две разных
заготовки – с крупными контурами и минимальным количеством деталей (для детей
помладше) и с мелкими контурами и большим количеством деталей (для детей
постарше).
Пусть ребенок сам сделает выбор, что ему делать. Раскрасить рисунок красками и
фломастерами или засыпать его крупой, раскрасить пластилином или вырезать фигурки
и сделать аппликацию.
Можно заклеить большой рисунок тряпочками разной фактуры, нитками или пряжей.
Можно взять любые крупы, вату, мелкие макароны, листья, палочки, ватные диски,
цветную бумагу. Намажьте изображение клеем и сверху приклеивайте наши рабочие
материалы. Ориентируйтесь на настроение вашего чада!





Одним из наиболее распространенных направлений в нейропсихологической коррекции для детей является сенсомоторная коррекция . Основные блоки упражнений — дыхательные, глазодвигательные упражнения, растяжки и так называемые «ползания» . Ниже рассмотрим их подробнее. Другие блоки упражнений включаются в сенсомоторную коррекцию при необходимости и зачастую требуют меньшей проработки.

Дыхательные упражнения

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке у ребенка правильного дыхания , которое будет оптимизировать газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, осуществлять массаж органов брюшной полости и способствовать общему оздоровлению, улучшению самочувствия, концентрации внимания у ребенка и снижению напряжения. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя.

Универсальным в нейропсихологии является обучение детей четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох - задержка - выдох - задержка». Вначале каждый из них может составлять 2-3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек.

    1. Исходное положение (И.п.) - лежа на спине. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать - плавно, избегая толчков.
    2. И.п. - лежа на спине. По инструкции нейропсихолога или взрослого ребенок начинает выполнять упражнение — медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.
    3. И.п. - сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом - вниз. Вариант: руки вытянуты вперед и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.

    «Растяжки»

    Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач в нейропсихологической коррекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.

    Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении . При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда нейропсихолог, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

    1. «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью) растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем - только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом - только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите его о том, вытянулась ли его спина, руки и ноги.
    2. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу.
    3. «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. Со вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом - зашипеть; подбородок - к груди, спина выгибается вверх.

    Глазодвигательные упражнения

    Слежение глазами идет за предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При выполнении упражнений голова у ребенка всегда фиксирована. Для привлечения внимания детей используются яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. Вначале он следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем - за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе. Во время упражнений нейропсихолог или родители должны следить за плавностью движения взгляда ребенка и стабильным удержанием его на предмете.

    Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям - вверх, вниз, направо, налево - и четырем вспомогательным: по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

    Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание»)

    На формирование одновременной и реципрокной координации у детей оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.

    Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги , затем противоположных — разноименных — руки и ноги. При этом в начале нейропсихологической коррекции в упражнениях руки у ребенка располагаются параллельно друг другу, затем — позже — перекрещиваются, то есть при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, а левая - за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу. На завершающем этапе сенсомоторной коррекции данные упражнения выполняются с передвижением ребенка с поднятым корпусом на коленях и на ногах у стены с добавлением движений руками.

Cенсомоторная (нейропсихологическая) коррекция - один из основных методов в борьбе с нарушениями деятельности центральной нервной системы

Известно, что основными причинами сбоев в деятельности центральной нервной системы являются сосудистые нарушения, наследственные и инфекционные заболевания, нарушения в процессе внутриутробного развития, различные травмы, отравления. В большинстве случаев процесс реабилитации – длительный и сложный. Одним из основных методов в борьбе с недугом сегодня является сенсомоторная (нейропсихологическая) коррекция.

Повышенное внимание к этому методу обусловлено тем, что за несколько десятков лет применения он доказал свою значимость при восстановлении естественного хода развития, позволяя стимулировать деятельность тех участков мозга, которые по каким-либо причинам оказались «выключены».

Фундаментом методики является оптимизация психического развития посредством стимулирования сенсорной и моторной сфер человеческого организма, для чего используется комплекс специально разработанных упражнений. Для нормализации деятельности нервной системы применяются различные блоки тренингов: дыхательные, глазодвигательные, ползания, растяжки. Каждый из этих видов требует значительной проработки и тщательного, сугубо индивидуального подхода, но особое внимание во всех случаях без исключения уделяется постановке правильного дыхания, поскольку именно от этого в дальнейшем будет зависеть улучшение кровообращения, газообмен, вентиляция лёгких, и многое другое. Как результат – у пациента заметно улучшается самочувствие, снижается напряжение, повышается общий уровень концентрации внимания.

В курс реабилитации обязательно включаются методы, которые способствуют развитию так называемого произвольного контроля – имеются в виду различные игры, а также упражнения, позволяющие стимулировать переключаемость. При этом высокой эффективности в лечении маленьких пациентов помогает достичь введение специальной формы внешнего контроля, когда малыш не просто механически выполняет действия в заданном порядке, но и сам участвует в регуляции своей деятельности. Иными словами, контроль не вместо ребёнка, а вместе с ним, своего рода сотрудничество. Применение методики сенсомоторной коррекции в дальнейшем даёт ребёнку возможность научиться чувствовать своё тело, увереннее ориентироваться в пространстве, способствует развитию зрительно-моторной координации, помогает усвоить последовательность выполнения тех или иных действий, стимулирует интеллектуальную деятельность подопечного. То есть мозг учится не только воспринимать, но и систематизировать ту информацию, которую он одновременно получает от всех органов чувств.

Как уже было сказано выше, этот метод вполне оправданно завоевал популярность, и его не случайно порой называют «необыкновенным чудом». Однако не следует забывать о том, что, как и любое лечение, он, прежде всего, требует серьёзного и продуманного отношения со стороны всех участников процесса.

Занятие ведет:

Хвингия Ирина Сергеевна.

Клинический психолог, нейропсихолог.