Капризы ребенка 3 года что делать. почему ребенок капризничает. Как справиться с капризным ребенком и отучить его от плаксивости

В каждой семье дети капризничают по-своему: кто-то кричит , некоторые начинают сразу закатывать истерику , опрокидываясь на пол, кидать мелкие предметы, расположенные под рукой. Это, конечно, зависит от темперамента и эмоционального состояния ребенка , но еще весомое действие оказывает общая обстановка в семье.

Почему ребенок капризный

Причины могут быть разными. Кстати, их может быть несколько одновременно, например, малыш не выспался, а еще дома мама с папой постоянно ссорятся. Все это откладывает отпечаток на состоянии малыша, постепенно расшатывая его нервную систему. Поэтому, прежде чем пытаться вывести ребенка из негатива примем к сведению, что вы за ним некоторое время будете замечать следующие состояния:

  • Ребенок капризный и очень плаксивый . Чуть что – сразу в слезы.
  • Вам хочется назвать его самым капризным ребенком года очень часто.
  • Ребенок может быть вялым и капризным в течении длительного времени.
  • Проявление непослушания тоже говорит о капризности ребенка .
  • Капризный избалованный ребенок будет вести себя соответственно, вам нужно только поймать и зафиксировать этот факт, а также найти причину.
  • Ребенок очень нервный и при этом капризный.

Каждое состояние как дом из кирпича, закладывается с фундамента, так и капризам предшествуют различные факторы. Их действие усиливается за счет того, что они накапливаются и, подобно снежному кому, обрушиваются на родителя, как снег на голову. Где искать причины детских капризов? Давайте разбираться.

Капризный ребенок и причины

Во-первых, необходимо понять причину любого проявления каприза . Если вдруг в магазине ребенок требует какие-либо сладости или игрушки, то не стоит покупать и стараться потакать ему в этом. Даже в том случае, если он опрокинулся на пол.

Но если малыш хочет в чем-то проявить инициативу, например, походить рядом с вами в магазине, а не сидеть в тележке для покупок, завязать шнурки или сам расчесать волосы, а родители при этом очень торопятся, то в данном случае требуется терпение взрослого. Не нужно ограничивать ребенка в стремлении сделать что-то самому. Иначе причиной каприза может стать банальное желание ребенка сделать что-то без родителя, проверив свои силы и поверив в себя!

Формирование капризов может начаться с обычных ситуаций. Ребенок капризный:

  • После болезни ;
  • После прививки ;
  • После того как плохо спал ночью ;
  • После садика .

Нервный капризный ребенок после посещения детского сада может довести родителей до белого каленая, сам не понимания, что он хочет. В этом случае вы можете просто обнять малыша и поцеловать. Ваши объятья будут действовать лучше всех слов и нравоучений. Как правило, после сада он чувствует свою незащищенность и требует вашего внимания к себе только ради объятий и чувства локтя. Но объяснить сам он это не в состоянии. Ваша задача создать благоприятную обстановку.

Как воспитывать капризного ребенка

В том случае, если малыш только собирается покапризничать , не нужно зацикливаться на этом и постараться отвлечь его, показав при этом красивую птичку на дереве, или картинку на рекламном щите, предложить ему что-нибудь вкусненькое. Попробуйте дать ему его любимую игрушку в руки, которую желательно прихватить с собой в дорогу, чтобы ребенок отвлекся и больше не вспоминал о своих настойчивых желаниях.

Если же не получается его переключить на что-то другое, то можно временно не реагировать на его сцены , постараться меньше заострять на нем свое внимание. Ведь некоторые дети любят закатывать сцены капризов на публику, а когда вокруг на них не обращают внимания – затихают. В любом случае не переживайте, что думают окружающие, главная цель наладить взаимоотношения с чадом.

По совету психологов нужно правильно применить определенную тактику к ребенку и придерживаться ее с самых первых капризов, не позволяйте себе сегодня сказать "нет", а завтра, поэтому же поводу "да". Иначе, ребенок часто будет закатывать сцены при помощи , чтобы родители выполнили его просьбу.

Если вдруг случилась истерика, важно в этот момент поговорить с ребенком тихо , без резких движений и повышения голоса, успокоить его своими объятиями и теплыми словами. Угнетенное эмоциональное состояние родителей тоже влияет на ребенка отрицательно. Помните, что вы не в праве требовать радости на лице малыша, если сами излучаете только негатив.

В отличие от взрослого, ребенок не может сдерживать свои эмоции . Даже новорожденный малыш реагирует плачем, если его мама эмоционально встревожена. Так и при взрослении дети чувствуют родительскую тревогу, видят поведение, слышат грубость, бестактность и малыш может из-за этого еще дольше капризничать , или еще хуже – закатывать истерики. Тем, что родители начнут его ругать, будет еще хуже. В этом случае, лучше промолчать или спокойно сказать ребенку, что он очень расстраивает своих родителей.

Бывает, что дети регулярно ведут себя плохо от недостатка внимания к ним взрослого . Старайтесь выделять время для своих деток, отвлекитесь от гаджетов, поиграйте со своими детьми в активные игры, займитесь с ребенком чтением книг, выполнением интересных поделок. Несомненно, проявление любви, внимания, ласки и заботы родителями к своему ребенку, делает его спокойнее, увереннее в себе. Ведь очень часто в неблагополучных семьях дети чувствуют себя не нужными, бывают дикими, не воспитанными, в связи с отсутствием внимания и заботы к ним родных.

Также не стоит шантажировать своих детей. Ни в коем случае нельзя говорит им: "Если ты не замолчишь, я не буду тебя любить" и так далее. В этом случае ребенок может начать обманывать. Некоторые родители допускают ошибку постоянно делая замечания: "Не сиди так..., не делай так, не говори так." Нужно использовать более позитивный метод: "Давай попробуем сесть вот так..., а это можно сделать по-другому, например, так..." и все в таком духе.

Когда ребенок перестанет капризничать, нужно спокойно объяснить, что его поведение очень огорчило вас. Вам следует уверить ребенка, что вы его очень любите и надеетесь, что он будет в дальнейшем хорошо себя вести.

Как воспитывать избалованного ребенка? Вопрос загадка, можно сказать. Смотря, как и кто его избаловал. В любом случае, здесь без настойчивого сопротивления с его стороны не обойтись. Вам следует запастись терпением и гнуть свою линию. Если его избаловали долгим сном на даче у бабушки или кучей конфет, а может не давали выполнять рекомендуемые мамой обязанности по мытью посуды – конечно, приехав домой он не захочет ничего делать. Ведь так удобно. И это мнение вам нужно будете переломить с точки зрения необходимости и важности его помощи для дома. А бабушке сделать выговор и привести пример, как ее "помощь" оказалась в итоге "кстати".

Прежде чем начать воспитывать своего кроху, применяя силу или громко обсуждая его поведение со знакомыми по площадке, успокойтесь. По возможности прочитайте книги по психологии детей. Не стоит углубляться в дебри науки, есть популярные книги, в которых все четко и ясно расписано.

Полезное видео

Известный доктор Комаровский в своей программе расскажет о детских истериках и обращения с капризным ребенком. Подскажет, что делать и как реагировать правильно:

Итоги

Капризы – это как лакмусовая бумажка ваших отношений. Они появляются тогда, когда что-то идет не так. Вашей задачей становится определение изменений, поиск причины и необходимых мер.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?

Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.

Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.

Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.

Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».



Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.

Почему важно правильно реагировать на капризы ребёнка?

Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.

И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в настоящую, неуправляемую истерику.

Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.



Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Например:
«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».

«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».

«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».

«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»

«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.


Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают;

3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. 

Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова. Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.




5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?

  • «Пожалуйста, помоги мне»
  • «Пожалуйста, давай разберем вещи»
  • «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».

Что нужно делать, когда ребёнок капризничает и ноет?

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

  1. Удержите себя от привычных командных фраз;
  2. Начните со слов «Я тебя понимаю»;
  3. Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
  4. Обнимите его;
  5. Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
  6. Подскажите, что нужно делать;
  7. Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Всего Вам самого доброго!

P.S. Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И нажмите социальные кнопки, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!

Все капризы детей – это все результат деятельности родителей. Капризный ребенок это небольшое упущение в воспитании родителями. Только родители разрешают ребенку капризничать, садиться на шею, добиваться своего путем истерик, нытья, угроз. Ребенок может закидывать голову назад, биться об этом и заливаться слезами.

От того, как родители с самого рождения будут воспитывать, и строить отношения с малышом, зависит, как он будет постоянно себя вести по мере взросления.

Дети могут капризничать и в зависимости от темперамента, от их эмоциональных и физических состояний. От этого зависят капризы ребенка в разном возрасте (в 1 год, 3 года, 8 лет): надувает малыш губы, очень сильно плачет, бросает все, что попадает под руку.

Ребенок капризничает из-за разных причин. В разные года у детей появляются новые желания и требования. Почему и реагировать на это необходимо по-разному. Согласитесь капризы годовалого ребенка и крохи в 3 года очень отличаются.

Сверх капризный ребенок приносит много неудобств родителям, не дает им покоя, постоянно заставляет краснеть маму и папу в общественных местах или их вынуждает реагировать на капризы криком.

Многие родители думают, почему они не могут прекратить капризы ребенка и 2 года, и в 5 лет. Казалось бы малыш растет, а что-либо делать с ним становится все сложнее. И малыш себя каждый год ведет намного хуже предыдущего, капризничает с новой силой.

Родители ищут ответы на многие вопросы: как вышло, что малыш стал капризничать; что нужно делать, чтобы это преодолеть; как справиться с капризами ребенка. С этими вопросами мы сегодня попытаемся разобраться.

Что предпринимать при капризном ребенке

Правило №1

Это правило нужно помнить всем родителям: установить главную из причин каприза, злости, почему ребенок нервный и как с этим бороться.

Если малыш присмотрел себе игрушку в магазине и стал кричать, требуя ее срочного приобретения – это беспочвенный каприз. Малыш просто капризничает и все.

Если ребенок неожиданно решил сам завязать шнурки, а мама очень спешит и не позволяет малышу делать это самостоятельно, а малыш стал очень настаивать на самостоятельности, закидывает голову назад, криками, истерикой, то в этом случае целиком и полностью виновата мама, то есть взрослый человек.

Вполне нормально, что малыш начинает что-то делать самостоятельно, это очень хорошо. Просто стоит потерпеть немного – и не будет ни нервов, ни плача, а только положительный и продуктивный результат.

Правило №2

Когда все только назревает, попытайтесь малыша чем-то сразу отвлечь. Изобразите удивление, говорите все что угодно, только, чтобы капризный ребенок мгновенно переключился на что-то, и забыл о своем намерении капризничать.

Если капризный ребенок еще адекватен в такой момент, то он легко будет реагировать на сторонний комментарий, действие и быстро забудет о том, что хотел затеять.

Правило №3

Если малыш не откликнулся на Вашу уловку, то стоит попробовать оставить его на небольшой промежуток времени одного и не реагировать на капризы.

Обычно ребенок капризничает на «публику» и очень быстро успокаивается, если на него никто не реагирует, потому что весомых причин для этого нет. Малыш просто хочет привлечь к себе внимание: закидывает голову назад, кричит, хныкает.

В такой ситуации нужно просто набраться терпения, не проявлять волнения. Когда малыш привыкает к постоянному вниманию, начинает этим пользоваться, а тот факт, что никто не реагирует на него, поставит его в тупик, и он успокоиться.

И не стоит полагать, что если малышу 2-3 года, 5 лет, то это настоящее проявление чувств и эмоций. Нет. Дети даже в 3 года, 6 лет уже очень хорошие манипуляторы, которые это осознают.

Не стоит паниковать, нервничать, если посторонние видят капризы ребенка и будто никакой реакции с вашей стороны. Мнение посторонних вообще не важно.

Ведь намного важнее те отношения, которые будут, когда малыш подрастет, чем то, что будут думать 5 минут о Вас чужие люди. И поверьте, многие из посторонних прекрасно понимают Ваше поведение, и мало кто будет его осуждать.

Если капризы набирают обороты – малыш заливается слезами, запрокидывает голову назад, краснеет, начинает задыхаться, то необходимо начать обращаться к нему тихо, без эмоций, ласково. Успокойте кроху ласковыми словами, но не поддавайтесь на его провокацию, особенно, когда капризы без особых причин.

Правило №4

Психологи советуют родители определиться с тактикой своего поведения во время капризов малыша, и держаться ее всегда, если малыш начинает свой «концерт».

Действуя по такому принципу, родители смогут застраховать себя на время от неприятных ситуаций в будущем. Малыш много лет живет дома с родными, и только здесь он проходит свои первые конфликтные ситуации.

Если у крохи (и не важно сколько ей лет) получается добиваться своего через капризы, то такой метод станет его любимым. Ведь что может быть проще: закинь голову назад, покричи немного и все, получишь желаемое. А когда родители это поймут, то будет уже поздно. Малыш будет не управляемым, и вернуть все назад будет трудно.

Это главная из причин почему капризы случаются снова и снова – реакция родителей на них. Кроху следует с годовалого возраста приучать к вашему реагированию на его истерики, гнев, тогда он очень редко будет использовать данный метод удовлетворения своих хотений, особенно при других людях. И тогда закинуть голову назад, устроить истерику ему даже не придет в голову.

Ни при каких условиях не позволяйте себе срываться на малыша в ответ на его капризы, нытье. Как бороться с ними? – Выход один. Это спокойствие. Выработайте в себе рефлекс – реагировать на капризы только спокойствием. Своим криком, шлепками Вы только усугубите положение.

В таком состоянии малыш не сможет осознать причину такого результата. Таким поведением Вы только подтолкнете малыша к еще большей истерике. И в следующие разы ребенок будет действовать только через капризы, слезы, крики.

Детским капризам вообще лучше не потакать, чего бы ни просил ребенок. Если мамой руководит сострадание, то пообещайте купить ему то, что он хочет, но только, если ребенок будет себя хорошо вести. Только не забывайте выполнять такие обещания – это очень важно.

Постарайтесь не быть одной из причин каприза. Если желание или требование крохи вполне обоснованно, то стоит разрешить ему делать так, как хочет он. И не накаливать обстановку.

Но если вдруг Вы сами довели ситуацию до конфликтного состояния, тогда попытайтесь выйти из него без сильного урона – остановите его истерику, но иным способом, не выполнением его каприза: отвлекайте, предлагайте что-нибудь взамен.

Правило №5

Будьте внимательны с собственным эмоциональным состоянием. Нервный родитель плохо влияет на состояние малыша, и это очень опасно. Дети, в отличии от взрослых, не могут хранить свои чувства долго. Им гораздо проще выплеснуть все негативные эмоции.

Если ребенок уже на взводе, то ни в коем случае не поддерживайте такое состояние. Будьте начеку и контролируйте сами себя – не провоцируйте цепную реакцию.

Уравновешенным тоном скажите крохе, что его поведение Вам не нравится. Сгодится даже холодное молчание, если Вы чувствуете, что можете не сдержаться.

Не нужно пробовать словами вразумить его – кроха не поймет логических объяснений (особенно, если ему 2-3 года, даже если 4-5 лет). Угомонить его сможет только мгновенное удовлетворение желания, а этого делать не нужно, потому что такие случаи будут происходить регулярно.

Зачастую дети начинают капризничать, когда не ощущают достаточного внимания со стороны взрослых. Иногда родители, которые много времени уделяют крохе, но все равно встречаются с частыми капризами. И причин этому не много, хотя родители упорно ломают голову над этим.

Просто детки чувствуют, когда родители с удовольствием и трепетом уделяют им внимание, а когда им это в тягость. И таким образом, манипулировать мамой или папой, им гораздо приятнее и назад дороги нет.

Правило №6

Не вздумайте когда-либо шантажировать своего малыша!

Использование шантажа, угроз ни к чему хорошему не приведет. Таким методом Вы сами подтолкнете кроху к вранью, и приучите его делать то же самое, что и Вы.

Только уже в своих личных целях. Особенно такой способ контролирования нельзя применять, когда он достигает лет 12-15. Особенности подростковой психики не дадут Вам достоверно понять: он только манипулирует мамой или говорит всерьез.

Правило №7

После того, как капризный ребенок успокоится, отойдет от стресса, обязательно поговорите с ним по-доброму о произошедшем.

Объясните ему свои эмоции и чувства. Только не сравнивайте его с проступком – плохой, капризный и другое. Наоборот, необходимо убедить кроху, показать ему, что он любим мамой и папой, не смотря на разные конфликты.

Скажите, что уверенны, что больше он так себя вести не будет. Такая беседа очень нужна, чтобы у детей не формировалось устойчивое чувство вины, как это зачастую такое случается после очень сильных вспышек эмоций.

Нужно помнить, что дети до 16-17 лет не умеют полностью контролировать своими чувствами, эмоциями. Когда все прошло, не стоит упрекать детей, грозиться наказанием. Помните, что в некотором смысле малыш наказал себя сам.

Не ломайте себе голову тем, как избежать капризов. Это всегда будет в отношениях с детьми. Оборачиваясь назад, Вы и не заметите, как научились справляться с истериками детей.

Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего ребенок стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками? Почему малыш капризничает?

Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у него кризис первого года. Вполне закономерное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12–14 лет). Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:

-«трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;

Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;

Повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;

Повышенная капризность;

Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Зачем они делают это?

Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада.

Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке. И на улице беда - чистенький малыш, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы детей и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: оказывается, таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Пуговицы вместо таблеток

Все это, конечно, не значит, что малышу, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать». «Ну что ж, надо так надо», - подумает про себя юный скандалист и… покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности крохи. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. «Безобразия» в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Когда не будет хорошо?

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если он вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: малыш никогда не позволит себе умереть с голоду. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего малыша? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить его именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?»

Игры с выключателем

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если к нему пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в «магазин» и предложить малышу самому «купить» один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3–5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка.

Поговорим, мама!

Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть? Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его «помочь» вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу крохи, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с малышом. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

Шаг назад и два вперед

А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис первого года? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный ребенок, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: «Перестань орать и ешь!», «Нельзя, я сказала!» - и ничего больше. Действуя вместе с сыном или дочкой, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.


Капризное поведение является поводом для тревоги многих мама и пап. Порой упрямство и неподчинение дети начинают демонстрировать с самых юных лет.

А уж как реагировать на детские слезы, родители не всегда могут понять. Как же определить, плачет ли годовалый малыш из-за чего-то серьезного, или вы столкнулись с очередным капризом?

Давайте узнаем, откуда берется капризность и что нужно делать родителям, чтобы прекратить слезы и истерики.

Если подобные реакции проявляются регулярно, взрослые начинают к ним относиться, как вполне естественным особенностям раннего и дошкольного возраста. Однако это мнение ошибочно. Малыши не рождаются капризными.

Главной причиной детский истерик является неправильный подход к воспитанию ребенка. А чем он младше, тем импульсивнее и несдержаннее его поведение.

Капризы у младенцев: правда или вымысел?

У детей, едва появившихся на свет, капризов, как мы их понимаем, нет. Плач и слезы, сигнализирующие о дискомфорте, это еще не капризы. Чтобы избежать проблем, нужно убедиться, что:

  • малыш сухой;
  • не голоден;
  • он не страдает от газов и колик;
  • ребенок здоров;
  • вы соблюдаете распорядок дня.

Как мы видим, причины для плача вполне разумны и их можно предвосхитить.

Если же кроха постоянно напоминает родителям о своих неудобствах криками, то у него может появиться привычка таким способом добиваться удовлетворения собственных потребностей. То есть постоянные отрицательные эмоции, становясь привычными, становятся предпосылкой для появления капризов.

Капризы у детей 1-2-х лет: причины и особенности проявления

В годовалом возрасте малыши переживают первый в их жизни возрастной кризис.

Причина его появления – накопление ребенком определенных знаний и навыков. Эта ситуация требует перехода на новый этап отношений родителей и детей.

Ребенок второго года жизни начинает воспринимать себя отдельной личностью. Он делает первые шажки, начинает разговаривать, что позволяет ему по-новому узнавать мир.

Однако это же приводит и к увеличению количества капризов. И зачастую их провоцируют сами родители.

Малыш пробует добиваться плачем удовлетворения любого, даже мимолетного желания, а мама с папой тут же их выполняют.

В скором времени у крохи формируется не очень приятная привычка – добиваться выполнения своих требований через слезы и крики. Закрепляясь, такое поведение становится свойством характера.

Еще одним проявлением капризов у самых маленьких деток является нежелательная настойчивость.

К примеру, ребенок изо всех сил стремится завладеть заинтересовавшим его предметом. Многочисленные «нельзя» его не останавливают. Если взрослые убирают любопытную вещицу повыше, малыш пытается залезть на мебель, начинает кричать «Дай!» Обычно все это заканчивается плачем.

Конечно, не стоит исключать и вполне естественные причины появления капризов и истерик – состояние детского здоровья.

Однако ничто не приносите ребенку облегчения, и он начинает капризничать и хныкать.

Что делать, если ребенок капризничает?

Даже самый спокойный и послушный малыш иногда капризничает. И это может случиться в самом раннем возрасте. Вот почему родителям нужно знать, как реагировать и как бороться с капризами. Что же делать взрослым?

  1. Научитесь говорить «Нет». С самых юных лет ваше чадо должно знать важные слова: «Стоп», «Нет», «Нельзя». Конечно, их не может быть очень много, зато их наличие поможет избавить кроху от постоянных капризов. Кстати, эти фразы станут отличными помощниками для детской дисциплинированн ости.
  2. Старайтесь спокойно реагировать на крики. Следует помнить, что бурные сцены рассчитаны на публику и сочувствующих. Попробуйте оставить капризничающего ребенка одного, конечно, убедившись, что он не причинит себе вреда. Когда он убедится, что его вопли не приносят желаемого результата, привычка капризничать постепенно исчезнет.
  3. Убедитесь, что это каприз, а не важная потребность. Если малыш спокойно и разумно (в соответствии с возрастом) объясняет, зачем ему понадобилась так или иная вещь, значит, это потребность. Возможно, стоит пойти навстречу крохе и удовлетворить его желание.
  4. Будьте последовательны. Во избежание перерастания капризов в полноценные истерики договоритесь с домочадцами об единых требованиях и правилах воспитания. Если вы сегодня что-то запрещаете, будьте тверды и завтра, несмотря на все детские просьбы.
  5. Не кричите. Конечно, крики и слезы могут вывести из себя самого эмоционально стойкого родителя. Даже если вы утомились, старайтесь себя сдерживать и спокойно вести беседу. Не забывайте, что вы и только вы являетесь примером для своего чада.
  6. Объясняйте причину отказа. Капризы поутихнут, если рассказывать крохе о причине запрета. Не отмахивайтесь раздраженно от ребенка, если он что-то просит. Даже совсем маленький человечек может понять, почему вы не станете покупать эту замечательную игрушку, если спокойно и доходчиво ему объяснить.
  7. Предоставляйте выбор. Согласитесь, что капризы лучше предотвращать, чем потом с ними героически сражаться. К примеру, если вы заметили, что ваше чадо отказывается надевать шапку на прогулку, то предложите выбрать: «Какую шапочку ты хочешь – желтую или зеленую?» В этом случае ребенок ощущает контроль над ситуацией и чувствует себя самостоятельным.
  8. Обыгрывайте конфликт. Попробуйте не подчинять малыша, а обыгрывать ситуацию. Например, попросите его о помощи: «Что-то я забыла, как нужно чистить зубы. Пожалуйста, покажи, как это правильно делать». Обычно дети не упускают возможность поучить чему-то маму, а в процессе «учебы» они и сами почистят зубы.
  9. Сообщите о приятной перспективе. Если ребенок категорически отказываться что-то делать, расскажите о приятных событиях, которые его вскоре ожидают. К примеру: «Дима, давай сейчас соберем все твои игрушки, а затем я дам тебе альбом с красками, чтобы ты нарисовал красивый рисунок».

А как реагировать на детские капризы, если малыш не только не утихомиривается, но и начинает биться в истерике?

Присядьте рядом с крохой, посмотрите ему в глаза. Попробуйте узнать, что он хочет – говорящий ребенок уже может вслух сформулировать свою потребность.

Если приступ истерики начался, обнимите ребенка, крепко прижмите к себе, говорите мягко и спокойно.

Пытается вас ударить? Придерживайте его руку, однако не отталкивайте. Необходимо, чтобы дети слышали мамин голос и чувствовали вашу поддержку.

Нужно ли наказывать за капризы?

Прежде всего, определитесь, что вы имеете в виду под наказанием.

Безусловно, бить ремнем, регулярно шлепать нельзя. Физические воздействия не приведут ни к чему хорошему.

Напротив, насилие лишь усугубит детское поведение, к тому же малыш станет копить обиды на вас.

Как мы уже писали выше, самый действенный способ, помогающий отучить детей от капризов, – лишать своего внимания, когда ребенок ведет себя плохо, и уделять ему больше времени, когда он послушен и с радостью и удовольствием общается с вами и сверстниками.

Чтобы понять, как реагировать и бороться с капризностью своего чада, следует твердо уяснить: детские капризы и истерики не появляются на пустом месте.

У них есть весомые причины, а неправильная родительская реакция только поддерживает и закрепляет их.

Освежите в памяти возрастные особенности малыша, установите и соблюдайте распорядок дня, выработайте единые требования к ребенку, найдите золотую середину между излишком и недостатком внимания. И, конечно, любите свое чадо и относитесь с пониманием к его психологическим особенностям.

Другая информация по теме


  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 3)

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?