Задержка речевого развития у детей. Рецепты, рекомендуемые фитотерапевтами Какие травы можно пить для развития речи

Как я уже писала в предыдущей статье, у второй дочки, родившейся на сроке в 33 недели, после прививки и непролеченной желтушки новорожденных появились отклонения в развитии.

Сначала это было не так заметно. Мне казалось, что ребенок спокойный и любит поспать, поэтому не сильно интересуется окружающим миром. В 4 месяца дочка не тянула ручки к игрушкам и лишь следила за траекторией их движения, а комплекс оживления я стала замечать только к 5-месячному возрасту.

Как я заподозрила задержку психоречевого развития (ЗПРР)?

Серьезную тревогу я начала бить чуть позже, и, собственно, вот по каким причинам.

  • В 7 месяцев дочка не только не сидела, а даже не переворачивалась.
  • Гуление к этому возрасту отсутствовало полностью.
  • Она слабенько улыбалась присутствующим, но особой радости я не видела.
  • Невролог заметила, что у нее гипотоничные мыщцы спины и ножек.
  • Когда я давала ей в руки игрушку, она ее плохо держала и не сильно интересовалась ее свойствами.
  • Больше всего она любила просто сидеть на руках и «залипать» в своем мирке.

Мы стали усиленно делать массаж, гимнастику и посещать врачей. Ортопед сказал, что у дочки слишком гипермобильные суставы, поэтому пойдет она поздно. Невролог ставила темповую задержку моторного развития, ГИЭ и синдром двигательных нарушений.

Первые достижения в лечении ЗПРР

Много лекарств + массаж постепенно растормошили ее, и она стала поактивнее реагировать на нас, игрушки, мультики. Но моторное развитие к году так и не пришло в норму – мы ужасно отставали. Переворачиваться малышка стала в 7,5 месяцев, села в 11, а поползла только в год. Речи не было вообще, то есть слова «мама», «папа», «баба» не проскакивали даже случайно. Она через раз реагировала на свое имя, не показывала пальчиком на нужные предметы, а желаемого добивалась криком. Играть в игрушки, сортировать фигурки, собирать пирамидку она не могла чисто физически, потому что помимо крупной моторики у нее сильно пострадала и мелкая. Пальчики неловко держали предметы, движения были скованными и несколько дезориентированными.

К полутора годам дочка умела отлично ползать и вставать на ножки, но ходить не могла совсем . Она заваливалась назад, будто пьяная. Диагноз – атактический синдром неясного генеза. Из-за моторного отставания у нее пострадала и речь, и психика: слов не было, из сказанного она понимала от силы 50%, просьбы не выполняла, взгляд часто был отсутствующим, будто она залипала где-то в другом мире. Пирамидки, сортеры, вкладыши и пазлы – это были какие-то нереальные по сложности задания.

Заниматься, учиться, близко общаться она не горела желанием. Итак, к атактическому синдрому добавилась задержка психоречевого развития (ЗПРР). Некоторые врачи под вопросом ставили аутизм, было даже подозрение на синдром Ангельмана, потому что дочурка частенько хохотала по поводу и без (как выяснилось потом, она просто очень позитивный ребенок, пребывающий всегда в хорошем настроении).

Наш основной план лечения ЗПРР и успехи

После длительных обследований и катаний по светилам медицины мы выявили для себя следующую тактику лечения:

  • массаж раз в два месяца + параллельно ноотропные препараты, витамины, сиропы для улучшения обмена веществ;
  • бассейн два раза в неделю;
  • частая смена обстановки для получения положительных эмоций;
  • постоянные занятия дома со мной (у меня педагогическое образование) для развития моторики, речи и понимания окружающего мира.

В 1 год 7 месяцев дочка пошла – криво, косо, шатаясь, падая – но все-таки пошла . Конкретно по борьбе с атактическим синдромом будет отдельная статья, поэтому на этом не буду сильно останавливаться. Речь стала появляться в виде непроизвольных звуков и слогов. В 2 года были первые слова «мама», «папа», «баба», «мяу». Но самое главное – пошел сдвиг в психике ребенка, и она стала открываться миру, ЗПРР стала отступать.

Сейчас в 3 года она знает алфавит, цифры от 1 до 12, 10 цветов (причем различает голубой и синий, темно-синий и просто синий), геометрические фигуры, огромное количество слов и понятий (увы, в основном это пассивный словарный запас), умеет сравнивать «большой-маленький», «высокий-низкий», «тонкий-толстый» и т.д. Она также отлично понимает речь, эмоции других людей, пользуется указательным жестом, играет в игрушки, с сестрой и кошкой. У нее стало лучше концентрироваться внимание, поэтому она с удовольствием занимается со мной.

Мои занятия с дочкой

В своей работе с ней я использовала книжки и картинки , о которых написано в статье про то, чем заняться с детьми осенью в плохую погоду . Именно с них пошел толчок в понимании. Я рассказывала красочно и ярко, использовала жесты, мимику, шутки, поглаживания, меняла тональность голоса – короче говоря, проявляла актерское мастерство, насколько это было возможно. Все выученное по картинкам я искала в окружающей обстановке и показывала ей. Мне приходилось по сто раз проговаривать одно и тоже, чтобы в ее голове что-то уложилось.

Указательному жесту я ее тоже учила. Я просила ее показать мне, например, куклу, затем брала ее ручку и пальчиком показывала на куклу. Повторяла я одно и тоже целых две недели. В итоге, я добилась от нее ответной реакции. После постоянно ее просила показать мне что-либо – так закрепился навык использования пальчика для указания на желаемое или на то, что интересно.

Понимать эмоции она стала по картинкам и благодаря моим кривляниям соответственно этим картинкам. С имитацией было больше проблем, времени потратилось очень много, но сейчас она достаточно хорошо повторяет действия за другими.

Цвета и формы я ей внедряла долго и упорно . Она меня не слушала, отталкивала книги и карточки с данными темами, убегала. Я стала применять хитрый метод поощрения для того, чтобы ее заинтересовать. Это был своего рода шантаж – дочке предлагалось выполнить то или иное действие (например, посмотреть карточки с цветами), за что она получала либо лакомство, либо любимую игрушку (есть у нас маленький мягкий цыпленок, который является лучшей наградой для нее). Шантаж имел успех. Я до сих пор применяю метод поощрения (читай, шантажа) в своей работе с ней.

Еще я заметила такую особенность в общении со своей девочкой – то, что она отталкивала сначала, стало интересно потом. Когда я ее обучала понятиям «один» и «два», она демонстративно отворачивалась, но я продолжала ей подсовывать эту информацию как бы невзначай. Нудно, долго, утомительно. Порой казалось, что результата не будет, и хотелось плакать самой. Но в какой-то момент дочка обрабатывала информацию, раскладывала в голове по полочкам и проявляла больший интерес к занятиям. Сейчас она сама мне тащит задания и разные карточки для развития, а еще год назад она их ненавидела.

Я старалась всегда побольше с ней гулять и много-много говорить на прогулке о том, что вижу . Эмоции на улице, особенно весной и летом, у детей зашкаливают, и вот на такой основе, как положительный настрой, можно заложить большой объем материала. Я говорила-говорила-говорила, к концу прогулки у меня болело горло и садился голос, а также появлялась моральная истощенность, потому что я максимально вкладывала в свои слова эмоции. Я все-таки нашла отклик у своего ребенка.

Заметьте, скорее всего, у вашего малыша есть какой-нибудь обособленный интерес – тема, которая его завлекает на все 100% . У нас это – кошки. Дочка могла за ними наблюдать часами. На улице мы ходили их кормить, и я рассказывала, что они делают, какие части тела у них есть, а затем все это переводила в другую область и сравнивала, например, «у киски есть лапки, а у нас ручки, давай попрыгаем и будем держаться за ручки». Вскоре мы завели котенка – это вызвало эмоциональный всплеск у дочки, и она проявила большую активность в познавательных процессах.

В поддержку мамам деток с ЗПРР

Подводя итоги, хочу сказать, что ваша задача – тормошить ребенка, но не ждать быстрых результатов , потому что малыши с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) хуже усваивают информацию. Вы просто обязаны выполнять рекомендации врачей – этим вы помогаете ребенку преодолеть трудности в обучении. У нас, например, курс Элькара и уколов Кортексина в купе с массажем давал умопомрачительные результаты.

И самое основное – ваш настрой на победу . Вы можете всплакнуть в подушку или съесть целую шоколадку для успокоения нервной системы, но утром вы ОБЯЗАНЫ заняться ребенком с улыбкой и новыми идеями. Прочувствуйте его интересы, определите приоритетные области в развитии, хвалите малыша за малейшее достижение и твердо идите вперед!

Пусть наш опыт станет для вас примером того, что ЗПРР – не приговор и не талон на обучение в коррекционной школе. Все в наших руках – в руках любящих и внимательных мам! Нам с дочкой осталось снять диагноз ЗРР (увы, с речью пока беда), но я верю, что и это нам по плечу!

Речь - это способ общения людей, в котором одна сторона - это формирование мыслей в языковое выражение, а вторая - восприятие конструкций, создаваемых с помощью слов.

Речь: как это работает

Речь нам необходима, чтобы правильно выражать мысли и образы, создаваемые в голове, чтобы уcпешно контактировать с другими людьми. И она обладает следующие характерными свойствами:

  • содержательность - насколько речь полна смысла;
  • понятность: правильно ли построены предложения, удачные ли подбираются слова и правильно ли они произносятся;
  • выразительность - эмоциональная насыщенность, способность употреблять эпитеты, метафоры и другие средства;
  • действенность - способны ли мы речью повлиять на действия и мысли других людей.

Процесс речи осуществляется благодаря двум полушариям головного мозга. А вот восприятие чужой речь осуществляется только левым.

Процесс произнесения слов и предложений для нас автоматический и простой. Однако стоит знать, что на самом деле это сложное действие, в котором принимают участие многие наши органы. Прежде всего голос - это звуковые колебания. Голосовой аппарат создаёт препятствия для выходящего из организма воздуха, поэтому и появляются разные звуки.

Проблемы с речью

Проблемы с речью возникают очень часто в детском возрасте, когда ребёнок ещё не владеет в полной мере речевыми способностями. Часто эти дефекты поддаются лечению и исправлению. Но иногда они остаются на всю жизнь. Классификация речевых проблем типа дислалия (не произношение определённых звуков, косноязычие):

  1. Простая форма - плохо произносится один или несколько звуков из одной группы, например: з, с или р, л.
  2. Сложная - плохо даётся несколько групп звуков.
  3. Физиологическая - до определённого возраста (5 лет) плохо произносятся некоторые звуки из-за не сформировавшегося речевого аппарата. Её ещё называют возрастной.
  4. Функциональная - нарушение произносимых звуков, при котором отсутствуют отклонения.
  5. Механическая - характерна при анатомических дефектах из-за наследственности, врождённости. Также может быть приобретённым заболеванием.

Причины у этих типов дефектов могут быть различными, например, функциональная может появиться из-за недобросовестного воспитания детей, если есть неправильный образец речи или двуязычие, также возможны изменения в речи при частых болезнях, использовании неправильной артикуляции или недоразвитости слуха.

Причинами механического типа проблем с речью могут быть:

  • особенности строения органов: язык, зубы и т. д.;
  • наследственные особенности организма;
  • врождённые дефекты - отклонения во внутриутробном развитии;
  • приобретённые возникают при жизни по разным причинам.

Алалия - это отсутствие речи преимущественно у детей, при этом они могут обладать прекрасным слухом. При этом заболевании ребёнок слышит речь, но не может её понять, как, например, мы не можем понять речь иностранцев. Ребёнок не может научиться говорить.

Дизартрия - это нервное заболевание, при котором человек плохо произносит все звуки, они получаются смазанными и непонятными.

Заикание - очень распространённая болезнь, при которой сбивается ритм речи, темп, появляются спазмы в речевом аппарате.

Каждый тип лечится определёнными способами. Конечно, есть случаи, когда вылечить человека нельзя.

Способы лечения

Не во всех типах заболевания могут помочь лекарства и другие методы лечения. Чаще всего назначается гимнастика для речевого аппарата. Однако есть случаи, когда могут помочь лекарственные травы.

Если, например, речевые мышцы очень напряжены, из-за чего плохо даются слова и целые фразы, то могут помочь расслабить речевой аппарат некоторые рецепты:

  • 1,5 стакана скорлупы кедрового ореха залить водкой (поллитра) и дать настояться в тёплом и тёмном месте примерно 10 суток. Пить настойку надо по одной ложке три раза в сутки;
  • одну ложку укропных семян следует залить кипятком и дать настояться минут 10, пить этот настой за пятнадцать минут до еды;
  • можно одну ложку цветов календулы залить кипятком и дать настояться на протяжении получаса. Этот стакан выпить в три приёма за день.

Также хорошо для расслабления мышц помогут такие травы, как донник, зверобой, брусничный лист, клевер, тысячелистник, ромашка и т. д.

  1. Смешать по две ложки цветов василька и лекарственной зори, одну - зверобоя и четыре - душицы. Залить водой по схеме: на одна столовая ложка такого состава - один стакан воды, кипятить и настаивать по 10 минут. Пить этот лекарственный отвар до еды.
  2. Смешать по одной ложке: чернокорня, донника, корня синюхи, раскрытого прострела и по две ложки: мяты, первоцвета и чернобыльника. Как и в предыдущем рецепте залить водой, используя ту же схему, кипятить и настаивать по 10 минут. Пить перед приёмом пищи.

Услуги клиник в этой области

Дефекты речи часто проходят сами собой в детском возрасте - до 5 лет. Но некоторые случаи заслуживают определённого подхода и длительного лечения у специалистов.

Услуги логопеда предоставляются многими клиниками и частными докторами. Важно подобрать не только дорогого и многообещающего доктора, но и приятного для ребёнка. Чтобы малыш не замкнулся, а, наоборот, раскрылся, нужен индивидуальный подход, часто проводятся совместные занятия с родителями или другими такими же детьми.

Гораздо хуже обстоит дело со взрослыми, у которых наблюдаются серьёзные дефекты речи, вовремя не лечившиеся. Со временем их речевой аппарат полностью сформировался, и то, что можно было с лёгкостью исправить в 5 или 7 лет, теперь изменить очень сложно. Но и с такими пациентами успешно проводятся работы и даже достигаются определённые результаты.

Развитие речи и мышления «тормозят» три основных фактора - болезни мамы во время беременности, родовая травма и дефицит родительского внимания к своему малышу после рождения. Большинство женщин начинают заботиться о здоровье крохи лишь после того, как узнают о его существовании.

Но «фундамент» будущего мозга закладывается уже в первый месяц беременности, когда многие мамы и не подозревают, что носят в себе новую жизнь, и поэтому невольно могут ей навредить.

В этот период особенно опасны гинекологические заболевания, простуды, курение, в том числе и пассивное, стрессы, «недоедание» белков и витаминов, необходимых для формирования нервной ткани. Серьёзному испытанию подвергается мозг малыша и во время родов. Часто при прохождении родовых путей нарушается его кровоснабжение, так как малыш тянет за собой пуповину, которая из-за тесноты «тоннеля» пережимается и перекручивается. Недостаток кислорода, или гипоксия, вызывает гибель нервных клеток. Чем длиннее и труднее роды, чем больше мозговой ткани повреждается.

Нередко в родах случаются черепно-мозговые травмы, ведь головкой малыш прокладывает себе дорогу, а на выходе из родовых путей он буквально «стучится» ею в узкие «ворота». Удары и давление могут повредить нежную сосудистую стенку, и ткани мозга пропитываются излившейся из сосуда кровью. В дальнейшем на месте «умной» нервной ткани формируются кисты и рубцы, которые «думать» не умеют. Функции умерших клеток берут на себя другие участки мозга. Основная задача лечения - помочь им освоить «смежные профессии», а также «научить» оставшиеся в живых клетки мозговых центров работать за себя и «за того парня».

Задержка умственного развития у детей - лечение

Ребёнок, страдающий целым букетом серьёзных заболеваний, нуждается в комплексном и адекватном лечении. Приём лекарственных препаратов должен быть постоянным, а дозы соответствовать возрасту и состоянию малыша.

Для усиления эффекта хороши и средства народной медицины, и нетрадиционные методы лечения. Но самым главным из них всё-таки остаётся «домашняя» терапия, овладеть которой под силу любому родителю. Нужно всего лишь любить малыша больше, чем себя, и каждую минуту желать ему скорейшего выздоровления.

Большинство чудес делают мамы своими руками, часто даже вопреки неутешительным прогнозам врачей. Ребёнок, страдающий задержкой развития, требует внимания родителей круглые сутки несколько лет подряд. Больше всего он нуждается в общении, «словотерапия» в данном случае творит чудеса.

Разговаривать надо постоянно, комментируя любое своё действие, и обязательно вовлекать в диалог малыша. Его «немота» похожа на ворота, в которые до года необходимо каждый день «стучаться», а затем «открывать» их всё шире и шире. Для этого ребёнку надо постоянно задавать вопросы, побуждая его к ответу. Нельзя отвечать за него, так же, как и предугадывать все его желания или выполнять их по его молчаливой указке. В этом случае у малыша не будет стимула к общению.

Зачем трудиться, открывать рот, напрягать голосовые связки, думать, как произнести звуки, если и так всё дают. «Хочешь игрушку? Скажи «Да». Зайчика или машинку? Не показывай, скажи». И так всегда и во всём. Это требует невероятных усилий со стороны окружающих малыша людей. Основная тяжесть, конечно, ложится на его родителей, но наибольших успехов достигают там, где в лечении словом участвуют все члены семьи.

Массаж ладошек при задержке умственного развития

Снять мозговой «тормоз» помогают не только слова, но и дела. С самого раннего возраста надо развивать крохотные пальчики. В головном мозге речевой центр и центр, отвечающий за мелкую моторику или «пальчиковую» работу, находятся очень близко друг к другу.

К тому же их объединяют тесные «родственные» связи. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект.

В старину говорили, что «слова ребёнок держит на ладошке, а ум прячет в подушечках пальцев». Ежедневный массаж ладонной области с «обниманием» и растиранием каждого пальчика растормаживает нервные клетки речевого центра и побуждает их к работе. Игры с пирамидками, верёвочками, пазлами, мозаикой не столько развлекают, сколько лечат.

Повседневные заботы о себе самом тоже помогают развивать ум и речь. Каждый ребёнок должен сам одеваться и обуваться, уметь завязывать шнурки и застёгивать пуговицы, заправлять рубашку и сворачивать носовой платок.

Мама, каждый день одевающая малыша с ног до головы, прячет его мозг в глухой «шлем», через который не пробиться никаким сигналам. Развитию речи и интеллекта очень помогают рисование и лепка. Пальчики работают, держа карандаш, ещё больше они трудятся, когда превращают кусок пластилина в фигурку. Чем больше умеют руки, тем подвижнее язык, тем острее ум.

Задержка психического развития - медовое лечение

Все средства народной медицины, в том числе и медовое лечение, в данной ситуации используются как вспомогательные. В первую очередь их лечебный эффект направлен на усиление действия лекарственной терапии и укрепление иммунитета.

Ребёнка, страдающего гипотиреозом и эпилепсией, надо беречь от простуд. Любой вирус может вызвать серьёзные осложнения со стороны имеющихся у малыша болезней, поэтому необходимо строить крепкий иммунный барьер.

Мёд как нельзя лучше справится с этой задачей, особенно если разнообразить его действие аскорбиновой кислотой и природными иммуномодуляторами. С этой целью можно взять 100 мл мёда, измельчённую мякоть лимона и аптечную баночку сока алоэ, смешать все компоненты и ежедневно «поднимать» иммунитет вкусной и натуральной биодобавкой, которую можно хранить в холодильнике.

Ребёнку до пяти лет её дают по ч. л. дважды в день, при условии, что у него нет аллергических реакций на компоненты смеси. Как для иммунной, так и для нервной системы полезно каждый вечер выпивать половину стакана тёплой воды или мятного чая, в котором растворены 2 ч. л. мёда. Медовые средства обеспечат глубокий спокойный сон, необходимый для успешного восстановления и созревания детского мозга.

С этой же целью делают вечернюю расслабляющую ванну с настоем календулы и мёда. 2 ст. л. цветков календулы необходимо залить 2 стаканами кипятка, полчаса настоять под крышкой, процедить, добавить 3 ст. л. мёда и вылить настой в ванну. Нелишними будут и нетрадиционные способы лечения, например гирудотерапия. Применение пиявок оправдано тем, что в основе имеющихся мозговых симптомов лежит кислородное голодание, возникшее из-за нарушения кровоснабжения мозга. В таких случаях в первую очередь всегда страдают кровеносные сосуды, на которых лежит основная забота о питании нервных клеток. Вернуть их к жизни при помощи только таблеток сложно. Пиявки же способны наполнить кровью даже самые мелкие капилляры, тем самым восстановив кровоснабжение «голодающих» мозговых центров.

Полезный «вампир» работает как живой насос. В месте его укуса сосуды расширяются, а в отдалённых областях сужаются, таким образом, кровь как бы перекачивается из «полнокровных» районов в «обескровленные», улучшая «самочувствие» последних. Чем больше крови поступит к нервным клеткам, тем лучше они будут работать. Противопоказанием для гирудотерапии служат заболевания крови, нарушающие свёртываемость. Все остальные болезни лечатся пиявками без побочных явлений.

Условие для успешной терапии только одно - грамотный врач-гирудолог, знающий своё дело в совершенстве. Лекари-самоучки с пиявками из деревенского пруда могут быть опасны.

Как часто я слышу от родителей вопрос: "Пить ли нам...(тут в основном называется какой-либо ноотроп)". Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.

Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.

В большинстве случаев, препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos - мышление, разум, интеллект; tropos - поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты - это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии (кислородному голоданию - наиболее частая причина отсутствия речи) и токсическим воздействиям. Их общее свойство - действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга - память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.

В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:

1) производные пирролидона: пирацетам и др.;

2) производные пиридоксина: Биотре­дин, Энцефабол;

3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;

4) препараты, усиливающие холи­нер­ги­ческие процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;

5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;

6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;

7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);

8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);

9) витаминоподобные средства (Идебе­нон, Магне В6 и др.);

10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);

11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);

12) витамины группы В (Нейро­мультивит и др.).

При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов.

В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.