Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как помочь ребенку? Доверительная беседа. Разберемся в причинах

Термин «школа» не новый, он уходит своими корнями к античным мыслителям. Первые древнегреческие школы представляли собой беседы на природе между учеными и молодежью. Занятия не имели строго расписания, проводились на природе в тени деревьев, близ храмов. На таких занятиях мудрецы делились своими открытиями и наблюдениями, молодые люди задавали вопросы, которые их заинтересовали. Симбиоз умудренных ученых и молодежи давал свои плоды. После встреч у ученых появлялись новые идеи для открытий, а молодые люди получали знания.


Нежелание учиться связано с многими причинами

Современная школа превратилась для детей в тяжкую ношу. Непосильные задания, жесткие временные рамки, строгость и покорность. Не все свободолюбивые натуры могут это пережить. Не всегда учиться не хотят не способные дети. Но для родителей любого ребенка, который не имеет тяги к получению знаний, долгие годы превращаются в каторгу. С вопросом: «Что делать если ребенок не хочет учиться?», они обращаются к разным специалистам.

Основные проблемы школьного образования

  • Отсутствие индивидуального подхода к ученику.
  • Огромный объем материала, предметов, дисциплин.
  • Развитие у ребенка чувства покорности и безропотности, воспитание обывателей.
  • Принятие одного «единственно правильного» мнения, отсутствие времени для рассуждения и анализа.
  • Навязывание ярлыков и стереотипов.
  • Единый перечень предметов и часов по ним.
  • Преподаватели – одни и те же люди, если с ними не заладились отношения с самого начала, то ребенок начинает ненавидеть предмет.

Отказ учиться может сопровождаться агрессией

Каждая конкретная ситуация индивидуальна, для рассмотрения причин нужна консультация со специалистом, позитивный настрой ребенка и родителей. К сожалению, перестроить школьную систему не под силу изменить одному ученику, а получение аттестата является очень желательным. В сложившихся обстоятельствах нужно попробовать подстроиться под школьные правила и изменить то, что под силу.

В ходе доверительной беседы постарайтесь выяснить, какие причины отталкивают вашего ребенка от посещения занятий, нет ли действительно негативных сторон посещения.


Доверительная беседа поможет выявить причины

Среди наиболее частых причин нежелания учиться:

Здравые мысли и положительный опыт ближайшего окружения говорят нам о том, что обучение в современной школе – задача выполнимая. Всегда есть средств для решения конкретных проблем. Важно не терять доверительных отношений и вести диалог. Первые шаги должны быть направлены на решения конкретных проблем, а затем эффект усилит положительная мотивация.

Как помочь ребенку? Доверительная беседа

Важно начать с ребенком откровенный разговор без обид и обвинений, в ходе которого необходимо выяснить основные причины нелюбви к школе. Важно спросить ребенка, почему желание учиться пропало или не появлялось, что можно сделать для разрешения ситуации. Вы и ребенок должны общаться на равных, такие диалоги помогут вам лучше узнать дитя.


Психологическим давлением исправить ситуацию невозможно

Необходимо объяснить, что сложившаяся ситуация является разрешимой, а ее решение принесет положительные моменты всем сторонам.

Какие действия необходимо предпринять при выяснении причин непосещения занятий:

  1. Проблемы в общении с одноклассниками. В школе ребенок проходит не только обучение, но и общается и заводит дружеские отношения с одноклассниками. Если он лишен этой позитивной стороны нахождения в детском коллективе – начинаются трудности. Если ребенка обижают, угрожают, вымогают деньги, то здесь необходим комплексный подход с участием администрации школы, педагогами, родителями зачинщиков травли.

    Конфликты со сверстниками приводят к нежеланию идти в школу

  2. Если пустить все на самотек у ребенка может сложиться представление о всеобщей несправедливости и чувство безнаказанности по отношении к нему. Вспомните себя, как сложно сосредоточиться на работе, когда мешают личные проблемы. Не стоит утверждать, что это пустяковая причина непосещения школы, этим вы оттолкнете ребенка, больше он вам ничего не расскажет. Если ситуация позволяет, попробуйте дать совет ребенку, как решить все собственными силами. В случае успеха самооценка ребенка возрастет многократно. Вы будете выглядеть героем в глазах ребенка.
  3. После разрешения ситуации ребенок будет чувствовать большую защищенность и уверенность, теперь он знает, что семья его точно поддержит.
  4. Проблемы в конкретном учителе. Если есть сложности с отдельным предметом, возможно, дело в учителе. Многие дети проецируют чувства, которые вызывает учитель на конкретный предмет. В этом случае само подсознание отторгает учебный материал. Ребенок получает плохие отметки, а затем и вовсе избегает занятий. Причем остальные предметы могут даваться ему хорошо.
  5. Редко ученики не любят предметы, которые преподают доброжелательные позитивные педагоги.
  6. Проблема эта достаточно распространенная. Учителя старой закалки – очень требовательны и авторитарны, если ученик свободолюбив и открыто выражает свои чувства, то конфликта не избежать.

    Ребенок устает из-за нагрузок

  7. Многие педагоги имеют «любимых учеников», если ребенок не в их числе, то может возникнуть неприязнь. Помните и объясните ребенку, что педагоги – это обычные люди со своими слабостями. Не стоит поддерживать резкую критику учителя и гневные высказывания, этим вы лишний раз подчеркиваете, что модно унижать и оскорблять людей. Ребенок должен понять, что он выше всего этого.
  8. Если ребенок жалуется на несправедливость, то постарайтесь помочь ему с предметом. Когда знания школьника не оставят сомнений в предвзятости учителя стоит поговорить с классным руководителем. Если ситуация не изменилась, то придется отстаивать свою точку зрения перед педагогом.
  9. Ребенку не нравиться режим работы школы и ее удаленность. Большая часть учебных заведений работает в первую смену, если на это накладывается много времени на дорогу, то ребенок ежедневно рано встает. Возможно ваш ребенок по биоритму сова, пик активности его приходится на вечернее время, а утром от него трудно получить что-то вразумительное.
  10. Постарайтесь объяснить ребенку, что большую часть жизни ему придется рано вставать, в будущем он поступит в высшее учебное заведение, будет работать. Не всегда моно учесть особенности биоритмов, но если не учесть общественные пожелания, то это негативно отразится на всей жизни.
  11. Постарайтесь оптимизировать график ребенка. Возможно, он слишком долго делает домашнее задание, много времени проводит за компьютером, сильно загружен кружками и секциями.

    Влюбленность в старших классах также отвлекает от учебы

  12. Если есть школа неподалеку, то лучше рассмотреть этот вариант, возможно, она не такая престижная, но ваш ребенок будет ходить туда с удовольствием, только из-за того, что смоет поспать лишний час.
  13. Постарайтесь вывести ребенка на диалог, предложить ребенку выбрать способ решения проблемы.
  14. Плохое самочувствие, проблемы со здоровьем. Иногда ребенка необоснованно ругают за уныние, апатию, лень. Все эти состояния могут быть вызваны переутомлением и болезнью. Ребенок может уставать не только физически, но эмоционально, умственно. Все очень индивидуально, некоторые дети посещают несколько кружков и секций, а кто-то с горем пополам изучает только школьную программу.
  15. Необходимо проанализировать насыщенность дня ребенка, проверит состояние здоровья. Особенностью школы являются продолжительными блоки обучения, которые прерываются кратковременными каникулами. По-настоящему полноценным получается только летний отдых. Если вы видите упадок сил к концу четверти, то необходимо оптимизировать режим дня ребенка.
  16. Не всегда умственное переутомление явно заметно, ребенок становится рассеянным, невнимательным, раздражительным. Ежедневно оценивайте состояние ребенка. Увеличьте пребывание ребенка на свежем воздухе, старайтесь выполнить домашнее задание, а все остальное время посвятить двигательной активности. Стоит резко ограничить пребывание за различными гаджетами, конечно, невозможно полностью исключить. Процесс обучения требует взаимодействия с техникой. Необходимо очень эффективно работать на компьютере, это очень пригодится школьнику в институте и на работе.
  17. Ребенок считает обучение скучным и неинтересным.

    Часто детям не интересно учится

  18. Лень и скука - это естественная реакция организма на монотонные и изнуряющие занятия и домашнее задание. Безвыходная ситуация, которая не оставляет ребенку право выбора угнетает интерес. Даже работающий человек моет сменить место работы, в отличие от ребенка, которому в течение 10 лет придется бороться с системой. Большой срок обучения и безысходность делают свое дело.
  19. Отсутствует положительная мотивация и целесообразность обучения. У многих современных первоклассников отсутствует желание учиться с первого дня. Нельзя в этом обвинять ребенка, если он целый год готовился к первому классу на курсах, и устал к первому сентября. Необходимо даже в подготовке соблюдать меру.
  20. Большинство родителей по опыту предыдущих поколений приводят доводы отрицательной мотивации. На современных детей это не действует, они знают, что родители скоро отойдут и ограничение во благах можно пережить, игрушками и вкусными сладостями.

    Наказание не поможет


Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.

Похожие материалы

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

Причины

Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

Что делать

Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

Младший школьник

Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

Подростковый период

12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

Урегулирование конфликтов

Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

Доверительные отношения

Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

Таким образом, проблема отсутствия желания у вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

Двоечники и не желающие учиться дети были во все времена и во всех поколениях. Ну, не каждому дано быть вундеркиндом с IQ = 210 (как кореец Ким Унг Йонг), или отличником, как А. Грибоедов, Д. Менделеев, М. Ломоносов.

Интересно, что среди знаменитых людей двоечников все же больше: А. Пушкин, Л. Бетховен, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Т. Эдисон… Да, у них впоследствии получилось раскрыть свои таланты и пробиться вперед. Но есть тысячи способных людей, которые так и не смогли реализовать себя, удовлетворившись посредственной ролью в жизни.

Раскрыть талант ребенка, заинтересовать учебой - задача не из легких. Дети учатся тем успешнее, чем интереснее им учебный процесс.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как пробудить в нем интерес и не отбить совсем желание ходить в школу? Ответ на этот вопрос знает кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ Светлана Месникович.

Светлана Месникович

кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip - фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов. На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их?

Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, - низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:

  • мотивационную готовность (желание учиться, приобретать знания),
  • интеллектуальную готовность (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления),
  • коммуникативную готовность (умение общаться с детьми и учителем не так, как в детском саду),
  • эмоционально-волевую готовность (способность к произвольному поведению на уроке, способность эффективно работать в течение всего урока).

Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько). Подобрать специальные , которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.

Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:

Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»

Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей) научиться составлять план, выделять главную мысль, работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.

Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).

Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.

Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.

  • Упражнение-игра «Что общего?» (на развитие мышления). Предложите ребенку назвать, что общего у тех или иных предметов. Например: Что общего у стола и шкафа? (Ответ: они деревянные, у них есть ножки, они твердые и т.д.).Что общего у лягушки и воробья? (Ответ: они живые, они питаются насекомыми, они живут на улице, они маленькие и т.д.).
  • Упражнение-игра «Назови одним словом» : дуб и берёза (ответ: деревья), воробей и ворона (ответ: птицы), тумбочка и шкаф (ответ: мебель), помидор и картофель (ответ: овощи).
  • Для развития навыков классификации и сериации (прим.: сериация – это способность располагать предметы по возрастанию или убыванию в соответствии с заданным признаком) – упражнение-игра «Третий подходящий» . На первой карточке два рисунка, имеющие общий признак, и на второй два рисунка. Нужно определить общий признак на первой карточке и подобрать по этому же признаку третьего подходящего со второй карточки. Пример: на первой карточке изображены мальчик и рыбка. На второй - удочка и собачка. Что подберем? Опыт моей работы показывает, что дети часто выбирают правильный ответ «собачка», а родители - неправильный ответ «удочка» («мальчик на рыбалку идет»…). Нужно было найти общий признак между рыбкой и мальчиком (это одушевленные предметы). Собачка тоже одушевленная, а удочка нет, значит, правильный ответ - собачка.
  • Упражнение на развитие внимания: методика «Корректурная проба» (или ее аналоги). Распечатайте небольшой текст из детской книжки и попросите ребенка зачеркнуть, к примеру, букву «к» и подчеркнуть «р». Сначала без учета времени, потом – на время.

Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.

Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.

Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.

Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.

Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.

Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки. Поощряйте успешные действия и решения!

Создание ситуации успеха - лучший способ повысить мотивацию!

Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?

Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик» .

Взрослый - детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».

Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.

Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.

Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».

Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?

Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т.д., и почему они любимые?

2-4 класс

Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.

Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.

Причинами снижения мотивации могут быть:

  • непонимание учебного материала по отдельным предметам,
  • скука («все ясно»),
  • негативное отношение учителя к ученику или демонстрация учителем неравного отношения к детям (есть любимчики),
  • неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).

Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.

А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?

Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно - за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.

Что делать, если ребенку скучно на уроках:

  1. Скука возникает в ситуациях монотонности. Чтобы заинтересовать ребенка учебой, можно как минимум постараться разнообразить выполнение домашних заданий. Поищите разные формы выполнения: пропеть, проговорить… Предложите пофантазировать, примерить на себя разные роли: если б ты был летчиком, как бы выполнял это задание? А если бы был учителем?
  2. Скучно бывает и тогда, когда все слишком просто и понятно. В таком случае побеседуйте с учителем на предмет индивидуальных заданий. Может быть, нужно усложнить материал по некоторым темам с учетом индивидуальных особенностей ученика.
  3. Скучно, когда совсем ничего не понятно. См. выше: либо ребенок не умеет учиться (значит, нужно отработать приемы выполнения заданий - план и т.д.), либо нужно развивать познавательные способности.

Проявляете ли вы как родители интерес к учебе ребенка?

Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.

Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?

Режим дня

Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок. При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время. Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.

Школьники средних классов

5-9 классы

Причины
, по которым подросток не хочет учиться:

  • чувство взрослости,
  • сепарация (отделение) от взрослых (родителей, учителей),
  • важность мнения сверстников.

Приемы, которые применяли раньше, не работают! Подростки ищут самоутверждения и общения, на этом и нужно строить систему мотивации.

Нередко можно услышать от родителей, что неглупый и способный ребенок, который показывал хорошие результаты в младшей школе, в средних классах стал учиться хуже, чем мог бы.

В одной из школ Октябрьского района Минска было проведено анкетирование шестиклассников. На вопрос, зачем нужно хорошо учиться, школьники ответили так (ответы даны в порядке убывания популярности):

  1. чтобы получить хорошее образование,
  2. чтобы получать хорошие оценки,
  3. чтобы получить аттестат,
  4. чтобы иметь в будущем хорошую работу,
  5. чтобы поступить в вуз (колледж) и приобрести желаемую профессию,
  6. чтобы узнавать новое, неизвестное,
  7. чтобы стать состоявшимся человеком,
  8. чтобы вместе с друзьями получать новые знания.

Лишь единицы написали, что домашние задания для них интересны, или что они любят такой-то предмет, или что учитель такой-то увлекательно преподает материал.

Результаты опроса показали, что подростки в большинстве своем осознают общественную важность учебы и четко видят отдаленную перспективу (поступление, выбор профессии).

Причины, по которым подросток не хочет учиться (по убыванию популярности):

  • мешают увлечения помимо учебы (на школу не хватает времени),
  • стало неинтересно («Как раньше учиться не хочу, а как хочу – не знаю»),
  • не хочется рано вставать на занятия,
  • лень либо усталость,
  • сложно усваивать учебный материал,
  • взрослые слишком давят, заставляя учиться,
  • низкие отметки отбивают охоту что-либо делать,
  • домашние задания воспринимаются как рутина («Зачем писать в тетради, если разумнее было бы набрать на компьютере?»).
  • вместе формулируйте цели (и учите распределять внимание между несколькими целями),
  • учите расставлять приоритеты, достигая цели в разумной последовательности
  • учите ребенка организовывать свое время,
  • помогайте вырабатывать силу воли.
  • дайте знать подростку, что вы обеспокоены ситуацией,
  • расскажите о похожей ситуации в своей жизни и предложите помощь,
  • содействуйте его загруженности в течение дня, поручите ему ряд обязанностей (но не переусердствуйте).

Такие причины, как лень, усталость, нежелание рано просыпаться обусловлены психофизиологической перестройкой организма либо нерациональным распределением энергии. В пубертатном возрасте нередко происходит чередование периодов активности с усталостью, снижением работоспособности.

Научите подростка рационально организовывать режим дня, расскажите об особенностях пубертатного периода.

Сложность усвоения учебного материала вызвана существенными возрастными изменениями в умственном развитии школьников. Учителям крайне важно практиковать индивидуальный подход к ученикам средних классов, добиваясь усвоения материала.

Чрезмерный контроль со стороны взрослых, предвзятость учителя, нежелание увидеть потенциал отстающего ученика, «бессмысленные» домашние задания - все это говорит о проблемах с доверием между взрослыми и подростком, неадекватности поощрений и наказаний, а также о необходимости чаще давать творческие, неординарные задания, через которые ребенок учится добывать знания и сможет выразить свою индивидуальность.

  • показывайте ребенку свое позитивное отношение к школе, без чтения моралей и нотаций,
  • поощряйте самостоятельность и самоорганизацию, стимулируйте самоконтроль,
  • помогите ребенку увидеть себя успешной личностью,
  • не перегибайте палку в поощрениях и наказаниях,
  • научите подростка адекватно реагировать на неудачи,
  • будьте примером в стремлении учиться и развиваться.

10-11 классы

Старшеклассники в первую очередь интересуются предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии, самоопределения.

Причины снижения мотивации:

  • страх перед будущим,
  • давление родителей на жизненный выбор школьника.
  • поддержать старшеклассника в его собственном выборе, даже если вы на его месте сделали бы по-другому.

Чего делать нельзя?

Вы однозначно навредите своему ребенку, если будете:

  1. Заставлять учиться угрозами, запугиванием, внушением чувства вины,
  2. Высмеивать его, сравнивать с другими детьми,
  3. Требовать от него совершенства и безупречности.

Никогда не опускайте руки!

Всегда верьте в своего ребенка. Даже если он не родился вундеркиндом, в ваших силах помочь ему реализовать его потенциал.

Вспоминайте мать Томаса Эдисона: когда ее глуховатого гиперактивного сына отчислили из школы за хроническую неуспеваемость, она помогла ему увидеть себя самодостаточным человеком, отказавшись принять клеймо умственно отсталого. Ее многолетние усилия и вера в собственного ребенка, любовь и принятие его таким, как есть, принесли удивительные плоды.

Тот, на ком в детстве общество поставило крест, впоследствии получил 1093 патента на свои изобретения в США и еще около трех тысяч патентов других стран мира; стал обладателем высшей американской награды - Золотой медали Конгресса. Томас Эдисон вошел в число самых уважаемых ученых умов мира, принеся человечеству изобретения, которыми пользуются во всех концах планеты.

Кем станет ваш ребенок? Помогите ему поверить в свои силы!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!