Конспект родительского собрания для родителей старшей-подготовительной группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению. Консультация для родителей детского сада. Развитие коммуникативных навыков дошкольников

  • Елкина Ольга Федоровна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Белякова Марина Вениаминовна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Чепикова Виктория Николаевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория.

Цель: привлечь имеющиеся педагогические ресурсы для повышения компетентности родителей в общих задачах развития и воспитания детей.

Задачи:

  • создать условия для сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями воспитанников в вопросах формирования социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста;
  • информировать родителей о деятельности педагогического коллектива;
  • предоставить родителям возможность задуматься над проблемами воспитания культуры общения у детей;
  • распространить положительный опыт семейного воспитания.

Материалы и оборудование:

  • раздаточный материал для родителей: памятки «Поиграйте в театр всей семьёй» ;
  • выставка детских книг;
  • карточки с загадками для разминки;
  • карточки для родителей с ситуациями «Как поступить?» ;
  • театральные маски к р.н. с. сказке «Репка» ;
  • две чаши с водой, бумажные цветы, выполненные в технике «оригами» (зелёного, розового, жёлтых цветов) ;
  • мультимедийное оборудование, аудиозапись стихотворения Э. Асадова Воспитать человека.

Ожидаемый результат:

  • родители приобретут педагогический опыт в вопросах воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, проанализируют проблемы семейного воспитания.

Ход родительского клуба

Вступительное слово.

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители и гости! Вот и снова наступил час, когда мы собрались вместе. Мы очень рады вас видеть на нашем родительском клубе. Тема сегодняшней нашей встречи «Формирование социально - коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста» .

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения.

А ведь вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дёшево, как вежливость» из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств (доброты, чуткости, сердечности) , прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, в приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: «Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…» .

Вот об этом и многом другом пойдёт сегодня наш разговор, в ходе которого мы найдём ответы на волнующие нас вопросы.

Педагогическая разминка «Отгадайте загадки» .

  • Это слово ходит следом за подарком, за обедом.

Это слово говорят, если вас благодарят … (Спасибо)

  • Встретил Витю я, соседа - встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте - зря от Вити ждал я слова… (извините) .

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день) .
  • Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо) .
  • Когда бранят за шалости, мы говорим, прости… (пожалуйста) .

Беседа с родителями. Рассуждения на тему «Как и с чего, начинать воспитание культуры?»

Проигрывание жизненных ситуаций.

Ситуация № 1. Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи – «здравствуйте» . Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи «здравствуйте» . Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?»

Обобщение: одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Ситуация № 2. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься? - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребенок, перебивая, дёргает мать за рукав) . Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же. - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: - Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

Мама: - Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

Мама: - Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной) ; не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивность) .

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, и мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

Воспитатель: - Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор. А что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы) .

Обобщение: не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет. Если ребенок постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок) .

Размышления.

Педагог-психолог: - Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» и этими суждениями пригласила нас к раздумью.

Вопросы для родителей:

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?

Как часто, и за что, вы хвалите своего ребёнка? За проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Вывод: мамы и папы, не забывайте, что вы являетесь наглядным примером для своих детей.

Воспитатель: - Уважаемые родители, послушайте какой совет, дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Васильева - Гангнус: «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы не любил сказки. Да и мы взрослые с удовольствием читаем и смотрим сказки. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» - это выражение знакомо каждому человеку с детства. Любая сказка несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Педагог-психолог: - Именно сказка и игра должны стать добрыми помощниками в воспитании наших детей, ибо игра в дошкольном возрасте признана педагогами-психологами – ведущим видом деятельности.

В своей педагогической деятельности мы часто используем сказку для решения различных воспитательных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми сказочными героями позволяет добиться положительных результатов в нравственном воспитании дошкольников.

Драматизация на новый лад р. н. с. сказки «Репка» (родителям предлагаются маски) .

Воспитатель: - Догадались, какая сказка? Давайте прорепетируем (родители распределяют роли) .

Условие - последний герой должен быть самым маленьким.

Задание - подумать, как самый маленький герой может навредить, дружной жизни коллектива.

Обыгрывание сказки на новый лад.

Воспитатель: - Всей семьей, перевоплотившись в героев сказки дома с детьми можно проиграть эту сказку. Если не хватает героев, можно взять игрушки, а внутри одной игрушки можно положить сладкий приз, например, конфеты и после того, как репку вытяните, можно с этими конфетами попить чай всей семьёй и обсудить поступки сказочных героев.

Прослушивание и обсуждение стихотворения поэта Эдуарда Асадова «Воспитать человека» (аудиозапись) .

Рефлексия «Чаша с цветами»

Воспитатель: - Уважаемые родители, давайте попробуем посмотреть на своих детей со стороны. Душа ребенка – это «полная чаша, чаша добра» , (показать чаши с водой и цветы, выполненные в технике «оригами» , которые при попадании на воду распускаются) .

Давайте наполним эти чаши волшебными цветами. У каждого цветка есть своё значение (после объяснения значений цветов родители берут бумажные цветы и кладут в чашу с водой) . Воспитатель читает родителям утверждения, родители выбирают цветы и кладут их в чашу.

Установка: если ребёнок выполняет правило - кладёте розовый цветок, если не всегда и не совсем правильно – жёлтый, нет – зелёный.

Утверждения:

  • Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «До свидания» .
  • Не говорит грубых (матерных слов) .
  • Честно признаётся в совершенных поступках.

Вывод: Уважаемые родители, посмотрите на наши чаши с цветами, мы думает, что нам есть, на что обратить внимание и всегда есть над чем поработать. Мы желаем вам здоровья, терпения, спокойствия, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения и общения.

Цели:

– показать родителям роль полноценного общения детей в развитии личности;

– познакомить родителей с методами и приемами развития коммуникативных способностей детей;

– выявить уровень развития коммуникативных способностей учащихся класса.

Участники: классный руководитель, родители учащихся третьего класса, школьный психолог.

^ Подготовительная работа:

1. Диагностика уровня развития коммуникативных способностей учащихся школьным психологом:

1) методика Рене Жиля «Особенности межличностных отношений ребенка»;

2) тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях);

3) методика «Моя семья» (изучение отношения ребенка к себе и к другим людям).

2. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.

3. Приглашение школьного психолога на родительское собрание.

4. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;

2) тест-игра «Как вы общаетесь с детьми?»;

3) памятки для родителей «Учим детей общению»;

4) запись на доске темы собрания;

5) магнитофон, записи спокойной музыки для проведения релаксационных упражнений.
^

Ход собрания

I. Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в классной аудитории за зеленым, желтым или синим столами, в результате образуются три рабочие микрогруппы участников собрания.
^

II. Вступительное слово классного руководителя.


Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.
^

III. Сообщение школьного психолога о результатах диагностики уровня развития коммуникативных способностей учащихся класса.


Родители получают индивидуальные листы с описанием уровня развития коммуникативных способностей ребенка.
^

IV. Сообщение классного руководителя по теме «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость».


Застенчивость как черта личности обусловлена и наследственностью, и средой. Иными словами, застенчивым можно родиться, а можно им стать.

Причиной возникновения застенчивости или ее усиления может быть интровертированная мать, чье поведение является образцом для ребенка. Такая мать избегает общения с людьми, углубляется в свои переживания, и в итоге ребенок, если не получает с раннего детства опыта другого поведения, часто становится похожим на нее.

Другим не менее важным пусковым фактором формирования застенчивости является отношение к ребенку значимых для него людей. Они, например, могут, сравнивая ребенка с братьями, сестрами или сверстниками и делая оценки не в его пользу, существенно снизить его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с людьми. Нередки случаи, когда ребенка в раннем детстве обзывают, дразнят, высмеивают, что также не способствует развитию открытости и общительности.

Неидеальные внешние данные ребенка – еще одна причина застенчивости. Как часто в подростковом возрасте дети ощущают себя «гадкими утятами»! Несмотря на то, что эта ситуация часто является временной, и многие из детей, повзрослев, превращаются в прекрасных «лебедей», переживания их искренни и эмоционально значимы. А если к временным дефектам добавляется постоянный, то как с этим можно мириться, как не обращать внимания!

Застенчивость мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку.

Ф. Зимбардо пишет, что застенчивые дети избегают контактов как физических, так и вербальных. Они стараются быть незаметными, не брать на себя инициативу. Им трудно расслабиться. У таких детей пониженная самооценка. В связи с этим застенчивые дети очень похожи друг на друга. По наблюдениям Т. Л. Шишовой, у застенчивых детей голова часто опущена, плечи сутулые, взгляд направлен вниз, в сторону, вверх, но почти никогда – в глаза собеседнику. Имеют тихий голос. Они обычно ерзают на стуле, затрудняются при ответе на самые простые вопросы.

Тем не менее не всегда застенчивость надо понимать как отрицательную черту, от которой необходимо избавляться. Застенчивость часто социально одобряема. И это сказывается на отношении ребенка к этому своему качеству – он научается мирно с ним существовать и даже использовать себе во благо. С таким ребенком нет, на первый взгляд, острой необходимости работать в педагогическом и психологическом плане. Однако застенчивость, как правило, мешает подростку. А в тех случаях, когда она представляет собой крайнюю степень выраженности, и в то же время сам ребенок хочет стать смелее, раскованнее, ему просто необходимы игры и упражнения, развивающие нужные таким детям качества.

Групповой метод работы с такими детьми – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет этим детям получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.

К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе сверстников, могут оказать существенную помощь таким детям.
^

V. Работа в микрогруппах.


Каждая микрогруппа родителей получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей ребенка.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями класса.

1. Игра «Ролевая гимнастика».

Ребенок должен выполнить задание взрослого. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– как робот;

– как иностранец;

2) походить:

– как младенец;

– как глубокий старец;

– как лев;

– как слон;

3) улыбнуться:

– как кот на солнышке;

– как само солнышко;

4) посидеть:

– как пчела на цветке;

– как наездник на лошади;

– как Карабас-Барабас;

5) попрыгать:

– как кузнечик;

– как козлик;

– как кенгуру;

6) нахмуриться:

– как осенняя тучка;

– как рассерженная мама;

– как разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.

2. Игра «Мудрец».

Взрослый говорит ребенку: «Закрой глаза, представь мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой заданный вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос, который волнует тебя, и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое на нем число».

После этого ребенок открывает глаза и делится своей фантазией с окружающими его людьми.

Эта игра помогает мысленно преодолеть психологический барьер застенчивости, после чего ребенок становится способным более свободно общаться с другими людьми и в реальной жизни.

Для этой игры используется спокойная, расслабляющая музыка.

3. Игра «Трудный путь».

Дети плотно стоят спиной друг к другу; по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».

4. Игра «Руки».

Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.

5. Игра «Режиссер».

Эта игра позволит застенчивому ребенку (при условии, что он исполняет роль самого режиссера) управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки мини-спектакля в этом случае можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Таким образом, спектакль становится его детищем.

6. Игра «Гроза».

Каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «Надвигается гроза!» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» хором кричат: «Ба-бах!». Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.

7. Игра «Волшебник».

Ребенок, до которого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз сделать это ему будет значительно легче.

8. Релаксационные упражнения.

Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнения желательно включать в каждое занятие. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе (можно в «позе кучера»), желательно с закрытыми глазами. Ребята, ориентируясь на словесный образ, рисуемый взрослым, представляют себе те или иные картины природы или состояния. Ключевые слова и выражения, предложенные И. Е. Шварцем и А. С. Новоселовой, могут быть использованы как основа для создания таких образных представлений. Вот некоторые из них:

Я лежу на берегу реки в лесу;

Шумит листва деревьев;

Журчит вода, поют птицы;

Я лежу на спине, смотрю в голубое небо;

По небу плывут облака;

Я спокоен;

Надо мной качаются верхушки деревьев;

Я слушаю успокаивающий шум леса;

Я как будто повис в воздухе;

Я будто нахожусь в состоянии невесомости;

У меня такое ощущение, будто я растаял;

Мои руки погружены в нагретый солнцем песок;

Песок нагревает мои руки.

Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой; качество проведения релаксации в этом случае будет значительно выше.
^

VI. Тест-игра с родителями «Как вы общаетесь с детьми?».


Председатель родительского комитета проводит тест-игру «Как вы общаетесь с детьми?» и предлагает родителям выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.

1. «Сколько раз тебе повторять!»

2. «Посоветуй мне, пожалуйста…»

3. «Не знаю, что бы я без тебя делала!..»

4. «И в кого ты такой уродился?»

5. «Какие у тебя замечательные друзья!»

6. «Ну, на кого ты похожа!..»

7. «Вот я в твое время…»

8. «Ты моя опора и помощница(к)»

9. «Ну, что за друзья у тебя!»

10. «О чем ты только думаешь?!»

11. «Какая ты у меня умница!»

12. «А как ты считаешь, сынок (доченька)?»

13. «У всех дети как дети. А ты?!»

14. «Какой ты у меня сообразительный(ая)!»

После сделанного выбора председатель родительского комитета называет родителям балл оценки данных фраз:

1) 2 балла; 8) 1 балл;

2) 1 балл; 9) 2 балла;

3) 1 балл; 10) 2 балла;

4) 1 балл; 11) 1 балл;

5) 1 балл; 12) 1 балл;

6) 2 балла; 13) 2 балла;

7) 2 балла; 14) 1 балл.

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения теста-игры.

7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
^

VII. Итоги практической работы родителей.


Классный руководитель. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.

Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.
^

VIII. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций родителям.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ (РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)»

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например, в ситуации «вынужденного» общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.

5. Важно найти для застенчивого ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.
^

IX. Заключительное слово классного руководителя.


Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!

Литература

1. Игра-тест «Как вы общаетесь с детьми?» // Учительская газета. – 1987. – 22 декабря.

2. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.

3. Минаева, В. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Начальная школа. – 2001. – № 7.

3. Настольная книга учителя начальных классов / авт.-сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов, 2004.

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. «За чашечкой чая» родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т.к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад. Родители выдвинули предложение проводить как можно чаще собрания в нетрадиционной форме.

Тема: Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Программное содержание:

  1. Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек»,
  2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  3. Помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
  4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию :

  • Приглашение родителей на собрание.
  • Анкетирование детей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь дома».
  • Подготовка памятки для родителей по теме «Особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет». (Прилагаются).
  • Видеозапись беседы психолога с детьми на тему «С кем я общаюсь дома».

Оборудование и ТСО:

  • Экран и компьютер с мульти – проектом.
  • Магнитофон с фонограммой песен.
  • «Волшебный микрофон»
  • На столе приготовлены журналы «Единственной маме на свете», альбомы для социальных паспортов, а также памятки для родителей.

План собрания:

№ п/п

Ответственный

Форма собрания - чаепитие за круглым столом

Воспитатели Еременко Ж.Н.,
Мухамедова М.А.

Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Сообщение «Основные направления работы с детьми 4 -5 лет в формировании коммуникативных умений»

Воспитатель Еременко Ж.Н.

Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Просмотр видеоматериалов с высказываниями детей

Психолог Плаксина Н.Е.
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Дискуссия родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей – создание социальных паспортов (портфолио) детей

Воспитатель Еременко Ж.Н.,

«Вы спрашиваете - мы отвечаем»

Воспитатели Еременко Ж.Н.,
Мухамедова М.А.

Литература:

  • Т.С.Зенина “Родительские собрания в детском саду”.
  • А. Любимов “НЛП: мастерство коммуникации”.
  • О.С.Ушакова “Придумай слово”.
  • О.А. Черенкова “Формирование коммуникативных умений у детей 4-5 лет в игровой деятельности”.

Ход собрания (звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения. Именно к 4 – 5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 4-5 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.
Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению (показ видеослайда Приложение№ 1 .)

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, за­висящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребно­стей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей 4 – 5 лет входят:

Информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).

Я предлагаю вам посмотреть видеозапись о том, как сами дети отвечают на этот вопрос. (Просмотр видеозаписи. После просмотра предлагаю родителям еще раз ответить на тот же самый вопрос. Родители обсуждают сложившуюся проблему, самостоятельно находят ответы).
Мы провели с детьми анкетирование на тему: «Как я общаюсь дома».

На вопрос: что вы с родителями делаете вечером дома? 12% ответили играем, 74% сказали, что смотрят телевизор, а 14% затруднились с ответом.

На второй вопрос: Читают ли тебе на ночь? 57% ответили «да», остальные – «нет». На вопрос: что тебе читали вчера? – лишь 2 ребенка смогли назвать произведение, а остальные не помнили.

На следующий вопрос: с кем тебе интересно проводить время? 23% ответили – с мамой, 15% - с папой, 22% - с бабушкой, 18% – с дедушкой, 22% - с друзьями.

Сегодня мы приготовили для вас подарок – вот этот замечательный журнал «Единственной маме на свете». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. Так же мы вам дарим «Памятку родителям т детей», где дети напоминают родителям, как они бы хотели воспитываться. (Приложение № 2)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей – это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника». Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Герб семьи
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Моя ручка, моя ножка (самопознание)
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Моя любимая еда
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы

Консультации для воспитателей ДОУ;

Выполнила:

Мухина Ирина Николаевна;

Воспитатель;

г. Самара, МБОУ СОШ №59(дошкольное отделение);

Конспект родительского собрания для родителей старшей-подготовительной группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи :

Выявление условий и способов развития коммуникативности;

Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

Приглашение родителей на собрание .

Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

Подготовка картотеки коммуникативных игр .

Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Щербакова Валентина
Беседа с родителями «Роль коммуникативных игр»

Публикация : «Роль коммуникативных игр »

Цель - повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников и их родителей . Что же такое коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Коммуникативные навыки – это способность ребенка вступить в процесс общения с детьми, с взрослыми, умение соблюдать правила общения в отношениях с товарищами, умение ориентироваться в ситуациях

общения. Как Вы считаете, сформированы ли коммуникативные навыки у вашего ребенка? (Выслушать ответы родителей .) Как вы считаете, нужно ли развивать коммуникативные навыки у детей ? Для чего? (Выслушать ответы родителей , обобщить.) Нужно, так как : дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизни, миром людей, миром природы и собственным миром. У ребенка изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и способности. 6-7 летний возраст ребенка – это подготовка ребенка к школе, поскольку именно в этот период будущие «ученики» легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Для детей с несформированными коммуникативными навыками будет характерен : страх и неуверенность, их смущает новизна обстановки, непривычность роли, им страшно сказать не то или не так, как, им кажется, хочет учитель или воспитатель, они боятся быть осмеянными товарищами. Поэтому, необходимо развивать у ребенка коммуникативные способности , учить общению, умению учиться основам нравственной, эстетической, физической культуры, что вырабатывает привычку к систематическому труду. Без специально развивающей работы ребенку будет трудно быть общительным, коммуникабельным , что так необходимо для готовности к школе. Как вы думаете, в каком виде деятельности лучше всего развивать коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Какие вы знаете игры? (Ответы родителей .) Что же такое дидактическая игра? (Ответы родителей .) Дидактическая игра – обучающая игра, в которую входят : обучающая задача, правило, игровое действие. (Разобрать дидактическую игру. Например, «Зоологическое лото» ) Что такое подвижная игра? (Ответы родителей .) Подвижная игра – это игра, основанная на ловкости (физической компетенции, включающая в себя правило и игровые действия. Например, подвижная игра «Ловишки» . Как вы думаете, какие коммуникативные навыки формируются в игре? (Ответы родителей .) умение организовывать игру;

умение быть ведущим в игре; умение договариваться о ходе игры; умение подводить итог игры; умение выбирать ведущего в игре. В играх у ребенка развиваются такие качества : самоконтроль , выдержка, умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться и приходить к единому результату, формируется самооценка, взаимовыручка. Вспомните и назовите игры, запомнившиеся вам с детства? (Ответы родителей .)

Публикации по теме:

Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне,.

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Беседа с родителями «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей» В дошкольном возрасте дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных, постоянными болезнями ребят, не всегда.

Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.