Стимулируем речь детей с диагнозом зрр. Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить? Диагностика нарушений речевого развития

Консультация для родителей и педагогов

учителя-логопеда МБДОУ № 22 «Синяя птица» г.Салехард ЯНАО Щербина В.П.

«Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей»

Активизация речевого подражания.

Проблема задержки речевого развития, в том числе. и у неговорящих детей, становится всё более актуальной. Речевое развитие ребёнка должно проходить все этапы речи: в 2-3 месяца – гуление (звуки «к», «х»…); в 6-8 месяцев – лепет (па-па-па, ма-ма-ма-ма…); в 1 год – около 10 слов (ав-ав, дай, на, мама, папа, …); к 2 годам активный словарь (это когда ребёнок произносит эти слова), составляет уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.

Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

1. Срочно обратиться к учителю-логопеду.

2. Если же специалиста нет, самим начинать работу, «разговаривать» с детьми.

Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.

1. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы».

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания. Наличия подражательной мотивации. Много будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например. Игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.).

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).

3. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

4. Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.

Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

«Дом маленький, дом большой»

Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны)

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх)

Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Дети приседают, делают выдох. Опускают голову, охватывают колени руками.

Взрослый. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Взрослый. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.

Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

1) Название близких ребёнку лиц: мама(«ма»), папа («па»), баба («ба»), дядя («дя»), тётя («тя», «ть»).

2) Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», «оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»).

3) Просьбы: дай, на («дя», «ня»), где («де»), там («тя»), здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить ещё раз: ещё («исё»; «сё»).

4) Выражение своего состояния междометиям «ай», «ой» (больно), «шшшь» (тише).

5) Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»); коровы – му-му («у»), ослика – иа.иа («а»), кошки – мяу-мяу («ау», «мияу»), козлика – бе-бе «(«пи-пи»).

6) Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»), кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко, ко-ко-ко («око»); лягушки – ква-ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).

7) Подзывы животных и управление животными: кошкой – кс-кс-кс или кис-кис-кис; брысь («бить»); управление лошадкой – но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят – тип-тип-тип или цып-цып-цып.

8) Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – бом-бом-бом («ом-ом»).

9) Подражание транспортным шумам: машине – би-би-би, ди-ди; самолёту – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.

10) Подражание шумам, производимым предметом при падении – бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ-топ («оп-оп»), стуку молотка – тук-тук («ту-ту»); каплям воды – кап-кап.

11) Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух («хь»).

6. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик: («аги»), гриб или грибок («гт»), дом или домик («оми»), кубик («ку), машина («сина»), самолет («атё»), пароход (охоть»).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в магазин (дети покупают игрушки, предметы) «Узнай новую игрушку» 9дети называют неожиданно пояляющиеся игрушку, которую от него спрятали), «расставь игрушки, как я скажу, а потом назови их сам», «Кто быстрее принесёт игрушку», «Подскажи нужное слово» (взрослый читает стихотворение, дети подсказывают рифмующееся слово. Если же ребёнок не понимает В начале этого вида работы), какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет, картинку, или нарисовать и раскрасить самим все подсказки).

7. Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.

Например: шаааапка.

А: Аня, Алик, Катя, тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

8. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых из задания 6,7.

Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).

Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).

Дай машину («дя сина», «дя си»).

Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс).

Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот, бери.

И г р о в о й п р и ё м

Игрушки, названия которых дети знают, прячутся. Если ребёнок задаёт взрослому вопрос, включающий слово «где» и название игрушки (в любом произношении), то взрослый даёт игрушку, о которой спрашивал ребёнок.

9. Научить ребёнка выражать свои желания словесно:

дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)

дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)

мама, идём («мама дём») идем гулять («дё гуя»)

идём домой («дё амо»)

В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.

Список использованной литературы

Н.С.Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

Л.П.Голубева. Развитие речи неговорящих детей.

Л.М.Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.

В этой статье:

В задержке речевого развития у детей дошкольного возраста нет ничего страшного. Главное - вовремя диагностировать задержку и принять меры. Регулярные занятия и правильные упражнения, направленные на стимуляцию развития речи, обязательно приведут к положительным результатам.

Когда пора бить тревогу?

Признаками задержки речевого развития в дошкольном возрасте можно считать:

Если у двухлетнего ребенка имеется один или несколько из перечисленных признаков, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста, не откладывая дело в долгий ящик. Врач обязательно проверит слух малыша, который мог ухудшиться, например после недавно перенесенной инфекции или вируса.

Если проблема не в ухудшении слуха, то врач может предположить небольшое отставание в развитии. Он предложит понаблюдать за крохой на протяжении года, чтобы определить целесообразность лечения. В этот период родителям нужно будет оказать малышу посильную помощь в развитии.

Как заниматься с ребенком самостоятельно?

Детские сады очень часто отказываются принимать детей с зафиксированными задержками в речевом развитии. Поэтому родителям в таких случаях приходится заниматься коррекционным обучением ребенка самостоятельно. Не
имеющим опыта родителям рекомендуется заручиться поддержкой логопедов, которые помогут составить план занятия и подберут специальные корректирующие упражнения для ребенка.

Естественно, что все занятия должны проводиться в игровой форме. Целью работы с дошкольником должна стать стимуляция развития артикуляционного аппарата с итоговым «вызовом» речи, попутным пополнением пассивного и активного словарей.

Лучшие стимуляторы развития речи детей - это игры, которые можно охарактеризовать как «недопонималки» . То есть, если малыш пытается заменить слова жестами и мимикой, требуя, чтобы его попытались понять и удовлетворили требования, родители должны на них не
реагировать, проявляя терпение, даже если кроха будет переходить на крик. Такие «недопонималки» нужно практиковать как можно чаще.

Еще один способ развития речи детей в дошкольном возрасте - это , проведение которой должно быть ежедневным в случае задержки речевого развития. Изначально занятия с артикуляционной гимнастикой не должны быть дольше 10 минут. Это должны быть упражнения, которые не будут вызывать негатива и сложностей у малыша.

Начинать можно с простых упражнений. Попросите малыша широко улыбнуться, выполнить «забор» со смыканием зубов и открытым ртом, поиграть в «прятки с губами», когда поочередно прячется каждая из губ, или сделать «блинчик» - с плоском языком на нижней губе.

Со временем можно будет усложнить упражнения «часиками», когда язык касается поочередно каждого из уголков рта, «качелями» с движением языка вверх и вниз, «лошадкой» с характерными цокающими звуками. Правильным будет выполнять такие задания перед зеркалом, где дети смогут наблюдать за своим отражением и движениями артикуляционного аппарата.

Еще один эффективный прием для развития речи у детей - это дыхательные упражнения. Например, можно предложить малышу выдувать мыльные пузыри, погасить пламя свечки, дуть на кусочки ваты или бумаги, пытаясь сдвинуть их с места.

Не помешает в домашнюю программу включить и упражнения для развития моторики. С малышом можно и нужно заниматься физическими упражнениями, работая над развитием памяти и совершенствованием сенсорных навыков.

Как стимулировать желание говорить у малыша?

Вызов желания говорить у детей с задержкой речевого развития является главной проблемой и первоочередной целью в работе с ними. Часто сложности в процессе связаны с неправильно построенным общением ребенка со взрослыми, которые не дают ему возможности говорить, предугадывая все его действия и желания.

Очень важно поощрять любые попытки малыша говорить, особенно если он любит подражать взрослым. Стимулировать речевую активность детей нужно постоянно, дома и на прогулке.
Предлагайте малышу помяукать, как кот, или полаять, как собака, поурчать, как стиральная машина, или погудеть, как пылесос.

Дополнительно в работе с малышом можно использовать музыкальные инструменты, предлагая ему отгадывать по звуку с завязанными глазами, какой инструмент звучит. Также в игре можно задействовать спрятанные музыкальные игрушки, предлагая крохе найти их по звуку.

Отлично стимулирует речь у детей совместное чтение с родителями, с договариванием последних слов, а потом
строчек и куплетов любимых стихов. Для развития речи можно и нужно играть с крохой, используя подручные предметы и игрушки. Например, кукольный театр. Здорово, если в представлении будут принимать все члены семьи. Обыгрывать в домашнем театре лучше хорошо знакомые малышу сказки и рассказы. В ходе представления важно дать малышу такую роль, чтобы он смог озвучивать героев, принимать участие в диалоге.

Отличный способ для стимуляции развития речи - это арт-терапия: игры с песком, музыка, рисование – словом, творческие занятия. В период работы над развитием речи ребенка важно запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Эффект будет, если следовать рекомендациям логопеда и регулярно работать с малышом, поощряя любые, даже незначительные достижения.

Обратитесь к опытному невропатологу. Возможно, что проблема задержки речевого развития имеет отношение к сбоям в работе нервной системы малыша. Также не помешает обследоваться у таких специалистов, как:

  • психолог;
  • сурдолог;
  • стоматолог.

Вполне вероятно, что задержки развития речи связаны с особенностями строения языка, нарушениями работы слуха или кровоснабжения, головным мозгом. Комплексное обследование поможет определить истинную причину появления задержки речевого развития у вашего малыша.


В заключение отметим, что развитие речи у мальчиков, как правило, происходит не так активно, как у девочек. Словом, мальчики могут начать нормально говорить на полгода и даже на год позже девочек, но это совсем не означает, что нужно откладывать на потом занятия по развитию речи и обследование ребенка. Своевременная диагностика заболеваний, провоцирующих задержку речи, позволит решить проблему до того, как она станет слишком серьезной.

22 05.2016

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена 3летним детям. Как они говорят? Что они говорят? Почему некоторые в этом возрасте еще не говорят? Как нам помочь им говорить правильно? Мы с вами поговорим о том, почему задержка речи у ребенка 3 лет должна вызвать у вас тревогу и как вести себя родителям в этом случае.

N. B. Помните героиню Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал»? Как она вырабатывала дикцию. Это весьма полезные упражнения – набрать в рот орехов и читать скороговорки. Попробуйте предложить подобную игру вашему карапузу, и вы увидите, как ему будет интересно. Вместо грецких орехов можно взять что-нибудь помельче, например, фундук или арахис.

Давайте обратим внимание на то, как говорят наши дети. Существуют некоторые нормативные границы, на которые мы, взрослые, может ориентироваться при оценке уровня развития той или иной сферы психики малыша. Рассмотрим основные.

Прежде всего, речь трехлетнего ребенка должны понимать окружающие, которые не общаются с вами каждый день, т.е. речь должна быть достаточно разборчивой для всех. Во-вторых, ваш малыш должен хорошо понимать, что вы хотите от него, посредством речевых сообщений. Его словарный запас должен быть равен приблизительно 1000 слов.

Хорошо, если ребенок знает все предметы окружающей обстановки в доме, имена всех членов семьи и свой домашний адрес. Кроме этого, ребенок должен понимать вопросы, предполагающие расширенное содержание ответа, типа «Почему?» и «Для чего?».

В 3-4 года малыш говорит достаточно свободно на разные темы. Не долгое повествование, конечно, но вполне связная речь из коротких предложений. Построить короткую фразу из нескольких слов не должно вызывать трудностей.

Но если трудности все-таки возникают, как вести себя? Куда обращаться? Родителей всегда интересует вопрос, что делать и как избежать подобной ситуации.

Важно обратить внимание на нее вовремя, чтобы к периоду школьного обучения ваше чадо не отличалось от своих одноклассников. Чтобы помочь вам разобраться, давайте выясним причины возникновения такого неприятного явления как задержка речи.

Причины задержки развития речи у детей

Специалисты отмечают 2 типа причин задержки речи у детей:

  1. Социальные
  2. Физиологические

Из названий понятно, что социальные причины обусловлены средой воспитания и развития ребенка, а физиологические вытекают из вопросов к здоровью ребенка. Какие из них более весомые, сказать сложно. В совокупности каждая из причин и все вместе они оказывают влияние на уровень сформированности (несформированности) речевых навыков, и, как следствие, могут вызвать

Социальные причины включают в себя ряд внешних факторов, на которые мы с вами повлиять можем и должны:

  1. Родители в этой семье не следят за чистотой собственной речи, говорят быстро и неразборчиво, не обращая внимания на то, что в семье подрастает малыш и подобно губке, впитывает такую же речь.
  2. Взрослые слишком обеспокоены судьбой малыша, и предугадывают каждое его желание. Зачем в таком случае ребенку учиться говорить, если его понимают и без слов?
  3. Противоположная ситуация, когда малыш почти не получает внимания со стороны взрослых. Он не знает, что люди общаются с помощью речи, никто не дает ему такую информацию.
  4. Ребенок не говорит или говорит плохо и мало в семье, где межличностные отношения регулярно выясняются с помощью скандалов и криков. Психика малыша подвергается стрессу, и молчание выступает как протест или защитная реакция. В такой ситуации недалеко и до полной немоты.
  5. Положительный, но очень сложный момент, когда в семье родители владеют несколькими языками. Они говорят с ребенком понемногу на каждом из них, переполнение информацией с одной стороны, и недостаток полноты языковых конструкций – с другой.
  6. Часто в комнате, где находится ребенок, создается звуковой фон в виде радио или телевизора, он мешает малышу получать полноценную чистую речевую информацию.

N.B. Согласитесь, в наших силах избежать появления и укоренения каждой из этих причин. Было бы желание. Проанализируйте ситуацию в вашей семье. Находите ли вы, что проблемы в речи вашего малыша обусловлены именно социальными причинами? Как вы будете действовать?

Физиология – совсем другое дело. Здесь мы с вами напрямую не можем повлиять на процесс, но, уделяя малышу должное внимание, поддерживая его попытки, мы вскоре сможем отметить положительную динамику. Давайте раскроем, какие физиологические проблемы могут стать причиной задержки речи у малыша.

  1. Внутриутробное инфицирование или заболевание матери в период беременности, которое повлияло на формирование речевых центров плода.
  2. Преждевременные роды или сложное их течение, сопровождающееся родовыми травмами или нехваткой кислорода.
  3. Травмы головного мозга, связанные с физическим воздействием или поражение центральной нервной системы вследствие недоношенности, маленького веса при рождении или инфекции во время родов.
  4. У малыша могут быть нарушены зрение или слух, тогда восприятие чужой речи значительно затрудняется. Ребенку очень важно видеть, как рождаются звуки, а слуховой восприятие должно помогать этому.
  5. Наследственные причины.
  6. Врожденные пороки развития также являются причиной отсутствия или нарушения речи. К ним могут относиться синдром Дауна или аутизм, ДЦП и другие заболевания.
  7. Недоразвитие артикуляционного аппарата, к которому относятся губы, язык, небо.

Необходимость врачебного вмешательства и назначение лечения обусловлены важными предпосылками развития расстройств психического состояния ребенка и общее недомогание. Лечение рекомендуется провести до достижения малышом 7 летнего возраста.

Боремся с речевыми проблемами

Дети 3-4 лет хорошо поддаются влиянию узких специалистов, пока у них не наступило полное формирование органов артикуляции. Родителям важно вовремя заподозрить у своего чада задержку речи, чтобы помочь ребенку быстрее справиться с недугом.

В 3 года с ребенком предстоит работать неврологу, психологу, дефектологу. Логопеду пока нет необходимости вмешиваться в процесс, ведь в его сферу деятельности входит постановка правильного звукопроизношения. К этому специалисту при необходимости можно будет обратиться после 4-5 лет.

N.B. В помощь родителям в дошкольных учреждениях и поликлиниках работают специальные кабинеты, где в любой момент можно получить консультацию по вопросу обращения. И не беда, если вам кажется, что вы пришли не по профилю. Вас обязательно направят и подскажут, к чьей специализации можно отнести ваш вопрос. Не бойтесь обращаться за помощью, когда речь идет о вашем ребенке!

Если упустить время и посетить специализированный кабинет после 7 лет, вероятность того, что ваш карапуз не сможет полноценно общаться со сверстниками, достаточно велика.

Такому ребенку будут противопоказаны чрезмерные нагрузки, это может спровоцировать нервные вспышки, агрессию или истерику.

И тогда малыш сможет посещать только специализированное учебное заведение, рассчитанное на необходимость рационально и осторожно распределять нагрузку. Учебный процесс будет включать упражнения по коррекции речи и домашние задания, проведение которых ляжет на плечи родителей.

Чтобы коррекция речевых мероприятий дала результат, родителям следует внимательно присматриваться и прислушиваться к своему ребенку. Заметить отклонения можно уже в раннем возрасте. Если родителям кажется, что они видят проблему, всегда можно обратиться к специалисту, чтобы развеять свои подозрения.

Если же проблема подтвердится, вы сможете незамедлительно приступить к лечению, и время не будет упущено, и результат появится раньше. Дефектологом или неврологом выясняется причина нарушения и родители получают ответ на вопрос Что делать?

Методы лечения для каждого конкретного случая подбираются индивидуально. В разных случаях специалист может назначить медикаментозное лечение препаратами, которые будут улучшать кровообращение в сосудах головного мозга и стимулировать речевые центры.

В другом случае лечение препаратами может усиливаться применением магнитотерапии или процедур рефлексотерапии. Специализированный массаж – отличное дополнение к лечению, но может применяться и как первоначальный метод коррекции.

Чтобы знать, что лечение проводится правильно, родителям предлагается план занятий, разработанный корректором. Педагогическое сопровождение во всех случаях коррекции является таким же необходимым, как прием препаратов по назначению врача.

Только действуя как слаженный механизм, взрослые могут помочь ребенку преодолеть рубежи беспомощности и влиться в коллектив сверстников полноценным звеном. Теперь мы можем сделать краткий вывод и классифицировать методы, применяемые в борьбе за чистоту детской речи:

  1. Медикаментозный метод
  2. Рефлексо и магнитотерапия
  3. Занятия с педагогом-корректором

Все эти методы призваны в помощь родителям. Кроме шагов, применяемых из области медицины и педагогики, родители могут также в домашних условиях применить знания и опыт разработок специально созданных для исправления недостатков речи и развития навыка как такового.

Семейный клуб

Семья всегда волнуется, когда ребенку делают назначения врачи. Но роль родителей в том и заключается, чтобы помочь своему малышу лучше врачей. Кто же сможет с такой заботой и радостью покривляться вместе с ним перед зеркалом или уговорить выпить горькое лекарство, кроме мамы? Вот и попробуем разобраться, как мы можем помочь малышу справиться с проблемой развития речи.

N.B. Если честно, я предпочитаю не употреблять слово «проблема» вообще, в любом контексте. Я предлагаю вместо этого говорить «вопрос», «неувязка», «нюанс». Согласитесь, «проблема» звучит как приговор и что-то неразрешимое и глобальное. А назовите это нюансом, и справиться будет легче, ведь нюанс – это такое маленькое, незначительное нечто, с которым разговор короткий.

Упражнения на устранение недостатков речи и на ее развитие очень просты и доступны каждой маме. Даже не зная об этом, вы можете сами проводить такие занятия. Вы ведь играете с малышом каждый день? А игра развивает детей как нельзя лучше. Просто в игры нужно будет включить некоторые специальные моменты тренировки, и малыш не заметит, что он обучается и развивается.

Пальчиковый театр. Незаменимая методика для развития любого ребенка. Вы можете устраивать представления, а можете просто потирать пальчики друг о друга или массировать подушечками каждую фалангу. Для поддержания интереса добавьте какие-нибудь стихи или поговорки.

Развивая мелкую моторику, мы стимулируем интеллект и речь, не забывайте! А потому запасайтесь пазлами, мозаиками, пластилином и глиной, придумывайте игры с конструктором, кубиками или бумагой (оригами).

Игры на свежем воздухе. Чувство свободы и полета благотворно влияет, в общем, на состояние душевное и физическое. Если дома покричать громко не всегда уместно (беспокойство семьи, соседи), то на улице можно выплеснуть всю негативную энергию, а заодно и потренировать связки и артикуляционный аппарат.

Полезны игры с мячом, его хаотичные передвижения развивают ориентацию в пространстве, внимание, а бег и прыжки насыщают клетки организма кислородом. Приобщайте малыша к подвижным играм с использованием повторяющихся слогов или звуков. Используйте «Гуси-лебеди», «Шел король по лесу», «Светофор».

Массаж. Назначение профессионального массажа оправдано в случае нарушений психомоторного развития малыша, его должен делать специально обученный человек, детский массажист. Общеукрепляющая гимнастика и простые поглаживания может делать кто-то из родителей.
Обычно массаж у специалиста назначается курсом, как правило, это 10 дней.

За это время организм ребенка настолько привыкает к приятным процедурам, что положительная динамика проявляется после нескольких сеансов. Потом родителям важно поддерживать это бодрое состояние, которое помогает воспрянуть всем клеткам в каждом органе.

Развитие познавательной сферы. Мы с вами дома можем развивать память и внимание своего ребенка на каждом шагу. Ведь пространство вокруг нас просто напичкано всевозможными заданиями на логику и внимательность.

В любом из помещений вашего дома или квартиры есть прямоугольные окна, столы или шкафы, круглые тарелки, торшеры или картины. Ищите в предметах окружения игры и упражнения на сравнение предметов по цвету, величине, исключайте лишние по любому принципу.

Игры с музыкальными инструментами. Ничто не сможет заменить звучание музыки для всестороннего развития личности, особенно это важно в детском возрасте.

Необыкновенное преимущество музыкальных упражнений в том, что трудные для произношения звуки малыш может петь, это значительно облегчает поставленную задачу. А для детей, страдающих заиканием, в музыке спасение! Произнося слова нараспев, речевой аппарат учится концентрации на фоне расслабления, и речь со временем выравнивается.

Каждый из разделов, направленных на развитие речи и устранение задержки, несет свой вклад в общую тему нашего сегодняшнего разговора. Но прошу вас помнить, что в каждом вопросе важна «золотая середина», найдя которую вы без сомнения справитесь с любыми неурядицами.

Действуйте без фанатизма, чрезмерное увлечение всевозможными методиками может негативно отразиться на формировании личности вашего чада, с утра до ночи вынужденно изучающего иностранные языки и репетируя бесконечные гаммы.

Ребенок в 3 года, у которого к этому времени сформировалось маленькое внутреннее «я», который переживает кризис 3 лет, способен на многие действия, иногда вопреки нашим ожиданиям. Давайте поможем нашему любимому крохе преодолеть этот барьер в виде задержки речевого развития и выйти на новый возрастной этап с полной уверенностью в своей неповторимости и безусловной любви родителей.

Поддержка в любой жизненной ситуации – важный воспитательный и развивающий трамплин для укрепления собственного я и осознания своей значимости, прежде всего для семьи. Мы можем это обеспечить собственным детям, а значит, мы должны это сделать.

Хочется надеяться, что наши малыши будут расти счастливыми и любимыми. Желаю всем избежать нюансов в развитии, а кто столкнулся с ними – скорейшего разрешения ситуации положительным образом.

Не забывайте следить за новинками на блоге, не пропускайте интересные статьи, из которых вы, возможно, сможете почерпнуть что-нибудь новое и полезное. Социальные сети тоже к вашим услугам, подписывайтесь на наши обновления.

Надеюсь, что наша следующая встреча принесет нам с вами новые обсуждения, и мы сможем найти каждый для себя необходимую информацию. Всего вам доброго!

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье). индивидуальны у каждого малыша. При задержке речевого развития (ЗРР) отмечается значительное отставание от возрастной нормы. Если у ребенка в 3-4 года существуют проблемы с развитием речи, то помощь специалиста необходима, так как ребенок вряд ли справится самостоятельно. Заключение невролога, логопеда следует воспринимать без паники, но относится к этому серьезно.

Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

Причины задержки развития речи

  • Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания);
  • Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические состояния во время родов и беременности и др.);
  • Нарушения слуха;
  • Тяжелые соматические заболевания, вследствие которых развитие речи малыша значительно отстает от сверстников.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

  • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
  • Если ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
  • Если ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
  • Если ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?»), в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т.п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
  • Если ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т.п.; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку), путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
  • Если ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т.п.).

Как справится с задержкой речи

Справиться с задержкой речи у ребенка легче на ранних этапах , до 3 лет наиболее благоприятный период для усиленного развития речи. Если родители обратили внимание, что их чадо не говорит в 4 года, то чудес скорее всего не произойдет, и у малыша будут проблемы с произношением слов, что может отразиться и на общем развитии. Однако не стоит расстраиваться, если в 2 года кроха еще не слишком разговорчив. Темпы формирования речи у каждого ребенка индивидуальны, следует помнить, что мальчики обычно отстают от девочек в речевом развитии на 4-5 месяцев.

Если вы (или специалист) обратили внимание на задержку развития речи, то начинайте проводить коррекционные занятия . Их можно получить как в специальных учреждениях – детских садах компенсирующего вида, так и организовать самостоятельные занятия дома. Детские сады компенсирующего вида принимают малышей с задержкой развития речи с 2 лет, однако попасть туда не так просто. Необходимо пройти психолого-педагогическую комиссию, которая направляет детей в диагностические группы (до 3-4 лет) детского сада компенсирующего вида.

В таких диагностических группах дети занимаются в течение года, там с малышами занимаются логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные педагоги. После повторного обследования к конце года ребенка или переводят в обычные дошкольные учреждения, или определяют в логопедические группы компенсирующего детского сада.

Самостоятельные занятия с ребенком

Коррекционные занятия с малышами можно проводить и дома . Хорошо, если вы будете периодически консультироваться с логопедами и дефектологами по программе. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата, «вызывание» речи и накопление пассивного и активного словарного запаса.

Как стимулировать речевую активность малыша? В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Длительность занятий сначала не должна превышать 5-10 минут. Хорошо артикуляционная гимнастика показана в книге , там приведены не только упражнения, но и интересные рассказы о веселом язычке со звукоподражаниями, которые очень нравятся малышам. Начинайте с простых упражнений – «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цокание языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения : дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Также следует в занятия включить упражнения на . Занятия физкультурой, плаванием принесут несомненную пользу для крохи. позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

«Вызываем» речь у ребенка

«Вызывание» речи является одной из основных проблем у детей с ЗРР . Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).

Если малыш уже немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).

Устройте ребенку домашний кукольный театр , вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться.

Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапия, . Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед.

Лекарственная терапия

Сразу отметим, что одной лишь лекарственной терапии ребенку с задержкой речевого развития недостаточно . Медикаментозные препараты назначаются в индивидуальном порядке неврологом или психиатром. Существуют как препараты, которые являются «активным питанием» для нейронов головного мозга (Нейромультивит, Актовегин, Кортексин, Лецитин и др.), так и лекарства, стимулирующие речевые зоны (Когитум, Пантогам, Энцефабол). Недопустимо заниматься самолечением, так препарат, который хорошо ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему малышу. В некоторых случаях дает эффект магнитотерапия или электрорефлексотерапия, однако, данные методики физиотерапии назначаются специалистами избирательно.

Альтернативные способы лечения (дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей)) должны подбираться для ребенка индивидуально, с учетом его особенностей.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар Лены Даниловой « «!!!

Смотрите видео: артикуляционная гимнастика для детей:

Дети рождаются с умением издавать звуки, которые помогают им в общении с родителями, но речь у них формируется не сразу, а по мере формирования нервной системы, речеобразующих органов и связей между ними и речевыми центрами мозга. Новорожденный издает только непроизвольные звуки – это крики и плач, хныканье, сопение и чмоканье. Эти сигналы помогают родителям ориентироваться в потребностях крохи – если он голоден, ощущает боль или ему дискомфортно, он подает сигналы. По мере развития у младенца появляются первые звуки, слоги, а затем уже и слова. Важно постоянно и активно развивать речь ребенка, начиная с самого рождения . Это поможет в дальнейшем быстрее овладеть навыком и устранять ошибки в речи проще и легче.

Роль родительской речи после рождения крохи

Речь ребенка развивается задолго до того, как будет сказано первое слово и даже произнесены первые осознанные звуки. Развивать ее нужно с самого рождения, когда малыш постоянно слышит речь, обращенную в его адрес и разговоры родителей между собой .

Обратите внимание

Необходимо знать, что чем богаче словарный запас и правильнее произношение слов ребенка, тем ему проще демонстрировать свои чувства и высказывать мысли, и тем проще строятся его отношения с другими детьми и окружающими его взрослыми.

За счет речи в сочетании с органами чувств формируется познание мира. Особенно важным для развития речи является острый слух, именно на слух кроха воспринимает речь родителей и окружающих, запоминая слова и их значения. Не менее важна связь и со зрением, ассоциации с произносимыми словами и внешним видом предметов. Поэтому здоровью этих органов чувств (наряду со всеми остальными) нужно уделить внимание в самом начале.

На слух ребенок учится повторению слов и контролю за их произношением, и важно, чтобы родители говорили правильно и поправляли ребенка, чтобы неверное произношение не входило в привычку.

В младенческом возрасте речь еще не относится к ведущему средству общения, но она развивается очень быстро, чтобы уже в последующем, на все оставшиеся годы жизни, она могла обеспечить эффективные диалоги с другими людьми и даже с самим собой.

Изначально слова, выражения лиц и жесты, интонации и взгляды, действия взрослых и движения тела могут быть для малыша бессмысленными, но в ходе наблюдений и осознания они постепенно приобретают для него истинный смысл. Это приходит с опытом :

  • В периоде от трех месяцев, примерно до 7-8-ми , кроха хорошо запоминает все события, которые повторяются ежедневно.
  • После 8-10 месяцев в копилку знаний добавляются уже словесные их обозначения и жесты. Так, угрожающий жест пальцем или слово «нельзя» для ребенка будет поводом для того, чтобы отказаться от касания горячей кастрюли или утюга. А слово «ладушки» будет командой для того, чтобы он начал хлопать в ладошки.
  • С годовалого возраста происходит знакомство с различными окружающими предметами в доме и на улице.

Так, в возрасте примерно 12-16 месяцев слово «часы» ребенок воспринимает, как только предмет на стене в его комнате. По мере накопления опыта к возрасту 2 лет ребенок уже знает о том, что часы могут быть разными, это механизм со стрелками. В этом периоде ребенок может еще и не говорить много слов, он копит пассивный словарь и важно стимулировать его в этом. К двум годам объем этого словаря может достигать нескольких сот слов.

Если , это не значит, что он не понимает и не запоминает родительскую речь. Он понимает многие вещи из речи родителей, особенно ели это знакомые для него события или предметы.

К возрасту трех лет ребенок хорошо ориентируется в понятиях размеров, хорошо знает слова да или нет, понятие терминов «хорошо» и «плохо».

Речевые навыки детей до года: базовые сроки

На первом году жизни становление доречевых навыков, происходящее в определенной последовательности, закладывает дальнейшую базу для дальнейшего уже речевого развития. Есть определенные показатели по месяцам, отражающие динамику изменений, к ним относятся:

  • В возрасте до полутора месяцев рефлекторные звуки и крики, которыми сопровождаются различные реакции кроха на боль, голод, касание предметов или иные раздражители. Крик состоит из преобладания гласных звуков с носовыми оттенками.
  • С 1.5-2 месяцев постепенно формируются попытки гуления, произношение гортанных гласных звуков.
  • С периода от 2-х до 5-ти месяцев постепенно происходит качественная перестройка общения, появляется эмоциональный разноголосый крик и смех, уверенное гуление на разные лады, гуканье.
  • В возрасте примерно 4-х месяцев произносятся гласные звуки а-у-ы, нередко с сочетанием с г. Характерны эмоциональные комплексы оживления и смех в ответ на разные действия родителей.
  • Ближе к 5-ти месяцам гуление уже достаточно дифференцированное, с направленным звуком и певучее.
  • В период полугода появляется первый лепет, проявление интереса к предметам и людям во взгляде и попытки проявления эмоций звуками и интонацией. Возможны как позитивные, так и негативные проявления звуков, хныки, восклицания, визги. Ребенок уже достаточно хорошо может передавать интонации в голосе за счет изменения силы звука и его тональности.
  • К семи месяцам появляется лепетная речь и произнесением отдельных слогов, которая обозначает желание совместных игр, как ориентация на знакомые звуки, игрушки с музыкальным сопровождением.
  • К возрасту восьми месяцев ребенок разными эмоциями реагирует на знакомые и незнакомые лица, может произносить цепочки из одинаковых слогов – ба-ба-ба, га-га-га, дя-дя-дя и тд. Он за счет движений и голоса привлекает внимание родителей, может тянуть со звуками руки навстречу, понимает смысл простых игр в ладушки, прятки.
  • К 9-ти месяцам предпринимаются попытки полноценного общения жестами и звуками, сопровождаемыми эмоциональной окраской, с этого же возраста предпринимаются попытки подражания словам взрослых с повторением звуков.
  • В 10-ть месяцев кроха понимает обращенную к нему речь в зависимости от ситуации, пользуется несколькими лепетными словами, которые соотнесены с ситуациями, он активно выражает свое настроение тоном голоса и громкостью, изменением выражения, предпринимает попытки копирования выражения лица и интонаций родителей.
  • К периоду 11-12-ти месяцев используются до 5 лепетных слов, которые объясняют ситуацию, дополняемые жестами и звуками, интонациями.

Речевые навыки детей от года до двух: базовые сроки

Ребенок с годовалого возраста начинает активно овладевать речью, накапливая пассивный словарь (слова, которые знает) и активный (слова, которые произносит). В него к концу второго года входит до 300-от слов, их них до 75% составляют существительные, около 20% из них глаголы, остальная часть приходится на прилагательные, местоимения и прочие части речи:

Особенности начальной речи малышей

В самом начальном этапе речевого развития, когда только-только появляются первые слова и предложения, речь практически всегда нечистая, что оправдано неполноценным еще развитием артикуляционного аппарата крохи. На слух дети еще не могут точно различать все звуки в речи. Нередко малыши в начальном этапе имеют типичные ошибки в произношении.

Относительно шипящих звуков – ж-ш-ч-щ:

  • они произносятся крайне нечетко
  • в словах они заменяются свистящими звуками з-с (кася вместо каша, сяпка вместо шапка), замена ш на ф (фапка вместо шапка), либо ж на в (вук вместо жук), буква ч может быть заменена на ц или ть (отьки или вместо очки). Также заменяются щ на ть или сь (сенок вместо щенок).
  • пропускаются согласные, если они стоят первыми в слове.

Относительно произношения Л и Р:

  • они пропускаются или искажаются (ыба и ак вместо рыба и рак)
  • звук р нередко заменяется й-л-в или искажается гласная.

Относительно произношения С,З и Ц:

  • звуки произносятся нечетко
  • пропускаются эти буквы в начале слова
  • звук с заменяется на ф, звук з на в, звук ц на т

Относительно произношения Г,Х и К:

  • пропускаются в начале слова
  • заменяются звуками д или т

Ближе к трем годам малыши начинают говорить короткими фразами, которые состоят из двух-трех слов, и речь их постепенно усложняется . Однако может нарушаться порядок слов и искажение рода, несогласованность в окончаниях падежей. Дети могут сокращать сложные длинные слова, переставляют звуки местами, коверкают слоги.

Если ребенок плохо говорит или не говорит: причины

Если возникают стойкие в детском возрасте, причинами их могут становиться различные негативные влияния, которые воздействовали внутриутробно, в период родов или на протяжении первых месяцев жизни. К ним относят:

Словом, любые влияния, которые, так или иначе, влияют на центральную нервную систему и кору мозга, связи, формирующиеся между речевым аппаратом и речевыми центрами, влияют на время становления речевых навыков и их особенности.

Наиболее тяжело на речи отражаются органические патологи мозга – кисты, кровоизлияния, опухоли, недоразвитие зон мозга, а также воспалительные, гипоксические и прочие поражения. Опасны для становления речи проблемы со средним ухом и частые отиты, хронические заболевания, проблемы с развитием зубочелюстного аппарата. Опасны травмы челюстей и зубов, сосание пальца.

Насколько реальна проблема?

Нередко родители кидаются к логопедам и врачам с первых же слов ребенка, которые он произносит, считая его речь проблемной. Особенно много вопросов вызывает произношение звуков. Если ребенок изначально говорит около 20 слов, с ними большей частью все понятно. Но по мере расширения речи появляются смазанные и непереводимые конструкции. На фоне этого друзья детей или соседей, которые в полтора года говорят предложениями, понятно и относительно много – смущают, заставляют думать о проблемах собственного чада.

Все дети разные, сравнивать двух детей в полтора года некорректно, так как беременность, роды и послеродовое развитие у них протекали в разных условиях. Да и половые различия также очень вероятны.

Лексический взрыв (это быстрое увеличение объема активного речевого словаря) может помешать ребенку справляться с правильным произношением. Он может знать много слов, но говорить толком не может ни единого. Родителям важно создать условия, чтобы ребенок слышал четкую и правильную речь! Кроме того, в возрасте полутора-трех лет есть типичные особенности речевых функций, вполне допустимые и не относящиеся к аномалиям. Это переставление слогов, замена букв, «проглатывание» окончаний или начала слов.

Что делать родителям?

Прежде всего, нужно спокойно относиться к данному факту, с ребенком нужно разговаривать не быстро, чтобы он расслышал все звуки в словах. Не стоит исправлять кроху, лучше повторить просьбу и выполнить ее. Если ребенок просит «макако», нужно сказать – «Хочешь молоко? На».

Есть звуки, которые просты для артикуляционного аппарата и сложны, звук «с» появляется не у всех детей до двух лет, а свистящие, шипящие, сонорные и сдвоенные согласные многие дети усваивают после трех лет. Одни дети могут хорошо говорить уже к возрасту 3-4 лет, а другие только к 6-ти годам. Необходимо ли в этом случае заниматься с логопедом или дома, решается в ходе очных консультаций.

На сегодняшний день, если ребенок в 1.5-2 года хорошо понимает обращенную к нему речь, имеет в словаре до 50-ти слов, включающих в себя звукоподражание и лепетные, он активно использует эти слова в речи – это нормально . Если в его речи есть двухслговые конструкции, короткие предложения – тоже хорошо. Важно при этом активно заниматься с крохой, чтобы стимулировать речевое развитие, важно с ним разговаривать, призывать к диалогу, а не заставлять повторять слова.

Просмотр телевизора, постоянные звуковые фоны приводят к снижению активности в собственной речи крохи. Если есть перекос в сторону слуховой нагрузки, дети дольше будут молчать. Нужно стимулировать их к разговорам.

О своих опасениях относительно развития речи ребенка нужно сообщить врачу-педиатру, возможно нужны дополнительные обследования и консультация невролога, ЛОР-врача с оценкой слуха. Если проблем с развитием и здоровьем нет, важно, чтобы родители предпринимали некоторые меры по стимуляции речи ребенка в любом возрасте.

С возраста 6-ти месяцев ребенок начинает понимать речь окружающих его людей. Это важная сторона его собственного речевого развития, которая тесно завязана на мышлении, игре и предметной деятельности, она нужна для социализации крохи. И нужно развивать речь в общении и совместных играх детей с взрослыми.

Как стимулировать речь ребенка до года

Важно начать со стимуляции гуления в раннем возрасте, привлекая внимание крохи к лицу – его нужно звать по имени, цокать языком, чмокать и дуть, чтобы он сосредоточил взгляд. Нужно разговаривать ребенком, ведя подобие диалога, имитировать звуки воркования или гуления с паузами, чтобы кроха мог отвечать. Нужно повторять его звуки, так как лицо родителей, произносящее звуки – это самый сильный стимул, привлекающий внимание. Лучше всего в этом периоде воспринимается певучая и плавная речь, в ее интонации дети активно вслушиваются, хотя еще не понимают смысла. Нужно внимательно относиться ко всем сигналам крохи, он иногда сам проявляет инициативу в общении. Это улыбки, взгляды и звуки, похожие на воркование.

Разговаривая с крохой нужно создавать тактильные контакты – поглаживание, щекотание, надавливание на ручки, ножки. Это в сочетании с улыбками и речью помогает активнее развиваться, стимулирует комплексы оживления. Важно только не переутомлять кроху, если он отводит взгляд и ручки – на один раз хватит.

Далее следует стимуляция лепета с играми с крохой лицом к лицу. Можно использовать кресла с наклоненной спинкой, подушки, но важно удобство крохи. Нужно повторять звуки крохи, произносимые им с паузами, чтобы кроха мог отвечать на ваши «слова». Во время произнесения им протяжных звуков, можно положить свой палец под нижнюю губку, смыкая ее и получая слоги – па, ба. Также ребенку нужны игрушки, которые можно брать в рот, и за счет которых также могут формироваться новые звуки.

Можно повторять ребенку цепочки из слогов – ба-ба, ма-ма, па-па. Параллельно с этим нужно играть с крохой, делая пружинящие подпрыгивания на мячике, коленях, пружинящих поверхностях. Полезно тормошить, дразнить кроху, что провоцирует смех и визги. Повторяйте за крохой лепет, стараясь максимально сохранять его тембр, высоту и темп. Произносите звуки, привлекая внимание ко рту, оставляйте паузы, чтобы кроха мог повторять ваши звуки. Если есть возможность, ставьте аудиозаписи с лепетом других детей, чтобы кроха повторял. Можно записать звуки его собственной речи, чтобы он ее также прослушал.

Как стимулировать речь ребенка после года

Есть множество методик стимуляции первых слов, рождаемых из лепета и затем последующее формирование речи. Это производится поэтапно, шаг за шагом. Если кажется, что кроха по определенным линейкам отстает в развитии собственной речи, можно пробовать определенные техники, работающие до периода 2-3 лет.

Необходимо внесение в лепетную речь крохи смысловой нагрузки. Если кроха произносит мама, необходима ее эмоциональная реакция. Такие же реакции нужно реализовать на все слова.

Необходима также стимуляция активного использования первых слов, путем задавания вопросов – кто это, позови бабу (папу, маму, кису). Нужно также самим использовать лепетные слова и подражания звукам наряду с использованием полных слов. «Скажи, как киса говорит – мяу».

Внимательно наблюдайте за играми ребенка, записывая их речевое сопровождение – все имеющиеся звуки, слова, подражания, несущие смысл, а также имеющийся лепет, который смысла не имеет . На основании записанного стоит провести анализ возможностей артикуляционного аппарата. Малыш должен использовать слоги, буквы, звуки, которые с ним нужно повторять и дополнять новыми.

Из полученных звуков можно составить предположительный словарик слов, которые малыш может произносить из слов и звукоподражаний. Это могут быть такие как барабан - бам-бам, упал – бух, гусь – га-га-га, собака – ав-ав. Первое время ребенок может несколько разных предметов и слов называть схожими конструкциями, но интонации их будут разными. Эти шаги нужны для стимуляции речи в полтора года.

Как стимулировать речь ребенка в 1.5 года

Важно постоянно расширять лексикон детей за счет взрослых слов и их произношения. Показывайте ему картинки или предметы, живых существ и называйте их, стимулируя кроху к повторению слов. Также полезно появление гало-фраз , то есть ассоциативных слов, связанных с предметами. Так, например, если ребенок, показывая на молоток, говорит папа, это значит, что им стучал папа. Также нужна стимуляция фраз из простых слов. Это обычно существительное и глагол – предмет и действие. Ляля упала, мама спит, баба идет. Полезно для стимуляции речи играть в повторялки .

Обратите внимание

Ребенок изначально будет повторять их неправильно, воспринимая на слух и сопоставляя с возможностями речевого аппарата. Поэтому нужно относиться к этому адекватно, важно – чтобы было желание повторять хотя бы частично, затем уже более полным набором звуков.

Если ребенок плохо произносит слова целиком, можно пробовать играть в повторялки по слогам . Есть часть детей, которые не говорят слово целиком, и поэтому отказываются его произносить в принципе. Взрослым не стоит искажать свою речь в угоду крохе, он должен слышать правильные речевые конструкции, лучше говорить звукоподражания, но отчетливо и четко – га-га-га, ко-ко-ко, или слова полностью и правильно.

Речевые игры

Важно в играх по развитию речи проявлять педантичность и последовательность. Всегда нужно начинать с одних и тех же упражнений. Например, начиная со звука а или слога ма. Это помогает ребенку настроиться и включиться в игру, показав, что он готов играть в повторялки. Если ребенок отвечает вам повторением ваших звуков, он готов к игре.

Что нужно для этого? Прежде всего, нужно говорить только те слоги и звуки, которые ребенок уже изучил. Можно использовать от одного до трех повторяющихся слога – это среднее количество слогов в русской речи. Слоги должны быть повторяющимися – ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па.

Если кроха произнес не те слоги, вместо га-га – ба-ба, не нужно его поправлять или говорить ему не так, просто нужно повторить цепочку снова.

Если ребенок легко повторяет за вами одинаковые цепочки слогов, можно начать обучение смены слога на другой. Ба-бу, мА-ме, па-пе со сменой гласной, или ба-па, ма-па – со сменой согласной. Когда ребенок освоил и эти упражнения, можно переходить к простым словам, состоящим из тех слогов, которые кроха хорошо произносит – кук-ла, тра-ва, по-ка, но-га. Малыш будет произносить их в облегченном варианте.