Знаменитые проекторы дизайн человека. Дизайн Человека простыми словами. Проектор

В ы легко можете вычислить в толпе или в своем окружении Проектора. Чаще всего просто ткните пальцем в самого замученного, уставшего, с синяками под глазами и огромным самомнением в голове человека. Как представителям этого типа корректно проживать себя и других людей?

Мы каждый день вынуждены сталкиваться с необходимостью спускаться в метро, ехать в общественном транспорте, общаться с хмурыми и недовольными коллегами, делать какую-то работу, периодически посещать концерты или собрания. Это дилемма всех Проекторов, для которых людей всегда слишком много и для которых любой радостный, уставший, окрыленный или опечаленный жизнью человек на пути на работу автоматически запускает аналогичное состояние внутри самого Проектора. Не каждый Проектор может позволить себе жить, как отошедший от дел миллионер, прогуливаясь по залитому солнцем полупустому скверу, читая умные книги и в перерывах направляя других людей. Да это и не нужно – речь не о том, как выйти из социума, купить дом в глухой деревне, избегать других людей повсюду. Проекторы созданы для того, чтобы быть обусловленными, черпать в этом свою мудрость и быть интегрированными в социальную жизнь.

Из теории Дизайна Человека мы знаем, что Проекторы обладают фокусирующейся на другом человеке аурой, созданы быть проводниками для других людей и обладают нестабильной энергией в связи с открытым Сакральным центром. Но как с этим всем жить? Как вести социальную жизнь в мире, который живет по законам Генераторов?

Вы отличаетесь от 70% всех людей

Для начала Проекторам необходимо понять свое отличие от энергетических типов. Вы не можете работать в том паттерне, в котором работает весь мир и люди вокруг вас – приходить в офис вместе со своими коллегами в 9:00 и уходить в 19:00, ставить себе в ежедневник 8-10 важных задач каждый день и постоянно демонстрировать устойчивые результаты. Это порочный круг: вы приходите домой без сил, вечер проводите в попытках восстановиться за ноутбуком, поздно ложитесь, на следующий день приходите на работу и не можете заставить себя сделать хоть что-то, рано или поздно общаетесь на эту тему со своим боссом и чтобы не потерять работу, усиленно трудитесь на выходных. Не пытайтесь конкурировать с Генераторами и Манифесторами. Найдите иной способ реализации себя в профессиональной деятельности, более подходящий вам энергетически – например, работайте часть дня дома, перейдите на free-lance, найдите в офисе тихое и спокойное помещение без людей (например, уединенный уголок в кафетерии, конференц-зал, переговорную комнату). Поймите, ваша цель – не работать больше, а работать умнее. Но вы не сможете ее реализовать, если не дадите себе труд выбраться из постоянных авралов с помощью своей проекторской способности схватывать природу вещей на лету. Посмотрите на себя со стороны – в вас можно по вашему поведению узнать Проектора или вы больше похожи на вечно занятого Манифестирующего Генератора?

Сделать это может быть безумно сложно. Несколько десятков лет назад известный психолог Соломон Аш проводил ставшие классическими эксперименты, в которых изучалась степень воздействия на человека мнений и поведения окружающих. Группу людей, состоящую из 12 человек, из которых 11 были «подсадными утками», просили дать ответ на простой вопрос относительно нарисованного изображения, и «подсадные утки» давали один и тот же, явно неправильный ответ. Более 70% людей соглашались с этим ошибочным ответом и предпочитали не спорить. Мы невероятно чувствительны к внешним авторитетам, мы можем стремиться соответствовать определенным стандартам и следовать тем или иным стратегиям поведения, даже если внутри себя понимаем, что они нам не подходят. Не будьте как все, ориентируйтесь на свою природу, на свой дизайн.

Наверное, еще где-то внутри себя Проектору имеет смысл принять, что ни один Генератор, пусть даже знающий вас с раннего детства, никогда не поймет, как это – иметь неопределенный Сакральный центр и как это – обуславливаться энергетической силой других людей. Мы действительно говорим на разных языках и живем в разных мирах по разным законам. Поэтому, если в вашем окружении есть близкие вам Проекторы – обсуждайте свой процесс с ними, вы немедленно встретите резонанс и понимание ваших сложностей и вам точно не предложат «послушать музыку в транспорте, чтобы успокоиться» или «попить валерьянки, чтобы не принимать других людей так близко к сердцу».

Избегайте истощения и постоянного чувства усталости

Организуйте свой быт и свою жизнь под свои энергетические потребности. Начните с самого малого – отходите ко сну корректно. Приучите себя к тому, чтобы ложиться в кровать задолго до того, как вы устанете. Проводите время перед сном с пользой – слушайте спокойную музыку или аудиокниги, читайте, смотрите качественные фильмы. Вы будете поражены своим свежим и чистым состоянием утром. У меня есть шутка – в неделе 7 дней, эксперимент продолжается 7 лет, и каждый новый год эксперимента мы можем проживать на один корректный день в неделю больше. И корректный для проектора в энергетическом плане означает, что вы не засиживаетесь перед лентой в Facebook или взятой на дом работой за полночь, а ложитесь спать раньше всех.

Научитесь говорить «нет» или держать на большой дистанции дела, книги, фильмы, проекты, людей, которые отбирают вашу энергию. Другими словами, после которых вы чувствуете себя обессиленным, с нарушенным балансом «отдачи и получения», без поддержки, без свежих идей и вот этого «wow, это было здорово». Вы должны знать и принимать свои слабые места и не играть в «успешного мужчину», в «идеальную маму», в «профессионального менеджера» и т.д. У вас это не получится. Ваша сила совершенно в другом.

Если ваш уровень дохода позволяет – отказывайтесь от общественного транспорта и позволяйте себе поездки на такси на работу и обратно хотя бы раз в неделю, например, перед важными встречами, где перегруженность от других людей вам помешает. Отдыхайте больше, чем работаете. Как насчет выполнить все ваши задачи за 2 часа и отправиться домой? Не можете? Значит, поставьте себе задачу для вашего ума – подумайте, как вам оптимизировать и распределить свою нагрузку на работе, чтобы делать меньше, но получать те же результаты? Правильный Проектор – это хорошо отдохнувший и выспавшийся Проектор. В таком состоянии вам будут интересны другие люди, и в таком вот «сияющем» состоянии вы сможете быть распознаны другими людьми.

Ждите приглашения

В Human Design сообществе огромное количество дискуссий посвящено вопросам инициирования Проекторов. Что им можно инициировать, что нельзя, до какой степени абсурда может доходить следование своей Стратегии. Могу ли я инициировать разговор? Могу ли я первой заговорить с незнакомым человеком? Что, если я попрошу повышения зарплаты, будет ли это инициирование? Все наверняка уже знают, что Проектору нужно получить специальное приглашение. Поэтому давайте сначала о крайностях. Крайность – это ждать приглашения вынести мусорное ведро или позвонить в офис интернет-провайдера и выяснить, куда пропала связь. Вы не овощ. Если вам нужно решить задачу с какой-то организацией, будь это банк, социальное учреждение, магазин, больница или что-то еще, зачем вам ждать специального приглашения? Вы действительно хотите, чтобы вас пригласил к себе ваш налоговый инспектор? Во многом, простите мой черный юмор, ваше общение будет не с живым человеком, а с корпоративным зомби, с ходячей должностной инструкцией. Просто слушайте Внутренний Авторитет и выбирайте правильный момент для таких дел.

Теперь относительно тех людей, которые уже есть в вашей жизни. Что вам следует… хорошо, пусть будет «делать с ними»? Людей, которые распознали и пригласили — проживать и обслуживать, т.е. признавать, спрашивать, усиливать, поддерживать своим вниманием, вопросами и подсказками по запросу. С людьми, которые вас не распознали и не пригласили, но с которыми вы вынуждены находиться рядом (работа, офис, быт) свести общение к необходимому минимуму. Если это не получается сделать сразу – ничего страшного, нам всем приходится терпеть компромиссы с собой и с другими первые пару лет нашего эксперимента.

Что же касается новых людей, тех самых, кого вы пока не знаете, но кого вы можете встретить на вечеринке, в кафе, в компании и которые могут стать вашими друзьями или близкими. Здесь вам необходимо быть снобом и не спешить в новых связях. Вас должны распознать и пригласить. Что именно должны в вас распознать другие люди? Посмотрите на вашу карту или переслушайте свое базовое прочтение. Например, если вы красивая молодая женщина с каналом 61-24, как бы парадоксально не звучало, но распознать в вас должны в первую очередь не вашу красивую фигуру и грудь, а ум, нацеленный на раскрытие всех тайн вселенной. Будьте невероятно избирательны. Не соглашайтесь на приглашение, если вы не готовы с этим человеком быть в очень интимных отношениях (да, и примите это, а также все другие рекомендации в этой статье как идею – речь не о том, чтобы перестать слушать свой Внутренний Авторитет, он по прежнему самый главный ваш навигатор). Вам должен быть интересен этот человек. Если речь идет о работе — вам должен быть персонально интересен ваш будущий босс, поскольку вы будете работать именно на него, а не на компанию. Вам должен быть интересен его профессиональный подход, его стиль управления, его способ решать проблемы и смотреть на вещи. Если речь идет о личных отношениях — вам должны быть интересны человеческие качества вашего партнера. Дело не в его фигуре или том, как он или она выглядит — ведь 99% вашего совместного времяпрепровождения будет происходить за разговорами, а не на конкурсе красоты или в постели.

Если продолжить разговор об интимности, мне кажется, Проектору намного важнее не секс, а глубокая степень интимности с другим человеком, тот уровень встречи двух людей, когда вы словно одни в этом мире, когда вы ведете долгие разговоры, обмениваетесь личными историями. Максима «я лучше буду один, чем с кем попало» придумана специально для Проекторов, застрявших в неправильных отношениях. Первые признаки таких отношений – вас не признают тем, кем вы являетесь, и хотят сделать из вас кого-то другого, изменить вас. Правильный человек принимает вас таким, какой вы есть. Кстати, как вы себя чувствуете с «правильными» и «неправильными» людьми? И кстати, как в вашей жизни появились вот эти вот «правильные» и «неправильные» люди? Я не удивлюсь, если окажется, что «правильные» свалились непонятно откуда, а «неправильных» вы силой затащили в свою судьбу. Если в вашей жизни нет того самого «правильного» человека, пригласившего вас в интимную близость – у вас не будет правильного секса. Вся ваша сексуальная жизнь будет напоминать итальянский сериал, когда сегодня у вас пылает страсть, и вы всю ночь занимаетесь любовью, а завтра вы с ненавистью смотрите на своего партнера. При этом горькой занозой будет сидеть ощущение «черт, это что-то не то, я делаю что-то не так, есть что-то большее для меня». Вместо душевных разговоров будет обсуждение «что еще нужно купить», а вместо интимности будет взаимная мастурбация друг другом ради физиологической разрядки.

Если вы думаете примерно так «а кто же меня заметит, если я буду молчать», проведите эксперимент – выйдете на улицу, просто посмотрите на спину какого-то человека и засеките, через сколько секунд он обернется назад. Сила проекторской ауры фантастична. Вас всегда заметят, если вы будете вести себя как Проектор, и не будете навязываться.

Вы можете показать, что вы заинтересованы в ком-то. Кстати, полезно помнить, что, скорее всего, в силу генетического императива, вы «заинтересовались» своей полной противоположностью, например, Эмоциональным Генератором. Вы можете посмотреть на этого человека, можете улыбнуться ему, но не начинайте первым разговор, даже если вам очень хочется и в голове один за другим прокручиваются лозунги о том, как должен вести себя современный мужчина или современная женщина. Пусть другой человек сделает это первым. Придерживайтесь тех же правил, находясь в интернете – не высовывайтесь, не привлекайте к себе внимание, не пишите первым «привет» в социальной сети, не friend-ите никого первым, не разбрасывайтесь своими комментариями – вас кто-нибудь лично и персонально пригласил сделать это, пригласил потратить часть своей жизни (пусть мы даже говорим про условные полчаса)?

Выстраивайте корректные отношения с другими

Интерес к другим людям и миру в целом встречается в той или иной степени почти у всех Проекторов. Очень часто Проекторы – люди, которые тонко чувствуют вещи, замечают детали, мимо которых другие проходят. Проекторы здесь для того, чтобы давать другим людям признание.

Но всю свою жизнь вы наверняка больше говорили про себя в этом мире, рассказывали о своих впечатлениях, переживаниях, открытиях. Образно выражаясь, в любом разговоре вы пытались занять собой эфир – так ведут себя почти все Проекторы, не знающие о существовании Дизайна Человека, но все равно чувствующие внутри себя что-то очень особенное, то, что их отличает от других людей в ту еще едва не богоизбранную сторону.

Вам нужно научиться спрашивать других людей. Для начала попробуйте поставить в фокус своего внимания другого человека. Если вы встретились со своим знакомым (пусть он будет Генератором), спросите его о том, о чем вам хочется прямо сейчас рассказать самому. Скорее всего, вы невероятно точно попадете своим вопросом в самую актуальную для вашего знакомого тему. Если ваш знакомый жалуется на какую-то проблему, не говорите ему, что нужно делать, даже если внутри себя вы это знаете, видите или чувствуете. Переформулируйте ваше вот это вот «знание»… в вопрос. Вместо «пойди и позвони этим негодяям» спросите «хочешь позвонить сейчас в офис и обсудить эту ситуацию с коллегами?». Вместо того, чтобы засыпать вашего знакомого идеями, спросите «у меня есть несколько мыслей, хочешь, поделюсь?». Задавая вопросы вместо указаний, вы можете дать человеку крылья. Это не сложно. Внутри любого Проектора всегда есть хороший вопрос для Генератора, суть в том, чтобы не давать возможности уму ложного я переформулировать его в призыв или указание к действию. А дальше будет то, что называется магией — Генератор будет откликаться на ваши вопросы. Все говорят другим, что им нужно или следовало бы сделать. Научитесь спрашивать других людей, только тогда вас начнут приглашать.

Вначале это может показаться немного неуклюжим и таким… искусственным, надуманным. Ведь такая стратегия поведения заметно отличается от того, как нас учили разговаривать в детстве и всю сознательную жизнь. Но это ощущение быстро проходит – и вместо этого возникает совсем другое чувство легкости, правильности и уважения к себе и другому. Знаете, ведь если называть вещи своими именами, у Проектора вообще ничего нет, кроме его способности быть внимательным к другим людям. Проектор в эксперименте со своим дизайном может неожиданно увидеть, что собственная персона его перестала волновать и ему намного интересней то, что происходит с другим человеком. Если с вами это происходит – вы на правильном пути.

Учитесь и получайте правильное образование

Все знают, что Проекторы здесь для того, чтобы освоить систему знаний и с ее помощью направлять других людей. С одной стороны, мне нравится мысль о том, что Проектор без знания не представляет ценности. Знание дает возможность понимать других людей и общаться с ними без обвинений и манипуляций. Сила Проектора – правильная коммуникация, уместные вопросы, тонкие уточнения, интересные аналогии, неожиданные сравнения, красивые метафоры. С другой стороны, мне также близка идея о том, что быть Проектором – это не означает быть самым умным, самым начитанным или знать больше всех. Это вторично. Намного важнее просто быть Проектором и уметь корректно пропускать через себя другого. И понимать, что ты обладаешь способностью видеть его внутренний мир, который иногда не нуждается в маркерах, ценниках или названиях и просто требует признания. Видимо, правда здесь находится где-то посередине, между естественной сонастроенностью со своей природой и наполненностью какой-то системой знаний.

Проектор всегда учится у других людей. Например, мне с моим профессиональным образованием Human Design потребовалось несколько лет пристальных наблюдений, во время которых у меня была возможность смотреть за тем, как работает тот или иной канал, те или иные ворота у совершенно разных людей. И эти наблюдения не то, чтобы объяснили, а существенно расширили мое теоретическое понимание механики, основанное на лекциях и книгах Ра Уру Ху. Вы наверняка замечали, что, к примеру, если у вашего друга канал 17-62 Организационного бытия, это вовсе не означает, что он будет способен анализировать поступающую к нему информацию в стройной логической цепочке причинно-следственных связей «это раз… это два… следовательно…» подобно герою повестей Бориса Акунина господину Эрасту Фандорину. В лучшем случае, он просто будет невероятно критичен и скептичен к вот этому вот вашему «хьюман дизайну» или будет подозревать вас в том, что вы хотите затащить его в какую-то новомодную антинаучную секту.

Что в этой связи посоветовать Проекторам? Найдите себе учителя. Но не гуру, духовного мастера, бизнес-тренера, on-line сообщество с цитатами Ошо или высказываниями известных мира сего, вырванными из контекста и прилепленными на красивую картинку. Пусть вашим учителем станет сама жизнь. В виде хамовитой продавщицы, в виде старого университетского приятеля, в виде вашего бывшего партнера, в виде родителей. Если вы изучаете Дизайн Человека – смотрите на их карты, создавайте свой блокнот описаний, делайте свои пометки относительно того, как может распорядиться фиксированной жизненной силой, т.е. центрами, каналами и воротами, ложное я и какой дар может нести проживание своей природы с опорой на Стратегию и Авторитет.

У Проекторов ни одна энергетическая система тела не имеет связи Горловым центром и в их энергетике также не определен Сакральный центр.

Проекторы являются великолепными исполнителями. Они могут выполнять работу, которую не может выполнить никто другой в мире. И если Вы пригласите их, они действительно смогут выполнить взятые на себя обязательства.

Проекторы – первый из двух неэнергетических типов. Абсолютно очевидно, что это не означает, что у них нет энергии. На самом деле, у них есть доступ к большему количеству энергии, чем почти у всех остальных, но сначала они должны быть признаны.

Проектор ждет «инвестора», который признает его особые таланты и навыки, каковы бы они ни были. Как только кто-то увидит в Проекторе его качества, и пригласит его применить свой дар, возможности Проектора становятся поистине огромными.

Проекторы являются координаторами от природы, чей дар заключается в умении управлять энергией других людей.

Например, Проектор-целитель будет лечить гораздо успешнее, если будет принимать только тех людей, которые признают его дар заранее. Поскольку их личная реализация зависит от присутствия правильных людей в их жизни, Проекторы обладают врожденным даром «читать» энергию окружающих. Они будут чувствовать себя абсолютно обессиленными, если в них не признают их истинную природу, и будут чувствовать горечь, если рядом с ними будут не те люди.

Поэтому основной темой в жизни Проектора является чувство горечи. У Проектора есть глубочайшая потребность быть замеченным. Проектор, сидящий за ужином в незнакомой компании, должен довериться силе биохимии своего тела. Его молчание всегда привлечет приглашение человека или людей, которые признают его. Так он сможет узнать, кто подходит ему. Он должен быть терпелив. Если он будет встревать в разговор, как Манифестор, то это может закончиться для него тем, что он почувствует себя обесточенным, растратив свою энергию на людей, которые его не понимают. Каждому Проектору знакомо это чувство. Когда Проектор доверится молчаливому волшебству своей биохимии, ему откроются невероятные возможности.

В нашей футбольной команде Проекторам отводится роль полузащитников. Они располагаются между нападающими и защитниками (Манифесторами и Генераторами) и передают мяч нападающим или возвращают его защитникам. Они умеют направлять всю игру, координируя действия других игроков так и тогда, когда сами сочтут нужным. Фактически, Проекторов признают более других, поскольку именно они заставляют Землю вертеться.Проектор – это тот, у кого Сакрал не определен и не определено Горло. Либо не определен Сакрал, и определенное Горло связано не с мотором, а с G-Центром, или Селезенкой, или Аджной. Проекторы могут быть очень сложными, определенными в восьми из девяти Центров, и все же оставаясь при этом не’ генерирующими и не манифестирующим. Другими словами, Проектор должен иметь хотя бы один определенный канал в своем Дизайне, но он не должен соединять мотор с Горлом или определять Сакральный Центр. Здесь нет возможностей производить (генерировать) или проявляться (манифестировать). Таким образом, Проектор принадлежит к неэнергетическим Типам. Проекторы составляют 21% населения.

Дары и трудности

Когда речь идет о неэнергетическом Типе, то первая вещь, которую необходимо знать, это то, что он обладает величайшим даром – способностью управлять энергетическими Типами. Он делает это прекрасно. И это то, для чего он здесь. Роль этих людей - управлять энергетическими Типами. Проекторы имеют талант распознавать тех, кто может что-то делать, и они здесь не для того, чтобы быть энергетическими Типами, а для того, чтобы читать их энергии. Это посредники между Манифесторами и Генераторами. Без Проекторов между этими двумя Типами не было бы баланса. Проекторы обладают талантом соединять их.

Проекторы - великие организаторы, и у них есть дар сводить людей. Они могут направлять энергетические Типы, так как они могут говорить им, как наиболее эффективно использовать их энергию. Проекторы совершенны в создании сети людей, потому что они знают, что такое энергия.

Все Проекторы хотят от жизни, чтобы их распознали энергетические Типы. В тот момент, когда Генератор или Манифестор распознают Проектора, он может пользоваться энергией распознавшего его человека, и он получает шанс начать проживать свою жизнь таким, каким он является на самом деле. Это означает, что он может начать распределять энергию. Таким образом, реализация личности Проектора и его достижения зависят от присутствия в его жизни правильных для него людей. Генетический дар Проекторов – в прочитывании людей вокруг него.

Проектор - это Тип, получающий признание окружающих больше других. Их всегда замечают. Некоторые из них проводят большую часть своей жизни, стараясь спрятаться, потому что их все время замечают и выделяют, и признают. Ловушка заключается в том, ЧТО признается другими. Проекторы редко замечаемы по тем качествам, которыми они истинно обладают. Другие люди замечают в них то, что им хотелось бы увидеть. Истинная же сущность остается нераспознанной, что приносит им горечь и обиду.

Проекторы постоянно признаваемы, но сами они при этом чувствуют глубокую растерянность из-за того, по какому признаку их признали. Давайте возьмем в качестве примера Проектора с каналом 41/30, каналом признания чувствования. Если кто-нибудь подойдет к этому Проектору и скажет: «у тебя такой красивый голос»,- то это будет не о нем, так как в этом случае Горло не определено. Или: «Ты такой смелый»,- тоже не то, потому что его Сердечный Центр, где «сидит» смелость, не определен. И у нашего Проектора останется чувство горечи, потому что он не распознан в точности. А если не замечено, не распознано качество, которое присуще ему, то он не может использовать свою энергию. Говоря буквально, ему нечего делать.

Неэнергетические Типы должны обладать энергией. Они имеют право на энергию. Но что случается с ними чаще всего. Так это то, что им приходится брать обусловленную энергию, поскольку их собственная энергия законсервирована. Для глубоко обусловленного Проектора очень трудно различить истинное и ложное распознание. Если Проектор с неопределенным умом принимает признание от человека, который говорит, как ему нравится, как мыслит этот Проектор, то он вполне может закончить ментальным заболеванием. Если Проектор в своей жизни принимает что-то, что ему не принадлежит – он заболевает от этого.

Проекторы часто умирают от энергетических заболеваний, потому что они чувствуют, что нуждаются в энергии других людей, и от обиды, что их не распознали, стараются сами стать энергетическим Типом. Только когда они распознаны, они получают чистую энергию. Когда кто-то приходит к Проектору 41/30 и говорит: «Мне нравится, как ты чувствуешь!», то этот человек действительно разглядел его, и он получает доступ к энергии. Распознанные Проекторы бесценны для других, потому что их дар – приводить в движение. Если перед вами лежит карта Проектора, знайте, что всю свою жизнь этот человек живет с чувством горечи и обиды, потому что никто не может разглядеть его. Никто не любит в нем то, что на самом деле есть в нем Никто не распознает и не уважает в нем его истинную сущность. Вы должны сказать ему следующее: «Посмотри, единственное место, где ты можешь быть распознан другими, это твоя определенность. Когда ты слышишь, что люди произносят ключевые слова твоей определенности, знай, что они распознали тебя, потому что твоя определенность открывает твое качество и силу». Если вы обладаете логическим умом, и кто-нибудь говорит вам: «Мне нравится, как ты думаешь», это означает, что этот человек распознал ваш ум, и вы получаете от этого распознания доступ к энергии. Вы должны быть распознаны в том, кто вы есть на самом деле. В противном случае, энергия, которую вы берете, сделает вас больным, не только психически. Она поставит вас в неправильное для вас окружение, и вы привлечете к себе ауры, которые не будут для вас здоровыми. Проекторы, желающие быть Манифесторами или Генераторами, страдают от истощения и выгорания. Они генетически не оборудованы, чтобы быть энергетическими Типами. Каждый ребенок обуславливается своими родителями быть деятелем. Дети-Проекторы приходят в этот мир, и все, что они хотят – это быть замеченными. Родители говорят ребенку-Проектору: «Я знаю – ты можешь это сделать». Могут или нет, они в любом случае испытывают горечь, что их просят сделать вещи, которые они не могут делать.

Родители, не распознавшие своих детей, лишают их возможности ранней реализации их полного потенциала.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос счастливым. Они думают, что могут сделать своих детей счастливыми и успешными, если покажут им, как быть Манифестором. Как идти и делать то, что хочется. Они делают это от невежества и непонимания механики. Родители, которые распознали в своих детях-Проекторах истинные качества, дают своим детям шанс выразить эти аспекты в их характерах. Истинное распознание родителями позволяет детям чувствовать свою силу истинных возможностей и выражать ее в этом мире. Такие родители никогда не указывают своим детям, что они должны делать и никогда не спрашивают их.

Вопрос Проектора: ЗАМЕТЯТ ЛИ МЕНЯ? Распознание важно для них оттого, что только таким образом они смогут сыграть свою роль в этой жизни: быть посредниками между Манифесторами и Генераторами. Проектор, если он не распознан, полон горечи. Итак, мы имеем людей, которых наказывают, людей, которые1 расстроены, и людей, полных горечи и обиды. Они чувствуют негодование, когда их не распознают. И способ, которым можно распознать Проектора - это распознание по его определенности. Если кто-то приходит к человеку с определенным каналом упорства, 28/38, и говорит: «Мне нравится твоя сила воли», то этот кто-то не распознал Проектора, который будет полон обиды от этого. Если кто-то другой говорит ему: « Мне нравится, как ты чувствуешь», то это будет фальшивый комплимент. Но если кто-то говорит: «Мне нравится твой задор побороться», то Проектор почувствует себя распознанным и ощутит уважение к тому, кто он есть. В момент, когда Проектор распознан, он немедленно получает доступ к энергии Генератора или Манифестора. В распознании они получают возможность производить или проявляться. Проекторы нуждаются в знании того, что только люди, которые распознали их, могут обеспечить их возможностями, в которых они нуждаются в своей жизни, чтобы наполнить ее. Ключ для Проектора состоит в том, чтобы ждать слов или указаний на то, что их реально увидели и распознали.

Стратегия

В Дизайне вы можете увидеть разделение на «Делать» и «Ожидать». Проектор имеет очень специфический аспект ожидания. Здесь существует большое отличие от ожидания Генератора. Генератор находится в ожидании всего, что бы ни пришло к нему на пути, любых вопросов, для того, чтобы определиться в мире через респондирование, ответ. Проектор же ждет приглашения. Он ожидает инвестора, который распознает его специфические дары. Их стратегия – ждать формального приглашения. Это приглашение есть приглашение их энергии, приглашение к производству или проявлению. Стратегия Проектора – это не стратегия от момента к моменту, как у энергетичных Типов. Она не такова. Она применяется только при принятии главных жизненных решений. Они должны ожидать формального приглашения в четырех вещах: к любви, на работу, соединении с кем-то узами и месте жительства.

Проекторы постоянно борются с тем, что они должны ожидать, и они глубоко пессимистичны в том, что могут быть интересны людям. Такие выводы приходят к ним с опытом жизни, полной горечи, и это выводы ложного Я, выводы открытых Центров. Что Проекторы открывают для себя, слушая о своем Типе, так это то, что они немедленно резонируют на слово «приглашение».

Они помнят, что они в своей жизни сами приглашали гораздо больше, чем другие люди приглашали их. В этом своем чувстве глубокой небезопасности они проецируют на других то, в чем сами нуждаются. Но механика так не работает. Проектор должен понять, что его аура говорит сама. Если Проектор сохраняет молчание, это принесет ему приглашение других людей. Когда Проектор научится доверять магии тишины своей химии, много неистовых возможностей окажется на его пути. Ожидание формального приглашения - это мантра для Проектора, чтобы избежать сопротивления и не впасть в горечь. Таким образом, их жизнь может приобрести сладость и утерять кислоту. Приглашение – это ключ, открывающий жизнь для Проектора, и обеспечивающий ему правильное обращение со своим средством передвижения. А остальное будет развертываться перед ним, случаться, потому что Проектор будет сонастраиваться со своей механической структурой.

Мы знаем, что каждый Тип имеет свою эмоциональную версию, которая меняет стратегию. Определенный Центр Солнечного сплетения является всегда авторитетом в карте, и для Проектора это означает, что он не может принять приглашения сразу, потому что для него нет правды в моменте. Они должны «переспать» его и быть приглашены вторично. То, что кажется им величайшим приглашением, когда они наверху волны, может обернуться ужасным соглашением, когда они окажутся внизу волны Так, эмоциональный Проектор должен экспериментировать с этим, чтобы действительно увидеть, как его аура действительно работает таким образом, что другой человек подтверждать свое приглашение снова. Мы все обусловлены быть вежливыми и отвечать спонтанно, когда кто-то приглашает нас на работу или на вечеринку. Но эмоциональный человек никогда не может быть спонтанным. Ребенок, который является эмоциональным Проектором, должен быть приглашен к потенциалу своей определенности без давления на него, чтобы решение было принято им сразу. Когда нет давления, ребенок может войти в контакт со своей энергией. Давайте возьмем как пример ребенка с каналом 40/37. Ребенок должен быть приглашен в группу, играющую на спортивной площадке. После чего ему требуется время на обдумывание и ожидание вторичного приглашения. Если ребенок находится в правильном для себя сообществе, он будет расти и развиваться. Если он поддастся давлению принять свое решение немедленно, то все закончится тем, что он будет находиться в неправильном для себя сообществе и будет чувствовать себя несчастным.

Проектор в отношениях

Тип Проектора должен принимать формальное приглашение. Это единственный путь для них входить в отношения. Они должны входить в отношения формально. Так, например, если женщина интересуется мужчиной-Проектором, она может пригласить его к себе домой поужинать. Если это мужчина, интересующийся женщиной-Проектором, он должен приглашать ее на ужин. Дело в том, что должно присутствовать приглашение. Эти люди должны приглашать Проекторов и нести финансовую или энергетическую ответственность. Иначе Проекторы не будут впечатлены. Проекторы здесь для того, чтобы распределять энергию. Они должны видеть, что энергия здесь, иначе им нечего будет распределять, и они должны быть приглашены для того, чтобы увидеть качество энергии. Если вы пригласите их в Мак Дональде, они получат впечатление о несколько другом качестве энергии, чем получили бы, если бы вы пригласили их в дорогой ресторан. Здесь важна природа приглашения. Если вы не приглашаете их, а просто спрашиваете их или говорите, что вы хотите быть с ними, то эти отношения будут для них полны горечи. Эти люди испытывают глубокую горечь в своих отношениях, потому что они не распознаны по их определенностям, и более того, они не распознаны в том смысле, что другие даже не видят того, что они нуждаются в приглашении. Проектор должен ждать, и должен быть готов ждать приглашения. Оно должно быть прямым. Оно не может быть косвенным. «Я думаю, что он хочет пригласить тебя». Это не работает. «Я думаю, что он (она) интересуются тобой». Это не работает. Приглашение должно быть непосредственным и формальным. «Я приглашаю вас танцевать». Неэнергетические Типы всегда имеют больше признания, больше возможностей получить партнера, чем энергетические.

Энергетические Типы ограничены, когда они встречаются с другим человеком. Проекторы созданы для того, чтобы их замечали. Они всегда получают приглашения, и именно поэтому у них должна быть ясность, что просто получение приглашения не означает, что это будут правильные для них отношения. Это просто означает, что установлена база. Для них важно быть распознанными в их определенности в приглашении. Они – те, кто должны быть увидены. Проекторы – это та прослойка людей, которая меняет класс и статус, в том смысле, что они могут родиться в бедной семье, а потом стать очень богатыми. Они могут родиться в простонародье и, в конце концов, стать глубоко культурными. Другими словами, они движутся сквозь социальные структуры общества.

Проектор здесь для того, чтобы иметь правильного партнера.

Они здесь для того, чтобы быть очень ясными, что они должны быть распознаны энергией, которую для них имеет смысл распределят впоследствии. Только распределяя эту энергию, они получат свое будущее. Они должны знать, что в них есть некое место, которое ждет распознания. Они нуждаются в энергии. Кто-то должен что-то сделать для Проектора, или заплатить за него. Так Проектор сможет увидеть и расценить энергию, которая пришла.

Зеркало Проектора

В отличии от Генераторов все остальные три типа, в том числе и Проекторы не имеют определенного Сакрального механизма в своем теле. Откликаться на жизнь нечем. Соответственно у них нет и возможности определить себя в себе. Проекторы, как и два других несакральных типа, никогда не смотрят в себя, потому как там внутри все равно ни хрена не видно. Фокус внимания Проекторов всегда в другом, в том, кто в данный момент в их энергетическом поле. Кто этот человек, какие у него желания, стремления, возможности, какой потенциал, в чем его сила, где его слабости? Кто он, этот другой? И именно те, кто окружают Проекторов, являются зеркалами их жизни. Проекторы смотрятся в другого и определяют себя. Что в другом гармонирует с ними, а что несет диссонанс. Видя определенные качества другого, Проектор может распознать их в себе или же понять их отсутствие у себя. В «Собака на сене» Лопе Де Вега слова Теодорро о пощечинах графини – «Разбила зеркало, в котором вся ее гордыня отражена в своем уродстве». Не всегда в другом видится приятное отражение.

В партнерстве Генератора и Проектора Генератор всю жизнь таскается со своим зеркалом в себе, но смотрятся в него оба и каждый видит себя. Проектор налегке. Генератор – энергетический тип, Проектор – нет. По силе и ноша. Здесь проявляется суть Стратегии Проекторов – приглашение. Зеркало это не твое и чтобы туда посмотреть необходимо разрешение хозяина. А разрешение возможно, только если ты способен видеть истинную картинку – вот здесь бриллианты, а вот здесь хлам.

Основная преграда для следования Стратегии с детства – страх что не заметят, страх что не признают, страх что не пригласят. Поэтому лезут ко всем сами, демонстрируя свои умения и навыки. Как результат – обида, горечь и отсутствие успеха в жизни.

Хорошо бы подождать приглашений и не лезть из кожи в гости, дабы не получить по соплям.

Зеркало, в котором отражается Проектор в другом.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Тип
22%

Неэнергетический Тип

Стратегия

Ждать Приглашения

Тема жизни

Подпись

Механика

Сакральный центр не определен, моторы не соединяются с Горлом

Аура

Фокусирующаяся и впитывающая

Вопрос

С 1781 года, с момента открытия Урана Гершелем, мы живем в Ураническом цикле, в котором человеку предназначено жить в среднем 84 года, оставаясь дееспособным и жизненным. является по-настоящему Ураническим знанием. И Проекторы – это совершенно новый, молодой Тип людей, который появился только в этой Уранической Эпохе. Проекторы появились с определенной целью – направлять энергию других совершенно новым способом, отличным от способа Манифесторов.

Предполагается, что Проекторы должны перенять эстафетную палочку у Манифесторов, которые правили на нашей планете до недавнего времени. Ра, как Манифестор, говорил об этом так: «Проекторы, как же Вы это делаете, не будучи энергетическим Типом? Я, будучи энергетическим, понимаю. Но что значит быть Проектором? Это очень-глубоко-глубоко сложно. И в то же самое время это не пассивно. Это не предназначено быть пассивным». Чтобы Проектор мог реализовать возможности и свое умение быть проводником и гидом для других, он должен развивать в себе определенные навыки, становиться мастером каких-то техник, глубоко изучать структуры. Иначе Проекторы могут становиться глубоко обусловленными. У Проекторов очень специфическая аура. И Вы видите поле ауры глубоко сфокусировано на другом человеке. Через этот поток контакта ауры Проектор получает сильное обуславливание.

Все знают, что значит получить фокус Проектора. Но никто на самом деле не смотрит, что происходит с Проектором. Потому что если встать за спиной Проектора, и посмотреть на него, то можно увидеть, что он со всей этой энергией абсолютно обнажен.

Проекторы очень открыты и отдавая свой фокус, они направляют всю свою энергию в очень узкое место, совсем ничего не оставляя для защиты. Первое, что происходит с Проектором с самого рождения, с самого начала – это то, пока он пытается понять, что здесь можно признать, он уже потерян в обусловленности.

И Проекторы, не такие, как Генераторы. Генераторы захвачены в поиске «Кто я такой?», «Посмотрите на меня, разве я не замечательный!». Это игра Генераторов, они пытаются понять, кто они и в чем смысл их жизни. Но Проекторы в этом не заинтересованы. Здесь есть такое разумное признание. Проекторы здесь не для этого, чтобы узнавать что-то о себе. Проекторы не для того, чтобы смотреть внутрь. Это как раз то, где они попадают в глубокое замешательство. Внутренний процесс поиска и признания себя ведет Проекторов к беспорядку. То, что значит быть Проектором - это смотреть вовне.

Если Вы Манифестор, Вы просто можете делать свое дело. Это значит, что Вам по-настоящему наплевать, есть кто-то с Вами еще или нет. Но если Вы Проектор, Вы должны быть в состоянии направлять кого-то, для этого у Вас должна быть совершенно другого рода связь с другими людьми.

И это то, что может быть таким трудным. Обусловленный с детства быть Манифестором, Проектор перенимает паттерн Манифестора, пытаясь заставлять других делать то, что ему кажется разумным, пихать и подгонять. Но так как Проектор не является энергетическим Типом и у него совершенно дифференцированная от Манифестора аура, то он встречает сопротивление, когда действует как Манифестор.

Задача Проектора

Проектор здесь для других задач и другого типа руководства. Проектору нужно понять, как устроен другой человек, прежде чем вести его к тому, чтобы он что-то делал. Быть Проектором – это и значит понимать, разбираться в том, как другой оперирует в самых разных обстоятельствах, средах, условиях, потому что в этом все дело признания.

Большинство Проекторов, когда они обнаруживают, что значит быть Проектором, с одной стороны, начинают раздражаться: Что это такое?! Что это значит?! С другой стороны они по-настоящему не понимают то глубочайшее ключевое слово, которое заложено в дизайне Проектора. Вы здесь для того, чтобы быть и признанными, и чтобы признавать. Чем больше Вы признаете, тем больше Вас признают. Чем больше Вас признают, тем лучше Вы признаете. И это продолжается бесконечно.

И здесь заложена дилемма для Проекторов: во что Вы направляете свое внимание, что стоит того, чтобы быть признанным, и что стоит того, за что можно быть признанным? Потому что если Вы не успешны, у Вас будет горькая и кислая жизнь. Вы будете горьким и злым на весь мир, потому что быть Проектором – это значит быть успешным. И речь не о материальном смысле этого слова. Совсем не об этом. Но это то чувство, когда внутри Вас все ликует и поет, когда Вас хотят, и Вы это знаете, и Вы чувствуете этот успех в вашей жизни, каков бы он ни был.

Единственное, как Вы можете попасть туда, это через признание. Если Вы не получаете признания, Вы не получите это ощущение успеха. Признание приносит энергию: приносит манифестирующую, генерирующую энергию, - все самые разные вещи, которые являются частью вашего процесса. Так что вопрос сводится к тому: во что Вы вкладываете свое внимание?

И все, конечно, возвращает нас к тому, в чем суть Дизайна Человека. Если Вы будете оперировать из своего ума, и Вы пытаетесь все это понять ментально, это не будет работать. Не будет! Потому что поскольку Вы можете признавать, Вы можете признавать самые разные вещи на поверхностном уровне. У Проекторов есть дар быть очень разумными в своей способности признания. Да, Вы можете признать все эти вещи, но если Вы не знаете, что корректно для Вас, Вы в конечном итоге, будете вкладывать свою бесценную энергию, драгоценную энергию во что-то, что не будет приносить Вам того вознаграждения, для которого Вы здесь. Единственное, как Проектор сможет изменить то, как эти вещи работают, это если он будет признан, и это признание превратится в способность направлять другого.

Факт в том, что большинство Проекторов неосознанны. Кроме того, и глубоко-глубоко страдают. Не самая приятная жизнь, если Вы не понимаете, что у Вас нет тех сил в вашей жизни, которые уважают Вас за то, кем Вы являетесь. Если Проектор оперирует корректно, если он умеет ждать, то ему не надо думать, что ему придется делать в жизни. Все придет само, жизнь сама приходит к Проектору.

Есть это великое беспокойство и страх, который находится в сердце каждого Проектора, глубокий-глубокий страх. Это страх, что ты сумасшедший и жизнь не приходит к тебе, но она приходит! Это все, что нужно понять. Это то, что значит быть Проектором. Подумайте о том, что значит ждать приглашения! Ждать приглашения – не означает, что нет самых разных вещей, на которые Вы можете реагировать. Но это ожидание приглашения – это ожидание формальности жизни, чтобы она доставила вам это, потому что именно в этом суть. Только тогда и там вы найдете свое место, и ваше место начинается с той вещи, которая зацепляет вас.

Проектором не достаточно родиться. В Проектора необходимо вырасти. Быть проводником и гидом для других – это большая работа. Если Вы хотите стать Проектором, гидом для других, Вам необходимо учиться, Вам необходимо изучать различные системы и структуры.

Признание

Это вещь в отношении признания. Признание – это не просто врожденный талант, который есть. Нет, Вы действительно должны заслужить это признание. Вы приходите на этот план с геометрией, которая говорит: Вы либо будете успешны, либо очень горьким. Разве это не мило? Либо ты пробьешься и сможешь быть, либо у тебя будет горькая и кислая жизнь. И единственное, как Вы можете двигаться с этим - это то, что Вы будете становиться мастером. В этом вся суть признания. И не важно, что это. Это может быть самая повседневная вещь, это может быть самая возвышенная. Не в этом суть. Суть в том, что должно быть какого-то рода знание, какая-то основа знания, в которое Вы погружаете себя, потому что здесь Вы будете получать свое признание, и здесь Вы развиваете свои навыки, которые и дадут возможность другим Вас приглашать, Вас признавать.

Если Вы Проектор, и Вы не признаны, то Вы бессильны. Проекторы знают, что они признаны и ценятся, когда они получают соответствующее Приглашение. И это действительно в первую очередь касается очень важных тем в жизни: дружбы, совместного жительства, работы, учебы, переезда, создания семейных уз, интимных отношений с другими. Без приглашения Вы не знаете, будете ли Вы в состоянии реализовать свои таланты и способности, которые являются естественными и здоровыми для Вас.

Вы – Проектор, Вы направляете вещь наружу. Вы смотрите наружу. Речь не о Вас внутри, а о том, что Вы видите снаружи и делаете снаружи. Это связано с вашим потенциалом направлять других. Это связано с естественным даром быть в этом положении и направлять других. Именно здесь Вы получаете свои соки. Вы не получаете их, направляя самих себя. Это то, где у Вас проблемы, большие проблемы. «Я буду направлять себя. Это то, что я буду делать. Это то, что я признаю». Это не работает. Как Проектор Вы не видите себя. Вы этого не можете. Ваша аура настроена вовне и обладает определенной частотой, на которую настроены (или нет) другие люди. Когда Вас кто-то не замечает - в этом нет ничего личного. Ваша аура сама за себя говорит. Позвольте своей ауре вести разговор. Не начинайте разговор первым. Дождитесь приглашения, чтобы направить свой фокус успешно. Тогда есть возможность притянуть к себе правильные силы для взаимодействия.

Если Вы Проектор, единственное, что Вы можете делать, - это вкладывать энергию только в одного человека, в один момент времени. Вы Проектор, и Вы находитесь с двумя людьми в комнате – все, бардак, все испорчено! Вы Проектор, единственное, что Вы можете делать, это вкладывать свою энергию в одного человека.

Вы должны понять, что Вы собой представляете, ваша сила - один на один. Нет ничего лучше, чем быть с Проектором один на один. Приглашение открывает доступ к энергии. И когда Проектор без сопротивления получает доступ к другому, то это ощущается так, что этот Проектор там тотально с другим, он только для другого. И другой человек получает весь фокус его энергии. У Проектора всегда есть преимущество, если он – один на один с другим. В этом ключ к признанию.

Подумайте опять о своей ауре. Аура – это то, как мы встречаем друг друга. И так много информации в этой ауре. Из-за этой фокусированной проникающей ауры, которую Проектор вкладывает в других, присутствие Проектора всегда ощущается, как только он обращает на кого-то свое внимание. Поэтому Вам нужно начать понимать, как Вы можете использовать преимущество того, что значит быть Проектором. Когда Вы один на один, Вы воспринимаете от другого огромное количество информации. Вы здесь для того, чтобы быть признанными и признавать других. И Вы увидите этих людей.

Поэтому если Вы будете в какой-то ситуации, где ваш Внешний Авторитет будет востребован, предоставляя какие-то советы и руководство, Вы сможете быть успешным только один на один. Если Вы Проектор и хотите разрешить проблему в любой ситуации, не делайте этого в группе. Проекторы не относятся к таким средам, если только они не являются лидерами в них, руководителями, если они не внутри. Потому что как только Вы внутри, Вы будете отчуждены.

И когда речь идет о людях, тогда у Вас на самом деле преимущество, потому что с доступом к знанию Системы Дизайн Человека Вы можете видеть другого. Если Вы хотите освободить себя, то посмотрите на людей вокруг себя, и посмотрите, что случится, посмотрите на механику. Вы сразу же откроете: а, этот делает со мной вот это, а этот делает вот это и т.п. И тогда Вы сможете увидеть нечто еще - что они беспомощны. Не то, чтобы это чья-то вина. Нет ничьей вины, некого обвинять. Это позволяет Вам освободить себя.

Проекторы здесь, чтобы испытать интеллектуальную жизнь. Вы не можете быть гидом без этого. Вы здесь для того, чтобы понимать суть тех вещей и этих вещей, и, в конечном итоге, быть в состоянии помочь людям с этим обращаться. Как неэнергетический Тип, Вы здесь для того, чтобы понять, как другие могут использовать свою энергию. Вы должны быть гидами энергии, а не страдать от замешательства с признанием самих себя. Вы провели всю свою жизнь в поисках энергии, пытаясь быть энергетическим Типом. И Вы здесь не для этого. Вы здесь для того, чтобы быть успешными людьми и успешно взаимодействовать с другими, получая свое признание. Ра Уру Ху говорил о Проекторах, что это папы и мамы всего человечества.

Быть Проектором, который проживает свою уникальную и признанную роль гида – это настоящее Искусство Быть Собой со всей красотой своего отличия…

Тэги:
дизайн человека проектор, дизайн человека типы

Проекторов примерно 21% от общего числа людей. Это прирождённые координаторы, проводники, направляющие. Особенно для и . Чтобы выступить в этой роли, нужно правильно войти в контакт. За эту правильность отвечает и . Эта правда приходит из момента, или ясности со временем, или по ходу общения и слушания себя, своего голоса. У каждого свой механизм, мы очень разные. А стратегия у проекторов одна — быть приглашённым. Это допуск: смотреть, видеть и направлять энергию другого. Без допуска можно смотреть и видеть, но направить — проблематично. Не услышат и не примут. «Если ты готов услышать и увидеть то, что вижу я, я тебе скажу», — как бы говорит само поле Проектора.

Механика

Поймём механику. В дизайне Проектора ни один из моторов (будь то Солнечное сплетение, Эго, Корень — если они определены) не имеет связи Горловым центром. А Сакрал — 4-й мотор — в любом случае не определен (сакральные только Генераторы и ). Проектор, как и , относится к неэнергетическому типу, в отличие от и . Проектор от рождения обладает уникальной способностью признавать других, это можно назвать даром. И этот дар определён электромагнитным полем Проектора, или аурой.

Александр Сергеевич, похоже, был одним из первых Проекторов.

Аура — Кто Ты?

Спать одному

Спать одному — вот что ещё важно. Отпустить и выдохнуть всё не своё и прийти в себя. Это важно всем, не только Проекторам. Но если понять, насколько мощной обуславливающей силой является определённый сакрал для Проектора, то польза в уединённом отдыхе становится очевидной. Иначе это будет продолжаться как в мультике про Покойо, который раньше очень любил мой сын.

Учёба

В приглашении нет постоянства. Это не как у , который способен каждый раз на что-то откликнуться. Приглашение требует избирательности. Проектору важно вкладывать много концентрации, фокуса в тех, кто рядом, чтобы поддерживать эти приглашения.

Проектор, который осваивает какую-либо систему, создает возможности для будущих приглашений. Это может быть система управления, система транспорта, банковская система, система связи, астрология, литература, Дизайн Человека — да что угодно — то, к чему предрасположен. А это уже можно увидеть в индивидуальном порядке ()). Освоив что-то и сам становясь в этом эффективным, Проектор вызывает интерес и внимание. Его признают как того, кто может так классно признать.

Внутренний Авторитет

Корректно ли приглашение, Проектор решает согласно своему :

  • интуитивно в моменте (если это Селезенка — таких всего 11%),
  • или получая своё направление через окружение, посредством чувственного восприятния своими открытыми центрами: правильно место/люди для вас или нет (как в случае с Ментальным Проектором — 1,3%),
  • или ожидая выхода из волны эмоций и появление ясности (для Эмоционального Проектора — 50% от всех)
  • или слушая себя, как вы звучите — ваша правда выражается через внутренний стержень, ваше Я: слушайте и верьте своему голосу в моменте (для Проектора с авторитетом Себя, или Самопроецируемым — G — 2,5%)

Среди представителей этого типа встречается самое большое разнообразие Внутренних Авторитетов.

  • Классический: G, Селезеночный.
  • Ментальный.
  • Энергетический: когда определены Солнечное Сплетение, Корень, Эго.

Для представителей небольших по количеству человек авторитетов главная проблема в том, что такое быть Проектором. И начать это изучение, копая глубоко в основание знания. Потому что если этого не делать, вы не сможете добраться до себя — понять, в чём же проблема. Чтобы наконец узнать, что проблемы никакой нет.

Да, есть непохожесь. Да, вы другой. Это — не проблема.

Хотите узнать, какой лично вы Проектор, чему в себе вы можете доверять, за что вас могут признать ваши союзники, какая у вас формула любви к себе? Вам .

Из Жизни Проекторов

  1. Даже если вы не знаете кто такая Аманда Палмер, не слушали её музыку, просто посмотрите это её выступление — оно стоит вашего времени. Аманда (ментальный или с Само-авторитетом - второе мне кажется ближе), Крест 4-х путей, солнце в 24 воротах рационализации, канал осознавания.

2. Виктор Шендерович, писатель.

Другие Известные Проекторы:

Александр Пушкин, Барак Обама, Ошо, Бред Питт, Кайли Миног, сэр Уинстон Черчилль, Деми Мур, Мерлин Монро, Наполеон, Джоди Фостер, Леонардо Ди Каприо, Жан Рено, Боб Марли, Мишель Гондри, Стивен Спилберг, Одри Тоту, Барбара Стрейзанд, Виктор Шендерович (писатель), Валерий Харламов (хоккеист).

© Маша Водолазская

Главное — это открытия, совершаемые методом проб и ошибок. И темой жизни исследователя является закладка прочного фундамента. Обязательным является то, что фундамент закладывается как в психологическом аспекте жизни, так и в материальном плане. По своему дизайну Вас очень привлекает наблюдение и анализ всего окружающего и себя самого также.

С Вашей точки зрения любой предмет должен быть изучен досконально, на самом глубоком уровне. И Вам невозможно представить жизнь без самого интересного и захватывающего занятия — добраться до сути вещей, чтобы убедиться в том, что они достаточно надежны, чтобы на них можно было положиться. Тщательной проверке подвергаются не только предметы, вещи, но и люди, отношения. Причем, из-за того, что Вы исследуете всё очень глубоко, многие вещи (и, кстати, люди) не выдерживают такой тщательной проверки, после чего Вы отбрасываете их, как ненужные. Вы - чемпион по выявлению фальши.

Но Вы очень нужный и полезный индивид, потому что

Ваше предназначение состоит в том. чтобы постоянно подвергать сомнению ценность вещей и людей вокруг. Да, высокое, нужное предназначение, это очень нужно и Вам и обществу — найти фальшь, научится мгновенно ее выявлять… Но с другой стороны, предназначение толкает Вас постигать жизнь самым трудным способом. Ошибки, которые Вы совершаете в жизни, постепенно раскроют данное Вам от природы жизненное предназначение, которое с возрастом будет становиться все более ясным. Ваше истинное предназначение заключается в том, чтобы обнаруживать то, что не работает и сообщать об этом окружающим людям. Как только Вы находите дефект в том, что встретилось на пути, Вы достигаете своей цели, и можете двигаться дальше - испытывать следующий объект. Вы всегда пытаетесь найти в жизни всё надёжное и долгосрочное, поэтому Вам понадобится много времени, чтобы обрести чувство настоящей стабильности. Тем не менее, несмотря на все шишки, которые Вы набьете себе по дороге, жизнь не заставит Вас отказаться от поиска. Ваше упорство, в конце концов, все равно победит.

На ранних этапах вашей жизни процесс проб и ошибок может вызвать затруднения, потому что Вам будет трудно найти в своей жизни что-либо стабильное. Но так и должно быть, это логично. Неуверенность, которую Вы чувствуете, идёт скорее с генетического уровня, чем с эмоционального. Это чувство призвано подталкивать Вас к проверке на прочность всего окружающего, чтобы Вы могли определить то, что действительно надежно. Вы должны снисходительно относиться к себе в жизни. Каждая ошибка, которую Вы совершаете – это открытие, которое становится базой для вашей мудрости, обретенной на своём опыте. До своих 40 лет Вы не сможете реализовать полностью свой потенциал человека с огромным опытом в области того, как не стоит делать то или это.

Близкие отношения могут стать для Вас настоящим испытанием. У Вас внутри постоянно есть сомнения по поводу ваших отношений: надежны ли они? Правильны ли? В отношениях Вам необходимо, чтобы ситуация была у Вас под контролем, и как только Вы чувствуете, что утратили контроль, Вы готовы разорвать эти отношения и двигаться дальше. Отношения в вашей жизни будут развиваться по модели вашего профиля: Вам необходимо выяснить, как делать не надо, пока, наконец. Вы не найдете правильные отношения. Наиболее удачными в этом смысле для Вас будут те отношения, которые Вы сможете сами регулярно разрывать (например, уезжать куда-то).

Люди профиля 1/3

Люди профиля 1/3 — это начало всего. Они абсолютно важны для нас и для нашего процесса. Мы бы реально не имели бы знаний о том, как построить дом, чтобы он нафиг не развалился через 2 секунды. Потому что эти люди в первую очередь создают группу ученых, так как имеют генетически встроенную способность учиться, и учиться таким образом чтобы узнать истинную правду о вещах — как они на самом деле работают. Так что, когда мы смотрим на профиль 1/3, мы видим единицу которая пришла в этот мир, чтобы быть исследователем. Это личность, которая пришла в этот мир чтобы учиться, чтобы в итоге стать учителем других людей. Это личность, которая пришла в этот мир с ощущением глубочайшей небезопасности, потому что эта личность испытывает страх от того, что она не знает с надежными ли она вещами имеет дело. И этот страх гонит первую линию в обучение. Нет лучших учеников на этой плнете, чем люди с профилем 1/3. Мы всегда благодарны судьбе, когда на семинарах появляются люди с профилем 1/3, потому что мы знаем, что если процесс запущен, то это люди, которые будут копать глубоко и станут глубоко компетентными. И что на их знания могут реально положиться те, кто с ними будет иметь дело. Профиль 1/3 — это личность, которая нуждается в исследовании. Это личность, которая ощущает страх от того, что она не знает, с чем она имеет дело, что она не прокопала вещи на самом деле до конца, до их завершения, чтобы понять — это хорошие вещи или это плохие вещи. В терминах дизайна мы говорим, что первая линия находится в процессе обнаружения надёжности. Поэтому вы теперь хорошо сможете понять, что психологическая проблема, которая имеет отношение к психологическому здоровью 1 линии - это комплекс неполноценности. Все люди первой линии несут в себе комплекс неполноценности.

Они постоянно страдают от этого комплекса неполноценности, потому что не знают что это никакой не комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – это термин этого мира, это термин ложного я, где люди профиля 1/3 не знают, как им проживать свою стратегию и обнаруживат вещи правильные для них. Они идут копать вещи, которые никто им не предлагал.

Это действительно психологическая проблема, болезнь всех людей с 1 линией и мы говорим о генетической непрерывности. И если у вас есть достаточное количество 1 в дизайне — это болезнь психологическая, которая будет идти фоном в вашей жизни, если даже у вас профиль не 1/3.

Имея большую часть единиц в дизайне, Вы постоянно, большую часть жизни, можете чувствовать себя неполноценным: вы чувствуете, что не знаете того, не знаете этого, что не успели дорыть…. Очевидно: все люди с 1 по личности будут явственно отслеживать тему психологического дискомфорта, которую можно обозвать в кавычках комплексом неполноценности. И на самом деле, это постоянное стремление докопать вещи до конца и завершить процесс своего образования в этом, когда Вы почувствуете завершенность, и что можете выйти в мир и дать людям то знание, которое завершено. Поэтому процесс личности профиля первой линии можно назвать процессом завершенности, 1 линия постоянно стремится завершить насколько можно тотально полнее свой процесс знания о том или ином предмете. Не имеет значения, что это. Это может быть знание о кранах)). Если человек 1/3 решил поставить новый кран — уж он покопает, будьте уверены. Он не пойдет в первый попавшийся магазин сантехники и не купит первый попавшийся кран, как это сделает 3\5. Он перероет весь интернет, журналы, ТВ-шоу, он посмотрит все данные – все фирмы, все краны, которые только существуют, он проделает действительно исследовательскую работу. И когда он почувствует, что он проделал ее до конца — вот тогда это будет человек, к которому будет лучше всего обращаться по поводу того, что лучше установить в мойку. И в этом случае профилю 3/5 лучше не идти в магазин, а лучше спросить у профиля 1/3, что там у нас с кранами. Просто сам факт: вы знаете, что человек профиля 1/3 поменял кран. Всё. Знайте, что он знает об этих крана всё. Он эксперт по кранам. Если это касается физики – это касается физики до самого конца. Если это будет касаться какого-нибудь препарата медицинского – это будет касаться до самого конца. Это люди, которые имеют стремление завершить свое образование по любому предмету, который входит их жизнь. А вот тема тройки в этом мире по гексаграмме, и тема, которую нам дают транзиты — из какого места космоса они приходят — это тема заблуждений и ошибок. Так что человек с профилем 1/3, имея личностное и персональное стремление учиться и прокапывать вещи глубоко — он своей судьбой будет постоянно встречаться с вещами, которые будут раскрываться как неработающие, как неправильные, как вещи, которым нельзя верить. Потому что в своем личностном процессе, двигаясь с вещами, которые он будет исследовать, он будет обнаруживать, что эти вещи бьют по нему определенным образом. Как наш человек, который купил самый лучший кран, лучший по качествам и лучшей фирмы, но этот кран сломается через 3 дня. Так будет обнаружено, что это вещь, которая не работает. И он пойдет, сменит этот кран, глубже изучит и обнаружит что-то, что работает в плане кранов. Скорее всего, он найдет какое-нибудь ноу-хау. Потому что 1/3, покупая кран, совершает ошибку, ведь он приходит в мир как исследователь и неработающий кран приведет его к исследовательской деятельности. Скорее всего, через свою ошибку и не доверяя кранам, он выйдет на совершенно новую конструкцию и может быть, придумает ее сам. 1/3 — это самый творческий потенциал, существующий во вселенной

Человек с профилем 1/3 — это не только комплекс неполноценности, но и потребность в уединении. А проблема эта из-за того, что мы не знаем механики. Никто не знает ничьей механики – ни своей собственной, ни партнеров, поэтому 1/3 кажутся странноватыми, потому что у них есть глубочайшая потребность в уединенности. 1/3 — это глубоко саморефлектирующий профиль. 1/3 ничего не может узнать об окружающм мире, если кусок информации, который он ухватил из этого мира, он не затащит в свою пещеру и не будет там разбирать на части. 1/3 не может производить анализ, если он находится среди людей. Вот он здесь, с вами, и вот он уже вас не хочет, потому что ему надо проанализировать, что вы такое. Сейчас вместе с вами он не может этого сделать, но ему нужно узнать, надежный ли вы человек и можно ли вам доверять. И тогда 1/3 стремится убежать в свой дом, в свою комнату, чтобы там сесть и думать. Это великие мыслители. Они сидят и думают, они думают сутками о вас, когда они с вами пообщаются. Они думают месяцами о предмете науки или искусства, с которым они имеют дело. Они думают и для них это не только наслаждение, но и потребность, потому что процесс анализа – это то, что они есть… Это единственный профиль, который имеет обе линии гексаграммы из нижней триграммы. Это единственный профиль, который не обладает трансперсональными навыками, не знает, как иметь дело с внешним миром. В процессе жизни он обучается, как иметь дело с одними людьми и уже понимает, как иметь дело с людьми в принципе, но он имел дело только с одними людьми — он понятия не имеет, как иметь дело с другими людьми. Поэтому, когда он встречается с другими людьми, он вляпывается.

Когда 1/3 встречается с «новым» человеком, для него он всегда будет неадекватен: он будет вести себя не так, он будет говорить не то, он будет неадекватен для вас потому что он так вел себя с теми, которых он уже «прокопал» и где все это работало и было выяснено что так вести себя нормально. А вы абсолютно новое существо, и он пытается перенести паттерн наработанного на вас, но это уже не работает и можете себе представить что с профилем 1/3 это происходит повсеместно и везде. Это не только люди, это вещи, это всё. 1/3 пришел с генетическим незнанием внешнего мира. И, поскольку это профиль абсолютно сосредоточенный на «внутри себя», он обрабатывает внутри себя. Это существо занимается самоанализом. Он анализирует то, что приходит к нему в жизни, но он анализирует их с перспективы: а что для меня эти вещи? Не с перспективы «а что вообще эти вещи», а что «для меня» эти вещи, каков я в этих вещах, как для меня эти вещи работают. Это глубоко, глубоко, глубоко самоувлеченный профиль. Здесь нет эгоцентризма. Когда 1/3 с вами поговорил и на полуфразе обернулся и поскакал куда-то, а вы стоите, как дурак — это не эгоистическое поведение. Это просто 1/3, который даже не заметил, что он сейчас с вами разговаривал. Потому что он заметит это только у себя дома, прокручивая свой день обратно. Он может вас увидеть только в своих воспоминаниях вечером у себя в комнате. Таков профиль 1/3 и, к этим людям нужно относиться с глубочайшим уважением: они проделывают очень тяжелую работу, психологически тяжелую — в мире ложного я они все время плывут с комплексом неполноценности.

Мы не можем сказать что 1/3 — это легкий профиль. Тройка – это мутационная линия, и она наследственно слабая. Это означает, что люди с телом 3 обладают слабыми членами.Они обладают наследственной слабостью органов, хрупкостью. И в то же время помним, что тема 3 линии — это ошибки. И вот что мы видим — тело которое пришло в этот мир сталкиваться, потому что оно пришло познавать через ошибочный путь, через ошибочные дорожки, через ошибочные улицы, оно предназначено для столкновений потому что это его путь – заблуждений и ошибок и одновременно наследственная слабость. Это означает что эти люди находятся в колоссальной зоне риска для своего физического здоровья. Потому что в тот момент, где все остальные спрыгнут с 1 этажа и ничего себе не повредят, 1/3 спрыгнет и подвернет себе лодыжку. Потому что у него лодыжка более слабая чем у остальных. Это наследственная слабость тела. И при необходимости проходить через столкновения эта наследственная слабость тела будет реализовываться через травмы. И в зависимости от судьбы у одних 1/3 — это более травматичная жизнь, даже с катастрофами какими-нибудь, а для других это менее травматичная жизнь, связанная с тем что они постоянно бьются головой о низкий потолок всего лишь навсего, но это всегда травматично опасные вещи для профиля 1/3. Если у вас есть дети профиля 1/3 — будьте предельно внимательны покупая им велосипед, будьте предельно внимательны отпуская их в спорт, а еще лучше – посмотрите, насколько рискован по травмам тот вид спорта, куда вы собираетесь его отпустить. Потому что все 20 детей в этой группе будут здоровы, и только этот ребенок с профилем 1/3 будет растягивать себе связки, будет ломать себе руки, и будут говорить, что он притягивает к себе несчастья. Но это не так. Просто, если бы родитель был образован в ХД, то это родитель не отдал бы этого ребенка на этот вид спорта. Для людей 1/3 нужно быть предельно внимательными в жизни, потому что их жизнь полна травм.

Человек с профилем 1/3, женившись или выйдя замуж, и проживя жизнь в счастливом союзе и браке, и народив детей, а те – внуков – он и в 70 лет сядет на пригорочке и подумает: а стоило ли мне жениться на этой женщине? Это один он не знает потому что его процесс требует завершенности. А жизнь не завершена пока мы живы. Так что для единицы нужно понимать, что когда она имеет дело с другим человеком, она всегда будет в процессе сомнений, даже если они 30 лет живут счастливо вместе. Она всегда будет думать, а надо ли мне было с ним завязываться 30 лет назад. Это процесс, и это психологически доставляет огромное количество неудобства. Но если мы знаем свой дизайн, то тогда мы понимаем откуда растут ноги. И это приносит облегчение.Знание немножко облегчает душевную боль, но оно ничем нам не помогает, если мы не проживаем то, что мы есть, потому что в конечном итоге 1/3 копают тех людей, которые для них нафиг не предназначены были. Которые для них неправильны. Потому что речь о том чтобы проживать свою жизнь, чтобы копать те вещи, которые действительно стоить копать, копать того человека, который для вас, который вас любит, который для вас правильный, а не по случайному стечению обстоятельств… или наверху волны… или транзиты стояли… или ляля-фа. Третья же линия если говорить о сексуальности – это линия союзов, которые заключаются и рвутся. Скорее всего нет человека с профилем 1/3, который хоть один раз не прошел через развод. Это может быть развод официальный, если люди официальтно женились или это может быть развод неофициальный, если отношения неофициальные. Хотите развестись – вступайте с ними в брак, и вы разведетесь, потому что они разведутся! Это третья линия, и если бы они жили в соответствии со своим дизайном, то не было бы никакой нужды в разводах. Тогда с одним и тем же человеком «рвались» бы отношения, на ночь уходя в свою комнату, потому что уже за день вот так надоел, закрывая дверь и говоря себе: теперь я один, никого нет, я в отдыхе, теперь я могу порефлексировать, понять с чем я имею дело. И наутро, проснувшись,обнаружить, что обнаглядный ниче, ниче так, нравится. Потому что это наследственное стремление тела к новизне. И новизна очень легко создается: надо просто дать время для одиночества. В мире ложного я это будут разрывы, разводы. В мире дизайна — «соединение»» и временное «рассоединение».