Внушение: методы и техника. Внушение и его виды

Человек живет в мире, где каждая часть желает на него повлиять. Это не является плохим, если понимать, что как человек влияет своими поступками, словами и мыслями на окружающий мир, так и мир будет влиять своими пожеланиями на него. Существуют различные техники внушения, одни из них являются легкими, другие – жесткими методами. и на расстоянии, их техниках пойдет речь в статье.

Человек – частичка Бога! Эта идея пришлась по душе многим людям, ведь теперь эта «частичка Бога» старается навязать всем свое мнение, забывая о том, что люди тоже являются «частичками», способными претендовать на роль Бога.

Человек мнит себя Богом, а не его частичкой. Хотя когда случаются неудачи, тогда человек съеживается, стараясь прикинуться «частичкой». Пока он уверен в своей правоте, он мнит себя всемогущим и всезнающим. Но как только его правда не дает должного результата, он тут же признает, что тоже может ошибаться.

Об этой истине забывают люди, когда начинают навязывать друг другу свое мнение. Родители хотят, чтобы дети их слушались. Партнеры в любви пытаются заставить друг друга слушаться только их мнения. Практически в любых близких отношениях люди забывают о том, что они могут ошибаться. Человек стремится настоять на своем мнении, будто желая лишить личного мнения других людей.

«Я сказал, значит, будет так», — человек может этого не произносить вслух. Но когда у него не получается о чем-то договориться с окружающими, то причиной этого является его позиция. Он не желает слушать другого мнения. Он мнит себя всезнающим. Он считает, что прав. Он желает решать судьбу за других людей. Подобные подходы к другим людям приводят к тому, что даже близкие начинают закрываться и отторгаться друг от друга.

Почему люди навязывают свое мнение? Потому что хотят властвовать над жизнями других. При этом можно часто наблюдать, что сами эти люди живут несчастно, бедно и без любви. Так, чему они могут вас научить, навязывая свое мнение? Ничему. Понимая это, можно спокойно относиться к любым попыткам вам навязать свое мнение, видя, что человек просто мнит себя Богом, как маленький ребенок пытается скопировать поведение своих родителей.

Что такое внушение?

Внушение присутствует в жизни каждого человека. Даже в среде, где человек не контактирует с другими, может происходить внушение различными механизмами. Что такое внушение? Обычно под ним понимают воздействие одного человека на другого таким образом, что тот некритически воспринимает все, что ему говорится, считая это правильным мнением.

Кажется, что сам влияешь на свое поведение и ход мыслей. Однако психологи могут привести множество примеров того, как люди влияют друг на друга. Практически все обладают различными техниками, которые они постоянно используют, чтобы повлиять на ход мыслей и поведение окружающих. Это может быть гипноз, манипуляция, внушение, телепатия.

Все люди внушаемы, как и все люди различными методами влияют друг на друга. Это происходит повсеместно: при общении, на работе, в момент воспитания, в отношениях. Нередко люди влияют друг на друга с корыстными целями. Когда человек обращается за помощью психолога на сайте psymedcare.com, то он сталкивается с внушением, направленным на самосовершенствование.

Внедрение мыслей против воли человека, противоречащие его идеям, называется суггестией, а человека, который внушает, — суггестором.

Во время внушения используются различные механизмы: вербальные и невербальные сигналы. Порой люди неосознанно их применяют. А их собеседники даже не замечают, как на них воздействуют. Эффективным здесь становится повторение. Если повторить несколько раз одну и ту же информацию, то человек вскоре ее воспримет. С первого раза он может не обратить на нее внимания либо не отнестись к ней как к нужной, поэтому необходимы повторения.

Факторы, которые помогают в процессе внушения, что и влияет на его силу:

  • Характер внушения.
  • Настроение внушаемого.
  • Авторитет того, кто внушает.
  • Податливость внушаемого.
  • Эмоциональная стойкость.
  • Категоричность сообщения.
  • Среда проведения внушения.
  • Психическая истощенность и переутомление внушаемого.
  • Неожиданность сообщения.
  • Стихийные бедствия и пр.

На силу внушения влияет то, насколько человек готов воспринимать чужую информацию, не поддавая ее критике. Иногда это более эффективно, нежели логические доказательства, которые применяются для переубеждения.

Какие люди склонны к внушению?

  1. С некритичным мышлением.
  2. Слабые.
  3. Пугливые.
  4. Простодушные.
  5. Стеснительные.
  6. Склонные к зависимости от других.
  7. Робкие.
  8. Доверчивые.

Мало внушаемыми становятся такие личности:

  • Сильные духом.
  • Инициативные.
  • Эксцентричные.
  • Самовлюбленные.
  • С деловой активностью.
  • Независимые от других.
  • Энергичные.
  • Имеющие у себя кого-то в подчинении.
  • Малообщительные.
  • Высокомерные.
  • Откровенные.
  • Угрюмые.

Если информация, которая поступает человеку, противоречит его этическим и моральным ценностям, логике и провоцирует внутреннее сопротивление, тогда это становится барьером, которое мешает внушению.

Внушение мыслей

Психологи отмечают, что самое большое внушение мыслей происходит между близкими людьми. В отношениях родных, любимых и близких существует большое доверие. Люди некритично воспринимают информацию друг друга, поскольку верят в то, что близкие между ними отношения строятся на открытости, честности и доверии. Именно близкий человек может повлиять настолько, насколько не могут повлиять чужие люди.

Каждый родитель непосредственно влияет на своих детей. Что взрослый говорит ребенку, за что наказывает и за что хвалит – абсолютно любое слово и действие оставляет отпечаток на подсознательной карте ребенка. Соответствовать ожиданиям родителей – одна из главных задач малыша, чтобы научиться выживать и приспосабливаться к жизни среди других людей и природы в целом. Любые установки родителей по отношению к ребенку, каким он является, как ему стоять, что делать, как прыгать, как общаться с другими – все запечатлевается в его подсознании и несет важную информацию о том, каким он будет далее, когда вырастет.

Очень важно взрослым людям слышать самих себя и понимать, что они говорят своим маленьким детям. Любое слово, сказанное мамой или папой, может надолго остаться в памяти малыша и впоследствии влиять на его взрослую жизнь: то, как он будет относиться к себе, к другим людям и даже к своим уже постаревшим родителям.

Чтобы скорректировать свои слова и действия, запишите на листочке: каким вы видите своего ребенка через 5, 10 лет, во взрослом возрасте? На основе записей скорректируйте свои установки относительно ребенка. Если вы хотите его видеть умным, но каждый раз кричите на него, что он глупый, только потому, что получил «2» балла по математике, — это перечеркивает все ваши истинные намерения. Если вы хотите умного сына, тогда видьте в нем умного малыша даже тогда, когда у него произошла неудача.

Редки случаи, когда родители дают полную свободу и возможность своим детям самим выбирать свой путь. Это явление называется безусловной любовью, что подразумевает положительное отношение родителей к ребенку даже тогда, когда он не соответствует всем ожиданиям своих взрослых наставников. Давая полную свободу подрастающему поколению, родители освобождают себя от ответственности за чужую жизнь, давая возможность ребенку найти свой жизненный путь, идя по которому он станет самостоятельным и ответственным человеком.

Другим способом внушения мыслей является гипноз. Он осуществляется тогда, когда человек погружается в полусонное или трансовое состояние. Во время бодрствования или сна гипноз не будет иметь эффекта.

Данный способ позволяет внушить любые мысли человеку, который находится под гипнозом. Здесь эффективно используются фантазия и воображение гипнотизируемого. Однако психологи отмечают следующий факт:

  • Внушаемые мысли должны соответствовать потребностям человека.
  • Если внушаемые мысли противоречат потребностям человека, тогда у него разовьются неврозы, внутренний конфликт, нервное расстройство.

Важными во внушении мыслей остаются два фактора:

  1. Тот, кто внушает, должен сам верить в правильность собственной информации.
  2. Тот, кому внушают, должен быть готовым к внушению, податливым, доверчивым.

Если человек может не поддаваться влиянию одного индивида, то порой он не может противостоять влиянию всего общества. Так называемое «общественное мнение» влияет на многие умы людей, которые могут не хотеть и идти наперекор ему, однако порой поддаваться давлению и подчиняться мнению большинства. Это самый легкий способ внушения мыслей: если верит большинство, значит, поверят и единицы.

Методы внушения

Внушение может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от того, какие цели преследует человек, который пытается повлиять на других, а также методы, которые он использует при этом. Ими являются:

  • Невербальные. Осуществляется посредством интонации голоса, поз и мимики. Делится на:
  1. Каталепсия.
  2. Левитация.
  3. Пауза.
  • Намеренные. Происходит, когда суггестор имеет конкретные цели и задачи, при этом предпринимает все действия, которые помогут ему во внушении.
  • Ненамеренные. Происходит тогда, когда суггестор не имеет никаких намерений внушения, однако при этом совершает действия, которые воздействуют на собеседника.
  • Положительные. После воздействия произошли изменения в лучшую сторону.
  • Отрицательные. После воздействия проявились негативные свойства, поведение, черты.
  • Воздействие в бодром состоянии.
  • Воздействие в релаксирующем состоянии.
  • Гипнотические.
  • Мысленные. Осуществляется при отсутствии контакта с человеком.
  • Давление.
  • Уговаривание.
  • Косвенные внушения. Когда человек, на которого влияют, все же сохраняет право выбора, принимать информацию или нет. Бывает таких видов:
  1. Последовательность – поочередно перечисляются убеждения, которые закрепляются установкой.
  2. Импликация – предсказание возможного результата, на который настраивается человек.
  3. Двойная связка – предложение сделать выбор между двумя похожими вариантами.
  4. Перечисление возможных вариантов событий, упуская самое важное, и заострение внимание на чем-то одном.
  • Эмоционально-волевое влияние.
  • Механические – воздействие на человека различными звуками, предметами, цветами и пр.
  • Психические.
  • Магические – использование лечебного магнетизма.

Целью всех методов внушения является внедрение конкретных идей, мыслей и эмоций другому человеку, чтобы он воспринимал их как свои, после чего начал действовать и менять поведение в нужном направлении.

Внушение на расстоянии

Данная тема вызывает противоречивое отношение, поскольку на сегодняшний день еще не доказано, возможно ли внушать на расстоянии. Под этим подразумевается внедрение нужной информации человеку без непосредственного контакта с ним. Вы можете не видеть и не общаться с человеком, однако на расстоянии передавать ему нужные мысли.

Здесь основной упор делается на телепатию. Если гипноз уже имеет научные основания, то некоторые надеются на подтверждение наличия телепатии.

Считается, что мысли – это волны определенной частоты, которые могут передаваться на любые расстояния. Соответственно, человек, на которого происходит влияние, должен быть «приемником», который улавливает данные частоты. Здесь возникает логичный вопрос: если человек, на которого вы хотите повлиять, находится на «другой волне», то как вы можете на него воздействовать? Об этом еще придется подумать ученым.

Несомненно, в жизни каждого человека найдутся примеры «телепатического воздействия». Вы, к примеру, думали о том, чтобы позвонить человеку, а он через несколько часов позвонил сам. Вы, например, хотели кого-то увидеть, и случилось чудо: вы встретились с человеком буквально в тот же день. Что это – телепатия, внушение мыслей или совпадение? На данный вопрос пока нет однозначного ответа. Однако такие ситуации постепенно накапливаются в опыте людей.

Иногда человек может внезапно о чем-то подумать, что ему несвойственно, а потом узнать о том, что эта же мысль пришла в голову другому индивиду. Порой люди что-то изобретают, при этом узнают, что в это же время на другой стороне планеты есть персоны, которые тоже сделали такое же открытие.

Ученые говорят о наличии единого информационного поля вокруг планеты, где есть все мысли и идеи, которые только могут или уже зарождались в головах людей. Находясь на определенной «волне», человек воспринимает ту или иную информацию из внешнего мира.

Приведем технику по телепатии – внушении на расстоянии:

  1. Займите удобное для себя положение, лучше лежа.
  2. Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох-выдох.
  3. Сосредоточьтесь на той мысли, которую желаете внушить другому человеку. Она должна быть короткой, четкой и понятной.
  4. Сосредоточьтесь на человеке, которому желаете внушить. Войдите в его эмоциональное состояние.
  5. Начните многократно повторять ему желаемую мысль.
  6. Представьте, как человек начинает выполнять то, что вы ему внушили.

Итог

Тема внушения пользуется спросом, поскольку многие люди хотели бы обладать навыками, которые могли бы им помочь влиять на окружающих. Как хорошо бы жилось, если бы человек мог повлиять на эмоции, мысли и поведение любого собеседника. Так думает каждый! Этого желают все! Итогом бы такого положения дел стал хаос, где люди руководствуются исключительно собственными желаниями, не считаясь с мнением окружающих.

Внушению поддаются все люди, как и техниками влияния обладают абсолютно все. Просто обстоятельства всегда складываются разные, из-за чего человек достигает определенных результатов. В одной ситуации его методы срабатывают, в другой нет. Это вполне нормально в реальном мире.

Люди влияют друг на друга. Все обладают толикой доверия, некритичного мышления и простодушия. Многое зависит от отношений, в которых люди пребывают. К авторитетным лицам и людям, которые очень нравятся, возникает безоговорочное доверие: что они скажут, будет правдой, какой бы она ни была. Совсем по-другому люди ведут себя с теми, кого плохо знают или с кем находятся в конфликтных отношениях. Здесь уровень критичности возрастает, поэтому враги или посторонние люди очень минимально могут друг на друга повлиять.

Введение

Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации. Внушение – один из механизмов воздействия на массовое и индивидуальное сознание, широко используемое в массовой коммуникации, рекламе, распространении моды и в политическом манипулировании.

В настоящее время не подлежит сомнению, что внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально-психологические функции: содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения; направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.
Следует отметить, что в процессе общения воздействию внушения противостоит процесс контрвнушения. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания. Он включает мыслительный, эмоциональный и волевой компоненты.

Общая характеристика понятия внушение

Внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая, друг другу свои мнения, оценки, настроения. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего.

Особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, не к её готовности мыслить и рассуждать, а к готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые сведения. Внушение, отмечал Бехтерев, действует путём непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике.

По В. М. Бехтереву, внушение есть не что иное, как вторжение в сознание (или прививание к нему идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (религия, гипноз).

Некоторое время в отечественной психологии, педагогике игнорировали внушение, как метод воспитания. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением можно воспитывать сознательных идейных борцов. В то же время в психотерапии использование внушения в бодрствующем состоянии и в гипнозе имеет длительную историю, и показало значительную эффективность.

Согласно концепции А. М. Сводяща, объясняющей механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности. Из значительного количества обрушивающейся информации более сложная информация, подвергается логической переработке и оценке. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости. Благодаря этому, организм не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему либо не имеют отношения, либо несут несущественную или ложную информацию.

Воздействие внушением заключается в организации и доведении до объекта информации в таком виде, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значимости и усваивалась без анализа.

В процессе общения всегда имеет место внушение, когда наблюдается эффект первого впечатления, актуализируются стереотипы, предрассудки; возникают аффекты и неустойчивое психическое состояние участников общения; отмечается внешнее сходство ситуации, облика и поведения людей с прошлым опытом общения и состоянием.

При внушении у личности, подвергающейся внушению, могут возникать определённые барьеры. Болгарский психотерапевт Г. Лозанов утверждает, что с возрастом у человека формируются три барьера: критическо-логический, интуитивно-эффектный и этический. Все, что не содержит впечатления добронамеренной логической выдержанности, доверия и чувства уверенности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается.

В этой связи Г. Лозанов предлагает такие преодоления данных барьеров:

2. инфантилизация (создание атмосферы раскрепощенности, подлаживания, игривости, подобно той, что царит в детских играх),

3.двуплановость (подключение дополнительных раздражителей: мимики, пантомимики, декорации),

4. интонации,

6.псевдопассивность (налаживание спокойного отношения, доверия к источнику информации, снятие страха перед возможной неудачей).

Виды внушения

Внушение - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются "слепо".

Внушение используют, чтобы блокировать нежелательное поведение или мышление человека, склонить к желательному действию или поведению, распространить полезную информацию и слухи.

Внушения приобретают силу путем повторения. Человек может отвергнуть предложение, сделанное один раз, но если послушает одно и то же некоторое время – примет его. Кроме того, внушение может не произвести заметного действия сразу, а проявиться через определенное время. Когда сознание заинтересовано и отвлечено, подсознание остается без защиты и впитывает все, что ему говорят.

Основным инструментом внушения является слово, а также эффектом внушения обладает взгляд.

Существуют следующие виды внушения:

1. Прямое – воздействие словами.

  • а) команды и приказы. Носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз.
  • б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они повторяются несколько раз спокойным тоном.

2. Косвенное – скрытое, замаскированное внушение. Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно.

Внушение может происходить как намеренно, так и не намеренно.

1. Намеренное внушение, когда внушающий человек старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей.

2. Внушение ненамеренное, когда внушающий человек не ставит перед собой цель внушить что-либо внушенному человеку и не прилагает никаких усилий.

1. Положительное прививает положительные психологические свойства, качества, состояния (уверенность в себе, вера в излечение).

2. Отрицательное прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния (леность, неуверенность в себе, нечестность).

Приемы внушения

Приемы внушения, которые можно подразделить на три группы:

1. Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.

2. Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание" и др.

3. Приемы скрытого внушения - трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.

4. Приемы прямого внушения.

Приемы прямого внушения

Совет и предложение – эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса.

Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливаетисполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема.

Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие.

К группе приемов прямого внушения, вероятно, следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но, повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли.

Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия.

Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т.д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге формулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов.

Приемы косвенного внушения

Косвенное внушение подается не в императивной, а скорее в описательной форме: в виде рассказа, описания какого-либо случая, комментария, намека и др. Цель воздействия здесь выражена не прямо, а косвенно. Сила внушающего воздействия здесь определяется уровнем техники речи руководителя, его умением владеть голосом, мимикой, жестами, интонационно передавать чувства. Для ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как оно не наносит ущерба личному достоинству подчиненного, не провоцирует запуск механизмов психологической защиты личности, что может наблюдаться при использовании некоторых приемов прямого внушения, например, приказа или команды. Косвенное внушение применяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к партнеру, в ситуациях, исключающих, с одной стороны, возможность убеждения, а с другой стороны, прямого внушения.

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие.

На использовании механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как намек. Заключается он в том, что руководитель, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке.

Намек – это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию. Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность - полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию.

Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки.

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, может задеть личное достоинство объекта, что может быть причиной появления барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает, эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание "концертного настроения", формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме.

Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче. Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения.

"Плацебо" - прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает.

В управленческом общении могут быть ситуации, в которых возможно применение приема "плацебо", в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно крайне осторожно, так как раскрытие факта его использования воспринимается внушаемым как обман.

"Обходной маневр" - сущность этого приема, - пишет И.Д. Ладанов, - заключается в том, что какая-либо мысль или идея преподносится объекту как его собственная.

Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, - по мнению И.Д. Ладанова, - этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

"Свободный" комментарий был основан на теории рациональности внушения. Задачей такого комментария является создание определенного контекста для информации о фактах. Внушение здесь осуществляется, в частности, через подмену объекта суждения.

Иллюстрирование факта, считается, что подражание видимому образу осуществляется легче, а идеи и вера, как объект имитации, усваиваются на основе различных ассоциаций с этими видимыми образами.

Ю.А.Шерковин приводит приемы внушения, разработанные американскими психологами супругами Ли:

"Приклеивание ярлыков" наименованию основной идеи или явления "приклеивается" эпитет или метафора, чаще всего оскорбительные, вызывающие негативное отношение. Таким образом, преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Этот прием используется чаще всего для того, чтобы опорочить явление или предмет в глазах реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть использован и для возвеличивания какого-либо явления, создания авторитета личности и т.п. То есть ярлыки могут нести и положительную окраску.

"Сияющее обобщение" заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы побудить партнера по общению принять и одобрить преподносимое понятие. Прием "сияющего обобщения" скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента нежелательных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: "демократические преобразования" (преобразования происходят, но не обязательно все они демократические).

Прием "переноса" или "трансфера": его суть заключается в побуждении партнера к ассоциации преподносимого понятия, с каким - либо другим, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Возможен также и негативный перенос через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Этот вариант, - отмечает Ю.А. Шерковин, - широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством.

"Свидетельство" состоит в приведении высказывания личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит партнер. Такое высказывание содержит оценку преподносимого явления. Эта оценка должна побудить реципиента к определенному, положительному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь могут использоваться высказывания политических деятелей, известных артистов и т.п.

"Игра в простонародность": при использовании этого приема сообщение преподносится преднамеренно упрощенно, с использованием обыденной лексики (иногда даже нецензурной), привычного для данной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности их источника к "простым людям". При этом "простонародность" может демонстрироваться внешним видом, характером поведения, образом жизни.

Прием "перетасовки" состоит в отборе и тенденциозном преподнесении аудитории только положительных или только отрицательных фактов действительности с целью внушения партнеру справедливости какой-либо идеи. Здесь происходит инспирирование фактов, которые приводят партнера к нужным выводам. Внешне же сохраняется видимость убеждения.

"Фургон с оркестром": этот прием состоит в побуждении партнера к принятию преподносимой в сообщении ценности, поскольку все в данной социальной группе ее разделяют. Апелляция ко "всем", - отмечает Ю.А. Шерковин, - учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства, и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Этот прием широко применяется в рекламе товаров и услуг. В управленческом общении использование этого приема состоит в апелляции к мнению коллектива.

Приемы скрытого внушения

Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения.

Трюизм - это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на "свой счет", так, как будто все нацелено на них. Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю.

Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного.

Убеждение и внушение

На результаты убеждения оказывает влияние и апелляция к чувствам собеседника. Аргументы, содержащие такого рода апелляцию, предназначены для возбуждения в слушателях эмоций и воли. Такая аргументация в общении обостряет нравственные чувства долга, гордости, достоинства, т. е. чувства, которые благоприятствуют убеждению. Той же цели могут служить в аргументации ирония и сарказм, обращение к чувствам жалости и сострадания, к скромности, к желанию индивида быть с большинством.
Убеждение в ходе общения оказывается эффективным лишь при должном учете реальных возможностей данного способа в конкретных условиях. Без этого убеждающее воздействие превращается в мало полезное морализирование, которое искомого результата не дает. С учетом реальных возможностей «путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание, изменить образ жизни...».
В политической борьбе, затрагивающей коренные классовые интересы, нередко возникают ситуации, когда некоторые аудитории не проявляют готовности к логическому сопоставлению аргументов и выводов для выработки согласия с истинностью последних. В свое время по этому поводу В. И. Ленин, давая отпор мечтателям относительно их надежд на переубеждение свергнутых эксплуататорских классов, писал: «...они думали, может быть, думают, мечтают о том, что социализм удастся ввести путем убеждения... Нет, так счастливо земля не устроена; эксплуататоры, звери-помещики, капиталистический класс убеждению не поддаются».

Внушение - это способ коммуникационного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства. На современном уровне развития знаний об этом психологическом явлении обычно исходят из положения, что «внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логического доказательства, и переносится или, точнее сказать, автоматически распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот».
Особую важность в ходе внушения имеет группа факторов, связанных с ориентацией собеседников на личность того, кто внушает. Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях определенного содержания, воспринимать их и усваивать в значительной мере зависит от ее представлений о человеке, выступающем в роли коммуникатора. Большое значение приобретает оценка его статуса и ролевого поведения, его престижа, искренности намерений и достоверности исходящей от него информации.

Процесс внушения в условиях, характеризующихся положительно по отмеченным показателям, бывает обычно весьма эффективным. И в случаях, когда необходимо использовать внушение в целях идеологического воздействия, следует заранее проявить заботу о том, чтобы перечисленные признаки ориентации на коммуникатора соответствовали бы задаче.
Далеко идущее влияние на субъективную готовность участников общения принимать внушающее воздействие оказывают конкретные условия, в которых происходит восприятие сообщений. Напряженное внимание окружающих и аплодисменты, дефицит информации по важному политическому вопросу в условиях ожидания, например, серьезно влияют на готовность аудитории принимать предлагаемые суждения некритически.

Непосредственным результатом процессов убеждения и внушения является формирование в сознании аудитории установок относительно объектов, которые оказываются затронутыми или связанными с предметами сообщения, либо закрепление уже имеющихся установок, либо, наконец, изменение или подавление действия установок, которые противоречат целям осуществляемого воздействия.

Партийному работнику, особенно пропагандисту, приходится использовать в своей деятельности различные виды общения, различные способы психологического, прежде всего речевого, воздействия. И он должен постоянно заботиться о том, чтобы сделать свое общение, будь оно личностно или социально ориентированным, речью с трибуны или задушевным разговором, максимально эффективным. Многие недостатки в воспитательной работе о массами вызваны неумением донести до людей идеи, убеждения, факты.

Поэтому перед пропагандистами очень остро стоит задача - выработать у себя профессиональное умение общения. До сих пор эта задача ставилась преимущественно для ораторской речи - очевидно, что с трибуны необходимо уметь говорить. Но говорить, вообще общаться надо уметь и не только с массовой аудиторией. Это обязывает нас изучать общепсихологический и социально-психологический механизм эффективного общения и уделять ему то внимание, которого он заслуживает по своей социальной значимости.

Заключение

Внушениекак метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу людей. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Поэтому проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов.

Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка. При внушении происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации базируется на механизмах заражения и подражания.

На социально-психологическом уровне внушение имеет определенную специфику, что связанно с целым рядом факторов, от которых зависит эффективность внушения.

Во-первых, огромное значение имеют особенности того, кто осуществляет внушение - его социальный статус, привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики.

Во-вторых, немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно в частности, его способность включать механизмы психологической защиты.

В - третьих значимым фактором являются особенности отношений между внушающим и внушаемым человеком - доверие, авторитетность, зависимость. И, наконец, эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения - уровня аргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями.

Внушение достигается различного рода вербальными и невербальными средствами - словами, интонацией, мимикой, жестами, действиями внушающего.

Механизм внушения сегодня широко используется во всем мире.

Список литературы

1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2001.– 448 с.

3. Грэм Дж. Скотт, "Сила ума: описание пути к успеху в бизнесе", изд. "Дело", Москва, 1991, 520 с.

4. Бандурка А.М., Бочарова С. П., Землянская Е. В., "Основы психологии управления", изд. Университета внутренних дел, Харьков, 1999, 528 с.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М., "Социальное влияние", Питер, СПб, 2001, 448 с

6. Лозниця "Психология менеджмента", изд. "Астропринт", Киев, 1999, 299 с.

7. Чалдини Р., "Психология влияния", изд. "Питер", Санкт-Петербург, 2001, 620 с.

8. Васильев Л. М. "Экспериментальные исследования мысленного внушения" Л., 1962 г.

9. Бехтерев В. М. "Внушение в общественной жизни" // Правда, 1990 г. №7

Внушение – это процесс воздействия одним человеком на подсознание другого, при котором совершается некритическое восприятие последним установок, которые насаждаются. Внушение являет собой особо сформированные эмоциональные или словесные конструкции. Психологическое внушение блокирует мышление человека и изменяет его поведение. Многие люди твердо убеждены, что только они контролируют свое поведение и собственные мысли. Но многие специалисты утверждают и доказывают, что существуют такие явления: внушение, телепатия, гипноз. Именно с помощью этих техник одними людьми совершается воздействие над другими, внушение им своих мыслей и желаний. Без внушения не обходится ни единая сфера человеческой деятельности, многие процессы общества происходят только благодаря нему.

Внушение на человека происходит при общении, воспитании, в работе, в отношениях. Иногда данный процесс воздействия на человека применяется с корыстной целью, выгодой, психологическое внушение используется ради вспомогательной терапии, например, при установок на благополучие.

Вместе с понятием внушение используется термин , а человека, использующего суггестию, называют суггестором.

Искусство внушения включает обладание вербальными и невербальными методами воздействия. Часто человек и не понимает, что при общении на него воздействуют, навязывая свои , настроение и мнение.

Сила внушения приумножается при неоднократном повторении воздействия. Нужно несколько раз повторять внушаемую человеку информацию, поскольку он с первого раза не сможет запомнить её и воспринять, как должную информацию.

Сила процесса воздействия зависит от нескольких факторов: настроенности внушаемого, его эмоциональной стойкости, характера воздействия, условий проведения, авторитета внушаемого, податливости , стихийных бедствий и других факторов.

Внушение, техника метода основывается на готовности индивида на подсознательном уровне принять передаваемую информацию, поэтому оно часто эффективнее способа убеждения, который основывается на логических доказательствах.

Психологическое внушение прививает человеку чужие идеи и мысли, чувства и даже ощущения, не используя при этом никакие доказательства или логические объяснения. Данному процессу воздействия очень хорошо подвержены личности, которые проявляют себя, как духовно слабые, робкие, пугливые и стеснительные, те, кто некритически воспринимают других, слишком доверчивые и простодушные, склонные к зависимости от других.

Внушению тяжело поддаются сильные личности, владеющие деловой активностью, инициативные, энергичные; высокомерные и самолюбивые; малообщительные и угрюмые; эксцентричные; слишком откровенные; не зависящие от остальных или имеющие кого-то в собственной зависимости.

Проведению внушения будут способствовать такие факторы:

— внутренняя зависимость;

— переутомление и психофизическое истощение объекта;

— психологическая напряженность;

— неожиданность сообщения информации;

— неоднократное повторение сообщения;

— специфичная эмоциональность и абсолютная логичность суггестора;

Внушение человеку может не осуществиться, если его проведению мешают внутренние барьеры, среди них:

— критически-логический – человек отвергает то, что считает необоснованным логически;

— интуитивно-аффективный – индивид не воспринимает информацию, не вызывающую подсознательного доверия;

— этический – человек не принимает материал, противоречащий его нравственным и этическим законам.

Преодоление описанных барьеров предполагает не направленность на их устранение, а подстраивание. Например, чтобы воздействовать на индивида с небольшим , нужно воздействия сочетать с сильными негативными эмоциями, если данная личность интеллектуально развитая, то использовать позитивные эмоции.

Если объект неуверен или подавлен, к нему лучше всего подойти с повелительным тоном, используя жесты и мимику.

Внушение мыслей

Зачастую самое близкое окружение может из самых доброжелательных побуждений использовать внушение на человека, и сделать так, что он посчитает, что это восприятие его собственное.

При воздействии абсолютно не обязательно использовать только словесный или тактильный контакт, чтобы навязать информацию человеку, можно сделать это и находясь на расстоянии.

Внушение человеку, в отличие от подавляющих феноменов, о которых современные мистики заявляют, как о реальных, являются объективным фактом действительности. Ученые называют его гипнозом. Гипноз способен изменить состояние сознания. Индивид, который пребывает в бодром состоянии или, наоборот, в спящем, плохо поддается гипнотизированию. Чтобы гипнотическое внушение сумело подействовать, надо чтобы индивид был в состоянии дремоты или транса. Сознание в таком промежуточном состоянии приобретает специфичные свойства. У индивида резко падает степень критичности сознания, ослабевает механизм формирования критичной оценки материала, поступающего извне и процесс фильтрации данных, которые не сходятся с его опытом, убеждениями, законами логики, привычками, предубеждениями, следовательно, он будет воспринимать всё, о чём ему будут говорить.

Также в данном состоянии повышается воздействие воображения и фантазии на сознательные процессы. Вещи, которые ранее могли регулироваться логическими механизмами, теперь начинают подчиняться только эмоциональному восприятию, так, если ранее все решения принимались, руководствуясь исключительно критериями правильно или нет, выгодно – невыгодно, теперь они меняются: нравится и не нравится. Именно поэтому главную роль здесь отыграет сама личность внушающего гипнотизёра и уровень доверия.

Сначала гипнотический процесс воздействия рассматривался, как инструмент, благодаря которому допустимо внушить человеку что угодно, любые мысли. Постепенно психотерапевты, которые практиковали , пришли к итогу, что гипнотическое внушение будет действенным, если внушенная информация будет соответствовать потребностям человека.

Если же внушенные мысли являются противоречащими потребностям и установкам личности, тогда у неё может развиться внутренний конфликт, образоваться депрессия, нервное расстройство, срыв. В связи с возможными последствиями, гипнотическое внушение используют только посредством применения эриксоновского гипноза, при котором не внушаются готовые решения и мысли. Пациент получает возможность прокрасться в собственное , там обнаружить причину личных проблем и благодаря опытному врачу найти их решение.

Внушение мыслей будет иметь положительные результаты, если соблюдать определенные правила. Так, объект воздействия должен оставаться в этом состоянии до отключения критического мышления и трезвого логического анализа информации.

Осуществляющий внушение мыслей человек, должен верить в информацию, которую внушает подопечному. Если он не сможет этого сделать, тогда внушаемый не сможет довериться и процесс будет неудачным. Также внушаемый не должен ощущать недовольство собой в процессе сеанса воздействия иначе результата не добиться. Стоит выполнять все данные обещания внушаемому. Чтобы улучшить свое искусство внушения нужно часто тренироваться.

Методы внушения

Для склонения человека к желанному действию, блокировки нежелательного способа поведения или образа мышления; быстрого распространения слухов и нужной информации необходимы методы внушения.

Виды внушения имеют несколько классификаций, в одной из них выделяются такие: вербальные, невербальные, ненамеренные и намеренные.

Вербальное воздействие реализовывается с помощью словесных формулировок.

Невербальное внушение осуществляется бессловесно, посредством интонаций, поз и взглядов. Невербальное воздействие имеет три подвида: каталепсия, пауза и левитация.

Внушение ненамеренное – это, когда суггестор, не имея конкретных целей что-то внушить объекту влияния, не прилагает сознательных усилий этому. Такой вид воздействия эффективен тогда, когда объект внутренне расположен к навеваемой информации.

Намеренное внушение – это, когда суггестор имеет цель воздействия и ясно осознаёт, что именно собирается и будет внушать, и применяет все шаги, чтобы достигнуть поставленной цели.

Виды внушения по содержанию: положительное – позволяет достичь положительных изменений состояния объекта, его характера, эмоций и образа поведения.

Отрицательное внушение – представляет собой психологическое воздействие негативного характера, после которого проявляются отрицательные состояния, действия, свойства и чувства.

Некоторые мастера выделяют следующие виды внушения:

— воздействие, когда клиент бодрствует, когда его сознание вполне активно;

— в релаксирующем состоянии индивида, при котором появляется мышечное и психологическое расслабление;

— гипнотическое внушение, при котором объект воздействия оказывается в изменённом психофизиологическом состоянии;

мысленное внушение, проводящееся без прямого контакта с личностью;

— метафизическое внушение является объединением разговора о реальности «Я» личности и неделимости Вселенной с мыслительным процессом воздействия. Данный способ применяется для психического или физического излечения клиента.

Есть также другие виды внушения: давление, сильное уговаривание, эмоционально-волевое влияние.

Косвенные внушения являются таким воздействием, при котором индивид имеет собственный выбор отвергнуть или все же принять оказываемое воздействие. Такое влияние необходимо для направления действий, эмоций и мыслей человека в сторону, какую он пытается избежать. Косвенные внушения разделяются на такие виды:

— последовательность принятия: когда суггестор перечисляет утверждения, которые индивид воспринимает, и в конце перечисления произносится установка, которую нужно принять;

— импликация: суггестор твердо говорит о возможных последствиях, и клиент настраивает себя именно на предсказываемый итог;

— двойная связка: клиенту предлагается сделать один выбор между двумя сходными вариантами;

— внушение, в котором суггестор озвучивает перечень возможных вариантов ситуации, при этом упуская самое значимое событие. Впоследствии к нему привлекается больше всего внимание индивида, и он фиксирует свое сознание на определенном аспекте.

Гипнотическое внушение является таким воздействием, которое погружает клиента в состояние изменённого сознания. Человек с помощью манипуляций суггестора углубляется в гипнотический сон, а пребывая в состоянии этого сна, он оживленно реагирует на высказывания гипнотизёра. Критическая оценка информации отсутствует, поэтому команды проходят в само подсознание, пропуская мимо осознанный анализ. Затем происходит воздействие на поведение, здоровье и психоэмоциональное состояние.

Согласно еще одной классификации бывают следующие виды внушения:

— механическое: над клиентом реализовывается воздействие посредством вещей и явлений, какие обладают монотонным эффектом (звуком, светом);

— психическое внушение, такое же, как и вербальное — воздействие словом;

— магнетическое внушение – основанное на применении лечебного магнетизма.

Специалисты полагают, что наилучший эффект достигается при сочетании магнетического и психического воздействия.

Психологическое внушение выделяется отдельно от других видов, его часто соотносят с бытовым внушением. В психологическом внушении используется специальное психологическое воздействие суггестора на суггерента, который применяет вербальные и невербальные способы коммуникации. Качество доводов суггестора не является столь высоким, критичность мыслей суггерента небольшая. Выходит, что суггерент вникает в слабые доводы суггестора, и зачисляет их к своим, не требуя для этого доказательств. Здесь суггерент подвергается не настолько воздействию источника, формы внушения и содержания, как личности суггестора, вызывающей безоговорочное доверие.

Установки, которые внушаются суггестором и закладываются в подсознании суггерента, становятся частью его личности. В дальнейшем индивид, который был подвержен влиянию, меняет свой привычный образ поведения согласно к полученным установкам.

Внушение на расстоянии – это способ, при котором индивиду навязываются установки, когда он находится не в ближайшей зоне действия. Этот метод способен изменять убеждения и образ поведения.

Внушение на расстоянии связывают с такими явлениями, как гипноз и телепатия.

Внушение на расстоянии

Внушение мыслей на неопределенной дистанции не признают скептики. Они не признают даже возможности его наличия, однако, это реально и уже доказано. О гипнозе знают многие, верят в него, но помимо гипноза еще существует гипнотическая телепатия, благодаря ней становится возможным оказывать мощное влияние на расстоянии, то есть без наличия визуального контакта.

Техника внушения мыслей на расстоянии базируется на воздействии посредством сигналов, что идут от коры мозга. Те, на кого ориентирован данный сигнал не подозревают себе о влиянии, какое оказывается на них, полагая, что мысли в голове принадлежат только им.

Существует теория, по которой все мысли – это радиоволны определенных частот. Человек считается радиоприемником и в соответствующих условиях он сможет уловить чужие мысли на расстоянии.

Метод мысленного влияния на расстоянии – это телепатическое внушение, которое называют телегипнозом. Телепатия не имеет количественных или пространственных ограничений, в отличие от силового или материального влияния, не имеет зависимости от внешних условий и может влиять на кого либо, вне зависимости размера разделяющего расстояния.

Можно сделать даже такое, что другим кажется совершенно невероятным – заставить индивида позвонить. Даже когда интересуемая персона находится на дистанции до тысячи километров, но сможет уловить передаваемую мысль о том, что вы просите её перезвонить. Человеческая мысль, передаваемая мозгом движется куда быстрее, нежели скорость света и способна достигнуть любую точку Земли за мгновение. Нужно просто понять, что мысль – это волна, что способна передвигаться в пространстве без ограничений и передаваться другим.

Индивид, который полагает, что телепатические способности отсутствуют у него, должен хорошо проанализировать собственную жизнь, и суметь вспомнить, когда хотя бы раз использовал телепатические способности. Например, не трудно вспомнить такой случай, как вы собрались позвонить человеку и вдруг, как взяли телефон, раздался звонок телефона именно от человека, которому нужно было позвонить.

Второй пример, вы долго размышляете о человеке, вскоре его встречаете, как будто совершенно случайно. Также, когда в разговоре вы вдруг произносите одновременно с собеседником одну фразу.

Нередко телепатия встречается среди самых близких людей. Услышав слова близкого человека, вы понимаете, что наверняка знали, что тот произнесёт. Примеров случаев довольно много есть у каждого. Ведь бывает, что вы долго и пристально наблюдаете за человеком, который не видит вас, и вдруг он оборачивается и ловит с вами зрительный контакт.

Порой случается, что вдруг в голову приходят такие мысли, которые человеку обычно совсем несвойственны, и он их чувствует, как чужеродные. Действительно так есть, не свойственные вам мысли, могут оказаться не вашими, их внушил другой человек.

Мозг человека – это мощная радиостанция и одновременно радиоприёмник. В некоторых состояниях сознания, после изменения электро-волновой активности, можно услышать чужие мысли и также транслировать их на расстоянии.

Техника внушения мыслей на расстоянии не настолько тяжела, как кажется. Наверное, многие представляют, что для этого должен быть магический ритуал, но каждый желающий сможет его провести просто у себя дома. Технику лучше всего осуществлять ночью, как раз тогда сознание человека лучше подвергается внушению, оно максимально расслабляется, или спит. Именно сон является самым подходящим моментом для внушения, поскольку подсознание лучше всего открыто для воздействия. Можно мысли передать на расстоянии, и человек воспримет их за собственные. Благодаря данному методу можно внушить человеку любовь, желание и эмоцию.

Техника внушения мыслей на расстоянии начинается с принятия самого удобного положения, лечь или стать. Как только удобно устроились, нужно расслабить все мышцы тела, прочувствовать это ощущение. Глубоко вдохнуть и выдохнуть три раза. Далее необходимо продумать короткий, хорошо воспринимающийся текст, формулировку, соответствующую потребностям, которая будет посылаться человеку.

Нужно максимально сосредоточиться на ощущении человека, которому планируется внушение. Для этого стоит закрыть глаза, вообразить его ярко, и максимально реально, как можно четче и высказать уже придуманный текст, мысленно повторять несколько раз, предельно внимательно, в голове не должно больше быть ни единой лишней мысли.

Далее нужно визуализировать момент, как он выполняет приказ, который был задан в тексте. Например, он уверенно берёт телефон, набирает номер и звонит. Внушаемые мысли проникают через энергетические каналы в мозг и делают необходимое – внушение доносится до объекта. Мысли суггестора стают мыслями суггерента, он возьмёт телефон, думая, что сам хочет позвонить вам. Можно развивать свое искусство внушения, упражняясь, каждый день по 15 минут.


ТЕОРИЯ ВНУШЕНИЯ


Как мало нам надо, чтобы поверить в истинность невозможных вещей. Драматическая обстановка, гипнотический голос собеседника, доверие к его умелым манипуляциям, и вот, мы уже готовы принять на веру любые внушения. Впрочем, абсолютно не обязательно принимать участие в сеансе гипноза, чтобы стать жертвой внушения. На самом деле это происходит с нами и в повседневной жизни. Психологи уверяют, нашим сознанием постоянно манипулируют. Мы говорим слова и совершаем поступки, большинство из которых нам попросту навязали.

Внушение окружает нас постоянно и повсюду. Жизнь любого из нас, является столкновением внушений с разных сторон. Внушений наших родных и близких, внушений книг, которые мы читаем, внушение новых исторических событий. Но почему мы так легко становимся марионетками в чьих-то руках? Существует ли оружие способное управлять разумом людей? Что нужно знать чтобы не превратиться в послушного зомби?

Каждый день люди делают это абсолютно все без исключения, искусно манипулируют друг другом. Улыбка, лесть, слёзное прошение, шантаж, запугивание - это лишь самые малейшие уловки к которым мы прибегает, чтобы влиять на людей. Впервые, каждый из нас, начинает манипулировать другими ещё в раннем детстве. Все начинается с малого, банального желания просто получить своё. Именно так мы учимся добиваться своих целей. Психологи давно выяснили, успешными манипуляторами становится именно тот, кто легко может внушить другому человеку свою точку зрения. Внушение в нашей жизни занимает основное положение. Способность внушать определяет практически все, то есть, если человек может внушать какие-то свои идеи, то соответственно он становится, более эффективен.
На протяжении всей жизни мы находимся под влиянием разных внушений, но далеко не всегда они несут негативный посыл.
«Научись делиться и заведёшь друзей» слышим мы в детстве. «Хорошо учись и устроишься на высокооплачиваемую работу» , убеждают нас в подростковом возрасте. Внушение - это ещё и эффективный способ обучения считают учёные. На нем строится большинство педагогических и психологических методик.
Внушение бывает не только полезным, но и корыстным. В принципе любой способ манипуляции основан на стремлении людей к выгоде, например желание что-то получить, или стремление в чем-то превосходить других.

Критичность восприятия информации «Метод абсолютный очевидности»


Манипулировать можно, как отдельным человеком, так и группой людей. Для этого достаточно преподнести мысль которую вы хотите внушить как нечто очевидное, мнение, которое якобы уже разделяет большинство. Психологи уверяют, такая техника получившая название, метод абсолютный очевидности, невероятно эффективна. С её помощью можно встроить в систему ценностей человека практически любое, даже абсурдное убеждение.
Человек с лёгкостью поверит в то, что белое это чёрное, если отсутствует критичность восприятия информации. Именно поэтому для манипулятора очень важно убрать эту самую критичность восприятия информации. Но почему критичность восприятия информации исчезает, а сам метод, несмотря на свою простоту, становится столь эффективен. Оказывается, человеческая психика автоматически откликается на мнение большинства, мы невольно пытаемся присоединиться к нему - это называется конформизмом или .

МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА


Гипноз и транс


Гипноз, древнейшая техника внушения известная человеку. Многие тысячелетия его воспринимали как сверхъестественную способность присущую только избранным; Жрицам, шаманам, колдунам. Гипноза боялись, осуждали, избегали. Сегодня погружение в особое состояние сознания, (транс) используется врачами, для лечения самых разных заболеваний, фобий и зависимостей.

Как именно работает гипноз, что такое транс? Мы постоянно попадаем в состояние транса, но этого не замечаем. Погружение в лёгкий транс происходит естественным путём. В какой-то момент фокус внимания смещается, и человек погружается в свои мысли. В таком состоянии можно забыть, куда и зачем ты шёл, проехать свою остановку и не заметить знакомого идущего вам навстречу. Мозг попросту переключается в другой режим работы. Благодаря трансовым состояниям мы научились писать, считать. Собственно, всё чему мы научились, произошло с помощью вхождения в особые состояния сознания (другие режимы работы мозга). То есть, для того, чтобы сформировать новое знание, новое понимание, сформировать новое поведение, мозг входит в другие режимы работы, или изменённые состояния сознания. Транс бывает и глубоким, находясь в глубоком трансе, человек отключается от реальности, погружаясь в иллюзорный мир, это состояние подобное сну, и считается идеальным для внушения. Под воздействием гипноза человек сделает все, что скажет ему гипнотизёр, не задавая лишних вопросов. Происходит это, потому что убирается логическое восприятие информации, и человек воспринимает любую информацию, с помощью чувств. А чувства работают немножко по-другому механизму, механизму обобщения, то есть информация воспринимается вся сразу. Когда человек начинает воспринимать всю информацию сразу, его критичность отсутствует, потому что сознание не работает. Учёные утверждают, негипнабельных людей просто не существует, но не все достаточно быстро погружается в трансовое состояние...

Каждый хочет быстро и эффективно достигать своих целей, стать уважаемым начальником, или состояться в личной жизни. Но как добиться этого человеку, которого никто не воспринимает всерьёз. Некоторые эксперты уверены, решить все эти проблемы, можно с помощью нейролингвистического программирования НЛП. было придумано в Америке в конце 70 годов, бизнес тренером Фрэнком Пьюселиком, психологом Ричардом Бэндлером и лингвист Джоном Гриндэром. Впрочем придумали слишком громкое слово. На самом деле эти люди ничего не изобретали с нуля, а просто грамотно систематизировали всё то лучшее, что было разработано к тому моменту психологией. Они объединили техники использовавшиеся в; психотерапии, бихевиоризме, когнитивной психологии, гештальт психотерапии, эриксоновском гипнозе.
Одна из самых известных техник нлп, так называемое якорение. Эта техника позволяет отладить работу механизмов контроля, управление мыслями и чувствами. Система якорение работает по тому-же принципу, как стимул реакция у Павлова. Закинуть якорь, значит выработать условный рефлекс на воспроизведение какой-нибудь определенной эмоции; радости, печали, покорности.

Например:
Вы услышали мелодию ассоциирующуюся с первой любовью, и тут же погрузились в романтические переживания. Мелодия и есть якорь, вызвавший это состояние. Якорем может быть слово, аромат и даже эмоции собеседника.


Многие ученые упрекают нейролингвистическое программирование в не этичности и потому считают его наиболее дискредитированной терапевтической практикой. По сути, собранные под лозунгом нлп, эффективные приемы психологии, можно превратить и в пособие по манипуляции сознанием человека. Создавая по собственному желанию пресловутые якоря, включая и выключая их по своему усмотрению можно успешно дергать за веревочки и играть на чувствах людей, причем делать это в тайне, ведь разоблачить вас сможет только тот кто сам владеет приемами НЛП.

Психотронное оружие


Идея тотального контроля над обществом стара как мир. Власть над разумом людей мечтали получить многие правители. Но только в конце 19 века, человечество подобралось к изобретению мозгового, или психотронного оружия. По мнению многих историков, на протяжении всего 20 века ученые работали над созданием прибора способного управлять сознанием людей. Отыскать открытую информацию, о существовании такого оружия, практически невозможно, если исследования в этой области и проводились, то вероятно они остаются засекречеными. Ни одна страна официально не подтверждает что владеет психотронным оружием. Споры о том существует оно, или нет, не утихают по сей день. Но все же, если такое оружие существует, то на что оно похоже, каков принцип его работы?
Психотронное оружие- это направленные волновые колебания. Они могут быть самые различные, но всегда направлены на нужный объект; человека, или толпу. Психотронное оружие может вызвать панику, остановить, или заставить бежать.

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ


Каждый хочет защитить себя от возможной психологической атаки; зомбирования и тотальной промывки мозгов, скрытого внушения, в конце концов, от цыганского гипноза. Но как это сделать, как вообще ?
Чем больше человек сознательно защищается и сопротивляется манипулированию тем легче им манипулировать. Человек может противостоять неприятным некомфортным манипуляциям, зная точно чего он хочет. Известно что волнение и паника делают человека уязвимым даже для самых мелких манипуляций. Если вы сохраняете критичность ума и способны контролировать свои слова и действия мошенники просто не будут тратить на вас свое время. Эксперты советуют если вы не хотите, чтобы кто-то внушил вам что то против вашей воли, уделите немного времени и сами ознакомтесь с техниками гипноза, или методиками нлп. Как только вы поймете как это работает, вам станет намного проще распознавать уловки манипуляторов.

Видео: Внушение, манипулирование сознанием. Методы зомбирования и промывания мозгов.


Внушение - это то, без чего невозможны многие процессы в обществе. Общение, воспитание, работа, отношения с противоположным полом, - везде присутствует внушение. Данное воздействие может быть использовано как в корыстных целях, для достижения собственных целей, так и в качестве вспомогательной терапии - самовнушения и установки на благополучие.

Определение понятия

Внушение - это воздействие, направленное на изменение поведенческих особенностей человека, его психического и За счет перемен в поведении и психике индивидуум, на которого направлено внушение, беспрепятственно воспринимает новую информацию (установку, наставление, приказ). Второе название внушения - суггестия, а человека, направляющего внушение, называют суггестором.

Воздействия такого рода осуществляются вербальными и невербальными способами. Во время общения индивидуумы также используют внушение, постоянно навязывая друг другу эмоции, желания, настроения и мнения.

Сила внушения напрямую зависит от качества получаемой информации, авторитета человека, направляющего воздействие на кого-либо, внушаемости индивидуума. Помимо на человека усиливается под воздействием внешних и внутренних факторов: стихийных бедствий, эмоционального состояния индивидуума, его внушаемости.

Внушение, в отличие от убеждения, основывается не на логических доводах, а на готовности человека принять на подсознательном уровне указания и передаваемую информацию. Оно прививает внушаемому чужие идеи, ощущения и чувства без использования каких-либо доказательств и логических объяснений.

Кто наиболее подвержен внушению?

Дети и женщины, а также подростки, впечатлительные люди более подвержены чужому воздействию, нежели взрослые мужчины с устоявшейся психикой. Человек становится внушаемым под воздействием следующих физических и психических факторов:

  • слабости и утомления;
  • боли;
  • телесной расслабленности;
  • сонливости;
  • эмоционального возбуждения;
  • скуки;
  • низкого уровня развития мышления;
  • некомпетентности в какой-либо сфере;
  • слабоволия;
  • тревожности;
  • стеснительности;
  • нехватки времени при принятии какого-либо решения.

Человек может сопротивляться воздействию как намеренно, так и ненамеренно. Намеренное сопротивление помогает целенаправленно побороть внушение. Это заключается в постоянном сознательном анализе получаемой информации, сопоставлении ее с личными знаниями и убеждениями. При несовпадении внушаемой программы с уже имеющимися данными человек ее отвергает. Ненамеренная же сопротивляемость заключается в патологической склонности к сомнению отдельных индивидуумов.

Формы внушения

Существует три основные формы воздействия на человека:

  • гипноз;
  • внушение при полной расслабленности человека, как психической, так и физической;
  • внушение в повседневной жизни, во время бодрствования индивидуума.

Воздействие такого рода направлено на снижение бдительности человека, ослабление его мыслительных процессов для принятия информации, при этом используются эмоции внушаемого. То есть во время установки новая информация связывается с уже знакомыми человеку фактами, людьми, ситуациями, которые вызывают у него сугубо Это позволяет расположить к себе индивидуума, вызвать у него доверие. При этом стоит учитывать, что при появлении негативных эмоций установка будет полностью отвергнута.

Убеждение

Внушение и убеждение - похожие и в то же время кардинально разные понятия. Последнее можно приравнять к подвиду внушения. В данном методе воздействия используются логические приемы, объединенные с социальным и То есть в качестве инструмента здесь применяются ссылки на авторитетные источники информации, влияние группы индивидуумов. В последнем случае убеждение работает более эффективно, так как групповое воздействие на человека сильнее, чем воздействие одного индивидуума на другого.

Убеждение направлено непосредственно на логику и разум человека. Потому при воздействии учитывается уровень развития личности. При низком уровне убеждение может не сработать, так как у малоразвитых индивидуумов обычно полностью или частично отсутствует

Гипноз

Гипноз и внушение - понятия практически неразделимые. Гипнозом называется состояние, в котором человек находится между сном и бодрствованием. По-другому гипноз - измененное состояние сознания, транс. Гипнотизер использует различные приемы, чтобы ввести человека в транс, воздействуя на психику гипнотизируемого.

Гипнотизер выполняет одновременно несколько действий: введение в транс; внедрение в подсознание собственных установок, внушение определенных задач. Человек погружается в гипнотическое состояние посредством постоянных, монотонных действий гипнотизера, направленных на раздражение определенных органов чувств:

  • осязания (прикосновения, поглаживание);
  • слуха (приглушенная музыка, спокойный тон голоса);
  • зрения (фиксация взгляда на каком-либо атрибуте гипнотизера).

Также некоторые гипнотизеры практикуют полную блокировку органов чувств - физическое расслабление, закрытие глаз во время сеанса. В гипнотическое состояние человек может погрузиться только при условии, что его мозг имеет предрасположенность к переходам в заторможенное состояние.

Самовнушение

Данный подвид внушения является приемом самоуправления. Человек постоянно внушает себе какие-либо мысли, навязывает эмоции и желание действовать. Воздействие на собственное я активно используется в педагогике, воспитании, самостоятельном обучении различным наукам. Самовнушение - это психологическое внушение, помогающее преодолеть собственные страхи и добиться поставленной цели.

Основными формами данного воздействия являются:

  • аффирмации - текстовые и речевые внушения;
  • визуализация - образы и картинки, создающие настроение, олицетворяющие собой определенную цель;
  • медитация и самогипноз - внушение мыслями.

Самовнушение не всегда дает положительную установку, зачастую человек неосознанно внушает себе негативный исход событий, мысленно занижает самооценку. Это не дает личности нормально развиваться и совершенствоваться. Потому самовнушение должно быть всегда позитивным и осознанным. Эффективность воздействия зависит от восприимчивости человека к установкам, а также их качества - неправильные и нереальные установки обычно не воспринимаются подсознанием.

Методы и виды внушения

В основном внушение - это вербальное, словесное воздействие, усиливающееся различными вспомогательными техниками. Согласно историческим данным, слово всегда оказывало сильнейшее влияние на человека, оно помогало излечить опасные заболевания, могло остановить и развязать войну.

В любом из методов воздействие сначала раздражает одну из областей головного мозга, одновременно притормаживая работу оставшейся его части, а затем, при помощи разрядки, внушаемая мысль, слово или идея, плотно закрепляются в подсознании.

Механизмы внушения бывают:

  • Прямые . Здесь главную роль играет речь человека, направляющего внушение.
  • Косвенные . Помимо речи, применяются другие виды воздействия, раздражители, усиливающие эффект внушения

Мысленное внушение, внедрение собственных желаний и идей - воздействие, результатом которого является смена установок, убеждений и отношения к чему-либо или кому-либо. Сюда же можно отнести появления новых стремлений в жизни, о коих индивидуум ранее не задумывался.

Данный метод воздействия используется при отсутствии близкого контакта с внушаемым человеком, то есть на расстоянии. Суггестор детально представляет себе, что объект внушения находится в данный момент рядом с ним, при этом чувствуя, как его мысли достигают точки назначения - подсознания внушаемого. Для того чтобы мысленное внушение свершилось, человеку необходимо верить в собственные силы, а также детально представлять то, чего он желает добиться от внушаемого, в какое состояние он хочет его ввести.

Вербальное, или словесное внушение

Воздействие такого рода предполагает полное погружение внушаемого в расслабленное состояние. Это увеличивает силу вербальных сигналов, посылаемых суггестором. Последний должен быть полностью уверенным в собственных возможностях, собранным и сосредоточенным на осуществлении задуманного.

Вербальное, или словесное внушение имеет несколько подвидов:

  • Прямое . Здесь используются простые установки, понятные как самому суггестору, так и внушаемому. Они быстро проговариваются и осуществляются, при этом внушаемый не имеет возможности отказаться от принятия установки. Данный метод внушения ранее применялся для блокировки болевого синдрома при операциях.
  • Косвенное . При таком воздействии человек не понимает, чего от него пытается добиться суггестор, и у него появляется выбор, принимать установку, или же сопротивляться ей.
  • Открытое словесное внушение. Здесь внушаемому предлагаются несколько разных установок, приняв которые, он может начать действовать. Успех внушения зависит от отношения человека к получаемой информации.
  • Скрытое вербальное внушение. Это объединение спокойной речи индивидуума с определенными скрытыми приказами (командами, установками).

Все фразы и отдельные слова произносятся настойчиво, но при этом спокойно и ровно, не слишком громко. Голос должен содержать в себе силу и уверенность суггестора. Сила внушения словами увеличивается в несколько раз, если фразы постоянно повторяются, так как повторение помогает закрепить новую информацию в подсознании внушаемого.

Невербальное внушение

Воздействие осуществляется при помощи визуального контакта с внушаемым, изменения интонации суггестора, различных жестов, фиксации взгляда человека на постоянно движущемся предмете. Слова здесь используются в качестве вспомогательного инструмента.

Способы внушения при невербальном воздействии:

  • Изменение физического состояния человека - каталепсия. Во время внушения индивидуум принимает определенную позу, которую навязывает ему суггестор.
  • Внедрение пауз в произносимый текст. Внушаемый непроизвольно заполняет промежутки между получаемой информацией собственными мыслями, решениями и установками.
  • Внушение левитации. Здесь физическое воздействие полностью отсутствует, внушаемый погружается в транс только благодаря собственному воображению.

Как сделать внушение более действенным

Каким бы ни было воздействие на человека, для достижения положительного результата необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Внушаемый должен находиться в расслабленном состоянии, при этом его логика и критическое осмысление должны быть полностью отключены. Это возможно при легком алкогольном опьянении, а также погружении в транс.
  2. Суггестору необходимо верить в то, что он пытается внушить человеку, иначе воздействие не будет результативным. Также ему не стоит сомневаться в собственных силах во время сеанса.
  3. Для достижения желаемого результата нужно постоянно тренироваться и самосовершенствоваться.
  4. Во время воздействия суггестор должен выполнять все обещания, данные подопечному, иначе внушение будет не эффективным.

Как защититься от воздействия

Ввиду того что многие мошенники используют внушение как способ получения наживы, возникает необходимость самозащиты от данного воздействия.

  • Во время общения с малознакомыми личностями необходимо помнить о собственных целях, при необходимости переводя разговор на интересующую вас тему.
  • В диалоге нужно постоянно изменять занимаемую позу, использовать жестикуляцию, периодически меняя интонацию и темп, Рекомендуется также изменять скорость дыхания.
  • При малейшем подозрении на внушение и неспособности освободиться от него нужно резко оборвать диалог и уйти.
  • Во время разговора специалисты не рекомендуют смотреть в глаза человеку, пытающемуся внушить вам что-либо, а также наблюдать за его манипуляции, будь то размахивание руками или использование каких-либо предметов, привлекающих внимание. Здесь следует зафиксировать взгляд на статичном предмете, или же постоянно перемещать взгляд с одного объекта на другой.
  • Если вы поняли, что вам пытаются внушить чужие идеи и желания, то вам необходимо погрузиться в воспоминания, мысленно нарисовать картину каких-либо событий.
  • Остановить воздействие извне помогает общение с собственным «Я», прослушивание громкой музыки, чтение вслух любого текста.

Помните, что внушение может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное помогает вернуть человеку уверенность в себе, восстановить здоровье и отказаться от пагубных привычек, когда как отрицательное внушение разрушает человека изнутри, настраивая на негативный исход событий.