Наблюдения за собакой кнопкой. «Наблюдение за собакой». «Наблюдение за пешеходами»

МБДОУ ПГО СО «Печеркинский детский сад»

Технологическая карта (конструкт)

Прогулка

для детей дошкольного возраста 6-7 лет

« Наблюдение за собакой »

Разработчик: Иванова Елена Юрьевна

Воспитатель

2015 г.

ТЕМА : Наблюдение за собакой

Группа : подготовительная 6-7 лет

Место проведения экскурсии: участок на территории ДОУ.

Время проведения : первая половина дня .

Средства:

наглядные: щенок .

литературные : стихи.

оборудование : скакалки, чертеж «Классиков».

Предварительная работа :

Методы: словесные, наглядные, игровые.

Приемы: дискуссия, поощрение, создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности.

ЦЕЛЬ : .

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Планируемый результат:

Ход занятия:

Создание мотивационного поля.

Эмоциональное погружение.

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога

На собаку водолаза

И на всех овчарок сразу.

Радуются, удивляются, наблюдают

Методы и приемы: словесный, сюрпризный момент, создание ситуации заинтересованности. Форма: коллективная

Создание хорошего настроения

Включение в образовательную деятельность

Совместное определение конкретных действий; опора детей на необходимые знания, умения для «открытия нового знания»; формирование новых знаний о домашнем питомце

1. Каким вам кажется этот щекнок-"мальчик" или "девочка"?

2. Какое имя (кличка) подходит щенку?

3. Какое настроение у щенка?

4. Чем по-вашему, щенок больше всего любит заниматься?

Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином. Она будет с вами везде, готова ради вас переносить любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и мы должны понимать, что о ней необходимо заботиться, правильно кормить и ухаживать. Но прежде всего ее нужно любить.

Подвижные игры: "Классы", "Ключи".

Дети отвечают на вопросы, делают умозаключения

Дети играют

Методы и приемы: словесный, наглядный, создание ситуации заинтересованности, метод вопросов, метод повторения.

Форма: коллективная

Средства: наглядные.

Методы и приемы: игровой, практический, создание ситуации успеха.

Форма: групповая, индивидуальная

Проявление готовности к совместной деятельности;.

Умение (вести) вступать в диалог;

Аргументировать свой ответ;

Умение выстраивать полный ответ;

Проявление активности.

Использование обобщающих слов.

Умение контролировать и анализировать свои действия

Умение делать выводы.

Обеспечена потребность детей в движении.

Умение прыгать по правилам. Развитие глазомера и меткости

Создание хорошего настроения.

ТЕМА : Наблюдение за собакой

Группа : подготовительная 6-7 лет

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие в ходе прогулки.

Предварительная работа :

1. Договориться с родителями о предоставлении щенка на время прогулки.

ЦЕЛЬ : систематизировать представления о жизни животных .

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

    Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи

Развивающие задачи:

    Развивать доказательную речь;

    Развивать способность наблюдать, описывать.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Планируемый результат:

    Понимают ответственность за питомца.

    Обоснуйте цели и задачи образовательной формы с учетом особенностей предмета, возраста, образовательной программы, требований ФГОС ДО.

Тема, объект наблюдения соответствуют возрасту детей. Во время прогулки проводилось н аблюдение как способ познания домашних питомцев: выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Дети выявляли благоприятное и неблагоприятное содержание щенков. Прогулка способствовала развитию представлений о жизни собак. Дети активно высказывали предположения о правилах ухода за собаками, узнавали требования к хозяину собаки.

    Обоснуйте отбор содержания, средств, методов, приемов, форм организации учебной деятельности детей на занятии с учетом особенностей предмета, возраста, уровня подготовленности детей, выбранной программы и в соответствии заявленными целям и задачам.

В ходе прогулки были применены словесный, игровой, практический, наглядный методы и приемы: создание ситуации заинтересованности, создание ситуации успеха, метод вопросов. Форма работы: коллективная, что соответствует форме «прогулка». Средства: наглядные, литературные. Выбранные методы, средства и приемы соответствуют целям экологического воспитания в форме прогулка и задачам образовательной деятельности седьмого года жизни:

    Развивать самостоятельность, инициативу, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

    Совершенствовать познавательные умения применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

    Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

    Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

    Обоснуйте отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения, в соответствии с требованиями к уровням освоения программы и ФГОС ДО.

Результаты обучения в ходе экскурсии диагностировались через проведение беседы, в ходе которой дети отвечали на вопросы, делали выводы.

Конспект оформлен в виде технологической карты, содержит все ключевые параметры.

В роли «придворных» синоптиков могут быть и обитающие возле людей сельскохозяйственные и домашние животные - млекопитающие и птицы.

Если петухи начинают кукарекать среди дня, куры взлетают на самые высокие предметы - скоро дождь; купаются в песке, хлопают крыльями, ощипываются и кудахчут - к ненастью. Если куры не прячутся от дождя, то он будет несильным и недолгим. Раннее пение петухов в морозы - к оттепели.

Утки и гуси головы под крыло прячут - к холоду и стуже.

Небольшие избалованные комнатные собачки при похолодании зимой забираются в мягкое кресло или на диван, прячут нос между лапами, свертываются и дремлют.

В число синоптиков попали и другие домашние животные. Опытные скотоводы, осмотрев и погладив шерсть животных, могут судить о предстоящей перемене погоды. Перед дождём она становится мягче и распрямляется.

Собака свёртывается и лежит калачиком - на холод, растягивается на земле и лежит или спит, раскинув ноги и брюхом кверху - на тепло. Летом собака катается по земле, много спит и мало ест - к дождю. Если собака усиленно роет землю или залезла в воду и ест траву - к дождю; глухой лай собак зимой - к снегу.

Улавливают изменения погоды и домашние кошки. Перед теплом кошка ложится посреди комнаты, вытягивается и спит. А перед дождем и холодами выбирает место повыше и потеплее, сворачивается калачиком, прикрывшись лапкой и спит.

Из всех четвероногих кошка самое чувствительное животное к переменам погоды, к ветру и т. п. Один немецкий исследователь провёл 392 наблюдения и обнаружил, что поза спящей кошки зависит от температуры окружающего воздуха. Когда в комнате холодно, кошка свертывается в клубочек - при­жимает голову и лапы к животу, а снаружи прикрывает их хвостом. При потеплении кошка слегка распрямляется, и тогда её тело образует дугу примерно 270 0 . Еще теплее – тело спящей кошки распрямляется до полукольца. В жару она совсем вытягивается по прямой линии.

Чуткие терморецепторы и, вероятно, другие, пока ещё не выявленные, биомеханизмы домашних кошек позволяют им улавливать изменения погоды, «составлять» прогнозы, которые мы определяем по их поведению. Отсюда и кошачьи приметы, зафиксированные в народном погодоведении. Кош­ка облизывает всё тело или хвост - к не­настью. Моется, лижет лапу - к вёдру, морду прячет ­– к морозу, либо к ненастью. Лежит, свернувшись клубком, жмётся к печке - к морозу. Скребёт когтями пол - к ветру и метели, стену дерёт когтями, встав на задние лапы - к вьюге. Растягивается на полу или крепко спит - к теплу, вверх брюшком вытянулась – к теплу. Об одной из примет рассказывает в своём стихотворении А. А. Фет:

Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать вчера не даром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно есть мороз.

Она прячется, забирается в теплое место, ища защиты от холода, дождя или ветра, и любопытно то, что она это делает заранее, когда эти явления еще не наступили, т.е. прогнозирует погоду.

У многих дома есть кошки. Мы решили понаблюдать за своими питомцами и по их поведению предсказать погоду. Наши прогнозы подтверждались показаниями термометра. Итоги представлены в сводной таблице:

Дата Животное Погода в этот день Поведение животного Наш прогноз Как изменилась погода
18.09.08 Кот Феликс Ясно, +25 0 Лежит брюхом вверх Будет жарко 19.09 Ясно, +25 0 20.09 Ясно, +26 0 21.09 Ясно, +28 0
Кот Маркиз Спит, вытянувшись во весь рост
Кошка Бася Моется, лижет лапу
Собака Рекси Спит, брюхом кверху и раскинув лапы
Куры Как всегда
26.09 Кот Феликс Ясно, +24 0 Облизывает всё тело и хвост Будет дождь, понижение температуры 28.09 Пасмурно, к полудню дождь, +18 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись
Кошка Бася Трет за ухом, спит, свернувшись
27.09 Собака Рекси Ясно, +22 0 Роет землю
Куры Купаются в песке и хлопают крыльями
28.09 Кот Феликс Пасмурно, к полудню дождь, +18 0 Трёт лапой за ухом Перемена погоды, тепло Дождь будет несильным и недолгим 29.09 Ясно, +23 0
Кот Маркиз Поведение не изменилось
Кошка Бася Спит, свернувшись клубком, голова лежит на лапах, нос не спрятан
Собака Рекси Спокойная, развалилась на полу
Куры Не прячутся от дождя
16.11 Кот Феликс Ясно, +11 0 Перемена погоды: понижение температуры 18.11 Пасмурно, дождь, +7 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася
Собака Рекси
Куры Кудахчут, перебирают перья Будет дождь.
19.11 Кот Феликс Пасмурно, дождь, +8 0 Спит, свернувшись клубком, нос спрятан Будет дождь. 20.11, 21.11, 22.11 Пасмурно, дождь со снегом, +1 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася Спит около теплого радиатора
Собака Рекси Роет землю, забирается в будку
Куры Кудахчут, перебирают перья

Из таблицы видно, что более точный прогноз дают наблюдения за кошками. Обычно кошка предсказывает погоду за 2-3 дня до перемены погоды. Сопоставляя наблюдения за другими животными, сравнивая и суммируя их, можно точно предсказывать погоду.

Мы ещё раз убедились, что все животные умеют предсказывать погоду. Нужно быть только очень наблюдательным.

Синоптики в саду

Все мы очень любим гулять по саду, парку, отдыхаем, наблюдаем. Даже в саду находим «синоптиков»:

· Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

· Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

· Перед дождем фиалка сгибает стебелёк, жимолость - облеплена насекомыми.

· Вьюнок закрывает свой венчик перед дождём, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,

· Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свёртываются - к дождю.

  • Если при хорошей погоде мало муравьёв или они далеко не удаляются, окрыляются или спешно возвращаются в муравейник, старательно закрывают все входы - к дождю, а если активно работают и их "двери" в муравейник открыты - к хорошей погоде.
  • Если крупные бабочки не садятся на цветы - к ясной погоде, садятся - к дождю.
  • Если цикады сильно стрекочут - к хорошей погоде.
  • Если при приближении грозовых туч пчёлы не прячутся в ульи - дождя не будет, утром не летят в поле, гудят и сидят в ульях - к дождю с раннего утра.

Мы решили понаблюдать за поведением некоторых животных и растений перед изменением погоды, проверить достоверность народных примет.

Объекты наблюдения : одуванчик, черемуха, крапива, клевер, пауки, муравьи, ласточки, лягушки, стрекозы, бабочки, пчелы, жуки.

Время наблюдения : апрель, май, сентябрь 2008 г.

Объект Время Поведение
одуванчик 20.04.08 Полянка одуванчиков зелёная, соцветия не раскрылись. Пошёл дождь.
одуванчик 27.04.08 Перед дождём при порывах ветра семена не отлетали далеко, крепко держались на стебле.
черемуха 07.05. 08 Перед дождем цветы сильно пахли, много насекомых.
крапива 10.09.08 Перед дождём не заметили никаких изменений.
клевер 10.09.08 Цветы сникли, листочки прижались.
муравьи 10.09.08 Перед дождем муравьи закрыли все входы в муравейник.
лягушки 10.09.08 Видели много лягушек на озере перед дождем.
ласточки 19.09.08 Было тепло, ласточки летали высоко, ловили стрекоз, которые тоже летали высоко. Дождя не было.
паук 19.09.08 Накануне вечером вышел из своего убежища и стал делать новые сети. На следующий день была тёплая, хорошая погода.
стрекозы 24.09.08 Стрекозы летали над растениями стайками, издавали шум своими крыльями перед дождём.
пчелы 24.09.08 Пчелы весь днем летали возле ульев, сильно гудели. После обеда пошел дождь.
ипомея 24.09.08 Перед дождем закрываются цветки.
календула (ноготки) Развернули венчики после полудня – дождь.
жуки 30.09.08 Жуки не летают. Вечером был дождь.
бабочки 30.09.08 Тоже не летают. Спрятались перед дождем.
паук 30.09.08 Паук не вышел на охоту, сидел спокойно в гнезде. Был дождь.

Анализ наблюдений показал, что многие растения и животные чутко реагируют на изменения в атмосфере. Их вполне можно назвать «живыми» барометрами. А вот крапива такими способностями, по нашим наблюдениям, не обладает. Приметы, в основном, точны.

Специалисты, изучающие поведение животных, утверждают, что наблюдая за кормлением собаки, можно понять много нового о ее психике и поведении.

В итальянской лаборатории Canis Sapiens, сотрудники которой занимаются изучением поведения собак, провели исследование, чтобы выяснить, могут ли наблюдения собаки за действиями своего хозяина повлиять на ее выбор количества корма, и понимают ли собаки разницу между большой и маленькой порциями.

В исследовании приняли участие 54 собаки разных пород (22 кобеля и 32 суки), которые участвовали в трех экспериментах.

В первом тесте изучалась способность собаки самостоятельно выбирать между большим и маленьким количеством одного и того же корма.

Во втором испытании хозяин собаки показывал ей, что он отдает предпочтение миске с малым количеством еды.

В комнату, где находились привязанная собака и ее хозяин, экспериментатор приносил и ставил на пол две миски с кормом. Владелец собаки подходил к той миске, где корма было меньше, брал в руку гранулы и говорил убеждающим тоном: «Прекрасный корм, как приятно пахнет». Затем он должен был вернуться, сесть на стул, отпустить собаку с поводка и не смотреть в ее сторону.

Таким образом, собака не воспринимала подсказку хозяина, как обязательную к выполнению команду.

В третьем эксперименте собака должна была выбрать между двумя мисками с равным небольшим количеством еды. Перед этим ее хозяин произвольно выбирал одну из мисок и показывал на нее своему питомцу.

Для того чтобы собаки были достаточно мотивированы для выбора корма, некоторое время перед тестами их не кормили. Ход каждого эксперимента снимали на видеокамеру и затем анализировали поведение животных.

В первом эксперименте каждая собака уверенно выбрала миску с большим количеством еды. Таким образом было доказано, что все собаки различают большие и маленькие порции.

Зато во втором тесте, когда владелец указывал на миску с меньшим количеством корма, большинство собак последовали его выбору.

Также и в третьем опыте, все без исключения животные предпочли подойти к миске, на которую указал хозяин.

Результаты исследования показали, что большинство собак следует выбору человека даже в ущерб себе, несмотря на то, что отличают «большее» от «меньшего».

В природе стайные животные (какими и являются собаки) очень часто копируют поведение опытного и сильного вожака стаи (в данном случае — своего хозяина).

Это исследование в очередной раз подтверждает, что собаки в значительной степени привыкли полагаться на вожака стаи (хозяина) и очень доверяют сигнальным жестам людей, даже если человек делает «неправильные» подсказки. Псы не только ищут помощи у человека при решении какой-либо задачи, но зачастую делегируют принятие решения своему хозяину, даже если это оказывается в ущерб их интересам.

Интересно, что более тренированные и психологически развитые собаки были в меньшей степени склонны следовать подсказке хозяина. Они полагались на свой опыт и предпочитали самостоятельно принимать решение в пользу большой порции.

Во многих службах от собаки требуется способность к принятию самостоятельных решений. Кроме того, хорошо обученные собаки показывают больший уровень гибкости и адаптации в новых ситуациях, потому что они привыкли обучаться новому.

Если итальянские ученые выясняли, насколько собаки подчиняются выбору хозяина, то их американские коллеги преследовали другую цель. Они решили узнать, насколько собаки послушны. Ученые ставили собаку в ситуацию, когда она могла «незаметно» стащить вкусный кусочек, и оценивали, воспользуется ли она удобным моментом.

Группа исследователей под руководством Шеннона Канди из колледжа Худ штата Мэриленд изучала поведение 40 собак .

На глазах собаки экспериментатор (незнакомый животному) прятал вкусный корм в два контейнера, один из которых был оснащен колокольчиком. Собака внимательно наблюдала за всеми манипуляциями человека и слышала, что один из контейнеров громко звенит, каждый раз, когда его трогают.

Задачи:

1. Закрепить умение узнавать домашних животных и их детенышей.

2. Познакомить с внешним видом щенка (на голове широкие ушки, мордочка, на мордочке глаза, нос, рот, туловище большое, заканчивается хвостиком, короткие ноги заканчивается лапками, щенок покрыт мягкой пушистой шерсткой).

3. Познакомить с его повадками (лакает, лает, визжит, рычит, скулит, виляет хвостиком, когда радуется, любит играть).

4. Воспитывать в детях доброжелательные отношения к животным.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: лакает, рычит, лает, визжит, виляет, продолговатые туловище, мягкая, пушистая шерстка.

Структура занятий

I Вводная часть

а) указание

б) игровой прием (дидактическая игра)

в) прием неожиданного появления

II Основная часть - наблюдение

а) указание;

б) вопросы;

в) прием приближение детей к объекту;

г) игровой прием.

III Заключительная часть

а) вопросы к детям (обобщающего характера)

б) загадывание загадок

в) анализ (поощрение)

Конспект занятия

В.: Дети, сядьте правильно (ноги поставьте вместе, руки положите перед собой)

Дидактическая игра: «Узнай, чья мама»

В.: Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай, чья мама». Я буду показывать всем картинки с изображением животных, а вы будете называть, кто их детенышей.

Показываю иллюстрации с изображением козы, коровы, лошади, кошки, собаки.

Последней показываю иллюстрацию с изображением собаки.

В.:Дети, а на этой картинке кого вы видите?

Д.: Собаку.

В.:А кто ее детеныши?

Д.: Щенок.

В.:А вы хотите рассмотреть щенка? (ответы детей)

Выбегает щенок.

В.: Посмотрите, ребята, вот и щенка! Какой он? (ответы детей)

В.: Давайте его рассмотрим. Посмотрите, наш щенок повернулся и смотрит на Настю. Что повернул щенок?

Д.: Голову.

В.: Какая голова у щенка? (обвожу по контору голову)

Д.: Круглая.

В.: Артур какая голова у щенка?

Д.: Круглая.

В.: А чем слушает щенок?

Д.: Ушками.

В.: Посмотрите, какие у щенка ушки?

Д.: Широкие.

В.: Правильно, широкие, как блинчики висят.

(активизировать детей)

В.: Агата, какие ушки у щенка? (широкие)

В.: Илья, какие у щенка ушки? (широкие)

В.: Дети, а это у щенка мордочка? (обвожу границы мордочки)

В.: Что, ребята я показываю?

Д.: Мордочку.

В.: Давайте все вместе скажем мордочка.

В.: Покажи, Имилия, мордочку у щенка. (Воспитательный момент: «Не бойся, он не кусается и т.п.)

В.: Саша, что показала Имилия? (мордочку)

В.: Ребята, наш щенок смотрит на Арину. А чем он на нее смотрит?

Д.: Глазками.

В.: Да, щенок смотрит на Арину глазками. А какие глазки у щенка?

Д.: Круглые, черные.

(активизация детей)

В.: А что еще есть у щенка на мордочке?

Д.: Рот, нос.

В.: Где находится у щенка глаза, рот, нос?

Д.: На мордочке.

В.: А это у щенка туловище (показываю). Оно большое, толстенькое. Дети, а чем виляет щенок, когда радуется?

Д.: Хвостиком.

В.: Расскажи Алина, какой хвостик у щенка (длинный или кроткий)?

Короткий.

В.: Правильно, хвостик короткий и загнут колечком. А на чем стоит щенок?

Д.: На ножках.

В.: Посмотрите, сколько ног у щенка?

В.: Ноги у щенка заканчивается лапками (показываю). Чем заканчиваются ноги у щенка?

Д.: Лапками.

В.: Скажите, а чем покрыт щенок?

Д.: Шерсткой.

В.: Правильно, щенок покрыт шерсткой. Он, как и все животные, любит ласку, любит, когда его гладят. Я сейчас поглажу нашего щенка, а вы посмотрите: глажу я щенка от головы к хвостику, чтобы ему не было больно. А сейчас я подойду к вам, и каждый из вас погладит щенка, как я показывала, а потом расскажите, какая у него шерстка.

Д.: Шерстка у него хорошая, наш щенок хороший.

В.: Дети, наш щенок очень любит играть

Игра со щенком

В.: Посмотрите, как он весело играет. Он радуется: весело, звонко лает, виляет хвостиком.

Ребята, когда щенок играет, он не только бегает, но и прыгает. Давайте покажем, как прыгает щенок.

Физминутка

В.: Ребята, наш щенок, наверное проголодался. Давайте дадим ему молоко. (кормление щенка). Посмотрите как щенок лакает молоко: высунет язычок, подтянет молочко и спрячет язычок. Покажите, как он это делает.

Что так делает щенок?

Д.: Лакает молоко.

В.: А теперь дадим ему мясо. Что делает щенок?

Д.: Ест мясо.

В.: А что он сейчас делает?

Д.: Облизывается.

В.: Собаки всегда после еды облизываются. Они очень чистоплотные… Ребята, щенку было очень с нами хорошо- он поиграл, поел. А сейчас отпустим его к его маме- собаке.

Итог занятия

В.: Дети, а сейчас я загадываю вам загадку:

«Гладишь- ласкается,

Дразнишь- кусается.»

Д.: Щенок.

Закрепление пройденного

В.: Кого же мы сегодня рассматривали на занятии?

Какой был щенок?

Что он у нас делал?

Поощрение детей за хорошие ответы на занятии.

Занятие окончено.

После занятия предлагаю детям помыть руки с мылом.

Заключительным этапом исследования стало наблюдение за обитающими в микрорайоне школы №74 собаками; оно проводилось для практической проверки утверждений об их поведении, высказываемых жителями и сравнения прочитанных данных о собаках с действительностью. Наблюдение осуществлялось в воскресение рано утром, около 7 часов, когда собаки достаточно активны, и не прячутся от людей. В ходе наблюдения были сделаны фотографии собак, которые можно увидеть в Приложении № 2. Кроме того, часть данных была получена при встречах с собаками, происходящих почти каждое утро на школьном дворе. Некоторые сведения выяснились в ходе бесед с вахтёрами и учителями, родителями учащихся. Так же использовались летние случайные наблюдения за особенностями поведения собак, замеченные во время отработки на пришкольном участке.

Мы можем с большой долей уверенности заявить, что в микрорайоне постоянно обитает около 10 - 15 разных особей бродячих собак. Статистика является не совсем достоверной в связи с тем, что некоторые особи в зимний период, когда проводилось исследование, могли находиться в различных укрытиях, защищающих их от неблагоприятных факторов среды.

Как правило, они держатся поодиночке. Часто на дворе школы встречается группа из 3 - 4 собак. Наблюдая за ними несколько дней мы выяснили, что состав этой группы постоянный, то есть особи в ней каждый раз одни и те же. Большой стаи собаки в микрорайоне не образуют. Микрорайон можно условно поделить на несколько территорий, обычно одна территория соответствует одному двору. На каждой из них насчитывается 3 - 5 собак, постоянно там обитающих.

Существуют скопления собак возле продуктового ларька рядом с автобусной остановкой «Рембыттехника» напротив школы и выше по улице, возле теплотрассы. Это объясняется тем, что у ларька расположена постоянная точка прикорма животных. Именно там жители микрорайона обычно оставляют им еду. На теплотрассе собаки греются в осенние и зимние месяцы. Кроме того, собаки предпочитают держаться возле мусорных контейнеров, хлебных ларьков и обувной мастерской. Около мастерской держатся те собаки, которые вскармливались там, когда были щенками.

Часто собак можно наблюдать прямо на школьном крыльце, откуда их через некоторое время сгоняет дворник, чтобы никого из детей не укусили. При этом животное не трогают, а только пугают. Обычно слов и приближающегося человека хватает, чтобы собака покинула территорию школы.

Во время наблюдений не было замечено ни одного случая нападения собаки на человека. Иногда они проявляют агрессивное настроение - бросаются под ноги и лают. Родителей очень беспокоит такое поведение животных. Мы становились очевидцами этой картины неоднократно. В других случаях мы наблюдали за позами и взглядами собак, которые сопровождают школьников после учебных занятий и сделали вывод, что животные вовсе не нападают, а ждут от человека помощи и сочувствия. Скорее всего, они чуют запах из школьной столовой и просят еду.

Несмотря на это, собаки часто вызывают у детей страх. Нам говорили, что иногда животные не выпускают из школы первоклассников после уроков. Выглядит это примерно так: на крыльце или по двору школы бегают несколько собак, которые сразу кидаются с лаем ко всем выходящим на улицу. Причина та же - еда. Наиболее активно собаки подбегают к детям, которые держат на виду пирожок или сосиску в тесте.

На основании этого мы даём ученикам и их родителям рекомендацию не употреблять пищу на улице, не носить еду в руках. Если ребёнок не доел выпечку в столовой, лучше завернуть её в небольшой полиэтиленовый пакет и положить в ранец. Собаки, как правило, не интересуются теми людьми, у кого нечего попросить. Кроме того, родители младших школьников должны научить ребёнка правильно вести себя при встрече с бездомными животными, не провоцировать их на агрессию, не подкармливать и не играть с ними.

Собаки нашего микрорайона - типичные нахлебники. Они не боятся людей и рассчитывают на то, что их будут подкармливать. За неделю, возле мусорных контейнеров нами было обнаружено только 2 собаки, но ни разу не замечено, что они роются в мусоре, все остальные собаки были замечены во дворах, на остановке и у подъездов, в большинстве случаев они привлекали к себе внимание прохожих, бегая вокруг людей и заглядывая в глаза. При неагрессивном поведении они тем не менее ведут себя уверенно и привычно, требуя еду как должное, что многим жителям не приятно. Мы абсолютно уверены, что жители сами виноваты в таком поведении собак. Постоянно подкармливая животных, люди сами формируют у них привычку попрошайничать, вырабатывают рефлексы. Так, собаки интересуются уже не только теми, у кого есть на виду что-то съестное, но и людьми с пакетами и сумками. Это происходит от наблюдательности собачьих и привычки многих жителей по пути из продуктового магазина доставать что-то из пакета для собак.