Методики развития памяти у детей разного возраста. Забота, внимание и хорошие отношения улучшают память ребенка. Продукты для улучшения памяти у детей

Детскую память можно и нужно развивать! Об этом неустанно твердят педагоги и ученые: мозг ребенка растет до 7 лет, и к этому времени детишки уже способны узнать и запомнить массу информации. Чем больше малыш будет разучивать, тем легче ему это будет даваться. И тем проще ему будет заниматься в школе и вузе.

Поэтому так важно тренировать память у детей, причем делать это можно чуть ли не с пеленок…

С рождения до года

Игры-запоминалки

Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным предметам и запоминает ощущения.

«Волшебные слова». Надо придумать 7-10 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко — груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова пар, а вторые пусть вспомнит сам.

«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.

«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть догадается, что это за предмет. После 3-5 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он их трогал.

Что самое важное в развитии дошкольника? В числе первых ответов на этот вопрос - научить его читать, считать и писать. А вот о том, что до поступления в школу важно развить память у ребенка, скажут немногие.

Но ведь ее совершенствование именно в этом возрасте - до 6 лет - очень важно для полноценного овладения всеми навыками. Однако это вовсе не означает, что детям-школьникам не нужно упражняться в запоминании: тренировать память нужно и в 8 лет, и в 10 лет, да и вообще в любом возрасте!

Развитие памяти у ребенка представляется очень важным процессом. Без способности к запоминанию все попытки научить человека чему-либо были бы тщетны, ведь каждый раз приходилось бы начинать сначала. Более того, именно хорошая память лежит в основе познания во всех областях жизни, включая социализацию.

Что составляет основу хорошей памяти ребенка?

За способность к запоминанию и у малыша, и у взрослого отвечает головной мозг. Соответственно, чтобы память ребенка работала безотказно, необходимо заботиться о том, чтоб мозговые клетки получали достаточное количество кислорода, а также постоянную интеллектуальную нагрузку (но не перегрузку, что особенно важно, если малыш уже учится в школе).

Кроме того, важно давать ребенку необходимый полноценный отдых. Обеспечить все это можно, придерживаясь здорового образа жизни:

  • необходимый объем кислорода обеспечат активные игры на свежем воздухе и занятия спортом;
  • отдохнуть мозгу даст возможность правильный режим дня, в котором обязательным пунктом является продолжительный сон;
  • не менее важно для работы мозга общее состояние детского организма, поэтому пристальное внимание следует уделять питанию, включая в рацион рыбу, листовые овощи, грецкие орехи, фасоль и бананы, дыню и абрикосы, зеленый чай. Не забывайте о питьевом режиме и при необходимости проведите малышу курс приема поливитаминов;
  • интеллектуальную нагрузку мозгу дадут маленькие «тренировки» - обсуждения, загадки, задачки, чтение (в том числе многократное), а также специальные игры и упражнения, о которых мы расскажем ниже.

Психологи утверждают, что на работу детской памяти заметно влияет климат в семье. Так, если взаимоотношения между членами семьи хорошие и родители не стесняются в выражении любви к своим чадам - обнимают, целуют, хвалят - у детей проявляются высокие способности к запоминанию информации.

Прекрасный эффект покажет совместное чтение родителей с малышом. Не бойтесь перечитывать сказки и стихи снова и снова, тем более если ребенок просит вас об этом сам. Повторение - еще один плюс в копилку памяти.

Положительно влияет на работу мозга и смех, активизируя определенные участки этого органа, отвечающие, в том числе, за обучаемость.

Игры для улучшения памяти и внимания у детей

Помимо здорового образа жизни, чтения и загадок, улучшить память ребенка позволяют интеллектуальные игры, а также упражнения на запоминание, ассоциации и развитие мышления.

Наиболее популярные из них:

  1. «Фотоаппарат». Эта игра имеет множество вариаций. Суть ее в том, чтобы предоставить ребенку определенное количество предметов (игрушек, картинок и так далее). Затем, когда малыш отвернется, поменять некоторые из них местами, после чего попросить игрока подумать и сказать, что же изменилось. В усложненном варианте перед малышом предметы выстраиваются не по одному в ряд, а попарно или даже в композиции.
  2. «Снежный ком». У этой игры также есть варианты. Традиционно подобная игра проводится при знакомствах в детских коллективах: первый игрок называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, и так далее. В уже сложившихся детских группах популярен вариант этой игры под названием «Продуктовый магазин»: первый игрок говорит «Я иду в продуктовый магазин и покупаю...», второй повторяет фразу первого и добавляет свою «покупку».
  3. «Мой день». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок описал заданную часть своего дня, включая такие мелочи, как цвета и запахи.
  4. «Ассоциации». Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает свои ассоциации с ним.

Не менее эффективно способствуют развитию памяти и обычные логические игры - шашки, шахматы. Причем в них обычно очень охотно включаются не только дошкольники, но и более старшие дети.

Стоит отметить, что подобные игровые занятия несут большую пользу не только для детской памяти и мышления. Они также помогают развить внимание у ребенка, что в дальнейшем облегчит ему и повседневную жизнь, и обучение в школе.

Приемы и упражнения для развития детской памяти

Если ребенку интересен материал, который требуется (или даже не требуется) запомнить, он крепко впечатается в его голову, - это известно всем родителям. Однако во время обучения в школе детям приходится запоминать массу информации, которая «интересностью» не отличается.

Тут на помощь могут прийти разнообразные приемы:

  1. Использование ритма и музыки. Этот способ хорошо подходит для запоминания номеров телефонов, различных правил и стихов.
  2. Визуализация. Любую информацию, которую необходимо запомнить, можно связать с каким-то знакомым ребенку образом, персонажем и т. д. Также ее можно зарисовать в виде схемы (особенно это хорошо помогает в средней школе).
  3. Словотворчество - придумывание рифмовок, считалочек, использование повторяющихся звукосочетаний и даже стихотворений (например, для ). Этот прием прекрасно подходит младшим школьникам, а запомнившиеся стишки остаются незабвенными всю жизнь.

Использовать все возможности для развития памяти ребенка - важная задача для родителей. Приятным результатом станет не только успешность малыша в обучении, но и улучшение собственной способности к запоминанию!

Новый учебный год ставит перед всеми родителями одни и те же задачи: как повысить успеваемость своего ребенка, чем можно улучшить его память, ведь школьная программа предусматривает запоминание больших объем информации из разных областей. Зачастую мозг ребенка не может справиться с усваиванием таких размеров информации. Помогут регулярный отдых, здоровый восьмичасовой сон, правильно организованное сбалансированное питание. Конечно же, если память резко ухудшилась в какой-то определенный момент, нужно уточнить – не беспокоит ли ребенка что-то (может что-то болит или есть переживания из-за обстановки в семье, классе), нужно убедиться, что не было травм и ушибов головы. Приучите ребенка делать уроки в полной тишине без музыки и телевизора.


Проведя несложные исследования на добровольцах, ученые разных стран пришли к выводу, что улучшить память, сконцентрировать внимание, повысить реакцию восприятия помогают некоторые продукты питания. Они содержат оптимальный состав из необходимых мозгу витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот, аминокислот.

Что нужно мозгу для улучшения памяти

МИНЕРАЛЫ: I, Mg, Fe, Se, Zn
ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ
ВИТАМИНЫ группы В, А, Е, С

Какие витамины нужны для процессов памяти

Витамин В12 помогает организму ребенка бороться с усталостью, улучшает концентрацию внимания, способствует лучшему восприятию новой информации.

Главным образом это и витамин Е, которые в экстремальных условиях способны улучшить память почти на половину.

  • Витамины группы В. Витамины В1 и В2 влияют на концентрацию памяти. Витамин В6 улучшает использование полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В12 нужен для улучшения запоминания, борется с усталостью, снижает утомляемость маленького организма, успокаивают нервную систему, что помогает сконцентрировать внимание, способствует лучшему запоминанию. В комплексе эти витамины являются незаменимым составляющим при усиленной умственной нагрузке.
  • Витамины Е и не влияют напрямую на улучшение запоминания, зато надежно помогают бороться с ее ухудшением. Витамины А и Е – антиоксиданты, в организме человека они усиливают эффект друг друга, защищают мозг от негативного воздействия, восстанавливают силы.
  • Витамин С. Его антиоксидантные свойства не только способствуют укреплению иммунитета, они улучшают работу мозга и процесс запоминания. Антиоксиданты защищаю организм, а тем более нервные клетки мозга, от разрушающего воздействия радикалов.

Микроэлементы для памяти детей

  • . Обеспечивает ясность ума. При недостатке йода в организме ухудшается память и интеллект, из-за недостатка йода не может нормально работать щитовидна железа, это проявляется сонливостью и общей усталостью. В йоддефицитных регионах повышена частота встречаемости детского слабоумия.
  • . Активно снабжает кислородом все клеточки мозга, а значит, и мозг насыщает кислородом, улучшает кровоток.
  • Селен. Великолепный антиоксидант, необходимый для функционирования памяти. Необходим для усвоения витамина Е и йода.
  • . Улучшает процессы передачи нервного импульса, что в итоге улучшает всю работу головного мозга, снимает лишнее возбуждение.
  • . Необходим для обмена витамина Е в организме, только совместно с цинком витамины группы В успокаивают нервную систему, улучшают память, повышают внимание и настроение. У людей с пониженным уровнем цинка в организме хуже работают познавательные функции.

Советую 1–2 раза в год употреблять курсами комплексы витаминов с содержанием микро- и макроэлементов, которые нужны как для иммунитета, так и для всего организма, в том числе они улучшат и работу мозга.

Полиненасыщеные кислоты


Полиненасыщенные жирные кислоты питают мозг ребенка, повышая его умственные способности и моторно-зрительную координацию

С самого рождения ребенок особо нуждается в тех веществах, которые его организм сам не вырабатывает. К этим веществам относятся полиненасыщенные жирные кислоты. Всасываясь из пищи в кишечнике, основная их часть поступает в головной мозг, поэтому именно мозг в первую очередь чувствителен к их недостатку. С их участием осуществляется передача и восприятие всей поступающей информации, регуляция основных мозговых функций. Доказана связь между их поступлением и обеспечением мозга глюкозой, улучшением кровотока. По данным американских ученых, жирные кислоты группы омега-3 определяют умственные способности ребенка, его мелкую моторику и моторно-зрительную координацию.

Интересно знать! Американские и австралийские медики провели исследование, в котором приняли участие гиперактивные дети с расстройством внимания. Эти дети в течение 3–4 месяцев принимали таблетированные препараты полиненасыщенных жирных кислот. Уже по истечении двух месяцев родители исследуемых детей заметили результаты: исчезла лишняя активность, их дети стали более внимательными, отмечалось расширение словарного запаса. Ученые пришли к выводу, что употребление продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, действует положительно на детей с проблемами обучения, рассеянностью.

Ароматерапия для улучшения памяти

  • Розмарин. С целью улучшения памяти как нельзя кстати подойдет розмарин. Из всех трав и растений он лучше справляется с данной задачей. Благодаря содержанию антиоксидантов и карнозиновой кислоты розмарин прекрасно улучшает трудоспособность мозга, а прекрасное вещество 1,8-цинеол влияет на химические процессы, на основе которых и происходит запоминание. Считается, что вдыхание запаха розмарина позволяет усваивать огромное количество информации из разных областей. Можно использовать как эфирное масло розмарина, так и цветы или листья растения. Можно в ванну добавить пару капель масла розмарина, настоя из самого растения, поставить на рабочем столе ребенка маленький букетик из веток этого чудо-растения. Кроме того, розмарин прекрасно подойдет в качестве специй на кухне каждой хозяйки, незабываемый аромат подарит розмарин мясу, овощам, картофелю.
  • Шалфей. Помогает быстрее восстанавливаться уставшим клеткам головного мозга и воспринимать новую порцию полезной информации. С этой же целью можно использовать женьшень и имбирь.
  • Для поднятия тонуса и заряда энергии следует использовать эфирные масла лимона, мяты и кипариса.
  • Если же ребенок нуждается, наоборот, в расслаблении, то в этом случае ему подойдет масло розы или герани.

Масла можно добавлять в ванну или использовать их в бане. Более простой метод: накапайте пару капель эфирного масла в носовой платок ребенка.

Внимание! Прежде убедитесь, что у ребенка нет аллергии на используемое вами эфирное масло.

В итоге можно сказать, что самыми необходимыми продуктами для мозга являются: рыба морская, морепродукты, орехи и розмарин. Именно их состав способен улучшить мозговую деятельность.

Не существует какого-то одного экзотического фрукта или продукта, который мгновенно или в течение одного дня делает память феноменальной.

Не стоит пренебрегать и остальными представленными в данной статье продуктами, с их помощью увеличивается разнообразие полезных компонентов, необходимых для разного вида работы мозга, что поможет улучшить остроту реакции, работоспособность, ускорить обработку всей поступающей информации.

Составление меню

Меню лучше составлять заранее на неделю вперед, чтобы убедиться, что ребенок будет получать полезные вещества. Должен быть сытный завтрак и обед и достаточно легкий ужин, чтобы процесс пищеварения не мешал спокойному сну.

  • Заранее предусмотрите, какие продукты в какой день он будет получать, позаботьтесь о том, чтобы необходимые продукты были закуплены на неделю вперед.
    Предлагайте детям морскую рыбу на обед вместо мяса не менее 2–3 раз в неделю.
  • Постарайтесь, чтобы морепродукты присутствовали по возможности чаще в салатах, бутербродах, гарнирах.
  • Составьте заранее на семь дней (бутерброды с рыбой и икрой, орехи, салат из морепродуктов, изюм, другие сухофрукты и т. д. на ваше усмотрение), чередуйте, чтобы ребенку не надоели одни и те же продукты.
  • Орехи ребенок должен есть не менее 5 раз в неделю.
  • Меню из продуктов для усиления памяти должно использоваться не менее 3–4 недель подряд. За этот срок организм успеет накопить необходимый объем нужных мозгу витаминов, минералов, жирных кислот и аминокислот. Перечисленные вещества имеют долгосрочное свойство, их питательное действие будет работать в течение нескольких месяцев, даже тогда, когда «пища для мозга» не будет поступать.

И не стоит забывать о крепком, здоров сне, учите ребенка постоянно тренировать свою память, больше читать. Чем больше мозг запоминает, тем шире становится резерв запоминания.

Еще о способах улучшить память ребенка расскажет программа «Школа доктора Комаровского»:


Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Проблема, как развить память у ребенка волнует всех заботливых родителей. Дети быстро впитывают информацию. Но, зачастую, из-за недостатка внимательности, плохой памяти им сложно обработать и запомнить ее. Это чревато нарушениями дисциплины, неуспеваемостью в школе, неуверенностью в себе.

У ребенка плохая память: что делать

Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?

Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

Также на его работу благотворно влияют продукты:

  • фосфор (рыба);
  • Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
  • холин (яичный желток);
  • глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
  • сложные углеводы (бобовые);
  • витамин В (молочные продукты);
  • железо и цинк (мясо, печень).

Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.

Варианты эффективных занятий по развитию памяти

Как и любое другое умение, способность совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на , речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

  1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
  2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
  3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
  4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

Диагностика на внимание для дошкольников

Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:

  1. Подготовьте карточки с изображением различных предметов . Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
  2. Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся . Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
  3. Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки . Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».

Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.

Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.

Что делать с невнимательностью ребенка в школе?

Рассеянность, несобранность, отсутствие у ребенка усидчивости приводят к плохим успехам в школе, нарушениям дисциплины, неуверенности в себе. Нередко причиной становится неумение сосредоточиться и воспринимать большое количество информации.

Лучший способ повысить внимательность – воспитывать организованность. У детей младшего школьного возраста необходимо выработать умение составлять четкий план действий.

Сначала взрослым следует проговаривать вместе с ребенком порядок поступков. Например, «Сложить рюкзак, не забыть сменную обувь, проверить пенал и т.д.». Со временем он сам будет контролировать ситуацию, станет собранным.

При подготовке уроков не исправляйте ошибки, позвольте малышу найти их самостоятельно. Это полезно для развития концентрации внимания. Это важное качество можно совершенствовать. Разделяют следующие свойства внимания:

  • объем (тест на проверку указан выше);
  • устойчивость (умение сохранять интерес при решении сложных задач);
  • концентрация (способность вникнуть);
  • распределение (способность делать несколько дел одновременно);
  • переключение (перемещение интереса с одного предмета на другой).

У школьника могут быть проблемы только с одной или несколькими категориями. Зная личностные особенности, родителям легче научить ребенка внимательности, способности контролировать свою память. Видимый прогресс наступает после нескольких недель регулярных занятий.

Важно! Поощряйте инициативу, хвалите за умение контролировать ситуацию. Это развивает самостоятельность, повышает самооценку.

Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)

В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Н иже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:

  1. Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
  2. Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
  3. Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
  4. Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
  5. Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.

Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.

  1. Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы . Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
  2. Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
  3. Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.

Методики на память для младших школьников (6-10 лет)

В школе дети сталкиваются с большим объемом информации. Лучший способ, как научить ребенка запоминать ее – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти. Если у него получится формировать образы, выстраивать связи между словами – он с легкостью усвоит школьную программу.

Эффективно ускорит у школьников игра в ассоциации. Скажите ребенку любое слово, пусть он придумает максимально количество определений, действий, характеристик этого предмета. Детям 8 лет и старше задавайте сложные вопросы: «Сколько весит?», «Что напоминает?».

Важно! Усложняйте задачу в соответствии с возрастом и интеллектом: называйте абстрактные существительные: «боль», «счастье», «терпение», «воздух», «сюрреализм».

Развить память ребенка поможет навык создания умственного образа. Продекламируйте ему отрывок из стихотворения и попросите устно описать пейзаж, обстановку, время года, характер героев. Если человек ярко представляет себе картинку, он легче запоминает ее.

Работа на следующем тренажере – действенный способ, как помочь ребенку быстро находить правильный ответ среди множества вариантов. Подготовьте таблицу и попросите ребенка прочитать слово «синий» или найти слова, написанные шрифтом определенного цвета.

Мозг у младших школьников создает два образа, возникает диссонанс, приходится переключать внимание, чтобы найти верный ответ. Для ребят от 9 лет и старше готовьте тренажер большего размера.

Таблицы Шульте помогают развить параллельное внимание для школьников, запоминать цифры, улучшить счет. Составить их легко самостоятельно. Нарисуйте таблицу и хаотично расположите в ячейках числа от 1 до 9. Их необходимо найти в правильном порядке. Выполняйте с секундомером. Для детей 8 лет и старше делайте большие таблицы 5х5, 6х6 и т.д.

Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-12 лет)

У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.