Красивые платья 19 века англия. Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века

Во второй половине 19 века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля середины 18 века - рококо - складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль - «второе рококо», или «выставочный стиль».

Мужской костюм

Основным нововведением в области мужского костюма стало строгое деление одежды по функциональному назначению. Выделяются визитный, бальный, домашний и повседневный (рабочий) костюмы.
Мужчины носили белые рубашки на пуговицах, со стоячими или отложными воротничками. В 60-е годы появились манишки, заменяющие рубашку.
В 50-е гг. мужчины носили брюки на штрипках, в 60-е - без штрипок. В 70-80-е гг. брюки приобрели лампасы и сильно расширились книзу. В 90-е гг. в моду вошли брюки «французского» покроя - мешковатые, суженные книзу. В основном их шили из ткани в полоску или клетку.
Парадной, бальной одеждой стал фрак - черный или цветной, который иногда дополнялся фрачным плащом черного цвета на белой подкладке. К фраку надевали белый жилет.
Визитной одеждой становится новый тип костюма - визитка. В отличие от фрака и сюртука, она была однобортной, имела отрезную талию и закругленные фалды. К черной визитке полагались черно-серые полосатые брюки (которые назывались «визиточными») и двубортные или однобортные жилеты - черные, цветные или даже белые. Крахмальные воротнички в тон жилета были стоячими либо отложными. В отличие от фрака, который надевали вечером, визитка была преимущественно дневной одеждой.

на женщине: прогулочное платье

на мужчине: двубортный сюртук

В конце века в моду вошел еще один новый костюм - смокинг (первоначально - «костюм для курения»). Его носили в основном молодые люди. Со смокингом надевали черные брюки с черными шелковыми лампасами.
Каждый день мужчины носили сюртук. Распространившиеся в этот период пиджаки и жакеты также играют роль повседневной одежды.
Дома надевали различные жакеты и бархатные блузы.
Верхняя мужская одежда была очень разнообразна: пальто с пелериной, длинная шуба на меху, длинный плащ без рукавов с пелериной («гавелок»), мешкообразное пальто («сак»), короткое пальто в талию, отделанное спереди шнурами («бекеша»).
В 50-е-60-е гг. галстук имел вид банта, а к 70-м годам появился ленточный галстук. К фраку полагался белый галстук, завязанный бантом.

Женский костюм

Во второй половине 19 века Франция по-прежнему законодательница женских мод.
В 50-е-60-е гг. модный женский костюм приобрел вычурные формы. Этот период в истории моды известен как «моды Второй империи».
Платья в это время шили из шелковых и шерстяных тканей, из атласа, репса, штофа, бархата. В моде самые яркие расцветки - лиловые, ярко-розовые, красные. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева (особенно модными были кружева золотые). Кружева и вышивки теперь изготовлялись не вручную, а фабричным способом.
Самой примечательной чертой женского костюма стал кринолин (от французского слова crine - «грива, конский волос»). Это была конструкция из ивовых прутьев, китового уса или металлических обручей, которую надевали под нижнюю юбку. Она позволяла придать юбке особую пышность. К 1860-му г. круглый каркас кринолина уступил место овальному.

на женщине: платье на кринолине для визитов

на мужчине: придворная одежда с пелериной

на мужчине: повседневный сюртучный костюм

на женщине: летнее платье на кринолине

Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет.
Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов.
Как верхнюю одежду женщины носили шали, накидки, мантильи, пелерины, жилеты. Для визитов и прогулок надевали также приталенный жилет - казакин.
Дополнением к туалету служили сумочка, лорнет и зонтик. В связи с охватившей высшие слои общества модой на путешествия возникла мода на дорожные и купальные костюмы.
В 70-е-80-е гг. в истории моды наступила эпоха «позитивизма». Главной идеей этого направления была демонстрация богатства и благополучия. Костюм периода «позитивизма» перегружен деталями и украшениями, часто сочетал в себе ткани, различные по фактуре и цвету: шелк, бархат, шерсть, кружева, газ. Основные тона женских нарядов - темные, а в 80-е гг. появились платья светлых голубых, зеленых, розовых оттенков.

на женщине: домашнее платье-полонез

на мужчине: выходной костюм

на женщине: платье для прогулок

на мужчине: выходной костюм

В моде - высокие и стройные фигуры, которые подчеркивались неотрезными по талии платьями, плотно охватывающими тело до середины бедер. Под платье надевали корсет с очень тугой шнуровкой, стягивавший всю фигуру до середины бедер. Сзади платье драпировалось, прикрывая турнюр - подушечку или подкладку из туго накрахмаленной ткани, за счет которой центр силуэта резко смещался назад. В 80-е гг. турнюры стали огромными, почти карикатурными, но в последнее десятилетие 19 века вышли из моды.

на мужчине: повседневный костюм

на женщине: драпированное платье с турнюром

Бальные платья по-прежнему шили без рукавов, но у них появляется новая особенность - шлейф или подшитая к подолу складчатая оборка. Кроме того, в моду вошли платья с двойной юбкой. Верхняя юбка в таком наряде подбиралась со всех сторон, имитируя вместе с лифом жакет.
Верхняя одежда осталась прежней: носили и различные жакеты, и накидки, особенно модной была кружевная бальная накидка «иллюзион».
Маленький зонтик, перчатки, веер в виде опахала, боа из меха и перьев, черные чулки дополняли туалет.

Обувь

Распространенной мужской обувью во второй половине 19 века были штиблеты и ботинки на кнопках или со шнуровкой. Открытые туфли надевали только на балы. К визитке надевали только черные или лаковые ботинки или полуботинки. На лаковые полуботинки часто надевали фетровые гетры. В 50-е гг. мужская обувь была остроносой, а в 60-е годы в моду вошел тупой нос и высокий каблук.
В 50-60-е гг. женщины носили туфли на каблуках и шнурованные ботинки.
Повседневной женской обувью 70-х-80-х гг. были высокие ботинки, шнурованные или на пуговицах, на высоком или среднем каблуке.

Прически и головные уборы

В 1850-е годы у мужчин были в моде довольно длинные, расчесанные на косой пробор и завитые в локоны волосы. Носили также бородку и усы. В 60-е гг. модной стала сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и усы.
Самым популярным мужским головным убором оставался цилиндр, однако после 1850 гг. он перестал считаться обязательной принадлежностью одежды для выхода. Носили также жесткие («мелоны») и мягкие фетровые шляпы, широкополые панамы и «канотье» - жесткие круглые плетеные шляпы с плоской тульей и ровными полями.
В 90-е годы излюбленным головным убором мужчин стал черный (изредка серый) «котелок» - нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой с узкими ровными полями и жесткой куполообразной тульей.
Женщины в 50-е годы носили пышные шиньоны. Иногда волосы расчесывали на прямой пробор и укладывали сзади в сетку.

Среди англичанок даже молодые девушки носили длинные платья вплоть до 1810 года. На одной из английских модных картинок, относящихся к 1809 году, изображена молодая дама и длинном шелковом платье со шлейфом, отделанном спереди вдоль подола темным позументом, на который нашиты банты.

Декольтированный бархатный лиф с почти нормальной талией заканчивается наверху косым вырезом, который закрыт вставкой в виде клина из такой же материи, как юбка, и с такой же отделкой. Пышные рукава - наследие Тридцатилетней войны - закрывают всего четверть руки; они служат продолжением лифа и потому сделаны тоже из бархата. Доходящие до рукавов белые перчатки отделаны по краям рюшью. Вырез лифа закрыт рубашечкой из тонкой материи; рубашечка эта заканчивается стоячим воротником. Разделенные пробором, завитые, высоко закрученные сзади в узел волосы покрыты чепцом в виде сетки, украшенным сбоку пучком свешивающихся наперед страусовых перьев. Короткая, отделанная лебяжьим пухом пелеринка заменяет собою наше sotrie de bal .

В противоположность англичанкам, француженки в 1813-1814 годах носили исключительно такие бальные платья, которые на целую ладонь не доходили до лодыжек, причем декольте лифа вырезалось в форме сердца (robe en coeur ). Из причесок в то время считалась особенно модной китайская: дамы гладко зачесывали волосы наверх, заплетали их в косы и сооружали из них нечто вроде пашни, наверху которой водружался пучок локонов или букетик цветов. Из материй на ряду с шелком (атлас, муар, тафта) по-прежнему употреблялись муслин и перкаль .

Около 1820 года в составе бального туалета по-прежнему входила скошенная, несколько расширявшаяся книзу юбка на подъеме. Многие дамы продолжали носить двойные платья, причем нижнее платье (foureau ) отделывалось вдоль подола сборчатым petinets , а верхнее, более короткое, заканчивалось внизу атласными бие и фалбалой из блонд.

Такой же фалбалой или рюшью из лент окаймлялся и круглый вырез короткого лифа и короткие пышные рукава, из-под которых выглядывали узкие, доходящие до локтей и отделанные кружевами рукава нижнего платья. Волосы спереди ниспадали на лоб в виде коротких колечек, а с боков и сзади зачесывались наверх. На голову надевался атласный ток со страусовыми перьями и жемчужными булавками; на ноги - башмаки с пряжками; перчатки доходили до узких рукавов нижнего платья; узкая индийская шаль перекидывалась через кисти рук.

Один из парижских бальных туалетов, относящихся к 1820 году, состоит из сравнительно короткой шелковой юбки в виде колокола, отделанной вдоль подола разбросанньши на известном расстоянии цветами. Округленный внизу и заканчивающийся спереди глубоким мысом лиф сделан из более темного шелка, а пышные, короткие, отделанные рюшью рукава - из той же материи, что и юбка. Ровный четырехугольный вырез окаймлен фестонами из муслина и украшен на плечах, а также посредине груди и спины шелковыми бантами.

Волосы разделены пробором и завиты на висках, где приколоты с обеих сторон цветы, а сзади закручены в пышный узел, прикрытый чепцом в форме высокого тюрбана . Белые перчатки доходят только до локтей; на ногах - низкие атласные туфли «с переплетами». В качестве sotrie de bal служит опушенная мехом мантилья с широким воротником и большими карманами.

В начале XIX века дамский туалет обогатился несколькими верхними вещами весьма своеобразного фасона; к числу таких вещей относится, между прочим, спенсер , вошедший в употребление в 1800 году, не выходивший из моды в течение тридцати лет и появлявшийся периодически даже впоследствии вплоть до нашего времени.

Спенсер принимал самые разнообразные формы. Сначала он был открыт спереди, едва доходил до пояса с высоким стоячим воротником и длинными, узкими рукавами. Впоследствии он стал глухой короткой блузой , стянутой на талии при помощи узкого пояса или шнурка. Спенсер в виде жакета надевался главным образом для выхода на улицу, а спенсер, напоминавший собою блузу, употреблялся преимущественно в качестве вечернего платья.

Спенсеры делались из сукна и бумажных материи, а также из атласа и бархата; зимой они нередко подбивались и отделывались мехом. Открытый спенсер в виде жакета обыкновенно делался на яркой шелковой подкладке. Распространенные в 1810 году канзу - это не что иное, как видоизмененный спенсер; канзу назывался короткий глухой жакет с длинными, узкими, покрывающими кисти рук рукавами и глубоким вырезом, окаймленным высоким гофрированным воротником. Такая же гофрированная полоса материи прокладывалась вдоль шва на плечах и вдоль нижнего края жакета, где он стягивался обыкновенно при помощи шнура.

Зимой канзу и спенсеры делались из сукна или из бархата, а летом из перкаля или нанки ; в последнем случае канзу нередко уподоблялся короткой, наглухо закрытой спереди курточке с высоким кружевным воротником и длинными узкими рукавами, образующими наверху шесть или восемь поперечных буф и заканчивающимися около кисти кружевными манжетами.

В 40-х годах появилось канзу из вышитой или узорчатой легкой кисеи в виде курточки или короткой, плотно прилегающей к телу пелерины с сильно скошенными передними полами. Излюбленная в то время douillette была обязана своим происхождением робе ; это было обыкновенное верхнее платье на подъеме с косым вырезом у ворота, перехваченное под самой грудью шелковой лентой.

Длинные, узкие рукава ее переходили на плечах в буфы; ворот, передние полы и края ее рукавов обшивались плиссированным линоном или блондами . Летом такие douillette делались из кембрика, жаконета, левантина, перкаля и муслина, а зимой - из сукна, мериноса, шелка и бархата.

Около 1820 года появилось еще одно верхнее платье, известное под названием pardessus , которое тоже изменялось на всевозможные лады. Между прочим, в 1812 году оно имело вид узкого армяка с широким отложным воротником.

В качестве верхних вещей в начале XIX века существовало множество накидок в виде мантилий или шалей. Кроме того, многие дамы надевали на спину, по античному образцу, четырехугольные платки и завязывали их узлами на плечах. В качестве защиты от непогоды по-прежнему служили короткие и длинные тальмы с пелериной и без пелерины.

Около 1820 года появились особые тальмы для вечеров и балов из светлого бархата или стеганого узорчатого шелка. Зимой носили шубы в виде мужского редингота или дульеты , а иногда в виде тальмы. На дамах нередко молено было встретить короткие шубки со шнурами a la polonaise или русские шубы, запахивавшиеся спереди. Шубы покрывались в большинстве случаев сукном, шелком или бархатом.

Кроме того, в то время в большом употреблении были восточные кашемировые или египетские шелковые шали. Они заменили собой появившиеся было в начале XIX века одноцветные четырехугольные платки из саржи, тафты, муслина и кисеи и встречались повсюду: на улице, на вечерах, на балах. Впоследствии, около 1805 года, четырехугольные шали были заменены узкими. Эти шали были в моде вплоть до 1890 года, да и теперь еще часто встречаются.

Около 1815 года среди дам был очень распространен каррик с несколькими пелеринами; вообще в это время предпочитали верхние вещи мужского покроя, причем фасон выбирался всегда тот, который в данный момент был в моде у мужчин. Так, в 1820 году модным считалось пальто с короткими пелеринами из крупной клетчатой материи, вошедшее в моду по инициативе венцев. Зимой по-прежему носили муфту, которая до начала 60-х годов отличалась большими размерами.

В 1805 году англичанки, на костюме которых всегда лежал своеобразный отпечаток, стали носить бархатные зимние пальто с короткой талией и сравнительно длинной, заложенной складками и закругленной спереди баской, отделанной вдоль нияшего края кружевами. Кроме того, на многих дамах можно было видеть длинные или полукороткие рединготы из светлого кашемира с длинными рукавами, отделанные на груди золотыми шнурами и такими же пуговицами. Ворот этих рединготов заканчивался гладко пришитым высоким стоячим воротником; под самой грудью находился шнурок, плотно стягивавший здесь редингот.

Среди англичанок были также очень распространены полукороткие, плотно прилегающие к телу пелерины , которые подбивались или только отделывались мехом и скреплялись у ворота длинным шнуром с кистями. На шею англичанки надевали распространенной в 30-х годах боа из меха, лебяжьего пуха или перьев. Необходимо заметить, что боа в то время надевалось преимущественно в дурную погоду и исключительно для выхода на улицу.

Около 1803 года в моду вошли рубашечки из тонкой материи, закрывавшие вырез платья и заканчивавшиеся у горла узкой шелковой рюшкой. Кроме того, многие дамы носили упомянутые выше широкие кружевные воротники и чрезвычайно своеобразные короткие пелерины, сделанные как бы из отдельных кусочков или зубчиков и служившие для прикрытия горла и груди.

Впоследствии же, около 1820 года, когда вырез платьев значительно уменьшился, потребность в таких посторонних «прикрытиях» исчезла окончательно, и дамы стали носить исключительно простые или двойные брыжи или даже просто галстучек. В очень редких случаях по-прежнему отделывали платья вышеупомянутой короткой пелериной.

Низкие башмаки, как уже упоминалось, делались из атласа, саржи, ластика или из пестрой и черной кожи. В течение более 30 лет дамы носили башмаки без каблуков и зашнуровывали их вокруг ног при помощи переплетенных крест-накрест шелковых лент. Приблизительно около 1800 года впервые появляются высокие дамские башмаки до колен. Среди перчаток преобладали светлые и белые лайковые, а также вязанные из шелка и бумаги красного, синего, зеленого и желтого цвета, но преимущественно серого. Бальные перчатки оставались белыми.

В течение 19 века женская мода значительно преобразовывалась. Этот период нельзя уложить в определенные рамки и дать ему единственное название – слишком быстро менялись вкусы, предпочтения, характеры, стили и детали. Большой отпечаток на женскую моду накладывали и события, происходившие в мире. Так в Англии викторианская эпоха нашла свое отражение и в одежде. В моду вошли простые элегантные платья и шляпки, скромные прически и украшения.

Викторианский стиль

В 1837 году к власти в Англии приходит королева Виктория. Ее правление продлилось более 50 лет. Викторианская эпоха оставила заметный след в женской моде этого периода. Фасоны и силуэты нарядов викторианской Англии отличались своей легкостью и элегантность. Они были призваны служить олицетворением благородства и женственности.

Стиль ампир

Этот стиль получил широкое распространение после Великой французской революции. Женские платья в стиле ампир отличались отсутствием корсета и панье, которые в прошлых веках были обязательным элементом каждого наряда. В это время в моду вошли свободные силуэты, а также легкие струящиеся ткани.

Романтический стиль

Платья эпохи ампир в 20-х годах 19 века начинают терять свою популярность. На смену им приходит романтический стиль. В этот период корсет снова выступает важной деталью женского наряда, кроме того платья становятся короче, открывая щиколотку.

Стиль 1830-1840-х годов

В этот период из моды выходят пышные рукава, а силуэты женских нарядов приобретают все более простые формы. Кроме того, к средине 19 века появляется так называемый кринолин – это нижняя юбка с обручами, которые были выполнены в форме «клетки». Эти обручи изготавливались из стали или китового уса.

Модерн

1890 года отмечены началом эпохи модерн. В это время широкой популярностью среди женщин пользовался S-образный силуэт.

Женские платья 19 века

До 1815 года в мире моды господствовал стиль ампир. Его главным содержанием была ориентация на античную моду. В это время модницы отдавали предпочтение платьям прямого покроя. Талия нарядов была завышена (под грудью), а корсет не использовался. Рукава, как правило, были короткими и в форме фонарика. Особой популярностью среди дам пользовались шали, которые служили прекрасным дополнением к вечернему наряду.

После 1815 года в моду вновь возвращаются корсеты. При этом талия в наряде остается завышенной. В то же время, юбка становится короче. К 1825 году широкую популярность завоевала юбка в виде неширокого колокола.

К 1830 году дамы отказываются от завышенной талии. При этом предпочтение отдается нарядам с открытой линией плеч и спущенными широкими рукавами. Юбка в виде неширокого колокола отходит на задний план. В этот период в моде был многослойный низ платья длиной до косточки.

Изобретение новых материалов в средине 19 века буквально перевернуло мир моды. Нижние юбки стали изготовляться с использованием обручей из стали, китового уса или конского волоса и получили название «кринолин». В связи с этим юбки становятся еще пышнее и шире. Верх оставался прежним – максимально утягивающий талию корсет.

В 70-80 гг. в моду входят высокие стройные силуэты. Кардинально меняется низ женских нарядов. Верх платья плотно охватывал талии до средины бедер. Затем начиналась юбка, которая подбиралась сзади и драпировалась. Под эту конструкцию, которая получила название «турнюр», помещали подушку или специальный металлический каркас.

В конце века ощутимое влияние на женскую моду оказывала новая эпоха – модерн. В этот период широкой популярностью пользовались наряды S-силуэта. Такой силуэт достигался с помощью специального корсета, который сильно стягивал талию и бедра и расширялся к низу. К подолу юбку в конце века стали пришивать пышные оборки.

Ткани и цвета

  • В период главенства стиля ампир женские наряды шились преимущественно из хлопка, шелка, атласа, льна. Эти ткани комбинировались и с другими материалами. Например, кашемиром, муслином, плисом, крепом и т.д. Бальные парадные платья, как правило, были декорированы изящной вышивкой. В это время для женских нарядов предпочтительными были светлые оттенки: белый, кремовый, бежевый, цвет слоновой кости, голубой, розовый.
  • Во второй четверти 19 века наряды изготавливались из шелка, атласа, хлопка, шерсти. Особой популярностью пользовался шерстяной батист. В это время белые и пастельные платья выходят из моды. Им на смену приходят яркие оттенки – красные, золотые, коричневые. Модницы предпочитали наряды с рисунком и отделкой. Самыми популярными принтами в это время были: горошек, полосы, цветы, клетка, персидский узор.
  • В третьей четверти века бальные наряды шились преимущественно из шелка, тафты, атласа, бархата. При этом в моде остаются насыщенные оттенки, но ткани чаще всего используются однотонные и без пестрых рисунков.
  • В конце века самым популярным материалом для парадных изделий становится разрезной бархат. Активно использовался и восточный шелк.

В XIX столетии все чаще стали говорить об античности, и не только как о «старинных образцах», но и как образцах для современности. Женская мода приняла культ античности почти безоговорочно.

Дата, когда окончательно восторжествовала греческая одежда, шмиз или туника из муслина либо тонкого льняного полотна, до сих пор точно не установлена. Почву для новой моды подготовила Англия. Её вкус, организация и мода в XIX веке стали образцом, которым восхищались все европейские государства.

За долгое время своего господства шмиз подвергнется многим переменам и изменится, если так можно сказать, его «содержание». В начале XIX столетия шмиз постоянно носят с глубоким вырезом и высоко поднятым поясом, юбка по-прежнему ниспадает длинными мягкими складками, переходящими в шлейф. Около 1801 года в украшении платья еще преобладает греческий орнамент, а к 1804 году - этрусский и египетский.

Однако в этом же году шлейф исчезает, а в последующие годы на украшение шмиза начал основательно влиять готический орнамент. Декольте уменьшилось, особенно у дневных платьев, пояс несколько снизился. В последующие годы длина шмиза сокращается настолько, что сначала стали видны туфли, а после 1810 года - и щиколотка. Наиболее желаемым дополнением к женскому платью были кашемировые шали из Египта.

Женская прическа довольно долго находилась под влиянием античной моды, но в конце концов победила классическая прическа - форму головы подчеркивают гладко причесанные волосы, разделенные посередине пробором, которые укладывались в сеточку или заплетались в косы. Единственным оживляющим прическу украшением были локоны, свободно падающие на лоб. Драгоценности, которые опять начинают вызывать большой интерес, находились под влиянием античности: носили оригинальные античные камеи, а также их имитации и искусственный жемчуг.

Большой популярностью пользовались браслеты на руках и на ногах, а также перстни, ожерелья и колье, несколько раз обернутые вокруг шеи, серьги с богатыми подвесками и диадемы.

Обувь также продолжала нести отпечаток античности: она низкая, плоская, без каблука, не исключены и сандалии с переплетением из ремешков. И только головные уборы, единственный элемент одежды, находятся в стороне от античной моды - вечерние тюрбаны имеют форму шлёма.

Уже около 1813 года наблюдаются признаки отступления от этой моды. Кашемировая шаль, прежде прямоугольной формы, сменяется четырехугольной турецкой шалью. А с 1815 года изменяется и шмиз - теперь он «обрастает» разными воротничками, рюшками, воланами и ленточками. Меняется и прическа: волосы теперь разделены пробором и гладко положены по бокам. В это время мода прощается и с белым цветом - до этого времени самым излюбленным в великосветском обществе: как бальные платья, так и дорожные туалеты были белого цвета. Теперь для торжественных случаев он становится совершенно неподходящим. Входят в моду и более нарядные, тяжёлые ткани, например, бархат.

В ранневикторианский период широкие шляпы потеряли свое былое очарование, сменившись дамскими чепчиками. Столь резкое изменение пропорций головы не могло не повлиять на весь женский костюм. В моду также вошли романтичные прически из двух локонов, которые как бы окружали голову с двух сторон.

К 1845 году корсет удлинился настолько, что возник классический V-силуэт, дополняемый широкими рукавами. В результате модницы с трудом могли двигать руками, а их возможность передвижения была серьезно ограничена. Беспомощность и зависимость от мужчины делали дам викторианской эпохи еще более привлекательными в глазах их кавалеров. Цветовая гамма стала более приглушенной, на первый план вышли небольшие детали, которые позволяли коренным образом изменять внешний вид. Женская скромность подчеркивалась и белыми шарфиками вокруг шеи, а также белыми подрукавниками - «engageantes».

После почти десятилетнего отсутствия в моду вновь вернулись изысканные кашемировые шали. Однако на этот раз они были гораздо шире и почти полностью закрывали обнаженные женские плечи. Верхняя юбка постепенно утратила свою былую круглую форму, став гораздо шире и приняв вид колокола. К 1850 году в моду вошло слово «кринолин» обозначавшее верхнюю женскую юбку. Разумеется, и кринолин и открытая женская грудь были обязательны для высшего класса, тогда как представительницы низшего общества никогда не могли себе позволить настолько обнажиться на публике.

60-е годы XIX века стали переломными в истории развития мировой моды, превратив ее в настоящую индустрию. Столь значительные изменения произошли во многом благодаря изобретению швейной машины, а также появлению искусственных красителей. Одновременно возникло и институционально оформилось одно из основных направлений развития современной моды - от кутюр. Отныне модные тенденции перестали быть некоей застывшей и медленно меняющейся формой, превратившись в нечто гораздо более динамичное и креативное.

Канула в лету знаменитая куполообразная юбка-кринолин, ей на смену пришла гораздо более элегантная вытянутая форма. Впрочем, само понятие «кринолин» задержалось в моде на достаточно продолжительный срок благодаря необычайной популярности создателя высокой моды Чарльза Ворта. Сам Ворт считал кринолин достаточно громоздким и непривлекательным сооружением, но поскольку его имя прочно ассоциировалось именно с этим аксессуаром, он продолжал экспериментировать с формой, создавая все более изысканный образ. В результате через несколько лет верхняя юбка значительно приподнялась и была собрана в элегантные складки чуть ниже пояса.

К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонта и ему на смену пришли турнюры, по поводу которых карикатуристы не преминули зло пошутить, сравнив модниц с важно шагающими гусынями. Эксперименты с верхними и нижними юбками буквально захватили практически все слои английского общества. В результате к 1878 году дамы весьма отдаленно напоминали своих предшественниц ранневикторианского периода.

Тонкий изящный силуэт с длинным шлейфом окончательно победил массивные формы. Отныне дизайнеры стали обращать особое внимание на фигуры заказчиц, придавая последним желаемое изящество, что означало дальнейшее совершенствование мастерства кутюрье, который зачастую должен был превратить гадкого утенка в настоящую принцессу...

Бесспорно, что Англия была наиболее удачлива в области мужской моды. Её творцами были лорды, артисты и денди. Лорд Кэтогэн оказал влияние на всю Европу своей прической, лорд Спенсер своим жилетом, лорд Кэррик своим плащом с несколькими воротниками.

Английский костюм для верховой езды переняли молодые люди всей Европы, преобразовав его в светский костюм редингот (redingot), который вскоре стал самой современной и модной одеждой. Английские лорды и денди ввели в моду и новые цветовые комбинации, прически и плащи, соответствующие их прихотям.

Однако буквально в течение десяти лет мужские костюмы упростились. Одежду денди сменил строгий костюм. Теперь главным требованием стали, прежде всего, хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Примерно около 1800 года брюки удлинились и обычно их заправляли в высокие сапоги (типа сапог для верховой езды), фрак, как правило, был обычно темных тонов. От бывшей эпохи остался, собственно, только узорчатый цветной жилет. У рубашек - высокие воротники и галстук. Волосы, как бы естественно завитые, прикрывали лоб и виски - это было типично для послереволюционной моды, часто отпускались бакенбарды.

Мужская мода Англии принимала эти перемены нерешительно и медленно. Но, безусловно, это был рубеж, когда мужской костюм начинает оформляться в его современную форму, а это означает, что он переходит от многочисленных деталей и модной эксцентричности к простоте и единообразию, а линии и отдельные части одежды уже не подлежат быстрым переменам. Мужская мода окончательно освобождается от влияния придворного церемониала, совсем исчезает парик и напудривание волос, а также треугольная шляпа, кружевное жабо и манжеты. Панталоны до колен используются только в качестве придворной одежды, в повседневной жизни от них отказались.

Универсальной одеждой становится фрак, который носят во всех случаях. Необходимой составной частью нового костюма становится цилиндр. Исчезают броские и роскошные материалы, какими в прошлом были, например, бархат и узорчатые шелковые ткани. Мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных материалов. Основное внимание теперь уделяется совершенству покроя и обработке костюма. И с течением времени окончательно взял верх идеал неброской элегантности, полная противоположность существующей до сих пор яркости и модной эксцентричности. Однако это не означает, что мужской костюм совсем отказался от красок. Наряду с черным цветом очень популярными были коричневый, синий, зеленый и серый цвета. Единственным украшением одежды остается игла в галстуке и карманные часы с цепочкой. Создается тип скромно, но идеально одетого мужчины.

Одежда денди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога. Покрой их одежды, где мог быть использован и корсет, должен был быть совершенным. Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить у него. В каждом центре моды было несколько таких портных-поставщиков, которые способны были выполнить заказы своих требовательных заказчиков. Одновременно с упрощением общего вида костюма возрастает роль галстука (шейного платка), который становится единственным наиболее броским украшением одежды. Но мало кто по-настоящему владел искусством завязывания галстука.

Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна была быть белоснежной. В одном руководстве, относящемся к тому времени, сказано, что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков.

В викторианскую эпоху господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его эстетический идеал -- сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для романтизма была идеализация прошлого, главным образом средневековья Тревельян. Дж. Социальная история Англии. М., 1959, с.146.

Во внешнем облике и костюме человека влияние романтизма создало образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные. В мужском костюме, который по ассортименту и основным формам остается неизменным, большое значение придается дополнениям, дорогостоящим шерстяным, тонким льняным тканям. Для бальных фраков используют бархат, для жилетов -- разноцветную парчу. В моду возвращается средневековый плащ и длинные остроконечные туфли.

В 40--50-е годы в мужском костюме побеждает функциональность, целесообразность форм, утверждается мешковатый силуэт. Фрак становится парадной одеждой. В каждодневной одежде его заменяет сюртук, более удобная закрытая одежда с застежкой на пуговицы. В 60-х годах сюртук заменяют пиджаком (в прошлом часть охотничьего костюма), который вместе с брюками и жилетом начинают делать из одной ткани. Еще раньше в верхней мужской одежде появляется пальто, короткое, прямого силуэта. Цветовая гамма ограничивается темными (синим, коричневым, зеленым, черным) цветами. Рисунок ткани -- клетка, узкая полоска. В летнем ассортименте допускались серый, белый и кремовый цвета.

С этого времени изменения в мужской моде касаются в основном формы деталей (воротников, лацканов), длины и ширины низа брюк, застежки (двубортной или однобортной), степени прилегания по основным линиям силуэта. Ассортимент, форма и цвет одежды окончательно стабилизируются.

Основным головным убором остается цилиндр. Обувью -- сапоги и закрытые туфли черного цвета. На протяжении 70--80-х годов происходят дальнейшие стандартизация и стабилизация мужских костюмов, расширение ассортимента изделий по назначению.

Изменения, диктуемые модой, касаются частностей. Усиленно развивается промышленное массовое производство мужской одежды, которое к концу XIX века окончательно вытесняет индивидуальное.

XIX век вполне можно считать «колыбелью» многих нынешних стилей: именно в конце теперь уже позапрошлого столетия зародились все те тенденции, которыми многие модные дизайнеры руководствуются и по сию пору. Разумеется, мода XIX столетия не обошлась без революций, подарив миру и самых первых кутюрье. Уже довольно долго главным средством для внесения моды были различные журналы мод. С 1829 года журнал Эмиля Жирарди "La mode" всегда был лидером среди подобной литературы. Здесь вся информация придерживалась общественно-философского стиля изложения. А главное все сопровождалось изображениями, которыми занимался Поль Гаварни - знаменитый художник во Франции. С первым журналом в иллюстрации моделей мог соперничать другой Венский журнал. Здесь их выполнял профессор Королевской академии искусств Франц Штебер.1830 г. для многих стран Европы стал временем, когда романтизм стал преобладающим стилем в искусстве. Здесь очень ценились такие качества, как сила личности, стремление к свободе, борьба за нее и т.д. Средневековые времена для романтизма стали идеальной моделью жизни. Романтизм преобразил внешность людей и придал им черты страсти, возвышенности, так же ценилось богатство души и мечтательность. Костюм для мужчин не меняется конструктивно, однако, много внимания уделяется различным дополнительным элементам. Применяются ткани из дорогой шерсти или тонкого льна. Бальный фрак выполнялся бархатом, а жилет шили из парчи разных цветов. Так же характерным для средневековья было возвращение плащей и туфлей с острыми длинными носами. Женские костюмы в основном всегда носили с жестким корсетом, делающим талию очень узкой, а рукава от верха до локтя были невероятно широкими. Уровень плеча заниженный, а юбка достигала щиколоток и была достаточно широкой. Платье шилось из атласа светлых оттенков и бархата. Ленты и кружева с оборками являются основными украшениями такого платья. На голове - объемный головной убор с двумя или тремя перьями страуса или цветами. Присутствовали и драгоценности. Одежда мужчин и женщин романтизма имеет общие характерные черты: плечи, расширенные рукава, широкие бедра и обтянутая грудь с талией.

Во второй половине 19 века женская одежда кардинально изменилась. Внешний облик женщины этих времен определялся исключительно их родом занятий в обществе буржуазии. Занятий у женщин было не много: развлечения в светском обществе и искусство. Они являлись лицом достижений своего мужа. Так оценивался его достаток, положение в обществе, поэтому всевозможным дорогим украшениям уделялось максимально возможное внимание. От этого сильно пострадала практичность и удобство одежды. Ткань применялась только дорогая, отделывались платья огромным количеством украшений. Мода менялась весьма резко с целью шокировать. Эклектика - это сочетание различных стилей. Этот принцип применяется во всем искусстве буржуазии XIX в. Здесь и античные времена, и готический стиль, и барокко, и ткани с орнаментом и т.д. В 40-50-х гг. женский костюм обрел четко пропорциональный силуэт. Больше естественности придается линиям тела. Резко изменилось представление о красоте прически - теперь это пробор с опускающимися по обе стороны лица волосами. Характерные черты - это хрупкая тонкая шея, и плавно переходящие в узкий рукав плечи.

Корсет гармонирует с юбкой, которая имела своеобразный каркас из конского волоса. Такой подход позволил создать юбку до 3 м в диаметре. Такие гигантски юбки увешивались воланами, каймой, фестонами и т.д. В целом этот период историки описывают как второе рококо. Для женщин ассортимент одежды был так велик, что костюмы подразделялись даже на утренние, для прогулок, обеденные и вечерние. Всевозможные дополнительные элементы, как зонтик или перчатки, а так же ювелирные изделия. Шляпки так и сохранились капорными с довольно высокой тульей. Обувью служили в это время туфли на низком каблуке и квадратным носом.

В период с 70-х по 80-е годы мужские костюмы подразделяются по случаям, когда их необходимо надевать, а так же все более строго стандартизируются формы. Мода этого времени диктует перемены лишь в мелочах. Этот век завершается вместе с практически полным отказом от индивидуального пошива одежды на заказ. Все больше делается упор на массовость, ведь текстильная промышленность теперь может обеспечить такие объемы выпуска мужской одежды. Женская же одежда вновь меняет общее представление о моде, при этом выбор применяемых тканей становится гораздо шире. В моду входит дорогое красивое белье.

Роман Э. Золи "Дамское счастье " дает хорошее представление разнообразие Французских тканей, белья и кружевных изделий. Здесь описаны виды атласов (атлас а-ля рэн, атлас ренессанс и другие), шелк ("Зеленый Нил", "Индийское небо", "Майская роза", "Голубой Дунай"). Ткань более плотной структуры - это атлас мервейё и шелк дюшес, которые, как правило, были мягче и теплее по цвету и делались волнистыми. Низ костюма был отделан узорами из тяжелой ткани, такой как дамА, парча, а так же шелк с вшитым жемчугом. Обрамление этих узорчатых деталей платья выполнено бархатом разных цветов, основой которого был тот же шелк или атлас. Центральная часть отдела содержала выставку из шелка летнего варианта. Здесь переливались все цвета радуги. Нежнейшие тона превращали этот зал в место, где восходит солнце. Футляры из материала нежнее облака, сюра - самая легкая ткань, китайский шелк атласной выделки, как нежнейшая кожа молодых китайский красавиц. Понже из Японии, тюсор и кора из Индии. Естественно, здесь присутствовал лучший шелк Франции. Его текстура была в мелкую клеточку, полосатый, а так же с различными изображениями цветов. Французский шелк погружал посетителей в представление, будто женщина в платье с оборками майским утром вышла подышать свежим воздухом в парк. Колонны зала увешены кружевами мехельнска и валансьенска, а прилавки несли на себе блонды из Испании, такие легкие, как слабый ветерок. Аппликации из Брюсселя, покрытые узорами больших цветов на фоне нежных кружев ручной работы. Дорогие красивые ткани вместе с кружевами идеально сочетаются с оригинальной модной отделкой. Каркас платья претерпевает изменения в форме. Пышные округлости, диктуемые предыдущей модой, сменились относительно узкой и прямой юбкой. Верх - это облегающий лиф с длинными рукавами из гладкой ткани. Юбка - прямая с треном - это складки ткани в виде банта. Также трен выполнялся драпировкой на турнюре, обычно, чуть ниже делался из складок, которые часто с изнаночной стороны закреплялись тесемкой. Боковые швы юбки довольно часто делались в виде сосборена. Интересным элементом была верхняя юбка. Она была пришита поверх основной юбки в нижней части лифа. Верхняя юбка обязательно была окантована, покрыта вышивкой, плиссирована и с массой кружевных элементов с бантами. Задняя часть верхней юбки укорочена для того, чтобы был виден трен. При этом всем великолепии, фигура женщины в корсете походила на русалку. В целом женский костюм был сделан в декоративных целях. Разнотипные и разноцветные ткани с множеством украшений и дополнений - это все про женскую одежду этого времени.

Новые решения в проектировке костюмов рождаются ближе к концу 70-х гг. Теперь больше внимания обращается на одежду для народных масс, где преобладают восточнее мотивы. Новым так же стал морской стиль. Но это вовсе не означало тотально подражание стилю. Элементы прошлой моды и новые решения переносились на новую модную одежду, создавая совершенно другой стиль и образ. Женская домашняя одежда становится все больше похожа на современный домашний халат с рукавами в виде кимоно. Развитый спорт к концу века накладывает свой отпечаток на специфическую спортивную одежду. Для мужчин появляются такие элементы, как укороченные брюки (похожи на современные гольфы), курточки из легких тканей, удобные рубашки разных расцветок и мягкая шапка. v Специально для женщин созданы различные костюмы для спорта. Это свободные брюки и широкие юбки вместе с коротким жакетом. Главный принцип здесь, при разработке костюма, это отсутствие излишеств, удобство и целенаправленность для конкретного вида спорта. Блузка, юбка и жакет - это самый популярный набор английского костюма для женщин. Белый поставленный воротник взят из мужского костюма, галстук и манжеты - это и есть все украшения такого строгого делового платья.

В 90-е годы появляется новый современный стиль модерн. Он зародился на основе полного отрицания искусства буржуазии и предложил миру новый взгляд на моду. Новые костюмы говорили о том, что красота - это, прежде всего, чувства. Только с их помощью можно ощутить настоящую красоту. Платье модерн выглядело примерно так: лиф довольно узкий, переходящий в тонкую талию; юбка расклешенная; рукава спускались от зауженного плеча и были узкие внизу с широким откатом; воротник закрытый и высокий. От корсета и здесь не отказались, однако он был сделан для того, чтобы придать фигуре s-образную линию. В таком корсете у женщины была поднята грудь, узкая талия и плоский живот. Главная особенность стиля - это прогиб линии спины от талии. Все декоративные элементы, изгибы и швы повторяли такой изгиб. Подобный прием в истории модной одежды очень часто встречается в разные времена для создания эксклюзивный стиль, который соответствовал представлению модной одежды на конкретный период. Шляпы на момент перехода к новой моде были высокими с маленькими полями, но с увеличением в высоту прически становятся похожими на небольшие наколотые накладки с всевозможными украшениями в виде цветов или чучел птиц. Обязательными элементами являлись перчатки, сумки и муфты. Видов обуви было масса: это высокие прошнурованные ботинки (так же был вариант на пуговицах); туфли имели большее разнообразие в видах. Их делали из окрашенной кожи с шелком, а в качестве украшений применяли банты, розетки, пряжки и все это крепилось на платформе с высоким изогнутом каблуке.

В 70-х гг. Франция становится свидетелем появления Домов моды знаменитых модельеров - профессионалов в своем деле. Один из таких кутюрье Ворт предложил проводить регулярно выставки и показы мод. Этот же модельер Ворт в Париже в 1865 г. организовал фирму "От кутюр". Эта фирма занималась пошивом модельной одежды массово. Это значит, что костюмы шились на модели. Некоторые костюмы особой высокой моды продавали для дальнейшего копирования. Появление манекенщиц на подиумах показа мод означало, что многие стали стараться копировать этот образ. Чтобы распространять актуальную моду придумали еще один весьма эффективный способ - показ готовой одежды. Высокопоставленные личности становятся регулярными посетителями таких демонстраций.

английский французский аристократия элита

Одежда у женщин

Можно с полной уверенностью сказать, что женщины Лондона были рабынями моды, ее власть над ними переходила все границы разумного. Модницы Англии следовали моде французской. Мода менялась каждый месяц, поэтому очень сложно уследить за тем, что носили в какой-то конкретный период. При этом следование моде было несколько неразумным и порой приводило к казусным ситуациям и плачевным последствиям. Например, стало модно - закутываться до подбородка, лицо закрывать частым покрывалом или шляпою. В теплую и ясную погоду женщины страдали и едва могли дышать, пот тек у них по лицу и бороздил поддельный румянец, они едва держались на ногах от утомления от сильной испарины, но ничего не могли поделать, мода есть мода, а одеться несоответственно, значит подвергнуться осмеянию. Если какая-нибудь модная красавица первой статьи оденется: плечи и грудь покрыта тончайшим флером, так, что все прелести едва скрываемы, красавица эта появится в обществе и ею восхитятся – назавтра все последуют ее примеру. Часты были и такие ситуации: за окном северо-восточный ветер, а женщина одета легко, по моде, за этим следуют простуды, болезни, а иногда дело кончалось смертельным исходом. Когда в моде было открывать все прелести и грудь, женщины, которые в большинстве своем были обделены большими размерами от природы, прибегали к искусственным средствам, что иногда приводило к довольно забавным случаям. Например, такой: девушка со своим женихом была приглашена на обед к знатной даме. Воздух в зале для приема гостей был сперт и нагрет и несчастная девушка упала в обморок. К ней подбежали другие девушки и естественно, как это водится при обморочном состоянии, расстегнули ей одежду. мгновенно раздались крики девушек – по полу покатились две безупречные груди. Жених, увидев такой обман своей невесты, отказался жениться на ней. По всей видимости, его желание жениться на ней ранее был продиктовано не в последнюю очередь прекрасными формами избранницы.

В моде была роскошь. Она распространялась и на людей среднего и нижнего состояния. Так, что было порою достаточно сложно отличить дочь молочника от дочери милорда.

Как уже говорилось ранее, в моде англичанки подражали француженкам.

Имели место в Англии смешные и странные моды. Например, «мода на талию». Она постоянно менялась. В зависимости от того какая талия была в моде, женщины старались подогнать свое тело к нужным параметрам. Порой модны были такие декольте, что в других странах одетую таким образом женщину могли бы счесть за служительницу Венеры, а что еще хуже, увидев на улице, счесть ее сумасшедшей и отправить в смирительный дом.

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным. Главное требование - всего хороший покрой и элегантность. Дамы носят платья в стиле "ампир" – т.е. с завышенной талией и свободной юбкой. Фижмы вышли из моды уже много десятилетий назад, а классические кринолины 19-го века еще просто не появились. Однако на балу соседствуют как привычные белые, так и новомодные цветные платья, которые носят вне зависимости от возраста дамы – бывает, что пожилая леди по-прежнему одевается в белое, а юная девица щеголяет выписанным из Лондона малиновым платьем. То же можно сказать и об отделке – каждая старается украсить себя как ей позволяют вкус и материальное положение. Неизменным остается лишь общий силуэт.

Нельзя не сказать о таком важном элементе женской одежды, как шляпка. В начале века продолжали носить шляпы с высокими тульями и небольшими полями, отделанные перьями, и шляпу "бержер" 18 в. Приблизительно с 1810 г среди фасонов дамских шляп преобладал капор. Этот чуть ли не самый узнаваемый символ Регентства, был популярен до середины 19 века. Девушки часто украшали собственные капоры дома, богатые дамы специально заказывали шляпки в тон определенной одежде. Бархат, кружева и соломка – вот только некоторые из возможностей, доступных леди этой эпохи. Благодаря тому, что их можно было приспособить к той или иной одежде и любому сезону, они не выходили из моды.

Альтернативой шляпе являлся чепец. Их носили и служанки, и хозяйки, и дети, и старые девы. Замужние женщины и вдовы должны были дома и в обществе показываться в чепцах, за исключением событий особенно формальных, таких как балы. Вдовы носили чепцы полностью или частично черные. Единственно, кто их не носил, были молодые девушки, когда они уже были не дети, но еще не старые девы. Носили их главным образом в помещении, а выходя на улицу, часто надевали шляпку прямо поверх чепца – из соображений тепла и удобства.

Платье из материала из Индийских колоний. Тончайший батист с 20 различными рисунками-вышивкми в вид

Бальное платье из голубого шелка с объемной отделкой по низу, 1820 г

одежда у мужчин

Одежда у мужчин

Мужчины не гнались за модой на такой скорости, как женщины Лондона. Это касалось прежде всего мужчин высшего и нижнего состояния. Знатные люди одевались просто, по-мещански. Шелковые чулки, пряжки вместо завязок на башмаках и треугольная шляпа вместо обыкновенной круглой, это были единственные знаки, по которым в обществах отличали знатных людей от других. Например, в итальянскую оперу, в круглой шляпе не пускали. В начале XIX века мужской костюм достаточно радикально меняется - и сам силуэт мужской фигуры становится другим: уходят парики, высокие каблуки, треуголки, "колоколообразные" сюртуки, короткие пышные штаны и т.д. Одежда становится все более практичной и "современной" - минимум излишеств, максимум удобства и элегантности. Деталей не так много, но зато им уделяется исключительное внимание - цепочка для часов, трость, жилет, перчатки, шейный платок... о последнем следует сказать отдельно. Когда на переломе веков стали носить высокие воротнички, шейные платки обвязывали вокруг шеи, завязывали в красивый узел разных видов. Существовало порядка ста узлов, так что было из чего выбрать. Остромодный денди мог завязывать по часу и раскидывать кругом себя неудавшиеся. Разнообразие тканей тоже было большое - батист, муслин, шелк, помимо этого вышитые куски ткани, и шотландка, и ленты с кисточками, и кружево. В 1800-х годах они были практически исключительно белые (особенно формальные, вечерние) или черные, но потом постепенно входили в моду цветные, хотя обычными они стали только к 1840-м годам.

несколько вариантов повязывания шейного платка

Браммелл, лондонский денди

перчатки

Перчатки – еще один непременный атрибут костюма. Их носили и мужчины, и женщины. Браммель, как известно, заказывал перчатки у трех мастеров – один кроил, другой вшивал большой палец и т.д. Джентльмен не считался хорошо одетым, если у него не было лайковых или шелковых перчаток, как правило, белых или очень светлых, к вечернему костюму, замшевых или кожаных днем. Женские перчатки или митенки, также обязательные, были длинными, достигавшими коротких рукавов в 1800-1810 гг.; длиной три четверти для вечерних приемов в 1812 г.; более короткими к 1830 г. Перчатки для дневных платьев были длиной до запястья. В начале века они могли быть яркими, но к 1820-м обычными стали белые или светлые перчатки из лайки или шелка, или черные – для женщин старшего возраста или носивших траур.

Белье

Белье. В начале XIX века в женском гардеробе утвердились панталоны: отделанные кружевом, сначала они достигали лодыжки, а затем укоротились до середины икры. Отличительная особенность кроя первых панталон - раздельные штанины, которые крепились к поясу на талии, оставляя шов на уровне промежности открытым. Сначала панталоны практически полностью копировали аналогичные мужские, но постепенно их крой становился все более женственным.

В эпоху Регентства мужское белье было сравнительно новым изобретением. Джентльмен носил под одеждой хлопчатобумажные шорты, нижнюю рубашку (льняную или муслиновую), а также, что зависело от конкретного человека, и корсет. Принц-регент носил чулки.

Бальные туфли 1800-1830 год. Шёлк, подкладка из льна на клею.

Бальные туфельки 1800 года

Кожаные полуботинки 1812 года