Тема космоса в дизайне одежды. Новый тренд: Космическая мода или Модный космос?! Свет и космос

Если ты выбрала обувь необычного фасона, например прозрачные ботильоны, то весь остальной комплект должен быть лаконичным. Это касается и цвета - лучше использовать спокойные оттенки синего, серого или нюд. И фактур - подбери что-то из денима, например ультрамодные укороченные джинсы, сарафан или юбку-трапецию. Правило акцентов относится и к любой другой вещи: серебряной куртке, яркому дождевику или платью.

Правило № 2: учитывай особенности фигуры

Вышеперечисленные звезды, кстати, часто совершают одну общую ошибку: выбирают платья и костюмы, которые невыгодно подчеркивают фигуру. Ты же не хочешь выглядеть на пять, а то и десять килограммов больше? Тогда навсегда забудь про сапоги-луноходы. Они не идут совершенно никому: утяжеляют шаг и укорачивают ноги. При подборе геометричных платьев помни, что ты хочешь скрыть, а что подчеркнуть. Например, если у тебя узкие плечи, выбирай платья или кофты с накладками или эполетами. Если хочешь подчеркнуть идеальную фигуру и длинные ноги, твой вариант - трапециевидные или фактурные мини-платья как у Balmain.

Лили-Роуз Депп и Кара Делевинь в съемке Chanel


Романтика космоса пленяет сердца простых землян уже больше полувека. Оно и понятно: холодный свет звезд и пронизывающая пустота воспеты и писателями-фантастами, и режиссерами-футуристами. Вот и мода обращается к космической теме уже 50 с лишним лет - от Пьера Кардена до Алессандро Микеле. Рассказываем, в чем секрет неувядающей популярности самого загадочного тренда этого и будущего сезонов!


Серебристый металлик - один из самых популярных вариантов цвета платьев на красной дорожке.


Но если в случае Микеле эта кампания лишь творческое переосмысление гик-шика с поистине космическим размахом, то, например, Карл Лагерфельд в осенне-зимней коллекции Chanel представил эту тему буквально. Худи с изображениями космонавтов, короткие серебристые куртки, своей фактурой напоминающие обшивку космических кораблей, блестящие two-tone boots и расшитые платья, имитирующие свет ночных звезд, - все это и многое другое и создает футуристичную космическую картинку. Чуть раньше, чем Gucci, Chanel опубликовали кадры своей рекламной кампании с молодыми музами дома - Карой Делевинь и Лили-Роуз Депп.



Модели Андре Куррежа


Тема космоса в моде огромна, как сама Вселенная. Но ничего бы этого не было, если бы не изобретение в 1935 году первых синтетических материалов - нейлона и неопрена. Открытие принадлежит американскому химику Уоллесу Карозерсу. Важность этих изобретений сложно переоценить: с его легкой руки началась медленная, но верная экспансия синтетических тканей в легкую промышленность. Это сейчас к синтетике отношение неоднозначное, но в 60-е без них представить одежду будущего было просто невозможно. Заслуга принадлежит самому прогрессивному модельеру Франции 60-х годов Андре Куррежу. Историки моды спорят, кому принадлежит изобретение мини-юбки - ему или британке Мэри Квант, но в вопросе авторства тренда на космос единодушны. Вещи его коллекции Space Age 1964 года были сшиты с использованием пластика, металла и неопрена - самого необычного материала тех годов.


Модели Пьера Кардена


Мечты о космосе были лишь частью его модной философии. Главной же идеей стали представления о женщине будущего. По образованию инженер, Курреж сильно изменил ее облик. Он, например, еще и привнес в моду 60-х годов платья-трапеции с геометричными принтами - это пришло из многочасовой работой над чертежами. Чуть позже идею подхватил и столь популярный в постперестроечное время в России Пьер Карден. Он в 1967 году предложил свое видение космической темы. Знаменитый "космический" сарафан, шляпы в форме шлема, кожаные шорты - его коллекции были столь же футуристичны, сколь и минималистичны. Сама идея шить из синтетических материалов казалось ему очень привлекательной, иногда даже в ущерб практическому смыслу таких нарядов.


Модели Пако Рабанна


Противоположными взглядами на космическую моду обладал другой обожаемый модельер 60-х - Пако Рабанн. В основу его модного мировоззрения положена не то чтобы идея переосмыслить современную одежду. Глубже - идея переосмыслить одежду в принципе. В своей работе он использовал не только новомодную синтетику, пластик или алюминий, но и оптоволокно - чем, кстати, вызвал искреннее негодование Коко Шанель. Великая Мадемуазель назвала его работы "модной металлургией". Это неудивительно: знаменитая коллекция Рабана "12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить" идет вразрез с концепцией "удобной моды", предложенной самой Коко.


Джейн Фонда в фильме "Барбарелла" (Barbarella)


Джин Шримптон
Иконами "космического" стиля 60-х годов принято считать Джейн Фонду после ее роли в фильме "Барбарелла" (Barbarella), а также модель Джин Шримптон, после ее появления на обложке журнала Harper"s Bazaar в образе женщины-космонавта NASA.



Louis Vuitton, весна-лето 2017


Carolina Herrera, весна-лето 2017


В наше время эстетику космоса возрождает не только Лагерфельд или Микеле. К современным космическим мотивам обращаются и Каролина Эррера, создавая цельные платья и юбки из глянцевой серебристой ткани, и Николя Жескьер для Louis Vuitton, предлагая современные варианты униформы для космических путешественниц. Варианты одежды "просто космос" тоже не исчерпывают себя одними лишь металлическими текстурами: сапоги на плоском ходу, блеск пайеток, столь модные в этом сезоне комбинезоны - все это и многое другое имеет прямые ссылки на моду будущего, как себе представляли ее законодатели в 60-х годах.

Кстати, о будущем: оно ближе, чем все мы думаем. Бренд Y-3 в январе 2016 года представил свой вариант экипировки для космических путешественников Virgin Galactic. Этот амбициозный проект Ричарда Брэнсона обещает всем желающим по сходной цене (250 тысяч долларов) полеты в суборбитальное пространство. Что ж, одежду для этого уже придумали - осталось только скопить нужную сумму.
Материалы взяты из открытых источников

Следует заметить, что интерес к космической тематике, путешествиям к звездам и историям из далекого будущего появился в моде 60-х неслучайно. После первого полета советского космонавта Юрия Гагарина в космос в 1961 году, увлечение космосом и всем, что с ним связано, стало массовым. Эта тема вызывала ажиотаж, новые надежды, новые идеи. Перед человечеством вдруг открылись невероятно огромные космические горизонты и немыслимые перспективы. Модельеры не могли остаться в стороне и не поддаться всеобщему воодушевлению, связанному с новой космической эрой. Дизайнеры 60-х предлагали кардинальную смену формы одежды и материала, из которого она должна быть сделана.

Казалось бы, почему такое обилие серебра и металла? Однако ответ на этот вопрос довольно прост. Еще в 40-х годах 20 века в Центральном аэрогидродинамическом институте разработали первый космический скафандр. Это была конструкция из прорезиненной ткани белого цвета с различными блестящими металлическими элементами. Данный скафандр и послужил прототипом и основой для развития многих футуристических идей в моде. Каждый из дизайнеров по-разному воплощал эти «космические» элементы в своих коллекциях.

Мода второй половины 60-х годов генерировала «космические» идеи, создавая совершенно новую эстетику футуризма. Металлический блеск, простые геометрические линии, но сложность и необычность формы – модельеры пытались представить то, что будет модным тогда, когда путешествие к звездам станет рутиной.

Более того, модельеры стали использовать для создания одежды специфические материалы. Так Пако Рабанн во второй половине 60-х годов стал предлагать платья из металла, целлофана, пластмассы и других необычных подручных материалов. Так в 1965 году было представлено оригинальное платье из металлических дисков, которое действительно олицетворяло новые веяния в мире высокой моды.

В 1968 году Роже Вадим пригласил Пако Рабанна создавать костюмы для ставшего впоследствии легендарным фильма Барбарелла. В главной роли в этом фантастическом фильме снялась актриса Джейн Фонда, сыграв обольстительную красавицу, занятую поиском ученого Дюран Дюрана. Образ этой космической дивы был и остается источником вдохновения для многих поколений дизайнеров.

В 1964 году Пьер Карден создает свою необычную коллекцию под названием «Эра космоса». Многие модели попросту шокировали публику. Это была не просто особенная коллекция – это было новое слово в моде.

Он предложил трико из прорезиненного материала, комбинезоны на молнии, туники и пластиковые плачтины для защиты глаз. Это были костюмы для людей новой космической эры.

А в 1965 году соблазну обращения к футуристической теме поддался Андре Курреж, предложив публике свою белую коллекцию.

После спада интереса к идеям космического футуризма в начале 70-х, к концу этого десятилетия ретрофутуризм пережил новый подъем. Это было связано с выходом на экраны культового фильма Джорджа Лукаса о звездных воинах.

В фильме главные герои были опять одеты в серебристо-белые одежды в сочетании с оригинальными элементами стиля хиппи. «Космическая» мода снова приобрела актуальность.

Новая волна популярности ретрофутуризма началась примерно с 2007 года и этот ретро стиль остается на плаву до сих пор. Нельзя назвать этот ретро стиль модным мейнстримом. Но из года в год дизайнеры предлагают, так или иначе, вводить такие «космические» ретро элементы в свой гардероб.

Так, например, в 2007-2008 годах футуристические наряды предлагали Altxander McQueen, Byblos, Jil Sander, Dolce&Gabbana. Ключевыми элементами остаются все тот же металлический блеск и металлизированные детали.

В 2012 году возрождать космический ретро стиль Пако Рабанна решил новый креативный директор этой дизайнерской марки, Маниш Арора. Адаптированный к повседневной жизни стиль, тем не менее, явно стремится подчеркнуть свои ретрофутуристические корни и создать образ леди из будущего.

Создать такой ретро футуристический образ не так уж и сложно. Соединяя тенденции моды второй половины 60-х годов с тканями с металлическим, серебряным или золотым блеском в комбинации с белым или черным (допустимы и другие глубокие и насыщенные цвета), добавляя металлические аксессуары можно легко перевоплотиться в современную Барбареллу из космического будущего.

Журнал "Vogue", пропагандирующий все современное, скорость, путешествия, в 1962 г. призвал выпускать "одежду космической эры, которую можно упаковать в чемодан, где она проделает долгий путь, не потеряв формы, и вы достанете ее такой же, какой и положили".

В 1964 г. Курреж представил коллекцию такой одежды, с преимущественным использованием белого и серебряного цветов, задав цветовую гамму в моде на следующий год - что не преминул отметить журнал "Qeen": "Серебристая одежда вписывается в современную моду, как космонавт в свой корабль". Эта коллекция в корне меняет моду. Коротко подстриженные модели, одетые в белое или черное, в узких прямых брюках, коротких юбках и коротких белых сапогах, белых очках с прорезью для глаз, произвели сенсацию. Эта мода была составной частью нового красивого мира, в котором фантазии будущего с помощью технического прогресса переносятся в реальность. Андре считал, что в будущем все будут одеваться подобным образом – в платья обтекаемых форм, носить плоскую обувь или комбинезоны астронавтов. Возник футуристический стиль в моде.

За успехом Куррежа годом спустя следовал триумф испанского законодателя мод Пако Рабана, который в 1966 году стал известным благодаря личной интерпретации моды для молодых эмансипированных амазонок эпохи космонавтики. Его космические наряды, представленные в виде кольчуги из пластиковых пластин и пластин из легкого металла, превосходно поддержали футуристические настроения.

Одновременно известный парижский кутюрье Пьер Карден создал свой вариант космической коллекции. Его модели отличались шляпами в форме стилизованных космических шлемов или шлемоподобными кеи в сочетании с простой скромной одеждой свободного покроя.

5.4. Космический стиль в промышленном дизайне

В промышленном дизайне снова доминировали белый и серебряный цвета. Округлые и продолговатые формы, отражающие поверхности, и футуристические мотивы космического стиля можно было заменить где угодно: на телевидении, в дизайне тканей, осветительных и бытовых приборов. Телевизор «Algol» разработанный Марко Занузо и Ричардом Сэппером в конце 1960-х, продемонстрировал, какое глубокое влияние оказал космический стиль на дизайн товаров широкого спроса.

Глава 6. Архитектура и дизайн парков диснея

Диснейленд (англ. Disneyland, Disneyland Park) - парк развлечений в городе Анахайме (штат Калифорния, США), находящийся под управлением Walt Disney Parks and Resorts - подразделения компании «Уолт Дисней».

Все посвящения в парках Диснея, кроме парка в Орландо, начинаются с фразы «Всем, кто пришёл в это счастливое место: „Добро пожаловать!“

Полная цитата:

Всем, кто пришёл в это счастливое место: "Добро пожаловать!" Диснейленд - это ваша страна. Здесь воскресают прекрасные воспоминания стариков, и здесь молодые могут вдохнуть вызов и обещания будущего. Диснейленд посвящается идеалам, мечтам и реальным событиям, которые создали Америку, с надеждой, что она станет источником радости и вдохновения для всего мира!

Первый из тематических парков Уолта Диснея, был открыт 17 июля 1955 года, став воплощением идеи Уолта Диснея о парке, в котором был бы воссоздан мир мультфильмов и сказок, где интересно всем: и взрослым, и детям.

С момента создания был известен просто как «Диснейленд», но в 1998 году был переименован в «Парк Диснейленд», чтобы отличать от общего одноименного курортного комплекса, в состав которого кроме парка входят Диснеевский парк калифорнийских приключений и городок Диснея.

Идея Диснейленда родилась у Уолта Диснея, когда он вместе с дочерьми посещал различные парки развлечений в 1930-1940х годах. Изначально он планировал расположить аттракционы рядом со своей студией в Бербанке для развлечения фанатов созданных им мультфильмов их персонажей но вскоре осознал, что предполагаемое место слишком маленькое. Наняв консультанта, Уолт Дисней в 1953 году приобрёл территорию в 160 акров (65 га) рядом с Анахаймом. В следующем же году стартовали строительные работы, и 17 июля 1955 года парк был торжественно открыт для посетителей.

С момента открытия Диснейленд не раз расширялся и обновлялся. В частности были добавлены: в 1966 году - Площадь Нового Орлеана, Медвежья страна (ныне страна Животных) - в 1972 году и Мультаун Микки - в 1993.

На месте изначальной парковочной площадки Диснейленда был устроен Диснеевский парк калифорнийских приключений. Его открыли в 2001 году.

Суммарное количество посетивших Диснейленд людей намного больше, чем в любом другом парке развлечений мира - около 600 млн. человек с момента его открытия. В 2009 году парк посетили 15,9 млн. человек, тем самым Диснейленд стал вторым по посещаемости в мире в том году.

Тема космоса будоражит человека испокон веков. Пожалуй, это самая скрытая сфера, изучить которую не хватает технических возможностей даже в век прогресса. Именно по этой причине она манит своей загадочностью, провоцируя на работу фантазии. Космические мотивы в интерьере создают устойчивую иллюзию невесомости, человек ощущает себя маленькой крупинкой в пучине фантастических красот Вселенной. Дизайн в подобном стиле соседствует с футуризмом, который частенько имитирует панорамы марсианских городов и руин инопланетных цивилизаций. Попробуем разобраться, какими правилами руководствуются для создания неземных апартаментов.

Особенности дизайна

Спроектировать подобный дизайн не так-то просто. Одних фотообоев на стене с изображением Галактики будет недостаточно. Все элементы интерьерной картины должны быть завязаны на основных космических принципах:

  • Перспектива бескрайнего пространства.
  • Много черного, белого и синего в сочетании с ярким спектром.
  • Невесомость и воздушность.
  • Максимум технологической начинки.
  • Обилие рассеянного, холодного света.
  • Практичность, экономия пространства.
  • Аксессуары, которые словно только что прибыли на Землю с последним шаттлом.

Если вы возьмете на вооружение эти основные принципы, то интерьер квартиры получится нетривиальным и впечатляющим. Кстати, тему космоса не обязательно воплощать во всех комнатах. Этот звездный стиль станет органичным продолжением хай-тека, модерна, минимализма, футуризма, техно и фьюжн, где порой комбинируют несочетаемое. Каждая комната может отражать уникальные мотивы, но вместе они создадут единую уютную композицию дома.

Палитра космических цветов и форм

Как уже говорилось выше, в космическом интерьере много черного и синего. Превалируют их сочетания со стальным серым, который напоминает скафандры космонавтов и обшивку звездолетов. Также темноту глубин Вселенной разбавляют красным, желтым, синим, фиолетовым. Любые цветовые комбинации с черным и синим, где вторые занимают более 90% пространства, будут смотреться просто космически восхитительно в интерьерной картине. Если предполагается использование большого количества декора, то стены выкрашивают или обклеивают однотонными обоями. Предпочтение отдают оттенкам океана: от глубокого синего и до нежной лазури. Если меблировка будет скудной, то в цветовой палитре себя не ограничивают используя нейтральный фон с крапинками белых звезд и размытыми очертаниями далеких Галактик.

Оформление потолка

Потолок - идеальный холст для нанесения панорамы звездного неба или зодиакальных хитросплетений. Картины часто опускаются на стены, образуя двухмерную панораму. Самым бюджетным вариантом считаются светящиеся наклейки. Днем они накапливают солнечную энергию, а вечером отдают ее в виде приятного, холодного излучения. Роспись потолка флуоресцентными красками - более дорогой и сложный вариант. Естественно, чтобы добиться изображения максимально похожего на оригинал, необходимо обладать талантом художника. В противном случае придется нанять профессионала, который распишет поверхность. В состав красок добавляют пигменты и люминофор, который абсолютно безопасен. По этой причине расписывать можно даже потолки в детской комнате.

Если по дизайнерской задумке помещение представляет собой каюту космического корабля или орбитальной станции, то верх оформляют в белых и серебристых цветах с декоративными поперечными балками. Элемент монтируют из гипсокартона - недорогого, но простого в эксплуатации материала. Под потолком проектируют скрытые ниши для размещения источников холодного, рассеянного света. Без этого дополнительного элемента не обходится ни один космический интерьер. Более дорогой вариант - натяжной потолок, который впишется в интерьер стильной деталью.

Наклейки можно сделать своими руками. Достаточно специальной светящейся бумаги, ножниц и трафаретов или фантазии. Оформление детской комнаты может превратиться в увлекательный процесс, если к нему привлечь еще и ребенка.

Космический пол

Напольное покрытие должно быть практичным и без излишеств. Предпочтение отдают ламинату и паркетной доске. Из цветов выбирают:

  • Черный;
  • Синий;
  • Металлизированный серый;
  • Белый;
  • Светло-коричневый (в исключительных случаях).

Наиболее эффектно выглядит зеркальный наливной пол. Если с потолка будет литься холодный свет, он отобразиться в такой поверхности и дополнит общую неземную обстановку. Если речь идет о спальне, где все же хотелось бы сохранить некую мягкость, то пол застилают мягким ковром с ворсом средней длинны. Тона выбирают из ограниченной палитры, приведенной выше.

Вселенная и стены

Лучшим материалом для отделки стен в космических мотивах считаются современные виды обоев: с фото и 3d эффектом. Первые представляют собой красочную панораму, картинку, которая нанесена на бумажную или более долговечную виниловую основу. Вторые, помимо простых стереоскопических картин, представлены более сложными вариантами: флуоресцентными и светодиодными моделями. Они отличаются дороговизной, но эффектность и невероятная способность материала передавать рельеф того стоит. Фрагментарные 3д обои подходят для имитации иллюминатора космического корабля, через который можно наблюдать за просторами Вселенной или ландшафтом других планет. Более бюджетный вариант - покрыть стены краской.

Одна сторона в комнате всегда остается нейтральной, чтобы сбалансировать палитру помещения. Ее можно просто оштукатурить или обклеить светлыми обоями, а ночью использовать в качестве экрана для проектора. Кстати, этот же вариант подойдет и для простого, белого потолка.

Космическая мебель

Стоит отказаться от типовых гарнитуров, с которыми оформление комнаты станет проще, но скучнее. Подбирайте мебель по отдельности, исходя из ее практичности. Кровати, шкафы, полки и столики из темного, светлого дерева, металла или пластика должны быть простыми и без изысков. Если вы можете себе это позволить, то используйте узкие койки, как в тесных каютах. Текстиль исключительно однотонный или с мелкой звездной крапинкой. Органично на диванах и креслах будет смотреться натуральная кожа светлых оттенков. Забудьте про орнаменты, цветы и прочие милые детали привычного убранства квартир. Желательно использование большого количества серебристого металла или его имитации. В меблировке придерживаются простой геометрии: острые углы, изогнутые линии, сложные фигуры. Все это лишний раз доказывает, как сильно космический стиль переплелся с футуризмом.

Свет и космос

Осветительные приборы будут соревноваться друг с другом по оригинальности исполнения. Космический стиль не признает привычных люстр и бра. Главные источники света, которые направлены на демонстрацию всей красоты интерьера, обычно тщательно прячутся в декоративные ниши. С наступлением темноты они рассеивают холодное синее, фиолетовое или зеленое свечение. На потолке вместо обычной люстры устанавливают оригинальный шар в форме луны или планеты. Неординарно смотрится композиция из таких сфер, которые отличаются по цветам, размерам и свисают с потолка на разной высоте. Такая инсталляция будет символизировать солнечную систему. При выборе светильников бросаются в крайности: только простые или замысловатые формы. Здесь мотивы пересекаются с минимализмом и хай-теком. Осветительные приборы, которые используют в этих стилях, подойдут и для космоса в вашем доме.

Не бойтесь использовать точечное освещение. Если в комнате наливной пол или натяжной потолок, они удвоят эффект разбросанных по всему помещению «звездочек», словно в планетарии.

Вселенский декор и аксессуары

В декорировании интерьера прибегают к принципам минимализма. Отделка помещения обычно с лихвой компенсирует дефицит аксессуаров. Кровать застилают звездным покрывалом, а на открытые полки ставят миниатюрных космонавтов, модели шаттлов и орбитальных станций, имитации маленьких планет и целые инсталляции солнечных систем. На кухне в качестве декора используют футуристические сферы, которые похожи на большие капли ртути. Их подвешивают к потолку или прикрепляют к стенам наполовину: якобы такая капля «застряла» в перегородке.

Используйте большое количество бытовой техники с хромированными поверхностями. Чем визуально сложнее ее конструкция, тем лучше. Космический стиль любит высокие технологии, без них в вакууме не обойтись. В данном случае они выступают не только в роли функциональных элементов, но и стильных аксессуаров. Окна закрывают жалюзи, чтобы проем не казался слишком «голым», по бокам вешают длинные шторы в пол нейтрального цвета без рисунка.

Космическая комната для мальчика

Космический интерьер в детской - шанс не только увлечь ребенка астрономией, но и возможность поселить его в настоящей сказке. Девочкам такой интерьер тоже может прийтись по душе, но принцесс и средневековые замки они предпочитают больше. Изюминкой интерьера станет телескоп на треноге, который уютно расположится на столике. Если на потолке декоративный иллюминатор или люк, то в комнате устанавливают металлическую лестницу, чтобы юный космонавт мог к ним без труда пробраться. Для детских с несколькими жильцами устанавливают двухъярусные кровати-койки. Мебель выбирают многофункциональную и компактную: рабочая зона комбинируется с местами для хранения вещей и площадкой для отдыха. Помните про главную характеристику стиля - его практичность. Если помещение имитирует каюту корабля, то его украшают декоративными полукруглыми арками из гипсокартона. Они придадут помещению сходство с оригиналом. Стену декорируют инсталляцией рельефных полусфер, которые изображают солнечную систему с космонавтом в свободном полете. Для стен и потолка выбирают синие тона, а меблировку оформляют в белом и сером.

Заключение

Космонавтика по-прежнему остается одной из самых сложных, но романтичных навигационных наук. Только единицы после жесткого конкурса становятся частью этой профессии. С момента советского триумфа Гагарина в космосе, почти каждый второй мальчишка в детстве мечтает покорить хотя бы кусочек безграничной Вселенной. Внесли свою лепту в популяризацию астрономии и практического изучения звездного неба знаменитые американские писатели Герберт Уэллс и Рэй Брэдбери. Первый произвел фурор своими произведением о вторжении марсиан на Землю еще в конце XIX века. Успех был закреплен скандальной радиопостановкой романа однофамильцем писателя, который внушил многим американцам, что происходящее - реальность.