Именник в ювелирных изделиях россии. Маркировка, клеймение и пробирование ювелирных изделий

На протяжении всей истории золото ценится своей природной красотой и сиянием. По этой причине во многих культурах золото отождествлялось с солнцем.

Сам по себе такой металл как золото в чистом виде не используется, потому что очень мягкий и легко поддается воздействию механических повреждений. Для сохранности его первозданного благородного вида, который все привыкли созерцать в украшения, принято добавлять различные, более устойчивые металлы или сплавы, придающие золоту крепости. Такие сплавы принято называть лигатурой, и в большинстве случаев в ее качестве выступает серебро или медь, в редких случаях добавляют цинк, платина, никель и палладий. В зависимости от количества других металлов золото становится менее подверженным царапинам и деформированию.

В чем разница между каратной и метрической системами проб?

Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. Из-за того, что золотом пользовались задолго до глобализации, на разных континентах образовались свои системы исчисления золота. Скажем, вес золота измеряется в тройских унциях и одновременно в граммах (1 тройская унция = 31,1034768 грамм), а его чистота измеряется в каратах и в тысячных долях.

Один карат - это 1/24 доля чистого драгоценного металла в сплаве.

Минимальное значение количества карат золота зависит от страны. Так, в США 10 карат является минимальным стандартом золота, а а золото с чистотой 14 карат является наиболее популярным. Во Франции, Австрии, Португалии, Ирландии и Великобритании можно называть все, что имеет 9 карат. А в Дании, Греции и Германии минимальное количество карат является 8.

Каратную систему также используют и для измерения веса драгоценного камня, но не следует смешивать эти две системы. Один карат золота соответствует 41,(6) грамм, тогда как 1 карат драгоценного камня равен 200 мг. Золото в 24 карата эквивалентно 999,9 пробе в метрической системе и считается чистым. Строго говоря, 24-каратное золото должно быть эквивалентно 1000 пробе. Однако, на практике невозможно достичь 100% чистоты золота, и в любом чистом золоте будет немного примеси, поэтому договорились принимать 24-каратное золото за 999,9 пробу. В каратной системе существуют показатели 9, 10, 12, 14, 18, 23, 24.

В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная и указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1кг. Так, если в 1000 граммах сплава находится благородного металла 585 грамм, а лигатура, соответственно составляет вес в 415 грамм, то изделиям, которые будут изготовлены из данного слитка, станут носить пробу 585.

Проба - это количество драгоценного металла в сплаве, выраженная в тысячных долях. Количество лигатуры - обратная величина пробы.

До 1927 года сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе использовали иную систему проб, которая называлась золотниковой. Для нее были характерными 92,72 и 56 пробы. 1 золотник равен 96 долям. До сих пор иногда встречаются украшения с такой маркировкой. С 1928 года было принято решение о переходе на метрическую систему, указывающую количество золота на 1000 граммов сплава.

Соответствие между различными системами проб

В постановлении от 18 июня 1999 года под № 643 «о порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» для метрической системы установили такие пробы: 999, 958, 750, 585, 375.

В чем разница между различными пробами золота?

Откуда возникло такое многообразие золотых сплавов? Каждая проба появлялась в определенный момент времени и удовлетворяла определенную нужду людей. Различные пробы существуют для своей задачи, которая и определяет необходимую долю драгоценного металла в сплаве, а также состав лигатуры в нем.

375 проба

В составе данной пробы чистое золото не превышает 37 %. Оставшиеся 63 процента – это серебро и медь. В зависимости от металла, который будет использован в качестве лигатуры, основной оттенок изделия будет или ярко-желтым, или красноватым. Золото данной пробы имеет свойство быстро окисляться и образовывать на поверхности украшения сульфид железа. Данный золотой сплав является самым низкопробным во всем мире. Из него изготавливаются недорогие украшения, на которых имеется массовый спрос. Как правило, это обручальные кольца.

500 проба

Эта проба малоизвестная, в ее составе находится не более 51% основного металла, а все остальное это примеси серебра и меди. У изделий данной пробы некрасивый цвет, хоть они и не поддаются быстрому окислению, поэтому такие сплавы практически нигде не используются, так как от них пришлось отказаться в пользу проб, обладающих более приятным внешним видом в ювелирных изделиях.

583 проба

В составе такого сплава распространено сочетание чистого золота в количестве 58,3 процента, меди 33,5 процентов и серебра 8%. В одном килограмме слитка 583 пробы находится 583 грамма чистого золота. Остальные 417 граммов это медь и серебро. До того момента, как был создан сплав 585 пробы, золото с 583 пробой широко применялось в Советском Союзе для изготовления ювелирных украшений. Появление этой пробы произошло в момент перехода с каратной системы на метрическую. 583 проба равна 14 каратам. Через некоторое время от нее отказались, в пользу популярной в настоящее время пробы – 585.

585 проба

Ювелирные изделия 585 пробы наиболее распространены и популярны среди потребителей. Сейчас ею полностью поглощена проба 583. Это клеймо используется в маркировке наибольшей доли продукции, которую выпускают в мире. Украшения и прочие изделия из сплава этого качества отличаются характерным цветом, а так же им присуща хорошая прочность и устойчивость при доступной стоимости, не превышающей рамки допустимого. В составе пробы 585 основную часть занимает чистое золото, более 60%, все остальное – это лигатура, состоящая из сплава никеля, палладия, серебра и меди (40%). Золото данной пробы не подвержено потери блеска и яркости под воздействием солнца и ему не свойственно окисление при взаимодействии с воздухом. Оно в почете у ювелиров, потому что прекрасно поддается ковке.

750 проба

Эту пробу представляют 75 процентов благородного металла. В составе лигатуры находится 25% серебра, палладия и меди. Для сплава характерна возможность менять цвет в зависимости от процента какого-либо дополнительного металла, входящего в качестве примеси. Для потребителей предпочтительнее покупка изделий более светлых оттенков, где преобладает серебро. В общем, встречаются изделия красные или даже темно-зеленого цвета. Ювелирные украшения из сплавов такой пробы очень дорогие, обладают великолепным внешним видом. Золото 750 пробы прекрасно поддается полировке и обработке механическим способом, но в то же время легко царапается и гнется.

958 проба

Золото такой пробы в изготовлении ювелирных изделий не используется, так как процент его содержания в сплаве составляет почти 97%, а это придает металлу мягкость и склонность к деформированию. Из сплава с таким содержанием золота изготавливают коллекционные монеты, или какие-либо предметы под индивидуальный заказ, так как он обладает очень высокой ценностью.

.999 проба

Самым дорогим сплавом в мире считается чистое золото, которое имеет 999 пробу. Сам по себе металл обладает мягкостью, в связи с чем, его неудобно использовать. Много лет назад его использовали для изготовления обручальных колец. Их форма была очень толстая, изделия отличались большой высотой. Это способствовало более длительному использованию украшений, они крошились и гнулись не очень быстро. Сейчас золото 999 пробы используется для изготовления слитков, предназначенных для хранения. В связи с большой пластичностью слитки небольшого размера запечатывают в специальные прозрачные футляры. В них мягкий металл может храниться в идеальном состоянии намного дольше.

Как определить пробу золота?

Использование современных методов позволяет сегодня безошибочно определить насколько качественным является изделие. Покупая ювелирное украшение, всем приходилось видеть специальную маркировку, которая используется для каждой существующей пробы отдельно. Но, никто не застрахован от покупки подделки, даже если на ней и стоит самая высокая проба. Поэтому, чтобы не осталось сомнения, что изделие соответствует заявленной пробе, применяются капельный метод, электронный детектор, специальный пробирный камень или пробирные иглы. Так же существует муфельный метод и химико-аналитический.

Капельный метод заключается в нанесении на изделие специального пробирного химического реактива, затем происходит процесс сравнения цвета пробы до начала реакции и после нее. Как правило, для таких целей применяется хлорное золото, которое действует как пробирный реактив на изделия различных проб, до шестисотой включительно. На украшениях 585 пробы образуется светло-коричневое пятно после взаимодействия с реактивом. Зеленое пятно будет на золоте пробы 375. Чем ниже проба золота, тем темнее цвет будет оставаться.

Латунные полоски, на концах которых напаяны тончайшие линии из драгоценного металла, называют пробирными иглами. Чтобы определить золото различных проб, существуют иглы разных цветов.

Пробирный камень представляет собой брусок с гладкой, отполированной поверхностью. По нему проводят изделие, которое образует за собой линию. Ее цвет характеризует пробу. Для изготовления таких брусков используется кремнистый тонкозернистый сланец.

Специальный электронный детектор способен за 5 секунд определить какое количество чистого металла содержится в сплаве, выражая показатели в каратах. Диапазон пробы находится в пределах от шести до восемнадцати карат, что по метрической системе относится к 375-750 пробам. Детектор отличает настоящее массивное изделие из золота от простого золотого покрытия тонким слоем. Данный прибор широко использует ювелирная промышленность, так как он определяет с высокой точностью содержание благородного металла в сплаве. В основе его работы находится электрохимическая реакция. Данные определители проб могут так же применяться в ломбардах, мастерских и скупочных магазинах

Многие покупатели, желающие приобрести золотое ювелирное украшение, стараются стать владельцами дорогого изделия или пытаются найти такое, у которого очень высокая проба. Не нужно этого делать, ведь не зря на протяжении долгих лет остается популярной и востребованной 585 проба, зарекомендовавшая себя наилучшим образом, даже если украшения носить ежедневно, не снимая.

По своей прочности изделия высоких проб можно сравнить с пластилином, теряющим свой первоначальный вид при малейшем надавливании.

Покупать ювелирные изделия нужно только в специализированных магазинах или салонах, и после того, как будет проверено наличие соответствующего клейма. В данных заведениях все предметы соответствуют надлежащему качеству, так как никто не захочет рисковать своей репутацией и созданным именем. Таким образом, можно избежать приобретения подделки, которая не будет содержать золота вообще и не имеет вообще никакой ценности.

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,6.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).

585-я — смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛЯ ЗОЛОТА В СПЛАВЕ ОПРЕДЕЛЕНА ГОСУДАРСТВОМ И УКАЗАНА В ПОСТАНОВЛЕНИИ “О ПОРЯДКЕ ОПРОБИРОВАНИЯ И КЛЕЙМЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ”. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТАКИХ МЕТАЛЛОВ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ КЛЕЙМО ГОСУДАРСТВА И СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ РОССИИ.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.

НА УКРАШЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ДОЛЖЕН ИМЕТЬСЯ ОТТИСК ГОСИНСПЕКЦИИ И КЛЕЙМО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ С ШИФРОВАННЫМ ГОДОМ КЛЕЙМЕНИЯ И ШИФРОВАННЫМ ЖЕ ИМЕНЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)