Возрастная психология - дошкольный возраст. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ

Детям исполнилось четыре года.
Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться. На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками.

Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем.

Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: "Почему?", "Зачем?", "Для чего? " Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность "на равных" обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.).

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач.
Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как "ябедничество" и отрицательно к ним относится. Между тем "заявление" ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу "границ" действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос "почему? ". Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической.

Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть "рядом". Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется.
Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.

Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

У ребенка 5-6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной-трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой). На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды ус¬ловного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) - сила, уравновешенность и подвижность - также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижно¬сти нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.

Развитие личности

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года - 6-7. Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.


Введение

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. и другие.

В центре внимания исследования внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.

Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения отношений со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы с детьми 4-5 лет, проведенной в детском саду №391 «Теремок» г. Волгограда.

В настоящей работе объектом исследования является ребенок и остальные участники дошкольной группы. Предметом изучения выступает конфликт, возникающий между ребенком и сверстниками в игре - ведущей деятельности дошкольников.

Глава I . Психологический конфликт у дошкольников. Исследование причин и симптомов

1.1 Дошкольный период детства

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой,- большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника .

Для рассмотрения проблемы, обозначенной в заглавии предлагаемой работы, необходимо отметить значительность периода дошкольного детства в процессе всего личностного формирования человека.

Итак, дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.

Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее.

Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.

В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей .

Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.

1.2 Внутренние и внешние психологические конфликты дошкольников

Прежде чем приступить к более детальному исследованию психологического конфликта у дошкольников (нарушению отношений со сверстниками) необходимо рассмотреть общую структуру межличностных процессов, которую можно представить в виде схемы. Многие авторы (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин) в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (практический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический) .

Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры межличностных процессов.

В центре внимания данной работы - внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.

Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.

Издание предназначено в первую очередь для студентов педагогических и психологических специальностей, но может быть использовано в целях повышения квалификации работников образования специалистами дошкольных учреждений и всеми, кому интересны вопросы психического развития и воспитания детей.

Cодержание

Часть I Введение в детскую психологию

Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 8

Детская психология - наука о душе ребенка 8

Понятия роста и развития 9

Что дает ребенку природа? 11

Специфика развития человеческого ребенка 13

Детство как социокультурный феномен 14

Место детской психологии в системе смежных наук 16

Глава 2. Методы детской психологии 21

Метод наблюдения 21

Метод эксперимента 24

Вспомогательные методы детской психологии 27

Глава 3. Основные теории детского развития 31

Этологический подход к психическому развитию ребенка 32

Психоаналитическая теория 34

Развитие идей психоанализа. Периодизация Э. Эриксона 37

Теория привязанности 40

Теория когнитивного развития Жана Пиаже 43

Бихевиоризм и теория социального научения 46

Теория конвергенции двух факторов 49

Глава 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка 53

Сознание как сущностная характеристика человека 53

Знаковое опосредствование высших психических функций человека 54

Основной закон развития высших психических функций 57

Проблема обучения и развития 59

Понятие ведущей деятельности 61

Концепция генезиса общения ребенка со взрослым 64

Периодизация психического развития в онтогенезе 67

Часть II Младенчество (первый год жизни)

Глава 1. Общая характеристика младенчества 77

Особенности социальной ситуации развития младенца 77

Влияние общения со взрослым на развитие младенца 80

Микропериоды младенческого возраста 82

Глава 2. Характеристика периода новорожденности 85

Кризис рождения 85

Врожденные рефлексы новорожденного 87

Сенсорные способности и «компетентность» новорожденного 90

Становление потребности в общении со взрослым 92

Глава 3. Первое полугодие жизни 98

«Комплекс оживления» младенца 98

Ситуативно­-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца 101

Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни 104

Становление целенаправленных движений младенца 105

Глава 4. Второе полугодие жизни 110

Ситуативно-­деловое общение младенца со взрослым 110

Развитие отношения к взрослому на первом году жизни 111

Предпосылки развития речи 114

Развитие манипулятивных действий младенца 117

Развитие познавательной активности во втором полугодии 119

Становление образа себя 121

Часть III Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Глава 1. Предметная деятельность ребенка раннего возраста 131

Ситуативно­-деловое общение и предметная деятельность ребенка 131

Овладение орудийными действиями 133

Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 139

Развитие восприятия 139

Особенности мышления в раннем возрасте 142

Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 144

Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте 148

Роль речи в развитии ребенка 148

Различные взгляды на природу речевой способности ребенка 149

Феномен автономной детской речи 152

Возникновение первых активных слов ребенка 155

Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни 158

Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка 161

Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте 163

Глава 4. Развитие игры в раннем возрасте 167

Процессуальная игра ребенка второго года жизни 167

Психологическое значение символических игровых замещений ребенка 169

Становление игровых замещений в раннем возрасте 172

Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста 175

Глава 5. Становление потребности в общении со сверстником 179

Отношение детей раннего возраста к сверстнику 179

Специфика общения детей раннего возраста 182

Роль взрослого в становлении общения со сверстником 185

Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 189

Ситуативность как главная характеристика раннего возраста 189

Основные феномены кризиса трех лет 191

Личностные новообразования в период кризиса трех лет 193

Часть IV Дошкольный возраст

Глава 1. Сюжетно­ролевая игра дошкольника 200

Новообразования дошкольного возраста и роль игры в их становлении 200

Социальная природа ролевой игры дошкольника 202

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника 204

Значение игры для развития произвольности 206

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте 207

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника 209

Глава 2. Познавательная сфера дошкольника 214

Особенности представлений дошкольника о мире 214

Феномен эгоцентрической речи 217

Опосредствованность познавательных процессов ребенка 220

Взаимосвязь различных форм мышления ребенка 224

Глава 3. Воображение дошкольника 230

Общая характеристика детского воображения 230

Формы проявления воображения дошкольника 233

Методы формирования воображения и этапы его развития 236

Функции воображения дошкольника 238

Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 243

Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми 243

Особенности общения дошкольников со сверстниками 247

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 249

Дифференциация детей в детском коллективе 252

Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте 259

Становление личностных механизмов поведения 259

Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте 263

Становление этических инстанций и социальных чувств 270

Развитие самосознания и самооценки дошкольника 277

Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе 284

Основные симптомы кризиса семи лет 284

Психологические новообразования кризиса семи лет 286

Проблема готовности к школьному обучению 290

Методические указания адресованы слушателям спецфакультета психологии, но могут быть также использованы и при подготовке учителей, воспитателей, социальных работников - словом, тех специалистов, которые работают с детьми. Цель пособия - задать слушателям курса ориентировку в литературе, посвященной развитию и возрастным особенностям ребенка.

Аннотация

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Литература

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Литература

КРИЗИС ОДНОГО ГОДА И РАННЕЕ ДЕТСТВО

Литература

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ И ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Литература

КРИЗИС 7-МИ ЛЕТ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Литература

КРИЗИС 13-ТИ ЛЕТ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Кризис юношеского возраста

Литература

Литература ко всему курсу

Вопросы психологии дошкольного возраста являются важными и значимыми в развитии и воспитании детей. Дело в том, что основы правильного восприятия мира закладываются в детстве. Они в дальнейшем помогают формировать индивидуальную картину мира личности, способствуют становлению самосознания. Психология включает в себя множество связанных между собой компонентов, которые и определяют степень успешности развития ребенка. Конечно, все дети не могут быть одинаковыми.

Развитие у каждого из них протекает по-разному. Однако имеются общие составляющие, которые и изучает Психология базируется на основных принципах воспитания и развития: растить личность, которая способна взять на себя ответственность. Это важнейшая задача, и ее никак не следует упускать из виду. Ответственность за собственные поступки и действия не возникает сама по себе, нужно приложить к этому определенные усилия.

В данной статье будут рассмотрены особенности психологии детей дошкольного возраста. Информация окажется полезной педагогам, которые работают с данной группой ребятишек, а также родителям.

Возрастные границы

Поистине удивительной наукой является детская психология. Дошкольный возраст - это интересный этап в жизни каждой личности. Возрастные границы этого периода достаточно большие: от трех до семи лет. Особенности психологии дошкольного возраста во многом определяются тем, к какой группе относится ребенок. Соответственно, подход к воспитанию будет несколько различным.

Психология младшего дошкольного возраста включает в себя такие понятия, как половая принадлежность, потребность быть замеченным взрослыми. К этой группе относятся дети от трех до пяти лет. Психология старшего дошкольного возраста учитывает такие важные составляющие, как формирование самооценки, самосознания. Возрастные рамки данного периода - пять-семь лет.

Ведущая деятельность

Каждый период развития характеризуются собственным занятием, которое в этот момент является для личности наиболее востребованным и главным. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что им нравится играть с различными предметами. Пока им комфортнее взаимодействовать лишь с игрушками: строить из кубиков «дома», лепить из пластилина, собирать мозаику или пирамидку. Общение с другими детьми носит эпизодический характер и часто заканчивается спорами.

В пять-шесть лет ребенок начинает сильно нуждаться во взаимодействии со сверстниками. Если к этому моменту он все еще по каким-то причинам не начал посещать детское образовательное учреждение, то его развитие даже может начать отставать. Дело в том, что для успешной социализации малышу необходимо находиться в коллективе ровесников. Сравнение себя с другими дает мощный стимул для развития всех внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Ведущей деятельностью в пять-шесть лет является сюжетно-ролевая игра. Ребенок стремится взаимодействовать со сверстниками. Если понаблюдать за детьми в старшей и подготовительной группах, то можно заметить, что они разбиваются на небольшие островки. Такие маленькие подгруппы обычно объединяются по интересам. При выборе того или иного микроколлектива большую роль играют личные симпатии. И если психология младшего дошкольного возраста базируется на потребности быть одобряемым взрослым, то для детей постарше большое значение имеет возможность проявлять свою индивидуальность. Раскрытие потребностей происходит в процессе взаимодействия с равными себе.

Психология детей старшего дошкольного возраста такова, что они стремятся в первую очередь к коллективной деятельности, чтобы быть принимаемыми группой. Им необходимо выстраивать индивидуальные связи, заводить новых друзей, поддерживать отношения со сверстниками.

Новообразования

В каждом возрастном периоде перед личностью стоит определенная задача, которую необходимо решить. В дошкольном детстве имеется несколько таких новообразований:

  1. Умение видеть результаты своего труда. Ребенок учится делать выводы из своих поступков и действий. То есть постепенно приходит осознание, что в результате определенных шагов последует вполне конкретная реакция. Ребенок уже в возрасте четырех лет способен усвоить, что если баловаться на занятиях в детском саду и мешать остальным, можно вызвать недовольство воспитателя.
  2. Развитие речи является мощным новообразованием на протяжении всего дошкольного детства. Сначала ребенок учится правильно выговаривать слова, затем - строить предложения. К пяти-шести годам речь становится правильно оформленной, грамотной, изобилует сложными предложениями.
  3. Общение со сверстниками. В дошкольный период жизни ребенок учится взаимодействовать с окружающими. У него начинает выстраиваться собственное мнение по поводу какой-то ситуации или человека, появляются личные симпатии.

Кризисный период

Развитие ребенка, как правило, происходит не поступательными движениями, а скачкообразно. По наблюдениям родителей и воспитателей, еще вчера малыш вел себя одним образом, а сегодня стал поступать иначе. На самом деле в нем давно зрела готовность к переменам, но отсутствовала уверенность в том, что новая потребность может быть проявлена. Этап кризиса в психологии называется переломным моментом, который меняет способ мышления, способность воспринимать окружающую реальность в целом.

Родителям следует быть предельно внимательными, чтобы не пропустить значимые перемены в жизни сына или дочки. Как вести себя с ребенком в этот непростой для него период, изучает возрастная психология. Дошкольный возраст - это особый мир детства, когда малышу необходимо чувствовать себя любимым, защищенным от всех неприятностей. В пять-шесть лет и мальчик, и девочка живут в своем мире, который сильно разнится с миром взрослого человека.

Кризисный период всегда показывает, к чему следует стремиться родителям в отношениях с детьми, и помогает понять интересы самого ребенка. В три года у малыша возникает потребность эмоционально отделиться от мамы с папой: он начинает чувствовать себя личностью. Возникает чувство негативизма, стремление во всем противоречить взрослым, всячески демонстрировать самостоятельность. «Я сам» - это характерная особенность трех лет, связанная с необходимостью отстаивать свою индивидуальность.

Второй кризис дошкольного детства связан с развитием самосознания и подготовкой к школе. Обычно он наступает в шесть-семь лет. Ребенок начинает осознавать, что общество выдвигает к нему определенные требования, и ему отныне приходится соответствовать возложенным на него ожиданиям. Он еще больше стремится к самостоятельности, однако для него теперь крайне важно быть принимаемым в социальной группе. Одним из самых интересных этапов детства является дошкольный возраст. Психология развития ставит своей задачей изучение значимых периодов становления личности.

Половая идентификация

Уже в три года ребенок знает, мальчик он или девочка. Кроме того, малыш без сомнения умеет определить пол своих одногруппников. Сначала кроха идентифицирует себя с родителем своего пола, старается подражать ему. Мальчики обращают внимание на отцов, хотят быть такими же сильными и мужественными. Девочки соотносят себя с матерью, подражают ей. В пять-шесть лет дочка вполне может начать помогать на кухне, участвовать во всех повседневных делах семьи.

Как правило, дети в младшей группе легко взаимодействуют с представителями как своего пола, так и противоположного. Зато, достигая примерно пяти лет, ребенок начинает больше общаться с представителями своего пола. У девочки появляется потребность иметь подругу, играть с ней в куклы, делиться секретами, а на мальчиков она пока смотрит без особенного интереса. На этом этапе развития они для нее являются существами с другой планеты.

Большинство дошкольников принимают свой пол безоговорочно и очень довольны им. Например, мальчики могут с некоторым пренебрежением отзываться о девочках, считая их слабыми, зато гордятся при этом собственной силой. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что они больше сосредоточены на своем внутреннем мире и предпочитают строить дружеские отношения, основываясь на половой принадлежности.

Главная потребность ребенка

Каждый маленький человечек прежде всего хочет чувствовать себя любимым. Ребенку важно понимать, что его всецело принимают в семье таким, какой он есть на самом деле, а не за какие-то заслуги. Ведь в противном случае он начнет считать себя плохим, недостойным любви и лучшего отношения. Когда родители навязывают собственным чадам определенную модель поведения, то, конечно, не задумываются над тем, насколько ранят внутренний мир малыша, заставляют чувствовать себя обманутым, растерянным, ненужным. Главная потребность ребенка заключается в любви. И задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему почувствовать себя всецело принимаемым.

Психология дошкольного возраста изучает внутренний мир и эмоциональные потребности ребенка. Если они не учитываются, у маленького человека наступает состояние фрустрации, которое никак не может положительным образом сказываться на общем развитии личности.

Формирование самооценки

Почему так важно с раннего детства развивать у малыша адекватное самовосприятие? Самооценка во многом определяет то, как он будет в дальнейшем относиться к самому себе. Она покажет, позволит ли ребенок другим относиться с пренебрежением к собственной личности или все-таки заставит уважать свой выбор. Формирование самооценки происходит в период от трех до пяти лет. Именно в это время маленький человек начинает получать от взрослого оценку своим действиям. Если поступки характеризуются как положительные и малыша в целом хвалят воспитатели, то он будет чувствовать себя комфортно в обществе. В противном случае его постоянным спутником станет неизменное чувство вины. Родители не должны слишком сильно ругать свое чадо. Старайтесь избегать несправедливой критики, будьте деликатнее.

Психология дошкольного возраста такова, что ребенок воспринимает все намного серьезнее, чем есть на самом деле. Он не может еще сформировать самостоятельный образ самого себя без участия взрослого. Для этого ему не хватает жизненного опыта, элементарной уверенности в собственных силах. Когда мы хвалим ребенка, у него в подсознании откладывается, что он как личность чего-то стоит и ценен сам по себе. В случае частой критики (особенно несправедливой) наше чадо только замыкается и перестает доверять окружающему миру. Говоря иными словами, самооценка складывается из того, как взрослые относятся к ребенку. Дайте понять малышу, что всегда остаетесь на его стороне. Сын или дочка должны знать, что неразрешимых ситуаций не бывает. На собственном примере покажите, что из всего можно извлечь свои плюсы.

Развитие познавательных процессов

Психология дошкольного возраста - удивительная и полезная наука. Она способна вовремя подсказать родителям правильный выход из сложившейся ситуации, дать основания для поддержки и дополнительной радости. Иногда взрослым бывает самим достаточно тяжело справиться с тревожащей проблемой. И тогда на помощь приходит педагогика. Психология дошкольного возраста ориентирована как раз на вопросы развития детей, в том числе на любые психологические сложности.

Познавательные процессы в обязательном порядке участвуют в становлении личности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи невозможно без систематических занятий с ребенком. Сколько времени этому необходимо уделять? На самом деле для дошкольника достаточно всего пятнадцати-двадцати минут в день. Развитие познавательных процессов лучше происходит в форме игры. Тогда ребенок сможет максимально расслабиться и усвоить гораздо больше.

Развитие творческих способностей

Каждый человек в чем-то талантлив. И маленький ребенок, которому всего четыре года от роду, не является исключением. Родители первыми должны заметить способности своего чада, чтобы с малых лет развивать таланты, а не прятать их. К сожалению, часто можно наблюдать такую картину: реальные природные задатки губятся на корню, возможности закрываются. И все это родители делают неосознанно, ставя перед чадом целую кучу ограничений. В таком случае можно ли удивляться тому, что дети растут безынициативными, пассивными и ленивыми?

Маленький ребенок всему учится, играя. Он пока не умеет все в жизни воспринимать всерьез. Развитие творческих способностей должно начинаться с осознанного намерения привнести в жизнь ребенка больше ярких красок и впечатлений. Лучше записать малыша четырех лет в несколько тематических кружков по интересам. В ходе занятий следует обязательно понаблюдать за ним и сделать соответствующие выводы: что получается лучше, что хуже, к чему душа лежит, какие природные склонности имеются.

Для того чтобы способности действительно развивались, нужно освободить сознание от всяческих страхов. Родители иногда опасаются возможной неудачи еще больше самих детей, оттого и пропадает желание двигаться вперед. Не бойтесь экспериментировать, тратить денежные средства на получение нового опыта. Приобретение полезных навыков - первостепенная задача. Позвольте малышу действительно почувствовать себя значимым и ценным.

Взрослые люди часто задаются таким важным вопросом: как развить в ребенке полноценного члена общества с высокими нравственными ценностями? На что обратить особое внимание? Где взять дополнительную поддержку? Что нужно учитывать при воспитании малыша?

  1. Учите его уважать самого себя. В современном обществе так много людей, которые могут пошатнуть нашу самооценку! Не отнимайте у собственного чада возможность ценить себя. Никогда не унижайте - ни наедине, ни тем более прилюдно. Малыш не должен чувствовать уязвимость, испытывать стыд перед социумом. В противном случае вы поможете ему только сформировать
  2. Развивайте в нем индивидуальность. Личность не может быть счастливой, если она выполняет в жизни чужие цели, решает не свои задачи. Позвольте ребенку иметь свой собственный ориентир, не препятствуйте развитию индивидуального мнения по какому-то вопросу. Пройдет время, и вы увидите результаты такого воспитания: малыш станет более уверенным в себе.
  3. Гармоничное развитие личности. Действительно счастливый человек интересуется всем, а не только работой. У него в арсенале имеется множество увлечений, внутренний мир отличается невиданным богатством. Такой индивид всегда открыт для новых впечатлений, с удовольствием получает нужные ему знания. Он никогда не унизит другого, не сделает больно окружающим. Гармоничный человек стремится жить в мире с собственными эмоциями и уважает чувства других людей. Именно к такому идеалу и следует стремиться, воспитывая ребенка.

Таким образом, вопросами становления самосознания, преодолением кризисов, изучением особенностей поведения занимается возрастная психология. Дошкольный возраст является важным этапом во всестороннем развитии личности. Именно в этот период маленький человек принимает основные уроки социума, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. Родители и педагоги должны всячески поддерживать ребенка во всех его начинаниях, способствовать формированию устойчивого интереса к различным полезным занятиям, развивать творческое мышление, возможность видеть ситуацию с нескольких сторон сразу.


Для большинства мужчин и женщин ребенок - это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это большая ответственность, о которой нельзя забывать ни на секунду. Ведь именно от мамы и папы зависит, каким вырастет ребенок, его ценности, привычки и склонности. Родить малыша - это половина дела. Не менее важно воспитать его, по возможности развить таланты и склонности и подготовить к жизни в этом мире.

Разумеется, детишек воспитывали на протяжении всего времени существования человеческого рода, но в отдельную науку эта область знаний выделилась лишь в 40-е годы прошлого столетия. Педагогическая психология занимается исследованием особенностей развития детей и различными вопросами, связанными с их воспитанием. Глобальной целью этой отрасли знаний является формирование гармоничной личности с учетом всех индивидуальных особенностей.

Про индивидуальные особенности здесь сказано совсем не случайно. Ведь каждый ребенок - это неповторимая личность, нуждающаяся в особом подходе. Об этом не стоит забывать, если мы не хотим покалечить психику малыша. Но все же психологи выделяют ряд возрастных особенностей, которые характерны для большинства детей. Именно о них и пойдет речь в данной статье. Точнее, о воспитании детей дошкольного возраста, в зависимости от их возраста и пола.

Как воспитывать малышей 2 лет

Воспитание двухлетки выглядит просто только для тех, кто никогда не имел дела с этим беспокойным возрастом . А вот мамы и папы очаровательных карапузов знают обо всех сложностях и затруднениях на собственном опыте. Для двухлетних малышей характерны истерики, капризы и упрямство, которые частенько доводят взрослых до настоящего отчаяния. Для ребенка в этот период значение имеют лишь собственные чувства и желания, а не доводы родителей, пусть даже и самые разумные. Особенно нелегко смириться с подобным упрямством тем, кто уверен, что дети всегда должны слушаться старших.

С малышом в этом возрасте невероятно сложно договориться. Он может капризничать по любому поводу, закатывать истерики в попытках добиться своего и упрямо отталкивать любые попытки мамы и папы помочь ему. Взрослые в таких ситуациях нередко чувствуют себя беспомощными и не понимают, что же происходит с их чадом и как с ним себя вести.

Двухлетние детки уже довольно неплохо управляются со своим телом. По крайней мере, их двигательных навыков хватает на то, чтобы дотянуться до желаемой вещи или открыть приглянувшийся шкафчик. Стремительно развивается и речь ребенка, растет его активность в познании окружающего мира. Здесь родителям очень важно понять, что малыш ни в коем случае не хочет сделать что-то назло. А все капризы и упрямство - это малоприятный, но необходимый этап взросления, с которым нужно просто смириться и переждать.

Правила воспитания детей 3 лет

Психологи сходятся во мнении, что именно с трехлетнего возраста начинается формирование личности человека. Период этот непростой, требующий от взрослых недюжинного терпения и такта. В науке о воспитании существует даже специальный термин, описывающий все особенности данного возраста - кризис трех лет. Малыш пытается адаптироваться к окружающему миру и понять, по каким правилам люди в нем живут. Тогда же закладываются и те особенности, которые будут составлять характер человека на протяжении всей его жизни.

Детская и подростковая психология - это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души &nda ...

О чем же следует помнить родителям таких малышей? Нередко ребенок будет доводить до нервного истощения своими истериками и капризами. Вам будет казаться, что никаких сил терпеть все это больше не осталось. Но как раз терпение и будет залогом успешного преодоления кризиса. Постарайтесь не ругать капризничающего малыша, а спокойно сказать, что именно вас не устраивает в его поведении. Но не заостряйте внимание на конфликтных моментах, чтобы у ребенка не сформировалось чувство вины. По возможности переключите его на что-то занимательное и интересное.

Не давите на ребенка при помощи чрезмерной строгости и лишних запретов. Ни к чему хорошему это не приведет. И, конечно же, ни в коем случае нельзя бить ребенка и унижать его достоинство. Относитесь к нему как к взрослому, общайтесь на равных.

Ребенок в этом возрасте отчаянно стремится к самостоятельности и независимости. Но в силу небольшого жизненного опыта не всегда понимает, когда стоит настаивать на достижении своих целей, а когда лучше от них отказаться. Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы у ребенка были такие возможности для проявления активности и настойчивости, которые ему по возрасту. Идеально для этого подходят игры, увлекательные прогулки и развивающие занятия.

Разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы. Примите тот факт, что трехлетка может ответить «нет». То есть предоставьте ему право на принятие решения, на свободу выбора. Например, он может выбирать, какую одежду он наденет сегодня в детский сад, какой десерт будет есть или в какую игру играть.

Будьте гибкими в воспитании, поддерживайте выбор ребенка и учите нести за него ответственность. Отказывается есть в положенное время? Не настаивайте, а отставьте тарелку в сторону. Через некоторое время малыш проголодается и обязательно поест. Причем, без слез, криков и истерик.

Ребенку четыре года

Это достаточно сложный и важный этап для развития ребенка. В этом возрасте он уже является отдельной личностью со своими интересами, чувствами и стремлении. Малыш по-прежнему довольно эмоционален и импульсивен в своих желаниях, но все же его поведение становится более осознанным. С четырехлеткой уже можно и нужно договариваться.

Акцент в деятельности ребенка постепенно смещается с чисто двигательной активности в сторону познавательной. Именно в этом возрасте целесообразно заниматься рисованием, лепкой и прочими видами творчества. Но учитывайте, что детям еще очень сложно концентрировать свое внимание на чем-то в течение длительного времени, они очень легко отвлекаются. Полезны также занятия спортом, если к ним нет противопоказаний по состоянию здоровья. Не забывайте и о прогулках и играх на свежем воздухе. Это не только укрепит иммунитет малыша, но и разовьет его моторику и координацию движений. Многие в 4 года начинают обучать ребенка чтению и основам математики. Естественно, все занятия должны проходить в игровой форме и быть интересными для дошкольника.

Этот возраст характеризуется также невероятным количеством вопросов. Кажется, что любознательному малышу интересно буквально все! Некоторые из вопросов могут поставить родителей в тупик. Обязательно удовлетворяйте любопытство ребенка. Если не можете объяснить что-то немедленно, возьмите тайм-аут и вернитесь к этой теме чуть позже. В своих ответах избегайте ненужных деталей и лишних подробностей, которые могут быть недоступны пониманию малыша.

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании...

В этом возрасте дети нередко испытывают сложности с адаптацией в коллективе. Подчас взрослым это кажется чем-то несущественным, но для ребенка все серьезно. Определите, что именно мешает вашему сыну или дочке нормально общаться со сверстниками, и устраните этот пробел. Иногда в этом вопросе может потребоваться помощь грамотного специалиста.

Расширяется эмоциональный диапазон четырехлетки. Он уже может испытывать раздражение, стыд, грусть, печаль и тому подобные оттенки чувств. Не всегда у дошкольника получается самостоятельно справиться с негативными эмоциями. Научите его правильно выражать свои эмоции - словами, а не плохим поведением. Дети чрезвычайно чувствительны к похвале в свой адрес. Им жизненно важно, чтобы их достижения и успехи были замечены и оценены. Не забывайте об этом. Разумеется, не обойтись в процессе воспитания и без наказаний. Но они должны быть разумными и понятными для малыша. А самое главное, что ребенок ни в коем случае не должен сомневаться в том, что мама и папа его любят. Он должен расти в атмосфере любви и защищенности. Иначе велика вероятность возникновения заниженной самооценки, страхов и комплексов.

Есть ли какие-то нюансы в воспитании мальчиков и девочек? Разумеется! Многие родители сходятся во мнении, что с девочками иметь дело намного проще. Все-таки мягкость, гибкость и податливость у них в природе. С раннего возраста юной леди необходимо прививать любовь к чистоте, поощрять проявления женственности. Также очень важно говорить девочке о том, какая она умница и красавица. Это самым благотворным образом повлияет на ее самооценку.

Девочки отличаются неплохими способностями к анализу своих поступков. Но для этого им нужно спокойное состояние духа. Поэтому не спешите ругать свою дочурку за совершенный ею проступок. Лучше спокойно объясните, в чем она не права. Будьте уверены, что она воспримет это лучше, чем бурю эмоций и обвинений с вашей стороны.

По своей природе девочки весьма старательны и склонны доводить начатое ими дело до конца. Обязательно поощряйте эту черту характера и развивайте ее.

Мальчишки же более агрессивны и подвижны, чем их сверстницы. Они плохо переносят запреты, поэтому не увлекайтесь ими чересчур, чтобы не спровоцировать бунт. В воспитании мальчишки должен обязательно принимать участие мужчина. Идеально, если это будет папа, но в какой-то степени отца может заменить дядя или дед. Ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых.

Некоторые родители стремятся вырастить из своих наследников «настоящих мужчин». С ранних лет они отказывают ему в праве на слезы, на проявление чувств и слабости. Это огромная ошибка со стороны взрослых! Копить в себе негатив очень опасно, в будущем подобная сдержанность может обернуться серьезными проблемами со здоровьем.

Не пугайтесь, если увидите, что ваш сынишка играет с куклами, оставив в стороне машинки. Подобные игры чрезвычайно важны для освоения роли мужчины и отца.

Дети в пять лет. Как их воспитывать?

У ребенка продолжается период активного познания. Он пытается разобраться в себе, в окружающем мире и правилах, по которым живут и общаются другие люди. Дошкольник уже осознает некоторые закономерности социального поведения и пытается им соответствовать. Он способен в какой-то степени контролировать желания и эмоции, считаться с чувствами и планами других людей.

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по до...

Пятилетка может полностью погрузиться в интересное для себя дело и довести его до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Совершенствуются и навыки самообслуживания, поэтому не стесняйтесь требовать, чтобы малыш убрал за собой игрушки, помыл кружку или застелил постель после сна.

Но все же самоконтроль ребенка далек от идеала. Не стоит ждать от дошкольника чудес сознательности. Правила и нормы он понимает, но не всегда находит в себе силы следовать им. Здесь необходима помощь и настойчивость со стороны взрослых.
В этом возрасте ребенок весьма чувствителен к тому, как окружающие воспринимают и оценивают его поведение. Ему важно соответствовать общепринятым нормам, быть принятым в обществе.

Проще всего пятилетке придерживаться всех правил в окружении близких и приятных людей, тех, кого он знает и кому доверяет. В этом возрасте дети должны много общаться со сверстниками , чтобы научиться общаться и взаимодействовать с ними. Оценки и мнения друзей очень важны для малыша - не менее, чем мнение взрослых. Он уже стремится выбирать товарищей по играм, а не довольствуется той компанией, которую подобрали для него мама и папа.

Родители отмечают, что детки в этом возрасте более спокойные и послушные, с ними намного легче управиться, чем, например, с трехлетками. Ребенок пяти лет готов к конструктивному диалогу и адекватно реагирует на разумные просьбы и требования взрослых. Но ему нужно обязательно объяснять суть запретов и причины наказаний, чтобы не спровоцировать возникновение обиды.

Ребенок продолжает задавать массу вопросов и нуждается в ответах и пояснениях. Поощряйте такой интерес к окружающему миру, не отговариваясь занятостью или усталостью. Постарайтесь выстроить такие отношения с сыном или дочкой, чтобы с любыми сомнениями и тревогами они, прежде всего, бежали к вам. В будущем, когда ребенок превратится в подростка, вы сполна оцените всю мудрость подобной стратегии.

Воспитание - это труд, постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребенка, подстраиваться под них. То есть роль родителя требует немалой чуткости, терпения и гибкости. Не существует универсальных рецептов и советов. Просто исходите из природы своего малыша и постарайтесь создать для него атмосферу уюта, защищенности и психологического комфорта. Тогда он вырастет сильной и гармонично развитой личностью.

2 0