Каким должен быть нравственный ребенок. Как передать ребенку нравственные ценности? Главные цели нравственного воспитания современных дошкольников

Статья.Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Важно подчеркнуть, что нравственное воспитание закладывается у ребенка в семье. В семье формируются все нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и другие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей.

Поэтому успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут.

Р.С. Буре подчеркивала, что умение детей в случаях затруднения или конфликта, самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию у дошкольников негативного стиля поведения: безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений.

А.В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потому, что они их не знают, а потому, что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они нужны не только взрослому, но и ребенку при вступлении в детский коллектив, найти друзей, получить их поддержку.

Формирование гуманных чувств и отношений - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Еще Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, в которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения, в свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Руководство сюжетно-ролевыми играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли, и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, больница, поликлиника и т.д.

Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии: врач, медсестра, спасатель, или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает.

Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные - условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать.

Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства -осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Михайленко, Д.В.Менджерицкая предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольниками усложняющихся способов построения игры.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова подчеркивали, что оказывается эффективным средством формирования нравственных качеств в сюжетно-ролевой игре, является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем к совместному придумыванию нового. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова утверждали, что воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с разным ролевым взаимодействием. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разные роли, помогает детям успешнее развертывать самостоятельную совместную игру.

Мы пришли к выводу, что педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, одобряет дружеские отношения в игре, умение находить в товарищах новые положительные качества, формирует навыки самоорганизации в игре.

Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве, так как происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Уровни взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх определили А.П.Усова в своих исследованиях:

1. Уровень неорганизованного поведения.

2. Уровень одиночных игр.

3. Уровень игры рядом.

4. Уровень кратковременного общения.

5. Уровень длительного общения.

6. Уровень постоянного взаимодействия.

Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольников. Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков. Суть гуманных качеств и отношений - помощь, поддержка другого. Нравственное воспитание через сюжетно-ролевую игру происходит при выполнении педагогических условий:

1. целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;

2. взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания;

3. обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием;

Названные гуманные качества, их представленность в отношениях детей мы исследуем в экспериментальной части работы.

Личности (в том числе дошкольников) претерпели значительные изменения: от восприятия ребенка как объекта получения и усвоения знаний о нормах морали до обязательности их соблюдения, что имеет осознанную потребность быть нравственным.

В традиционной психологии (отечественной и российской) нравственное воспитание молодого поколения изучался в различных аспектах.

Было проведено исследование нравственной сферы личности; полученные результаты классифицированы и систематизированы, определены категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений.

Весомый вклад в разработку проблемы оказали Л. Божович, Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, А. Запорожец, А.Леонтьев, С. Рубинштейн и многие другие.

Сейчас проблемы нравственного воспитания дошкольников отражено во многих действующих программах для детсадов.

Определенные в них задачи должны решаться на основе непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса морального становления воспитанника на протяжении всего дошкольного детства интегрированно (поскольку невозможно отделить это образовательное направление от других), систематически (эпизодическая работа не даст желаемых результатов) и базироваться на сотрудничестве и межличностном взаимодействии всех взрослых и детей.

Как организовать работу по воспитанию нравственности ребенка?

Образовательная работа должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы нравственное воспитание доминировало ненавязчиво, без лишнего «морализирования», чтобы оно было доходчивым и убедительным, с соблюдением меры, и пронизывало все моменты детской жизни, поскольку только так можно сформировать действительно нравственную личность.

Период дошкольного детства является особенно важным для освоения норм и правил морального поведения как сензитивний для развития многих сфер личности и формирования ее основ.

Элементарные нравственные представления и чувства, навыки поведения, что их ребенок приобретает отчасти стихийный моральный опыт, должны стать, по определению Л. Выготского, «натуральными» «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать основой развития новых форм, правил и норм поведения.

Специфика нравственного воспитания предопределяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, нормами общественной морали и тому подобное.

В период дошкольного детства чрезвычайно важно развивать эмоции и нравственные чувства малышей, что способствует формированию нравственных качеств личности, побуждает к усвоению определенных норм и правил, развивает соответствующие мотивы поведения и привычки.

Взрослым следует учитывать, что малыши осваивают нравственные явления постепенно. Сначала воспринимают их на эмоциональном уровне («хорошо»-«плохо»), потом медленно осознают причины тех или иных поступков.

Одни дети быстрее постигают глубину моральных ситуаций, обсуждаются, другие — медленнее. Это естественно. То есть моральное развитие предопределяется спецификой психического развития дошкольников.

Должны постоянно заботиться о развитии у воспитанников системы нравственных понятий и представлений о нормах, которые впоследствии они отображают в собственном поведении и отношении к другим.

Важно не злоупотреблять запретами.Установлено: если ребенка воспитывать с помощью многочисленных «нельзя», он растет неспособным к собственной моральной саморегуляции, не способным делать ответственный нравственный выбор, не осознает моральных ценностей и оставаясь без внешнего контроля, не придерживается норм.

Главными принципами, обеспечивающими успех воспитания, является систематичность и последовательность.Эпизодические воздействия результата не дают. В нравственном воспитании также необходим положительный пример, которому дети могут подражать.

Если же поведение взрослых противоречит правилам, в сознании детей утверждаются двойные стандарты: зная, как надо вести себя в определенной ситуации, они нарушают правила, потому что так поступают значимые для них люди. В результате формируется искаженное видение нравственности как таковой.

Только у тех детей, которые находятся в пространстве единых требований, а не двойных стандартов, можно сформировать осознанное отношение к моральным нормам и правилам. Именно нравственность является сложным новообразованием, характеризующим личность как социальное существо, способное жить в обществе и действовать по его нормам. Дошкольникам (особенно младшим) свойственно не признавать собственных нарушений норм морали, а замечать только огрехи других.

Среди позитивных качеств личности они почти не называют морального. Говорят, что добрый человек — красивый, умный, послушный, при этом не упоминают такие черты, как честность, справедливость, ответственность, чуткость, общительность и тому подобное. Моральный портрет остается без внимания, потому что взрослые концентрируются не на том .

Педагоги часто чувствуют себя беспомощными, когда их вроде бы не соответствует их ожиданиям, демонстрируя грубость, наглость, неуважение — выполняя требования взрослых, он не присвоил моральные нормы, не почувствовал потребность соблюдать их.

Как видим, у наших дошкольников по разным причинам возникают пробелы в освоении нравственного опыта.

Родители и педагоги задумываются: как воспитать нравственную личность; как научить детей придерживаться нравственных норм; как объяснять им значение этих норм; когда именно стоит начинать воспитание?

Всех волнует вопрос: в чем заключается искусство воспитания современного ребенка без крика, подзатыльников и наказаний?

Фактически речь идет о проблеме культивирования у малышей нравственных суждений, развития саморегуляции поведения согласно установленным нормам и правилам, которые должны стать их внутренними ориентирами, формирование эмпатийного отношение к окружающим, становление морального сознания и самосознания, нравственных чувств и тому подобное.

Главные цели нравственного воспитания современных дошкольников

  1. Развитие эмоций и нравственных чувств ребенка (от переживаний до высоких чувств) как основы нравственного воспитания.
  2. Формирование положительного отношения к соблюдению моральных норм и негативного — к их нарушениям на основе анализа ситуаций, которые дети наблюдают в жизни, с которыми ежедневно сталкиваются в межличностном общении.
  3. Культивирование у дошкольника стремления к становлению позитивного образа собственного «Я» с присущими ему моральными качествами.
  4. Содействие формированию у ребенка убеждения, что в случае негативного поступка он потеряет статус «доброго»; поддержания правильного морального выбора детей.
  5. Выработка у воспитанников привычки к нравственному поведению, уважению к нормам, которые регулируют их повседневные отношения, — воспитание культуры общения, совместной деятельности.

Специфика нравственного воспитания заключается в том, что его невозможно отделить от других процессов, поскольку это должна быть постоянная и непрерывная работа, вплетенная в общую канву воспитательного взаимодействия взрослых и детей.

В нравственном воспитании важно учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития нынешних дошкольников, связанные с повышенной эмоциональностью, обидчивостью, наблюдательностью, отличающие их от предыдущих поколений. Современные требования личностно ориентированного подхода в воспитании предусматривают формирование «Я-концепции» ребенка.

Актуальным в этом процессе является развитие у дошкольника сознания, эмпатии, саморегуляции поведения, что непосредственно влияет на становление его нравственной сферы.

В нравственном воспитании как целенаправленном двустороннем процессе взаимодействия взрослых и ребенка важным является не знание о нормах и правилах морали и послушное их соблюдения, а сформирована личностная потребность действовать в соответствии с ними, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Методы и приемы реализации задач нравственного воспитания

  • Наглядные: наблюдения; рассматривание тематических иллюстраций, просмотр репродукций картин (дидактических и живописных), слайд-фильмов, мультипликационных фильмов с последующим обсуждением их содержания; демонстрация позитивных образцов поведения; театрализации.
  • Словесные: этические беседы, рассказы, моральные диалоги, чтение произведений детской художественной литературы взрослыми, разучивание стихов; обсуждение жизненных нравственных ситуаций; ознакомление с народными нравственными обычаями и традициями; прослушивание аудиозаписей; отгадывание загадок; составление детьми рассказов моральной тематики по схемам, иллюстрациям; убеждение в форме разъяснения; внушение; поощрение; наказание.
  • Практически-игровые: дидактические игры нравственной направленности; сюжетно-ролевые и режиссерские игры, игры-соревнования; моделирование сказок; постановка пьес на нравственные темы, решение нравственных задач, проигрывание ситуаций нравственного содержания; приучение, упражнения.

Воспитывать по-новому

Итак, речь идет о новом подходе к использованию методов, давно существующих в практике дошкольного образования, что должно обеспечить принятие детьми моральных норм на эмоционально-личностном и внутренне осознанном уровнях.

Результативность нравственного воспитания определяются соблюдением детьми норм морали вопреки собственной выгоде и интересам без внешнего контроля или принуждения со стороны взрослых, особенно в условиях свободного морального выбора, когда возникает соблазн нарушить их.

По мнению большинства детских психологов именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания. На нравственное воспитание детей дошкольного возраста сильно влияет отношения в семье, так сказать “ погода” в доме. Именно в возрасте до 7 лет формируются моральные качества человека. Многие родители задаются вопросами:

С какого возраста начинать духовное развитие?
Какова роль правильного воспитания моральных качеств?
Можно ли изменить нравственное воспитание подростков?

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подразумевает под собой создание благоприятных условий воспитания в семье и вне дома. Конечно, основную роль играют отношения в семье. Ребенок видит как общаются родители, и для него такие взаимоотношения принимаются как норма. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста лучше начинать с раннего детства. В возрасте до 5-6 лет у ребенка формируется моральные качества, он расширяет круг общения. Помимо формирования нравственных качеств, задачей нравственного воспитание является привитие малышу гуманности, умение общаться в коллективе, уважение к окружающему миру, патриотизм, милосердие.
Можно выделить основные методы нравственного воспитания дошкольников:

  • разговоры, приведение примеров (положительных и отрицательных);
    провокация на действия;
  • побуждение к сопереживанию, милосердию;
  • награждение;
  • наказание.

Младшие дошколята плохо разделяют правильное поведение от неудовлетворительного. Часто родители поощряют детей материальными благами, а наказание носит физический характер. Такой метод крайне негативно отразится на развитии нравственной личности. Возникшие проблемы нравственного воспитания необходимо решать без промедления.

Нравственное воспитание детей в семье должно основываться на существовании ценностей, приучении к добрым поступкам. Малышу, который может сопереживать, предложить помощь, проявить милосердие, будет проще общаться со сверстниками. Для нравственного воспитания ребенка в семье необходимо следовать четкими средствами. Чтобы малыш понял, что такое доброта, честность, милосердие, красота, любовь, благодарность и другие моральные ценности, они должны быть представлены в простой понятной форме. Например в:

  • игре;
  • творческих занятиях;
  • чтении добрых сказок;
  • общении с людьми разного возраста;
  • познание природы;
  • умении находится в коллективе.

Про важность коллектива в жизни ребенка можно поговорить отдельно. Так как человек живет в социуме, то приходится учиться общаться с разными людьми. В раннем возрасте малыш общается с близкими, подрастая его круг общения расширяется все больше и больше. Иногда происходят противоречия в коллективе, это помогает научиться придерживаться норм и правил социума.
Во время развития моральных качеств у ребенка, родитель должен учесть некоторые принципы нравственного воспитания:

  • брать в расчет возраст, физическое и индивидуальное развитие малыша. Каждый человек индивидуален и нельзя применять один и тот же метод одинаково для всех;
  • уважение личности ребенка и требовательность. Требовательность рождает у крохи веру в свои возможности. Также необходимо создать условия для выполнения задач;
  • последовательность действий взрослых. Следует организованно требовать от малыша выполнения действий. Последовательные, систематические требования приведут к положительному результату;
  • развитие моральных качеств в обществе. Очень важно, чтобы дети играли, занимались в коллективе. Организовывается деятельность, в которой требуется слаженность, согласованность, общение с участниками;
  • концентрирование внимания на нравственные поступки. Побуждая малыша на оказание помощи нуждающемуся (имеется ввиду помочь подняться, найти потерянную игрушку и т.д.), проявление доброты взрослые закрепляют морально положительные стороны подрастающей личности.

Можно использовать все средства и методы нравственного воспитания дошкольника, однако они принесут положительный результат только благодаря примеру родителей и близких людей. Маленький наблюдатель берет за основу Ваши слова, отношение друг к другу и к окружающим. Чтобы Вам, родителям, не пришлось краснеть за высказывания или действия своего чада, следите за своими словами, суждениями и поведением. Важно проявлять уважение к мнению, проявлению инициативы, к личности в целом.

Также на положительный результат влияет условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Давайте выделим главные условия:

  • грамотные постановка задач взрослых, слаженная работа в коллективе;
  • развития принципов воздействия на воспитание моральной личности;
  • равномерное развитие моральных качеств у ребенка;
  • система воспитания должна быть последовательной, по мере взросления и умственного развития;

В дошкольном возрасте ребенок не только знакомится с моральными ценностями, еще оценивает важность их, пробует применять в поступках и наблюдает за окружающими. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для воспитания всесторонне развитой личности.

Игра — самое масштабное условие для принятия нравственных правил в коллективе. Маленький человек играет с друзьями и принимает условия игры. Ежели правила игры участником не выполняются, приходится выслушивать мнение (обычно недовольное) остальных. Так дошкольники учатся выполнять правила и считаться с мнением коллектива. Во время сюжетно-ролевых игр можно увидеть у малыша его увлечения, достижения, недостатки, уровень моральных знаний. Сюжетно-ролевые игры в “ Школу”, “ Детский сад”, “ Повара” и тому подобные помогают разжечь интерес к профессии, познакомится с деятельностью.

Играя в подвижные игры дошкольники приучаются к наблюдательности, сообразительности, решимости, коллективному принятию решения.

Нравственное воспитание школьников

Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.

На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.

В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.

Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.

Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть , то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.

Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением.

Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по возрастной психологии

" Нравственное воспитание детей дошкольного возраста "

Введение

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности этого человека, его моральные убеждения, его внутренний мир «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Не трудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм не достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.

Цель исследования-проанализировать особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие нравственности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Проведение игр и занятий на формирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

1.1 Соде ржание нравственного воспитания

Нравственное воспитание - это:

Одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

Формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Подморалью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

Гуманности;

Трудолюбия;

Патриотизма;

Гражданственности;

Коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

1.2 Механизм и задачи нравст

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главнаяособенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

1) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;

2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

Формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

Воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

Овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей:

- воспитание гуманных чувств и отношений;

Формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;

Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;

Воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенкомморально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной, связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа. В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:

1-й тип - «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 - 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

2-й тип - «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип - «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма - стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага - хорошо, а быть эгоистом - плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни - открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».

1.3 Средства и методы нравст венного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников являетсяприрода. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников являетсясобственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся таатмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

Методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

Методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

Соответствие метода цели и задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

Подготовленность условий и средств для использования метода;

- избирательность отбора метода;

Тактичность применения метода;

Планирование возможного результата воздействия метода;

Терпение и терпимость педагога при использовании метода;

Преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т.п.).

2. Развитие нравственности де тей дошкольного возраста в игре

2.1 Игра как ведущая деятель ность в развитии нравственности

Игра для дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие - активности, третьи регулируют взаимоотношения и т.д.

Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствует развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу.

Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдения условий, необходимых для коллективной игры. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарища, как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Так, дошкольник нарушил правила и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. В случае, когда дети соглашаются с нарушителем, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Они должны дружно осудить того, кто пытается выиграть нечестно.

В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание не отстать от товарищей, опередить их может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Поэтому борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

Дети с помощью воспитателя могут составить «Правила дружной игры»:

· Всем вместе договориться о правилах игры;

· Честно соблюдать правила игры;

· Не злиться и не драться, если проиграл.

Можно сформулировать правила в виде пословиц и поговорок:

Нет большего позора - не выполнить договора.

Уговор дороже денег.

Сам себя губит, кто других не любит.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Используя пословицы и поговорки в работе с детьми, воспитатель дожжен понимать, что уровень обобщения может ограничиваться для ребенка конкретной ситуацией. Повторение пословиц в применении к разным ситуациям постепенно обогащает представления дошкольников о содержании образных выражений.

Игровые правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Справедливая и обоснованная оценка, данная коллективом, поддержанная воспитателем, укрепляет в сознании ребенка значение правил в коллективной жизни. Положительное влияние игр на детей обеспечивается правильным педагогическим руководством. Воспитатель вызывает положительное отношение к игре, игровой задаче, знакомит детей с правилами. Доброжелательные отношения в ходе игры определяют ее успех. Здесь велика роль воспитателя. Например, при распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Шел баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет.

По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований к внутренним мотивам, когда правила становятся для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладев правилами, он не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.

В сюжетно-ролевых играх игровые и реальные отношения тесно связаны между собой, но они не тождественны. Поэтому руководство педагога должно быть направлено на те и другие взаимоотношения. При этом нельзя забывать, что для возникновения игры необходима потребность к игре, в выполнении роли. Игровые интересы детей требуют внимание педагога: он должен выяснить, умеют ли они играть вместе, какие сюжеты предпочитают, насколько богаты сюжеты по содержанию, долго ли продолжается игра, как распределяются роли.

Дети старшего дошкольного возраста достаточно овладели социальным опытом поведения, что проявляется в их суждениях, оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Уровень развития общественного мнения возрастает настолько, что воспитатель может опираться на него при организации игр. Дети уже способна к самоорганизации, активно участвуют в выборе сюжета, выдвигают свои предложения. В игре они высказывают свои соображения по поводу личности играющего, выполнении им социальной роли. Так, дети упрекают: «Вася, ты не умеешь играть, ссоришься со всеми. Зачем ты толкнул покупателя? Так продавцы не делают». В игре, таким образом, освоение норм поведения идет по двум линиям: личностной и игровой.

Сюжетно-ролевые игры не имеют таких четких условий и требований, как игры с правилами. Поэтому здесь требуется значительная самостоятельности детей и их способности перенести в игру уже усвоенные правила поведения. Их введению в игру способствует литература. Она же помогает расширить сюжетное содержание игр. Обсуждая с детьми произведения, воспитатель повторяет правила поведения. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, вливается в инсценировку. Важно, чтоб сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащает игру.

2.2 Программы занятий и развлечений на развитие нрав ственности детей в детском саду

нравственный игра дошкольник воспитание

Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Важно, чтобы сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащают игру.

Проиллюстрируем сказанное на примере сказки «Три поросенка».

Игру «Три поросенка» предваряет чтение сказки в обработке С. Михалкова и обсуждение ее содержания. Начать беседу с детьми можно с вопроса: «Кого мы называем добрым человеком!» этот вопрос позволит детям назвать качества доброго человека и обратить внимание на то, что многие хорошие черты личности (доброта, заботливость, стремление помочь другому, трудолюбие) взаимосвязаны. Так, доброта - это забота о других, которая проявляется в умении помочь, что в свою очередь предполагает трудолюбие. Все это можно проследить с дошкольниками на примере сказки.

«Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все три одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что внешне поросята были очень похожи друг на друга.

«Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лугах.

Но вот наступила осень….

Пора нам подумать о зиме, - сказал Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода.

Он предложил всем взяться за работу и построить дом, где можно зимовать вместе под одной крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать на лугу, чем рыть землю и таскать камни.

Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, - Сказал Ниф-Ниф и перевернулся через голову….

Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф. - Я не буду вас дожидаться».

Воспитатель. Чем же отличаются поросята, внешне так похожие друг на друга. (Наф-Наф трудолюбивый, а братья беззаботные.) Кому из них можно отнести пословицы:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

«У ленивого Егорки всегда отговорки», «Кто ленится, тот не ценится»!

«Когда стало совсем холодно, два брата взялись за работу. Ниф-Ниф быстро сделал дом из соломы. Побыстрей старался закончить постройку дома и Нуф-Нуф. Он сделал его из веток и тонких прутьев. Чтобы, как он думал, было теплее. Братья пели песни: «Хоть полсвета обойдешь. Лучше дома не найдешь!». Они отправились посмотреть. Какой дом сделал Наф-Наф. Он натаскал камней, намесил глины и теперь неспеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом. Чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться».

Воспитатель. Как работали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Можно ли сказать, что они работали спустя рукава (не стараясь)? Можно ли к ним отнести пословицу «Не хвались началом, а хвались концом» (учитывая песню братьев - лентяев)? А как работал Наф-Наф? Можно ли сказать, что он работал в поте лица, не покладая рук! Как объяснить эти выражения?

Воспитатель. Кому из героев и почему можно отнести пословицы: «Что посеешь, то пожнешь», «Без труда нет добра», «Лениться да гулять - добра не видать», «Ленивые руки чужие труды любят», «Повинную голову меч не сечет», «Лежачего - не бьют»?

Затем можно прочитать детям басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей». После чтения произведения и уяснения детьми его смысла воспитатель выясняет: «Похожа ли эта басня на сказку Три поросенка? (Ответы детей) правильно. Стрекоза тоже лето красное все пела. А когда наступили холода, она отправилась за помощью к муравью. «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она. Не оставь меня друг милый, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». На что Муравей ответил: «Ты все пела. Это дело. Так пойди же попляши». Окончание сказки или басни вам понравилось больше? Хотели бы вы изменить конец сказки или басни и почему?».

В заключении можно напомнить детям народную мудрость: «Труд горек. А плод его сладок. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Игра «Кто больше»

Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых»

Детям раздают по несколько кружочков из цветной бумаги. И они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружочек «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше всего кружочков) получает бант или значок.

Особое внимание следует уделять тем ситуациям, в которых происходит борьба мотивов, как например, в приведенном ниже стихотворении.

Вот-те-на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать -

На Валетку иль на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить да запираться -

Это плохо, говорят.

Нет, уж лучше мне признаться.

Пусть немного побранят.

Я. Полонский

Воспитатель. О чем размышляет героиня этого стихотворения? Почему она хотела сначала убежать? Что, в конце концов, она решила сделать и почему? Как можно назвать людей, которые так поступают? (правдивые, честные, смелые.) Почему?

Стихотворение С. Маршак «Ежели вы вежливы»

И ежели вы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьба -

То есть сами.

И ежели вы

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой.

И с бабушкой

Вы их не перебьете…

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея

Воспитатель. О каких правилах здесь говорится? Назовите их.

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

Шла маленькая лисичка по берегу моря. Из воды высунулся бычок - морская рыбка. Лисичка стала дразнить бычка: «Бычок пучеглазый, большеротый, бычок - колючий бочок!» А бычок говорит лисичке: «а ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!». Заплакала маленькая лисичка, побежала домой. «Кто тебя обидел?» - спросила мама. А лисичка отвечает: «Бычок сказал, что я косматая и глаза у меня круглые».

«А ты бычку что-нибудь говорила?» - «Я сказала. Что он пучеглазый и большеротый». «Вот видишь - сказала мама - лисица, - ты первая его обидела».

После чтения сказки воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к персонажам сказки. Проводит аналогию с поведением детей, не называя конкретных имен. Затем педагог делает вывод: «Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо».

Стихотворение Н. Юсупова «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу

Но папа нашелся.

Взглянул им в глаза

И робко, и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы,

Что в нем такого.

А вот ведь какое

Чудесное слово.

Воспитатель. Когда мы говорим слово «простите»? Какие еще слова, подобные этому, вам знакомы? (Извините, виноват, больше не буду…).

Россия - наша родина

Программное содержание: формировать у детей представления о стране, в которой мы живем; вызывать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну, познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина».

Ход занятия

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это Родина, родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей.) Правильно, Россия. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое - Родина? (Рассуждение детей)

Место, где родился человек. - город. Село, деревню - называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Кто где родился? (Ответы детей.) большинство из вас родились в Егорьевске. Значит. Это ваша малая родина. Ваш родной город. Куда бы не занесла вас жизнь. В каких бы дальних городах нашей страны вы не жили. Всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. А многие из вас навсегда останутся здесь жить. Получат образование, будут работать, чтобы наш город становился с каждым днем все краше.

У каждого человека есть еще одна Родина. Родина - это и наша огромная великая страна Россия, в которой мы живем. Большая Родина - это наше государство, Россия, со столицей Москва.

Итог занятия

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться. Любить ее глубоко и нежно. Заботиться о ней.

Заключение

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников с нравственностью, проведя несколько занятий и игр по ее воспитанию, можно сделать следующие выводы.

Для ребенка очень значимо нравственное воспитание, оно составляет часть его жизни, миропонимания.

Мы через нравственность воспитываем ребенка, приобщаем его к гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Побуждаем эмоциональность - свойство, которое побуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Прививаем любовь к родине, как к большой, так и к малой, чтобы ребенок испытывал гордость за свою страну, с радостью отзывался о своем родном городе, поистине ценил каждый прожитый день в нем.

В ходе проведенных игр и занятий было выявлено, что дети стали меняться в лучшую сторону, а именно стали более вежливыми, общительными. Стали больше интересоваться своей страной и ее героями.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе методик по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Список литературы

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967. - 385 с.

2. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., 1984. - 125 с.

3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. - 196 с.

4. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. - 112 с.

5. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. - 196 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - 318 с.

7. Нечаева В.Г. Макарова Г.А. Нравственное воспитание в детском саду. - М., 1984.

8. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-изд., - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.

9. Тонковая-Ямпольская Р.В. Шмидт-Кольмер Е. Хабинакова Э. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. - М., 1984. - 284 с.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974. - Т.9. - 286 с.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980. - 237 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности. Изучение механизмов и содержания нравственного воспитания. Выявление отношения дошкольников к нравственным нормам в ходе экспериментального исследования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Экспериментальное выявление уровня духовно-нравственного развития с помощью внедрения программы "Истоки".

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Ценность нравственного воспитания. Сущность и природа нравственности. Развитие морального сознания ребенка. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников, формировании личности. Проблемы нравственного воспитания и их исследование.

    реферат , добавлен 17.08.2010

    Методика и анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников ДО

    дипломная работа , добавлен 27.12.2007

    Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. Характеристика и специфика нравственного воспитания в семьях детей дошкольного возраста. Эмпирическое исследование влияния семьи на нравственное воспитание младшего дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Актуальность нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования. Роль сказки в воспитании нравственности. Нравственность и воздействие средствами театральных постановок. Игра и нравственность.

    отчет по практике , добавлен 07.05.2012

    Механизм нравственного становления личности. Задачи нравственного воспитания, основные факторы, средства и методы. Личный пример, фольклор, связь поколений, идеал. Национальное своеобразие воспитания. Духовное богатство народа и народная педагогика.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Сущность и основы нравственного воспитания. Общая характеристика младшего школьного возраста, особенности личностного развития детей в данный возрастной период. Содержание исследования нравственного воспитания как части воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2014

    Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания. Роль дошкольного учреждения и семьи в формировании духовной нравственности детей. Проведение игр, бесед, творческих занятий и экскурсий для развития патриотизма, духовности и доброты у дошкольников.

    аттестационная работа , добавлен 25.03.2014

    Раскрытие и описание понятий "нравственное воспитание", "обряды", "традиции", изучение и анализ литературы по данному направлению. Педагогический опыт нравственного воспитания дошкольников, место и значение в нем украинских народных обрядов и традиций.


Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние "этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Выводы:

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности. Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы, субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности.

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

Никитина-Крыжко И.В.


Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *