Значение двигательной активности у дошкольников. Здоровье и двигательная активность дошкольника. Индивидуальные занятия по развитию двигательных навыков

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом. Дозированная мышечная нагрузка способствует разрядке отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение и усталость, повышает жизненный тонус и работоспособность. Кроме того, импульсы, поступающие с работающих скелетных мышц, стимулируют течение окислительно-восстановительных процессов, функциональную активность различных органов и систем. Это имеет важное значение для сохранения здоровья.

Режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности дошкольника.

Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагоги заботятся об организации двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей

Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду» .

Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре и воспитанию исподволь, собственным примером. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху. Очень важным средством физического воспитания детей являются прогулки. В зависимости от времени года они могут быть пешеходными, лыжными или водными. Такие прогулки не только помогают укреплению здоровья ребят, но и способствуют всестороннему развитию их. Утренние, дневные и вечерние прогулки с детьми должны быть насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, дыхательные упражнения, трудовые поручения и экскурсии. Планирование работы по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышает двигательную активность детей. При этом очень важно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Танец – простой метод двигательной активности. Занятия танцами тренируют дыхательную систему. Усиливают кровообращение, что в свою очередь увеличивает поступление кислорода в организм и благоприятно сказывается практически на всех внутренних органах и системах. Танцы улучшают координацию движений и укрепляют вестибулярный аппарат. Танцы положительно влияют на психическое состояние человека, так как помогают выработке гормонов счастья - эндорфинов. Улучшают настроение, помогают бороться со стрессами, депрессиями, страхами, нервозностью.

Лешкова Лариса Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад №40 "Снегурочка"

г. Сургут

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье - для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей .

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни .

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важным средством воспитания.

Ещё Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо условие таких понятий, как пространство, время, форма. К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал роль движений в овладении ребёнком родного языка.

По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Академик Н.Н. Амосов назвал движения « первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств .

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации - ускоренному развитию ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» специально придуманными движениями - физическими упражнениями .

Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов предлагают определить двигательную активность как естественную основу накопления резервов здоровья человека. Э.А.Степанкова определяет двигательную активность как «основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка». Исследователи (Е.В.Хрущев, С.Д.Поляков, Т.И.Осокина, Ю.Ф.Замановский) одним из основных условий организации двигательной активности ребёнка считают систематическое использование циклических упражнений в ходьбе, беге, прыжках. Длительные равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно - сосудистой, дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности, сознанию и укреплению позитивного эмоционального фона .

Различные виды циклических двигательных упражнений являются к тому же средствами развития общей выносливости. По мнению специалистов, существует прямая зависимость между показателями развития этого качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков .

Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением, сердечно - сосудистыми заболеваниями, что приводит к сокращению жизни на 5-15 лет. Многие дети нуждаются в психологической коррекции, так как они характеризуются серьёзным психологическим неблагополучием, а мы знаем, что физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием .

Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. В социально-биологическом развитии ребёнка, следует подчеркнуть, дети обладают высокой пластичностью всех сторон жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в ребёнке накапливается двигательный опыт благодаря отсутствию жесткой генетической программы ограничивающей проявлению двигательной функции. В этой связи, по определению Н.А.Фомина и Ю.Н.Вавилова, накопление и обогащение двигательного опыта ребёнка с целью использования «двигательного богатства» на последующих этапах жизнедеятельности является биологически оправданным.

С позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе.

В работе соблюдены следующие принципы организации двигательного режима детей в группе:

Принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип комплектности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

Принцип активности, сознательности - участие в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

Принцип адресованности и преемственности - поддерживание связи между возрастными категориями, учет состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки .

Проанализировав работы специалистов в данной области, нами сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы оптимизации двигательной активности младших дошкольников.
  2. Провести комплекс диагностик по выявлению уровня двигательной активности.

3. Разработать методический комплекс мероприятий по оптимизации двигательного режима.

Теоретико-методическая база: исследования по проблеме двигательной активности младших дошкольников (В.А. Шишкина, М.А. Рунова, М.Н. Алиев и др); по проблеме развития физических качеств дошкольников (Е.Н.Вавилова, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева и др.); исследования по проблеме развития двигательной активности детей на основе преобладания циклических упражнений в ДОУ (Е.В. Хрущев, С.Д. Поляков, И.Н. Бочарова, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский и др.).

Методы исследования.

Теоретические:

Анализ педагогической литературы по теме исследования;

Интерпретация литературных источников;

Обобщение;

Эмпирические:

Наблюдение;

Тестирование;

Методы математической обработки данных эксперимента.

Особенности двигательной активности в жизнедеятельности ребенка младшего дошкольного возраста

Потребность в движении заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» специально придуманными движениями - физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности детей.

Я поставили перед собой два вопроса:

Достаточно ли двигаются дети младшего и среднего дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения;

Существуют ли нормы двигательной активности детей дошкольного возраста?

При анализе режима дня детей младшего дошкольного возраста выявились факторы, ограничивающие двигательную активность детей. Программой « Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

Васильевой М.А. на проведение занятий во 2-х младших группах детского сада отводится 165-220 минут в неделю: 75 минут это занятия ФИЗО и МУЗО. Остальные 90 минут отводится занятиям, когда дети проводят большую часть в статичном положении (за столами, на ковре, стоя), а это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление.

Таким образом, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривления позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости силы.

Проанализировав самостоятельную деятельность младших дошкольников, сделала вывод, что дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Много времени в группах младшего возраста уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняют в организации своей деятельности, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, ещё не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей.

В каких единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего - условных шагах. Для этого используется специальный прибор – шагомер. Это так называемый объем движений. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста при 12-часовом пребывании в детском саду (из них 2часа сон) он равен 7.5- 9.5 тысяч, у детей старшего возраста равен 11000-12500 тысяч шагов .

Как видим, с возрастом количество движений у детей увеличивается.

Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 45 - 50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении .

Таким образом, по результатам диагностики общий двигательный режим не способствует достижению должного уровня двигательной активности детей. Так, число детей 3-4 летнего возраста, у которых отмечается более благоприятный уровень двигательной активности, составило 35% то общего числа обследованных, а 65% составляют гиперактивные и малоподвижные дети.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного режима детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности самостоятельности.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность).

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные .

Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается « малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений .

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков .

Таким образом, организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.

В нашей группе режим дня предусматривает разнообразную деятельность детей в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей и состоянием здоровья.

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья детей поступающих в детский сад. Все дети имеют 2 группу здоровья. Рассматривая структуру хронических заболеваний, следует отметить, что на первом месте находятся заболевания органов дыхания; на втором заболевания костно-мышечной системы, на третьем - аллергические заболевания. У детей наблюдаются частые заболевания ОРВИ в период эпидемий, и из-за неблагоприятных факторов окружающей среды.

В связи с этим разработаны оздоровительные мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма заболеваниям, общего тонуса и двигательной активности, а также включены упражнения по предупреждению заболеваний глаз и костно-мышечной системы.

Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является организация двигательной активности дошкольников.

В нашем детском саду и в группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. В группе оборудован спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества.

Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Уделяется большое внимание организации двигательной активности прогулке.

На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование, а так же на прогулке используется разнообразный выносной материал для повышения двигательной активности.

Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения.

Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования .

Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений .

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет .

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя.

Формированию самооценки способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость .

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий .

Таким образом, необходимо показать детям зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Двигательная активность – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков .

А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

Обучение двигательным умениям и навыкам требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно-логической– при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательной - моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений .

Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни .

Таким образом, можно вывести такую формулу:

Циклограмма двигательной активности детей младшего возраста

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Прием на улице.

Основные виды движений.

Всего: 20 минут

Прием в группе

Всего: 20 минут

Попрыгаем как «воробушки (с продви-жением вперед на расстояние 2-3 м)

Попрыга-ем как «кузнечики» (в длину с места)

Полетаем как «птички»

(чередование бега врассыпную с бегом в условленное место по сигналу)

« Быстрые ножки»

(бег с изменением темпа, в медленном до 1 мин, в быстром 10 метров)

« 1,2,3- к дереву беги» бежать по сигналу воспитателя в указанное место)

« Кто самый быстрый и ловкий» (убегать от догоняю -щего)

« Кто первый»

(бег на перегон-ки)

« Птички клюют зернышки»

« Курочка и цыплята» (ходьба парами, широкими и мелкими шагами со сменой направления по сигналу и взмахом рук)

« Идем в гости»

(ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую)

« Солдаты» (ходьба в колонне по одному с высоким поднимани-ем колена)

Карусель (ходьба в колонне по кругу взявшись за руки со сменой направления по сигналу и с ускор.и замедлением темпа)

« Цапли» (стоять на одной ноге 4-8 сек)

« Идем по узкой дорожке» (переставляя пятку одной ноги к носку другой)

Покружимся как «листочки, снежинки»

« С кочки на кочку»

(ходьба в колонне по одному, пристав-ным шагом вперед, назад)

« Самый меткий»

(прокат.мяча под дугу с целью сбить кеглю)

«Подбрось и поймай»

(бросания мяча вверх и ловля двумя руками)

« Кто самый ловкий»

(ловля мяча, брошенного воспитателем, расстояние 70-100 см)

« Мой веселый мяч»

(бросание мяча двумя руками о землю и ловля его стоя на месте)

(метание на

дальность правой и левой рукой)

Оздоровительная ходьба вокруг детского сада (7 минут)

« Ловкие ребята» (катания мяча друг другу с увеличением расстояния)

«Догони мяч»

(ползание на четвереньках за катящимся мячом)

«Разноцветные мячи

(катания мяча между предметам)

Попрыгаем как «мячики»

(с продвижением вперед на 2 метра)

« Веселые петрушки»

(прыжки на двух ногах из обруча в обруч)

«Шустрые мышки»

(прыжки со сменой положения ног)

Попрыгаем как «зайчики» (на двух ногах вокруг предметов)

«Ловкие котята»

(прыжки на двух ногах вверх с места, доставая подвешенный предмет)

« Лесные жучки» (ходьба на носочках с перешагиванием через предметы)

« Большие и маленькие ножки»

(ходьба парами широкими и мелкими шагами со см.направ.сигналу)

« Тиши мыши» (ходьба в колонне по одному «змейкой», огибая предметы)

«Карусель»

(ходьба по кругу со сменой направления)

«Солдаты» (ходьба в колонне по 1-му с высоким подниманием колена)

« Кто больше»

(бросание мяча вверх и ловля его двумя руками)

« Скорей лови» (ловля мяча брошенного воспитате-лем 70-100 см)

«Самый меткий» (прокатывание мяча под стулом)

« Попади в корзину»

«Гимнасты» (ходьба по скамейке)

«Ловкие жучки» (ползание на четвереньках между предметами

«Внимательные ребята» (строевые упражнения повороты)

Пролезание в обруч

«Музыкальная пауза»

Утренняя гимнастика (массирующая дорожка 2 и 4 недели)

Хороводная игра

Подвижная

Игры с движением под текст

Подвижная

Малоподвижная

9:00-9:45 Переходы (через 1-й этаж)

ФИЗО (3 минуты)

МУЗОт (3 минуты)

ФИЗО (3 минуты)

МУЗОм (2 минуты)

Прогулка. Приветствие детей других разными способами бега(6 минут)

Подходить к объекту наблюдения разными способами ходьбы

Подвижные игры

10-12 минут

Самостоятельная двигательная активность

Индивидуальная работа по основным видам движений

Всего: 32 минуты

Бег с выполнением заданий

Бег «змейкой»

Бег с изм. темпа: в медленном 50-60 сек, в быстром на расст. 10м

Бег обычный с чередованием на носочках

Бег в колонне по одному: по прямой, по извилистой

«Будь внимателен

(с выполнением заданий: с остановкой, приседанием, поворот.)

«Ловкие котята» (ходьба змейкой)

«Дружные ребята»

(парами, в колонне по одному)

Игры с мячом, на ориентировку в простр., строевые упражнения

Игры с бегом, сюжетные

Игры на метание, катание на санках, скольжение

Игры с прыжками, предметами

Игры на развитие равновесия, прогулка на участ.

«Достань до игрушки»

«Не задень»

(подлезание под дугу, не касаясь земли)

«Донеси и не урони»

(мешочек)

«Будь внимателен»

(перешагивание через шнуры)

«Попади в ворота»

(прокатывание мяча с целью сбить кеглю)

«Попади в баскетбольную корзину»

«Лошадки»

(бег с изменением темпа)

«Катить мячик по дорожке»

(прокатывание мяча по дощечке)

«Добрось до игрушки»

Ходьба, равновесие

Катание, бросание и ловля

Оздоровительная ходьба вокруг детского сада 400 метров с увеличением нагрузки. 10 минут

Ходьба по массажным дорожкам с выполнением упражнений. Гигиенические процедуры.

Самостоятельная деятельность детей.

«Попади в баскетболь. корзину»

«Ловкие котята» (лазанье по лестнице и спуск с нее)

«Достань до игрушки»

«Донеси и не урони»

(мешочек)

«Будь внимателен»

(перешагивание)

Двигательный час

Прогулка

Подвижные игры (10-12 минут)

Самостоятельная двигательная активность.

Индивидуальная работа по основным видам движений. Всего: 27 минут

Попрыгаем как «воробушки» (с продвижением вперед на расстояние 2-3 м)

Попрыгаем как «лягушата» (вверх с места доставая предмет)

Попрыгаем как «зайчики» (на двух ногах на месте).

Попрыгаем как «кузнечики» (в длину с места)

Попрыгаем как «мячики» (вверх с места)

« Кто первый»

(бег наперегон-ки)

«Веселая карусель»

(бег по кругу взявшись за руки с ускор. замед. темп

«Поезд» (бег в колонне друг за другом с остановкой по сигналу)

« Быстрые ножки»

(бег с изменением темпа, в медленном до 1 мин, в быстр.10м

«Будь внимателен» (бег с выполнением заданий)

«Лиса и лисята» (ходьба на носочках)

«Как солдатики» (с высоким подниманием колена)

«Не ошибись»

(ходьба с выполнением заданий)

« Курочка и цыплята» (х.парами, шир.и мел. шагами со сменой направ. по сигналу и взмахрук)

« Птички клюют зернышки

(чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой)

Игры с прыжками, предметами

Игры с мячом

Игры на развитие равновесие

Игры с бегом

Игры на метание, катание на санках

«Лошадки»

(бег с изменением темпа)

«Цапли» (стоять на одной ноге 4-8 сек)

«Донеси и не урони»

(мешочек)

«Катиться мячик по дорожке прокатыв мяча по дощечке)

«Прыгуны» (прыжки через предметы, высотой 5-10 см)

Метание, подлезание, пролезание

Ходьба, равновесие

Катание, бросание и ловля

Бег, строевые упражнения (повороты)

Оздоровительная ходьба вокруг детского сада 1 круг (5 минут)

Самостоятельная двигательная деятельность.

«Догони мяч»

(ползание на четвере-

ньках за катящимся мячом)

«Разноцветные мячи-ки» (катания мяча между предме-тами)

« Меткий стрелок» (бросание мяча двумя руками снизу вдаль)

« Ловкие ребята» (катания мяча друг другу с увеличе-нием расстояния

«Кто самый ловкий» (перепрыгивание через 3 скакалки)

«Гимнасты» (скамейка)

«Не задень» (пройти мимо двигающегося предмета)

«Бежит мячик по дорожке» (катание мяча по скамейке)

Заключение

Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и рационально организованный двигательный режим в группе позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

Таким образом, с позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, будет достигнуто при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе,

способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, сократятся ненужные усилия, дети станут активнее, самостоятельнее. Дальнейший рост силы расширит двигательные возможности и ведет к появлению новых движений, а также будут совершенствоваться имеющиеся двигательные умения и навыки.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Список литературы

  1. Агаджиновой С.Н., Орла В.И. Оздоровительная работа в ДОУ.СПб.: «Детство-пресс», 2008.- 170 с.
  2. Александрова Е.Ю. Программа «Остров здоровья», Волгоград: учитель, 2006.- 151 с.
  3. Алиев М.В. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. Ашхабад, 1984.- 147 с.
  4. Алямовская В.Г. Лекция №1 «Научно-методические основы современных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  5. Алямовская В.Г. Лекция №2 «Основные направления и пути оптимизации оздоровительной деятельности ДОУ» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  6. Алямовская В.Г. Лекция №3 «Психология здоровья дошкольника» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  7. Алямовская В.Г. Лекция №4 «Оздоровительная направленность физкультурных мероприятий». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  8. Алямовская В.Г. Лекция №5 «Психолого-педагогический мониторинг здоровья и физического воспитания дошкольников». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  9. Алямовская В.Г. Лекция №6 «Специфика организации оздоровительной деятельности в ДОУ компенсирующего вида»- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  10. 10. Алямовская В.Г. Лекция №7 «Традиции и принципы семейного воспитания в оздоровительной деятельности ДОУ».- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  11. 11. Алямовская В.Г. Лекция №8 «Технологии разработки базовой и профильной оздоровительной программ». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 80с.
  12. 12. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А.Занятия, игры, упражнения по формированию правильной осанки у дошкольников. Волгоград.: Учитель, 2009.- 203 с.
  13. 13. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века. М.: Просвещение, 2008.- 198 с.
  14. 14. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной.- М.: 1990.-104 с.
  15. 15. Бернштейн Н.А. Ловкость и ее развитие. М.: Просвещение, 1991.- 201с.
  16. 16. Будько Т.С. Математика плюс движение. Мозырь, 2009.- 54 с.
  17. 17. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт,1982.- 224 с.
  18. 18. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  1. 19. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: 1983.- 126 с.
  2. 20. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение. -1986.- 144с
  3. 21. Викулов А.Д., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей.Ярославль, 1996.- 156 с.
  1. 22. Голубева Л.Г., Доскин В.А. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2003.-49 с.
  2. 23. Демерт Р. «Бегай, ползай, прыгай», Москва 1972
  3. 24. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва.: Просвещение, 2004.- 203 с.
  4. 25. Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.-М.: линка-пресс, 2000.-296 с.
  1. 26. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва.: Просвещение, 1999.- 185 с.
  2. 27. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровым. М.: Просвещение,1989.- 190 с.
  3. 28. Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. Д/в №11 2007.
  4. 29. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей.Ярославль.: Союз, 2005.- 189 с.
  1. 30. Кеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры.М.: Просвещение, 1983.- 224 с.
  1. 31. Козак О.Н. Азбука развлечений. СПб.: союз, 1997.- 144 с.
  2. 32. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва.: Просвещение, 2005.- 233 с.
  3. 33. Крылов Н. И. Здоровье - сберегающее пространство ДОУ.Волгоград.: Учитель, 2009.- 218 с.
  1. 34. Лаптев А.П. Азбука закаливания. М.: 1986.- 96 с.
  2. 35. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.М.6 просвещение, 1991.- 156 с.
  1. 36. Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровье - сберегающая системаДОУ. Волгоград.: учитель, 2009.- 186 с.
  1. 37. Моргунова О.Н. Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ.Воронеж, 2005.- 196 с.
  1. 38. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками.М.: просвещение, 1986.- 112 с.
  1. 39. Подольская Е. И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград,: Учитель, 2010.- 199 с.
  2. 40. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет.Волгоград: Учитель, 2010.- 143 с.
  1. 41. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010.- 167 с.42. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.М.: Просвещение, 2000.- 145 с.
  1. 43. Толкачёв Б.С. Физкультура и здоровье. М.: 1992.- 176 с.
  2. 44. Телюк С.А. Работа с детьми на прогулке. Д/В №1 1990.
  3. 45. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду.М.: Просвещение, 2003.- 177 с.
  1. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986.- 159 с.
  2. Шишкина В.А. Движение + Движения. М.: Просвещение

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Анализ официальных документов, теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Воспитание здоровой личности в самом широком смысле - основное требование модернизации системы образования.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития для детей была обеспечена педагогически целесообразная среда. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

­ накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

­ формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

­ развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим - это как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура - 24 часа в сутки!»

Двигательный режим по ФГТ - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. В литературе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Однако это одностороннее освещение сущности двигательного режима. Назначение его не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна содержательная сторона - разнообразие движений, видов и форм деятельности.

Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65-75% времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей - это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого .

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.

К организованным формам двигательной активности относятся:

физкультурные занятия;

физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы;

домашние задания по физкультуре;

индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

секционно-кружковые занятия;

профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

Главная цель двигательного режима - удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях .

Высокий интерес к какой-либо деятельности, проявление творчества в значительной степени свидетельствуют о психологическом комфорте ребенка, ибо интересы выражают его специфическое отношение к объекту, обусловленное жизненным значением и эмоциональной привлекательностью.

При внимательном наблюдении за детьми можно достаточно отчетливо по этим критериям оценить их психологическое благополучие в определенный период бодрствования. Если ребенок не хочет идти в детский сад, с трудом расстается с родителями, малоподвижен, часто грустит, капризничает, плачет, ссорится со сверстниками, не активен в период бодрствования, если он зажат, скован, значит, психологический дискомфорт налицо и надо срочно принимать меры!

Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом, как считает Шишкина В.А., отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодичных физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач .

Куракина Анастасия
Значение двигательной активности у дошкольников

"Значение двигательной активности у дошкольников"

Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности:

Утренняя гимнаст ика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Двигательная размин ка. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Физкультминут ка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Подвижные игры на прогулк е. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.

Индивидуальную раб оту с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей.

Гимнастика после дневного с на в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Самостоятельная деятельно сть является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и рационально организованный двигательный режим в группе позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, будет достигнуто при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе, способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, дети станут активнее, самостоятельнее. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Публикации по теме:

Система работы по усилению двигательной активности дошкольников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №24» «Движение + движение = формула здоровья» Воспитатель высшей.

В соответствии с годовым планом работы в "МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка" 10.02.2016 года был проведен смотр – конкурс «Нетрадиционное.

Использование территории детского сада для развития и оптимизации двигательной активности дошкольников во время прогулки. Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов.

С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Нестандартное оборудование как средство оптимизации двигательной активности дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье.

Организация двигательной активности дошкольников на прогулке. Игры-эстафеты для детей 3–5 лет Тема: «Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка, формирование его эмоциональной сферы» Цель: Физическое развитие ребенка.

Организация двигательного режима дошкольников в течение дня

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематических физкультурных занятиях. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путём одних занятий. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, воспитатель использует в установленном режиме дня различные формы работы.

Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий в неделю, воспитатель в течение дня обязательно предусматривает время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляет возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-"мачту" и т.д.). Можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу сделать разметку для игры в "Классики". Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. На участки необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. В процессе индивидуального общения с воспитателем в удобном для ребёнка темпе, он, осознанно воспринимая задание и опираясь на указанные ему ориентиры, выполняет его. В этих случаях индивидуальное обучение не только способствует освоению данного двигательного действия, но и развивает ребенка, активизирует его мыслительную деятельность. Объединение детей в небольшие группы целесообразно также при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, а если проводилась подвижная игра, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. В группе детей третьего года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие самостоятельные первоначальные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца и т. д. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, необходимы горки, лесенки, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании и т. д. под руководством воспитателя.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей четвёртого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями "Программы воспитания в детском саду". Для упражнений в бросании и метании мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме: кольцеброс, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки. Для детей старших групп, особенно подготовительной, целесообразны игры с элементами спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом.

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.

Всё указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя. Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходима смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы ребёнка. Физическое воспитание во всех его компонентах чередуется с другими занятиями и деятельностью детей. При соблюдении систематически такого чередования, распорядок дня вызывает положительную реакцию детей.

Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.