Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных качеств личности, формирования эстетического вкуса, нравственного воспитания. Театрализованная деятельность как средство развития личности дошкольников

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованные игры - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей.

Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет .

Театр дает возможность ребенку проявить себя в различных видах деятельности: песенном, танцевальном, игровом.

Театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. С самых ранних лет ребенок стремится проявлять творчество. Поэтому так важно создать в детских коллективах атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст, произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка-пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «передали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображения особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И это следует сделать в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано или поздно входят аудиовизуальные средства информации (телевизор, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченных, потому что ему преподносится образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения) .

Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованный игре думают о воздействии других людей. Их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д.

На интерес к театрализованным играм у детей возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль родителям. Также, на протяжении всего дошкольного детства детский интерес поддерживается осознанием успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.

В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст, произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как в сказке «Теремок» лиса строила ледяную избушку. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети должны сами придумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае, требуется выбрать любое событие из сказки и, молча, разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то получается: удачно сказал реплику зайца в той же сказке «Теремок», выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т.п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Старшие же дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов и т.д. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля. С помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп, педагогический и обслуживающий персонал.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавая условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Разнообразие тематики средств отображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности дошкольника, развития творческих способностей детей.

Такое разностороннее влияние на все стороны личности ребенка, на развитие его творческих способностей будет эффективным, если руководство театрализованной игрой будет правильным и позволит сохранить всю прелесть её творческого характера.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А.Сухомлинский) .

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Творческие игры дошкольников.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним .
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;


-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);


- отдельные упражнения по этике;


- упражнения в целях социально- эмоционального развития детей;


- игры-драматизации.


Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

- совершенствование познавательных процессов.

Классификация творческих игр.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способсвуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Большинство исследователей
приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству
и
часто называют их «творческими» ( М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин. Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

    роль (определяющий компонент)

    игровые действия

    игровое употребление предметов

    реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.).
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интереснойдеятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность.Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов
(Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова , но они приближаются к нему . Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка. (С.А.Козлова, Т.А Куликова).

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Это объясняется двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров.
эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).
Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и режиссерские игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой . Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.

Дата публикации: 11.03.18

Подготовил воспитатель

МБДОУ №4 "Умка" г.Сургут:

Злодеева Н.В.

Сургут 2018

Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

2 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.

3 Антропова М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование № 24 (96), 2002.

4 Богачёва Н. И. , Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М., Академия, 2001, 208 с.

5 Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1978, 207 с.

6 Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с.

7 Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.

8 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.

9 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2001.

10 Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.

11 Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999.

12 Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.

13 Орлова Ф. М., Соковнина Е. Н. Нам весело. М., Просвещение, 1973, 207 с

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Медведевым Д.А. в 2010 году был представлен новый проект развития системы образования «Наша новая школа», в котором поставлена цель преобразовать школу в «школу будущего». Для достижения цели выделены главные задачи:

  • - развитие творческой среды для выявления особо одарённых детей с раннего возраста;
  • - развитие творческих способностей у детей.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. По утверждению выдающихся психологов Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Психологи советуют начинать развитие творческих способностей с раннего возраста, так как мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» именно в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать талантливым и гениальным. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблемы принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников. Выявление и развитие творческих способностей у детей считается актуальной задачей на сегодняшний день и каждый педагог должен найти пути ее решения.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. (Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2011).

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Таким образом, приходим к выводу, что выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Целью дальнейшей работы явилось развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи :

  • · Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
  • · Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • · Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • · Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • · Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности.
  • · Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Деятельность с детьми строится на следующих принципах

  • 1) Принцип создания развивающей среды - создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
  • 2) Принцип психологической комфортности - создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
  • 3) Принцип активности и свободы самовыражения - создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
  • 4) Принцип наглядности - имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно - образный характер.
  • 5) Принцип индивидуального подхода к детям - педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • 6) Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Организация работы по данной теме осуществлялась в три этапа.

Была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме.

Изучение литературы показало, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов - Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой, Н. Сорокиной, Л. Миланович, М. Маханевой и др. Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества.

Для осуществления работы по развитию творческих способностей за основу была взята программа «Театр - творчество - дети» (автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), т.к. именно в ней авторы впервые систематизировали средства и методы театрально-игровой деятельности, а также научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Авторы данной программы выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной, т.е. важнейшим в детском творческом театре есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие творческих способностей и личности ребенка.

С целью выявления интереса к театру и для отслеживания творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности были проведены наблюдения, беседы, опросы родителей.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:

в группе руками воспитателей и родителей оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Изготовлены куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, подобраны карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Составлен перспективный план кружковых занятий, которые организуются систематически 1 раз в неделю, по подгруппам, состав подгруппы 10-12 детей, длительность занятий 20 минут. Данной работой охвачено 100% детей группы.

Занятия кружка проходят в двух направлениях:

  • 1. Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
  • 2. Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Строятся по единой схеме:

  • 1часть - «Вводная» - введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • 2 часть - «Рабочая» - театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • 3 часть - «Завершающая» - эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для выполнения поставленных задач используем такие методы и приемы обучения.

Таблица 1. Методы и приемы обучения

Игровая деятельность

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В игре есть все для полноценного развития личности. В игре ребенок пробует свои силы и возможности, учится преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия. Именно в игре дошкольник получает возможность непосредственного жизненного опыта, который может отобразить в театральной деятельности.

Моделирование

Освоение детьми метода моделирования, положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический образ с реальным. В качестве модели используются: схемы, карты, пиктограммы, макеты, графические изображения, «подвижные аппликации».

Использование произведений художественной литературы

Благодаря сказке ребенок познает жизнь, мир не только умом, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Ведь литературные произведения для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность / дружба, доброта, честность, смелость и др./

Наглядность

Наглядность один из основных наиболее значимых методов обучения дошкольников, так как у них преобладает наглядно - образное мышление.

Беседа - обсуждение

Метод направлен на развитие коммуникативных навыков, на развитие речи, развивает умение выслушивать друг друга, поддерживать общую беседу, обсуждать возникшие идеи по очереди, четко и ясно выражать свое мнение. В процессе коллективного обсуждения дети раскрываются для себя и друг для друга с самых неожиданных сторон.

Проблемные ситуации

Метод направлен на развитие умения искать и находить выходы из различных ситуаций. Позволяет услышать многообразие мнений других детей, мотивирует на активность в разных видак детской деятельности, в том числе и в театрализованной.

Изобразительная деятельность

Само рисование несет множество развивающих функций: развивает чувственно - двигательную координацию, способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различных рода эмоций.

Наблюдения

Метод помогающий проследить за эмоциональными проявлениями людей в определенных жизненных ситуациях для более легкого воспроизведения в спектаклях, этюдах, играх каких либо эмоциональных состояний.

Целенаправленное использование этюдов помогает детям развивать выразительность жеста, уметь воспроизводить отдельные черты характера, тренировать определенные группы мышц, развивать память. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки.

На занятиях использовали различные упражнения, игры с целью помощи детям в овладении средствами образной выразительности. Знакомили детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировали средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагали различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.). Здесь были задействованы разные средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предлагали детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого использовали карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

В дальнейшем использовали графические модели различных эмоций, разыгрывали мини-сценки, этюды. Также предлагали детям следующие задания:

  • а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;
  • б) Передать друг другу книгу, как будто это - огонь, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;
  • в) Взять со стола нитку, как будто это - змея, горячая картошка, пирожное;
  • г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это - канат, широкая дорога, узкий мостик;
  • д) Прогуляться по многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно.

Работая над темой, столкнулись с определенными трудностями. Одна из них тесно связана с формированием мимических и двигательных проявлений, необходимых для активизации театрализованной деятельности. Дети часто не владеют способами выражения эмоционального состояния с помощью мимики и жестов, их творческая фантазия не может выразить или придумать какой либо образ. У тревожных, замкнутых детей мимика бедная, движения не выразительные. С такими детьми работу строим по - другому - для начала такие дети являются зрителями на спектаклях, также им отводятся такие роли, как кассир, гример, костюмер, художник и т. д. На занятиях они участвуют в небольших этюдах, сценках, играх, направленных на расслабление мышц; работают с пиктограммами.

В результате дети начинают лучше понимать разнообразные эмоциональные проявления и могут их изобразить. Постепенно пропадает скованность и они с большим удовольствием и интересом сочиняют элементы движений, могут увлеченно импровизировать, используя при этом мимику, жесты, перевоплощаться в образы различных героев сказок, зверей. Еще одна проблема, с которой столкнулись в ходе работы - это нехватка костюмов, кукол, декораций. Решить проблему помогли родители. Многие из них участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Например, для спектакля «Мешок яблок», родители совместно с детьми подготовили костюмы вороны, крота, белочки и др.

В сотрудничестве с родителями стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно - речевой деятельности. Одной из интересных форм является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Например, на литературной викторине родители совместно с детьми с удовольствием поиграли в сказку «Теремок». Видя веселую игру родителей, дети с еще большим интересом относятся к театрализации. Также мамы и папы привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Путаница» и «Теремок» в средней группе»; «Коза и семеро козлят на новый лад» в старшей группе; «Происшествие в лесу» и «Кошкин дом» в подготовительной группе. Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках, на родительских собраниях, фестивалях детского творчества дошкольного учреждения. В скором будущем надеемся на показ спектаклей в других детских садах. Элементы театрализации используются в непосредственно - образовательной деятельности, самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах:

  • · большинство детей умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации;
  • · владеют техникой кукловождения;
  • · владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
  • · с удовольствием выполняют творческие задания;
  • · стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу;
  • · дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями;
  • · дети проявляют интерес к истории театра. В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения;
  • · у дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами;
  • · дети владеют приемами нанесения театрального грима;
  • · у детей появился интерес к подготовке театрализованного показа;
  • · к 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.

По окончании детского сада, выпускники продолжают заниматься в кружках дополнительного образования. Многие дети учатся в музыкальной школе, посещают театральные, танцевальные кружки. Выступают на школьных и городских мероприятиях. В конкурсах получают призовые места.

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности достиг значительного подъема и соответствует поставленным целям и задачам. Театрализованная деятельность всесторонне развивает личность. Дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций. Формируется нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим, а значит, ребенок легче входит в сложный социальный мир.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов - практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

В советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С. Л. Рубеншнейна. Эти виды деятельности рассматриваются им как этапы индивидуального развития человека, формирования и развития сознания. Эти виды деятельности стали рассматриваться всеми нами как фундаментальные формы психологического развития человека, формирования его сознания и личности от рождения до зрелости.

Многие специалисты в области детской психологии превратили игру в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребёнка с первого года жизни до начала систематического учения. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни.

Основное различие между игровой театральной деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нём обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей театрализованной деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. В психологической и педагогической литературе получило распространение понятия театрализованной деятельности именно как деятельности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста. Но включение театрализованной деятельности в деятельность человека любого возраста будет сопровождаться теми же особенностями. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать характеристики театрализованной деятельности, основанные, в первую очередь, на характеристиках театрализованной деятельности ребёнка.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

· с художественным образованием и воспитанием;

· формированием эстетического вкуса;

· нравственным воспитанием;

· развитием коммуникативных качеств личности;

· воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;

· созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает в становлении самооценки.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного развития:

· развитие разносторонних представлений о действительности

· наблюдение за явлениями природы, поведением животных

· обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы

· развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;

В сфере социального развития:

· формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

· воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

· развитие эмоций;

В сфере эстетического развития:

· развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа

· приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

· создание выразительного художественного образа

· развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата

· организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций

· обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов;

В сфере развития движений:

· согласование действий и сопровождающей их речи

· развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

· поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

Театрализованная деятельность есть ни что иное как наличие в концерте единого художественного сценического образа, для создания которого используются присущие театру, театральному действию, выразительные средства. А именно:

· Сценическое действие. Введение в номер сценического действия, когда жанр номера его не предполагает. (Например, выступление академического хора);

· Мизансцена. Введение в номер различных сочетаний поз, движений исполнителей, когда жанру номера присуще статичное расположение артистов на сцене. Введенные позы и движения внешне выражают сущность происходящих в данный момент на сцене событий и отношения между исполнителями.

· Сценическая атмосфера. Для создания которой используется: игровой свет, фоновая музыка, шумы и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие концерта.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта будущего актёра: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Художественная деятельность, в свою очередь, это деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается какое-либо произведение искусства. Она включает различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту .

Театрализованная деятельность является сегментом художественной деятельности, одной из ветвей развития. Существуют две стороны театрализованной деятельности:

1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

2. Режиссёрская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Исходя из основных характеристик театрализованной деятельности, мы можем выделить следующие её виды:

1). Театрализованная деятельность компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2). Театрализованная деятельность оригинального вида - создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

3). Театрализованная деятельность смешанного вида - использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.

Исходя из представленных видов театрализованной деятельности, мы можем заявить, что в работе со студентами университета возможно использование всех этих видов, в той или иной степени. Но, при этом, необходимо осознавать, что театрализованная деятельность предполагает определённые условия, как со стороны материальной базы, так и со стороны участников этой деятельности.