Развитие ассоциативного мышления. Связь образов и ассоциаций у детей. Проверьте свои знания

К четырем годам ребенок уже немного повзрослел, стал самостоятельней, но это еще ребенок. В этом возрасте ребенок становится более усидчивым, так как его двигательная активность немного снижается. В четыре года у ребенка появляются новые черты характера, проявляются новые склонности и способности. Меняется поведение.

Действия и поступки становятся более осмысленными и цельными. Малыш может вполне осознанно испытывать обиду, ему бывает стыдно, грустно. Раньше он двигался инстинктивно, а в четыре года движения ребенка имеют конкретную осознанную цель. Психика в таком возрасте ранима и уязвима. Четырехлетние дети очень нуждаются в похвале. Существует проблема: чем же родителям заняться с ребенком 4 лет дома.

Игры с детьми

Все врачи и детские психологи рекомендуют как можно больше гулять. Как правило, в этом возрасте ребенок уже посещает детский сад и у него есть друзья. Играть с ним и гулять намного интересней. Вместе со своими друзьями четырехлетки способны придумать и заняться захватывающими и необычными играми.


Развитие баланса у ребенка можно вырабатывать с помощью вот такой специальной доски

В четыре года ребенка уже можно записать в спортивную секцию или кружок. Нужно в четыре года также заняться развивающими занятиями. Тогда личность ребенка будет развиваться гармонично. На спортивных занятиях энергия детей направлена в нужную сторону, при этом развиваются нужные навыки. Дети становятся дисциплинированными, воспитывается характер, самостоятельность и самодостаточность. Формируется двигательная привычка, что в наше время чрезвычайно полезно. В этом возрасте можно воспитать культуру движений. Надо учить дома правильно прыгать, держать осанку и правильно дышать при движении. Правильная осанка особенно важна в этом возрасте, так как формируются все позвоночные изгибы. В это период не лишним будет обратиться за консультацией к специалисту. Он подберет такие физические упражнения, которые не вызовут перенапряжения детского организма. Делать эти упражнения надо между пассивными делами, желательно, когда у ребенка хорошее настроение по 10-15 минут в день.
Есть огромное количество развивающих подвижных игр для детей четырех лет. В эти игры можно играть и дома. Очень полезно, если вместе с детьми играют и взрослые. Возникнет дружеская атмосфера всеобщего веселья, поднимется настроение. Дети не будут предоставлены сами себе дома. Укрепится эмоциональная связь родителей и детей.

Развитие речи

В 4 года дети могут разговаривать целыми предложениями. Происходит значительное расширение их словарного запаса, поэтому можно придумать, чем заняться с ребенком 4 года находясь дома. В основном, словарный запас ребенка четырех лет расширяется во время детских свободных игр с игрушками. В этом возрасте малыши предпочитают играть с тематическими наборами игрушек. Это могут быть наборы «Доктор», «Магазин» и другие. Во время таких их дети подражают взрослым. Происходит процесс динамического стереотипа, т.е. обучение через копирование поведения. Дети используют в речи тематические слова, обозначающие названия предметов из набора игрушек. Во время игры дети даже копируют интонацию взрослых. Поэтому очень желательная игрушка в этот возрастной период – телефон. Для разговора по телефону подходят все темы. Так родителям следует обязательно воспользоваться данной игрой, чтобы развивать у ребенка умение вести беседу, разговаривать, давать ответы на вопросы.

Прекрасно развивают ребенка и дают возможность весело провести время настольные игры. Они бывают различной тематики. Также оказывают развивающий эффект и обогащают словарный запас. Одна из самых любимых игр - это лото. Самое распространенное – зоологическое с картинками животных. Во время игры со взрослыми дети усваивают многие слова, рассматривают предметы на картинках, выделяют их признаки, части предметов. Так дети четырех лет учатся анализировать, делить на важные детали один предмет. Дети осмысливают, что какие-то особенные детали предмета являются признаками этого предмета. По этим признакам ребенок опознает похожие предметы и объединяет их в группы. Например, у всех слонов есть хоботы, или у всех жирафов есть длинная шея. Чтобы дети могли усваивать больше понятий и предметов, можно приготовить картинки, разрезать их на части и предложить детям собрать. Вот чем дома занять можно на довольно продолжительное время ребенка 4 лет. При этом им надо проговаривать название каждой части.
Также пополнить словарный запас помогают загадки. Загадки бывают в разных формах. Особенно полезны и занимательны загадки в стихотворной форме. Отгадки можно показывать на картинке. Таким образом, у детей формируются правильные образные ассоциации названия предмета с его изображением. В загадках присутствует много названий признаков предмета, описываются качества предмета. Названия изменяются по падежам и числам. В возрасте четырех лет дети хорошо усваивают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Таких слов много в текстах и потешках. Их можно читать и разучивать наизусть.

Эмоциональное развитие

После трех лет жизни детям надо уже научиться по своему желанию менять силу, интонацию голоса, высоту. Они должны произвольно уметь передавать своим голосом разные чувства, правильно строить интонацию вопроса. Эмоциональная реакция на похвалу создает у ребенка условия для появления самолюбия и чувства гордости Это можно тренировать, читая и пересказывая русские народные сказки. Учить говорить громко и тихо можно с помощью игры «Телефон», «Эхо». Также можно просить рассказать одну и ту же сказку разными голосами и интонациями.
Замечательно развивает речь ребенка игра с пальчиковыми куклами. Этих кукол можно сделать вместе с ребенком. А чем потом занять ребенка 4 лет дома, так это инсценировать сказки в любой интерпретации.
Развивать речь ребенка может помочь совместный просмотр мультфильмов. Половину надо смотреть вместе. Потом придумать срочные дела и отойти в другую комнату, а ребенка попросить потом рассказать, чем закончился фильм.
Дети очень любят петь песенки. Нужно попросить придумать другое окончание песни. Такая игра также помогает пополнять словарный запас и развивает речь.
С детьми, которым четыре года, можно уже играть с пазлами. В этой игре дети также учатся анализировать предметы по признакам, развивается воображение и логика. Тренируется усидчивость и внимание.

Обучение играя

Когда детям исполняется четыре года, можно начинать обучать играя. Можно начать изучать основы математики. Надо изучить основные геометрические фигуры. Этому помогут разрезанные на части картинки фигур. Все фигуры сделать разных цветов. Предложить ребенку собрать их и назвать получившуюся фигуру. Можно попросить описать предметы в доме и сказать, какую фигуру они напоминают. Изучать счет можно выполняя любую работу по дому. Игры позволят научить ребенка хорошо и быстро запоминать, думать Стоит всего лишь попросить ребенка сосчитать предметы. Сейчас есть в продаже много занимательных и интересных развивающих компьютерных игр. Только не следует злоупотреблять временем проведенным ребенком у монитора или телевизора. Надо знакомить детей с графическим изображением цифр. Здесь помогут карточки.
Карточки с картинками разного количества предметов помогут изучить и запомнить графические образы чисел. Карточки помогут научить детей самим изображать цифры. Играть можно, например, в игру «Найди лишнее», где на одной карточке изображено большее или меньшее количество предметов. Очень интересна игра, где надо соотнести конкретную цифру с количеством нарисованных предметов.

И алфавиту тоже при помощи карточек и лучше всего в игровой форме. Эмоциональное подкрепление поможет лучше усвоиться и закрепиться пройденному материалу.

Развитие моторики и сенсорики

Актуальна проблема развития мелкой моторики. Здесь помогут лепка и рисование.
Лепить можно из разного материала. Брать нужно то, что есть под рукой: тесто, пластилин, глина. Полезно учить детей лепить мелкие детали. При этом развиваются мелкие мышцы на пальцах рук. Воспитывается терпение и усидчивость. Слепленную фигурку можно разукрасить красками. Развивается воображение. Параллельно изучаются цвета, способы сочетания цветов, тренируется внимание. Во время лепки можно изучать овощи и фрукты. Их цвет, свойства и признаки. Лепка дает ребенку способность самому моделировать окружающий мир. Дает возможность показывать свое представление окружающего мира. Этот мир можно потрогать, с ним можно поиграть. Он почти как настоящий. Со слепленными фигурами и предметами можно играть в игры. Это самое понятное для самостоятельного постижения занятие. Лепка системно влияет на развитие детей. Повышается сенсорная чувствительность. Дети более тонко начинают воспринимать форму, фактуру предмета, его пластику. Лепка развивает общую умелость и ловкость рук. У детей формируется умение планировать работу для реализации задуманного, умение корректировать свои первоначальные планы. Однако самое главное, что лепка учит видеть красоту, чувствовать эстетику предмета.

Восприятие мира


Рисование овощами для детей - отличное занятие

Рисовать любят все дети. Через рисование дети выражают самого себя. Цветом и образами они показывают свои представление о мире. Рисование учит мыслить и фантазировать. Нарисовать можно все что угодно, и даже то, чего не существует. Дети в четырехлетнем возрасте прекрасно умеют фантазировать. Рисование помогает придать их фантазиям реальные образы. Занять детей дома можно с помощью раскрасок. Раскраски могут тематическими. С раскрасками можно учиться считать, изучать основы математики. Мелкую моторику развивать помогает раскрашивание мелких деталей. Рисование поможет выяснить, какое настроение у ребенка. Поможет выявить его страхи и опасения. Яркие краски рассказывают о хорошем настроении, а мрачные о плохом. Считается, что рисование оружия, войны говорит об агрессии ребенка. То, как ребенок изображает дом, родителей, рассказывает о взаимоотношениях в семье. Но прежде всего рисование помогает развивать творческие способности и креативность детей. Не следует критиковать рисунки ребенка и то, как он их нарисовал. Рисовать можно разными способами: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью, цветными мелками и даже руками. Рисовать можно на бумаге, на специальной доске. Можно рисовать цветными мелками на асфальте. С сюжетными рисунками можно рассказывать сказки и истории. Рисование развивает наблюдательность, умение замечать детали.

Изучение иностранного языка в 4 года

Родители, которые не знают, чем заняться дома в плохую погоду с ребенком 4 лет, могут начать изучать иностранный язык. Четырехлетний возраст идеально подходит для начала изучения иностранного языка. Тут тоже подходят разные способы. Можно использовать обучающие мультфильмы, игры, компьютерные программы соответствующие возрасту. В четыре года дети еще усваивают родной язык, поэтому им легко одновременно изучать и новые слова на иностранном языке. Следует изучать иностранный язык в форме увлекательной игры. В этом возрастном периоде дети впитывают все новое как губка. Изучать помогут карточки с картинками, пазлы букв алфавита. Прекрасно подойдет разучивание всевозможных стишков и загадок. При их изучении хорошо было бы создавать образные ассоциации. Но нельзя заставлять ребенка учить.

Возраст четырех лет – это тот возраст, когда можно «лепить» из ребенка все что угодно. Главное здесь найти золотую середину, чтобы ребенок развивался цельно и гармонично.

Если взрослые не могут определиться, чем увлечь ребенка можно в 4 года, не должны стесняться обращаться за помощью и консультацией к квалифицированному психологу или педагогу. В каждом городе есть образовательные организации с такими специалистами. Существуют курсы и проводятся совместные занятия детей с родителями. Все в руках самих родителей.

Похожие материалы

Игра дает представление об основных геометрических фигурах, учит определять форму предметов, развивает наблюдательность, навыки классификации и самопроверки.

Изготовление игры

Распечатать данные ниже карточки на цветном принтере и наклеить на плотный картон. Вырезать аккуратно по контуру. Для того, чтобы детали дольше служили, рекомендуется обклеить их прозрачным скотчем. Игру следует проводить на ровной поверхности, не стесняющей движений ребенка; напомните малышу названия геометрических фигур, если он их забыл; продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости ребенка (10-15 минут).

Собери квадрат

Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развить наблюдательность, зрительное восприятие, навыки самопроверки.
Задача игрока. Собрать вокруг центральной карточки с геометрической фигурой четыре карточки с изображением предметов такой же формы.
Ход игры. Игроки берут по одной центральной карточке с геометрической фигурой, остальные карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает любую карточку. Игрок, на геометрическую фигуру которого похож изображенный предмет, берет карточку у ведущего и прикладывает к своей. Проверить, правильно ли подобраны карточки, игроки могут, ориентируясь на их форму: в собранном виде карточки должны образовать правильный квадрат. Побеждает тот, кто сделает это первым. Можно провести игру на скорость, когда две карточки с предметами лежат перед игроками изображением вверх и среди них нужно как можно быстрее найти подходящие.

Фигуры и формы

Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурама, развить тактильное восприятие, мелкую моторику, наблюдательность.
Ход игры. Взрослый ведущий может провести дополнительные игры-занятия, используя карточки с геометрическими фигурами.
  1. Попросите ребенка закрыть глаза и вложите ему в руку одну из фигур. Задача игрока - определить на ощупь, что это за фигура. Предложите ему сосчитать количество углов, сторон и т.д.
  2. Фигуры могут помочь ребенку в рисовании. Например, если у малыша не получается нарисовать ровный круг, он может обвести и раскрасить соответствующую фигуру. Получится солнышко (или апельсин, или мяч...). Чтобы н испортить карточки, при обведении положите их изображением вниз.
  3. Выберите любую фигуру и покажите ее игрокам. Они должны по очереди называть предметы той же формы, что заданная фигура. Например, на круг похожи тарелка, солнце, блин, апельсин, мяч, глобус и т.д. Игрок, последним назвавший слово, берет фигуру себе и становится новым ведущим.
Круг Квадрат

Ромб Прямоугольник

Спионерила из ФБ сегодня, ну не могу удержаться. Уж очень показательная история с массой положительных эмоций:) Такое было наверно у каждого в том или ином варианте:) Звонит муж, уехавший за субботним мамонтом, и задумчиво, явно докручивая какую-то мысль, сообщает: - Ты хотела утку. Что лучше, филе или ножки? - ?!?!????? Я? Утку? Нет, не хотела, но если хочешь, купи. - Ты утром говорила про утку. Покупать? - (судорожно вспоминаю, когда в последний раз говорила про утку) слушай, ну месяц...

Пыталась объяснить ребёнку разницу между фруктами и овощами 3х летке. Просто запомнить что есть фрукт и что есть овощь не может.Презентации на эту тему не помогли. (Я поставила себя на её место, я тоже бы не запомнила сразу столько всего) Вроде бы сразу всё поняла, когда я сказала, что всё что няня кладёт в суп это овощи, а то что няня никогда не кладёт в суп - фрукты. Ей это объяснение понравилось и уже ей стало легче ориентироваться. А вы как объясняете? или просто стараетесь, чтобы ребёнок...

Обсуждение

Прочитал сыну,а он говорит-а, что курица то-же овощ?

26.10.2017 06:32:14, Васильев Р.Ш.

С точки зрения ботаники, фрукт, то что с семечками (косточками), а овощ - без. Есть еще классификация с точки зрения кулинарии, тогда много фруктов считается овощами (огурцы, кабачки, помидоры и т.п.)

...(Как правило, такие вещи находят при переездах, когда выгребают содержимое всех ящиков и полок.) Эту проблему тоже можно решить, формируя мгновенные ассоциации. Скажем, у вас есть очень красивая и дорогая перьевая ручка, которую вы хотите сохранить для детей и внуков. Вы кладете ее в ящик шкафа под свитера. В тот момент, когда вы это делаете, представьте себе, что ручка потекла, залив чернилами ваш любимый свитер. Будьте уверены, что в следующий раз, когда захотите полюбоваться на ручку, то будете точно знать, что она лежит под свитерами. Надо всего лишь связать предмет с тем местом, куда вы его кладете. Попро...

Ребенок это слышит с утра до вечера. Родители, которые произносят подобные фразы, не отдают себе отчета в том, что тем самым представляют ребенку мир, полный опасности и негатива... что на самом деле далеко от истины. Ведь кто говорит, что ребенок упадет, обожжется или простудится? Только родители. Однако как только фраза была произнесена, она с гораздо большей вероятностью подтверждается. Если родители будут относиться к ребенку, как к уязвимому неженке, то он обязательно таким и станет, можете не сомневаться. Так зачем же тогда использовать будущее время, эти пессимистические предсказания, когда можно вместо этого сказать:...

Обсуждение

В словах содержится большая сила, нужно следить за своей речью и не только в общении с ребенком. Только не надо утрировать, вместо "Не лезь туда - упадешь" достаточно сказать "Осторожней, это опасно" или предложить пойти в другое место. Вариантов уйма, главное, не произносить утверждения о том, что ребенок, упадет, заболеет и т.п.

Полезно, каждый день слышишь от чужих родителей: будешь ходить без шапки, не пей холодное - горло заболит.. не сиди около окна - продует каждый день в течение нескольких лет ребенок становится запрограммированным и болеть будет чаще.

Рассказывайте ребенку, как внутри вас растет его братик или сестричка. Только, отказывая карапузу в просьбе "на ручки", лучше сослаться на больную спину или уставшие руки, а не на живот. Иначе ребенок невзлюбит братика или сестренку еще до рождения. Вернувшись из роддома, объясните старшему ребенку, что новорожденный тоже живой человечек, довольно скоро он подрастет, и будет хорошим компаньоном для игр. Но пока он не научиться ходить, его надо защищать и охранять. Не ждите, пока ребенок попытается засунуть малышу в ухо игрушку или сделать что-нибудь в этом духе. Тактично пресекайте подобное поведение. Если старший с "опасной" игрушкой направляется к младшему, предложите ему сменить орудие на более безобидную погремушку. Самое главное - не оставл...
...Старший ребенок должен чувствовать, что мама по-прежнему интересуется его проблемами и успехами. При разнице в возрасте между детьми более пятнадцати лет особых проблем, как правило, не возникает ни с чьей стороны. Здесь основная трудность - возраст матери и связанный с этим риск, но это уже отдельный разговор. Мнение врача гинеколога Российской ассоциации "Планирование семьи" - Алесиной Инны Леонидовны: Принимая столь важное решение необходимо руководствоваться целым рядом факторов: психологическая атмосфера в семье, финансовое положение и здоровье всех членов семьи, а особенно будущей мамы. Именно хорошее физическое состояние матери обеспечивает наиболее благоприятные условия для нормального течения следующей беременности. Считается, что...

Обсуждение

Меня зовут Олеся мне 12 лет мои родители развелись когда я была маленькая но я общаюсь со всеми после мама нашла другого живот четвертый год мама беременна но мне не говорит но я это знаю ей не говорю должен родится братик он будет мне родной но я очень боюсь что будет дальше когда он родится и получается что у нас с ним будет тринадцать лет разницы в возрасте так как скоро у меня день рождения,что делать как смирится и можно ли маме сказать что я всё знаю???

19.12.2016 07:01:06, Олеся

У нас с сестрой разница в 10 лет. я старшая, мама родила меняв 30, а сестру 40. При чем сестру можно было назвать вундеркиндом - она научилась читатьв 4-5 лет, и после этого совершенно самостоятельно брала учебники за младшие классы, кники инструкции к конструкторам и училась всему сама. когда пошла в первый класс, то знала наверное программу 3-го. Это я на счет поздних детей...

А отношения - я очень любила с ней играть, была ужасно счастлива что она появилась- никогда не было даже намека на ревность.

Мы стали отдаляться друг от друга наверное когда я пошла в институт, а она в школу. У нее появились свои интересы, друзья. А я вышла замуж. Теперь у нас тоже отличные отношения - лучшие подруги.

01.12.2008 14:10:41, Ирина

Моисей и Мойша это одно и тоже? и вообще можно так назвать ребёнка ведь я не еврей. с чем имя ассоциируется?

Вот столкнулись с неожиданной проблемой, ребенка тестировала психолог для принятия в подготовительный класс школы, попросила выделить слово, не укладывающееся в ряд и объяснить почему, ряд был такой: Василий, Петр, Федот, Иванов. Ребенок выделил, что "лишнее" Иванов, но объяснил это тем, что Иванов - это врач, а все остальные нет:) Так вот, в связи с этим вопрос как научить ребенка отличать имена, фамилии и отчества друг от друга, для меня это уже настолько естественно, что я не могу...

Обсуждение

Ребенок 7 лет но может понять какая фамилия, имя и отчество у него. Путает понятия. Что только не пробовала. Уже третью неделю бьемся

27.10.2018 18:22:11, Анна кушнова

Ну, для того чтоб отличать, надо просто знать, что есть что. :)) На примерах оно довольно быстро проясняется. Берёте свою семью, называете полностью всех её членов, ребёнок сам уловит, что фамилия -- общая у всех. Если это так;).

У нас пока проблема с объяснением того, почему имена не переводят на другой язык:))).

Знаете, что такое ассоциативная память? Я точно не знаю, но объясню как я это понимаю, а вы меня поправите. Стоит мне услышать знакомый аромат и тут же вспоминаются события, произошедшие в то время, когда я впервые этот аромат услышала. Так запах заварный пирожных ассоциируется с моей тетей, которая замечательно их готовила, а запах сирени - с моим первым свиданием в бот. саду в мае. Еще музыка вызывает у меня подобные воспоминания. Вот нарыла записей прошлых лет, сижу и погружаюсь в свои...

Обсуждение

Интересно, что когда я сыну сообщаю, что он что-то получит завтра,а не сегодня:), он хнычет "сиво-одня", т.е. разницу давно уж понимает. Сам не использует в речи. Я говорю, "вот ты поспишь.." Но он днем не спит. А "вчера", мне кажется, тоже не понимает. Утро-день-вечер вроде понимает. Ну, мы все к солнышку привязываем (вот только где оно в Питере:)

05.03.2002 12:21:30, ЛяМур

Моему сейчас 2г. 5м. У нас "вчера" - это любое прошлое, все, что было 5 минут назад, вчера, месяц назад - все "вчера". Будущее еще не употребляет. Планирую сделать ему такой плакатик: Круг разделен на 7 секторов-дней недели. К каждому дню - прикрепить какое-нибудь событие (Например, понедельник - уборка квартиры, ...., суббота - поездка для развлечений (зоопарки, парки отдыха и пр.), и все такое) И чтобы этот круг вращался. А в качестве крепежа - выделение в рамочки трех верхних секторов (самый верхний - "сегодня", левее - "вчера", правее - "завтра") и каждый день крутить. Хочу попробовать - может поможет разобраться с пониманием дней недели и заодно - вчера, завтра, послезавтра. Только вот не знаю - не получится ли впечатление, что все время проживаем одни и те же 7 дней? :) - втор. сырье:)). Как избавиться?

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Что такое ассоциации?

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Добрый день, дорогие читатели!

Наверное, каждому из вас знакома игра в ассоциации: когда один человек называет слово, а другой – ассоциацию к нему. Мы с дочкой (2г 8м) придумали свою игру в ассоциации для детей , которая позволяет развить не только ассоциативное мышление, но и память, внимание.

Игра в ассоциации также:

  • развивает связанную речь;
  • учит ребенка описывать предметы;
  • учит обобщению;
  • помогает изучать иностранные языки.

Правила игры в ассоциации для детей

Для игры в ассоциации вам потребуется несколько разных предметов. Это могут быть мягкие игрушки, куклы, наборы карточек, маленькие игрушки от киндер-сюрприза, машины разных марок. Исходите из того, что на данный момент интересно ребенку.

Суть игры состоит в том, что мама загадывает один предмет и начинает описывать его, а задача ребенка угадать задуманное. Потом мама и ребенок меняется местами.

В игре может быть несколько уровней сложности.

Самый простой вариант, когда все предметы лежат перед ребенком. Мама при этом просто выбирает один из них и рассказывает о нем. Угадать ребенку в этом случае будет легче всего. Да и самому предмет описать проще, ведь он видит его.

Другой вариант, когда все игрушки остаются перед глазами ребенка, а один прячется за спину. Так отгадывать и описывать уже сложнее. Чтобы дать описание, ребенок должен хорошо помнить игрушку, а это уже тренировка памяти.

И самый сложный вариант, когда вы с ребенком предварительно изучаете игрушки, участвующие в игре, потом убираете их с поля зрения ребенка, а один предмет прячете за спину и даете ему описание. Для большего интереса этот предмет можно поместить перед собой и накрыть платком.

Как мы играем в ассоциации

Игра приносит Анютке огромное удовольствие. Мы играем по второму и третьему варианту. Предметы для игры в ассоциации она приносит сама очень разные. Иногда они остаются прямо перед глазами (но не в ряд, а расставленные в разных местах в пределах комнаты), а иногда мы убираем. Чтобы играть было веселее, я порой специально ошибаюсь, удивляюсь, и веду себя очень эмоционально.

Описывать игрушки начинаю я, Анютка отгадывает. Ей, конечно, рассказать о предмете сложнее, но с каждым разом получается все интереснее и интереснее.

Сначала описание дочки было коротким:

«Анечка, кого же ты спрятала, опиши, пожалуйста?»

«Кота!» — довольно отвечает Аня.

«А какой он?» — я задаю наводящий вопрос.

«Ну, он желтый, с лапами» — отвечает дочка.

К игре можно подключить изучение английского языка: новые слова запоминаются моментально. Как? Очень просто: мама начинает отгадывать название игрушек на английском языке: a cat? a dog? Кстати, Аня очень быстро переключается, и тоже начинает отгадывать на английском. А если не знает, то тут же спрашивает: «а как бык будет на английском?» Так что, если вы не знаете где выучить английский — игра вам поможет запомнить много новых слов.

Вот такая простая и веселая игра. И не просто игра, а отличный инструмент мамы для .

Попробуйте! Вам понравится!