В зависимости от назначения прически подразделяются на бытовые и зрелищные. Типы причесок – актуальные секреты женской красоты

А) Ацентральные , или ниспадающие, прически. В этой прическе все волосы направлены от макушки в разные стороны -- так, как они естественно растут. Прически такого типа могут быть выполнены из волос различной длины и, значит, могут быть сделаны как мужчинам, так и женщинам. Но при выполнении этих причесок из длинных волос придется укоротить их переднюю часть, так как эта прическа предполагает челку.

Б) Концентрированные прически. В этом случае все волосы, включая волосы с нижней части затылка и шеи, зачесываются к макушке. Ясно, что это прическа для длинных волос, и она делается только женщинам.

В) Обратные прически . Это довольно распространенный тип причесок, особенно среди мужчин. Но такая прическа подходит и женщинам. Прически такого типа могут выполняться как на длинных, так и на коротких волосах.

Г) Передние прически. В этой прическе все волосы направлены вперед, на лоб. Желательно, чтобы волосы нижней части затылка и шеи были длинными, потому что они обязательно должны доходить до темени и постепенно переходить в короткую челку. Такой тип причесок встречается довольно редко и подходит только для женщин.

Особенности художественного замысла

Важными характеристиками любой стильной прически являются ее силуэт и форма. Смена моды в прическах и стрижках означает именно изменение ее силуэта и формы.

Модную стильную прическу можно сделать для любого типа лица. Достаточно немного поменять ее детали в соответствии с индивидуальными особенностями лица и фигуры. Ведь стильная прическа может быть с челкой или без челки, симметричной и асимметричной, с открытыми и закрытыми ушами и т. д., но силуэт и форма ее должны обязательно быть модными.

На свете довольно мало людей с совершенно правильными чертами лица. Также мало людей с ярко выраженными недостатками, например с резкой асимметрией всего лица или носом. Но какие-либо небольшие недостатки есть практически в любом лице. Неправильно подобранная прическа может только подчеркнуть их, а вот умело подобранная и хорошо сделанная прическа сгладит недостатки и выделит привлекательные черты лица, которые тоже есть у каждого. Это значит, что, подбирая прическу, нужно попытаться отвлечь внимание от недостатков и выделить достоинства.

Композиция прически

Композиция - это соединение элементов прически в единое целое, объединенное общим замыслом. Основная цель композиции - создание совершенной формы прически, придание ей красоты и гармоничности.

Композиция прически имеет 2 основных качества:

· Единство стиля

· Образность формы

То, насколько они будут раскрыты зависит от мастера.

Основные элементы композиции:

· Пропорция

Технология выполнения стрижки

Мой клиент выбрал стрижку каре на ножке. Элемент градуировки придаст дополнительный объем прически. Каре -- это та стрижка, которая всегда будет в моде у многих тысяч женщин. Прелесть этой прически в том, что существует много видов этой стрижки, так что для любого типа внешности можно подобрать наиболее подходящую. В зависимости от укладки эта стрижка может быть повседневной или вечерней. При этом она довольна проста в уходе.

Делим волосы на зоны. Выделяем линию фронтального раздела и центральный вертикальный пробор. Делаем пробор по центру затылочной зоны. С помощью зажимов фиксируем выделенные зоны. Методом тушевки выстригаем «ножку». Вся стрижка выполняется по горизонтальным проборам. Стрижка начинается с нижней затылочной зоны и поднимается вверх по проборам (проборы не должны располагаться далеко друг от друга). Первая прядь срезается по параллельной полу прямой линии на нужную длину. Эта прядь будет являться контрольной для всех зон головы, поскольку "Каре" имеет одну длину. Последующие пряди отчесываются вниз и срезаются по контрольной пряди. После этого, начиная с нижней затылочной зоны и продвигаясь вверх, пряди стригутся под углом 45° по вертикальным проборам, т.е. выполняется небольшая низкая градуировка. Благодаря выполненной градуировке кончики волос после стрижки сами загибаются внутрь. При выполнении стрижки следует строго следить за симметричностью правой и левой сторон.

Типы причесок . Прически делятся на четыре основных типа: обратный, ацентральный (ниспадающий), концентрированный, передний (рис. 8.1).

Тип 1 - обратные прически (рис. 8.1, а). Все волосы зачесываются от лба к затылку. Эти прически подходят одинаково как мужчинам, так и женщинам, их можно выполнять на коротких и длинных волосах.

Тип 2 - ацентральные (ниспадающие) прически (рис. 8.1, б). Направление расчесывания волос проходит по их естественному росту, т.е. от макушки в разные стороны. Эта прическа также подходит и мужчинам, и женщинам. Она выполняется на волосах разной длины. Волосы теменной зоны, т.е. челки, необходимо укоротить до приемлемой длины.

Тип 3 - концентрированные прически (рис. 8.1, в). Все волосы, включая на теменной, височной, затылочной зонах, зачесываются к макушке. В основном этим типом прически пользуются женщины.

Рис. 8.1. Типы причесок (стрелками показано направление расположения волос в прическе):
а - обратный; б - ацентральный; в - концентрированный; г - передний

Тип 4 - передние прически (рис. 8.1, г). Все волосы с височной и затылочной зон зачесываются на теменную зону. При выполнении таких причесок желательно, чтобы волосы затылка и виска были длинными, так как они должны доставать до темени и постепенно доходить до челки. Такой тип прически встречается крайне редко из-за сложности выполнения, в основном его предпочитают в женских прическах.

Огромную роль в создании причесок играют силуэт и форма. На изменение силуэта и формы причесок влияет смена моды, и это позволяет подобрать прическу практически к любому типу лица, варьируя детали, из которых она состоит.

Типы лица . Правильные черты лица встречаются крайне редко, так же как и лица с ярко выраженными недостатками. Определенные незначительные недостатки присущи любому лицу. Неправильно подобранная прическа может сделать их более заметными или, наоборот, умело подобранная прическа сгладит недостатки, подчеркнет привлекательность лица.

По назначению прически бывают бытовые и зрелищные. Бытовые, в свою очередь, подразделяются на повседневные и вечерние. От зрелищных причесок их отличает более простое выполнение. Зрелищные прически подразделяют на конкурсные и театральные. Конкурсные прически подразделяются на модельные и подиумные, они требуют высокого класса мастера и предназначены только для показов на подиуме. Театральные прически в зависимости от жанра могут быть предназначены для выступления в театре, на эстраде.

Моделирование причесок зависит от типа (формы) лица. Различают пять основных форм лица: овальное, круглое, квадратное, прямоугольное, треугольное.

Овальная форма - идеальное лицо. Обладателям овальной формы лица можно делать прически любого вида: от самых коротких до самых длинных. Выбор основывается на особенностях волос, приверженности тому или иному стилю, возрастному фактору и т.д. Короткая стрижка с объемной челкой до уровня глаз дает возможность выглядеть моложе. Прическа с длинными кудрявыми волосами подчеркнет женственность. Пышная короткая стрижка придаст элегантность и шарм.

Круглая форма характеризуется мягким переходом от широких скул к подбородку и лбу. Лицо выглядит плоским и довольно крупным. Скрыть эти недостатки можно грамотно подобранной и умело выполненной прической. При ее моделировании необходимо создать видимость вытянутого лица. Если у клиента прямые волосы, то лучше всего будет смотреться косой пробор с пышной косой челкой, которая зрительно уравновешивает пропорции лица. Хорошо смотрятся стрижки с удлиненными прямыми линиями. Такой стрижкой является «Каре», длина линии среза волос должна быть ниже подбородка, а челка выполняется по прямой линии на уровне бровей или ниже (рис. 8.2), Для вьющихся волос рекомендуются прически с большим объемом на теменной и макушечной зонах и малым объемом на висках. В тех случаях, когда волосы прикрывают уши, волосы в районе ушей должны быть прямыми.

Рис. 8.2. Коррекция круглой формы лица (штриховой линией показано овальное лицо)

Не рекомендуются в этом случае прически с гладко зачесанными волосами назад без челки. Прямые проборы увеличивают неправильные пропорции лица. Круглые прически повторяют форму лица и больше его увеличивают. Не рекомендуется низкая прическа с закрытыми ушами.

Квадратная (грушевидная) форма лица характеризуется широкой нижней челюстью, создающей впечатление тяжелого подбородка. Лицо выглядит грубым, угловатым. Выбранная модель прически для этой формы лица должна смягчить угловатые линии подбородка.

Для людей с квадратной формой лица лучше всего подходят прически с боковым пробором. В верхней части лица для смягчения грубых линий рекомендуется выполнить волнистый или кудрявый контур прически. На длинных волосах и волосах средней длины красиво будет смотреться прическа каскадной или слоистой формы, при этом волосы должны укладываться по направлению к лицу (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Коррекция грушевидной формы лица (штриховой линией показано овальное лицо)

Прямоугольная (вытянутая) форма лица характеризуется высоким лбом и длинным подбородком, создается впечатление узкого и длинного лица. Моделирование причесок для этого типа лица направлено на то, чтобы смягчить, а не подчеркнуть вертикальные и горизонтальные линии лица.

При выполнении стрижки желательно, чтобы длина волос доходила до подбородка, Предпочтение отдается густой челке. Легкие начесы и локоны лучше всего располагать в височной зоне головы. Концы волос накручивать внутрь, что зрительно расширит лицо (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Коррекция прямоугольной формы лица (штриховой линией показано овальное лицо)

Треугольная (сердцевидная) форма лица характеризуется широкими скулами и узким подбородком. Контраст между широким лбом, выступающими скулами и подбородком придает лицу резкие линии перехода. При моделировании прически могут быть поставлены две цели: смягчить резкие линии перехода между скулами и подбородком или, наоборот, подчеркнуть характерные для славянского типа лица широкие скулы и контраст резких линий перехода. Чтобы выполнить первую цель, необходимо широкую часть прически пустить по линии мочек ушей или на 1...2 см ниже. Для выполнения второй цели необходимо выполнить высокую прическу с плотной челкой средней длины (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Коррекция треугольной формы лица (штриховой линией показано овальное лицо)

При выполнении стрижки рекомендуется придерживаться средней длины до подбородка. Отдавать предпочтение следует прическе с густой челкой, она поможет прикрыть широкий лоб и уменьшить широкие скулы. Самая широкая часть прически должна располагаться на уровне мочек ушей. Рекомендуется уши оставлять полуоткрытыми. Высокая прическа приблизит этот тип лица к овальному. Прямая челка и локоны на макушке создадут контраст в деталях и линиях прически.


Сущность и основные законы композиции

Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Важнейшими средствами композиции является совокупность следующих параметров: объем, силуэт, пропорция, ритм, линия, цвет, контраст, нюанс, симметрия и ассиметрия. Композиция – творческий процесс. Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждого элемента и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Композиция прически – это расположение, соединение в единое целое ее составных частей, выражающих основную идею данной модели. Различают два вида композиции: - объемную и плоскостную.

Основой композиции является совокупность образующих ее форм частей, соотношение этих частей, общие пропорции, силуэт.

Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.

Композиция прически – это соединение элементов прически в единое целое, объединенное общим замыслом. По композиции прически можно определить характер ее построения и время выполнения. Размещая детали прически со смысловым значением на том или ином месте должно быть определенно общей формой прически другими деталями и особенностями композиции построения.

Детали, прямо связанные с доминирующей деталью, образуют композиционный центр прически. В сложных моделях возможно наличие нескольких композиционных центров, подчиненных друг другу. Каждый из этих центров является доминирующим на своем участке, и должен быть связан с другими, и подчиняться одному главному композиционному центру и композиции прически в целом. Насколько удачно будет решена композиция прически в целом, зависит красота и выразительность всей модели. Если нет сочетания в пропорции, объеме, элементах прически, то тогда доминируют диспропорция и дисгармония. В любой модели должна быть целостность, последовательность, гармония линий, деталей, формы и силуэта.

Гармония – согласованность частей единого целого, то есть прически, элементов и образа в целом.

Модельер, создавая прически, показывает все свои знания основ построения композиции. Именно по применению этих основ можно дать оценку работы мастера.

Композиция прически – это расположение составленных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.

Компоненты композиции:форма, силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы). Единство формы и образность формы – передают дух времени. Силуэт – это одноцветное контурное изображение, рассматривается как двухмерная плоская фигура.

Форма прически – это объемное восприятие прически. Форма прически включает в себя определенные свойства. Важным из них является геометрический вид формы прически (шар, куб). Он определяется изменениями объемной формы прически в высоту, ширину, глубину.

Объем причесок обусловлен размером головы. Он включает отдельные элементы и детали, которые сами по себе имеют разнообразные очертания. Элементы прически, взятые вместе, образуют общий объем модели и выражают эмоциональные свойства ее формы. Объем причесок может быть более или менее увеличенным, что зависит от требований существующего направления моды. Наибольший объем имеют формы причесок, приближенные к шару, кубу, трапеции.

При моделировании причесок важную роль играет соотношение объема прически с фигурой, формой головы, шеи, лица. Объем прически отражает соответствие ее моде. Объеме причесок колебались от малых к сильно увеличенным, от легких к тяжелым, от компактных к расплывчатым. С точки зрения удобства и красоты крайности в выражении объемности причесок не всегда были оправданы. Но всегда объемы причесок отражали основные тенденции моды своего времени. В настоящее время полностью отсутствует диктат какой-либо формы. Силуэт причесок проявляется на границе между объемной формой прически и пространством при восприятии модели в анфас и профиль.

Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов называют Метрическим (бусы, вагоны…) Строение формы, являющееся следствием равномерного ускорения или замедленного движения, чередования элементов – наз. Ритмическим (ветки у ели). Метрический ряд характерен тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы (простой ряд). Таким образом, достигается строгость и уравновешенность. Ритмический ряд , по сравнению с простым рядом, подвижнее, напряженнее, интереснее. Он более живой, дает возможность дальнейшему развитию, поэтому применяется для выражения движения.

Силуэт – это плоскостное зрительное восприятие объемных форм причесок, четко ограниченных контурами. Для характеристики различных моделей, их сравнения и оценки пользуются понятием "силуэтная форма прически". Она может быть приближена по форме к квадрату, треугольнику, окружности или другим геометрическим фигурам. Силуэтные формы изменяются и развиваются, давая начало новым модификациям.

По степени объемности, прилегания прически к голове все силуэты можно условно разделить на три группы:

1. скульптурный, или прилегающий, силуэт, повторяющий форму головы, выявляющий как ее достоинства, так и недостатки

2. декоративный силуэт, отступающий от естественных очертаний головы, маскирующий и скрывающий ее естественные линии, зрительно преобразующий как форму головы, так и ее естественные пропорции, изменяющий также пропорции головы относительно фигуры человека

3. полуприлегающий силуэт, объединяющий свойства силуэтов как первого, так и второго вида.

Силуэт прически, в некоторой степени повторяющий форму головы, не являющийся чисто скульптурным, также иногда считают полуприлегающим. Развитие силуэтной формы прически можно разделить на три этапа:

1. Зарождение и формирование признаков новой формы прически

2. Концентрация и кристаллизация признаков формы

3. Деградация формы

Одновременно в моде присутствует несколько основных, базовых форм причесок, которые существуют с незначительными изменениями на протяжении десятков лет, и их модификации, которые проходят 1-й – 3-й этапы развития.

Выбор силуэтной формы прически обусловливается индивидуальными особенностями внешности, назначением модели и направлением развития моды. В смене силуэтных форм причесок наблюдается цикличность. Мода постоянно возвращает нам старые формы, которые полностью не повторяются, а как бы наполняются новыми отличительными особенностями (элементами). Современный парикмахер-модельер по-своему трактует старую моду, внося в нее свое видение современного мира, технологический опыт, вкус и мастерство.

Линии прически

Композиция модели прически характеризуется прямыми, криволинейными и ломаными линиями.

В прическе различают четыре основные группы линий:

    силуэтные, или контурные;

    конструктивные;

    конструктивно-декоративные;

    декоративные.

Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии, например, прямая линия пробора, контура, окантовки челки или низа затылка создает в прическе впечатление строгости и четкости. И наоборот, такие элементы причесок, как локоны, волны, завитки, создают в прическе ломаные линии и придают ей легкость, мягкость, кокетство. Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.

Условно различают группу линий:

1.Силуэтные линии (контурные) – это внешние очертания прически, дающие самое общее представление о ее форме, степени объемности, они отражают направление моды. Кроме того, эти линии дают возможность задержать движение: линия остроконечного контура височно-боковой части прически, продолжая взгляд, зрительно удлиняет нос, мягкая, плавная линия замедляет взгляд и таким образом уменьшает Нос.

2. Конструктивные линии – рабочие линии, разделяющие прическу на формообразующие части, имеющие самостоятельное значение (височно-боковая, челка, затылочная часть..). В готовой прически конструктивные линии, например проборы, на которые разделяют волосы при стрижке, ели заметны или не видны совсем.

3.Конструктивно-декоративные линии - это видимые конструктивные линии, несущие двойную нагрузку: с одной стороны, они используются в качестве средства построения формы, с другой - участвуют в эстетическом решении модели.

4. Декоративные линии – образуются различными элементами. Это может быть как линия окантовки или сам силуэт прически. Они придают прическе своеобразие и неповторимость.

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека:

    горизонтальная – вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная – передает стремление вверх.

    н аклонная – вызывает неустойчивое положение;

    ломанная – ассоциируется с неуравновешенностью настроения;

волнообразная – струящаяся линия движения.

Цвет прически

Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различное действие на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются нами как теплые или холодные , объемные или плоские , плотные или воздушные, выступающие или отступающие .

Цвет волос оказывает большое влияние на изменение величины массы волос в прическе. Так, светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают ее, темные – уменьшают и делают более тяжелой.

Цвет всегда являлся отражением степени модности прически. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств формы и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов.

Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветосочетаний. Наряду с одноцветной окраской в моделировании используются многоцветные виды окраски, которые вносят модный штрих в облик современного человека. Гармония цвета в прическах может быть родственной или контрастной. Родственная гармония заключается в сочетании близких по цвету, но различных по насыщенности тонов: темно- и светло-русый, каштановый и золотистый, блондин и розовый блондин. Наиболее часто родственная гармония встречается при моделировании строгих, классических форм причесок. Контрастная гармония цвета волос отражает особо модные, авангардные модели причесок. Она заключается в сочетании нескольких насыщенных и контрастных тонов: черный и бордо, темно-русый, желтый блондин и черный. Волосы, окрашенные одним чистым цветом, создают в композиции прически одноцветную гармонию.

В композиции целесообразно иметь не более 4-х основных цветов.

Черный цвет хорошо держит композицию, усиливает выразительность прически, резко очерчивая силуэт. На черном фоне прически украшения любого цвета кажутся ярче, ближе (выступают). Восприятие цвета: цвета расположенные рядом, влияют друг на друга – это наз. Одновременным цветовым контрастом. Например: светлый цвет находясь рядом с темным, кажется еще более светлее, а темный – темнее (светлотный контраст).

Красный, соприкасаясь с зеленым, кажется насыщеннее (хроматический контраст).Зная правила хроматического контраста, можно снизить или повысить его свойства. Так, на синем фоне серый цвет пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синей краски, такое смешение даст эффект чистого серого ахроматического цвета.

Восприятие цвета в прическе

Гармония цвета

Дисгармония возникает тогда, когда сталкиваются разные цветовые энергии, например, соединяются цвета разные по тональности, по «характеру», или когда рядом находятся цвета с сильным эмоциональным воздействием, такие как фиолетовый и красный.

Фиолетовый – мистический цвет, а красный – самый «земной», и человек, смотрящий на них, может испытать шок или оцепенеть. Если цель – шокировать, то это оправдано. Только после глубокого анализа исходных данных и четкого представления о желаемом результате (согласованного с клиентом), можно преступать к стрижке и окраске.

Светлота – способность цветной поверхности отражать большее или меньшее количество попадающих лучей света. Круг естественных цветов по Гете Основной треугольник - синий, красный, желтый. Перевернутый треугольник – фиолетовый, оранжевый, зеленый. Смешанный цвета второго порядка – сине-зеленый, сине-фиолетовый.

Различают следующие виды сочетаний:

1.Контрастные сочетания – цвета расположенные друг против друга. (фиолетовый +желтый)

2. Менее гармоничное сочетание цветов расположенных по углам треугольников (синий + желтый)

3. Нюансовые (монохромные) голубой +синий. Красный, оранжевый, желтый и их оттенки человеческий глаз воспринимает как теплые; Синий, фиолетовый – как холодные тона.

Композиционные средства или приемы композиции:

Пропорции - размерные соотношения элементов формы - это та основа, на которой строится вся композиция. При этом сравниваются две величины одного свойства, например длина или ширина сравниваемых частей. Пропорции в прическе – это соотношение размеров, объема, линий, отдельных деталей и частей прически между собой, а также с фигурой человека. При моделировании причесок необходимо соблюдать принципы пропорции. Важно принимать во внимание соотношение размера головы (с прической) с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтах одежды. Голова (с прической) должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза. Важно также соблюдение соотношения размеров прически с силуэтом одежды. Стиль одежды, ее конструктивные и декоративные линии всегда находят отражение в соответствующих деталях, элементах, силуэтах причесок, которые являются образным языком, отличающим одну эпоху от другой. Каноном в пропорциях человеческого тела называется закономерность, принимаемая за идеальную. Модулем канона у художников является высота головы (от темени до подбородка), по высоте всей фигуры она укладывается 7,5 раза. Модельеры женской одежды пользуются несколько уточненным каноном: высота головы укладывается по высоте всей фигуры 8 раз.

Голова в классической пропорции делится по вертикали на четыре части: от темени до краевой линии роста волос, от краевой линии роста волос до переносицы, от переносицы до основания носа, от основания носа до подбородка. Каждая часть равна длине носа, т.е. длина носа является модулем в условном «делении» головы.

Масштаб - величина прически. Она во многом предопределяется и особенностями форм современной одежды. Пропорциональная прическа конкретного человека в рамках какого-либо исторического стиля или модного цикла определяется масштабностью

Рис.1- тождество Рис.2 - нюанс

Рис.3– контраст

Тождество - полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве.

Нюанс - соотношение однообразных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству, выраженному сильнее, чем различие. Связь образуется на явно выраженном сходстве.

Контрастом называются соотношения однородных элементов формы с резко выраженным неравенством. Связь в этом случае основана на явном различии и противопоставлении.

Масса прически

Масса - это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т.д. Прежде всего, масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем она более массивна. Статичная форма прически всегда зрительно выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос. Оценка массы прически часто происходит по расположению какой-либо детали относительно лица человека. Например, узел или пучок, расположенный на теменной части, давит на лицо, голову. Этот же узел, но находящийся на нижней части затылка, в целом облегчает прическу.

Масса прически также зависит от степени ее объемности: в прическе одной и той же формы прямые волосы выглядят легче, завитые на бигуди. Это касается как отдельных деталей, так и всей формы. Максимальной массой обладают формы: куба, цилиндра, шара . С изменением величины меняется и масса прически, т.е. большей по величине форме соответствует и большая масса. На изменение массы формы также влияет характер украшений.

Фактура поверхности имеет большое значение в моделировании для выявления объемности формы, ее массы и т.д. Общая блестящая гладкая поверхность в прическе статичной формы придает ей массивность, но несколько уменьшает объем, особенно в прическах из темных волос. Негладкая, предположим гофрированная, поверхность зрительно увеличивает объем, масса же в таком случае больше связана с цветом.

Ритм в прическе

Ритм также играет важную роль при композиционном построении формы прически.

Ритм – закономерное чередование отдельных элементов или интервалов между ними, например, волны, локоны, многочисленные косички, гладкие прямые волосы и т.п. Ритм оказывает влияние на зрительное восприятие объемных форм причесок. Наличие ритма приводит к достижению разной степени динамичности формы. Ритм приводит к разной степени динамичности формы. Любой перерыв в непринужденном движении ритмично повторяющихся линий создает ощущение статичности. Это нарушает гармонию прически. Пропорции в прическе – это соотношение размеров, объема, линий, отдельных деталей и частей прически между собой, а также с фигурой человека. При моделировании причесок необходимо соблюдать принципы пропорции. Важно принимать во внимание соотношение размера головы (с прической) с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтах одежды. Голова (с прической) должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза. Важно также соблюдение соотношения размеров прически с силуэтом одежды. Стиль одежды, ее конструктивные и декоративные линии всегда находят отражение в соответствующих деталях, элементах, силуэтах причесок, которые являются образным языком, отличающим одну эпоху от другой.

Симметрия в прическе Важным средством достижения единства и художественной выразительности композиции прически является симметрия. В прическе симметричными являются тождественные элементы, одинаково расположенные по отношению к какой-либо точке или оси. Наличие симметрии в композиции моделей причесок создает впечатление уравновешенности. Осью симметрии в прическе принято считать воображаемую вертикальную линию, проходящую через середину лица и затылка. Асимметрия в прическе Для придания динамичности моделям причесок применяются асимметричные решения, которые могут быть заложены как в технологии стрижки или окраски, так и при моделировании объемной формы прически.

Асимметрия в прическах имеет ряд преимуществ: вносит в модель новизну и не традиционность решения, придает нарядность и помогает тонко скрывать многие дефекты в строении головы и лица. Главное условие целостности асимметричной формы прически – это ее композиционная уравновешенность.

Ассиметрия в прическе

Ассиметрия в прическе

Контраст в прическе

Контраст также играет важную роль в композиции моделей причесок. Контрастом называется противопоставление, борьба разных решений в форме прически. Это противопоставление выражается в различной степени объемности отдельных элементов и участков прически, в цвете, в форме. Контрастные решения используются для придания моделям особой модности, остроты и динамичности. Умелое использование в процессе моделирования причесок принципов симметрии, асимметрии и контраста позволяет создавать модели разнообразные по стилевой направленности. Композиционно организованная форма прически обязательно должна иметь свою главную часть, композиционный центр. Это место соединения всех элементов или частей модели, акцент, доминант в целостной композиции.

Тождество – полное сходство однородных элементов, гармоничная связь между ними, основанное на полном сходстве силуэта.

Нюанс – отношение элементов в прически друг к другу приближается к сходству. Сходство выражено больше чем различие. Контрастом называют противопоставление, борьбу разных решений в форме прически. Это выражается в различной степени объема отдельных элементов и участков прически в цвете и форме, используя для придания модели особой модности.

Тождество - полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве. Нюанс - соотношение однообразных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству, выраженному сильнее, чем различие. Связь образуется на явно выраженном сходстве.

Контрастом называются соотношения однородных элементов формы с резко выраженным неравенством. Связь в этом случае основана на явном различии и противопоставлении. Композиционный центр прически Композиционным центром может быть любой элемент или часть прически, декоративный пучок, челка, постижерное дополнение, украшающий элемент. В сложных моделях причесок возможно наличие нескольких композиционных центров, взаимосвязанных между собой. Согласование композиционного центра и остальных частей композиции прически достигается средствами единства и связи всех элементов модели на основе ряда условий соразмерности частей прически между собой, пропорции, пластичности, ритмических связей, цветового решения, органического введения декора. С помощью этих средств достигаются гармония и выразительность композиции всей модели прически.

Итак, к созданию логически осмысленных форм причесок парикмахер-модельер должен идти путем глубокого изучения основ композиции и принципов моделирования причесок, что будет способствовать созданию эстетически и конструктивно ценных моделей. Перспективная мода зарождается в моделях сегодняшнего дня.

В моделировании причесок происходит постоянное развитие и видоизменение основных базовых силуэтных форм: "квадрат", "овал", "треугольник", - длительное время присутствующих в моде. Эти изменения выражаются в формировании новых вариантов силуэтов причесок, то есть их модификаций. Каждый период развития моды продолжительностью два-три года рождает новые модификации основных форм причесок, которые и представляют особый интерес для специалистов и авангардной части потребителей. Время существования модификаций основных силуэтных форм непродолжительно. Они либо видоизменяются далее, давая начало новым модификациям, либо прекращают свое существование, в отличие от постоянства базовых силуэтных форм причесок предшествует развитие и совершенствование новых приемов стрижки и укладки волос или применение известных методов в новых сочетаниях.

Акцент – при моделировании может быть малозаметным или ярко выраженным, в зависимости от индивидуальности и направления моды. Это доминант в целостности композиции.

План анализа прически по принципу моделирования:

1. По назначению (конкурс, бытовая, вечерн..)

2. По стилю (спорт, класс, романтич…)

3. По типу 4.Принцип равновесия (сим.,ассим.)

5. Акцент (ярко выраж, ..)

6. Композиционный центр

7. Ритм (тождество, нюанс, контраст)

8. Статичность и динамичность

Основные принципы построения композиции

1. Выбор характерных элементов композиции:

Объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

Выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции

Включение в композицию контрастов, которые создадут напряжение

2.Соблюдение закона ограничения (не больше 3-х) в:

Материале;

Элементах;

Цвете;

Форме.

1. Основа живой композиции – ассиметрия.(неравносторонний треугольник). Основа статичной композиции – симметрия.

2. Группировка элементов

3. Обеспечение свободного пространства между группировками, чтобы не потерять красоту отдельных частей композиции.

4. Подчеркивание соподчинения между группировками, для того, чтобы сначала направить взгляд на важные по значению элементы, а затем на менее важные.

5. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, элементами, которые обращены вполоборота к другим элементам.

6. Объемность, перспектива достигается с помощью цвета, размеров, динамики формы.

7. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

8. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. (растительный материал так, как он растет).

9. Эксперимент – залог успеха в творчестве! Старайтесь после создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.

Важность прически во внешнем виде женщины нельзя недооценивать. Наряд, туфли, аксессуары и украшения позволяют представительнице прекрасного пола создать неповторимый образ, но именно прическа делает этот образ завершенным и гармоничным.

Какие бывают виды причесок?

Разные виды причесок для девушек и женщин позволяют сгладить неправильные черты лица, подчеркнуть достоинства представительницы прекрасного пола и сделать менее заметными недостатки. Перед сменой имиджа или важным событием, каждая женщина хочет знать, какие бывают прически, и какой вариант подойдет именно ей.

Передние прически

Передние прически предполагают укладку волос с висков и затылка вперед – на зону темени. Это один из популярных видов женских причесок, который подходит в качестве вечернего варианта и для повседневной жизни. Подобная укладка волос подходит женщинам со средними и длинными волосами.

Обратные прически

Этот вариант предполагает укладку передних волос в области затылка. Волосы зачесываются назад, приподнимаются и фиксируются. Тут возможны различные варианты причесок – создание небрежного внешнего вида, строгий образ либо вечерний вариант. Преимущество данных укладок – они являются подходящими для представительниц прекрасного пола с любой длиной волос.

Ниспадающие прически

Эти разновидности причесок в той или иной ситуации предпочитают практически все женщины. Ниспадающая прическа создает женственный, нежный образ, который подойдет для мероприятия любого формата. Эти виды причесок для девушек подчеркивают естественность волос, направление их роста. Романтические кудри, вьющиеся пряди, прямые идеально ровные волосы – это всё варианты ниспадающих причесок.

Классические прически

Классические укладки относятся к таким видам причесок, которые не выходят из моды на протяжении долгого времени. Их предпочитают женщины всех возрастов для самых разных случаев жизни. Существуют классические виды женских причесок для длинных, средних и коротких волос. Поэтому абсолютно каждая представительница прекрасного пола может найти для себя идеальный классический вариант. Популярные классические виды причесок – каре, локоны, прическа «Боб» для коротких волос и многие другие.

Виды свадебных и вечерних причесок

Современные стилисты и парикмахеры способны создать шедевр на голове представительницы прекрасного пола для такого важного мероприятия как свадьба или прием. На сегодняшний день существует большое количество видов вечерних причесок для коротких, средних и длинных волос. Перед тем, как записаться к стилисту, каждой женщине следует узнать, какие есть вечерние прически и какая укладка подойдет для ее типа волос. Парикмахеры разделяют свадебные и вечерние прически на такие виды:

Высоко поднятый пучок

Волосы поднимаются высоко наверх и при помощи шиньонов и красивых заколок, укладываются в пучок. Для создания более романтичного образа некоторые пряди волос можно оставить свободно падающими на плечи.

Французский пучок или классическая «ракушка»

Волосы поднимаются наверх и плавно закручиваются в ракушку. Прическа фиксируется и украшается различными элементами декорирования для волос.

Французские косы

Коса на протяжении многих лет не выходит из моды и на сегодняшний день является отличным вариантом для самых торжественных мероприятий. Волосы заплетаются в классическую косу либо в колосок и красиво укладываются, создавая романтический, и в то же время очень современный образ. Профессиональные стилисты выполняют различные виды колосков, подходящих для любых причесок. Среди этого разнообразия каждая женщина может найти вариант, подходящий именно ей.

Эффект волн

Прямые от природы волосы можно сделать более пышными и объемными, создав эффект волн. Волнистые волосы можно оставить распущенными либо уложить в красивую прическу. И тот, и другой образ отлично подходят для женщин с длинными и средней длины волосами.

Как правило, если стилист-парикмахер – профессионал, то он без труда подберет наилучший для женщины вариант. Поэтому доверять свои волосы следует только проверенному мастеру.

Красота и ЗдоровьеУход за теломКрасота и здоровье волос

Типы причесок

Кажется, что причесок в мире - огромное множество, но все это многообразие можно свети к нескольким основным типам.

Ацентральные, или ниспадающие, прически
В этой прическе все волосы направлены от макушки в разные стороны - так, как они естественно растут. Прически такого типа могут быть выполнены из волос различной длины и, значит, могут быть сделаны как мужчинам, так и женщинам. Но при выполнении этих причесок из длинных волос придется укоротить их переднюю часть, так как эта прическа предполагает челку.

Концентрированные прически
В этом случае все волосы, включая волосы с нижней части затылка и шеи, зачесываются к макушке. Ясно, что это прическа для длинных волос и она делается только женщинам.

Обратные прически
Это довольно распространенный тип причесок, особенно среди мужчин. Но такая прическа подходит и женщинам. Прически такого типа могут выполняться как на длинных, так и на коротких волосах.

Передние прически
В этой прическе все волосы направлены вперед, на лоб. Желательно, чтобы волосы нижней части затылка и шеи были длинными, потому что они обязательно должны доходить до темени и постепенно переходить в короткую челку. Такой тип причесок встречается довольно редко и подходит только для женщин.

Силуэт и форма прически

Силуэт и форма - довольно важные характеристики любой прически. Смена моды в прическах и стрижках означает именно изменение ее силуэта и формы.

Модную прическу можно сделать для любого типа лица. Достаточно немного поменять ее детали в соответствии с индивидуальными особенностями лица и фигуры. Ведь прическа может быть с челкой или без челки, симметричной и асимметричной, с открытыми и закрытыми ушами и т. д., но силуэт и форма ее должны обязательно быть модными.

На свете довольно мало людей с совершенно правильными чертами лица. Также мало людей с ярко выраженными недостатками, например с резкой асимметрией всего лица или носом, как у Сирано. Но какие-либо небольшие недостатки есть практически в любом лице. Неправильно подобранная прическа может только подчеркнуть их, а вот умело подобранная и хорошо сделанная прическа сгладит недостатки и выделит привлекательные черты, которые тоже есть у каждого. Это значит, что, подбирая прическу, нужно попытаться отвлечь внимание от недостатков и выделить достоинства. А для успешного решения этой задачи нужно знать наиболее характерные и распространенные типы лица, отклонения в их строении и форме головы и способы нивелировки этих отклонений.

При моделировании причесок различают пять основных типов лица: треугольное, квадратное, прямоугольное, круглое и овальное.

Прически для овального лица

Овальную форму лица принято считать идеальной для любой прически. К такому лицу подойдет практически любая прическа: с челкой или без челки, высокая или низкая, открытые или закрытые уши, пробор любого типа или, наоборот, без него, симметричная или асимметричная прическа и т. д. Можно смело делать любую, даже самую экстравагантную прическу.

Прически для круглого лица

Круглая форма лица характеризуется мягкими линиями перехода от подбородка к самой широкой части лица (скульные выступы), которые затем плавно переходят в линию роста волос на лбу. Такое лицо выглядит плоским. При выборе прически для круглого лица следует создать видимость слегка вытянутого лица, близкого к овальному. Этого можно достичь благодаря пышной, высокой прическе с прямой или косой челкой. Силуэт прически, если смотреть на нее в фас, должен иметь форму перевернутого конуса, вершиной которого является подбородок. Уши можно оставить открытыми или закрыть волосами. Но при такой форме лица волосы, прикрывающие уши, должны быть гладкими. При прикрытых ушах форма прически должна постепенно расширяться от ушей, уходя вверх. Также помогает сгладить впечатление чрезмерной округлости лица короткий косой полупробор. В прическе должны преобладать вертикальные линии.

Что же советуют специалисты? Косая челка должна закрывать большую часть лба. Это очень важно, так как, с одной стороны, челка скрывает верхнюю (круглую) часть лица, а с другой стороны, делает прическу асимметричной. Усиление впечатления асимметричности прически можно усилить ее боковыми частями. Концы волос левой стороны прически лучше загнуть вверх, а волосы справа подогнуть вниз. В этом случае контраст между левой и правой сторонами прически будет очень эффектным.

Для круглого лица подойдет прическа из слегка вьющихся волос средней длины. Слегка намеченный косой пробор придаст прическе асимметричную форму, которая должна быть усилена по-разному уложенными боковыми волосами. Волосы закрывают самую широкую часть лица на уровне скульных выступов, что приближает форму лица к овалу.

Лучше отказаться от прически без челки, с гладко зачесанными назад волосами, которые полностью откроют лицо и подчеркнут его минусы. Не рекомендуется низкая прическа с закрытыми ушами, прямые проборы и полупроборы. Горизонтальные линии в прическе еще больше подчеркнут округлость лица. Откажитесь от прически круглого силуэта, повторяющей форму лица.

Прически для прямоугольного лица

Прямоугольные лица - это так называемые вытянутые лица. Для них характерны высокий лоб, длинный подбородок, которые и создают впечатление узкого и длинного лица.

Классический тип прически для прямоугольного лица - длинная прямая или полупрямая челка, волосы которой доходят до линии бровей. Длина волос в прическе не должна быть ниже уровня скульных выступов. Уши лучше закрыть, с открытыми ушами прическа будет хорошо смотреться, если из-за них будут просматриваться волосы. Прямой полный пробор поможет достигнуть лучшего результата, если прическа будет выполнена в основном на полупрямых волосах с загнутыми внутрь в виде валика концами. Такой прической можно сгладить недостатки лица в двух крайне важных для прически точках: на темени недостатки сглаживаются прямым пробором, а на линии подбородка - валиком, который создает выпуклую горизонтальную линию по краю роста волос. Очень хорошо будет смотреться легкая пышная прическа, обрамляющая овал лица.

Что советуют специалисты? Подойдет полупрямая густая челка почти до бровей. Самая широкая часть прически должна быть на линии бровей и, постепенно спускаясь вниз, сходить на нет на уровне рта. Плотно охватывая верхнюю часть лица, волосы должны оставлять свободным подбородок. Такая прическа сгладит недостатки прямоугольного лица.

Подойдет прическа спортивного типа, если, опять-таки, лоб будет закрыт полной и длинной челкой. Боковые части прически - расширены, отчего лицо будет казаться не таким длинным.

Для молодых девушек можно посоветовать высоко поднятые на верхней части головы волосы, которые подчеркивают вытянутую форму лица. Широкая часть прически на уровне ушей компенсирует высоко поднятые волосы и отвлекает внимание от недостатков лица. Асимметричная полная челка только улучшит впечатление.

Чего не советуют специалисты? Не подойдут прически из слишком длинных, почти прямых волос. Они лишь подчеркнут вытянутую форму лица. Также неприемлема прическа из слишком коротких волос, в которой открыты уши. Лучше не поднимать высоко волосы со лба, так как это лишь подчеркивает недостатки лица. Откажитесь от прически, в которой преобладают вертикальные линии.

Прически для треугольного лица

Треугольный тип лица характеризуется широкими скульными выступами и узким подбородком. Контраст между скульными выступами и подбородком создается резкими линиями перехода. При подборе прически нужно решить две главные задачи:
- смягчить резкие линии перехода между широкими скульными выступами и узким подбородком;
- подчеркнуть контраст резких линий перехода, причем в этом случае подчеркиваются характерные для славянского типа лица широкие скульные выступы.

Для решения первой задачи наиболее широкая часть прически должна приходиться на линию мочек ушей или на 1-2 см ниже. Для решения второй задачи нужно выбрать высокую прическу с плотной челкой из волос средней длины. Полуоткрытые уши улучшат впечатление.

Что советуют специалисты? Наиболее подойдет длинная косая челка, которая закрывает большую часть лба и доходит до линии бровей. Ее самая густая часть должна располагаться чуть выше переносицы. Волосы обязаны прикрывать верхнюю часть ушей. При оформлении прически можно волосы слегка начесать.

Еще для треугольного лица можно посоветовать высокую прическу с густой прямой челкой и зачесанными назад боковыми волосами. Прямая челка и локоны на макушке создадут контраст в деталях и линиях прически. Благодаря этому вся прическа будет построена на контрастах, которые красиво сочетаются с формой треугольного лица.

Чего не советуют специалисты? Не подойдет слишком короткая челка или гладко зачесанные боковые волосы. Все это только подчеркнет выступы треугольного лица.

Прически для квадратного лица

Для квадратного типа лица характерны широкая нижняя челюсть, создающая впечатление тяжелого подбородка, и соразмерный с подбородком лоб. Подобные лица выглядят грубыми и угловатыми. При моделировании прически к такому типу лица лучше остановиться на асимметричных прическах.

Что советуют специалисты? Волнистые контуры прически красиво лягут вокруг верхней части лица и смягчат его грубые линии. Челку лучше разделить чуть в стороне от воображаемой вертикальной линии лица. Это главная отличительная деталь асимметричной прически, которая дополнительно усилится разницей в длине волос на левой и правой сторонах прически. Линии деталей прически, пересекающиеся в разных направлениях, окончательно сгладят угловатую форму лица.

Высоко поставленный косой полупробор тоже придаст прическе асимметричную форму. Легко начесанные волосы затылочной и боковых частей головы создают требуемый для данного типа лица силуэт прически. Уши лучше слегка полуоткрыть.


Чего не советуют специалисты? Густая длинная челка из прямых волос только подчеркнет широко выступающие части подбородка. А зачесанные назад волосы откроют неправильные линии лица.

Высоко поднятые волосы придадут прическе симметричную форму, которая подчеркнет все недостатки лица квадратного типа.

Красота и здоровье волос