Макияж для прямоугольного лица, техника создания. Формы лица и их коррекция Как правильно нанести макияж на треугольное лицо

Уметь делать макияж – значит, в первую очередь, знать, как можно скрыть недостатки лица и подчеркнуть его достоинства, и уметь это делать. Не зря говорят, что не бывает некрасивых женщин. Бывают те, кто не умеет за собой следить или просто-напросто краситься.
Профессиональные визажисты уверены: . И действительно, многие примеры это подтверждают:

Основные типы лица

Косметологи и визажисты выделяют 7 основных видов лица:

* овальное считается наиболее близким к идеалу;

* ромбовидное напоминает овальное, но считается, что скулы у его обладателей шире, а в верхней и нижней частях лицо сужается сильнее, из-за чего кажется немного угловатым;

* треугольное лицо может быть с основанием внизу и вверху, то есть суженное либо к подбородку, либо ко лбу;

* квадратное лицо отличается широкими скулами, а верхняя его часть имеет прямоугольные очертания;

* прямоугольное лицо очень похоже на квадратное внешними очертаниями, но отличается преобладанием вертикальных размеров над горизонтальными;

* трапецевидное лицо сочетает в себе черты квадратного и классического треугольного: широкие скулы и небольшой лоб;

* круглым называют лицо, длина и шрина которого примерно равны, а внешние линии скул и лба довольно мягкие.

Идеальной считается овальная форма лица, части которого пропорциональны друг другу. Например, расстояние между глазами должно равняться длине одного глаза и ширине носа в области крыльев, а уголки рта должны совпадать с линией, проведённой вниз от зрачка глаза. (фото)

Коррекция прямоугольного лица

Чтобы сделать коррекцию хорошо, нужно понимать её цель. Как правило, прямоугольное лицо остаточно сильно вытянуто, а значит его нужно зрительно укоротить. Кроме того, оно «угловатое», а это значит, что линии овала лица нужно сделать мягче. Как этого добиться?

1. Нижнюю челюсть и лоб по линии роста волос нужно затемнить, для этого наносим на эти области тональную основу на тон темнее, чем та, которой Вы обычно пользуетесь. Растушёвываем её от подбородка к ушам.

2. Боковую поверхность лица нужно высветлить, чтобы визуально её увеличить.

3. Румяна лучше выбирать светлых, нежных оттенков, которые будут увеличивать скулы, и растушевывать их лучше в форме овала. На угловатые линии лучше

нанести румяна более тёмного тона, чтобы затемнить их, и следовательно, уменьшить визуально.

Коррекция круглого лица

Как правило, круглое лицо сильно расширено в средней части. Значит, цель коррекции– сделать его более вытянутым, овальным, это делается за счёт визуального уменьшения ширины скул и подбородка. Что нужно для этого сделать?

1. На боковые части лица и виски наносится тон (основа и пудра), более тёмного оттенка, чем тот, который Вы обычно используете.

2. Светлый тон наносится на центральную часть лица, чтобы сделать её визуально более заметной: центр лба, переносица, подбородок и передняя поверхность скул. Это поможет сделать лицо как бы более выпуклым и «спрячет» широкие части, акцентируя внимание на светлых участках.

4. Румяна лучше накладывать в форме треугольника, вытянутого к уголкам рта.

Коррекция квадратного лица

Квадратное лицо, как и прямоугольное, характеризуется острыми углами, но не так сильно вытянуто. Как правило, у обладателей этого типа лица довольно широкий лоб и массивная нижняя челюсть. Главное правило – затемнить широкие и выступающие части. Для этого следуем нескольким простым правилам.

1. Затемняем углы, растушевывая тон вверху к вискам, а внизу – под скуловые впадины, чтобы смягчить линии лица и округлить линию роста волос. Высветляем те же части, что и при коррекции круглого лица: подбородок, переносицу и центр лба.

2. Румяна накладываем на среднюю часть скул в форме треугольника, вытянутого к вискам.

3. Бровям лучше придавать форму плавной дуги, а глаза выделить ярким макияжем.

Треугольное лицо

Коррекция треугольного лица сводится к одной главной цели: уравновешение верхней и нижней частей лица. Сделать это несложно.

1. Тёмный тон наносим треугольниками на боковые части лба и виски.

2. На нижнюю часть щёк и боковые части скул наносим светлый тон, а верхнюю слегка затемняем.

3. Если подбородок выделяется вперед, припудриваем его более тёмным, чем обычно, оттенком.

4. Внешние концы бровей слегка расширяем и визуально вытягиваем, направив наружу.

5. Светлые румяна накладываем на переднюю поверхность щёк, подскуловые впадины и боковые поверхности нижней челюсти.

6. Губы делаем яркими, стараясь визуально их увеличить.

Коррекция трапецевидного лица

Цель коррекции – визуально уменьшить массивную нижнюю часть и по возможности увеличить верхнюю. Чтобы добиться такого эффекта, нужно визуально уменьшить объём щёк и акцентировать внимание на глазах. Как это сделать?

1. Широкие боковые части нижней челючти затемняем, а лоб высветляем, особенно в височной области.

2. Румяна накладываем на переднюю поверхность скул (область под глазами) и растушевываем к вискам, чтобы визуально расширить верхнюю часть лица.

3. При макияже глаз нужно постараться придать им миндалевидную форму, нанеся тени на внутреннюю область впадинки над глазами.

4. Внимание на губах лучше не акцентировать, потому что цель нашего макияжа – отвлечь внимание от нижней части лица.

О чем нужно помнить?

1. Румяна способны сгладить острые углы и удлинить или расширить лицо. А вот тональный крем скроет видимые недостатки. Впрочем, он может применяться также для создания определенной формы.

2. Квадратное лицо можно визуально сгладить, если нанести румяна сверху вниз. Делайте движения кисточкой от губы к виску.

3. Используйте тональные средства более тёмных оттенков, чтобы скрыть определенные части лица и более светлых, чтобы увеличить.

4. Нельзя акцентировать внимание на частях лица, которые Вы хотите визуально уменьшить.

Первое, на что обращает внимание человек, - объем и форма всех окружающих предметов. Форма, в основе построения которой лежит сочетание симметрии и «золотого сечения», создает у человека ощущение гармонии и красоты.
Для профессиональных визажистов термин «идеальное лицо» не просто некое абстрактное понятие, а вполне объективное определение реально существующих пропорций. Каким же должно быть то самое, идеальное лицо? В первую очередь, если мысленно разделить идеальное лицо на три части: от края волос до бровей, от бровей до кончика носа, от кончика носа до края подбородка, - эти части будут равными. Расстояние между глазами на «идеальном» лице равно длине одного глаза, начало брови - вертикальная линия, мысленно проведенная через внутренний угол глаза, а ее изгиб - линия, мысленно проведенная от крыла носа через зрачок. Длина губ «образцового» лица равна расстоянию между зрачками прямо смотрящего человека, а ширина лица равна двум третям его высоты.
Однако подобные «идеальные лица», с точеным носом, умеренно выраженными скулами, высокими надбровными дугами и т.д., встречаются крайне редко. Тем не менее грамотно выполненное моделирование может сгладить любые несовершенные линии и пропорции.

Пропорции лица. Условно-идеальное лицо делится на три равные части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Это деление осуществляется четырьмя воображаемыми линиями: - первая - касательная края лба, - вторая - проведенная через переносье, по линии бровей, - третья - через основание носа, - четвертая - касательная концу подбородка. Уровень зрачков глаз делит всю голову на равные по высоте части (верхнюю и нижнюю). Ширина носа в области его крыльев равна расстоянию между внутренними углами глаз, в свою очередь это расстояние равно длине глазной щели. Правильная бровь должна начинаться в точке пересечения с прямой линией, проведенной через основание носа и внутренний угол глаза, и заканчивается в точке пересечения прямой, проведенной через основание носа внешний угол глаза. Эталоном правильной формы лица считается то, которое отличается плавными очертаниями лба, скул, нижней челюсти и подбородка и как бы вписывается в овал. Таким образом, условно идеальным принято считать овальное лицо с правильными пропорциональными деталями.

Для коррекции формы лица более предпочтительны жирные текстуры. При жирной коррекции лица времени уходит на работу больше, зато результат намного лучше. Коррекция выглядит более натурально, и при этом не так заметна работа визажиста. Если визажист допустил ошибку при жирной коррекции лица, то ее легко исправить, пока тон не закреплен пудрой. При работе с сухим корректором это значительно сложнее. К тому же если на коже имеются неровности в виде прыщиков или оспинок, то сухие текстуры только подчеркнут их, тогда как жирные помогут скрыть подобные недостатки. Жирные корректоры одинаково хороши для любого типа кожи. А вот сухие могут создать проблемы на сухой, шелушащейся коже. Также для возрастного макияжа я рекомендую своим ученикам использовать именно жирную коррекцию, потому что она выглядит более деликатно и не перегружает лицо.

Выражение лица

Овальная форма лица признана идеальной и не требующей никакого моделирования. Но встречается она довольно редко. Большинство лиц визажисты разделяют на два типа: широкие и узкие. К широким относят квадратную, круглую и трапециевидную формы лица, а к узким - треугольную, прямоугольную и ромбовидную. Как правильно моделировать каждую из перечисленных форм?

Квадратное лицо характеризуется рельефностью, острыми углами нижних скул и одинаковой шириной верхней и нижней частей лица. Прямоугольный широкий лоб, широко расставленные скулы и выступающие скуловые дуги, - вот основные признаки, выдающие квадратное лицо. В этом случае коррекция требует смягчения угловатых форм, уменьшения углов нижней челюсти. После нанесения тонального крема и припудривания лица пудрой общего тона - на выступающие углы нижней челюсти наносят темную пудру, растушевывая ее вдоль нижнего края. Румяна наносят в форме треугольника на средние части скул, с вершиной, направленной к вискам. Брови слегка укорачивают, придают им восходящую форму с изгибом. Тени при такой форме лица наносят только в пределах век. При оформлении губ уголки рта не подчеркивают, стараясь сделать рот более миниатюрным.
Круглое лицо имеет плавные линии, слабо выраженный подбородок и широкий лоб. В данном случае горизонтальные размеры лица будто стремятся приблизиться к вертикальным. Основная цель коррекции в этом случае - вытягивание лица и уменьшение объема щек. Для этого на боковую поверхность скул, боковую поверхность щек и на углы нижней челюсти наносят темную пудру. Румяна здесь наносятся в форме треугольника: его вершина направлена к уголкам рта, которые, как и в случае с квадратным лицом, не подчеркиваются.
У обладательниц лица трапециевидной формы нижняя часть лица гораздо шире верхней, лоб низкий и узкий, скуловые дуги сжаты с боков по отношению к резко развернутым углам нижней челюсти, что придает нижней части лица массивный вид. Здесь необходима коррекция, зрительно уменьшающая объем щек, поэтому темную пудру наносят на их боковые поверхности и углы нижней челюсти, не забывая тщательно растушевывать границы нанесения. Светлые румяна наносят в форме треугольника высоко на скулы и растушевывают к вискам. При узкой верхней части и широкой нижней части лица головки бровей рекомендуется слегка выщипать, раздвинув тем самым переносицу. Тени растушевываются за пределы век горизонтально, а уголки рта при оформлении губ опять же не подчеркиваются, ведь для того чтобы отвлечь внимание от нижней, широкой части лица, акцент необходимо перенести на глаза.
Утреугольного лица широкий высокий лоб, четко выраженные скуловые дуги, сглаженные углы нижней челюсти и заостренный подбородок. Главная цель коррекции заключается в том, чтобы визуально расширить лицо и уравновесить широкую область лба и узкую нижнюю часть лица. Темный тон в этом варианте наносится на боковую поверхность скул и висков, светлый - на область челюсти. Румяна распределяются по восходящей части овала или на переднюю поверхность щек, в форме ромба, чтобы зрительно расширить нижнюю часть лица. Бровям следует придать форму плавной дуги и чуть «удлинить» их к вискам.
Прямоугольное лицоотличается от всех других форм лица резким преобладанием вертикальных размеров над горизонтальными: оно характеризуется удлиненным подбородком и высоким лбом. Для правильной коррекции здесь необходимо зрительно затемнить лоб по линии роста волос и нижнюю челюсть, а также с помощью пудры более светлого тона высветлить область щек. Румяна следует накладывать в форме овала и растушевывать горизонтально.
Ромбовидное лицо определяется выделяющимися широкими скулами и суженными верхними и нижними частями лица. Для такой формы лица характерны узкий лоб, выпуклые скулы, сжатые углы нижней челюсти, выделяющиеся височные и подскуловые впадины. Главная задача коррекции?- уменьшение объема средней части лица, для чего на боковую поверхность скул наносится темная пудра. Румяна наносят на скулы и растушевывают вдоль скуловых дуг, не заходя на виски. Брови следует сделать удлиненными, чуть восходящими, с изгибом. Тени на веках растушевывают к вискам или горизонтально, выходя за пределы век. При оформлении губ в этом случае стоит сохранять четкую форму.

Задача любой коррекции лица - приблизить его к идеалу - овалу. При рельефном лице требуется смягчить черты, при безрельефном, наоборот, нужно добавить жесткости. Если необходима минимальная коррекция, например только в области скул, лба и висков, - я рекомендую использовать сухие корректоры, в частности Rose Chandal. Они позволяют сделать мягкую, почти незаметную коррекцию, которая может выполняться ежедневно. Если клиенту требуется, чтобы его лицо было основательно подкорректировано, то в таком случае я использую жирные корректоры, например Rose Chandal или VOV Cover Foundation. Данные средства применяются при коррекции круглого, квадратного, трапециевидного и треугольного лица. Ими идеально корректируется нос. Мастер может использовать одновременно как жирные, так и сухие корректоры, тогда при любом типе лица легко добиться необходимого результата.

Схемы контурной коррекции лица.

HIGHLIGHT - Высветлить
COUNTOUR - Затемнить
BRONZER - Нанести бронзер

Формы лица. Коррекция и скульптурирование.

Желтый цвет - хайлайтер (светлый тональный крем), коричневый - бронзант, сухой корректор (темный тональный крем), розовый - румяна.

Коррекция деталей лица. Глаза. Глаза - первейшее и главное средство общения с окружающими. Они полнее всего отражают характер и чувства, и всегда женщине хочется подчеркнуть их, даже если она предпочитает обходиться без макияжа. Подкрашивать глаза нужно с большой осторожностью - утонченность и очарование способны произвести самый впечатляющий эффект.
Положение, форма, величина, цвет, выразительность глаз. О глазах судят по совокупности признаков: положению, форме, величине, цвету, выразительности. В зависимости от формы различают глаза: - миндалевидные; - круглые; - щелевидные. В зависимости от величины: - нормальные; - большие; - маленькие. По характеру посадки, т.е. расположению глазного яблока в глазной впадине: - нормально посаженные; - глубоко посаженные; - выпуклые. В зависимости от расстояния между внутренними углами глаз: - нормально посаженные; - близко посаженные; - широко расставленные. По положению оси глаза (осью в данном случае считается условная прямая, проведенная через наружный и внутренний углы глаза): - горизонтальные - углы лежат на одной прямой (классические); - восходящие - наружный угол выше внутреннего (восточные); - падающие - наружный угол ниже внутреннего (европейские). Идеальными принято считать глаза миндалевидной формы, расстояние между которыми равно длине глаза, а углы, внутренние и внешние, расположены на одном уровне. Умелое использование средств декоративной косметики - теней, карандашей, айлайнера, туши и т.д. может изменить форму глаза.
Правила коррекции глаз. Круглые глаза. Цель коррекции - зрительно удлинить разрез глаз, приблизив их форму к идеальной. - линию обводки глаз у внешнего угла продлить дальше естественной линии разреза глаз; - нанести тени, акцентируя форму и цвет у внешнего угла глаз, растушевав почти горизонтально. Выпуклые глаза. Цель коррекции - "углубить" глаза и зрительно уменьшить выпуклость век.: - использовать матовые, неяркие косметические средства для глаз; - следить, чтобы зона под бровью была светлее, чем на подвижном веке. Глубоко посаженые глаза. Цель коррекции - "вывести из глубины", увеличить глаза, сделать более выразительными. - эту задачу выполняют светлые (если "позволяет" кожа, то лучше светлые перламутровые) тени, нанесенные на верхнее подвижное веко. Падающие глаза. Цель коррекции - зрительно "поднять" опущенные внешние уголки глаз, придающие лицу печальное выражение. - контур и тени нанести таким образом, чтобы изменить направление падающей линии, т.е. максимально стремиться к внешнему углу брови.
Коррекция деталей лица. Брови. Натуральная форма бровей, данная человеку от природы, наилучшим образом подходит к типу лица (не считая мелкой "поросли", например, в области переносицы). Но форма бровей тоже подвержена моде. Во времена Клеопатры красивыми считались густые черные брови. В 18 веке английские леди даже усиливали свои брови при помощи мышиной шерсти. В 1920 году в моде были брови-ниточки. И лишь с середины 80-х брови вновь "получили право" расти "как им вздумается". Физиологическая функция бровей - защищать глаза от грязи и текущего пота. Эстетическая - в дополнительном оформлении и украшении глазничных впадин, в общем "равновесии" лица. Гармоничное сочетание бровей с глазами, губами, овалом придает лицу очарование. Брови способны создать или разрушить это очарование, подчеркнуть красоту и привлекательность глаз или, наоборот, придать лицу нежелательное выражение, усугубить те или иные его недостатки. Весь макияж может потерять смысл, если брови оформлены неправильно. Поэтому необходимо знать как их строение, формы и линии, так и правила их оформления.
Строение, густота, форма и положение бровей. В строении бровей различают следующие части: а) головка - утолщенная часть, находящаяся у переносья, не густая и не сильно окрашенная; б) тело - средняя, наиболее сильно окрашенная часть; в) хвост - наружная, слабоокрашенная тонкая часть. В зависимости от густоты, брови бывают: - широкие; - тонкие; - короткие; - длинные; - сросшиеся на переносье. В зависимости от формы: - плавные; - круглые; - прямые; - с изломом; - брови "домиком". В зависимости от положения: - горизонтальные; - восходящие; - спускающиеся.
Способы изменения формы бровей и подкрашивание. 1. Карандаш для бровей. Цвет карандаша должен быть максимально приближен к цвету бровей. 2. Тени. Наносятся с помощью специальной жесткой кисточки или аппликатора. 3. Тушь для рeсниц. 4. Химическая окраска бровей. 5. Татуировка бровей - растительные пигменты вводят под кожу между волосками.
Правила коррекции лица с помощью бровей. 1. Восходящие брови зрительно удлиняют лицо, придают живость, доброжелательность, молодят. 2. Дугообразные - не вызывают изменений в лице. 3. Горизонтальные - расширяют лицо. При густых бровях - создают впечатление суровости. 4. Падающие брови придают лицу грустное выражение. 5. Брови с далеко расположенными головками расширяют верхнюю часть лица. При близкопосаженных глазах, рекомендуется эпилировать головку, чтобы зрительно как бы "растащить" глаза. 6. Брови с близко распoложенными головками сужают верхнюю часть лица и визуально сближают глаза ("сажают на нос"). 7. Мелкие черты лица и тонкие губы гармонично сочетаются с тонкими бровями. Крупные черты "требуют" широкии брови. 8. Цвет бровей должен быть на 1-2 тона темнее или светлее волос. При интенсивном изменении естественного цвета волос менять и цвет бровей.
Коррекция деталей лица. Лоб. Пластическая форма лба определяется анатомическими особенностями лобной кости. Различают следующие формы лба: а) высокий; б) низкий; в) широкий; г) узкий. Лоб в профиль может быть: а) выпуклый; б) скошенный; в) прямой. Широкий и высокий лоб можно зрительно сузить, если соответственно виски и линию роста волос затемнить более темной пудрой или тональным кремом. Узкий и низкий лоб, наоборот, следует высветлить.
Коррекция деталей лица. Подбородок. Встречаются следующие формы подбородка: а) овальный (классический); б) острый; в) скошенный; г) квадратный; д) выступающий; е) раздвоенный и т.д. Непропорциональные, активно выступающие детали следует затемнить. Маленький или скошенный подбородок, - наоборот, высветлить.
Читать по губам Над коррекцией губ визажисты трудятся значительно кропотливее, чем над коррекцией любой другой части лица. Первое, с чего начинается моделирование губ, - припудривание и тонирование их естественного контура. Только получив «чистый холст», можно приступить к созданию шедевра. Коррекция тонких губ подразумевает в первую очередь их увеличение. В этом случае необходимо прорисовать карандашом новый контур, отступая от естественного не более чем на 1-1,5 мм (только тогда губы будут выглядеть натурально). Мало кто знает: чтобы визуально увеличить губы, нужно зрительно уменьшить их уголки. Это придает губам эффект сексуальной припухлости. Подводя карандашом контур нижней губы и выходя за естественный предел, ближе к уголкам, заводите линию на естественный контур, и немного (у самого уголка) - на внутреннюю сторону естественного контура. Затем полученный контур губ растушевывается и поверх наносится помада в тон. Главным аспектом в возрастном макияже становится светотеневая и линейная коррекция, основная задача которых - скорректировать осунувшиеся черты лица, «приподнять» падающие линии и визуально скрыть морщины. Для создания лифтинг-эффекта необходимо восстановить линию овала лица, скорректировать второй подбородок и брылы, для этого прорабатывается более темным тоном зона от подбородка к шее. Также при возрастном макияже необходимо визуально приподнять наивысшую точку скулы, эту зону лучше проакцентировать светоотражающей эмульсией, создающей иллюзию объема и эффект молодой, подтянутой кожи. Еще одной проблемой при моделировании становятся морщины. Чтобы их скрыть, следует работать не с самой складкой морщин, а с тенью от нее. Устраняя тень, мы визуально устраняем и саму морщинку. Увеличивая губы, лучше использовать натуральные оттенки: бежевые, карамельные, бледно-розовые. Матовые помады темных оттенков в этом случае нежелательны. Также можно использовать два разных оттенка помады. Уголки губ покрываются помадой более темного оттенка, а ближе к середине наносится более светлый тон. Если нанести в центр губ немного блеска, это также придаст им дополнительный объем. Для уменьшения объема губ коррекцию следует выполнять следующим способом: «замаскировать» природную линию губ, а затем очертить контур ниже естественной линии не более чем на 1-1,5 мм. Полным губам, как никаким другим, идеально подходит матовая помада. С ней губы выглядят более благородно. При коррекции слишком длинных, а такжеподжатых губ следует помнить главное правило: уголки губ в обоих этих случаях не очерчиваются. Любая коррекция губ призвана придать им рельефность и четкость, ведь улыбка - визитная карточка каждой женщины.

Коррекция носа.

Нос - едва ли не главная особенность нашего лица. Большинство женщин недовольны его формой, длиной, наличием горбинки и т.д. Среди основных форм носа выделяют: короткий и широкий, узкий и длинный нос, нос с горбинкой, курносый, большой округлый и асимметричный нос.

Обладательницам короткого и широкого носа при выполнении коррекции необходимо затемнять боковые стенки и часть ширины крыльев в полутон, а спинку до основания носа - высветлить. Если же нос вовсе не широкий, а просто маленький, необходимо нанести на всю его поверхность светлый тон для придания оптической выразительности.
При узком и длинном носе следует расширить его спинку «высветлителем», а боковые стенки и ноздри затемнить до желаемой длины. Также помочь «укоротить» нос может и обычная пудра натурального цвета. Нанесенная на нос, она уже зрительно уменьшает его размеры, поскольку маскирует естественный блеск.
Для того чтобы исправить форму курносого носа , нужно затушевать его нижнюю площадку темной пудрой или румянами, слегка затемнить переносицу и самое выпуклое место (кончик носа), а спинку по всей вогнутой поверхности, наоборот, высветлить.
Горбинку на носу убирают с помощью ее затемнения и тщательной растушевки. Чтобы зрительно «выпрямить» спинку носа, в первую очередь ее необходимо ограничить с обеих сторон двумя параллельными линиями, используя более темный тон. Наверху линии необходимо довести до переносицы, плавно переведя их в линию бровей. Помимо этого, саму спинку носа нужно будет высветлить.
При коррекции большого округлого носа необходимо затемнить боковые стенки в сторону центра спинки, а крылья носа - в полутень. Асимметричный же нос можно «сбалансировать» с помощью нанесения светлых и темных корректоров на боковые стороны, выравнивая их по отношению к центру.
Обладательницам «орлиного носа» в первую очередь необходимо затемнить наиболее выступающие его части. В этом случае особое внимание уделяется коррекции бровей. Они «формируются» в виде плавной линии, слегка сдвинутой к вискам.
Зачастую недовольство девушек своим носом вовсе неоправданно. Случается так, что дисгармония возникает отнюдь не из-за формы или размера носа, а из-за непропорциональности лица. Вот простой пример: у девушки короткая верхняя губа, маленькие рот и подбородок, и в этом случае нос выглядит длинным, хотя на самом деле его размер абсолютно нормальный. В подобной ситуации визажисту необходимо в первую очередь обратить внимание на действительно «проблемные» части лица и скорректировать их.


Похожая информация.



Редко можно встретить женщину полностью довольную своей внешностью. А так как лицо притягивает большее количество взглядов, то и желание улучшить эту часть головы возникает чаще. Но прежде чем прибегать к пластической хирургии, необходимо попробовать коррекцию с помощью макияжа.

Типы овалов лица

Формой или овалом лица считается соотношение ширины зоны лба к зоне подбородка и пропорция между длиной и шириной лица. Существует шесть основных типов форм лица:

  • овальное;
  • прямоугольное;
  • круглое;
  • квадратное;
  • треугольное;
  • ромбовидное.

Чтобы узнать свою форму лица, потребуется переднюю часть головы условно разделить на три зоны, верхняя, средняя и нижняя. Идеалом принято считать пропорциональное овальное очертание. Во всех других случая какая-либо из зон будет более выражена.

Что такое коррекция овала лица. Основные приемы

Корректировать лицо — это значит, устранять недостатки посредством внесения изменений в размеры условных зон. Для исправления непропорциональности используется несколько приемов:

  • макияж в технике светотени;
  • правильно подобранная стрижка или прическа;
  • подходящие очки или украшения.

Сейчас мы остановимся на грамотно выполненном макияже. Для этого потребуются тональные средства трех основных оттенков, лучше одного производителя, сходных консистенций и текстур. Главным будет тон, идеально гармонирующий с естественным цветом кожи, и в помощь ему более темный и более светлый оттенок.

При выборе необходимо помнить, что все тональные средства имеют основу, близкую к розовой или к желтой. Выбирать необходимо средства из одной палитры.

Важно помнить, что темные оттенки делают зрительно меньше, а светлые — создают акцент, подчеркивая. На профессиональном языке средства, уменьшающие различные части на лице, называются шейдингами, а средства для высветления определенных участков являются хайлайтерами.

Корректирующий макияж, как и любой другой, начинается с нанесения увлажняющих средств. После впитывания наносится тональное средство естественного оттенка, а для визуального устранения недостатков применяется более темный тон. Границы между различными цветами необходимо тщательно растушевывать, чтобы черты лица выглядели более натуральными и привлекательными. При неправильно выполненном контуринге будет казаться, что лицо расчерчено с помощью линейки.

Профессиональный макияж предполагает использование румян, чтобы придать лицу свежести и сияния. Для естественного образа подойдут румяна одного тона с натуральным румянцем. Наносятся они на выступающие части скул, делая акцент на достоинства кожи.

Необходимые инструменты

Идеальные помощники в создании макияжа — это кисти и спонжи. Правильно подобранная кисть должна быть с плотным и густым ворсом, заостряющаяся на конце. Кончиком набирается небольшое количество крема более темного оттенка и наносится на кожу.

Спонжи бывают различных форм и материалов. Натуральный меньше впитывает крем и в сухом виде похож на пемзу, а поролоновый, имеющий мелкие поры, не менее удобен в применение. Для нанесения тонального средства понадобиться мягкий и слегка увлажненный. Нанесение производится похлопывающими касаниями.

Коррекция лица овальной формы

Такой тип редко нуждается в каких-либо изменениях формы. Иногда лишь овал визуально кажется чуть более вытянутым. Тогда потребуется нанести небольшое количество затемняющего средства на верхнюю часть лба и зону подбородка.

Коррекция лица круглой формы

При круглом лице задача грамотной коррекции состоит в визуальном удлинении, вытягивании контуров. Потребуется поработать шейдингом на скулах, висках и боковых частях овала. Хайлайтер применяется на подбородке, под глазами и в центре лба, а румяна наносятся на линию скул.

Коррекция прямоугольного лица

Контуры прямоугольного лица нуждаются в сглаживании, для чего используется темная палитра в острых углах лба и на подбородке. Высветлению подвергается переносица, центральная часть лба и области под глазами. Румяна наносятся на яблочки щек и скулы.

Коррекция квадратного лица

При таком типе лица требуется зрительно сузить овал, скруглив скулы. Шейдинг наносится на весь боковой контур лица, а высветляются те же части, что и у прямоугольного. Румяна накладываются в виде треугольника на скулы и тщательным образом растушевываются.

Коррекция лица треугольной формы

Отличительной чертой такого лица служит узкий подбородок и широкий лоб. Чтобы придать ему правильную форму, нужно затемнить уголки лба и скулы от верхней части ушей до центра щек. Светлый тон наносится на центр лба, области под глазами и контуры челюсти. Сияние придают румяна, накладываемые на яблочки щек.

Коррекция ромбовидного лица

На таком лице необходимо скорректировать контуры выступающих скул, нанеся на них тональное средство более темного оттенка. Хайлайтер наносится на центральную часть и уголки лба, подбородок и контуры челюсти, область под глазами.

Несколько секретов идеальной коррекции

  1. В первую очередь наносятся высветляющие оттенки, а затем шейдинг.
  2. Хайлайтер и шейдинг нельзя наносить в непосредственной близости друг от друга.
  3. Переходы между оттенками необходимо делать плавно и аккуратно.
  4. Тональные средства необходимо наносить маленькими, чуть заметными порциями.
  5. При проблемной коже перламутр следует применять осторожно, чтобы не сделать недостатки более явными.
  6. Не рекомендуется наносить перламутр на области под глазами.
  7. Идеальный эффект достигается только благодаря профессионально выполненной растушевке.

Заключительный этап коррекции овала лица

Макияж лица закрепляется при помощи пудры. Применять ее необходимо грамотно и умеренно. Наносить ее нужно специальной кистью, во избежание появления нежелательного впечатления маски. Первый самый тонкий слой пудры накладывается сразу после применения тональных и корректирующих средств, крепко впаиваясь в основу. Заключительный чуть заметный слой служит для фиксации полученного результата.

Лицо - это Ваша визитная карточка. А макияж отражает Ваше отношение к моде и представление о себе. Когда макияж соответствует внутреннему "Я" и настроению женщины, он делает ее привлекательнее: она хорошо выглядит и прекрасно себя чувствует.

В современном макияже должна быть прорисована каждая деталь лица. Макияж только тогда считается грамотным, когда он "полный".

Даже если Вы хотите, чтобы на лице не было видно косметики (так называемый макияж "чистое лицо"), всё равно необходим тонкий слой тонального крема, глаза должны быть оформлены при помощи теней, туши и контурного карандаша, и обязательно - хотя бы немного губной помады и румян.

Насыщенность цвета зависит от функции макияжа. Например, при естественном макияже косметика должна быть приглушенных, спокойных тонов, лежать дымкой, полутонами, и быть почти не заметной для глаз.

По классическим канонам, грамотный макияж - это макияж с акцентом на одну деталь лица. Как правило, выделяют либо глаза, либо губы. Считается, что если ярко накрашены губы, то глаза подчеркивать уже ненужно, и, наоборот, при ярко выделенных глазах, губы должны быть более-менее нейтральными.

В реальной жизни крайне редко встречаются лица, соответствующие строгим пропорциям. Многообразие форм условно сводится к семи основным видам:

1) овальное;
2) круглое;
3) квадратное;
4) треугольное;
5) трапециевидное;
6) прямоугольное;
7) ромбовидное.

Часто в одном лице присутствуют элементы двух или даже нескольких основных форм. В этом случае лицо относят к той форме, характерные черты которой преобладают.

Круглое лицо - горизонтальные и вертикальные размеры лица приближаются друг к другу. Области висков, нижней челюсти и подбородка имеют округлые, мягкие очертания.

Квадратное лицо - имеет развернутые углы нижней челюсти, прямоугольные очертания верхней и нижней частей лица.

Треугольное лицо - широкое в области лба и скул и суженное к подбородку.

Трапециевидное лицо - характеризуется выраженными углами нижней челюсти. Верхняя часть лица значительно уже нижней.

Прямоугольное лицо - отличается резким преобладанием вертикальных размеров над горизонтальными. Для такого лица характерны высокий лоб и удлиненный подбородок.

Ромбовидное лицо - имеет широкие скулы, сужено в верхней и нижней частях лица.

Грамотно используя макияж, мы всегда можем что-то оптически устранить или, напротив, добавить в нашем лице. Это достигается при помощи светлых или, соответственно, темных средств декоративной косметики (тонального крема, пудры, теней, натуральных маскирующих средств), которые наносятся на определенные участки лица. При этом существует определённое правило: то, что должно отступить, как бы уводится в глубину при помощи темных красок, а то, что надо выдвинуть вперед, осветляется.

Круглое лицо.

Цель коррекции - вытянуть лицо, зрительно уменьшить объем щек. Для этого:

Затемнить боковые поверхности лица (от висков вниз до нижней челюсти) с помощью тонального крема или пудры немного темнее естественного цвета лица;
- наложить на скулы румяна в форме треугольника, вытянутого к углам рта, цвет - нейтральный, темный.

Квадратное лицо.

Цель коррекции - смягчить острые очертания нижней челюсти и лба. Для этого:

Затемнить выступающие углы нижней челюсти и "округлить" линию роста волос;
- наложить на скулы румяна в форме треугольника, вытянутого в сторону висков, цвет - нейтральный, может быть яркий, живой.

Треугольное лицо.

Цель коррекции - зрительно уравновесить широкую верхнюю часть лица с узкой нижней. Для этого:

Затемнить виски и боковую поверхность скул;
- если выделяется острый подбородок, припудрить его более темной пудрой;
- высветлить подскуловые впадины и боковые поверхности нижней челюсти, наложить румяна на переднюю поверхность щек в форме ромба, цвет - светлый, нежный.

Трапециевидное лицо.

Цель коррекции - уменьшить объем широкой нижней части лица, постараться расширить верхнюю часть. Для этого:

Затемнить боковую поверхность нижней челюсти;
- высветлить височную зону;
- наложить румяна в форме прямоугольника, вытянутого и растушеванного к вискам.

Прямоугольное лицо.

Цель коррекции - зрительно расширить и укоротить овал лица. Для этого:

Затемнить лоб по линии роста волос;
- затемнить нижнюю челюсть;
- высветить боковую поверхность лица;
- наложить румяна в форме овала и растушевать горизонтально, цвет - светлый, нежный.

Ромбовидное лицо.

Цель коррекции - зрительно смягчить угловатые очертания лица. Для этого:

Затемнить выпуклые части скул;
- высветлить подскуловые впадины и височные области;
- наложить румяна в форме треугольника на переднюю часть скул, цвет - нейтральный, темный.

Макияж для треугольного лица создается с учетом некоторых внешних особенностей. Треугольный тип лица представляет из себя необычное сочетание, в котором присутствуют широкие выступающие скулы и узкий подбородок. Многие называют такую форму лица сердцевидной. Переходы от височной линии до подбородка весьма резкие, поэтому овал требует правильной корректировки, чтобы уравновесить верхнюю и нижнюю части лица.

Треугольная форма лица — одна из наиболее часто встречающихся форм у представительниц прекрасного пола. Ее характеризуют широкий лоб, достаточно высокие скулы и узкий подбородок «уголком». Исправить дисбаланс верхней и нижней части призван макияж для треугольного лица: затемнение и высветление особых зон лица, а также правильная расстановка акцентов поможет подчеркнуть достоинства такого типа лица.

Особенности макияжа для треугольного лица

Первое, что бросается в глаза, глядя на лицо в форме треугольника - узкий заостренный подбородок и широкие скулы. В связи с этим, основные приемы в макияже должны быть направлены на устранение данной асимметрии. Треугольнику подходят не очень длинные и слегка приподнятые брови с равномерным изгибом. Грамотный контуринг такого лица позволяет уравновесить верхнюю часть лица с нижней. Если вы являетесь обладательницей треугольного лица, попробуйте применить такие хитрости в макияже: нанесите темную пудру или тональный крем на поверхность скул, виски и заостренную область подбородка. Подскуловые впадины и боковые поверхности нижней челюсти наоборот высветлите. Завершите скульптурирование лица накладыванием румян. Положите пигмент на переднюю поверхность щек в форме ромба. В макияже глаз также есть свои тонкости. Карандашом и тенями следует выделять только подвижное веко. При этом растушевку желательно делать в виде полукруга.

Главной целью макияжа для треугольной формы лица является коррекция диспропорции между его верхней и нижней частью. Чтобы исправить ее, необходимо затемнить те участки лица, которые визуально хочется сделать уже, и высветлить те зоны, которым нужен дополнительный объем:

  • Нанесите на все лицо тональный крем, идеально совпадающий по тону с вашим естественным оттенком кожи. При необходимости используйте праймер под макияж и замаскируйте недостатки при помощи корректора того же оттенка.
  • Более темным тональным кремом, пудрой или корректором затемните боковые поверхности лба и скул, чтобы сделать их визуально уже, и кончик подбородка, чтобы сгладить его излишнюю остроту. Если у вас высокий лоб, пройдитесь темным оттенком вдоль линии роста волос.
  • Возьмите оттенок на полтона светлее основного и высветлите боковые поверхности подбородка (см. фото со схемой ниже), чтобы добавить этим зонам недостающий объем.
  • На «яблочки» щек нанесите румяна и растушуйте к вискам.
  • Тщательно растушуйте границы зон высветления и затемнения, чтобы избежать резких и неестественных переходов цвета.
  • Закрепите результат коррекции тонким слоем прозрачной рассыпчатой пудры.

Немаловажную роль в коррекции треугольной формы лица играет макияж глаз. Не стоит сильно акцентировать внешние уголки глаз и вытягивать их к вискам при помощи широких стрелок или темных теней — такой прием визуально расширит и без того достаточно широкую верхнюю часть лица. Лучше сделать акцент на центральной части век, поставив на подвижном веке блик перламутровыми тенями.

Выполнить коррекцию нижней части лица поможет яркая помада — акцент на губах отвлечет внимание от излишней остроты подбородка. Сделать губы более пухлыми поможет прием профессиональных визажистов: нанесите каплю хайлайтера в ямочку над верхней губой.

Вот лишь несколько нехитрых приемов макияжа, с помощью которых можно выполнить коррекцию лица треугольного типа. Не бойтесь экспериментировать, и помните, нет некрасивых или «неправильных» лиц — ваша красота уникальна, нужно лишь уметь правильно ее подчеркнуть.

Макияж для треугольной формы лица

Пудра

Визуально уравновесить верхнюю и нижнюю части лица можно с помощью пудры темных оттенков, которую нужно нанести на виски и скулы. Чем темнее цвет, тем меньше будут выглядеть части лица, на которые он нанесен. Чтобы сгладить острый подбородок, нанесите темную пудру на его нижнюю часть до середины подбородка.

Румяна

Наносите их под скулы в виде ромба. Основная линия должна чуть отклоняться вниз по отношению к глазам (примерно на 25 градусов). Не наносите румяна под сильным наклоном — так вы еще больше удлините лицо.

Брови

Уменьшите начало и конец бровей, оставив широкой их середину.

Тени

Наносите и растушевывайте тени на верхнее подвижное веко полукругом. Не рекомендуется наносить тени до линии бровей, так как это увеличит глаза и привлечет внимание к широкой верхней части лица. Делая контур глаз, старайтесь не вытягивать стрелку сильно — это тоже увеличит глаза и привлечет к ним внимание.

Губы

Нужно визуально удлинить линию губ. С помощью контурного карандаша затемните уголки губ, сделав их более яркими, чем середину.