В чем суть любви смысл любви. Тема половой любви в русской религиозной философии. Смысл любви в ней самой

В. Соловьев

Смысл любви

Обыкновенно смысл любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным - не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а прежде всего на основании естественноисторических фактов...

То, что размножение живых существ может обходиться без любви, это ясно уже из того, что оно обходится без самого разделения на полы. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом: делением, почкованием, спорами, прививкой…

У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих). Итак, любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая….

Но если таким образом на двух концах животной жизни мы находим, с одной стороны, размножение без всякой любви, а с другой стороны, любовь без всякого размножения, то совершенно ясно, что эти два явления не могут быть поставлены в неразрывную связь друг с другом, - ясно, что каждое из них имеет свое самостоятельное значение и что смысл одного не может состоять в том, чтобы быть средством другого…

Тут мы встречаемся с популярною теорией, которая, признавая вообще любовь за средство родового инстинкта, или за орудие размножения, пытается, в частности, объяснить индивидуализацию любовного чувства у человека как некоторую хитрость или обольщение, употребляемое природою или мировою волей для достижения ее особых целей. В мире человеческом, где индивидуальные особенности получают гораздо больше значения, нежели в животном и растительном царстве, природа (иначе - мировая воля, воля в жизни, иначе - бессознательный или сверхсознательный мировой дух) имеет в виду не только сохранение рода, но … и усовершенствование человеческой природы…

Так как в человечестве дело идет не только о произведении потомства вообще, но и о произведении этого наиболее пригодного для мировых целей потомства и так как данное лицо может произвести это требуемое потомство не со всяким лицом другого пола, а лишь с одним определенным, то это одно и должно иметь для него особую притягательную силу, казаться ему чем-то исключительным, незаменимым, единственным и способным дать высшее блаженство. Вот это-то и есть та индивидуализация и экзальтация полового инстинкта, которою человеческая любовь отличается от животной, но которая, как и та, возбуждается в нас чуждою, хоть, может быть, и высшею силою для ее собственных, посторонних нашему личному сознанию целей, - возбуждается как иррациональная роковая страсть, овладевающая нами и исчезающая как мираж по миновании в ней надобности. (Шопенгауэр, Гартман и др).

Если б эта теория была верна, то…. чем важнее потомство, тем сильнее должна была бы быть любовь родителей, и, обратно, чем сильнее любовь, связывающая двух данных лиц, тем более замечательного потомства должны бы мы были ожидать от них по этой теории. Чем более мировая воля заинтересована в имеющем явиться на свет произведении, тем сильнее должна она притянуть друг к другу и связать между собою двух необходимых производителей.

В действительности, однако, мы не находим ничего подобного - никакого соотношения между силою любовной страсти и значением потомства. Прежде всего мы встречаем совершенно необъяснимый для этой теории факт, что самая сильная любовь весьма часто бывает не разделенною и не только великого, но и вовсе никакого потомства не производит. Если вследствие такой любви люди постригаются в монахи или кончают самоубийством, то из-за чего же тут хлопотала заинтересованная в потомстве воля?

Как мы видели, 1) сильная любовь весьма обыкновенно остается неразделенною; 2) при взаимности сильная страсть приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства; 3) счастливая любовь, если она очень сильна, также остается обыкновенно бесплодною. А в тех редких случаях, когда необычайно сильная любовь производит потомство, оно оказывается заурядным…

Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность. Утверждая себя вне всего другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование, отнимает у себя истинное содержание жизни и превращает свою индивидуальность в пустую форму.

Есть только одна, сила которая может изнутри, в корне подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь. Ложь и зло эгоизма состоят в исключительном признании безусловного значения за собою и в отрицании его у других; рассудок показывает нам, что это неосновательно и несправедливо, а любовь прямо фактически упраздняет такое несправедливое отношение, заставляя нас не в отвлеченном сознании, а во внутреннем чувстве и жизненной воле признать для себя безусловное значение другого.

Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни… неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божьем сказано: будут два в плоть едину, т.е. станут одним реальным существом…

На деле вместо поэзии вечного и центрального соединения происходит лишь более или менее продолжительное, но все-таки временное, более или менее тесное, но все-таки внешнее, поверхностное сближение двух ограниченных существ в узких рамках житейской прозы. Предмет любви не сохраняет в действительности того безусловного значения, которое придается ему влюбленной мечтой. Для постороннего взгляда это ясно с самого начала; но невольный оттенок насмешки, неизбежно сопровождающий чужое отношение к влюбленным, оказывается лишь предварением их собственного разочарования. Разом или понемногу пафос любовного увлечения проходит, и хорошо еще, если проявившаяся в нем энергия альтруистических чувств не пропадает даром, а только, потерявши свою сосредоточенность и высокий подъем, переносится в раздробленном и разбавленном виде на детей, которые рождаются и воспитываются для повторения того же самого обмана.

Итак, если смотреть только на то, что обыкновенно бывает, на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не перейдя ни в какое дело (так как деторождение не есть собственно дело любви). Но, признавая в силу очевидности, что идеальный смысл любви не осуществляется в действительности, должны ли мы признать его неосуществимым?...

Было бы совершенно несправедливо отрицать осуществимость любви только на том основании, что она до сих пор никогда не была осуществлена: ведь в том же положении находилось некогда и многое другое, например все науки и искусства, гражданское общество, управление силами природы. Даже и самое разумное сознание, прежде чем стать фактом в человеке, было только смутным и безуспешным стремлением в мире животных. Сколько геологических и биологических эпох прошло в неудачных попытках создать мозг, способный стать органом для воплощения разумной мысли. Любовь для человека есть пока то же, чем был разум для мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле. И если огромные мировые периоды - свидетели неосуществленного разума - не помешали ему наконец осуществиться, то тем более неосуществленность любви в течение немногих сравнительно тысячелетий, пережитых историческим человечеством, никак не дает права заключить против ее будущей реализации…

Как истинное назначение слова состоит не в процессе говорения самом по себе, а в том, что говорится, - в откровении разума вещей через слова или понятия, так истинное назначение любви состоит не в простом испытывании этого чувства, а в том, что посредством него совершается, - в деле любви: ей недостаточно чувствовать для себя безусловное значение любимого предмета, а нужно действительно дать или сообщить ему это значение, соединиться с ним в действительном создании абсолютной индивидуальности…

Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность… Но чтобы наполниться абсолютным содержанием (которое на религиозном языке называется вечной жизнью или царствием Божьим), сама человеческая форма должна быть восстановлена в своей целости (интегрирована). В эмпирической действительности человека как такового вовсе нет - он существует лишь в определенной односторонности и ограниченности, как мужская и женская индивидуальность. Но истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви… и несоблюдение этих условий приводит любовь ко всегдашнему крушению и заставляет признавать ее иллюзией…

Всем известно, что при любви непременно бывает особенная идеализация любимого предмета, который представляется любящему совершенно в другом свете, нежели в каком его видят посторонние люди. Я говорю здесь о свете не в метафорическом только смысле, дело тут не в особенной только нравственной и умственной оценке, а еще в особенном чувственном восприятии: любящий действительно видит, зрительно воспринимает не то, что другие. И для него, впрочем, этот любовный свет скоро исчезает, но следует ли отсюда, что он был ложным, что это была только субъективная иллюзия?...

Мы знаем, что человек кроме своей животной материальной природы имеет еще идеальную, связывающую его с абсолютной истиной или Богом. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается нами в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Божия в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами: мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны.

* В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить. Анатоль Франс.

* Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье. Лев Николаевич Толстой.

* Когда вспоминаешь о том времени, когда ты любил, кажется, что с тех пор больше уже ничего не случилось. Франсуа Мориак.

* Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно. Франц Кафка.

* Некоторые люди часто жалуются на то, что розы имеют шипы. Я же благодарю шипы за то, что у них есть розы. Альфонс Карр.

* Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит. Демокрит.

* Когда я не умираю от любви, когда мне не от чего умирать, - вот тогда я готова издохнуть! Эдит Пиаф.

* Кто не знал любви, тот все равно что не жил. Жан Батист Мольер.

* Любовь - это, скорее, форма существования: не столько влечение, сколько самоотдача, отношение не столько к одному человеку, сколько к миру в целом. Ирвин Ялом

* Любовь - ответ на проблему человеческого существования. Эрих Фромм.

* Без свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить. И.А. Ильин

* В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно. Эрих Фромм.

* Любовь даст тебе первое доказательство того, что жизнь не бессмысленна. Люди, которые говорят, что жизнь бессмысленна, не познали любви. Они просто тем самым говорят, что в их жизни недоставало любви. Ошо.

* Когда вы достигнете конца вашей жизни, единственное, что будет иметь какое-то значение, - это та любовь, которую вы отдали и получили. В своем путешествии в следующий мир, единственное, что вы можете взять с собой, - это любовь. Единственная ценная вещь, которую вы оставите в этом мире, - это любовь. Больше ничего. Я знал людей, которые легко переносили много трудностей в своей жизни и были счастливы, но еще не встречал человека, который мог бы перенести жизнь без любви. Вот почему любовь – это величайший дар в жизни. Она придает жизни смысл. Именно благодаря ей стоит жить. Адам Дж. Джексон.

* Вкладывайте свою любовь во все, что вы делаете. Если у вас неприятности, - обратитесь внутрь себя: какой урок из этой ситуации следует извлечь? Луиза Хей.

* Жизнь сердца, - это любовь, а его смерть - это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования. Праведный Иоанн Кронштадтский.

* Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви. Николай Гаврилович Чернышевский.

* Человечество выработало много изощренных способов ведения "войны полов". Мужская и женская субкультуры большей частью соревновались друг с другом в искусстве влюблять в себя и разбивать сердца. А для счастья и любви нужно всего лишь бросить свой щит и свой меч на этой войне, увидеть в партнере противоположного пола друга, брата, родного человека, которого не надо завоевывать или побеждать, а с которым просто хорошо быть рядом. В этом есть что-то очень глубинное, первозданное, сокровенное и закрытое от тех, кто привык соблазнять или уступать соблазну. Д. Высочанская.

* Стяжи дух мирный - и тысячи спасутся возле тебя. Серафим Саровский.

* Любовь есть животворный огонь в душе человека, и все, созданное человеком под влиянием этого чувства, отмечено печатью жизни и поэзии. Т. Шевченко.

* Сексуальная любовь, в самом широком смысле слова, самодостаточна по своей природе. Она не нуждается в оправдании деторождением. Джон Уайт.

* Наше образование так мало касается брака, что большинство из нас даже не знает, что влюбленность мы получаем в подарок, а хороший брак нужно строить шаг за шагом. Карен Хорни.

* Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов. Плутарх.

* Ангелы зовут это небесной отрадой, черти - адской мукой, люди - любовью. Г. Гейне.

* Любовь - настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния. Жозеф Эрнест Ренан.

* Любовь - высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. Александр Иванович Герцен.

* Лучше любить и потерять любовь, чем вообще никогда не любить. Альфред Теннисон.

* Цель человеческой жизни заключается в том, чтобы служить людям, участвовать в их жизни и быть готовым помогать им. Альберт Швейцер.

* Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. Конфуций.

* Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле. Ф.М. Достоевский

* Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. Эмиль Золя.

* Любить - видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. М. Цветаева.

* Воистину нет ничего, кроме подлинной цели настоящего мгновения. Вся человеческая жизнь есть последовательность мгновений. Если человек до конца понимает настоящее мгновение, ему ничего больше не нужно делать и не к чему стремиться. Живи и оставайся верным подлинной цели настоящего мгновения… Ямомото Цунэтомо.

* Воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Виктор Франкл.

* Вот тест, чтобы понять, закончена ли твоя миссия на Земле: Если ты жив - то миссия продолжается. Ричард Бах.

* Жизнь - загадка, которую надо уметь принять и не мучить себя постоянным вопросом: "В чем смысл моей жизни?" Лучше самим наполнить жизнь смыслом и важными для вас вещами. Пауло Коэльо.

* Невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту. Виктор Франкл.

* Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство, когда между нею и совершенным Добром установляется совершенствующаяся связь. По самому понятию совершенного Добра всякая жизнь и всякое бытие с ним связаны и в этой связи имеют свой смысл... Внутренне требуя совершенного соединения с абсолютным Добром, мы показываем, что требуемое еще не дано нам и, следовательно, нравственный смысл нашей жизни может состоять только в том, чтобы достигать до этой совершенной связи с Добром или чтобы совершенствовать нашу существующую внутреннюю связь с ним. В.С. Соловьев.

* Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни. Джордж Оруэлл.

* Конечной целью жизни является стремление как можно полнее выразить себя. Ганс Селье Узнать о том, что еще есть полезного и интересного на данном сайте, можно по ссылке:
* Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить. Ингмар Бергман.

* Познавший свое значение, усматривает и назначение свое. Назначение человека – быть сосудом и орудием Божества. Игнатий Брянчанинов.

* Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом - есть самое важное и единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено. Н.А. Бердяев.

* Если человек может жить непринуждённо, не автоматически, а спонтанно, то он осознаёт себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь. Эрих Фромм.

* Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность. Эрих Фромм.

* Любовь - это самое важное слово в языке. Оно же является наиболее непонятным. Как светские, так и религиозные мыслители пришли к выводу, что любовь играет главную роль в жизни. Нам говорят, что "любовь - это роскошный бриллиант", и что "любовь движет Вселенной". Этим словом наполнены тысячи книг, песен, журналов и фильмов. Многие философские и теологические системы отводят любви особое место. А основатель христианской веры хотел, чтобы любовь была отличительной чертой его последователей. Психологи пришли к заключению, что потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Во имя любви мы покоряем горные вершины, переплываем моря, пересекаем пустыни и переносим неслыханные трудности. Без любви горы становятся неприступными, моря - безбрежными, пустыни - невыносимыми, а трудности - нашим приговором. Гери Чепмен.

* В общении нет победителей или побежденных. Обе стороны или выигрывают, или проигрывают. М.Е. Литвак.

* Если человек способен полноценно любить, то он любит и себя; если он способен любить только других, он не может любить вообще. Эрих Фромм.

* Брак для нас является путешествием к неизвестному месту назначения... Мы обнаруживаем, что люди могут делиться друг с другом не только тем, чего они не знают друг о друге, но и тем, чего они не знают о самих себе. Майкл Вентура.

* Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом, - себя. Свт. Игнатий Брянчанинов.

* Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращения к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Преп. Лев Оптинский.

* Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире. Н.А. Бердяев.

* Никогда не следует сожалеть, что человека обуревают страсти. Это всё равно, как если бы мы стали сожалеть, что он человек. Андре Моруа (1885-1967) - французский писатель.

* Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом. Дюма.

* Человек начинает понимать, что он – это полноценная, активная, творческая личность, и что единственный смысл жизни – это сама жизнь. Эрих Фромм.

* Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна. Торо.

* Охваченный ею, человек зарождает настоящую полноту жизни в контакте с другим человеком, в нем высвобождается его творческая сила, так дело всей жизни, вся внутренняя плодотворность и красота могут брать свое начало только из этого контакта, ибо это именно то, что для каждого человека означает "все" - момент связи с недостижимой подлинностью вещей. Она - средство, при помощи которого с ним говорит сама жизнь, которая неожиданно становится чудесной, яркой, как будто она говорит на языке ангела, милостью которого она находит необходимые именно для него слова. А.П. Чехов.

* Таинство брачной любви есть откровение о человеке, откровение творческое. Таинство брака не есть семья, не есть натуральное таинство рождения и продолжения рода, таинство брака есть таинство соединения в любви. Только любовь есть священное таинство. Таинство любви выше закона и вне закона, в нем выход из рода и родовой необходимости, в нем начало преображения природы. Любовь - не послушание, не несение тяготы и бремени "мира", а творческое дерзновение. Это таинство, таинство брака, не раскрывается еще ни в откровении закона, ни в откровении искупления. Таинство любви - творческое откровение самого человека. Н.А. Бердяев.

* Каждый человек имеет определенное призвание и задачу в жизни. Каждый должен осуществить свое предназначение. Ни одного человека нельзя заменить другим, и ни одна жизнь не может быть повторена. Каждый человек имеет свою уникальную задачу и присущие только ему возможности выполнить ее. Виктор Франкл.

* Любимому прощают то, что другим не прощают, и не прощают то, что прощают другим. Шевелев И.Н.

* В арифметике любви один плюс один равно все, а два минус один равно ничто. Mignon McLaughlin.

* Сексуальная энергия нейтральна. Она может быть исполненной любви или лишенной любви, в зависимости от того, как вы ее используете. Дипак Чопра.

* Любовь для души любящего означает то же, что душа - для тела, которое она одухотворяет. Франсуа де Ларошфуко.

Статья пятая.


Невольное и непосредственное чувство открывает нам смысл любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в соединении с другим существом свою собственную бесконечность.

Физическое соединение, поставленное на место первого и лишенное таким образом своего человеческого смысла, возвращенное к смыслу животному,-- делает любовь не только бессильною против смерти, но само неизбежно становится нравственною могилою любви гораздо раньше, чем физическая могила возьмет любящих.

Чтоб упразднить этот дурной порядок жизненных явлений, нужно прежде всего признать его ненормальным, утверждая тем самым, что есть другой, нормальный, в котором все внешнее и случайное подчинено внутреннему смыслу жизни.

Любовный пафос приходит и проходит, а вера любви остается.

Но чтобы не оставаться мертвою верой, ей нужно непрерывно себя отстаивать против той действительной среды, где бессмысленный случай созидает свое господство на игре животных страстей и еще худших страстей человеческих.


Религиозная вера и нравственный подвиг охраняют индивидуального человека и его любовь от поглощения материальною средой во время его жизни, но не дают еще ему торжества над смертью.

То зло, с которым сталкивается истинная любовь, зло материальной отдельности, непроницаемости и внешнего противоборства двух существ, внутренне восполняющих друг друга, -- это зло есть частный, хотя и типичный случай общего извращения, которому подвержена наша жизнь, и не только наша, но и жизнь всего мира.

Действительно спастись, т. е. возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми.

Наше личное дело, поскольку оно истинно, есть общее дело всего мира -- реализация и индивидуализация всеединой идеи и одухотворение материи.

Всеединая идея может окончательно реализоваться или воплотиться только в полноте совершенных индивидуальностей , значит, последняя цель всего дела есть высшее развитие каждой индивидуальности в полнейшем единстве всех, а это необходимо включает в себя и нашу жизненную цель, которую нам, следовательно, нет ни побуждения, ни возможности отделять или обособлять от цели всеобщей. Мы нужны миру столько же, сколько и он нам; вселенная от века заинтересована в сохранении, развитии и увековечении всего того, что действительно для нас нужно и желательно, всего положительного и достойного в нашей индивидуальности, и нам остается только принимать возможно более сознательное и деятельное участие в общем историческом процессе -- для самих себя и для всех других нераздельно.

Истинному бытию, или всеединой идее, противополагается в нашем мире вещественное бытие -- то самое, что подавляет своим бессмысленным упорством и нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу. Главное свойство этого вещественного бытия есть двойная непроницаемость: 1) непроницаемость во времени, в силу которой всякий последующий момент бытия не сохраняет в себе предыдущего, а исключает или вытесняет его собою из существования, так что все новое в среде вещества происходит на счет прежнего или в ущерб ему, и 2) непроницаемость в пространстве, в силу которой две части вещества (два тела) не могут занимать зараз одного и того же места, т. е. одной и той же части пространства, а необходимо вытесняют друг друга. Таким образом, то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распадения , бытие раздробленное на исключающие друг друга части и моменты. Вот какую глубокую почву и какую широкую основу должны мы принять для того рокового разделения существ, в котором все бедствие и нашей личной жизни. Победить эту двойную непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сообразною внутреннему всеединству идеи -- вот задача мирового процесса, столь же простая в общем понятии, сколько сложная и трудная в конкретном осуществлении.

Всемирное тело есть тело мистическое.

Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская.

Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением, точно то же должно быть и во всех сферах жизни собирательной; всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительною опорой и восполнением.

Если отношения индивидуальных членов общества друг к другу должны быть братские (и сыновние -- по отношению к прошедшим поколениям и их социальным представителям), то связь их с целыми общественными сферами -- местными, национальными и, наконец, со вселенскою -- должна быть еще более внутреннею, всестороннею и значительною. Эта связь активного человеческого начала (личного) с воплощенною в социальном духовно-телесном организме всеединою идеей должна быть живым сизигическим отношением* (*от греч. сизигия - сочетание. Я принужден ввести это новое выражение, не находя в существующей терминологии другого, лучшего. Замечу, что гностики употребляли слово "сизигия" в другом смысле и что вообще употребление еретиками известного термина еще не делает его еретическим ). Не подчиняться своей общественной сфере и не господствовать над нею, а быть с нею в любовном взаимодействии, служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения и находить в ней полноту жизненных условий и возможностей -- таково отношение истинной человеческой индивидуальности не только к своей ближайшей социальной среде, к своему народу, но и ко всему человечеству.

Как бы то ни было, с образом или без образа, требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительному живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии.

Природа до сих пор была или всевластною, деспотическою матерью младенчествующего человечества, или чужою ему рабою, вещью. В эту вторую эпоху одни только поэты сохраняли еще и поддерживали хотя безотчетное и робкое чувство любви к природе как к равноправному существу, имеющему или могущему иметь жизнь в себе. Истинные поэты всегда оставались пророками всемирного восстановления жизни и красоты, как хорошо сказал один из них своим собратьям:

Только у вас мимолетные грезы
Старыми в душу глядятся друзьями,
Только у вас благовонные розы
Вечно восторга блистают слезами.

С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть как радостно тонкие краски,
В радугах ваших прозрачно-воздушных
Неба родного мне чудятся ласки.

Установление истинного любовного, или сизигического, отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде -- эта цель сама по себе ясна. Нельзя сказать того же о путях ее достижения для отдельного человека. Не вдаваясь в преждевременные, а потому сомнительные и неудобные подробности, можно, основываясь па твердых аналогиях космического и исторического опыта, с уверенностью утверждать, что всякая сознательная действительность человеческая, определяемая идеею всемирной сизигии и имеющая целью воплотить всеединый идеал в той или другой сфере, тем самым действительно производит или освобождает реальные духовно-телесные токи, которые постепенно овладевают материальною средою, одухотворяют ее и воплощают в ней те или другие образы всеединства -- живые и вечные подобия абсолютной человечности. Сила же этого духовно-телесного творчества в человеке есть только превращение или обращение внутрь той самой творческой силы, которая в природе, будучи обращена наружу, производит дурную бесконечность физического размножения организмов.

Связавши в идее всемирной сизигии (индивидуальную половую) любовь с истинною сущностью всеобщей жизни, я исполнил свою прямую задачу определить смысл любви, так как под смыслом какого-нибудь предмета разумеется именно его внутренняя связь со всеобщею истиной.

"Наше перерождение неразрывно связано с перерождением вселенной, с преобразованием ее форм пространства и времени. Истинная жизнь индивидуальности в ее полном и безусловном значении осуществляется и увековечивается только в соответствующем развитии всемирной жизни, в котором мы можем и должны деятельно участвовать, но которое не нами создается. Наше личное дело, поскольку оно истинно, есть общее дело всего мира - реализация и индивидуализация всеединой идеи и одухотворение материи. Оно подготовляется космическим процессом в природном мире, продолжается и совершается историческим процессом в человечестве. (5, II)".

Одним из условий такого осуществления является изменение отношения человека к природе, об остальных же приходится лишь догадываться:

"Установление истинного любовного, или сизигического, отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде - эта цель сама по себе ясна. Нельзя сказать того же о путях ее достижения для отдельного человека. Не вдаваясь в преждевременные, а потому сомнительные и неудобные подробности, можно, основываясь на твёрдых аналогиях космического и исторического опыта, с уверенностью утверждать, что всякая сознательная действительность человеческая, определяемая идеею всемирной сизигии и имеющая целью воплотить всеединый идеал в той или другой сфере, тем самым действительно производит или освобождает реальные духовно-телесные токи, которые постепенно овладевают материальною средою, одухотворяют ее и воплощают в ней те или другие образы всеединства - живые и вечные подобия абсолютной человечности. (5, V)".

██ ██ Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Образ Божий в любви познается конкретно и жизненно. Должны мы признать за любовью видимое восстановление образа Божия в материальном мире, начало воплощения истинной идеальной человечности.

У любви миллион значений,
Ее истолковывают как хотят.
Окутана массой заблуждений
И они мимо ее скользят.

Любовь не освободить от искажений
Без очищенья от привычной лжи,
От чуждых, внешних выражений
Того, что вечно в ней лежит...

https://www.сайт/poetry/1134172

Это состояние любовного развода с жизнью, как объектом своей бывшей любви . Между любовью и смыслом Потеряв “смысл любви ” к какому-то человеку, мы можем вновь найти это чувство в новой любви , в новом увлечении. В мире много людей, которые достойны нашей любви . Потеряв “смысл жизни” (или любовь к самой жизни), мы можем вновь найти это чувство в новом...

https://www.сайт/psychology/1835

Этот мир катится к деградации, к социальной и экологической катастрофе. Принцип силы должен служить принципу любви - женщине. Мир, основанный на принципе любви , будет другим, прекрасным миром. Но матриархат - еще не венец эволюции. Когда у мужчины... , Подведу итог: психология отношений мужчины и женщины имеет не только физический, но глубоко духовный смысл . Этот смысл в формировании супругами духовного существа, андрогина, многократно усиливающего силы и возможности как мужчины, так и...

https://www.сайт/psychology/16317

Мучения человечества, которое жестоко страдает от своей неспособности вырваться из плена иллюзий и понять, в чём состоит истинный смысл его существования. Известен такой афоризм индейцев Центральной Америки: «Если ты не знаешь, за что ты мог бы... человек обрести всё это? Как получить ему эти дары милосердия и эти силы? Во-первых, в познании Бога. Во-вторых, в любви к Богу. В-третьих, в вере. В-четвёртых, благотворительными деяниями. В-пятых, самопожертвованием. В-шестых, отрешением от мира сего. ...

https://www..html

Делаются. Трудитесь люди и размножайтесь, такова заповедь Бога. Только помните! Есть не очень красивый анекдот, но со смыслом . Один будем условно говорить коллега пришел в гости к другому коллеге и увидел в туалете книгу, на которой написано... любовь европейцев более чиста по сравнению " любви " тех христианских и православных ортодоксов орущих о " гибели Европы". Европа не погибнет, по крайне мере не от ДОБРА и ЛЮБВИ ! Когда европейцы показали истинные примеры любви , пригласив за свой стол, тех кто...

Любовь - прекраснейшее чувство, дарующее людям крылья, и приносящее им тепло и положительные эмоции. Влюбленные люди просто излучают счастье...

К сожалению, любить по настоящему дано не каждому. Все чаще любовь становиться взаимовыгодной или основана на физическом уровне. Поэтому для многих существование настоящей, искренней любви - просто миф. Но радует тот факт, что реальная любовь все же встречается в нашей жизни.

В чем смысл любви

Зачем человеку любовь? В чем ее смысл? Эти вечные вопросы волнуют каждого человека. Найти ответ на эти вопросы не так то просто. Ведь для каждого существует свое определение любви и понимание ее смысла и необходимости.

В любви не бывает шаблонов. Все мысли и слова идут от сердца. Любовь представляет собой искренность, которая не должна ограничиваться ничем. Она объединяет в себе духовные, сексуальные, социальные и индивидуальные аспекты. Позволяет человеку совершенствоваться и приближаться к другому человеку.

Она имеет свой обширный и богатый мир. Каждому человеку хотя бы раз в жизни доводилось испытывать это прекрасное чувство или что-то близкое и похожее на любовь. И каждый человек любит по-своему, испытывает различные переживания. Смысл в то, что эти переживания дают нам ценный опыт, мы становимся сильнее и мудрее.

Смысл любви в ней самой

В чем смысл любви? Отвергая это нежное чувство, вы отказываетесь от возможности чувствовать, а значит и жить. Без этого чувства человек не может познать всю полноту и прелесть жизни. Без любви жизнь безлика и ограниченна.

Влюбленные люди способны творить. Именно это чувство подарило нам гениев, чьими произведениями и изобретениями мы пользуемся и гордимся сегодня.

Смысл любви в том, что она дарит человеку счастье, о котором мечтает каждый на свете. Каждый хочет засыпать и просыпаться в объятьях любимого человека, за которого вы можете и жизнь отдать. Каждый хочет смотреть в счастливые глаза своего любимого, когда в загсе звучат торжественные речи и поздравления. Каждый хочет жить вместе, зная что, вернувшись домой и прижавшись, друг к другу все проблемы и трудности уйдут далеко на второй план. Ведь этот мир ваш.

Любовь самое прекрасное и волшебное чувство, что только может испытывать человек. Оно непредсказуемо и многолико, и всегда несет только положительное. Каждый будет искать для себя смысл любви. Поэтому не бойтесь открывать свое сердце для этого чувства, и оно принесет вам счастье и даст почувствовать, что вы живете полной жизнью