Специфика обучения взрослых. Сложности взросления и отличие подростков от взрослых

Экология сознания: Психология. Складывается ощущение, что эта пространство отношений и взаимодействия невозможно без существования какой- либо роли.

Каждая роль не хороша и не плоха

Вcтупая во взаимоотношения, сложнее всего принять тот факт, что, находясь в них, мы представляем собой совсем другое Я, чем до вступления в них.

Как легендарно заявил Кролик из мультфильма про Винни Пуха, когда последний на вопрос «Кто там?» ответил просто «Я!»

«Что значит “я”? “Я” бывают разные!»

Применительно к теме взаимоотношений это особенно актуально. Очень непросто осознать, что, оказавшись лицом к лицу даже с давно знакомым и близким человеком, мы ощущаем огромную обусловленность и начинаем вести себя определенным образом. При этом меняется не только наше поведение, но и то, как мы ощущаем себя, как мыслим, во что верим и даже кем себя представляем.

Известно высказывание английских джентльменов «Если я это сделаю, то я буду не я»- во взаимоотношениях подобное происходит постоянно.

Приведем гипотетический пример. Серьезный топ-менеджер исполняет роль настоящего босса или даже порой тирана в офисе. К нему не подступиться и на прием нужно записываться за две недели минимум. Но вот рабочий день закончен, занавес падает, и он возвращается домой, где превращается в маленького мальчика, исполняющего каждую прихоть своей супруги-мамы (или просто мамы). Где же остались все его грозные возгласы, взгляды и другие атрибуты власти? Видели бы его в этот момент подчиненные…

Или еще пример. Секретарша этого топ-менеджера, про которого шла речь выше, в течение рабочего дня является примером исполнительности, открытости, веселости и, как ребенок, смотрит в рот руководителю, ожидая нового указания. Но, придя домой, она оказывается в один момент настоящим лидером, «гоняющим» в прямом смысле всю семью от сына до мужа.

Кто я во взаимоотношениях?

Попадая в пространство взаимоотношений, мы меняемся. Складывается ощущение, что эта система взаимодействия невозможна без существования роли. Нельзя вступить во взаимоотношения, не заняв в них какую-то вполне определенную роль. Далее в статье рассмотрим то, какие бывают роли в системе отношений по трем шкалам:

1.Шкала лидерства

2.Шкала эго-состояний

3.Шкала ориентированности

1.Шкала лидерства: Лидер-Последователь

Взаимоотношения – это система, в которой всегда есть элемент, который ею управляет. Однако, этот элемент не имеет смысла без других, которые за ним в результате следуют. Не существует лидера без последователей.

Каждая роль не хороша и не плоха, в том числе применительно и к взаимоотношениям. У каждого своя предрасположенность. Кто-то чувствует в себе потенциал, чтобы управлять взаимоотношениями, и постоянно задает себе вопрос «Какой я хочу видеть свою жизнь в этих отношениях?» И он действительно справляется с ролью лидера, определяя и оказывая влияние развитие системы, в том время, как другой комфортно чувствует себя в роли последователя, с удовольствием воплощая в жизнь пожелания другого.

Итак, первый вопрос, который стоит себе задать, это: «Кто я – лидер (Л) или последователь (П) во взаимоотношениях?»

2.Шкала эго-состояний: Родитель-Дитя-Взрослый

Удивительно то, что взаимоотношения порой сами собой «включают» в нас различные состояния, которые Э.Берн определил как эго-состояния. Кто-то чувствует себя ребенком (Дитя), другие занимают назидающую роль Родителя, а есть те, кто сохраняет позицию логики и здравого смысла (Взрослый).

Здесь так же не существует оценок «хорошо-плохо». Все эго-состояния присутствуют в каждом из нас . Вопрос в том, какое из них для нас наиболее комфортно и привычно, когда мы во взаимоотношениях. Более того, с течением времени мы можем «включать» в себе все перечисленные состояния. Но система отношений с другим человеком будет устойчива чаще всего для какого-то одного.

Второй вопрос, который будет нелишним себе задать: «Мне больше всего комфортнее во взаимоотношениях быть Родителем (Р), Дитя (Д) или Взрослым (В)?»

3.Шкала ориентированности: Я-Мир

Наиболее простой способ определить, на кого мы ориентированы, это проследить за своими высказываниями. Если мы чаще всего «я»-каем, говоря про свои взаимоотношения «я хочу», «я знаю», «я буду», то наша ориентация направлена внутрь себя. Соответственно, чем больше мы используем «ты», «он», «она» или «мы», тем чаще мы ориентируемся на внешний мир в отношениях.

Тогда третьим вопросом, который следует себе задать, будет: « Ориентируюсь ли я на себя (Я) или на других (М - мир) во взаимоотношениях?»

Учитывая, что вопросов было всего три, то могут получиться следующие варианты:

ЛРЯ (Лидер, Родитель, Я-ориентация).

Человек занимает абсолютно авторитетную позицию во взаимоотношениях. Он убежден в своей правоте на 100% и не любит, когда другие не следуют курсу, который он, основываясь на своем богатом опыте, определил. Ценит здравый смысл в любой ситуации, эмоции проявляет крайне редко.

ЛРМ (Лидер, Родитель, Мир-ориентация).

ЛДЯ (Лидер, Дитя, Я-ориентация) .

Этот человек знает, чего хочет, как сам, так и от другого. Однако его эмоциональность может часто служить причиной ссор и конфликтов. Он умеет быть разным, но нередко проявляет капризность, не получая того, чего хочет от другого.

ЛДМ (Лидер, Дитя, Мир-ориентация).

Очень заботлив, эмоционален, способен многое прощать и терпеть. Несмотря на внешнюю стойкость, внутренне весьма раним и нуждается в поддержке, о которой не всегда может попросить, так как часто забывает о себе.

ЛВЯ (Лидер, Взрослый, Я-ориентация).

Он логичен, спокоен и знает, для чего ему вообще отношения. Хотя иногда может казаться, что он совершенно спокойно может жить и без отношений. Но это лишь внешнее впечатление, он мудр, уравновешен, сдержан, редко идет на риск, но порой не против добавить иррациональности в свою жизнь.

ЛВМ (Лидер, Взрослый, Мир-ориентация).

Он обладает огромным жизненным опытом и мудростью. Для него отношения – это глубочайший союз сердец и душ. Он не выносит игр в отношениях и постоянно переполнен идеями, как сделать этот союз еще глубже и радостнее. С трудом прощает нечестность, так как сам полностью честен перед собой и другими.

ПРЯ (Последователь, Родитель, Я-ориентация).

Этот человек с трепетом относится к любым традициям, особенно к семейным. Он четко знает и следует всем нормам, правилам и морали в отношениях. Надежность, уверенность, консервативность – это его сущность.

ПРМ (Последователь, Родитель, Мир-ориентация).

У этого варианта также сильно влияние традиций и норм, но, в отличие от предыдущего, он способен порой проявить гибкость. Нередко жизнь ставит перед ним сложный выбор между принципами и личным счастьем.

ПДЯ (Последователь, Дитя, Я-ориентация).

В отношениях нередко занимает детскую позицию, отказываясь от ответственности. Зачастую может проявлять обиду, капризничать и устраивать сцены, не получая желаемого. Ярко выраженная эмоциональность.

ПДМ (Последователь, Дитя, Мир-ориентация).

Этот вариант принимает правила игры другой стороны в отношениях и способен максимально гибко подстраиваться к ней. Способен многое терпеть, прощать и идти на жертвы ради любви и личного счастья.

ПВЯ (Последователь, Взрослый, Я-ориентация).

Этот человек очень хорошо знает себя, что хочет получить и что способен дать в отношениях. Он не питает иллюзий насчет своей умеренной эмоциональности. Честен перед самим собой и партнером. Знает, что ему нужно для счастья в отношениях и в чем-то здесь достаточно аскетичен.

ПВМ (Последователь, Взрослый, Мир-ориентация).

В отношениях имеет значительный опыт и превосходно умеет договариваться. В целом гармоничен, спокоен, ценит стабильность. В его системе жизненных ценностей семья занимает весьма высокое место. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Сторонники эзотерических теорий утверждают, будто до одного года ребенок помнит, кем он был в прошлой жизни, но потом, обучаясь разговорной речи, забывает об этом. До трех лет дети не умеют врать и притворяться, до пяти говорят то, что думают, до девяти не понимают «черного юмора».

2 100068

Фотогалерея: Некоторые отличия детей от взрослых

Мы тоже когда-то были такими, но потом повзрослели и загнали «внутреннего ребенка» далеко вглубь души. А зря. В этой статье мы собрали небольшую коллекцию некоторых отличий детей от взрослых, а также семь безусловных поводов взять пример с самых маленьких.


Мир вверх тормашками

По законам оптической физики на моментальном «снимке», сделанном сетчаткой глаза, окружающий мир отображается вверх ногами. Именно таким поначалу видит его новорожденный, однако по мере развития мозг вносит коррективы: «изображение» с сетчатки, закодированное в виде нервных импульсов, поступает в кору полушарий мозга, и именно там формируется окончательное «фото» (в соответствии с личным опытом младенца). А он очень скоро соображает, что мама не может прогуливаться по потолку! С определением цветовой гаммы тоже пока сложно: палочки (отвечающие за черно-белое зрение) и колбочки (за цветное) у крохи работают вовсю, но для него смотреть — не значит видеть. Искусству фокусировать взгляд и следить за объектом еще надо научиться! На начальном этапе младенец избирательно отмечает только некоторые цвета окружающей действительности: черный и белый, после 3-6 месяцев учится видеть предметы желто-зеленой гаммы. Некоторые отличия детей от взрослых подразумевают в себе детскую боязнь попробовать что-то новое.


Вундеркинд — с пеленок

Оказывается, мозг малыша — не чистый лист, а настоящий кладезь информации! К примеру, сенсорные и лингвистические способности у него просто феноменальные. Канадские исследователи обнаружили, что младенцы могут найти отличия у предметов, похожих друг на друга как две капли воды (конечно, по мнению взрослых). А еще новорожденные отлично разбираются в языках — скажем, легко отличают английский от французского. Секрет — в повышенной визуальной чувствительности крохи: он улавливает взглядом малейшие изменения мимики и в буквальном смысле читает по губам! Кроме того, грудничок запросто узнает сказку и песенку, услышанную еще до рождения. Ведь практически все дети рождаются с абсолютным слухом. Американские ученые, исследуя восьмимесячных малышей, заметили, что испытуемые определяют даже самые незначительные изменения в музыкальной фразе и имеют некоторые отличия детей от взрослых. Предполагается, что способность точно узнавать тон и высоту звука помогает детям учиться разговаривать. И, увы, исчезает со временем — примерно к году. Но не у всех — у народов, говорящих на тональных языках (вьетнамском, китайском), она сохраняется.


Чудо прикосновений

В тактильном контакте нуждаются все — сеть нейронов, чувствительных к прикосновениям, проходит под кожей человека: уловив знакомый сигнал, мы реагируем на поглаживания улыбкой или иными дружественными знаками. Но то, что для взрослого просто приятно и желательно, для малыша буквально необходимо! Исследователи отмечают, что дети, которые получают от родителей прикосновения не только в момент бытовых контактов (когда их кормят, моют или одевают), но и просто так (когда их целуют, обнимают, носят на руках), растут здоровыми и отличаются более развитым интеллектом. Ведь некоторыми отличиями детей от взрослых принято принимать взрослую сдержанность и детскую трепетность.


«Детское» время

Американские ученые недавно подтвердили предположение о том, что ощущение времени у всех людей разное и напрямую зависит от возраста — чем мы старше, тем быстрее бегут стрелки на внутренних часах. Оказалось, за некоторые отличия детей от взрослых и их точность отвечает вещество допамин (чем его больше, тем быстрее тикают часики), и с возрастом его выработка увеличивается. Если попросить ребенка мысленно отмерить отрезок времени в 3 минуты, он опоздает на 5-10 секунд (а для 60-летнего человека те же три минуты пройдут за минуту и 40 секунд). Теперь понятно, почему в детстве искренне считаешь: каникулы — это маленькая жизнь. Еще одна особенность детского восприятия времени — зависимость его от интенсивности потребностей малыша (голод, усталость или необходимость посетить туалет отсрочек не терпят — даже несколько минут ожидания кажутся вечностью). Ребенок живет по принципу «хочу — дай», в отличие от взрослых «надо» и «полезно».


Купите мне собаку!

Это на самом деле важно! Немецкие психологи обнаружили: счастливые владельцы хвостатых друзей отличаются более взвешенным поведением и даже добиваются больших успехов в учебе! В чем секрет? Возможно, в чувстве ответственности, которое развивает общение с собакой (питомца надо регулярно выгуливать, кормить). А может, в том, что ребенок понимает язык братьев наших меньших? Исследователи отмечают, что дети лучше различают эмоциональный настрой животных (это подтвердили эксперименты с шестимесячными крохами) — связано это с более чувствительным восприятием мира ребенком.


Центр Вселенной

Восприятие себя как «пупа земли» для малыша вполне естественно. Через призму эгоцентризма ребенок воспринимает весь окружающий мир: мама — только для удовлетворения его потребностей (поэтому ее отлучка из дома — что-то недопустимое), рождение брата или сестры — измена (ведь это соперник). Такое инфантильное отношение к действительности характерно примерно до двухлетнего возраста (если оно сохраняется дольше — очевидно, его поощряют... родители своим воспитанием). В таком возрасте некоторые отличия детей от взрослых преждевременны.


Кричишь? Не слышу!

В отличие от взрослого, который, общаясь, опирается на словесный смысл сказанного, ребенок реагирует, прежде всего, на настроение и эмоции (даже если взрослый не; отмечает особой эмоциональной! окрашенности своей речи). Малыш расшифровывает их, анализируя интонацию, мимику, жестикуляцию и так далее. Гневная маска на лице родителя, громкий голос и сжатые пальцы могут либо «заразить» ребенка негативными эмоциями (тревога и страх), либо просто пройти мимо. Как и смысл ваших слов. Нервная система, избегая перегрузки, тормозит психические процессы — маленькие дети могут не слышать слов, которые способны причинить им боль.


Ужасно интересно все то, что неизвестно...

Но только до поры до времени. По мнению японских ученых, уже с трех лет мозг ребенка, прежде подобный машине, механически заглатывающей все, что ей предлагают, начинает фильтровать информацию. Отдавая преимущество той, которая ему действительно интересна! Привлечь внимание маленького интеллектуала уже не так просто. Поэтому важно предлагать знания в форме игры, или нарочно ошибаться (например, читая знакомую книгу) — он должен почувствовать себя знатоком!


Доходить до самой сути

Дети знают: лучший способ узнать, как «это» работает — разобрать его до винтика. Особенно если речь идет не о плазменном телевизоре, а о нерешенных проблемах. Разложите наболевший вопрос по полочкам — и все получится!

Не приносить «работу» домой: все проблемы оставлять за порогом дома, ведь это место для отдыха и приятного общения.

Задавать вопросы: не стыдно не знать — стыдно не спрашивать. Любопытство — одно из средств познания мира, и не стоит его подавлять. Удивительно, сколько новой информации и замечательных идей — буквально под рукой!

Слушать и слышать: с собеседником, который внимает (а не просто пережидает чужой монолог) можно решить даже самые сложные вопросы. Берегите таких слушателей и сами старайтесь им соответствовать.

Смеяться чаще: дети еще не знают, что смех нормализует давление, вырабатывает гормоны удовольствия, заряжает энергией и располагает к себе людей. Они смеются просто так.

Попробуйте!

Дружить по-настоящему: без намеков на выгоду или личный комфорт.

Больше двигаться: наше тело предназначено для этого! Дети не говорят «фитнес», для них это игра: бегать, прыгать, ловить мяч. Такой простой спорт — не только польза, но и масса удовольствия!

Не каждый взрослый – взрослый.

Ребенок мало что умеет, мало что может. Это естественно. Ребенка кормят родители, одевают, обучают. Ребенок зависит от взрослых.

Ребенок не достаточно самостоятелен, повзрослев – становится самостоятельным.

Ребенок учится жить, а пока не умеет – совершает много ошибок. Ему это разрешается. Ответственность за ребенка и его ошибки несут его родители.

Ребенок не несет ответственность за себя и свои действия, в отличии от взрослого.

Ребенок мало что знает и умеет. И поэтому не уверен в себе, в своих возможностях.

Ребенок не достаточно уверен в себе.

Дети рождаются маленькими, беспомощными. Благодаря трудностям развиваются, как физически, так и психологически. Но никто не упрекнет ребенка в его слабости.

Детям разрешается быть слабыми.

Взрослые умиляются от детских страхов. Еще бы! Целый мир неизвестного, загадочного. Многое пугает, страшит. Борясь со страхом, дети становятся смелее.

Детям свойственно боятся.

Дети учатся, пробуют, экспериментируют, ошибаются.

Приобретают знания и опыт. Мудрость.

А еще дети балуются, резвятся, шумят. Чудачат. Читают сказки, верят в чудеса. Но взрослые тоже балуются и шумят. И взрослые игры бывают более грандиозными, чем детские. Но мы не об этом. А о принципиальной разнице между взрослыми и детьми.

Итак, взрослый – это зрелый человек, ребенок – незрелый.

Взрослый, согласно определению в энциклопедии:

человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.

Взрослому человеку присущи такие качества, как:

  • Самостоятельность
  • Ответсвенность
  • Уверенные в себе
  • Сила, и физическая, и психологическая
  • Смелость
  • Мудрость
  • Есть и другие качества, но, для нашего разговора, достаточно этих.

А если какого-то качества у взрослого человека не хватает? Тогда это еще не достаточно взрослый человек. Он до сих пор зависит от родителей или от других людей, которые заменяют ему родителей.

Ему нужно и важно повзрослеть!

Почему?

В чем выгода быть взрослым?

Детьми быть хорошо! Живи и радуйся жизни!

Но эта радость до поры до времени. Пока есть защитники, или другие опекуны.

А как жить самому?

Первое, с чем сталкивает не повзрослевший человек – неуверенность в себе .

Отсюда неудовлетворенность жизнью и депрессии.

Взрослые люди легко ставят смелые цели, и достигают их.

Но сложно добиться таких целей не повзрослевшим людям. Кому страхи мешают, кому силы воли не хватает. Кто просто не умеет преодолевать проблемы и трудности.

Недостаточно взрослые люди часто предъявляют окружающим людям претензии. Чтобы о них заботились.

Удивляюсь взрослым мужчинам, которые не умеют готовить.

Претензии перерастают в конфликты.

К примеру, большинство конфликтов супругов начинаются потому, что супруги не повзрослели, и пытаются наделить обязанностями друг друга. Об этом будет позже.

Взрослые фактически не знают, что такое лень. А как много людей задают вопросы о том, как сделать так, чтобы не лениться ? Ответ: «Стать взрослым!»

В чем фокус? Будет об этом позже, обязательно.

Взрослые люди по настоящему счастливы лишь потому, что их счастье зависит от них самих.

Счастье детей напрямую зависит от родителей или опекунов.

Взрослых людей любят и уважают. Они сами делают свою жизнь. Сами устанавливают правила своей жизни.

По-моему, достаточная выгода, чтобы приложить усилия, и сделать себя взрослым.

Недостаточно взрослые люди

Таких большинство. Кто недостаточно смелый. Кто не мудрый. Или безответсвенный.

И живут ведь

Большинство людей недостаточно смелые. К примеру, женщины. Чего-то боятся. Но… ведь у них есть смелые мужья. Эти мужья зарабатывают деньги, решают проблемы, в том числе и проблемы своих жен. Зачем смелость? Есть надежная опора, в случае чего. Но я не назову такого человека достаточно взрослым. Потому что сам он в этой жизни не проживет так, как этого хочет.

Смелость можно развить в любом возрасте. Ее полезно развивать, как мужчинам, так и женщинам.

Ответственность – вроде бы не такое уж и важное качество. И не все взрослые стараются его развивать. Но без этого качества, к примеру, невозможно стать лидером.

А кто пойдет за безответсвенным? Кто будет с таким сотрудничать?

Сила и энергичность – тоже важные качества. От них и здоровье зависит, и достижение больших целей.

Чаще всего ко мне, как к психологу, обращаются люди по поводу развития уверенности в себе. Но хотят это получить быстрым способом. Что-то узнать-понять: и всё!

И удивляются, когда я начинаю им объяснять про самостоятельность, ответственность и другие сложности.

Знать мало – нужно еще и делать, и достаточно много делать.

А еще часто спрашивают о том, как бороться со страхами. И удивляются тому, что я им рекомендую развивать смелость.

Да, мы будем много говорить о полезных стратегиях. Но ключевым моментом будет практика. На протяжении долгого времени. До тех пор, пока будет получен результат: счастливый взрослый человек .

Я хорошо разбираюсь в психологии, и традиционно и нетрадиционной, НЛП, Эриксоновском гипнозе. Имею сертификаты, свидетельства и уважение… Знаю всякие «фишки» и «действенные методы». Как тренер, все это умею использовать на практике.

Меня, как тренера, всегда интересовало лишь то, что будет работать у моих клиентов долго и надежно. Чтобы обучение было быстрым и качественным. Без вредных последствий.

Все эти методы: быстрые, качественные, надежные, проверенные находятся здесь. Читайте.

Есть и другие методы. Не буду их оспаривать, но пусть ими занимаются другие специалисты.

Мы люди, часто ленивые, спешащие и торопящиеся. Нам бы побыстрее. Вот и гоняемся за всякими «фишками», умными фразами. Чтобы нам внушили – и всё! Чтобы мы поняли – и стали сразу же другими. И снова заниматься своими делами. По кругу. Записаться в тренажерный зал или на танцы аж на пол года – это долго. Пробежки, занятие спортом – напряжно.

А можно прыгнуть один раз с парашютом и стать смелым?

Приходит юноша, спрашивает:
– Я слышал, вы мастер НЛП. Внушите мне что-нибудь, чтобы я стал уверенным в себе.
Немного поговорив с парнем, я понял, что ему нужен именно фокус, и ничего другого. Это просто. Тем более мне была нужна практика. Ввожу в транс, что-то рассказываю об уверенности, закрепляю, проверяю. Хотя, в данном случае, подошла бы одна простая фраза:
– Ты уверен в себе!
Проходит латентный период. Парень довольный, глаза светятся.
Вот теперь, когда он получил то, что хотел, начинаю работу таким вопросом:
– Что бы ты выбрал: чтобы тебя научили водить автомобиль под гипнозом, или обычным способом, с инструктором и практикой вождения?
– А что, такое бывает?
– Элементарно, поехал бы по любой ровной дороге.
– А в городе врезался бы в кого-нибудь!
– Да, врезался бы! Сейчас ты стал увереннее в себе точно так же. До первого препятствия.

Поговорили. И, согласившись со мной, парень пообещал купить абонемент в тренажерный зал и записаться на айкидо. Это то, что ему и не хватало. А через пару лет он пришел ко мне обучаться ораторскому искусству. Это был уже совсем другой парень, физически окрепший, с чудесной улыбкой и уверенным взглядом.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Вопрос о ребенке как раз принадлежит к числу таких, где до сих пор мифология цветет пышным цветом. Любая мать, например, задумывается, откуда берутся у ее ребенка те или иные проявления. Типичные мифоло­гические ответы состоят, по существу, в преувеличении роли либо наследственности, либо среды. Приверженцы первой точки зрения полагают, что люди появляются на этой земле разными и в течение своей дальнейшей жизни не меняются. Для них ребенок уже с мо­мента появления на свет наделен определенными чертами харак­тера, умственными способностями и еще чем-то таким, что предо­пределяет его судьбу - удачей, жребием.

Вторая точка зрения состоит в том, что люди - их своеобра­зие - всецело определяются воздействием среды. Здесь имеются две различных возможности: 1) либо предполагается, что можно точно предусмотреть все воздействия и влияния среды, и тогда, по существу, это позиция Пигмалиона (или советского государства): дайте мне ребенка, и я сделаю из него все, что захочу; 2) либо признается, что влияния среды настолько многоразличны и много­численны, что с практической точки зрения бессмысленно даже пытаться что-нибудь предусмотреть или предсказать, и из ребенка может получиться все что угодно.

Придерживаться мифов просто и в силу этого приятно. Вопрос об ответственности за собственное поведение и поведение ребенка теряет всякое содержание: либо все определяют врожденные фак­торы, либо среда. Если врожденные факторы, то заниматься вос­питанием (или самовоспитанием) совершенно бесполезно, так как наследственность - то, с чем человек родился, - все равно свое возьмет. Если же все определяет среда, то либо я контролирую ее воздействия, и тогда все влияния среды очень существенны в плане формирования характера, либо пытаюсь учесть сочетание ее бес­численных факторов, что все равно бесполезно, и это снова помо­гает нам увильнуть от ответственности.

Отчасти содержание мифов можно проверить данными науки. Например, точно установлено (близнецовыми исследованиями и многими другими методами), что вклад врожденных факторов в показатель интеллекта (IQ - Intelligent quotient) равен приблизи­тельно 80%. Иными словами, показатель интеллекта, насколько можно сейчас об этом судить, целиком определяется наследствен­ностью и от среды не зависит. Но это, что важно, не значит, что в свойствах ребенка повторяются свойства родителей: совокуп­ность прирожденных свойств сложным образом зависит от наслед­ственных факторов, ребенок может быть вовсе не похож ни на од­ного из родителей. «Бывает, впечатлительный ребенок фантазиру­ет, что он в доме родителей - подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетия назад» (Януш Корчак).

Показатель интеллекта показывает, насколько хорошо для свое­го возраста дети решают разные задачи. По мере того как дети ра­стут, возрастают и их способности к решению задач. Этот (несом­ненный) факт привел Альфреда Бине к идее «умственного возра­ста» и породил идею определять коэффициент интеллекта, однако его огромное значение не только в этом: столько раз говорилось о том, что все дети - гении, что мы не всегда держим в уме, что все-таки взрослые умнее детей, т.е. лучше решают задачи. Редко кто постоянно, независимо от возраста, прогрессирует в интеллек­туальных способностях, обычно старость все-таки приходит, и человек начинает хуже справляться с задачами, предъявляемыми жизнью, но все-таки на большом пространстве возраста от рожде­ния до зрелости человек умнеет, взрослеет, растет его личность, созревают чувства.

Само представление об уровне интеллекта опирается на тот факт, что умственные навыки связаны между собой: если человек обладает хорошей памятью, очень велика вероятность того, что у него большой словарный запас и он легко справляется с арифме­тикой. Так обычно и бывает: способный ребенок способен во всем. Правда, это не относится к так называемым творческим способ­ностям (креативности) - высокий показатель интеллекта служит только залогом того, что ребенок может хорошо учиться, будет ус­певать в средней и высшей школе. Коэффициент интеллекта (КИ), необходимый для того, чтобы успешно учиться в университете, составляет 120%; 100% КИ является нормой, а 140 и 80% встреча­ются довольно редко.

Другие измерения личности, если не претендовать на научную точность, можно в совокупности назвать характером. И вот здесь

разделить влияния наследственности и среды значительно труднее. Дело в том, что в нормальном случае среду ребенка образуют и определяют в основном его родители со всеми своими наследст­венно предопределенными особенностями, поэтому справедливо будет сказать, что в данном случае среда является продолжением наследственности. Разделить влияния среды и наследственности в этом - нормальном - случае не просто трудно, а невозможно.

Как уже говорилось (см. ч. 1, «Культура»), помимо наследствен­ности и среды нужно учитывать такой механизм передачи инфор­мации, как культурная преемственность. Напомним: если пере­метить всю популяцию зайцев в данной роще и пристально наблю­дать за ними, можно увидеть, что через 20 лет ни одного меченого зайца не останется в живых, а тем не менее нравы, обычаи, привычки зайцев останутся теми же. Культурная преемственность состоит в том, что новым (новорожденным) членам сообщества передаются культурные традиции.

Как сказал Эдвард Сепир, мы все участвуем в заговоре относи­тельно реальности: мы договорились понимать ее определенным образом. На самом деле это неточно: никто ни с кем договаривал­ся - дети в процессе своего развития постепенно приобщаются к определенному способу миропонимания, принятому в данном обществе. Если в обществе господствует, например, мифологичес­кий взгляд на мир, ребенок и вырастает в лоне этого взгляда. Свой особый мир, свой контекст бытия есть у каждого народа, у каждой семьи, у каждой школы.

В процессе складывания личности происходит привыкание к контексту данной гуманитарной системы - всех гуманитарных сис­тем, в деятельности которых участвует ребенок. Пресловутое «поче­му?» ребенка снова и снова напоминает нам, что очень многое в жизни для нас «само собой разумеется», а когда хочешь искренне ответить на детский вопрос, обнаруживаешь полную невозможность это сделать. Ты просто привык обращаться с предметами и явлениями «правильно», «конвенционально», «как все». Вопрос «Почему?» у ре­бенка может означать: что это такое? как это делают? и что это зна­чит? - и переводиться приблизительно так: научи меня обращаться с предметами и понятиями так, как это делают все люди, даже если не умеют об этом рассказать. Процесс приобщения к культуре пред­ставляет собой процесс привыкания к совместному с другими людь­ми употреблению понятий и обращению с предметами.

Ребенку приходится самому выстраивать контекст существова­ния в культуре, в различных ее подсистемах, и этим его положение

в корне отличается от позиции взрослого, который просто уже выстроил этот контекст, а выстроив, перевел его в подсознание и потерял от него ключи. Никто не помнит, как это дьявольски труд­но завязывать шнурки, чистить зубы, читать и писать, платить деньги, понимать фильмы и музыку. В каких еще подсистемах социума мы должны действовать, не задумываясь о заговоре, в котором мы все принимаем участие? Неосознаваемый контекст бытия, будучи осво­енным, принимается нами как должное, мы привыкаем его исполь­зовать, не задумываясь о его существовании.

Жить вместе с другими, совместно с другими - это быть спо­собным понимать некоторые простые вещи, которые совершенно не требуют объяснения, но при попытке сделать это взрослый рас­терянно останавливается, как перед внезапно возникшей стеной. Это порою странно обнаруживать: ты понимаешь окружающую те­бя реальность совершенно определенным образом, но не отдаешь себе в этом отчета; ты уверен, что и другие разделяют твою уве­ренность в том, что все люди понимают эту реальность одинаково. И так оно и есть, но только в пределах того сообщества, которое сложилось в данное время и в данном месте.

Например, дзэн-буддизм - это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории совре­менной западной мысли. Это не религия и не философия, не пси­хология и не наука, это образец того, что в Индии и Китае назы­вают «путь освобождения». Западная мысль становится в тупик при попытках описать этот феномен - путь освобождения не подда­ется положительному определению, его можно описать лишь кос­венно, указав, чем он не является.

Слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания. Ребенок осваивает не только сам язык, но те особенности мышления, которые с помощью языка выражаются. Знаменитый чаньский вопрос: «Куда девается кулак, когда я разжимаю пальцы?» - подразумевает для европейца, что объект (кулак) существовал, а потом куда-то делся. В китайском же языке многие слова являются одновременно и гла­голами, и существительными, так что человеку, мыслящему по-ки­тайски, нетрудно понять, что он никуда не делся, для него предметы являются также действиями (сжимание и разжимание кулака), и наш мир - совокупность скорее процессов, чем сущностей.

Кроме языка, ребенок должен воспринять многие другие раз­новидности кодов. Нам трудно общаться друг с другом, если мы не можем идентифицировать себя в терминах ролей - отец, учи-

тель, рабочий, художник, «славный парень», спортсмен и т.д. В той степени, в какой мы идентифицируем себя с этими стереотипами и связанными с ними правилами поведения, мы и сами ощущаем, что на самом деле чем-то являемся.

Воспитание представляет собою процесс, в результате которого человек становится способен играть эти социальные роли, отожде­ствлять себя с одним или несколькими сообществами, осваивает коды, при помощи которых данное сообщество выражает свое миропонимание. «Что такое ребенок?» «Чем, собственно говоря, ребенок отличается от взрослого?» Вот чем - естественной (пото­му что все через это проходят) недееспособностью. Он не умеет, не знает, а потому и не может того, что может взрослый, и пока и поскольку это так, он является ребенком. Он станет взрослым, когда у него появится неявный контекст бытия.

Каждый человек на протяжении своей жизни постепенно проходит через различные периоды развития. Во время каждого из этих этапов в его теле и мозге происходят значительные изменения: физические, интеллектуальные, языковые и социально–эмоциональные. Наши дети стремятся быстрее стать взрослыми, а взрослые, наоборот, мечтают вернуться в счастливые дни детства. Взрослая жизнь привлекает детей возможностью самому принимать решения. Взрослые же стремятся оказаться в далеком детстве, чтобы снова ощутить вкус беззаботности и веселья.

Есть очевидные различия между двумя возрастами: высота, жизненный опыт, багаж знаний, координация и т.д . Но, эти вещи только формируют основу для фундаментального различия между детьми и взрослыми, являясь лишь поверхностными различиями. Основательными различиями между двумя категориями является то, как они смотрят на мир и готовность ставить под сомнение мир вокруг себя. Это то, что разделяет детей и взрослых на две отдельные группы.

Что вызывает эту разницу?

Во-первых, давайте посмотрим на то, как дети, смотрят и перемещаться. Ребенок видит окружающий мир через новые, свежие глаза . Они еще не знают многих вещей — это позже жизнь их многому научит. Детям рассказывают о мире, им говорят, что делать и чего не стоит делать, однако они никогда не верят на слово. Малыши исследуют и открывают все самостоятельно. Не один раз мы видели, как ребенок трогает что-то горячее или острое, хотя родители предупреждали об опасности. Опыт является огромной частью их жизни. Ребенку самому нужно увидеть, что небо голубое, а предмет горячий и острый. Все это помогает его формировать.

Взрослые, хотя они и были детьми, начинают терять этот вопросительный аспект. Они принимают истории, которые слышат, как факт. Они не пытаются анализировать или выяснять правду для себя. Когда взрослый услышит, что живет в трехмерном мире, он просто в это поверит. Одним из важных факторов их поступков является давление со стороны общества.

Другая причина заключается в том, что по мере роста детей, они ставят под сомнение все, что происходит вокруг них . Взрослые перестают задавать вопросы по многим причинам, которые не всегда полностью поняты. Во все времена были люди, которые ставили под сомнение, что говорил мир. Этих взрослых рассматривали как отщепенцев. Они отличаются от остального общества и считаются большими детьми.

Ребенок ставит под сомнение мир вокруг себя и старается понять, что говорят вокруг. Что лучше, просто принять все или подвергать сомнению все? Должен, обязательно быть какой-то баланс между ними. Это равновесие каждый человек должен найти для себя, чтобы сформировать в себе правильные качества.

Другие различия детей и взрослых

Физическое развитие

Взрослые люди, как можно ожидать, имеют большие размеры и разумную силу.

Дети имеют:

  1. Ограниченную координацию глаз и рук.
  2. Более тонкую кожу. Они больше подвержены риску чрезмерной потери тепла и жидкостей; быстрее страдают от вредных токсинов, которые всасываются через кожу.
  3. Детские клетки быстрее делятся, что вызывают быстрый рост. Ребенок более восприимчив к воздействию радиации.
  4. Незрелая иммунная система детей больше подвержена риску заражения от некоторых инфекций.

Когнитивное развитие

Дети постоянно развивают свои когнитивные способности . Взрослые уже имеют схожие умственные способности, которые позволяют им общаться друг с другом естественным образом. Если попросить взрослых выполнить задачу, где требуется дополнительная информация, их ответ не всегда может быть правильным. Дети же обладают познавательными способностями. С возрастом они постоянно открывают новые вещи, и их мышление становится более абстрактным. Маленькие дети очень эгоцентричны, но став старше, они постепенно учатся видеть мир с другой точки зрения.

Социальное развитие

Взрослые уже научились ценить социальные правила и ценности. Дети зачастую считают себя центром вселенной и ставят собственные потребности и интересы выше других. Со временем детское восприятие само собой изменится. .

Концентрация

Дети могут быть легко возбуждаемыми, спонтанными, легко отвлекаться на сторонние предметы. Их продолжительность концентрации очень ограничена. Взрослые научись владеть своими чувствами и желаниями.

Опыт работы

Дети имеют мало или вообще не имеют жизненного опыта. Прожив годы, взрослые собрали опыт по всем случаям и во всех видах ситуаций.Они научились его применять, где нужно.

Каждый человек уникален, и это крайне важно, чтобы взрослые научились понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальные характеры и способности каждого маленького человека.