Слабые рефлексы у ребенка. Безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного. По биологической значимости

Как всё-таки определяется период новорожденности, какова его длительность? Научно обосновано, что данный отрезок продолжается 28 дней, в это время идёт первичная адаптация ребёнка к окружающей среде. Приспособлению помогают рефлексы новорожденного , это природой заложенные механизмы, позволяющие малютке совершать свои первые (пока неосознанные) действия.

Виды рефлексов - классификация

Выделяют 2 вида рефлексов – условные и безусловные, в младенчестве работают только безусловные, заложенные с самого рождения. Условные же позже появляются, на основе опыта.

Всего выделяют 15 безусловных рефлексов новорожденных , каждый из них несёт своё назначение. Одни возникают и сразу исчезают, другие затухают медленно, а третьи остаются навсегда.

Выделяется несколько групп основных рефлексов новорожденных:

  • Нацеленные на обеспечение общей жизнедеятельности (дыхание, глотание, сосание, спинальные двигательные автоматизмы).
  • Обеспечивающие безопасность для детского организма при воздействии внешних раздражителей.
  • «Временные», которые работают для поддержания какого-то одного процесса. К примеру, есть рефлекторная задержка дыхания, для того, чтобы ребёнок по родовым путям смог продвигаться.

Таблица основных рефлексов новорожденных по месяцам

Оральные рефлексы

С самых первых минут жизни маленький организм нуждается в питании. Сосать молоко из груди и проглатывать малыша никто не учит, всё основано на рефлекторной деятельности.

Сосательный рефлекс есть у крохи с самого рождения. Благодаря ему, малыш способен обхватить сосок груди или пустышку губами и совершает ритмичные движения сосания. Сильно выражен рефлекс до года, закономерно появлению основных зубов, с помощью которых сосание замещается на жевание.

До 3-х лет он сохраняется слабовыраженно. Интенсивность сосания сигнализирует о степени голода младенца, если ребёнок сыт, то сосание становится слабее, к приёму пищи выражается сильнее. Постоянная слабость сосательного рефлекса обуславливается многими причинами, установление которых происходит с помощью доктора.

Глотательный рефлекс способствует проглатыванию полученной пищи. Он обусловлен работой продолговатого мозга и сохраняется на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс сохраняется менее продолжительное время – к двум–трём месяцам он пропадает. Прикосновение пальцем или предметом к губам малютки вызывает сворачивание ротика в трубочку, напоминающую маленький хобот.

Рефлекс Бабкина , его ещё именуют ладонно-ротовым . Если на обе ладошки ребёнка легонько нажать, то малыш приоткрывает рот. К трём месяцам реакция угасает, после исчезает полностью.

Поисковый рефлекс (Куссмауля ) . Попытка дотронуться до щеки у уголка рта (очень легко) приводит к поиску раздражителя, то есть к поиску еды. После трёх месяцев рефлекс проходит, младенец определяет источник пищи визуально. При его проверке, не следует прикасаться непосредственно к губам крохи, иначе получится хоботковый рефлекс.

Спинальные автоматизмы

Спинальные рефлексы новорожденных характеризуют у младенца мышечный аппарат и его состояние.

Защитный рефлекс обнаруживается в поворачивании головы при выкладывании крошки на живот. Таким способом ребёнок открывает себе доступ воздуха в дыхательные пути. При поражении ЦНС данный рефлекс, как правило, отсутствует.

Хватательный (обезьяний) рефлекс – способность крепко схватывать и держать пальцы взрослого, вкладываемые в ладони младенца. Приподнимание за пальчики – это уже другой похожий рефлекс Робинсона. Ослабление происходит к четырём месяцам.

– это когда при поглаживании подошв, пальчики раскрываются веерообразным способом, а стопы сгибаются с тыльной стороны.

Рефлексы новорожденного - Подошвенный рефлекс (Бабинского)

Данный рефлекс сохранен вплоть до двух лет, симметричность реакции и энергичность – показатель для оценивания ребёнка.

Рефлекс Моро (объятия) – реакция, состоящая из двух фаз, происходящая в ответ на шум или стук.

Вначале кроха руки раскидывает в разные стороны и разжимает пальцы, ноги при этом распрямляются. Затем ручки и ножки возвращаются в исходное положение, напоминая объятия. Этот рефлекс наблюдается до пяти месяцев. Неполный рефлекс Моро или его асимметрия проявляются при поражениях нервной системы.

Рефлекс Кернига наблюдается, когда не удаётся разжать тазобедренный сустав после сгибания. По достижении четырёх месяцев полностью исчезает.

Рефлекс автоматической ходьбы проверяется при поддержке за подмышки и небольшом наклоне вперёд. Малыш делает шаги, не сопровождая их движениями руками. В норме кроха должен опираться на всю ступню и шагать без цепляний.

Если ноги слегка перекрещиваются, то это считается приемлемым в первые 1,5 месяца. Способность самостоятельной ходьбы является уже приобретённым навыком, обусловленным комплексной работой коры больших полушарий, развивается к 1 году. Если «автоматическая походка» остаётся долгое время, то это может быть проявлением поражения ЦНС.

Рефлекс опоры виден, когда малыша, придерживая, ставят на твёрдую поверхность. Вначале он отталкивает стопы, затем становится на плоскость, прижимая крошечные подошвы плотно к опоре. На протяжении всего полутора месяцев рефлексы опоры и ходьбы имеют хорошую выраженность.

Рефлекс ползания (Бауэра) – его называют спонтанным ползанием, происходит это, когда кроху кладут на живот или спину. Движения усиливаются, если приставлять ладонь к подошвам ребёнка, кроха даже может продвигаться вперёд. Возникает рефлекс на 3-4 сутки, а угасание на третий-четвёртый месяц. Тревожным признаком считается нарушение симметрии или сохранение ползающих движений до полугода – года.

Рефлексом Галанта называют реагирование зоны позвоночника на раздражитель извне. Если водить пальцем по спине, то ребёнок выгнет спину и разогнёт ногу со стороны воздействия.

Позотонические рефлексы (автоматизмы)

Группа данных рефлексов основана на перераспределении тонуса мышц по мере моторного развития ребёнка. Пока кроха ещё не умеет держать головку, не может сидеть, ходить и стоять, его мышцы должны регулироваться. Продолговатый и, впоследствии средний мозг отвечают за регуляцию.

Рефлекс Магнуса-Клейна (ассиметричный тонический шейный) – малыш принимает «позу фехтовальщика», если его головку повернуть на бок, пока карапуз на спине. То есть, конечности, куда обращается лицо, разгибаются, а противоположные сгибаются.

Наименование Как стимулировать Реакция на стимул Появление (возраст) Исчезновение (возраст) Причины отклонений
Поисковый Поглаживание щеки Поворот головы к раздражителю, открывание рта С рождения 3-4 месяц (во сне до 12 месяцев) Вялость, угнетённость нервной системы. ДЦП
Сосательный Касание губ или полости рта Движения сосания С рождения 4 месяц (во сне до 7 месяцев) Сытый плохо реагирует. Недоношенность, угнетение ЦНС – отсутствие
Шейный тонический («фехтовальщик») Пока малыш на спине, поворот головы набок Выпрямление руки и ноги со стороны повёрнутой головы; на противоположной стороне согнуты рука и нога Рождение – 2 месяца 4-6 месяц Неумение выйти из этого состояния или сохранение от 6 месяцев – нарушения моторных нейронов
Хватательный Положить палец в ладонь ребёнка Крепкое охватывание пальцев обеими ладошками С рождения 3-6 месяц Поражения ЦНС
Рефлекс шагания Поддержка под мышками, небольшой наклон вперёд. Стопы должны касаться поверхности Подобие шагов, попеременные движения ногами С рождения 2-4 месяц Отсутствие: ДЦП, паралич ног, угнетённость ребёнка
Рефлекс Моро (объятий) Внезапный звук или хлопок, когда малыш лежит на спине Симметричное раскрытие рук и выпрямление ног, через несколько секунд обхватывание себя руками С рождения До 4 месяца Паралич или перелом ключицы ведут к асимметрии, отсутствие или долгое действие – расстройства структур мозга
Подошвенный рефлекс Надавливание у пальцев на стопе Симметричное подгибание пальцев С рождения 4-8 месяц ДЦП, поражения мозга
Рефлекс Бабинского Провести по подошве к пальцам от пятки Разжимание пальцев веерообразно С рождения Примерно к году ДЦП, поражения ЦНС

Проверка выраженности рефлексов осуществляется с помощью невропатолога и педиатра, они в состоянии определить, насколько правильно работают функции нервной системы младенца.

Что влияет на несвоевременное появление рефлексов новорожденных ?

Причины совершенно разные, начиная от травм при родах, заканчивая индивидуальной реакцией на медицинские препараты. Спинальные или оральные рефлексы новорожденного бывают слабовыраженными в случае недоношенности или лёгкой асфиксии.

Не всегда нужно бить тревогу, если сосательное и поисковое поведение выражено слабо, возможно, малыш просто сыт, тогда он не проявляет сильной рефлекторной деятельности. А вот перед кормлением, наоборот, сосание и поиск усиливаются.

Если рефлексов новорожденного вовсе не наблюдается, то это повод для немедленной квалифицированной медицинской помощи. Самые важные функции жизнеобеспечения могут пострадать, если вовремя не наладить поддержание здоровья малютки. Причин может быть несколько: тяжёлые пороки внутриутробного развития, сильная асфиксия, травмы, полученные при родах.

Безусловно, родителям надлежит владеть информацией о врождённых рефлексах, но профессионально оценить состояние здоровья ребёнка сможет только опытный неонатолог или педиатр. Отклонения от нормы бывают значительными и не очень, при малых нарушениях врач назначит лечение или специальные процедуры. Если отклонения сильны, то доктор поможет разобраться в причинах, и сможет принять экстренные меры для того, чтобы малышу ничего не угрожало.

Любое странное проявление поведения ребёнка требует повышенного внимания, ведь от этого зависит его успешное приспособление к миру. Рефлексы новорожденного – это забота самой природы о том, чтобы младенец смог максимально удобно себя ощущать.


Рефлекс - это бессознательная реакция организма в ответ на воздействие раздражителей, поступающие из окружающей среды. Они делятся на безусловные и условные.

Безусловный рефлекс - это врожденное реагирование на уровне инстинкта на определенные стимулы.

Условный рефлекс - это реакция организма, которая вырабатывается под воздействием определенных условий в процессе жизнедеятельности малыша.

Безусловные рефлексы по мере развития нервной системы угасают. Наибольшую роль они играют у малышей в период новорожденности и являются существенным диагностическим признаком многих нарушений, в первую очередь, в нервной и мышечной системе крохи.

Рефлексы у новорожденных:

Наличие правильных врожденных (безусловных) указывает на нормальное и завершенное развитие плода и достаточный уровень созревания его нервной системы.

Все отклонения от нормы свидетельствуют о нарушениях в нервной системе и требуют консультации невролога и контроля за состоянием и развитием ребенка.
Такие нарушения могут иметь временный характер и являться результатом адаптационных расстройств, незрелости плода даже в случае доношенности.

Рефлексы у новорожденных проявляются при участии определенных мышц и воздействии на них раздражителей. Нормальное проявление рефлекса возможно только при нормальной мышечной силе и напряжении в совокупности с ничем не нарушенной цепной реакцией начиная от раздражителя до ответной реакции на него.

Чем глубже недоношенность малыша, тем слабее рефлекторные реакции его мышц.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы:

Сосательный и глотательный рефлексы появляются независимо друг от друга и являются начальными признаками зрелости нервной системы плода. Правильное формирование этих рефлексов заканчивается к 32-й неделе беременности, что позволяет новорожденному сразу после рождения уметь сосать и глотать.

Наиболее зрелым безусловным рефлексом новорожденного является сосательный. Вызвать его способны раздражители, которые вовсе не связаны с процессом кормления. Легко прикоснувшись к щеке малыша, он сразу поворачивает головку в вашу сторону, выпячивает губы и начинает искать соску или грудь.

Поисковый рефлекс говорит о нормальном напряжении и силе мышц шеи. Но очень быстро он исчезает.

Рефлекс Моро:

Рефлекс Моро (спинальный) начинает проявляться у всех доношенных новорожденных. Он характерен для малышей в возрасте до 1 месяца.

Протекает такая реакция в два этапа:

1. Ударив по поверхности, где лежит кроха, на расстоянии 15 см от головки или неожиданно разогнув ножки, он разведет ручки в стороны, разогнув при этом кулаки;

2. Возвращение рук в начальную позицию по истечении нескольких секунд.

Первая фаза такого рефлекса вызвана испугом ребенка, вторая - желанием найти защиту у мамы.
Наиболее сильно такой вид рефлекса проявляется в первые 2 недели жизни малыша. Чаще всего его проявление можно заметить при пеленании, смене одежды, купании.

Такой рефлекс у ребенка - это реакция на страх. Поэтому приближаться к малышу необходимо очень плавно и аккуратно.
Отсутствие или слабая выраженность такой реакции у новорожденных указывает на очень слабый тонус мышц или другие нарушения в нервной системе. Также важно учитывать и контролировать симметричность проявления реакции Моро.

Рефлекс хватания:

Протекает в две стадии:

1. При надавливании пальцем на ладонь или стопу малыша, он сожмет пальчики;

2. Малыш так сильно охватывает пальчики взрослого своей кистью, что его вполне можно поднять за руки.

Этот рефлекс может сохраняться до 4-х месяцев. Взамен ему должно прийти произвольное и осознанное захватывание предметов детскими ручками.

Постуральные рефлексы:

Таки рефлексы длятся на протяжении всего периода воздействия раздражителя. Наблюдение за этими рефлексами позволяет доктору оценить, нормально ли протекает двигательное развитие малыша. К этой категории реакций относят следующие:

1. Рефлекс опоры;

2. Автоматическую ходьбу;

3. Рефлекс ползания.

Ползание:

Необходимо кроху уложить на животик и приставить ладошку к его стопам. Ребенок инстинктивно оттолкнется от нее, а мышцы-разгибатели нижних конечностей будут поочередно сокращаться. Малыш начнет ползти.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы:

Необходимо взять малыша подмышки и удерживать головку. Стопы должны полностью соприкасаться с поверхностью. Здоровый ребенок будет сильно разгибать ножки, стопой упираться в поверхность. Когда это произойдет, наклоните ребенка слегка вперед - он сделает несколько маленьких шагов. В некоторых случаях дети в процессе такой "ходьбы" скрещивают ножки в районе голени и стопы. Такая реакция называется автоматической ходьбой. Важно оценивать симметричность таких перекрещиваний ног и их силу.

Шейный рефлекс:

Уложите малыша на спинку. Пассивно поворачивайте его головку вбок. При таком повороте в одну сторону конечности будут автоматически разгибаться, а в другую - сгибаться. Иначе такой рефлекс называют ассиметричным шейно-тоническим. Такой же рефлекс можно вызвать, уложив ребенка на спинку, подложив под лопатки ладошки рук взрослого и приводя голову к груди. При сгибании головы ручки будут сгибаться, а ножки разгибаться. При возвращении головы реакций ног будет противоположной.
Этот вид рефлекса не проявляется у всех новорожденных. Больше всего его наблюдают у младенцев более старшего возраста.

У новорожденных этот рефлекс часто проявляется поворотом туловища в сторону головки.

Рефлекс Галанта:

Такая реакция сформирована с 27-й недели беременности. Кроху необходимо уложить на спинку и поочередно проводить пальцем от копчика к шее с обеих сторон от позвоночника. В ответ на это малыш выгибается вбок дугой, которая открыта в бок раздражителя. Выраженность такого рефлекса указывает на состояние тонуса и работы мышц спины и их симметричность.

Глазной рефлекс Пейпера:

Такая реакция позволяет в очень раннем возрасте определить, видит ли ваш малыш. Необходимо направить сбоку к глазкам ребенка свет маленького фонарика. В ответ на это у крохи сузятся зрачки, он сомкнет веки и откинет голову назад. Если в это время поднести руку к глазам малыша, то реакции никакой не последует. Такой вид безусловных рефлексов очень быстро исчезает, поскольку орган зрения привыкает к свету.

Рефлекс "глазки куклы":

Иногда такой рефлекс называется "убегающие глазки". Его суть состоит в том, что при повороте головки малыша вбок глазные яблоки двигаются в противоположную сторону. Этот рефлекс практически полностью исчезает до десятого дня жизни, поскольку зрительные нервы очень быстро развиваются и дозревают.

Рефлекс Керера:

Относится к слуховым рефлексам. При резком звуке ребенок плотно смыкает веки. Если такая реакция отсутствует, то никогда не рассматривайте это явление как глухоту у малыша. Рекомендуется повторять такие проверки несколько раз. Только после длительного отсутствия реакции необходимо более тщательно наблюдать за состоянием ребенка.

Рефлекс перекрестного разгибания:

Необходимо уложить малыша на спину и аккуратно разгибать ногу в колене. Одновременно проводите пальцем по подошве. В результате такого воздействия вторая нога ребенка сначала согнется в колене, затем разогнется и прикоснется стопой к раздражителю - пальцу руки взрослого.

Сильнее всего такой рефлекс проявляется с 34-36-й недели беременности, но в некоторых случаях его можно наблюдать и у недоношенных детей с 28-й недели беременности.

Важно проверять такой рефлекс с обеих сторон на симметричность и соблюдение последовательности реакции. Асимметрия, как правило, указывает на нарушение в нервной системе и костно-мышечном аппарате (дефекты тазобедренного сустава).

Рефлекс Переса:

Указывает на нормальное развитие шейных мышц и их тонус. Определяется таким образом: приподнимите малыша в вертикальное положение и обратите внимание на угол между головой и спиной. Чем он меньше, тем ниже тонус мышц шеи у новорожденного. Особенно хорошо заметен такой рефлекс у недоношенных детей, когда их головка сильно запрокидывается назад.
Если подобная картина отмечается у доношенных малышей, то это может указывать на заболевания, которые приводят к слабости шейных мышц. Также часто такое состояние наблюдается у детей после приема обезболивающих препаратов или вследствие послеродового ацидоза.

Повышенной тонус шейных мышц легко определить так: приподнимите малыша за ручки вертикально. Если он в таком положении легко удерживает головку как ребенок 2-3 месяцев - это сигнал наличия определенной патологии, что требует наблюдения за крохой. Наиболее частая причина такого состояния - гипоксия. С первых дней жизни таким детям назначают специальный комплекс упражнений и расслабляющий массаж.

Подошвенные рефлексы:

Такие рефлексы являются физиологическими только у новорожденных и младенцев. У детей более старшего возраста они указывают на наличие патологии.

Проведите пальцем руки по внешнему краю стопы в направлении от пятки до большого пальца. При этом к подошве должны пригибаться все пальчики, кроме большого - он отклоняется назад. Очень часто ребенок одергивает ногу при воздействии раздражителя. Такая реакция носит название рефлекс Бабинского.

Другой вариант такого рефлекса: несильными и отрывистыми ударами воздействуйте на пальчики ног со стороны подошвы. В ответ на это пальцы будут сгибаться. Эта реакция иначе называется рефлексом Россолимо.

Оба вида подошвенных рефлексов не имеет никакого диагностического значения у малышей первого года жизни.

Хоботковый рефлекс:

Заключается в выпячивании губ ребенка при прикосновении к ним пальца взрослого. Объясняется эта реакция сокращением мышцы рта малыша - сосательного мускула. Сохраняется этот рефлекс 2-3 месяца, потом исчезает. Если этот рефлекс сохраняется до шести месяцев, тогда необходимо сообщить об этом педиатру.

Регулярная проверка рефлексов и контроль за динамикой их развития имеют важное диагностическое значение. Часто отклонения в рефлексах являются наиболее ранними признаками заболеваний центральной нервной системы.


В течение первых 28 дней организм новорожденного переживает непростой период адаптации. Для малыша после появления на свет начинается новый этап внеутробной жизни, важное значение в которой играют рефлексы.

Какие рефлексы существуют у новорожденных

У маленького ребенка при рождении развиты безусловные рефлексы, заложенные природой по умолчанию. С течением времени некоторые из них пропадают, при этом возникают условные. Новые рефлексы можно сравнить с «индивидуальным опытом» малыша, так как их появление тесно связано с процессами развития ребенка и функционированием мозга.

Медицина говорит о том, что у новорожденных насчитывается 15 безусловных рефлексов, каждый из которых имеет важное клиническое значение и собственное «предназначение». Некоторые необходимы для успешного прохождения сложного процесса рождения, поэтому спустя определенное время они у ребенка исчезают в связи ненадобностью. Другие помогают развиться новым способностям, а третьи сопровождают ребенка всю жизнь.

Безусловные (врожденные) рефлексы

Медицина выделяет несколько видов безусловных рефлексов. Врачи классифицируют их следующим образом:

  • Предназначенные для обеспечения нормальной жизнедеятельности – оральные рефлексы, в том числе дыхательные, сосательные, глотательные, спинальные;
  • Обеспечивающие защиту ребенка от воздействия окружающей среды – реакции ребенка на яркий свет, холод, повышение температуры и иные виды раздражителей;
  • Временного действия - помогающие вовремя задержать дыхание для прохождения по родовым путям.

Некоторые из безусловных рефлексов наблюдаются только в первые 2-3 месяца жизни младенца, после чего пропадают бесследно. Другие сохраняются и обеспечивают жизнедеятельность ребенка всю его жизнь.

Оральные рефлексы

Сосательный рефлекс дает новорожденному способность обеспечивать себя питанием. Он возникает сразу после рождения и сохраняется до 12 месяцев. Как только сосок или соска бутылочки попадает к ребенку в рот, он начинает активно и ритмично сосать. С физиологической точки зрения процесс выглядит как кормление. Глотательный рефлекс помогает новорожденному проглотить полученную пищу, и он сохраняется у ребенка всю жизнь.

Разновидностью орального рефлекса является хоботковый эффект. Если легко прикоснуться к губам младенца, то можно наблюдать за тем, как они вытягиваются в трубочку, напоминая хобот маленького слоненка. Движение обеспечивается благодаря непроизвольному сокращению круговой ротовой мышцы. Подобный рефлекс бесследно исчезает к 2-3 месяцам.

Рефлексом смешанного вида считается ладонно-ротовой, он также известен под названием рефлекс Бабкина. Если провести одновременное нажатие пальцами на поверхности ладошек, то малыш при этом приоткроет рот. На протяжении 3-х месяцев происходит угасание безусловного рефлекса и полное его исчезновение.

Поисковый или эффект Куссмаля заключается в поиске младенцем еды. При прикосновении к уголку рта, ребенок сразу делает поворот головки в сторону раздражителя. Наблюдается рефлекс 3 или 4 месяца и после этого пропадает. Ребенок приобретает способность находить еду зрительно и активно реагирует при появлении в зоне видимости материнской груди или бутылочки для кормления.

После рождения и на каждом очередном осмотре педиатр обращает проверяет работу спинальных рефлексов. Они представляют собой определенный перечень реакций, по которым можно судить о состоянии аппарата мышц. Одним из значимых является верхний защитный рефлекс, который возникает с первых часов жизни младенца. Если ребенка уложить на животик, то его голова сразу поворачивается в одну из сторон, и он делает попытки приподнять ее. Так организм младенца пытается предотвратить риск сбоев в дыхании и восстановить доступ кислорода. Рефлекс у ребенка пропадает в возрасте 1,5 месяцев.

Хватательные рефлексы

Часто с маленькими детьми возникает ситуация, когда новорожденный крепко хватает предмет при приближении его к ладошке. Малыш может настолько крепко держать «добычу», что можно его даже приподнять. Такую реакцию называют рефлексами Янишевского и Роббинсона и она сохраняется 3-4 месяца, после чего начинает ослабевать. Сохранение такого хватательного рефлекса у малыша в более взрослом возрасте часто сигнализирует о проблемах неврологического характера.

При выполнении легкого поглаживания края подошвы у ребенка наблюдается рефлекторная реакция Бабинского. Она проявляется в виде раскрытия пальцев на ногах в форме веера при параллельно выполняемом сгибании стоп. Оценивают выраженность реакции на внешнее воздействие по энергичности движений и их симметричности. Подобные рефлекс является «долгожителем» и сохраняется у детей еще 2 года.

Одним из видов хватательных реакций ребенка является рефлекс Моро. Для него характерна двухэтапное реагирование ребенка на производимый стук. Сначала в ответ на возникающий резкий звук младенец осуществляет движение руки в разные стороны, производит разжимание пальчиков и выпрямляет ноги. Далее происходит возврат в исходную первоначальную позу. В некоторых случаях ребенок может обнять себя, поэтому часто такую двигательную реакцию называют рефлексом объятий. Наиболее ярко он выражен до 5 месяцев.

Рефлекс кернинга заключается в невозможности разжать тазобедренный и коленный сустав после их сгибания. При нормальном развитии ребенка сделать такое не получится. К четырем месяцам рефлекс пропадает.

Одним из самых забавных рефлексов младенцев является «автоматическая» походка. При поднятии ребенка и незначительном наклоне его корпуса вперед, можно наблюдать как он начинает делать шаги. Критерием оценки считается полнота опоры на ступню. Если поверхности касаются только кончики пальцев или стопы пытаются цепляться, то требуется консультация детского невролога. Рефлекс сохраняется на протяжении 1,5 месяцев.

Рефлекс опоры проявляется при попытке младенца встать на стопы на ровной поверхности. Реакция малыша состоит из двух фаз. При соприкосновении с поверхностью он резко производит сгибание ног в коленях, после чего уверенно встает на стопы и подошвы оказываются плотно прижатыми. Рефлекс сохраняется столько же, сколько и «автоматическая походка», то есть 1,5 месяца.

Рефлекс спонтанного сползания или реакцию Бауэра можно увидеть, если положить малыша на животик и приложить ладони к подошвам его ног. В такой ситуации ребенок начинает усиленно отталкиваться от своеобразной опоры и пытается при этом помочь себе руками, пробуя ползти. Рефлекс впервые можно наблюдать на 3 сутки, но по истечении 4 месяцев он пропадает.

Реакцию позвоночника новорожденного на внешний раздражитель называют рефлексом Галанта. При проведении пальцем по всей длине позвоночного столба можно наблюдать, что ребенок начинает выгибать спинку, ноги сгибаются в сторону раздражителя. Выделяют также так называемые позотонические рефлексы, проявляющиеся в перераспределении тонуса мышц при изменении позы. Они наблюдаются у детей, которые не приобрели еще навыков удерживать головку, самостоятельно сидеть и ходить.

Реакцию мышц плечевого пояса и кисти, отвечающих за сгибание и разгибание называют рефлексом Магнуса-Клейна. Для того чтобы вызвать необходимо повернуть головку младенца в сторону, при этом можно увидеть, что он одновременно подает вперед руку и ногу в направлении обращенного взгляда. Поза ребенка в этот момент напоминает движения фехтовальщика. Рефлекс сохраняется на протяжении 2 месяцев.

Когда стоит бить тревогу: слабые рефлексы

В жизни не исключены ситуации, когда рефлексы у новорожденных появляются позднее требуемого времени или они слабо выраженно. Причин такой ситуации может быть несколько:

  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни;
  • Индивидуальная непереносимость и реакция на ранее назначенный лекарственный препарат.

В значительной части случаев слабо выраженные рефлексы наблюдаются у недоношенных малышей и тех младенцев, которые были рождены с легкой асфиксией. Объяснение слабых рефлексов у новорожденных, связанных с поиском питания и его приемом обычно лежит на поверхности – ребенок не голоден. Сосательный и глотательный рефлексы активно проявляются перед кормлением малыша.

Опасной является ситуация отсутствия рефлексов у младенца, что может быть связано с внутриутробными пороками, тяжелыми родовыми травмами и глубокая асфиксия. В таком случае необходима немедленная реанимация, которая должна проводиться специалистами. При этом не стоит забывать о том, что детский организм обладает уникальным запасом резервов, которые позволяют малышу восстановится даже в самых тяжелых ситуациях и в дальнейшем расти здоровым.

Какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей (видео)

У новорожденного нет личного опыта и навыков, на которые можно опираться в выборе пищи или поиске безопасных условий. Но зато природа наделила его безусловными рефлексами, которые помогают пережить процесс рождения и послеродовой адаптации.

Многие из них угаснут, а некоторые останутся на всю жизнь. У здорового младенца безусловные рефлексы присутствуют и выражены ярко, так что родители сами могут убедиться, как они работают. Какие существуют безусловные рефлексы новорожденных, и как их обнаружить?

Этот безусловный рефлекс новорожденного необходим для грудного вскармливания, но срабатывает не только при сосании груди.

Если вы введете палец или соску в рот ребенку на 3-4 см, он начнет делать ритмичные сосательные движения.

Это один из самых важных рефлексов, который может отсутствовать только при парезе лицевых нервов, тяжелом соматическом состоянии и глубокой умственной отсталости. Одни педиатры считают, что сосательный рефлекс угасает к году, другие – что он действует до 3-4 лет жизни, а значит потребность в сосании и грудном вскармливании сохраняется до дошкольного возраста. Американский антрополог Кэтрин А.

Деттвайлер и вовсе отметила, что естественные сроки сосания груди намного дольше — этот безусловный рефлекс новорожденного может сохраняться даже до 7 лет, если мама продолжает кормить.

Поисковый рефлекс

Поисковый или рефлекс Куссмауля – еще одно условие успешного грудного вскармливания.

Если вы погладите уголки губ младенца, он опустит губу, отклонит язычок и повернет голову в сторону раздражителя. Если надавить на середину верхней губы, то его ротик откроется и головка разогнется. Надавите на середину нижней губы – голова согнется и опустится нижняя челюсть.

У голодного малыша рефлекс особенно четкий и проявляется симметрично, он наиболее выражен в возрасте 3-5 месяцев.

Хоботковый рефлекс

Если легко похлопать по губкам малыша пальцем, он выпятит их вперед «хоботком».

Таким образом проявляется работа круговой мышцы рта – ключевого сосательного мускула. По мнению специалистов, этот безусловный рефлекс актуален в первые 2-3 месяца жизни, а затем угасает, но может встречаться и до трехлетнего возраста.

Ладонно-ротовой рефлекс

Это явление еще называют рефлексом Бабкина, а заключается оно в том, что если на ладони малыша надавить подушечками пальцев, то голова его движется вперед, по направлению к тому, кто проверяет рефлекс, а ротик открывается.

Как и поисковый, этот безусловный рефлекс новорожденного особенно выражен перед кормлением и сохраняется до двух месяцев. Его асимметрия или стертая картина наблюдаются только при поражении ЦНС или парезе рук.

Хватательный рефлекс

Вложите свои указательные пальцы в ладони малыша – он рефлекторно сожмет ручки в кулачки, да так крепко, что цепляясь может даже повиснуть.

Такая реакция наблюдается на первой неделе жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Ее еще называют рефлексом Янишевского и Робинсона.

Подошвенный рефлекс

Также известен как рефлекс Бабинского. Если погладить края стопы младенца снаружи, его пальчики раскрываются веером, а подошвы сгибаются с тыльной стороны.

У здорового ребенка эти движения энергичны и симметричны, рефлекс наблюдается до двух лет.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Если вы поддержите малыша в вертикальном положении, он выпрямит ножки и будет «стоять», а будучи при этом наклоненным вперед начнет переступать ножками. Многие малыши при этом перекрещивают стопы, что тоже вариант нормы. Рефлекторная ходьба может сохраняться по разным данным от 2 до 12 месяцев.

Рефлекс ползания

Если вы положите малыша на живот и прикоснетесь ладонями к подошвам его ног, то малыш оттолкнется от них, как от опоры, и поползет вперед.

Это действие активирует все зоны головного мозга и развивает координацию движений. Поэтому педиатры рекомендуют стимулировать безусловный рефлекс новорожденного ежедневно во время массажа или зарядки.

Рефлекс Галанта

На 5-6 день после рождения вы сможете наблюдать такую картину: если положить малыша на живот и провести пальцем сверху вниз вдоль его позвоночника, отступив от центра на 1 см влево, ребенок выгибает спинку вправо.

И наоборот, проводите пальцем справа – малыш поворачивается влево. Таким образом можно тренировать координацию движений, укрепить связь между полушариями головного мозга.

Но к 3-4 месяцам реакция обычно пропадает.

Защитный рефлекс

Многие мамы боятся выкладывать младенца на живот, но как минимум один раз для проверки защитного рефлекса это делать стоит, так вы убедитесь, в еще одном умении вашего малыша. Положите ребенка на живот – и он сразу повернет голову в сторону.

Таким образом он сможет дышать даже если будет находиться в положении «ничком». Рефлекс действует с первых часов жизни и пропадает примерно к 1,5 месяцам.

Рефлекс Переса

Эта реакция тела показывает работу спинного мозга, проявляется на первой неделе жизни и угасает к 3-4 месяцам.

Положите малыша на живот, проведите пальцем по спине в направлении от копчика к шее с небольшим надавливанием. Малыш поднимет голову и таз, прогнет спинку и согнет ножки в коленях.

Асимметричный рефлекс

Рефлекс также может выступать элементом ежедневной гимнастики, поскольку его стимуляция развивает вестибулярный аппарат.

Поверните голову малыша направо – и он разогнет ручку и ножку с правой стороны, а с левой – наоборот согнет. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев.

Симметричный рефлекс

Если аккуратно нагнуть головку малыша, чтобы она коснулась груди, то ручки согнутся, а ножки – разогнутся. Такая стимуляция подготавливает ребенка к сознательному ползанию, но рефлекс исчезает к 3-4 месяцам.

Лабиринтный установочный рефлекс

Также известен как рефлекс Ландау, реакция способствует переходу ребенка из горизонтального положения в вертикальное.

Если малыша подвесить свободно лицом вниз, он поднимает голову, его спинка и ноги разгибаются, он может даже выполнять плавательные движения.

Рефлексы новорожденного

Под действием этого же рефлекса ребенок поднимает и удерживает голову в положении на животе. Такие движения полезны для освоения навыков ползания и ходьбы.

Рефлекс Моро

Еще известен как «рефлекс объятий».

Услышав резкий звук, ребенок вначале раскидывает руки в стороны, разжимает пальчики и выпрямляет ножки, а затем возвращается в прежнее положении и даже немного обнимает себя. Этот двухфазный рефлекс наблюдается до пятимесячного возраста.

У недоношенных деток, малышей с легкой асфиксией, травмами, полученными во время родов или при болезнях проявление двигательных рефлексов может ослабевать. Поэтому оценка рефлекторных реакций может многое сказать о состоянии младенца.

Впрочем не стоит пугаться, особенно если вы делаете проверку самостоятельно. Возможно проявлению безусловных рефлексов мешает то, что малыш попросту сытый и сонный. В любом случае, о том, все ли в порядке, вам скажет медицинский специалист.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться.

Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет.

В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.

При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.

Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.

При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения.

Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных — прим.

biofile.ru). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.

Новорожденный уже умеет ходить! Шаговый рефлекс в действии

У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми.

От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов.

Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный - ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым - развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

10. Комплекс оживления как основное новообразование периода раннего младенчества, его значение для психического развития ребенка.

«Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

После четырех месяцев комплекс распадается. Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам – свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя. Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации.

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.

1. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемо-тический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция.

2. Отработка речевых артикуляций. Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, а в 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других. К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения.