Защитный природный рефлекс необходимый для. Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы. Оральные рефлексы новорожденного


Защитные рефлексы - сложные непроизвольные движения парализованных или паретичных частей тела, возникающие в ответ на раздражение кожи или глубоколежащих тканей; служат проявлением спинномозгового автоматизма при выключении центральных (пирамидных и экстрапирамидных) влияний в невропатологии.

Защитные рефлексы чаще всего обнаруживаются на нижних конечностях при поражениях спинного мозга в его грудном отделе. В огромном большинстве случаев они носят сгибательный, реже разгибательный характер.

Особенно демонстративны защитные рефлексы при болезненных процессах, вызывающих сдавление спинного мозга: при опухолях, исходящих из спинномозговых оболочек, при спондилитах. Рефлекс сгибательного типа выражается непроизвольным сгибанием ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, ведущим к «укорочению конечности». Разгибательный рефлекс, наоборот, ведет к удлинению конечности вследствие непроизвольного выпрямления ее во всех суставах.
Такой защитный рефлекс можно, разумеется, получить только на конечности, более или менее значительно согнутой. В защитном рефлексе могут участвовать и верхние конечности при высокой локализации спинального процесса, и мышцы туловища (особенно часто - мышцы живота), и мускулатура тазовых органов. Защитные рефлексы вызывают чаще всего, раздражая кожу штриховым движением иглы, уколом, щипком кожи конечности, прикосновением к ней чем-нибудь холодным.

В организме человека функционирует ряд систем обеспечения собственной безопасности. К ним относятся некоторые органы чувств: глаза, уши, нос; костно-мышечная система; кожа; система иммунной защиты; боль, а также защитно-приспособительные реакции, такие, как воспаление и лихорадка.
Защитно-приспособительные реакции направлены на сохранение постоянства внутренней среды организма и адаптацию его к условиям существования, они регулируются рефлекторным и гуморальным (гормоны, ферменты и т.д.) путем.

Например, глаза имеют веки - две кожно-мышечные складки, закрывающие глазное яблоко при смыкании. Веки несут функцию защиты глазного яблока, рефлекторно предохраняя орган зрения от чрезмерного светового потока, механического повреждения, способствуют увлажнению его поверхности и удалению со слезой инородных тел. Уши при чрезмерно громких звуках обеспечивают защитную реакцию: две самые маленькие мышцы нашего среднего уха резко сокращаются и три самые маленькие косточки (молоточек, наковальня и стремечко) перестают колебаться совсем, наступает блокировка, и система косточек не пропускает во внутреннее ухо чрезмерно сильных звуковых колебаний.

Чихание относится к группе защитных реакций и представляет форсированный выдох через нос (при кашле - форсированный выдох через рот - прим. сайт). Благодаря высокой скорости воздушная струя уносит из полости носа попавшие туда иногородние тела и раздражающие агенты.

Кашель является защитным рефлексом, возникающим в ответ на химические или механические раздражители рецепторов дыхательных путей и гортани. Он выступает сигналом, который подает мозг, об имеющихся проблемах в функционировании дыхательных органов или симптомом аллергический, инфекционных заболеваний, сердечной недостаточности и раке легких

Слезотечение возникает при попадании раздражающих веществ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей: носа, носоглотки, трахеи и бронхов. Слеза не только выделяется наружу, но и попадает через слезоносный канал в полость носа, смывая тем самым раздражающее вещество (поэтому "хлюпают" носом при плаче).

Боль возникает при нарушении нормального течения физиологических процессов в организме при раздражении рецепторов при повреждении органов и тканей вследствие воздействия вредных факторов. Боль является сигналом опасности для организма и одновременно боль - это защитное приспособление, вызывающее специальные защитные рефлексы и реакции. Субъективно человек воспринимает боль как тягостное, гнетущее ощущение. Объективно боль сопровождается некоторыми вегетативными реакциями (расширение зрачков, повышение кровяного давления, бледность кожных покровов лица и др.). При боли увеличивается выделение биологически активных веществ (например, в крови увеличивается концентрация адреналина). Болевая чувствительность присуща практически всем частям нашего тела. Характер болевых ощущений зависит от особенностей конкретного органа и силы разрушительного воздействия. Например, боль при повреждении кожи отличается от головной боли, при травме нервных стволов возникает жгучее болевое ощущение - каузалгия. Болевое ощущение как защитная реакция нередко указывает на локализацию патологического процесса.

Защитный рефлекс новорожденного

Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни.
У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.



Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.


Рефлексы новорожденного служат показателем того, что ребенок здоров и развивается нормально

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.


Если рефлексы не проходят к положенному сроку, возможно, необходима консультация невролога

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).


Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).


Врожденные рефлексы новорожденного называются безусловными рефлексами

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки , к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.


Чтобы развить рефлексы ребенка, нужно регулярно с ним заниматься

Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.


Врач проверяет наличие рефлексов у малыша сразу после его рождения

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся за­щитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы - это непроизвольные движения, выражаю­щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные).
Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при по­ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разги­бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы со­ставляют синдром центрального (спастического) паралича, раз­вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

11. Позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов­но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля­ются, что создаст оптимальные условия для развития произволь­ных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоро­вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали­чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз­раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Выс­шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя­щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:

ü лабиринтный тонический рефлекс;

ü асимметричный тонический шейный рефлекс;

ü симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Го­лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кис­ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лииу ч т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Дан­ный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су­жает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви­гательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познава­тельной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд­няет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.


В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются - про­является повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягива­ются вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз при­поднят (рис. 2). Такая поза тормозит развитие произвольных дви­жений, гак как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, за­держивает формирование основных двигательных функций. Оче­видно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче­ских компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в из­менении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противополож­ной стороне тела - в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении ко­нечностей и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координа­ции, зрительном восприятии и предметной деятельности. При по­вороте головы в сторону предмет рука на стороне поворота непро­извольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не пред­ставляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в уси­лении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается

Представляют собой непроизвольное отдергивание парализованной конечности в ответ на раздражение.

    защитный (укоротительный) рефлекс Бехтерева-Мари-Фуа вызывается повторным штриховым раздражением, щипком, прикосновением чем-нибудь холодным к коже подошвы, либо резким подошвенным сгибанием пальцев стопы. В ответ возникает «тройное укорочение» – сгибание парализованной ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставе;

    защитный укоротительный (удлинительный) рефлекс верхней конечности – в ответ на раздражение верхней половины тела верхняя конечность приводится к туловищу и сгибается в локтевом и лучезапястном суставах (укоротительный рефлекс) или же верхняя конечность разгибается в этих суставах (удлинительный рефлекс) .

Патологические синкинезии

Синкинезии (содружественные движения) – это непроизвольные движения, возникающие на фоне произвольных. Различные физиологические синкинезии можно отметить у здоровых людей. Например, при ходьбе возникают дополнительные движения рук типа «отмашки».

Патологические синкинезии – это непроизвольные движения в парализованной конечности, возникающие при выполнении произвольных движений в не парализованных мышечных группах. В основе формирования патологических синкинезий лежит наклонность к иррадиации возбуждения на ряд соседних сегментов своей и противоположной стороны, тормозимая в норме корой. При поражении пирамидных путей эта склонность к распространению возбуждения перестает тормозиться. Различают три вида патологических синкинезий: глобальные, имитационные, координаторные.

    Глобальные синкинезии – непроизвольные движения парализованных конечностей, возникающие при сильном напряжении мускулатуры здоровых конечностей. Например, больных просят сильно сжимать здоровую кисть в кулак, в ответ возникает непроизвольное «укоротительное» движение в парализованной конечности, которое произвольно пациент выполнить не может.

    Имитационные синкинезии состоят в том, что парализованная конечность непроизвольно «повторяет» движения здоровой, хотя это же движение произвольно выполнить не удается.

    Координаторные синкинезии – непроизвольные сокращения паретичных мышц при попытке произвольного сокращения других, функционально связанных с ними мышц. Сюда относится тибиальный феномен Штрюмпеля – больной в положении лежа на спине не может на стороне пареза произвести тыльное сгибание стопы, но когда он сгибает нижнюю конечность в коленном суставе, особенно при сопротивлении, одновременно непроизвольно совершается разгибание в голеностопном суставе.

Таблица № 2. Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей

ВИД ПАРАЛИЧА

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

Трофика мышц

Атрофия (гипотрофия)

Атрофии нет (возможна диффузная нерезко выраженная гипотрофия)

Тонус мышц

Атония (гипотония)

Спастическая гипертония (симптом «складного ножа»)

Глубокие рефлексы

Отсутствуют (или снижаются)

Повышены, расширена рефлексогенная зона (гиперрефлексия)

Клонусы

Отсутствуют

Могут вызываться

Патологические рефлексы

Отсутствуют

Вызываются

Защитные рефлексы

Отсутствуют

Могут вызываться

Патологические синкинезии

Отсутствуют

Могут возникать

Электровозбудимость нервов и мышц

Изменена (реакция дегенерации)

Не нарушена

Распространенность паралича

Обычно ограниченная (сегмен-тарная или невральная)

Диффузная (моно- или гемипарез)

Нервная система новорожденного продолжает развиваться после рождения, в этом возрасте можно увидеть ряд рефлексов: защитный, рефлекс ползания, ходьбы, Галанта, Переса, Моро, Рефлекс Бабинского, хоботковый, поисковый и сосательный рефлексы.

Наличие рефлексов у новорожденного является показателем нормальной деятельности мозга.

Рефлексы у новорожденных существуют потому, что нервная система еще не полностью созрела. Эти непроизвольные движения в основном помогают малышам выживать и развиваться. На основе этих врожденных рефлексов ребёнок впоследствии разрабатывает условные рефлексы.

По мнению специалистов, рефлексы Робинсона и Моро помогали нашим предкам в далеком прошлом в период новорожденности держаться за маму во время движения. Защитный рефлекс жизненно необходим для выживания ребёнка. Поисковый, сосательный и хоботковый рефлексы помогают малышу обнаружить источник пищи.

Двигательные рефлексы новорожденного

Рефлекс ходьбы

Если поставить малютку ногами на твердую поверхность, поддерживая его под мышками, малыш интуитивно сделает несколько шагов.

Рефлекс опоры

Если держать малыша вертикально на весу, поддерживая под мышками, он согнет ножки, если же его поставить на твердую поверхность, малыш выпрямится и упрется ножками в опору.

Оба рефлекса наблюдаются до 1,5 месяцев.

Рефлекс хватательный

Новорожденный пока не может поймать или захватить предмет осознанно, но хватательный рефлекс позволяет схватить и зажать все, что коснется его руки, будь то рука или прядь волос мамы или же маленькая игрушка.

Рефлекс наблюдается до трех - четырех месяцев

Защитный рефлекс

Если малыша положить на животик, то благодаря защитному рефлексу он повернет свою голову в сторону, чтобы избежать задыхания.

Рефлекс ползания (Бауэра)

При выкладывании новорожденного на животик, малыш начнет выполнять спонтанные ползающие движения. Если в это время к стопам приставить ладошку, то малыш рефлекторно оттолкнется своими ножками от нее, он как будто проползет несколько сантиметров. Наблюдается рефлекс с третьего дня жизни и продолжается до четырех месяцев.

Рефлекс Галанта

Если провести пальцем по голой спинке по позвоночнику в направлении сверху вниз (к копчику) новорожденный выгибает спину. Этот рефлекс вызывается с пятого дня жизни, сохраняется до третьего - четвертого месяца жизни.

Рефлекс Бабинского

При раздражении кожи внешней стороны стопы можно увидеть разгибание пальцев ног. У новорожденных детей этот рефлекс считается нормой, в случае, если данный рефлекс длительное время не угасает существует риск поражения ЦНС.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, немного надавливая, по позвоночнику от копчика снизу вверх к шее, ребёнок начинает приподнимать голову, кричать, выгибать туловище, сгибать руки и ноги. Рефлекс вызывает у ребёнка эмоционально отрицательную реакцию. Рефлекс можем наблюдать до третьего - четвертого месяца жизни.

Рефлекс Моро

Данный рефлекс можем увидеть у младенцев, которые резко испугались. Новорожденный разводит руки по сторонам и открывает ладошки, затем ручки возвращаются в первоначальное положение.

Плавательный рефлекс

Если вы опустите ребёнка в воду, то он, задержав дыхание, начинает барахтаться руками и ногами, чтобы не утонуть. Этот рефлекс угасает в возрасте 4-6 месяцев и помогает ребёнку остаться в живых, если он попадёт в воду.

Проверять этот рефлекс дома опасно для ребёнка, в связи с возможностью заглатывания большого количества воды.

Оральные рефлексы новорожденного

Поисковый рефлекс

Если прикоснуться пальцем к уголку рта или щечке малютки, ребёнок открывает рот и поворачивает свою голову по направлению к раздражителю. Рефлекс сохраняется до трех месяцев.

Сосательный рефлекс

Если предложить новорожденному грудь (соску), малыш сразу начнет совершать сосательные ритмичные движения.

Хоботковый рефлекс

Быстрое прикосновение к губкам малыша вызывает выпячивание губ вперед, они становятся похожи на хоботок.

Рефлекс Бабкина

Если надавить большим пальцем на ладошку новорожденного, можно заметить, как он сгибает голову и открывает рот.

Последние дварефлекса угасают к 3 месяцам.