Как играть с щенком спаниеля 2 месяца. Приемом очень важным для охоты. Уход за собакой

Выращивание и воспитание щенка русского спаниеля дело очень ответственное, но благодарное. Если вы хотите вырастить своего любимца послушным, чистоплотным, жизнерадостным, не жалейте на это ни времени, ни сил. Начинать воспитание щенка следует как можно раньше, так как в раннем возрасте собака лучше воспринимает команды и быстрее учится.

Каждый щенок обладает не только определенными чертами характера, свойственными породе русский спаниель, но и индивидуальными особенностями, что следует учитывать, приступая к обучению и дрессировке.

Щенок спаниеля в период своего взросления проходит несколько этапов развития, которые у собак разных пород наступают в разное время. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.

Этап социализации щенка русского спаниеля - это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на возрастной период от 8 до 12 нед, как раз в то время, когда он появляется в вашем доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой обстановки в хозяйском доме. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и другие звуки.

Ваш питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: это мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в вашем доме (кошки, хомячки). Обычно к другим живым существам щенки относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а громкий лай малыша всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет. Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время вам уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания - команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!».

В возрасте 8-12 нед щенок русского спаниеля обладает повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой. В этот период ему просто необходимо ваше внимательное, чуткое и бережное отношение. Надо помнить, что стрессовые ситуации у щенка могут возникнуть нетолько в результате переутомления, но и, например, при проведении лечебно-профилактических манипуляций: вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, захватите с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание вашего питомца от пугающих его процедур.

При воспитании собаки русского спаниеля нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь, как и чрезмерная строгость в общении со своим питомцем, не поможет вам вырастить хорошую собаку. Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину.

Понятие о воспитании

Под воспитанием щенка спаниеля понимается последовательная и систематическая выработка у него необходимых навыков, облегчающих содержание и уход за ним, а также его дальнейшую дрессировку. В процессе воспитания щенок приучается: к хозяину, к кличке, к месту, к сохранению чистоты в помещении, к ошейнику и свободному движению на поводке, к подходу по сигналу, не трогать корма без команды, а также к наморднику.

Приучение к хозяину

Приучать щенка к хозяину надо начинать с момента его отъема от матери или с момента его приобретения и производить во время кормления, выгуливания и игры с ним. Все приучение заключается в том, что хозяин щенка лично сам кормит, выгуливает и играет с ним во время прогулок (поручает это делать другим лицам только в исключительных случаях). Спустя несколько дней щенок привыкает к тому человеку, который за ним ухаживает, а в дальнейшем, как говорят, привязывается к нему.
Когда приучают щенка к себе, а также при дальнейшем его воспитании, не следует кричать на него или бить его. Иначе щенок вырастет робким, забитым, малопригодным для дрессировки и охоты.

Приучение к кличке

Приучить щенка русского спаниеля к его кличке - значит, выработать у него навык обращать внимание на своего хозяина после произношения им его клички.
Для клички щенка выбирается короткое, звучное, с четким окончанием слово из названий гор, рек, стран света, птиц, зверей и различных названий предметов. Кличка присваивается щенку с момента отъема его от матери или приобретения.
Нельзя изменять, искажать и сокращать присвоенную щенку кличку.

Приучать щенка к кличке надо одновременно с приучением его к хозяину. Для этого щенка называют по кличке, и вслед за этим дают ему кусочек «лакомства». После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается условный пищевой рефлекс. При произношении клички щенок будет отвечать поворотом головы в сторону лица, произносящего кличку, ожидая получения «лакомства». В результате произнесенная кличка превращается для щенка в сигнал «внимание».

Приучение к месту

Для того чтобы щенок не лез в комнатах к столу, не ложился спать там, где он захочет, ему отводится определенное место, на котором ставится лежанка. При приучении щенка к месту поступают следующим порядком. Как только щенок начинает мешать или устраиваться спать в неположенном для него месте, необходимо произнести его кличку, подать команду «место», ладонью руки слегка ударить щенка по крупу, а потом отнести его на место, там уложить и повторить команду «место», после чего от него отойти. После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается навык по команде «место» самостоятельно бежать на свое место, не ожидая физического воздействия.

Приучение сохранять чистоту в помещении

Сохранять чистоту в помещении можно начинать приучать щенка с 2-месячного возраста.
Способ приучения сохранять чистоту зависит от места расположения квартиры владельца щенка.
Если квартира находится на первом этаже, то после каждого кормления щенок должен выводиться на улицу и выгуливаться всегда в строго определенном месте. Через несколько дней у щенка вырабатывается привычка отправлять свои потребности на месте выгуливания. В это время, наблюдая за поведением щенка после кормления, можно заметить, что он сначала начинает сам бежать к двери и бегать около нее, царапать ее лапами, скулить или лаять. Для того, чтобы закрепить у щенка этот вырабатываемый навык, следует каждый раз, когда щенок вертится у двери, немедленно ее открывать и провожать его к месту выгуливания. Несмотря на то, что у щенка уже выработался нужный навык проситься и выгуливаться в определенном месте, первое время еще можно будет наблюдать небольшие лужицы, оставляемые им в помещении, особенно в период между вечерним и утренним выгуливаниями. Такое нежелательное явление исчезает постепенно, по мере роста щенка. К четырем месяцам щенок окончательно привыкнет соблюдать в помещении чистоту.

Если квартира расположена на втором этаже и выше, необходимо где-либо в уголке, недалеко от лежанки щенка, поставить ящик размером 60х60х5 см, заполненный наполовину песком. В этом ящике и приучают щенка временно отправлять свои потребности. Для этого каждый раз после кормления надо наблюдать за поведением щенка. Заметив, что он начинает кружиться, искать себе место, необходимо немедленно, осторожно взять щенка и отнести его в ящик, из которого не выпускать, пока он не удовлетворит свою потребность.

При внимательном наблюдении за щенком и аккуратном выполнении всех указаний он через несколько дней будет сам бегать к ящику. После четырехмесячного возраста ящик с песком убирается, и щенка начинают приучать к выгуливанию на улице.

Приучение к ошейнику и свободному движению на поводке

Для того, чтобы выгуливать щенка и водить его на прогулку, необходимо приучить его к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучать к этому можно начиная с трехмесячного возраста щенка во время выгуливания и прогулок с ним.

Чтобы приучить щенка к ошейнику и свободному движению на поводке, произносят его кличку, привлекая его внимание, затем подают команду «гулять», надевают на него ошейник с пристегнутым к нему поводком, открывают дверь и выпускают щенка впереди себя, держа конец поводка в левой руке.

Если щенок будет сопротивляться движению на поводке, надо привлечь его внимание кусочком «лакомства», при этом одновременно легким движением потягивать за поводок. Когда щенок прекращает сопротивляться, его поощряют «лакомством» или оглаживанием, не приостанавливая при этом движения.

После выгуливания или прогулки щенка поощряют «лакомством», отстегивают поводок, а ошейник оставляют на шее. После нескольких таких прогулок попытки щенка сопротивляться движению на поводке бесследно проходят, щенок начинает свободно двигаться на поводке, иногда играя с ним, таская в зубах ближайший к ошейнику конец. Движение со щенком на поводке следует делать шагом, не допуская рывков за поводок. Не надо требовать от щенка обязательно идти около левой ноги ведущего.

Приучение к подходу по сигналу

Успех охоты со спаниелем во многом зависит от его послушания охотнику. Одним из важнейших элементов послушания собаки является ее быстрый и безотказный подход по первому сигналу.
Приучать щенка к подходу можно начинать с трехмесячного возраста сразу же после приучения его к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучение щенка к подходу производится на удлиненном поводке в комнате, а также во время выгуливания и прогулок. Сначала щенка приучают подходить по команде. Для этого улавливают момент, когда щенок находится в 5-10 шагах, подают команду «ко мне» и показывают кусочек «лакомства», который и отдают ему после подхода. Если щенок перед командой «ко мне» был чем-либо отвлечен, его называют по кличке.

Путем повторений в различной обстановке у щенка легко и быстро вырабатывается навык по команде «ко мне» бежать к ведущему за кусочком «лакомства». Чтобы выработанный навык был у щенка прочным, необходимо за каждый подход по команде поощрять его «лакомством». Если щенок отказывается идти к ведущему по команде, при этом чем-то отвлекается, следует повторить команду «ко мне», после чего легким потягиванием за удлиненный поводок приблизить его к себе и обязательно поощрить «лакомством» или оглаживанием. При выполнении этих действий выработанный у щенка навык быстро закрепляется и команда «ко мне» выполняется им безотказно. Когда щенок приучится подходить по команде, начинают приучать его подходить по жесту, а затем по свистку. Для подачи жеста правую руку поднимают от бедра в сторону на уровень плеча и, не задерживая, опускают ее.

Чтобы приучить щенка к подходу по жесту, следует уловить момент, когда щенок будет смотреть на ведущего, и тогда подать сначала жест, а затем команду «ко мне». После подхода щенок поощряется «лакомством». Путем повторений этих действий у щенка вырабатывается навык подходить к ведущему по одному жесту, без команды «ко мне».

Сигналом для подзыва на свисток служат три частых коротких звука. Чтобы приучить щенка к подходу на свисток, поступают так же, как и во время приучения его подходу по жесту, т.е. сначала подают сигнал свистком, затем команду «ко мне», а после подхода поощряют.
После нескольких повторений у щенка вырабатывается навык подходить по свистку, не сопровождаемому командой «ко мне».

Приучение не трогать корм без команды

Четко отработанная команда «нельзя» у спаниеля дает возможность охотнику в любой момент остановить собаку или прекратить ее нежелательное действие. К нежелательным действиям спаниеля следует отнести: попытки гонять домашних животных и птицу; подбирать и есть несъедобные предметы; бросаться и лаять на посторонних людей во время прогулок и переездов; попытки отправлять свои естественные потребности в неположенном месте, а также брать пищу со стола или корм без разрешения. Приучить щенка не трогать корм без команды - это вспомогательный прием для первоначальной выработки у собаки прекращать действия по команде «нельзя». Отработку настоящего приема можно начать после приучения щенка к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучать щенка не трогать корм без команды надо во время кормления. Для этого щенка берут на поводок, подводят к корму или кусочку «лакомства». При его попытке взять пищу подают команду «нельзя» и, сдерживая поводком, не допускают к пище. Добившись от щенка прекращения попыток взять пищу, поводок ослабляют, после небольшой паузы подают команду «возьми» и одновременно делают шаг вперед, по направлению к пище, побуждая этим щенка подойти и взять ее. Когда щенок подошел к пище и ест ее, его поощряют восклицаниями «хорошо» «хорошо» и одновременно оглаживают.
При повторении этих действий у щенка постепенно вырабатываются прочные навыки: по команде «нельзя» - не трогать пищу, а по команде «возьми» - брать ее.

Выработав у щенка такие навыки, последующие занятия проводят с опущенным на землю поводком, чтобы иметь возможность в нужный момент наступить на поводок и этим задержать подход щенка к пище до команды «возьми». В дальнейшем, при четком выполнении щенком команд «нельзя» и «возьми», поводок снимают, и щенок выполняет команды без поводка. В последующем команду «нельзя» закрепляют. Для этого при попытках собаки совершить какое-либо нежелательное действие подают команду «нельзя». Если собака не выполняет эту команду, надо подать повторную с угрожающей интонацией, одновременно сопровождая команду легким рывком поводка или легким ударом прутика, в зависимости от обстановки.

Приучение к наморднику

Независимо от собаки и ее отношения к окружающим людям, железнодорожные правила и правила содержания собак в городах и населенных пунктах требуют обязательного наличия на собаке намордника во время следования с нею по железной дороге или при прогулках без поводка. Это обязывает каждого охотника приучить свою собаку к безразличному отношению к надетому на нее наморднику. Приучать щенка к наморднику можно начинать с шестимесячного возраста, сразу же после приучения его не трогать корм без команды. Для спаниеля наиболее удобным и пригодным намордником является петельный намордник, который, будучи надетым на собаку, почти не беспокоит ее. Поэтому приучить собаку к такому наморднику не представляет затруднений. Приучают щенка к наморднику во время выгуливания и прогулок с ним. Для этого каждый раз перед выходом на прогулку подают команду «гулять», затем берут щенка на поводок, надевают ему намордник и выводят на улицу. Для того, чтобы намордник не мешал щенку, следует петельку, в которую просовывается морда собаки, расширить, а налобный ремень опустить, удлинить. Попытки щенка сбросить намордник прекращаются командой «нельзя», сопровождаемой легким рывком поводка. После нескольких таких прогулок процесс надевания намордника на щенка превращается в сигнал начала прогулки, в результате чего попытки сопротивляться надеванию и ношению намордника прекращаются. После этого намордник на щенке затягивается нормально, без излишних ослаблений.

Спаниели впервые появились в Испании, отсюда название. Как и британские бигли, порода выводилась для охоты. Затем собак завезли в Англию. У всех спаниелей висячие уши и густая короткая шерсть. Окрас может быть любым, классические цвета - рыжий, черный, шоколадный.

Разновидность породы

Все представители этой породы сообразительны, преданны, общительны, дружелюбны. Они легко поддаются дрессировке. Существует много подвидов спаниеля. Но наиболее распространены английский, американский и русский кокер-спаниели.

Английский

Первые англичане отличались более крупным размером. Их скрещивали с японскими спаниелями, привезенными в подарок английской королеве. Гибридом получился английский кокер-спаниель. Это подвижная и выносливая охотничья собака с развитым обонянием.

От американского и русского спаниелей отличается пропорциями тела, размером и формой головы. Он имеет плотное мускулистое телосложение, короткий корпус, сильные крепкие лапы, голова спереди выгнута и немного приплюснута. Глаза умные, добрые. Высота в холке - 34–41 см, вес - 12–16 кг.

Английский кокер обладает длинной, шелковистой и густой шерстью разнообразного окраса. Она требует постоянного ухода. У породистого спаниеля не бывает завитков, кудрей, вьющихся волн. Доброжелательно относится к людям и другим собакам, любит играть с детьми.

Американский

Английский кокер-спаниель - предок американского, они похожи внешне. Американец по размерам и весу уступает англичанину и русскому. Высота в холке - 35–39 см, вес - 12–14 кг. У американских кокеров большие выразительные глаза, более короткая мордочка и четкий переход ото лба к морде, шерсть длиннее, гуще и пышнее, уши, живот, грудь украшены локонами шерсти.

Окрас цветной, черный, черно-подпалый, любой другой сплошной с подпалом или без. У американского кокера развитые охотничьи качества, но сейчас это декоративная собака.

Русский

Русский кокер-спаниель - помесь спаниелей разных видов. Советские заводчики хотели получить наиболее подходящую для охоты собаку. Тело русского спаниеля немного длиннее, чем американского и английского, ноги тоже длинные, что облегчает галоп в труднопроходимых местах.

Высота в холке - 36–44 см, вес - 13–18 кг. Голова легкая, немного выпуклая по бокам, профиль практически прямоугольный, а верхняя губа немного закругленная. Шерсть средней длины и густоты. Стричь ее запрещено. Кроме того, русский кокер - хороший сторож.


Цена щенков

За породистой собакой, которая будет охотиться или участвовать в выставках, обратитесь в питомник. Цена зависит от родословной, редкий окрас также увеличивает цену. Щенок английского кокер-спаниеля от обычных родителей стоит в пределах 7 000-10 000 рублей, от титулованных - 10 000–35 000 рублей.

Щенок спаниеля с рук, на рынке или в зоомагазине стоит 2000-5000 рублей. Но здесь вам могут продать метиса или больную собаку, полученную в результате родственного скрещивания. Американцы стоят немного меньше, цена щенка титулованных родителей - до 30 000 рублей. Примерно такая же цена русских кокеров.

Как правильно выбрать

Забирать щенка лучше в 2 месяца, когда окрепнут его психика и иммунитет. Собаковод даст вам документ с его именем, информацию о родословной, прививках, дегельминтизации.

При посещении заводчика обратите внимание, как содержатся сука и щенки. Понаблюдайте за всеми щенками одного помета. Никто из них не должен быть вялым или выглядеть больным. Щенячье место должно быть сухим и чистым. Мама выглядит бодрой, упитанной и здоровой.

Посмотрите, как кушают щенки. Нехороший признак - если едят плохо, вяло подходят к миске или отворачиваются. Щенки должны быть здоровыми, в меру упитанными, чистыми, подвижными.


В 2 месяца они крепко стоят на лапах, много играют, бегают, прыгают. Они бодры и любопытны. У здоровых щенков шерсть гладкая, блестящая, нос влажный, уши и глаза чистые, без выделений. У них не должно быть физических дефектов - пупочных или паховых грыж, видимых последствий перенесенных родовых или послеродовых травм, симптомов рахита.

Прикус должен быть ножницеобразным, как у взрослой собаки. Количество резцов в обеих челюстях должно быть 12, по 6 в каждой челюсти. Большее или меньшее их количество говорит о племенном браке.

При выборе щенка обратите внимание на пропорциональность сложения и движения, нет ли видимых недостатков в постановке лап.

Щенки кокер-спаниелей - будущие охотники. Для них характерна игра в охотника и добычу. «Охотник» подкрадывается и нападает на «добычу». Потом роли меняются, «добыча» становится «охотником». В этой игре у щенков проявляются инстинкты. Что касается пола, это личный выбор хозяина. Заводчики спаниелей отмечают, что эти собаки покладисты и спокойны.

Суки более послушны и уравновешены, быстрее привыкают к хозяину, но во время стычек между собаками суки ведут себя агрессивнее. Воспитать кобеля сложнее.


Уход

Ежедневный уход нужен густой шерсти питомца. Каждый день вычесывайте спаниеля. Особое внимание уделяйте ушам, животу, пышной «юбке» и «штанишкам» на задних лапах. Вам понадобятся расческа с длинными зубьями, ножницы для выстригания колтунов и небольшая массажная щетка. Раз в неделю мойте собаку шампунем для длинной шерсти. Мыло и обычные шампуни для волос не подойдут. После мытья просушите шерсть феном.

Кокер-спаниели нуждаются в тримминге и стрижке, ее сделают в груминг-салоне.

Спаниелю нужны длительные прогулки и активные игры на воздухе, при этом не забывайте защищать питомца от блох и клещей. Берите его с собой на пробежки, вывозите загород, давайте поплавать - спаниели очень любят воду.

Каждый день осматривайте глаза и уши питомца. Если вы заметили выделения из ушей, а пес трясет головой и чешет их, покажите его ветеринару. При скоплении серы очистите их влажным ватным тампоном.

Когти спаниеля могут врастать, раз в неделю стригите их собачьими кусачками. Два раза в год проводите дегельминтизацию животного.

Новорожденные щенки

Уход за новорожденным щенком спаниеля нетруден. Сука будет кормить, вылизывать и защищать детенышей. В первые часы жизни они самостоятельно находят сосок мамы. Если у вас дома оказались щенки без матери, подберите им заменитель молока. Он продается в зоомагазинах в виде порошка.

Пока будете искать, давайте щенкам сгущенное молоко, возьмите четыре части молока и одну часть кипяченой воды. Не давайте коровье, козье молоко, детское питание. Это не подходит щенкам.

В первые дни малыши спят и сосут, стремительно набирают вес. Если они не пищат, значит, сыты. На первой неделе жизни у них нет правильной системы терморегуляции.На холоде они не будут дрожать. Нормальная температура тела для новорождённого спаниеля – 34,5–36 °C. Следите за температурой в лежанке, если они растут отдельно от матери. Если в лежанке холодней +30 °С, есть вероятность, что щенки замёрзнут.

Можете подкладывать электрическую грелку в лежанку. Устанавливайте ее не на всю площадь лежанки. Примерно на восьмой день подрежьте ногти щенку, чтобы он не царапал сосок матери. Стригите когти раз в неделю, срезайте только острые края.


Щенки открывают глаза с 11-15-го дня жизни. Слух появляется чуть позднее, на 18 день. На третьей неделе жизни малыши ходят и осваивают территорию в лежанке и за ее пределами. Они становятся миловидными, игривыми и активными. Начинают выбираться из своего уголка, ходить в туалет. На четвертой неделе жизни начинают прорезаться первые зубы, сначала клыки. С этого времени можно вводить прикорм.

Перед тем как привезти спаниеля, подготовьте нужные вещи.

Одежда

Берегите питомца от грязи во время прогулок. Спаниелю пригодится трикотажная шапка на резинке, предохраняющая длинные уши от грязи и воды. Для межсезонья собаке нужен водонепроницаемый комбинезон. На лето подберите легкую одежду - она убережет густую шерсть от листьев, сухих веток и мелкого мусора. Зимняя одежда не нужна - густая шерсть хорошо защитит от холода.

Ошейник

Он нужен щенку и взрослой собаке. Покупайте кожаный, шириной примерно 2 сантиметра. Закрепите на него табличку с вашим адресом и кличкой животного. Следите, чтобы между ошейником и шеей собаки помещался ваш палец. Так вы убедитесь, что животное свободно дышит.

Поводок

Купите поводок из прочной кожи. Длина от 1 до 2 метров, ширина примерно 0,6-2,5 сантиметров. На одном конце петля, за которую вы будете удобно его держать. На другом конце карабин-застежка.

Не ходите на прогулку без поводка, чтобы избежать неприятных происшествий.

Намордник

Все намордники изготовлены из мягкой кожи. Надевайте его, когда выходите на улицу. Собака может пытаться снять его в первое время. Со временем питомец привыкнет.

Игрушки

Спаниели игривы и активны, купите для питомца игрушки, в зоомагазинах большой выбор игрушек из пластмассы или прочной резины. Не покупайте маленькие игрушки, чтобы он не смог их проглотить.

Миска для воды и еды

Миска с водой должна стоять в одном месте, быть доступной для собаки. Миска с едой - только во время кормления.


Подготовьтесь к приезду нового члена семьи. Уберите с пола провода от техники, бытовую химию, мелкие и острые предметы, все вещи, которые собака может испортить или проглотить.

Режим питания

Соблюдайте режим кормления. Помните, что собака должна есть в определенное время, не давайте кусков между кормлениями. Спаниелей нельзя раскармливать, они склонны к полноте.

При отказе от предложенного корма не заменяйте его другим, уберите и предложите в следующий раз. Если хоть раз вы замените еду, то щенок быстро усвоит, что можно выпросить что-то более вкусное. Ни в коем случае не заставляйте доедать то, что дали.

В первые месяцы щенок активно растет и прибавляет в весе.

возраст примерный вес
1 мес 1,5 кг
2 мес 3,0-3,5 кг
3 мес 5,0-6,0 кг
4 мес 6,5-8,0 кг
5 мес 8,0-10,0 кг
6 мес 9,0-11,0 кг
7 мес 10,00-12,00 кг
7-10 мес 12-14 кг
Если вес щенка сильно отличается, проконсультируйтесь с ветеринаром.

Режим кормления:

  • до 2 месяцев щенка кормят 6 раз в день через 3,5 часа;
  • с 2 до 4 месяцев кормят 5 раз в день, через каждые 4 часа;
  • с 4 до 6 месяцев - 4 раза;
  • с 6 до 10 месяцев - 3 раза;
  • с 10 месяцев - 2-3 раза в день.

Натуральная пища

Естественная еда должна быть сбалансированной. Каждый день выбирайте питательную пищу, содержащую нужные вещества для роста и развития.

Мясо

Давайте щенку до года по 50 г в сутки на каждый килограмм веса. Взрослой собаке давайте по 200-250 г мяса в сутки. Включите в меню отварные печень, почки, сердце, вымя. К мясу добавляйте мелко нарезанные овощи.


Молочные продукты

Щенку до года давайте кальцинированный творог. Его можно приготовить самостоятельно. Для этого в пол-литра закипающего молока добавить 2 столовые ложки 10-процентного хлористого кальция. Свернувшийся творог откинуть. Оставшуюся сыворотку дайте попить щенку или заварите овсяные хлопья. Можно давать хороший твёрдый натертый сыр, добавляйте его в кашу и овощные смеси. Молоко полезно щенкам, но может вызвать слабительный эффект. Давайте щенкам кефир и простоквашу.

Яйца

Питательны и полезны собаке. С 4-месячного возраста давайте сырые желтки в смеси с молочными продуктами или кашей. Сырой белок не усваивается. Яйца давайте сваренными «всмятку» или в виде омлета. При мясном меню достаточно одного-двух яиц в неделю.

Крупы и хлеб

Они разнообразят рацион щенка. На первом месте по питательности - геркулес. Замочите его в кефире, молочной сыворотке, бульоне, молоке. Кашу запаривайте, а взрослой собаке вообще давайте почти сырые хлопья. Варите на молоке каши из риса, гречки, добавляйте морковь, тыкву и другие овощи, кроме картофеля.

Взрослой собаке и щенку-подростку предложите погрызть ржаные сухарики, корочки со свежих буханок из муки грубого помола.

Овощи

Морковь, тыкву, болгарский перец, кабачки давайте мелко нарезанными или тертыми. Свекла - только в варёном виде. Сырую рубленую зелень добавляйте в основное блюдо в качестве витаминной добавки. Щенку полезны сырые ягоды и фрукты, сухофрукты. Вареная тыква с кашей хороша как противоглистное средство.

В качестве поощрения давайте щенку сухофрукты и сыр. В период смены зубов от 3 до 7 месяцев давайте щенку 2-3 таблетки глюконата или лактата кальция в день. Можете размолоть их в кофемолке и добавлять в корм.


Чем нельзя кормить:

  • слишком горячей и холодной пищей;
  • острой, соленой, жирной, сладкой, копченой пищей;
  • речной и сырой рыбой;
  • не давать кости;
  • макаронами;
  • бобовыми продуктами и картофелем;
  • белым хлебом;
  • сосисками и колбасой;
  • конфетами и шоколадом;
  • свининой и жирной бараниной;
  • сырым куриным мясом;
  • едой со стола.

Примерное меню для щенка 2–3 месяцев:

6.00 – творог+теплое молоко;
10.00 - рисовая каша с отварным мясом и тертой морковью;
13.00 - мелко нарезанное сырое мясо или отварная рыба с толчеными вареными овощами;
17.00 -творог+теплое молоко;
20.00 - геркулес на сыворотке с мясом и овощами;
23.00 - вареное мясо и молочная каша.

Сухой корм

В сухом корме есть все полезные вещества, необходимые собаке. Щенка начинайте кормить консервами. Подсыпайте в консервы сухой корм, так вы постепенно перейдете на него полностью. По такому же принципу переходите на сухой корм с натурального. Рассмотрите корма премиум и суперпремиум класса.

Главное, чтобы еда нравилась собаке, не вызывала у неё аллергии и пищевых расстройств. Продаются корма для беременных и кормящих сук, для стареющих собак, диетические и лечебные корма.

Вакцинация

В первый год жизни собаки нужно сделать 4 прививки. Перед каждой вакцинацией проводится дегельминтизация собаки. График такой:

  • в 1,5 месяца ставится прививка против энтерита (гепатита);
  • через 10-14 дней - повторная;
  • в 2,5 месяца ставится прививка против чумы;
  • в 7 месяцев - повторная;
  • после 8 месяцев - прививка от бешенства.

Собак прививают каждый год в течение всей жизни. Не делайте вакцинацию, если она выглядит больной, если у нее течка или беременность. Поставьте отметку в ветпаспорт с датой вакцинации и печатью ветстанции. Официальная печать нужна, если вы соберетесь куда-нибудь ехать на поезде или самолете. После прививки собаку 10 дней не нужно мыть, следить, чтобы она не промокла, не переохлаждать.


Ветеринария

У спаниелей есть склонность к определенным проблемам со здоровьем. Не забывайте внимательно осматривать питомца, при необходимости покажите его ветеринару.

Уши

Длинные уши защищают слуховой проход собаки от посторонних предметов. Но из-за недостаточного проветривания создается повышенная влажность, это влияет на развитие воспалительных заболеваний. Если вы заметили выделения и неприятный запах из ушей, собака чешет уши, трясет головой, скорее обратитесь к ветеринару. Каждый день осматривайте уши питомца, очищайте от избытка серы. Не допускайте попадания воды. При купании защищайте ушные проходы кусочками ваты в растительном масле.

Глаза

Спаниели подвержены воспалениям глаз. Протирайте глаза ватным диском, при появлении признаков воспаления - гнойных выделений, слезотечения, собака боится света – обратитесь к ветеринару. До этого протрите глаза отваром ромашки.

Аллергия

Если питомец чешется, на коже появляется раздражение, это может быть признаками аллергии. Поочередно меняйте питомцу продукты из рациона или замените сухой корм. Понаблюдайте, какие места расчесывает собака, возможно, это блошиные укусы.

Дрессировка и воспитание

Кокер-спаниели нуждаются во внимании. Они быстро приспосабливаются к новому дому, образу жизни, привычкам хозяина. Воспитание щенка начинайте сразу же, пока не сформирована его психика. Приучайте к уважению и правильному отношению к хозяину. Собаки этой породы умны, но не рассчитывайте, что пес усвоит порядок инстинктивно.

Кокер-спаниель ласков с членами семьи и с незнакомыми людьми. Отучите его не отвлекаться на каждого прохожего, не обнюхивать и не прыгать на посторонних. Это может доставить дискомфорт незнакомым людям и быть опасным для самого животного.

В содержании кокер-спаниеля примените ласку и настойчивость. Они чувствительны к наказаниям, не наказывайте их словами или физически. Если вы заметите, что собака пытается сходить в туалет дома, постарайтесь прервать ее и как можно быстрее вывести на улицу в положенное место. Если замечаете, что пес пытается гадить постоянно, проконсультируйтесь с ветеринаром, возможно, причина в здоровье питомца.

В дрессировке кокер-спаниеля помогут такие рекомендации:

  1. Своевременность. Можно начинать дрессировать с возраста 5-6 месяцев. Полугодовалого щенка легче обучить командам, чем взрослую собаку с устоявшимся характером.
  2. Регулярность. Закрепляйте каждую команду, животное склонно отвлекаться и забывать. Проводите дрессировку ежедневно.
  3. Достаточная нагрузка. Кокер-спаниель, прежде всего, охотник и ищейка. Физическая нагрузка для него обязательна. Во время дрессуры обучите спаниеля нужным и активным командам (пробежка рысью, «апорт» и т. д.).
  4. Терпимость. За выполнение команды хвалите и поощряйте щенка. Не наказывайте за неудачи, не повышайте голос и не игнорируйте питомца.
  5. Игровой подход. Постарайтесь превратить дрессуру в занимательную игру, результат не заставит себя ждать.
  6. Личный контакт. Не поручайте дрессировку другим членам семьи, друзьям и т. д. Чтобы наладить контакт с питомцем, обучайте его самостоятельно.

Популярное

«Подружейные собаки - ретриверы, спаниели, легавые, по мнению многих кинологов мира, занимают наивысшую ступень интеллектуального развития в собачьем мире.» (О. Малов «Подружейные собаки. Ретриверы, спаниели, легавые». Москва. «Вега», 2002 г.). Это подтверждается тем, что Русский спаниель ранее других пород принимается за «работу»! С Русским спаниелем начинают охотиться с 6-8 месяцев! В связи с тем, что пока не утвержден международный стандарт ФЦИ Русского спаниеля, он не может принимать участие в различных Шоу выставках. Поэтому на данный момент содержание, воспитание, дрессировка, натаска подчинены одной цели: подготовить хорошего помощника на ОХОТЕ! Это главное назначение и оправдывает присутствие Русского спаниеля в Вашем доме. Я не говорю об общих радостях, удовольствии и других положительных моментах, которые доставляет членам семьи жизнерадостный, ласковый, «ум-ненький» Русский спаниель.

Исключительные охотничьи задатки спаниелей хорошо известны. Но это не означает, что все приходит «само собой»! Необходима правильная, кропотливая, терпеливая, а главное, ПОСТОЯННАЯ работа по воспитанию, дрессировке, тренировке щенка (да и взрослой собаки) с первых дней появления их в доме. Вспомните известную притчу: «У муд-реца родители спросили, когда начинать воспитывать сына, чтобы из него получился настоящий человек, ему уж год. Ответ: вы опоздали ровно на год!». Хорошие и дурные привычки запоминаются в раннем возрасте «лучше всего» и многие остаются на всю жизнь.

Воспитывать нужно начинать со 2-3-его дня, как только щенок перестанет скулить и освоится в новой обстановке! В первые месяцы уделяйте как можно больше внимания Вашему питомцу, особенно в первые 1-2 месяца! Чаще играйте, ласкайте, разговаривайте и т.п. Поэтому лучше брать щенка в дом в пятницу, чтобы первые 2 дня он был не одинок. Я не буду останавливаться на методах, способах показать, выработать условную связь между командой и ее исполнением, об этом много написано, и можно найти реко-мендации в любой книжке по общему курсу дрессировки собак. Остановлюсь на особенностях и типичных ошибках при воспитании собак начинающими собаководами. Главное, необ-ходимо добиться, чтобы собака поняла, что ее владелец не только повелитель, а друг и наставник, что повиновение ей выгодно, так как после выполнения команды последуют ласка, лакомство и т.п., а невыполнение влечет за собой недовольство, наказание и другие неприятности. Потому все команды, навы-ки старайтесь вырабатывать в процессе игры, без особого принуждения, тем более, наказания. Внимательно следите за игрой щенка и, случайно выполненные желательные действия, непременно подкрепляйте командой и лакомством. Например, щенок схватил в зубы игрушку, тут же быстро подойдите и скомандуйте «дай!», возьмите игрушку и дайте лакомство. Ла-комство - наиболее сильный стимул выполнить команду для щенка, да и более взрослой собаки. Поэтому всегда по возмож-ности (молодую собаку обязательно) поощряйте выполнение любой команды лакомством, лакомство должно быть лакомст-вом! Т.е., что не дается при кормлении (кусок сушки, отварного мяса, нейтральной куриной сосиски и т.д., но без пряностей -копчености и т.д.).

С первых дней появления щенка в доме, он познает жизнь, учится жить и вести себя так, как Вы ему разрешаете. Поэтому ежедневно заниматься со щенком (не надо много времени, но постоянно, стереотипно, на голодный желудок, т.е. до кормле-ния. За 5-7 минут 2-3 раза в день повторить уже достигнутое и начать что-то новое). Вы заставляете существовать его по принципу «не умею я жить по другому!» - и это на всю жизнь! Значит, команды должны отдаваться одни и те же, действия хозяина одни и те же (жесты, тон голоса, свисток и т.п.), клич-ка, команды должны отдаваться спокойным тоном, настроение хорошее (если Вы «не в духе», «на веселе» - лучше не заниматься!), щенок должен получать радость от общения с Вами. Безразличное отношение - это тоже наказание. Поэтому, если щенок подошел к Вам, обязательно дружелюбно обратите на него внимание. Это одно из условий установления контакта. В правилах испытаний есть требование: работа собаки в полном контакте с ведущим. Так вот, «контакт» с собакой -это когда собака «следит» за Вами, т.е. держит Вас все время в «поле зрения», быстро реагирует на любое изменение в Ва-шем поведении (изменение направления движения, остановка) и, соответственно, меняет свое, быстро выполняет команды, отданные жестом и т.п. Для выработки контакта никогда не гоняйтесь за собакой, если она к Вам по команде не подходит, тем более, не наказывайте ее, если она подошла, - она плохо, но выполнила команду, а Вы ее за это наказали; в следующий раз вообще не подойдет (ведь накажут!). Гуляйте с собакой, особенно молодой, в местах с отсутствием помех и чаще иг-райте с ней в «прятки». Собака, не совсем еще освоившаяся на улице, потеряв хозяина, бросится его искать, найдя и порадуясь, постарается его больше не терять, т.е. начнет «следить», а если еще и дома частое общение, то это для «контак-та» то, что надо! Постарайтесь наказывать собаку в крайних случаях и только «на месте преступления», т.е. в момент проис-хождения нежелательного действия (когда «гонит», а не когда остановилась!).

Итак, сейчас ЗИМА - мертвый сезон. Ежедневные занятия с собакой дома в любом возрасте полезны и необходимы для закрепления уже достигнутых и выработки новых навыков - это называется «домашняя дрессировка». От успешной домаш-ней дрессировки очень сильно зависит и успешная «натаска» весной, в поле, а также и успешная охота осенью! Собака, хо-рошо выполняющая необходимые для охоты команды дома, оказавшись на природе, особенно в первый раз, освоившись в новых условиях, познакомившись с природой, вскоре начнет выполнять знакомые команды. О натаске молодой собаки и ее особенностях поговорим в следующей статье. А сейчас подве-дем итоги вышесказанному:

1. Вы пришли домой, Вас радостно встречает Ваш любимый пес! Приласкайте, дайте команду «Сидеть!». В левом кармане должно быть лакомство. Пес это знает и терпеливо ждет, пока Вы снимете пальто, сапоги и т.п., и получает лакомство! - ко-манда «Сидеть!» и «выдержка» повторены, как и все последующие.

2. Время кормить (надеюсь, Вы сделали П-образную подставку для миски с едой, чтобы голова всегда была на ее уровне. Подставку по необходимости наращиваете). Пес сидит перед миской, подана запрещающая команда «Нельзя!», выдержка, команда «Возьми!». Соблюдайте во всем принцип «от простого к сложному» (выдержка начиная с секунд, кончая минутами!).

3. Время поиграть. Кидая перед носом собаки любимые игрушки в момент, когда она схватит, быстро подайте команду «Дай!», правой рукой отбираете игрушку, левой даете ла-комство, начало отработки подачи. Усложняя условия на 2-ой - 6-ой день (меняйте игрушки, кидаете дальше и дальше, вво-дите в состав игрушек крыло дупеля, вальдшнепа и т.д.), отра-батываете подачу, последний этап - прячете крыло в данной комнате в угол, на стол, стул и т.п.

4. Время гулять. На улице после «всех дел» 2-3 раза пряче-тесь! 2-3 раза пробуете остановочную команду «Сидеть!». Се-годня у ног, завтра - на шаг дальше и т.д. 2-3 раза пробуете подачу.

5. Возвращаетесь домой с прогулки по команде «Рядом!». Сначала на поводке, дома без поводка. Один из приемов: в ле-вой руке - лакомство, команда «Рядом!»; пес нюхает лакомство, иногда его получает.

6. Придя домой, у порога командуете «Сидеть!», пока не вытрем лапы, получим лакомство.

Тратя 5-7 минут перед «кормежкой» и 10-15 минут в тече-ние дня, через месяц Вы своего пса не узнаете! Желаю удачи и до встречи в «поле»!

МИХАЙЛОВ Г.Ф.

Эксперт Всероссийской категории

Под дрессировкой собак русских спаниелей понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.
Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.
В свете этого учения дрессировка русского спаниеля представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы , иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты.
Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т.е. выработанными собакой в процессе ее жизни.
Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.
У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.
Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.
Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.
Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие.
Раздражители подразделяются на безусловные и условные .
Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель - звук, запах или вид предмета - вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.
Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т.е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной - в спасании бегством.
Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.
Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т.д.
Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни.
Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык.
Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем - безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс - производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю).
Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов.
Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др.
В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.
Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.
Методы отработки приемов
В дрессировке собак русского спаниеля применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный , механический , контрастный и подражательный . Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.
Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр.
Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык - подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».
Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак русских спаниелей. Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык - садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки.
Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.
Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда «нельзя».
Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык - подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне», без подтягивания за поводок. При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

В результате воздействия двух различных по своему действию безусловных раздражителей у собаки спаниеля быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.
Контрастный способ - лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей.
Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.
Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.
Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.
Раздражители, применяемые в дрессировке собак
Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.
Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею.
Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком.
Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.
Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.
Команды - это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.
В дрессировке собак русского спаниеля применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы.
Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание «хорошо», которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.
Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко «мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.
Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.
Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема.
В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки.
К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.
Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта.
Пищевой раздражитель - «лакомство» - пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим «лакомством» являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками.
Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.
Средства воздействия дрессировщика на собаку
При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.
Поощрение. Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.
Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание «хорошо», оглаживание рукой или дача кусочка «лакомства». Для того, чтобы восклицание «хорошо» и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком «лакомства». После этого одно восклицание «хорошо» или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и «лакомство».
Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.
При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.
Принуждение. Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.
В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.
Запрещение. Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя», без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя» - один из признаков дисциплинированности собаки.
Наиболее часто встречаемые ошибки в дрессировке собак русского спаниеля
Ошибки дрессировщика - это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.
К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

  • неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь.
    В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает
    у собаки тот или иной новый навык.
    Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом - «ложись». Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется;
  • нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка
    заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному
    раздражителю, а следует после него.
    Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;
  • запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в
    том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит
    безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате
    чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.
    Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с
    подкреплением ее безусловным раздражителем - давлением руки на круп
    собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а
    когда он будет выработан, то получается запаздывающим;
  • грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и
    воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;
  • чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание
    собаки дома и на охоте.
    Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

Инвентарь для дрессировки
Для дрессировки спаниеля требуется следующий инвентарь удлиненный веревочный поводок длиною 15-20 м, толщиной 8 мм с карабином на одном конце и тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0,5 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрепывания, а также мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него Удлиненный поводок используется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды «нельзя», «ко мне», «рядом» и «лежать», а также отучить собаку от гоньбы птицы после ее подъема.