Дыхание тела. Кожа - орган дыхания
1. Обозначь на рисунке цифрами ярусы леса. Подпиши из названия.
1 ярус - деревья
2 ярус - кустарники
3 ярус - трава
2. Разгадай кроссворд.
1) Плод этого дерева - желудь.
2) Это дерево - символ России.
3) "Новогоднее" дерево.
4) Семена этого дерева - летучки
5) Это дерево отличается от "новогоднего" длинными иголками
3. Вспомни текст из учебника, воспользуйся справочником и допиши предложения.
Дуб живет 800 лет, а береза 100 лет.
Липа живет дольше, а рябина живет столько же, сколько живет береза .
4. Отметь "галочкой" правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.
Для роста растению нужны
Тепло, воздух, вода
Тепло, воздух, свет, вода, почва
5. Подпиши названия деревьев.
Береза, клен, липа, дуб.
6. Прочитай стихотворение. О каких деревьях рассказывает поэт? Какие особенности каждого дерева ему удалось подметить?
Мы выходим из деревни,
Ходим по лесам.
Я в названиях деревьев
Разбираюсь сам.
Вот развесистая ива -
Соловьиный дом .
С малахитовым отливом
Клены под бугром.
Белоногие березы
Просятся в стихи.
Длиннокрылы, как стрекозы,
Листья у ольхи.
Дуб стоит , как витязь древний,
Шлемом в небосвод .
Знаю все теперь деревья:
Я ведь лесовод.
7. Подчеркни только травянистые растения.
Береза, папоротник , вороний глаз , ель, калина, ландыш , фиалка , можжевельник, ромашка .
8. Чем белка отличается от бурундука? Обведи цифру с правильным ответом.
1. Бурундук - зверь, а белка - насекомое.
2. У бурундука на спине есть темные полоски, а у белки их нет.
3. Белка устраивает гнездо на зземле под старым пнем, а бурундук - в дупле.
9. Закончи предложения.
Дятел - птица, а муравей - насекомое .
Пчела - насекомое, а белка - зверь .
Крот - зверь, а сова - птица .
10. Закончи высказывания.
Все звери кормят своих детенышей малоком.
Белка - зверь, значит, она кормит детенышей молоком.
Еж - тоже зверь, значит, он кормит детенышей молоком.
Посмотри внимательно на рисунок 4-5 секунд. Постарайся охватить взглядом весь рисунок. Затем переверни страницу и скажи, сколько синиц прилетело на кормушку. Обрати внимание на то, как часть рисунка осталась незамеченной, чтобы в следующий раз быть внимательнее. Если ты играешь с другом, выигрывает тот, кто называет число, наиболее близкое к числу синиц на рисунке.
Отметь "галочкой" одно утверждение.
Я внимательный человек.
Мне нужно тренировать внимание.
11. Отметь "галочкой" правильные высказывания.
Все звери - млекопитающие.
Все насекомые - шестиногие.
У паука шесть ног, значит, он насекомое.
12. Представь, что ты находишься в зимнем лесу. Следы каких животных там можно увидеть?
Заяц, волк, олень, белка, лось, лиса.
Подготовь рассказ о каком-нибудь животном леса. Нарисуй (подбери) иллюстрации к своему рассказу.
13. Закончи предложения.
Тело птиц покрыто перьями . Такой покров помогает птицам летать .
Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перелетными .
Где чей дом? Нарисуй животное рядом с его жилищем.
14. Напиши, каких перелетных птиц ты знаешь.
Трясогуска, иволка, дрозд, жаворонок, зяблик.
Сочини продолжение истории.
Случай в лесу
Уж - житель леса. Его можно встретить в пожухлой листве, небольшой канавке, на старом, гнилом пне. Однажды Аленка и Коля собирали грибы. Вот на поваленной сухой березе они увидели семейку опят. Вдруг оттуда вылез уж! Ребята бросились бежать, и все закончилось хорошо.
15. Соедини линией рисунок и подпись к нему.
Опиши какое-нибудь растение. Ответь на вопросы: как оно называется? каков его внешний вид? где оно растет?
Ромашка - вот его название. Это трава. Она растет повсеместно. Это лекарственное растение.
16*. Прочитай стихотворение. Как в вороньем гнезде появился необычный "ребенок"? Нарисуй иллюстрацию.
Птенцы
Пять птенцов,
Веселых сорванцов,
Уселись на суку,
Проглотил
По червяку.
Карр, спасибо!
Ах, мамочка,
17*. Постарайся по памяти нарисовать какого-нибудь жука (например, божью коровку). Расскажи, что ты знаешь о нем: каков его внешний вид, где живет, чем питается и т.д.
18. Верно ли переданы сведения о жизни животных в этом стихотворении? Можно ли его назвать шуточным?
Проверь себя
Выполни задания и оцени свою работу.
1. Егор сделал такую схему-рисунок.
Как ты думаешь, прав ли он? Есть ли у природы враги и друзья? Или каждое живое существо по-своему необходимо природе?
Ответ: нет, у природы нет врагов и друзей
2. Прочитай стихотворение. Какие леса описывает поэт?
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист,
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Ответ: лиственный лес (смешанный)
3. Сравни дерево, которое выросло на просторе, с теми, которые выросли в чаще. Чем они различаются?
Ответ: на просторе дерево выросло лучше.
4. Прочитай стихотворение. О каком растении идет в нем речь?
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
Мне кажется, его задень - от тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы....
Давай послушаем, а вдруг услышим - я и ты?
19. Назови объекты неживой природы, состоящие из воды.
Ответ: пар, лед, снег, град, облако, айсберг
20. Отметь "галочкой" свойства воды.
Не имеет запаха.
Имеет цвет.
Принимает форму любого сосуда.
Не имеет цвета.
Не прозрачна.
В ней отражаются предметы.
Отгадай загадки.
Заря-заряици, красна девица,
По полу гуляла, бусы потеряла.
Месяц увидел, солнце подняло.
Бел, да не сахар, ног нет, да идет,
На всех садится, а тепла боится.
21. Напиши, какие бывают водоемы.
Море, река, пруд, ручей, болото, озеро, океан.
22. Закончи высказывание.
Вода может находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
23. Соедини линией рисунок и подпись к нему.
Прочитай в учебнике рассказ "Путешествие капельки". Сделай к нему рисунок-схему "Как капелька путешествовала".
Проведи опыты и ответь на вопрос: какие предметы плавают, а какие тонут?
Спичечный коробок в воде не тонет .
Пластмассовый кубик в воде не тонет .
Лист бумаги в воде не тонет .
Гвозди в воде тонут .
Кусок дерева в воде не тонет .
24. Все ли правильно обозначено на рисунке? Исправь ошибки, если они есть.
25. Прочитай потешку "Щука". Объясни, почему щукам не нужна никакая другая "наука". К каким рыбам - растительноядным или хищным - относится щука?
Щука
Хватать, глототь умеют щуки - другой не нужно им науки!
Ответ: Щука - хищная рыба. Она умеет хватать и глотать - и больше ей никак не надо уметь.
1. Сделай два рисунка-схемы. На одном - река вытекает из озера. На другом - река впадает в озеро. Отметь на схемах исток и устье.
2. Сделай подписи к рисункам.
Жители морей и океанов
26. Закончи предложения.
Рыбы-хищницы питаются другими рыбами.
Другие рыбы питаются планктоном и растительностью.
Все земноводные рождаются в воде. Тритон - земноводное, значит, он рожден в воде.
Подготовь рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подбери к рассказу иллюстрации.
27. Отметь только земноводных.
28*. Составь пищевые цепи.
Колосья злаков, орел, лиса, мышь, волк, еж, рысь, заяц, осина, шишки, белка.
Колосья злаков > мышь > орел
Шишки > белка > волк
Осина > еж > лиса
29. Верны ли эти высказывания?
Пруд, озеро - просные водоемы. (верно)
Морская вода соленая, поэтому море называют соленым водоемом. (верно)
30. Сделай подписи к рисункам.
Рогоз, жук-плавунец, кувшинка, выдра, уклейка, щука, камыш, утка кряква, карп, пиявка, рак, осока.
31*. Правильно ли составлена пищевая цепь?
Касатка - тюлень - треска - сельдь - личинки крабов - мелкие растения.
Ответ: Нет, надо наоборот
Выпиши в правый столбец названия зверей, а в левый - названия насекомых.
Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стрекоза
Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка,бобр, лягушка, жаба, волк, лось, зубр
Проверь себя
Выполни задания. Не спеши обращаться за помощью, лучше загляни еще рав в учебник.
1. Закончи предложения.
На Земле много различных водоемов: реки, озера, болота, ручьи, моря, пруды и океаны.
Самый большой водоем на Земле - тихий океан
Ребенок лягушки - лягушенок
2. Отметь правильный ответ.
Бобры - рыбы, потому что живут в воде.
Бобры - звери, потому что рождают живых детенышей и кормят их молоком.
Бобры - земноводные, потому что могут жить как на суше, так и в воде.
Земноводные - животные, которые могут жить только в воде.
Земноводные - животные, которые могут жить только на суше.
Земноводные - животные, которые могут жить и в воде, и на суше.
Кувшинка - растение луга.
Кувшинка - растение водоема.
Кувшинка - растение леса.
3. Найди ошибку.
В лесу под березами были заросли камыша .
4*. Прочитай стихотворение. Благодаря чему зародилась жизнь на Земле?
Вся в черемухе белой, Вода вышла замуж за Небо!
Это было не знаю когда, на Земле никого еще не было.
И у них родились мотыльки, родились голубые стрекозы,
Родились золотые жуки, родились облака и березы,
И ужи, и бобры, и лисицы, и плакучие ивы, и цапли
Родились из таинственной капли.
Ответ: благодаря воде
32. Отметь только насекомых.
Напиши, каких животных ты можешь увидеть на лугу.
Ответ: крот, еж, мышь
33. Закончи высказывания.
У паука восемь ног, значит, паук - это не насекомое.
У таракана шесть ног, значит таракан - это насекомое.
У кузнечика шесть ног, значит кузнечик - это насекомое.
34. Придумая названия к стихотворениям. Впиши пропущенные слова.
Ящерица
Вот ящерица мчится, прохожих не боится.
На хвост лишь наступите - оставит под ногой:
Пожалуйста возьмите, найду себе другой!
Клевер
Здесь у рощицы березовой клевер весело цветет,
И его "пчелиной кашкой" называет наш народ.
Тысячелистник
Тысяча листиков, столько же цветков,
Тысячелистник называем мы его.
Одуванчик
Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет - нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
35*. Отметь правильные высказывания.
Тысячелистник - растение ядовитое, его животные не едят.
Тысячелистник - растение полезное, его используют как лекарство для лечения ран.
Сурепка - лекарственная трава. Ее настой дают детям при плохом аппетите.
Сурепка - сорняк, растение бесполезное.
Придумай подобное задание про крапиву.
36. Объедини слова в три группы. Объясни, по какому признаку их можно объединить.
Лягушка - болото - комар
Улей - цветок - пчела
Капуста - гусеница - бабочка
37. Соедини стрелочкой начало и конец высказываний.
Любимая еда бабочек - сок разных цветков.
Жук-плавунец - хищник.
Рот у бабочки - длинный тонкий хоботок.
Любимая еда кузнечиков - различные травинки.
Понаблюдай за развитием картофеля. Посади клубень картофеля в горшок или в ящик. Запиши дату (число, месяц) появления ростка, листьев. Запиши название месяца, в котором появятся у картофеля цветки, клубни.
1. Положи клубень картофеля в теплое место. Накрой газетой. Запиши дату появления ростка.
2. Посади клубень в землю. Запиши дату появления ростка. Сравни даты.
38. Соедини название растения с рисунком, на котором изображено место его произрастания.
39. Придумай задание о животных, если известны такие условия.
Птицы - 2, звери - 4, насекомые - 6, пауки - 8.
Ответ: Всего было 20 животных. Птиц было в два раза больше, чем зверей, но в два раза меньше, чем насекомых, сколько было животных, если известно, что пауков было шесть?
40. Нарисуй любое растение, из которого получают зерно. Подпиши его части.
41. Соедини линией рисунок и подпись к нему.
Закончи сказку.
"В корзинке лежали: капуста, тыква, морковь, чеснок, перец и укром. Вдруг тыква сказала: "Я самая главная среди вас, потому что я самая большая ". "А я самый маленький ", - прошептал укроп"...
42*. Расположи овощи последовательно: от самого легкого к самому тяжелому (пронумеруй названия).
Капуста - 5
Картофель - 3
Помидор - 1
Свекла - 4
Проверь себя
Напиши, где можно встретить эти растения и этих животных.
Пшеница, василек, овес, подсолнух, мышь - луг .
Кувшинка, рогоз, лягушка, цапля - болото .
Муравей, сосна, лиса, сова, дятел - лес .
Найди в саду или в лесу улитку. Положи на прозрачное стекло или зеркало. Понаблюдай, как она передвигается. Обрати внимание на ее внешний вид. Сравни улитку со слизнем. Чем они похожи? Чем различаются?
Ответ: у слизня, в отличие от улитки, нет раковины, но у обоих склизкие тела, оставляющие слизь
43. Назови растения сада по плодам.
44. Раскрась ветки рябины. Одна из них - летняя, другая - осенняя.
Нарисуй свои любимые фрукты и ягоду.
45. Разгадай кроссворд.
3) клубника
Контроль знаний по курсу «Окружающий мир»
к УМК «Начальная школа 21 века»
Проверочный тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)»
1. Что происходит в организме при недостатке витамина С:
а) ослабевает зрение;
б) кровоточат десны и расшатываются зубы!
2. Что такое зрачок?
а) тело, работающее как линза;
б) отверстие в центре глаза?
3. Как изменяется зрачок при слабом, свете:
а) сужается;
б) расширяется;
в) не изменяется?
4. Как изменяется зрачок при сильном свете:
а) сужается;
б) расширяется;
в) не изменяется?
5. Что влияет на возникновение близорукости у детей:
а) чтение лежа;б) расположение текста на расстояниесм?
6. Что происходит в организме при недостатке витамина А:
а) ослабевает зрение;
б) кровоточат десны и расшатываются зубы1?
7. Как влияет употребление алкоголя на умственную работоспособность человека:
а) снижает;
б) повышает;
в) не влияет"?
Проверочный тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)»
1. Назови функцию кровеносной системы .
а) передача нервных сигналов;
б) перенос питательных веществ и газов.
2. Что такое кровообращение:
а) непрерывное движение крови по сосудам;
б) поступление кислорода в организм?
3. Назови главный орган кровеносной системы.
а) кровь;
б) сердце.
4. Где образуется моча:
а) в печени;
б) в почках;
в) в кишке?
5. Какова роль почек в организме :
а) вывод из организма непереваренных остатков пищи;
б) вывод жидких продуктов (распада) жизнедеятельности?
6. Какую роль выполняет кожа:
а) не пропускает внутрь тела болезнетворные микробы;
б) не пропускает внутрь тела кислород и углекислый газ?
а) ротовая полость;
б) носовая полость.
7. Почему вредно дышать через рот:
б) можно простудиться и заразиться микробами?
8 Почему нужно дышать через нос:
а) нос очищает воздух от пыли, но не согревает и не увлажняет его
б) нос очищает, увлажняет, согревает, обезвреживает воздух?
9 Почему при кашле и чихании необходимо закрывать
рот платком:а) чтобы не заразить других;
10.. Как изменяется частота дыхания в плохо проветриваемом помещении:
а) возрастает;
б) не изменяется;
в) уменьшается?
Проверочный тест
Тема: « Человек и общество, в котором он живет »
Уровень А
1. Отметь V правильные утверждения.
□ 1300 год-это XIII век.
□ 1820 год-это XIX век.
□ год-это XVI век.
□ 1405 год - это XIV век.
2. Подчеркни фамилии тех людей, которые не являются великими путешественниками: , СИ. Дежнев, ИМ. Пржевальский.
4. Закончи предложение.
Литературный памятник - это _______________________ .
5. Соедини стрелками начало и конец предложения.
Первые школы на Руси Петр I
были открыты в...Об открытии во всех Москве
губерниях начальных
школ издал указ
Первый университет в Х веке
России открылся в...
Санкт-Петербурге
Проверочный тест
Тема: «Человек и общество, в котором он живет».
Уровень В
В каком веке Западная Сибирь была присоединена к России:
□ в XVI веке: □ в XIX веке;
□ в XIV веке; □ в XV веке?
2. Запиши фамилии известных тебе путешественников в таблицу.
"____________________
Что осваивал?
3. Перечисли, что относится к культуре общества.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вспомни и запиши, что относится к литературным памятникам, кто их автор и о чём они. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Закончи предложения.
По мнению ученых, первые школы на Руси были открыты в … году по указу .
____________ издал указ об открытии во всех губерниях наначальных школ. Первый университет в России был открыт в городе в году. Первым русским профессором был .
Итоговый тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)».
Уровень А
1. Отметь V правильный ответ на вопрос.
Какие органы относятся к нервной системе:□ головной мозг, череп, спинной мозг;
□ головной мозг, спинной мозг, нервы;
□ головной мозг, спинной мозг, череп, нервы?
2. Закончи предложение.
Нервная система соединяет __________________________
3. Подчеркни названия тех органов, которые не относятся к пищеварительной системе: ротовая полость, глотка, пищевод, живот, желудок, толстая кишка, печень.
4. С помощью перечисленных слов заполни таблицу: гортань, мочеточник, бронхи, сердце, почки, трахея, легкие, сосуды, носовая полость, мочевой пузырь.
Дыхательная Кровеносная система система
Выделительная система
.
6. Отметь V правильный ответ на вопрос.
□ Главный орган выделения - почки.
□ Главный орган кровеносной системы - сосуды.
□ Пищеварение начинается в ротовой полости, а заканчивается в толстом кишечнике.
□ Пищеварение начинается в ротовой полости, а заканчивается в тонком кишечнике
□ Курение необходимо для укрепления здоровья
□ Чистить зубы нужно два раза в день.
Итоговый тест
Тема: «Человек -живое существо (организм)».
Уровень В
2. Одной чертой подчеркни органы, которые относятся к опорно-двигательной системе, двумя - к дыхательной системе.
Носовая полость, ротовая полость, гортань, трахея, кости, легкие, бронхи, мышцы.
Напиши, какой орган лишний и к какой системе органов он относится.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Проставь в □ цифры в том порядке, в каком проходит переваривание пищи в организме.
□ язык;
□ тонкая кишка;
□ ротовая полость;
□ пищевод;
□ слюнные - железы;
□ желудок;
□ глотка;
□ печень;
□ толстая кишка
4. Отметь V правильный ответ па вопросы.
Что является главным органом дыхательной системы:
□ носовая полость;
□ легкие?
Какую функцию выполняет кровь:
□ транспортную; "
□ придает форму сосудам и сердцу?
Из каких органов состоит выделительная система:
□ почки, кожа;
□ почки, мочеточники, мочевой пузырь?
5. Заполни таблицу, отвечая на вопросы.
1. Что является главным органом кровеносной системы?
2. Что является самым обширным органом нашего тела?
1 .
6. Дополни предложения. Головной мозг состоит из______________________________________________
_____________ являются опорой тела.
_______________ защищают внутренние органы от по
вреждений, _____ _______ позволяют совершать различные движе
ния. При вдохе легкие забирают из воздуха _________________, а при выдохе выбирают из орган изма ________________________________________.7. Отметь У правильное высказывание.
□ Если в глаз попадет соринка, сильно потри глаз.
□ В носовой полости воздух согревается, очищается и увлажняется.
□ У человека две почки.
□ Наружный слой кожи самый толстый.
□ Ухо - орган слуха.
□ От алкоголя укрепляется печень, улучшается её работа.
При оценивании теста положительная отметка ставится при выполнении 65% предложенных заданий.
Отметку «5» ученик может получить только при выполнении теста творческого уровня. (А - базовый уровень, В- творческий
Широко распространено мнение о том, что кожа якобы дышит. Мой друг, высококвалифицированный дерматолог, рассказывал о том, как провоцировал студентов вопросом о дыхании кожи. Большинство студентов говорили, что кожа, конечно, дышит, вспоминали рассказ Толстого о том, как мальчика покрасили золотой краской, поставили в витрину и он умер от того, что его кожа не дышала. “Что же является органом дыхания кожи?” - интересовался мой друг. “Поры”, - следовал ответ. Когда разбирали строение поры, оказывалось, что она никак не может дышать: у сальных желез одна и очень конкретная функция - выделять кожное сало для смазки поверхности кожи. То же касается и потовых желез - дышать они никак не могут. И вообще, газовый обмен через кожу биофизически просто невозможен. Кислород диффундирует через кожу по градиенту концентрации с активностью не большей, чем через кожаное пальто.Мой друг таким способом надолго приковывал внимание студентов к изучаемому предмету. На меня тоже произвел впечатление этот рассказ - в вопросе о дыхании кожи я недалеко ушел от тех студентов. Но я не успокоился. Меня интересовало, почему же люди с таким упорством думают, что их кожа дышит? Сказать по правде, иллюзию “дыхания” или “затруднения дыхания” кожи я могу объяснить довольно прозаически: для кожи важно иметь возможность при необходимости свободно испарять воду (пот), а если такой возможности нет, то у человека возникает ощущение, что его кожа “задыхается”.
Признаюсь, это объяснение меня немного разочаровало, поскольку мне больше нравится другой ответ: кожа дышит, но не кислородом. Она дышит “психоидом” (Юнг упоминал о наличии подобной субстанции), она дышит “флюидами” (Месмер), “оргоном” (Райх), токами, разлитыми в пространстве. Пространство это - Семантическая Вселенная, как назвал его В.В. Налимов*.
Как у рыбы органом слуха является спинная линия, так у человека органом восприятия “экстрасенсорной” информации служат точки иглоукалывания.
Роль кожи в дыхательных процессах человеческого организма сложно переоценить. Лишь за сутки она выводит из него от 700 до 800 г водяного пара (в два раза больше легких). С потом кожа выводит из организма немалую часть отходов его жизнедеятельности, существенно помогая работе почек. При этом она также является барьером между «внутренним миром» человека и агрессивной внешней средой, который защищает организм от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, регулирует температуру тела в любых климатических и дарит человеку такое важное чувство как осязание.
На поверхности кожи находится особая кислая среда, в которой погибают бактерии и инфекции.
Функцию дыхания кожа осуществляет через крошечные поры, с помощью которых ей удается поглощать кислород и выделять углекислый газ, чем она существенно помогает легким. Кроме того, кожный покров является единственным органом человеческого тела, соприкасающимся с воздухом. Если человека поместить в емкость с ядовитой средой, оставив голову на ее поверхности, поры кожи закупорятся ядами, и человек в любом случае умрет, несмотря на возможность дышать носом. Поэтому важно содержать кожу в чистоте, ежедневно очищая тело от пота, кожного жира и грязи, пленка из которых мешает ей нормально дышать.
Как помочь коже дышать
Кожа с нарушенной функцией дыхания всегда имеет нездоровый, бледный, дряблый вид и серый землистый цвет. Она утрачивает свою природную эластичность, пронизывается красными прожилками и быстро стареет. Чтобы избежать этого, следует регулярно принимать воздушные ванны в максимально обнаженном виде, принимать контрастный душ по утрам и периодически проходить курс массажа, восстанавливающего нормальное кровообращение и лимфоток.
В первую очередь, для оживления кожи нужно очистить поры, открыть их, а также восстановить нормальную работу капилляров.
Организм считается здоровым, если между внутренним и внешним дыханием соблюден правильный баланс. Легкие поставляют кислород всем органам и тканям организма, насыщая им каждую клеточку тела и донося его по капиллярам до поверхности кожи. В свою очередь, кожа впитывает кислород всеми порами, в результате чего он встречается с кислородом, вырабатываемым легкими и сливается в единый процесс дыхания. Это позволяет человеку избежать застоя энергии и вести здоровую, активную и полноценную жизнь, тогда как в противном случае организм постепенно превращается в стоячее болото с гнилостными процессами.
Кожу называют органом дыхания, нашими вторыми легкими. Как же она дышит? «Кожа действительно осуществляет 1–2% всего газообмена в организме (остальной газообмен происходит через легкие), – рассказывает дерматолог Екатерина Турубара, эксперт Лабораторий Vichy. – Путем диффузии кислород воздуха через кожу поступает в кровеносные сосуды, а углекислый газ, наоборот, выделяется с поверхности кожи. Кожное дыхание тесно связано с деятельностью потовых желез, богатых кровеносными сосудами». Поэтому так важно давать возможность коже дышать – для этого и существуют одежда из воздухопроницаемой ткани, воздухопроницаемая (некомедогенная) косметика.
Нужен ли ей дополнительный кислород?
Этот вопрос остается дискуссионным. С одной стороны, «кислородное голодание» приводит к ухудшению всех клеточных функций. С другой – кислород обладает мощными окисляющими свойствами, а именно: на оксиданты возложена ответственность за преждевременное старение. «На самом деле окисление – это естественный процесс, который постоянно происходит во всех клетках нашего организма, – объясняет Екатерина Турубара. – Кислород окисляет ряд веществ (углеводов, жиров), и в ходе этого процесса выделяется большое количество энергии, которая запасается в клетке (точнее, в ее энергостанциях – митохондриях) до возникновения необходимости в ней. Деление клеток эпидермиса, синтез фибробластами коллагена и эластина – все это требует энергии».
ФОТО Борис Захаров
Есть средство
Косметические средства, улучшающие дыхание кожи, могут работать на разных принципах. Одни из них действительно содержат кислород. В состав других входят вещества, улучшающие транспортировку кислорода в клетки. Третьи включают активные компоненты, улучшающие все метаболические процессы в клетках. «Важно не столько увеличить количество кислорода, поступающего в ткани, а именно оптимизировать способность клеток использовать поступающий кислород, – объясняет Екатерина Турубара.– Поэтому для кожи очень важны все вещества, которые активизируют процесс поглощения кислорода из крови (например, убихинон или коэнзим Q10, витамин В6 и другие). Можно сказать, они влияют на процессы ее омоложения и самообновления». «В принципе, чтобы улучшить дыхание кожи и стимулировать все метаболические процессы, годятся самые простые косметические приемы, – продолжает Елена Фуфлыгина. – Вовремя освободить кожу от омертвевших клеток, активизировать кровообращение при помощи массажа – не забывать про элементарный ежедневный уход».
Глотнуть кислорода
Существует несколько эффективных способов снабжать организм кислородом непосредственно – такие процедуры получили название «оксигенотерапия».
В буквальном смысле напитаться кислородом помогают «кислородные коктейли»: воздушная пенка из белка или фруктового сока, к которой добавляют витамины группы В и С, настой шиповника, лакрицы и других лекарственных растений. Этот метод под названием «энтеральная оксигенотерапия» изобрел полвека назад советский патофизиолог академик Николай Сиротинин: попадая в ЖКТ, кислород быстро всасывается в кровь, улучшая обменные процессы, повышая иммунитет.
Теперь такие коктейли готовят и в клиниках красоты, и во многих фитнес-клубах. Комплекты для приготовления кислородных коктейлей дома (например, «Экотель») можно купить в аптеке.
Вдыхание кислородной смеси – еще один способ повысить уровень кислорода в крови. Коктейли для вдыхания приготавливаются из смеси кислорода и разных эфирных масел – этой смесью дышат через специальные трубочки или при помощи маски. Такие коктейли дают мгновенный мощный тонизирующий эффект, поэтому устройства для их приготовления стали устанавливать не только в эстетических клиниках, но даже в некоторых танцевальных клубах.
Вдыхание озоновой смеси – одна из составляющих терапии в спа-капсулах, будь то антицеллюлитная, антистрессовая или детокс-процедура (кислород активизирует все метаболические процессы).
Инъекции кислорода – один из вариантов мезотерапии, когда смесь вводится под кожу для борьбы с целлюлитом. В процессе этой процедуры не только ускоряется расщепление жиров и выведение токсинов, но и подтягиваются ткани. Другие показания для кислородных инъекций – растяжки, следы от акне, пигментация и прочие проблемы с кожей. Несмотря на то что разные способы оксигенотерапии широко применяются в медицине, следует знать, что для нее существует много противопоказаний: это нарушения свертываемости и другие заболевания крови, перенесенные инсульты, проблемы с щитовидной железой, склонность к аллергическим реакциям.