Возможно вам также понравится. Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду

Период привыкания к детскому садику — еще один сложный этап взросления в жизни ребенка. Помочь малышу привыкнуть к новому месту и новым людям, организовать для него мягкий вариант адаптации к саду — важная задача каждого внимательного родителя.

Почему возникает проблема?

Все люди разные и дети тоже. Кто-то быстро привыкает к детскому садику, спокойно машет маме по утрам и бежит в группу играть. А кто-то неделями плачет в раздевалке, не отпуская маму на работу, надрывая сердце и себе, и ей.

Адаптация может выражаться не только в нежелании ребенка идти в детский сад. Некоторые дети начинают хуже спать ночью, кто-то беспричинно плачет или капризничает, у кого-то может пропасть аппетит или испортиться характер.

Дорогие родители, будьте терпеливы! Нервная система ребенка переживает стресс, и вам нужно набраться сил и помочь ребенку пережить этот сложный период.

Уровни детской адаптации: как быстро малыш привыкнет к садику?

По своей способности адаптироваться к новой ситуации дети делятся на разные группы. Как вы понимаете, быстрее всех жизнь наладится у детей с высокой способностью к адаптации. Уже за несколько недель ребенок привыкнет к новому образу жизни и спокойной будет идти в детский сад без слез.

Дети со средним уровнем адаптации будут привыкать подольше. Им может потребоваться около месяца или двух на то, чтобы приспособиться к изменениям. Таким детям нужна помощь родителей и близких родственников.

Есть и дети с низкой способностью к адаптации. Здесь уже все будет сложнее. Неважно, в чем причина — в воспитании или особенностях организации нервной системы — таким детям нужно много времени, чтобы справиться со стрессом и привыкнуть к изменениям в жизни.

Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду?

Помощь родителей должна быть всесторонней. Чтобы приучить ребенка к садику, нужно будет оказать ему и психологическую поддержку, и многому научить, и поиграть, и даже кое-где схитрить.

Подготовка к детскому саду

Если вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский садик, готовиться к этому событию придется сильно заранее. И мы не говорим о ранней записи в садик, что, конечно, тоже актуально в наше время. Вам нужно будет настраивать ребенка на то, что он пойдет в детский сад, с самого раннего возраста.

Учите ребенка самостоятельности

Даже отправляясь в сад в 2 года, ваш ребенок должен иметь определенные навыки самообслуживания. В саду дети обычно сами едят ложкой, ходят на горшок и одеваются.

Няня и воспитатель, конечно, смогут ему помочь, но ребенок будет чувствовать себя намного увереннее, если не будет на каждом шагу ощущать зависимость от других взрослых. Да и на фоне ровесников хотелось бы выглядеть наилучшим образом.

Живите по режиму

Уточните режим дня, по которому дети живут в саду, и поддерживайте его дома. Учитывайте все моменты — подъем, принятие пищи, расписание прогулок и сон. Тогда для вашего ребенка режимные моменты в саду будут вполне привычны.

Познакомьте с «садовским» питанием

Постарайтесь узнать меню в вашем садике и готовьте иногда те блюда, которые малыш будет там есть. Чем больше привычных моментов будет в саду, тем комфортнее ребенок будет себя там чувствовать.

Поддерживайте авторитет детского сада

Никогда не говорите «Вот пойдешь в сад, там тебя научат дисциплине» или «Вот узнаешь в садике, как наказывают непослушных детей». Расскажите, что в садике дети играют, участвуют в праздниках, гуляют и учатся. Почитайте книжки, в которых главные герои ходят в детский сад.

Социализируйте малыша

Приучайте ребенка оставаться не только с мамой, но и с другими родственниками и друзьями. Он должен знать, что и с другими родственниками можно быть в полной безопасности.

Как облегчить крохе период адаптации?

Помочь вашему малышу адаптироваться к саду без слез помогут следующие нехитрые рекомендации:

Снизьте накал страстей

Уберите все, что может перевозбуждать нервную систему ребенка. Поменьше мультиков, побольше прогулок и домашних игр с родителями.

Давайте время на «переключение»

Обязательно дайте возможность ребенку «перестроиться» после садика. Погуляйте подольше, пообщайтесь. Обязательно подробно расспрашивайте малыша о том, что происходило за день.

Приучайте к саду постепенно

Поначалу приводите ребенка в сад на пару часов. Постепенно удлиняйте время пребывания. Не торопитесь, пусть малыш привыкнет.

Выбирайте для посещения сада максимально комфортную «экипировку»

Подберите для садика удобную одежду и обувь. Проверьте заранее, что ребенок успешно справляется с застежкам, и одежда не стесняет движений.

Помогите наладить контакт с «коллективом»

Подскажите ребенку, как он мог бы подружиться с другими детьми. Придумайте с ним вместе новую игру, которую он бы мог предложить, дайте с собой интересную игрушку, чтобы он мог поиграть с ребятами.

Постарайтесь наладить контакт с воспитателем

Она видит вашего ребенка днем и сможет вам подсказать, все ли в порядке.

И кстати — никогда не обсуждайте воспитателя или других сотрудников сада при ребенке. Он не должен сомневаться в окружающих его взрослых.

Игры и маленькие хитрости

Ну как без этого? На что только не пойдешь, лишь бы ребенку было хорошо. Главное, чтобы все ваши хитрости были только честными. Никогда не обманывайте ребенка!

Смените «провожающего»

Очень часто дети сильно плачут при прощании с мамой. Попросите провожать его в садик кого-то из других членов семьи. С папой или старшей сестрой прощание может быть намного более позитивным.

Поиграйте «в садик»

В 3 года дети уже вполне хорошо разговаривают и могут очень хорошо передать вам все свои переживания и сомнения в процессе игры. Пусть игрушки идут в садик. Воспроизведите все — от утренних сборов до вечерней прогулки.

Дайте ребенку побыть и детсадовцем, и воспитателем. Вы сможете не только узнать, как он себя чувствует в садике, но и проиграть какие-то сложные для него ситуации и найти решение.

«Долгие проводы - лишние слезы»

Не спешите сразу убегать утром из раздевалки. Понаблюдайте за ребенком, когда он вас не видит. Очень может быть, что он перестает плакать сразу же после вашего ухода. А вы переживали весь день.

Общайтесь с родителями других малышей

Подружитесь с родителями детишек, которые ходят в группу с вашим чадом. Если у ребенка появится хороший друг, ему будет намного спокойнее в саду.

Что делать, если кроха так и смог привыкнуть к саду?

К сожалению, бывает и так. Существуют дети, которые очень тяжело переносят привыкание к детскому саду. Проходят недели и месяцы, а адаптироваться к новому месту у них так и не получается.

Как правило, это те ребята, которые привыкли все время быть с мамой. Обычно они и кушать умеют сами, и одеваться, и лепить из пластилина, а вот остаться в садике без мамы им очень тяжело.

Как помочь малышу, которому крайне сложно адаптироваться?

Так, какие действия предпринять по отношению к крохе, если он сильно плачет, идя в сад?

В первую очередь мама должна обратиться к своим чувствам. Очень часто такой ребенок не ощущает в матери уверенности в том, что ему действительно нужно в садик. Потому что такие мамы сами переживают расставание ничуть не меньше, чем ребенок.

Взвесьте все и возьмите себя в руки. Вы должны принять решение, научиться сдерживать свои эмоции при расставании, каким бы грустным вам не казался этот момент, и попытаться приучить кроху к саду еще раз.

Кардинально измените сборы в сад

Пусть утром включается веселая музыка, в садик вы отправитесь другим маршрутом и может быть даже вдвоем с папой, а отводит в группу малыша не мама, с которой так привычно плакать.

Обратитесь за консультацией к детскому психологу и педиатру

Вполне возможно, что снять излишнее перевозбуждение помогут успокаивающие капельки (маме они тоже пригодятся), а в процессе психологической игры вы найдете основную причину страхом ребенка.

Позвольте малышу взять в сад что-то напоминающее ему о доме

Дайте ребенку с собой что-то из дома, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Договоритесь с воспитателем, чтобы положить в шкафчик фотографию родителей, а в кроватку на дневной сон принести наволочку из дома.

Сообщайте ребенку, во сколько вернетесь за ним в сад

Обязательно говорите, когда вы придете забирать малыша. Чтобы он не боялся остаться в саду надолго, оставьте в шкафчике какую-то свою вещь, которая вам вскорости понадобится — заколку, ручку или другой предмет.

Изредка позволяйте совершать «прогулы»

А если не помогло и это?

Очень редко, но все же встречаются дети, которых педиатры называют «несадовскими». Если вам кажется, что вы не можете приучить ребенка к садику, не считайте это своей виной.

Может быть причина тому особенности психики ребенка, а может характер. В любом случае ищите другие варианты окружить своего ребенка товарищами, дать ему соответственное развитие и досуг.

А может быть, просто ребенок еще не созрел для детского сада. Попробуйте еще раз попозже. Кстати, некоторые психологи считают, что в более старшем возрасте малыши адаптируются к садику гораздо легче.

  1. Ребенка нужно приучить к общению с другими людьми: и детьми, и взрослыми. Поэтому чаще гуляйте с ним, причем в многолюдных местах: парках, площадках и т.п. Моя дочка раньше стеснялась других малышей, пряталась за меня и не хотела общаться. Мы стали почаще гулять на детский площадках и малышка уже тянется к другим деткам, вместе пытаются играть. Часто мы после того, как забираем сына из детского сада остаемся гулять на его территории, чтобы Настёнка привыкала;
  2. Для более легкой и быстрой адаптации постепенно приближайте режим дня ребенка дома к детсадовскому. Это нужно сделать заранее, за один-два месяца до поступления. Я писала раньше про наш , он примерно похож на режим детского садика, в который мы поступаем. Если вы не знаете режим дня вашего детского сада – сходите и поинтересуйтесь, думаю, воспитатели с удовольствием вам расскажут;
  3. Внушите ребенку, что детский сад – это хорошо. У него не должно быть боязни этого учреждения. Я дочке постоянно рассказываю, как в садике хорошо, там много деток, игрушек, добрые воспитатели. В садике играют, занимаются, спят, а вечером детки идут домой;
  4. Не приводите своего ребенка на ознакомительную экскурсию детсад рано утром, когда туда приводят других детей. Ведь не исключено, что он увидит их слезы. У него может сложиться мнение, что детский сад – это плохо. Он задаст вам вполне резонный вопрос: «Раз другие тут плачут – зачем мне туда идти?»;
  5. Когда ребенок уже начнет ходить в детский сад, в первое время не оставляйте его в группе больше, чем на 2-3 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания там. Сын у меня ходил до обеда, наверное, месяц, не меньше. Хотя многие детки через пару недель уже оставались на сон. Я не хотела ускорять процесс приучения, мы постепенно входили в новую жизнь. Как будет с дочкой – не знаю. Но будем ходить неполный день до тех пор, пока не пойму, что малышка готова остаться на сон. Все-таки я хочу приучить ребенка к детскому садику без слез и стресса;
  6. На первых порах ребенку в саду что-то должно напоминать о доме. Должно быть что-то свое. Это может быть игрушка. Убедите ребенка взять ее с собой в сад, и оставить там. Вот увидите – на следующий день он уже пойдет в сад с большим воодушевлением. Ведь он знает, что там его дожидается «друг»;
  7. Тяжелее всего адаптируются в детском саду те дети, с которыми постоянно сидела мама. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы рядом с вашим чадом были какие-то другие родственники, кроме вас – ваша сестра, брат, и т.п. Раньше с дочкой практически всегда находилась я или муж, сейчас же она может остаться на некоторое время с моей сестрой, моим папой или свекровью;
  8. Провожая ребенка в детский сад, уверьте его, что непременно вернетесь за ним. В детском садике психолог посоветовала нам (родителям) оставить в ящичке ребенка ключик и сказать, что мы идем на работу, а после работы зайдете за малышом, возьмете ключик и пойдете вместе домой. Без малыша и ключика вы домой все-равно не сможете попасть, так что заберете кроху в любом случае;
  9. Берегите хрупкую нервную систему ребенка, снизьте на нее нагрузку. Постарайтесь на время сократить походы в театр, цирк;
  10. Заранее научите ребенка навыкам самообслуживания. Ребенок к моменту поступления в детский сад должен уметь самостоятельно кушать, одеваться, обуваться, ходить на горшок, мыть ручки и самостоятельно засыпать – на ручках в детском саду качать не будут;
  11. Во время адаптации старайтесь проводить больше времени с ребенком. Не лишними будут совместные прогулки. Разговаривайте с малышом, спрашивайте, как прошел его день, хвалите за достижения. Даже за то, что он пошел в детский сад!
  12. Старайтесь выработать у ребенка положительное отношение к детскому саду. При нем не ругайте, не критикуйте воспитателя, нянечку или группу;
  13. Если ребенок вдруг отказывается идти в детский сад, позвольте ему эту маленькую шалость. Однако ненадолго. Перерыв должен составлять всего один-два дня. В эти дни говорите ему о том, сколько всего интересного ожидает его там;
  14. На первых порах, когда я отводила сына в садик, я обещала ему, что поеду в магазин и куплю для него сюрприз. Когда вернусь из магазина – сразу заберу его из садика. Я всегда сдерживала обещания и к моменту, когда надо забирать ребенка из садика, в моей сумке был какой-нибудь «сюрприз» — небольшая игрушка, киндер-сюрприз, какая-нибудь полезная вкусняшка (к примеру, мармелад) или что-нибудь еще. Но с этим методом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не переросло в постоянную практику. Иначе малыш будет постоянно требовать подарки))

Моя знакомая бледнеет, когда при ней заводят разговоры про лечение зубов, и боится стоматологов как огня. Итог этого страха весьма печальный - ей удалили несколько зубов, включая передний. Их можно было сохранить, если бы знакомая обратилась к врачу, едва почувствовав боль. Но она не рискнула, вспомнив о своем детском опыте, - тогда ее пришлось держать всем отделением, чтобы вылечить кариес. Зуб привели в порядок, а страх перед дантистом остался на всю жизнь. Действительно, первый прием определит отношение ребенка к «зубным» процедурам, возможно, на всю жизнь. Как сделать так, чтобы он прошел легко и оставил только светлые ­воспоминания?

Наши эксперты

Дарья Приходько (Москва),

психолог, гештальтконсультант

Марина Подолина (Тольятти),

Детский стоматолог клиники «Детская и взрослая центральная стоматология»

Елена Зайцева (Петрозаводск),

специалист детского приема стоматологической клиники «Петродент»

К стоматологу - в месяц

Кариес может появиться у малышей, которые даже не научились ходить, обращает внимание специалист детского приема Елена Зайцева. Эту особенность эксперт объясняет уязвимостью молочных зубов: «Они во многом отличаются от постоянных, ведь эмаль у них слабая, в ней содержится небольшое количество минералов и микроэлементов. К тому же в молочных зубах нет «иммунных зон», то есть кариес может появиться даже на самой гладкой их поверхности. Сильно подвержены разного рода напастям центральные зубы на верхней челюсти ребенка». Именно по этой причине ребенка нужно показать врачу не после появления первого зуба, то есть в шесть месяцев, а уже через четыре недели после рождения, считает детский стоматолог Марина ­Подолина.

«Доктор должен посмотреть состояние полости рта, языка, прикрепление уздечек верхней и нижней губы. Затем ребенка нужно водить к стоматологу раз в полгода - на профилактический осмотр. Вряд ли такие ранние визиты к стоматологу помогут крохе в дальнейшем адаптироваться к лечебным процедурам. Зато можно будет отследить появление возможных проблем на ранней стадии развития», - объясняет ­специалист.

Специалист детского приема Елена Зайцева отмечает: многие родители считают, что молочные зубы можно не лечить («все равно они выпадут»), что только усугубляет проблему. «Молочные зубы лечить нужно. Ведь они, как и постоянные, имеют корни, в полости каждого находится сосудисто-нервный пучок. А последствия несвоевременного лечения или нелечения молочных зубов могут быть плачевными - вплоть до удаления. До этого лучше не доводить, поскольку раннее «избавление» от молочного зуба может негативно сказываться на развитии челюстно-лицевого аппарата. В организме сбивается своеобразная «программа» смены зубов, после чего этот процесс становится хаотичным и непредсказуемым. Тогда рано или поздно ребенка придется вести к ортодонту», - говорит эксперт. Специалист объясняет: если не обращать внимания на состояние молочных зубов, можно заранее попрощаться с постоянными. Ведь «кариозная эстафета» легко передается и им, несмотря на то что эти зубы у крохи находятся в зачаточном ­состоянии.

Подружиться со страхом

Ребенку нужно побывать у стоматолога первый раз для профилактики кариеса, а не для лечения зубов, считает психолог Дарья Приходько. Но даже и в этом случае родителям все равно придется подготовить малыша к этому событию - делать это нужно за несколько дней до приема. Эксперт отмечает: побороть волнение ребенка перед походом к врачу полностью невозможно, потому что страх перед неизвестным - защитная реакция организма, связанная с инстинктом ­самосохранения.

«Перед посещением врача родителям надо рассказать ребенку про работу стоматолога и процесс лечения зубов, ведь он не знает, что с ним будет происходить в кабинете, потому будет фантазировать на эту тему. Тревогу может усиливать и волнение самих родителей: малыш на подсознательном уровне считывает эмоциональное состояние мамы. Забудьте об успокаивающей фразе "Ты только ничего не бойся" - она выдает беспокойство родителей. Ребенок делает вывод: если мама переживает, то ему предстоит что‑то опасное», - рассказывает Дарья ­Приходько.

Как преодолеть страх перед первым походом к ­стоматологу?

  1. Поиграем в доктора Чтобы подготовить малыша, начните издалека: поиграйте с ним в доктора. Для начала перевоплотиться в стоматолога придется маме или папе. «Игрушечная» процедура при этом должна быть приближена к реальной, уверена Дарья Приходько. Встретьте «пациента» у двери, проводите до кресла, разложите «приборы» - желательно, чтобы они отдаленно напоминали настоящие. Во время «осмотра» попросите его прополоскать рот, «включите» бормашину. После процедуры не забудьте поблагодарить «пациента», а затем поменяйтесь ­ролями.«Ролевая игра - отличный способ справиться с тревогой. Тогда на приеме малыш будет с интересом наблюдать за действиями реального врача, что отвлечет его от болезненных ощущений. Также важно обращать внимание ребенка на позитивные стороны профилактики и лечения зубов: расскажите ему, что стоматологи помогают детским зубкам быть здоровыми и красивыми», - говорит ­эксперт.
  2. «Плохое» слово Детский стоматолог Марина Подолина в свою очередь советует родителям исключить из лексикона слово «больно»: «Не стоит говорить малышу, что ему не будет больно, как бы ни хотелось его успокоить. Во время приема я это слово не употребляю совсем, заменяя его на фразы "Все ли у тебя в порядке?", "Что тебя беспокоит?"».
  3. Будь здоров Марина Подолина рассказывает: перед визитом к стоматологу ребенок должен быть здоровым, с хорошим настроением и выспавшимся. Если эти требования соблюдены, то неважно, утром или вечером будет назначен ­прием.
  4. Подарок от зубной феи «Ребенку за хорошее поведение у доктора можно пообещать маленький подарок, чтобы у малыша появился стимул. Перед походом в клинику напомните ему, куда вы собираетесь идти, скажите, что стоматолог хочет почистить ему зубки или пересчитать их - все ли на месте», - говорит Марина ­Подолина.

Есть ­контакт?

Итак, ребенок и родители морально готовы к лечению, самое время решить вопрос с выбором клиники. Специалист детского приема Елена Зайцева советует опираться на отзывы друзей и знакомых, но выбирать сердцем. «"Своего" стоматолога, к которому ребенок будет ходить с удовольствием, можно найти как в частной, так и в муниципальной клинике», - отмечает она. Но, по мнению специалиста, как раз для первого раза частные клиники подходят особенно: «Во-первых, можно выбрать время, удобное для посещения; во‑вторых, считается, что здесь более учтивый персонал и, как правило, для детей есть игровые зоны. Хотя некоторые муниципальные поликлиники уже тоже начали устанавливать у себя такие площадки. В-третьих, доктор во время знакомства сможет уделить ребенку достаточно времени - муниципальные клиники, к сожалению, этого лишены», - говорит Елена ­Зайцева.

Чтобы прием у стоматолога прошел без слез, психолог Дарья Приходько советует познакомить ребенка со специа-листом заранее - тогда у родителей будет возможность понять, поладят ли они. По мнению эксперта, возраст и пол врача в этой ситуации неважны, главный момент - ребенку в обществе стоматолога должно быть комфортно: «Также обратите внимание на то, насколько сам специалист готов справляться с дискомфортом, мешающим его непосредственной работе с ребенком в случае, если малыш склонен ярко и "громко" выражать эмоции», - говорит Дарья ­Приходько.

Выгоняем червячка

Стоматолог Марина Подолина советует одному из родителей обязательно сопровождать ребенка во время первого приема к стоматологу: «Идеально, если к врачу с ребенком отправится тот, кто проводит с ним дома больше всего времени. Малыш должен чувствовать поддержку близкого человека, так как он находится в незнакомом ему месте и в окружении чужих людей. Пусть он возьмет с собой в стоматологический кабинет любимую игрушку - она поможет ему ­отвлечься».По мнению Марины Подолиной, сам стоматолог должен сделать все для того, чтобы малыш просился к нему на прием. Специалист считает, что лечение должно напоминать игру. «Прием должен начаться со знакомства с малышом, далее - небольшая экскурсия с рассказом о волшебных инструментах. Я показываю их пациенту, даю подержать в руках, катаю на кресле, рассказываю историю про зубную фею, которая живет в моем кабинете. Включаю мультики и только тогда начинаю работать», - рассказывает эксперт. По мнению стоматолога, игровые моменты должны присутствовать во всем. Потому Марина Подолина, по ее словам, не говорит ребенку, что будет сверлить зуб, а объясняет, что - «выгонит из зубика червячка» и «подметет во рту ­жужжалочками».

«Дубль третий, кадр второй…»

Во время приема у стоматолога родителю, сопровождающему малыша, отводится роль второго плана. Как правило, он садится рядом с ребенком у стоматологического кресла - при этом держит чадо за руку. Такой контакт позволяет крохе чувствовать себя как дома. Тем не менее, ребенок может испугаться или просто закапризничать. В этом случае нужно его успокоить, то есть отвлечь от процесса лечения. «В таких ситуациях я задаю малышу много вопросов: про садик, увлечения, друзей, любимые мультики. И ребенок моментально забывает, что он у доктора, и вступает в диалог», - говорит Марина ­Подолина.

По ее словам, после такой хитрости стоматолог может вновь начать лечение. И прервать его через несколько минут, чтобы вновь «заговорить» ребенка. «Не стоит прекращать прием после первой неудачи, потому что ребенок поймет - достаточно заплакать, чтобы лечение прекратилось, и в следующий раз повторит этот "фокус". Однако если спустя несколько попыток контакт с малышом наладить не удается, стоит прекратить какие‑либо вмешательства. Лучше забыть о лечении и просто поиграть с ребенком в кабинете. Повторить поход к стоматологу можно будет через неделю», - советует ­эксперт.

Малыши очень быстро растут. И родители, справившись с коликами, переходом на обычный стол, приучением к горшку и прочими детскими проблемами, очень скоро оказываются перед необходимостью устроить кроху в детский сад. В начале их интересует во сколько лет лучше отдавать ребенка в детский сад, затем в какой детский сад лучше отдать ребенка. Но этот важный период в жизни каждого ребенка может омрачаться. Ведь далеко не каждый малыш согласен расставаться с родителями на целый день, и отправляться к незнакомым детям и воспитателям. Поэтому очень важную роль играет адекватная адаптация к таким изменениям. Давайте уточним, как отвести ребенка в садик в первый раз?

Детский сад для малыша является в первую очередь стрессом. Ведь ребенку приходится полностью сменить обстановку, оторваться от матери, с которой он до этого особо не разлучался. Как показывает практика, гораздо острее такие изменения переживают мальчики, так как они намного больше привязаны к маме и требуют ее нахождения рядом практически постоянно.

Для того чтобы малыш нормально привык к детскому саду, нужно подготовиться к его посещению заранее. Первым делом родителям необходимо отправиться в выбранное учреждение, познакомится с заведующей и непосредственно с воспитателем. Им также стоит оценить условия, в которых придется жить их ребенку, и донести информацию о его психологических особенностях.

Шерстим отзывы

К счастью, в современном мире у всех нас есть доступ к информации. На городских форумах можно найти данные о выбранном детском садике и поговорить с другими родителями о воспитателях и о психологической обстановке в группах целом. Именно так вы сможете получить информацию об особенностях детского сада, условиях в нем, о группах, режиме дня и питании.

Воспитатель

Обязательно уделите время выбору воспитателя для своих деток. Ведь именно этот человек будет находиться с вашим малышом в течение большей части дня на протяжении не одного года. Обсудите возможности выбора с заведующей, ориентируясь на уже полученную информацию от других родителей.

Подготовка непосредственно ребенка

Малыш должен привыкнуть к общению с другими людьми, как детками, так и взрослыми. Поэтому почаще посещайте с ним многолюдные места: парки, площадки и пр., поощряйте коллективные игры и помогайте найти контакт с ровесниками.

Чтобы ребенок быстро и легко адаптировался к детскому саду, постарайтесь постепенно приблизить его домашний режим дня к детсадовскому. И займитесь этим заранее – примерно за месяц-два до планируемого поступления.

Обязательно внушайте ребенку мысль о том, что детский сад – это здорово. Малыш не должен бояться данного учреждения. Рассказывайте, что в саду хорошо, там много деток и игрушек, а также работают добрые воспитатели. В детском саду играют и занимаются, кушают и спят, а затем обязательно отправляются домой.

Конечно, вы не сможете полностью объяснить малышу всю необходимость посещения детского сада. Но постарайтесь, чтобы у крохи сложилось мнение, что сад – это само собой разумеющаяся необходимость, альтернативы которой просто нет. Садик должен присутствовать в вашей жизни везде – в разговорах, в играх, в книгах, и, конечно же, только с положительными эмоциями.

Не стоит приводить своего кроху познакомиться с детским садом в раннее утреннее время. Ведь когда других деток приводят в группу, они могут вести себя по-разному, кто-то плачет, кто-то капризничает. Ваш малыш может подумать, глядя на это, что детский сад – это совсем не весело.

Как отвести ребенка в садик без истерики?

Обязательно согласуйте первое знакомство с садом с воспитателем. Осмотрите вместе с ребенком территорию, громко и позитивно комментируйте увиденное. Покажите крохе, как много игрушек в саду, как весело играют детки, и как хорошо было бы сюда приходить.

Для первого дня обзорной экскурсии вполне хватит. Обязательно спросите у малыша, как ему сад, и хочет ли он снова сюда прийти, например, завтра. В том случае, если кроха дал положительный ответ, все идет отлично. Но услышав «нет», нужно выяснить, что именно не понравилось малышу, и немного отложить дальнейшее знакомство с садом.

Познакомившись с садом и будущей воспитательницей, улучите момент, когда ваш кроха чем-то увлекся. Поиграйте с ним вместе, после тихо выйдите в соседнее помещение буквально на немного времени. После того, как ребенок вас позовет, обязательно вернитесь обратно. Постепенно время самостоятельного нахождения в саду будет удлиняться.

Наверняка, на момент посещения детского сада, ваш малыш уже оставался без вас, например, с папой или бабушкой. Поэтому он уже нормально понимает, что мама может ненадолго уйти и скоро вернуться. Дождитесь, пока кроха увлечется игрой, скажите ему, что отправитесь по делам, и скоро возвратитесь.

Увеличивайте постепенно время своего отсутствия. Но не начинайте следующего этапа приучения, пока не окончили предыдущий.

В том случае, если все попытки оставить кроху в саду хотя бы на немного оканчиваются слезами и криками, не давите на ребенка. Сделайте паузу, проконсультируйтесь с воспитателем и психологом, после чего используйте другие методы, которые помогут увлечь малыша и привыкнуть к саду.

Как показывает практика, рано или поздно все дети начинают плакать, отправляясь по утрам в сад. А у некоторых слезы во время расставания с мамой и вовсе не оканчиваются. Нужно просто принять и пережить этот период. Обязательно объясняйте малышу, что вы за ним вернетесь, но не затягивайте период прощания. Если истерики не прекращаются – проконсультируйтесь с психологом.

Буквально на прошлой неделе мы обсуждали эту проблему. Она оказалась одной из животрепещущих.

Отчасти это сезонное явление: увести ребёнка домой из прогретой солнцем песочницы значительно труднее, чем из промокшего насквозь парка.

Ситуация осложняется, если детей двое: один в слинге или коляске, а второй скачет повсюду, как бандерлог. Иди – поймай!

В общем, разные бывают ситуации. В этой статьей давайте обсудим возможную тактику родителей.

Сразу оговорюсь, у некоторых родителей есть прямо противоположная проблема: как уговорить ребёнка выйти на прогулку)) Возможно, как-нибудь и об этом поговорим. Это у меня так, лирическое отступление))

Так что же делать, если ребёнок отказывается идти домой?

«Так устал, что не могу остановиться!»

Для взрослых это звучит парадоксально: устал – иди домой отдыхать, какие проблемы-то? А не тут-то было! Детский организм порой играет с ребёнком злую шутку. Вот малыш бегал, играл, веселился. Мама радовалась: активный отдых, физическое развитие, свежий воздух – красота! И не разглядеть сразу тот момент, когда весёлая беготня превращается просто в беготню по инерции. Ребёнок устал, перевозбудился от активностей и теперь никак не может «выключиться». Любые попытки со стороны родителей приводят к капризам, а то и полноценной истерике.

Что происходит? Перегулял!

Что делать? Постараться регламентировать время прогулки в соответствии с возможностями ребёнка, или как-то чередовать активную и спокойную стадии игры. Сколько именно и как гулять зависит от возраста ребёнка, его физических и психических возможностей. Определить наверняка сможете только вы сами исключительно опытным путём. Просто надо учитывать такую вероятность, и если чувствуете, что дело идёт к перевозбуждению, лучше не догулять. Если же наступила истерика, стоит просто её переждать, успокоить, приласкать ребёнка и уже почти совсем обессилевшего отвести домой.

«Ну, ещё пять минут!»

Ага, это вы сейчас с кем разговариваете? С ребёнком до 5-6 лет? Ну, так ему, что 5 минут, что 50 – без разницы. Ощущение времени ещё не сформировано, соответствующие участки мозга не созрели. И такая абстракция как минуты и часы для ребёнка всё равно, что квантовая физика. Что же делать?

Лучше обозначать временную границу конкретным действием: ещё один куличек слепим, ещё два раза с горки съедешь и т.д. Если со счётом пока тоже рановато, значит ещё больше упрощаем: по куличику с каждой формочки, съезжаешь с горки – и побежали скорей. И т.д.

Идти домой – это же скукотища!

Съехали с горки – и побежали… Куда? Домой? Ооох, с горки-то кататься куда веселее было. Ребёнок уже понимает, что закончились его весёлые игры, впереди ничего не светит.

Исправляем ситуацию!

Представьте дорогу до дома: что там есть интересного? Клумба с цветами, дырка в заборе, высокий бордюр, по которому можно ходить, интересная вывеска и т.д. Что угодно, что может заинтересовать вашего ребёнка. И поехали: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция – дырка в заборе!» Ну, кто тут устоит?

Можно и не поездом, а просто так. Но я обожаю играть с сыном в паровозик: мы хватаем длинную палочку. Я – паровозик, Максим – вагончик. Ту-ту! Отправляемся! Тут ему уже не важны станции, мы можем до самого дома просто перечислять, что мы такого интересного везём в своих вагончиках, кому мы это везём и т.д. Бывало, что минут на 15 хватало))

Мама превращается…

А во что угодно. В самолёт, например. Раскинула руки, и кричит: «Я – самолёт, я лечу в Бразилию, кто со мной?» Угадайте, где у нас Бразилия? Дома, конечно. А может, Африка или другая планета, или всё, что угодно, лишь бы интересно.

Превращаться можно в самолёт, лошадку, машину, трактор… Во всё, что движется. Хоть, в фею Винкс! Да на здоровье! Лишь бы ребёнку было интересно.

Смысл в том, чтобы дорога перестала казаться ребёнку чем-то скучным, а превратилась в захватывающее приключение. Гораздо лучше, чем на детской площадке! Такой подход требует от мамы некоторых усилий и креативности, но зато работает почти безотказно.

Когда мне надоедало в кого-нибудь превращаться, мы просто устраивали соревнования с Максимом: бежим скорее до первой трещины в асфальте. Добежали? Стоп! Ни в коем случае не заступаем! Раз-два-три перепрыгиваем! Теперь можно бежать дальше, до следующей трещины. Мы таким образом пропрыгивали дорогу в несколько автобусных остановок)) Конечно, если у вас на руках или в коляске младший ребёнок, то метод не подойдёт.

Миссия выполнима

Чтобы домой идти захотелось, можно поставить перед ребёнком интересную и достижимую цель. Например: «Вот тебе волшебный ключ от домофона, теперь только ты сможешь открыть нашу заколдованную дверь». А может быть, у подъезда вас ожидает оголодавшая кошка, которую надо срочно покормить? Или почтовый ящик вот-вот лопнет от рекламных буклетов?

Запрещённый приём

Это как подножка или удар ниже пояса. Вы может, уже догадались, о чём я? Мама говорит: «Ну, и оставайся! А я пошла!». И уходит. Может, даже углом прячется, чтоб страшнее было.

Работает? Ещё бы! Ребёнок больше всего на свете боится остаться без значимого для него взрослого. Это же просто катастрофа! Ужас невероятный, потому что в голове срабатывает программа: если мой взрослый меня покинет, я погибну. Это на уровне подсознания, рефлекс, заложенный эволюцией. Он призван включать поведение следования, чтобы ребёнок не остался один в этом опасном мире.

И спекулировать на этой программе никак нельзя! Зачем лишний раз расшатывать доверие ребёнка к вам, а заодно и ко всему миру в вашем лице? Зачем делать шаг назад в процессе укрепления взаимоотношений с ребёнком? Я не говорю уже про неокрепшую нервную систему.

Поведение следования включается само, автоматически. Пользоваться этим можно, только очень аккуратно. Уходит медленно, чтобы ребёнок успел завершить свои дела и догнать вас. Говорить о своём уходе доброжелательно, мягко, без ультиматума. Тогда он сам соберёт свои игрушки и пойдёт за вами. Возможно, немножко покапризничает. Ведь дорога-то впереди скучная. Но мы уже знаем, что с этим делать, не так ли?

А какие у вас есть приёмчики, чтобы увести ребёнка домой с прогулки?