Годовалый ребенок боится чужих людей. Ребёнок боится незнакомых людей

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Когда ребенок только рождается, ему незнакомо понятие страха. Но вот вы замечаете, что ваш малыш боится один зайти в темную комнату или один выйти вечером на улицу. Вы понимаете, что у ребенка развивается страх - своеобразное чувство беспокойства, переживания или тревоги, которое характеризуется изменениями эмоционального фона. У него может учащаться сердцебиение, нарушаться ритм дыхания, усиливаться мышечное напряжение. Страх - это ответная реакция ребенка на внешнюю угрозу - реальную и/или придуманную.

Диагностика детских страхов проводится специалистами в этой области: психологами, психиатрами или психотерапевтами посредством бесед, тестов и опросных листов. На основе результатов исследований подбираются адекватные методы лечения.

Что лежит в основе страха ребенка

Страх - это способ самосохранения. В отличие от взрослых страхов в основе детских не всегда лежит реальная угроза.

Они развиваются на базе полученной детьми информации, дорисовываются богатым и впечатлительным детским воображением и у большинства детей проходят самостоятельно. Но, как и в любом правиле, в вопросах детских страхов также имеется небольшой процент исключений, случаев, когда обычные страхи перерастают в фобии, требующие специального лечения. У девочек фобии развиваются чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими развитию страха у детей, являются их одиночество в семье, ограничение в общении с ровесниками.

Более подвержены развитию тревожных состояний те дети, которые обладают яркой фантазией, впечатлительностью, высокой доверчивостью. Часто развитию страхов способствуют воспитание, нестабильные отношения ребенка с родителями.

Среди причин детских страхов выделяют следующие:

  1. Психоэмоциональные травмы, пережитые ребенком в раннем возрасте. Именно они чаще всего перерастают в фобии и с трудом поддаются лечению. Примером таких случаев является боязнь собак после укуса.
  2. Родительские запугивания с целью предотвратить асоциальное поведение ребенка. Например, «будешь плакать - придет злой дядька и заберет тебя».
  3. Патологическое беспокойство самих родителей по каждому поводу. Бесконечные запреты и установки на неудачи развивают в ребенке чувство постоянной тревоги, которая перерастает в страх.
  4. Агрессивное поведение родителей, направленное на унижение чувства детского достоинства, демонстрация доминирования родителя над ребенком формируют сложные страхи и боязнь своих родных.
  5. Фильмы ужасов или жестокие компьютерные игры со сценами насилия тоже развивают у ребенка страх повторения увиденных ситуаций.
  6. Наличие определенного психологического заболевания также может выражаться в развитии у детей страхов. Определить вид заболевания и назначить лечение возможно только после обследования ребенка профессиональными специалистами.

Механизм появления и развития страхов

Первые страхи возникают у детей в два-три года, когда они начинают фантазировать, придумывать и воображать что-то необычное после осмысления внешней информации. Пик фантазирования достигается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем более впечатлителен ребенок, тем более разнообразны и необычны его страхи. Поскольку в своем юном возрасте ребенок еще не способен анализировать причины страха и свою реакцию, это приводит к закреплению и поддержанию страха. С возрастом ситуации, которые способствуют развитию страха, меняются, как и сферы жизни самого ребенка: от страха остаться без мамы в младенчестве - до социальных страхов в школьном возрасте.

Виды страхов у детей

Страхи детей подразделяются на социальные и природные. Первые формируются в процессе межличностного общения ребенка с окружающими, вторые связаны с природным чувством самосохранения.

По природе возникновения детские страхи также делятся:

  • на особо ценные, которые являются порождением детской фантазии и приобретают для ребенка особую важность;
  • навязчивые, которые возникли в результате определенной жизненной ситуации (страх замкнутого пространства) и легко перерастают в панику;
  • бредовые, которые логически не поддаются объяснению.

Обратите внимание!

Симптомами появления страхов у новорожденных являются вздрагивания ручек и ножек, беспокойство и беспричинный плач. Спровоцировать страхи в таком маленьком возрасте способны резкие движения, громкие звуки, яркое освещение. К полугоду у ребенка возрастает чувство привязанности к маме - ее потеря из виду на продолжительное время также вызывает тревогу и беспокойство. Становясь старше, ребенок начинает бояться незнакомых людей, высоты, резких звуков, одиночества.
После двух лет свои страхи ребенок связывает с отдельными объектами: агрессивными животными, машинами, двигающимися с большой скоростью, огнем.

В период «кризиса трех лет» у ребенка появляется страх быть наказанным за совершенный проступок, возникает боязнь того, что он не любим своими родителями.

У дошкольников под действием сказок и фантастических комиксов возникает боязнь волшебных, несуществующих животных и существ, троллей и привидений. Школьники и подростки боятся выступать перед аудиторией, получить неудовлетворительную оценку, боятся подвергнуться критике, осуждению, быть осмеянными. Также дети подросткового возраста могут начать бояться разных катастроф и аварий, пожаров и наводнений.

На фоне страха ребенок теряет покой, становится раздражительным, у него пропадает аппетит и сон, ухудшается общее состояние здоровья.

Если ребенку вовремя не оказать психологическую поддержку, страхи перерастут в фобии, навязчивые идеи и психологические расстройства.

Как выявить наличие страха у ребенка.

Непроходящие детские страхи вынуждают родителей обращаться за профессиональной помощью к врачам. Диагностика начинается с доверительной беседы с ребенком с целью выявления причин, вызывающих тревогу и беспокойство.

Другими методами обследования ребенка являются специализированные возрастные опросники, тесты рисунков, сказки для диагностики ситуаций и другие психологические тесты.

Лечим детские страхи

Для того чтобы справиться со своими страхами, ребенку нужно почувствовать себя в безопасности, ощутить спокойствие и домашний уют. С этой целью психологи и психотерапевты работают не только с самим ребенком, но и с родителями, обучая их методам воспитания тревожного ребенка, способам эффективного взаимодействия, организации правильного отдыха и общения.

Индивидуально проводятся занятия по психоанализу и творческие мастерские для визуализации детского страха и уничтожения его в буквальном смысле.

При более глубоких психологических нарушениях используется медикаментозное лечение, пока не будет достигнут видимый эффект. Любое лечение проводится под наблюдением врача по строго прописанному рецепту. Коррекцией лечения, назначением дополнительных средств и определением продолжительности их приема также занимается лечащий врач.

Со временем у ребенка проходят страхи. Главное внимательно относиться к его психологическому и эмоциональному развитию, любить свое чадо, заботиться о нем, относиться к нему как к равному, правильно организовывать его досуг, делая выбор в пользу активного отдыха и творческого развития.

И ничего не бойтесь.

Бывает, любознательный и общительный прежде малыш вдруг начинает бояться чужих людей или новых мест. А некоторые дети с рождения боязливы и осторожны, тяжело переносят новые впечатления и не хотят общаться ни с кем, кроме родных. Это очень неудобно родителям. Особенно, когда в семье есть старшие дети и дела, требующие походов в разные места, а няни, с которой можно оставить малыша, нет.

Почему так бывает, когда пройдет и как с этим жить?

То, что ребенок начинает опасаться нового и незнакомого – вполне закономерный и нормальный этап развития. Научившись ходить, малыш обретает самостоятельность и больше подвержен различным опасностям. Вместе с растущими физическими возможностями возникают сдерживающие психические факторы, помогающие использовать умения безопасно. Умение быстро бегать в норме уравновешивается осторожностью, а стремление к общению сдерживается пониманием, что в мире есть чужие люди и не все они могут быть настроены доброжелательно.

Именно в этом возрасте дети часто болезненно переживают разлуку с мамой и не хотят ее отпускать даже ненадолго. Часто именно тревогой и боязнью разлуки обусловлена боязнь новых людей и мест. Есть и другие причины неудобного поведения и нежелания посещать определенные места: различные страхи (например, ребенок чего-то сильно испугался когда-то и теперь его страх распространяется на все похожие места), протест, желание пойти в другое место. Прежде всего, стоит узнать причину – тогда будет понятнее, что делать. Но даже если причины не ясна, есть несколько общих рекомендаций.

Самое главное - уважительно относиться к потребностям ребенка. В нашей культуре есть мнение, что нужно вышибать клин клином и заставлять делать то, что страшно или не хочется. Но если ребенок плачет или сопротивляется – значит, у него есть реальная потребность, и наша задача – понять ее и удовлетворить.

1. Наблюдайте за ребенком

Внимательно следите, что именно его пугает, что не нравится, доставляет неудобства. Часто бывает, что мы сами усугубляем или игнорируем проблему, которая решается минимальными усилиями. У меня в практике был случай, когда у ребенка начиналась истерика на прогулке при попытке войти в парк. Это стало для мамы большой сложностью, потому что больше гулять было негде. Мама стала наблюдать, и вскоре выяснила, что ребенок боялся одной конкретной афиши, которая висела рядом со входом. Почему боялся – это уже другой вопрос. Но проблема была решена легко и быстро – всего-то заходить через другой вход.

2. Знайте, что это не навсегда

Постепенно страхи и тревожность сгладятся. Конечно, останутся особенности темперамента, но такую патологическую боязливость дети обычно перерастают, набравшись жизненного опыта и сил. Родители могут помочь им, оставаясь спокойными, надежными и устойчивыми.

3. Старайтесь учитывать особенности ребенка

И беречь его, когда есть возможность. Если получается остаться дома, когда он не хочет куда-то идти – пусть останется. Довольно часто это вопрос грамотного планирования и распределения задач. Не стоит тащить ребенка туда, где ему плохо, из воспитательных соображений, «чтобы привыкал». Обычно это имеет как раз обратный эффект. Надо понимать, что лишний стресс развивает не характер, а беспокойство. Развитие лучше всего происходит в спокойной и комфортной обстановке – когда ребенку не нужно защищаться и тратить силы на сопротивление, их можно пустить на рост. Нужно дать ему время и возможность мягко адаптироваться к некомфортным условиям.

Но иногда бывают ситуации, когда ребенку приходится столкнуться со стрессовой ситуацией. Например, оставить его не с кем, а пойти в страшное место обязательно нужно. Вот несколько рекомендация для такого случая:

Постарайтесь не нервничать и не прогнозировать ужасов. Чем спокойнее вы – тем спокойнее ребенок, он чувствует и перенимает ваше состояние.

- Сообщайте ребенку заранее, куда вы пойдете и зачем. Подробно рассказывайте, что там будет происходить. Даже те дети, которые еще не говорят, способны понять основную мысль. Неопределенность тревожит больше всего, а когда ребенок знает, чего ждать, он чувствует себя увереннее.

В процессе комментируйте то, что видите, спокойно рассказывайте, что к чему. Это поможет и вам самим не нервничать, и для ребенка будет показателем вашего спокойствия, возбудит его интерес.

- Если есть возможность – дайте ребенку постепенно привыкнуть к месту. Не кидайтесь в гущу толпы сразу, сначала посмотрите издали и подходите медленно. Не тащите его сразу в кабинет стоматолога, а дайте время поиграть в фойе и рассмотреть картинки на стенах.

Нужно понимать, что ребенку требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться в новой ситуации. Попробуйте посмотреть на все глазами ребенка, как будто в первый раз. Возможно, вы увидите что-то, чего раньше не замечали и сумеете лучше его понять.

- Ищите вокруг что-то интересное для ребенка. Обращайте внимание на забавные детали.

Подготовьтесь к выходу – возьмите с собой необходимый набор на все случаи жизни, чтобы не испытывать дискомфорта, если вдруг что-то понадобится. Небольшой перекус, вода, влажные салфетки, подгузники или немного сменной одежды сохранят нервы в случае неожиданностей.

- Обязательно возьмите с собой несколько любимых игрушек и книг. Если ему станет страшно, будет на что переключить внимание.

Хорошо работают всякие интересные мелочи – мыльные пузыри, маленькие воздушные шарики, наклейки и пр. Наблюдая за пузырями (и занимаясь любым другим веселым и интересным делом), ребенку проще будет адаптироваться к месту.

В освоении новых территорий для ребенка самое главное – ваша поддержка, любовь и спокойствие. Помните об этом и будьте, пожалуйста, терпимы и терпеливы.

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.

Ваш малыш испытывает то, что обычно называют "боязнью чужих". Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, - нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Боязнь чужих

Эта "болезнь" обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта "общительная бабочка" превратилась в "недоверчивую гусеницу". Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей - по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: "Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая". Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам - избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это - элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша. ("На самом-то деле он очень хороший мальчик".) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно - и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.

Из дневника Марты: "Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью на- чинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать. Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений".

Страх одиночества

Боязнь остаться в одиночестве, как правило, начинает проявляться около 6 месяцев (когда малыш учится ползать) и сохраняется и может даже усиливаться с 12 до 18 месяцев (когда ребенок начинает ходить). Мудрые родители будут считаться с этой совершенно нормальной стадией развития малыша и постараются так спланировать свои дела, чтобы как можно больше быть вместе с ребенком. То, как малыш справится со своим страхом, во многом зависит от родителей.

Не слишком ли зависим ребенок?

"Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?"

Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя.

Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться.

Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит "да", а его разум - "нет". Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.

Дайте ему понять, что все в порядке

Пусть вас не беспокоит перспектива воспитать ребенка чрезмерно зависимым от вас и нездорово прилипчивым. Все обстоит как раз наоборот. Зная, что вы рядом, малыш не будет испытывать страха одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя независимо. И вот почему. Предположим, малыш играет в комнате, полной странных игрушек и незнакомых детей. Он взывает к вам. Чтобы успокоить его, вы киваете ему и говорите: "Все в порядке". Успокоившись, он быстрее осваивается в непривычной обстановке, время от времени вновь поглядывая на вас и удостоверясь, что опасности по-прежнему нет. Присутствие человека, к которому ребенок сильно привязан (обычно это папа или мама, или кто-то из близких родственников), действует на него ободряюще. Он как бы получает поддержку и одобрение собственных действий. В этом случае он не боится незнакомой ситуации, а спокойно начинает осваивать ее. По мере того как малыш взбирается по лестнице независимости, он не перестает нуждаться в человеке, который бы поддерживал эту лестницу.

Как сделать, чтобы малыш не переживал, оставаясь один? Если он не может вас видеть, а умом пока не осознает, что вы где-то рядом, нужно поддерживать с ним контакт голосом. Это не только ободряет малыша, но и позволяет ему ассоциировать ваш голос с вашим воображаемым образом и успокоиться. До второго года жизни большинство малышей еще не владеют навыком воображаемого постоянства предметов и людей, т.е. в их памяти не восстанавливаются образы предметов и людей, которых в данный момент нельзя увидеть. Умение сохранять в памяти ментальный образ родителей позволяет малышу легче переходить от знакомых ситуаций и предметов к незнакомым.

Тесная взаимная привязанность родителей и детей усиливает независимость последних.

Процесс умственного развития ребенка легче понять, если сравнивать его с процессом звукозаписи - это наша теория глубокой бороздки. Чем сильнее привязанность в паре родители - ребенок, тем глубже зарубки в памяти малыша и тем проще попасть ему в нужную бороздку, когда возникает такая необходимость. Теории, широко распространенные некоторое время назад, уверяли, что при такой сильной привязанности к родителям ребенок никогда не сможет выбраться из такой бороздки (колеи), станет зависимым и не сможет действовать самостоятельно. Наш опыт и эксперименты демонстрируют совершенно обратное. В классическом исследовании, называемом "экспериментами в незнакомой ситуации", ученые изучали две группы детей (одна - "дети, сильно привязанные к родителям", другая - "дети, не привязанные к родителям"). Дети первой группы, т.е. те, у кого наиболее глубокие бороздки, проявляли минимум страха, когда их разъединяли с мамой, чтобы они в той же комнате поиграли в новые игрушки. Время от времени малыши, проверяли реакцию мамы на происходящее, чтобы убедиться, что все в порядке, и спокойно играли дальше. Поскольку детям не надо было растрачивать энергию на плач по поводу отсутствия мамы, они всю ее направляли на освоение новой игры. Когда такой ребенок оставался в одиночестве, он как бы искал равновесие между желанием продолжить игру и получить подтверждение мамы в том, что опасности нет.

Таким образом, присутствие рядом близкого человека поддерживает у малыша уверенность и чувство защищенности и способствует его независимости, доверию и спокойствию. В конечном счете это ведет к одолению такой важнейшей вехи развития ребенка на первом году жизни, как умение играть одному.

Многие молодые родители искренне удивляются тому, что их ребенок боится новых людей, пришедших в дом или просто подошедших на улице..

Проблема страха перед чужими людьми возникает примерно в возрасте 8-10 месяцев. Когда ребенок, привыкший к матери и отцу, начинает нервничать, капризничать и плакать при виде нового человека.

Почему ребенок боится чужих людей?

Страх перед чужими людьми тесно связан у малышей со страхом потерять маму. Этот страх подсознательный и поэтому никакие уговоры не дадут эффекта.

Ребенок на уровне подсознания чувствует, что чужой человек может лишить его мамы и причинить ему самому вред. Притом к «чужим» могут относиться и родственники или даже отец, если ребенок не видит его часто. А если мамы нет рядом, то появление «чужого» может вызвать у него настоящую истерику. Иногда ребенок даже может .

Как бороться со страхом?

Не нужно игнорировать страх ребенка, если ребенок боится чужих людей, мама должна помочь ему справиться с его проблемами. Мама обязана понимать, что подталкивание ребенка к общению с «чужаками» может лишь навредить малышу.

Самым правильным решением этой проблемы будет время. Просто дайте ребенку немного времени на то, чтобы малыш привык к голосу и внешности нового для него человека.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, стоит приучать ребенка к их присутствию постепенно. В безопасности малыш чувствует себя лишь на руках у мамы, поэтому на ручках ребенок сможет быстрее и более решительно познакомиться с новым человеком.

Показывайте на своем примере, что крохе нечего опасаться. Если ребенок боится чужих людей, то он должен увидеть, что мама приветлива и улыбчива с незнакомым человеком, тогда и он начнет привыкать к нему и поймет, что «чужак» не представляет для него опасности.

Имейте в виду, что время на «знакомство» у каждого индивидуально. Некоторые любознательные детки готовы сразу забраться на руки к незнакомцу, другим требуется несколько часов. Третьи же привыкают к «чужаку» лишь за несколько визитов.

Если годовалый ребенок боится чужих людей на улице, если это вызывает у него стресс, то маме стоит во время прогулки знакомить малыша с другими людьми. Просто возьмите его за руку или на руки и подходите к другим детишкам, ведь малышу не так страшно знакомиться с такими же детьми, как он. К тому же, это поможет ему более доверчиво относиться к другим женщинам с детьми.

Если малыш боится врачей

Многие дети кроме боязни чужих людей начинают нервничать и плакать при виде врачей, а иногда и после визита в поликлинику малыша трудно успокоить.

Чтобы посещение доктора было менее травматичным для ребенка, научите его играть в «больницу». Купите игрушечные медицинские инструменты, сшейте белый халат для любимой игрушки или пусть малыш сам лечит их. Покажите ребенку то, что обычно делают врачи в поликлинике. Пусть он увидит, что врачей не стоит бояться.

Почитайте ему сказку про Айболита и представьте поход к врачу чем-то вроде игры.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, не стоит паниковать. Обычно после полутора лет страх уходит, и малыш с радостью общается с новыми людьми. Однако мама должна помочь ему справиться с этим недугом.

Сайт для мам сайт настоятельно рекомендует молодым мамочкам не бросать малыша один на один с его страхом. Не игнорируйте реакцию ребенка на незнакомых людей. Обязательно работайте над этой проблемой. Сегодня вы поможете ему, а завтра малыш сам сможет преодолеть свой страх. Стимулируйте ребенка поощрением, обязательно отмечайте все, даже незначительные, его достижения.

Удивительно, но в семье, где мама мягкая, а папа достаточно активный, дети обычно менее тревожные, и следовательно, меньше подвержены страхам. В этот период родители должны стараться не отсутствовать длительное время.

Наиболее полезным для малыша станет тот вариант воспитания, когда мама и папа будут все свободное время уделять ребенку , а не перекладывать заботу о нем на нянь или бабушек.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, а без помощника никак не обойтись, то следует заранее приучить ребенка к новому человеку. Сначала такое общение должно проходить с обязательным присутствием мамы. Тогда, оставшись наедине с новым человеком, ребенок не испытает стресс или даже страх.

Ну и конечно, самое главное — это внимательно следить за эмоциональным состоянием малыша. Если ребенок боится чужих людей, не нужно заставлять его общаться с ними, не оставляйте его наедине с незнакомцем. И помните, все проблемы взрослого человека родом из детства, а вовремя не пережитый страх может негативно отразиться на взрослой жизни. Не оставляйте свое чадо наедине со своим страхом, будьте внимательны и заботливы, и тогда ваш малыш легко перерастет любую проблему.