Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы

Этот раздел меню посвящен теме «Ознакомление детей с природой». В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Занятия сгруппированы по классам: «Звери», «Насекомые», «Птицы», «Обитатели моря», «Растения» и «Экология», где каждое занятие посвящено одному конкретному виду. Исключением является раздел «Экология» - там даются более общие и комплексные знания по ознакомлению дошкольников с природой, и некоторое количество занятий о растениях, например занятие "Лекарственные растения". Большая часть конспектов снабжена фотографиями и аудио-файлами с голосами животных и птиц, причем Вы можете скачать конспект занятия одним архивом, содержащий и текстовый документ, и вспомогательные материалы для полноценного проведения занятия в детском саду.

Некоторые из занятий являются комплексными (интегрированными)- как правило, они построены по схеме "ознакомление дошкольников с природой" плюс "изо. деятельность" (лепка, рисование или конструирование из бумаги) и ссылки на некоторые из них есть в разделе комплексных занятий.

Необходимо помнить, что некоторые занятия содержат информацию о конкретном регионе (ареале). Поэтому стоит быть внимательным и, при необходимости, адаптировать занятие под свой регион. Пример: зайцы не везде "белеют" в зимнюю пору, в южных регионах этого не наблюдается. И т.д.

Любой из конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с природой, расположенных в этом разделе, можно скачать в виде документа Ворд.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изодеятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом не теряя интереса и концентрации внимания.

В том случае, если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, по возможности, сообщите нам об этом. Кроме того, если у Вас есть собственные занятия по ознакомлению детей с природой, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы с радостью будем пополнять количество конспектов.

СОДЕРЖАНИЕ:

    Библиография

    Приложение.

    Словесные методы, их роль в формировании экологических знаний, экологической культуры дошкольника

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной ко окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их.(подходит к окну).Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть?(трогает землю в горшке).Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды),знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

    Методика проведения природоведческой беседы, виды бесед

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа - это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах - скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах - на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

    Рассказ воспитателя и детей о природе, его особенности

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка - обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом - фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10-15 мин.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

    Чтение познавательной природоведческой художественной литературы о природе

Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Таким образом, знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.

Любовь к природе определяется прежде всего действительным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это прежде всего выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Например, поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей с природным материалом.

Рассматривая с детьми картину «Берёзовая роща» обращаемся к рассказу И. Соколова - Микитова «Берёза». В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. Простые деревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. Можно предложить детям послушать хороводную песню «Во поле берёзонька стояла» и вспомнить какие они ещё знают песни о русской берёзе. Прочитать детям стихотворение А. Прокофьева «Берёза».

С целью воспитания любви к природе можно проводить различные дидактические игры, игры -занятия и т.д.

При рациональном сочетании разных видов деятельности, возможно добиться успехов в экологическом воспитании и образовании.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе - сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

    Использование малых форм фольклора в ознакомление с природой (стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы) и формировании экологических знаний

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.

6. Библиография

    Громова О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. "Творческий Центр СФЕРА", 2005 год.

    Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

    Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.

    Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.

    «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

    Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. - 1996. – 48 с.

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

    Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

10. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.

Практическая часть

    Составить рассказ о природе с учетом основных требований к нему.

    Подобрать стихи и загадки о природе по темам. (об овощах и фруктах, грибах, птицах, домашних и диких животных, о временах года, цветах).

    Разобрать конспект бесед о природе (подобрать или составить итоговые задачи о природе).

    Подобрать словесные игры для уточнения знаний о природе.

    Сделать подборку художественной литературы по ознакомлению детей с трудом взрослых в природе, по ознакомлению детей с домашними и дикими животными, временами года.

1. Рассказ о ветре

На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Ветер–гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу. Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когда встречается теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень–очень холодным, а другой – очень–очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути. Очень сильный вихрь называется смерч.

Это воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой “хобот”, в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч и захватил домик Эли и перенес его в волшебную страну. Иногда смерч проносится очень быстро, а иногда носится по земле несколько часов.

Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, несут беду, разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но ученые со специальных спутников, самолетов следят за тем, куда движутся ураганы, чтобы предостеречь людей от надвигающей опасности.

2. Стихи и загадки о природе по темам. (об овощах и фруктах, грибах, птицах, домашних и диких животных, о временах года, цветах)

* * *

Прекрасный день!

Такая чудная погода

Бывает только дивною сентябрьскою порой.

Ликует в праздничном наряде вся природа,

И золотая осень кружит над землей.

А солнце светит

Ласково и нежно,

Даря земле частичку теплоты,

И над водой с изяществом небрежным

Порхают бабочки, как поздние цветы.

И как приятно,

Выйдя на прогулку,

Почувствовать вдруг свежесть ветерка,

Услышать тишины дыханье гулкое,

Увидеть, как прекрасны облака...

Владимир Кочураев

* * *

Огурцы и помидоры,

Есть морковка и салат,

Лук на грядке, перец сладкий

И капусты целый ряд.

В саду созрели сливы,

Яблоки и груши.

До чего ж они красивы

На здоровье кушай.

* * *

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка и свёкла?

Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка и свёкла?

Ох!...

И суп овощной оказался не плох!

Загадки.

Ни стола в жилище том,

Ни трубы, ни печки,

И закручен этот дом

В хитрые колечки.

(Улитка)

Подрастала –

Хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла –

Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

(Лягушка)

Что выше леса?

(Солнышко)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба)

Золотой хозяин с поля идет,

Серебряный пастух на поле идет,

Мелкое стадо гонит.

(Солнце, месяц, звезды)

Не зверь,

Не птица,

А нос, как спица,

Летит - кричит,

Сядет - молчит,

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

(Месяц)

Вся дорожка

Обсыпана горошком.

(Звезды, Млечный Путь)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,

А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь)

Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь)

По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица. (Белка)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)

С хозяином дружит, домик сторожит,

Живёт под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)

Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)

С бородою, а не старик; с рогами, а не бык;

Доят, а не корова; с пухом, а не птица;

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)

Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах.

С большою важностью хожу

И вспыльчив, словно порох. (Петух)

Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осёл)

Очень много силы в нём; ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (Слон)

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)

Надо мной она кружит, надо мной она жужжит.

Ну и приставуха эта цокотуха. (Муха)

Белка.

Кто там скачет, кто мелькает?

Белка дело затевает-

Сосны сеет на пригорке,

А под горочкою- ёлки.

На подмогу ей спешу-

Тоже шишки шелушу.

Борзый конь.

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы!

Все-таки в галоп - гоп-гоп!

Трух-трух! Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы.

Рысью, рысью, конь мой милый!

Трух-трух-трух! Не споткнись, мой друг!

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!

Золотые они - звяк, звяк, звяк!

Кто кем становится.

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая собака.

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком.

Толстый увалень баран -

Толстеньким ягненком.

Этот важный кот Пушок -

Маленьким котенком.

А отважный петушок -

Кро-о-хотным цыпленком.

А из маленьких гусят

Вырастают утки

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

А. Шибаев

Лось

Я схожу сейчас в аптеку, -

Говорит лосихе лось.

У меня с начала лета

Выпадение волос.

Да не нужен мне рецепт -

это вздор!

Нужен мне один огромный

ядовитый мухомор!

О.Г. Зыкова

Косуля

Вот промчалась точно пуля,

Мимо стройная косуля.

Грациозна и нежна,

И стремительна она.

Прежде здесь они не жили.

Их в леса к нам запустили,

И теперь они живут,

Травку сочную жуют.

В.Л. Гаазов

Белка

Вот мелькнула точно стрелка,

Перед нами сверху белка.

Хочет выпросить орех -

Это для нее не грех.

Не ручная пусть она,

Но пушиста и мила.

По деревьям прыг да скок.

И уселась на сучок.

Там немножко посидела,

Вспомнив, что еще не ела,

Гриб нашла один, другой,

Понесла к себе домой.

Яства эти запасает,

Но зимой не засыпает.

Холода ей не страшны,

Не боится и жары.

В.Л. Гаазов

Лиса

Это что там за краса?

В кустиках сидит лиса.

Здесь добычу стережет -

С места долго не сойдет.

Эта хитрая плутовка

Схватит жертву очень ловко,

Отнесет ее в нору

И лисятам даст еду.

В.Л. Гаазов

Конспект занятия

Сравнение снегиря с вороной

    Закрепить знания детей о вороне.

    Учить сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев) и сходства (крылья, клюв, ноги).

    Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.

    • Особенности строения снегиря (форма тела, голова, клюв)

      Особенности строения вороны (форма тела, голова, клюв).

Ход занятия

Приходит игровой персонаж и говорит: что по дороге в детский сад встретил чудовище. Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на голове большой клюв.

Воспитатель спрашивает у детей, как называется эта птица. (Вывешивается картина вороны).

Игровой персонаж спорит, что ворона – это не птица, потому что она большая.

Дети доказывают игровому персонажу, что ворона – птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждается размер крыльев, цвет перьев.

Воспитатель говорит о том, чем питается ворона.

Игровой персонаж спрашивает у детей, каких птиц они знают ещё. Воспитатель с детьми вспоминают снегиря. (Вывешивается картинка). Игровой персонаж сомневается, что снегирь тоже птица. Воспитатель обращается к детям с вопросом, почему снегирь тоже птица. Дети описывают снегиря, опираясь на модели.

Игровой персонаж предлагает поиграть в птиц. Дети разделяются на снегирей и ворон, имитируют движения.

Конспект занятия "Птички на кормушках"

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.

Материал и оборудование. "Птичий календарь", картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц.

Игровое действие.

Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача Н.В.Виноградовой "Кто обедал в птичьей столовой" В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,

Ход игры. Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры. Воспитатель загадывает загадку: "В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей". Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру "Птички на кормушках" и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя "Птичий календарь", на столе картинки-вставки.)

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это? Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… (Снегири).Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут.(Снегирь.)Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

2) Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее?(Синичка.)

3) Уличный мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крошки собирает, по полям кочует, коноплю ворует.(Воробей.)

4) Гладенький, аккуратненький. Урчит, воркует, дружка целует.(Голубь.)

В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает свежий корм

Упражнение "Поздороваемся"

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию экологической эмпатии.

Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то,

" Что рвала я твою грудушку

Сохою острою, разрывчатой,

Что не катом укатывала,

Не гребешком чесывала,

Рвала грудушку боронушкой тяжелою

Со железными зубьями ржавыми..."

Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.

Упражнение "Забавные танцы"

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Упражнение "На участке дождь"

Цель. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени вы бранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, н-р, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.

Упражнение "Лесовичок"

Цель. Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Рассказ воспитателя: "Лесовичок - хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".

Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются.

Упражнение "Экологический пост"

Цель. Экологизация мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства, коррекция способов взаимодействия с природой. Рекомендация к проведению упражнения.

Детям предлагается обойти территорию детского сада, парка, выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организовать деятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Предложить выполнить карточку-предупреждение. Объяснить свой выбор выразительных средств. Повесить карточку-предупреждение на место экологического поста.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.

Главное в занятии -- это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы -- наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.

Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать{7;40}.

Экскурсия -- это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.

На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года -- короткие экскурсии па луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места. В городах-- это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор.

Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе{7;41}.

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать детям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.

Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.

Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному па основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения.

Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков иумений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику{9;83}.

Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.

Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы{15;63}.

ВЫВОДЫ

1. Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся и наблюдение,эксперимент,труд,игры.

Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.

2. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке.Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

форма ознакомление дошкольник природа

Ольга Базаря
Ознакомление детей с природой в разнообразных формах

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах : на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы ).

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами . Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания . С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе . Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.

Перейдем к более детальному и подробному рассмотрению методов воспитания у детей познавательных интересов к природе :

Наблюдение. Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения : кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей , хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает) . Малыши узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого , быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам :

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия ;

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Конкретно и четко объяснять правила.

Речевые логические задачи. Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе , ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы . Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон , поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли . Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы : предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль .

Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой . Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы , сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им .

По содержанию экскурсии делят на два вида : природоведческие - в парк , в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, на птицефабрику, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей , предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы .

Публикации по теме:

Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Одним из приоритетных направлений дошкольного образование федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение.

Прежде чем приступить к описанию методов и форм, применяемых при ознакомлении дошкольников с неживой природой, я бы хотела дать вначале определение понятия метод. Под методом понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на достижение определённого воспитательно – образовательного результата усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

В процессе ознакомления детей с неживой природой в детском саду используются разнообразные методы:

I. Наглядные:

1) Наблюдение;

2) Рассматривание картин;

3) Демонстрация диа- и кинофильмов.

II. Практические:

1) Игровой метод;

3) Элементарные опыты.

III. Словесные:

1) Рассказ воспитателя;

2) Чтение художественного произведения;

3) Беседы.

I. Наглядные:

1) Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание.

В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, характер поверхности. Для накопления знаний о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других – наблюдение проводится с небольшой группой или одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения тех задач, которые ставят пред собой воспитатель.

Установлено, что вначале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приёмы (с учётом возраста детей): вопросы, загадки, сравнения, игровые и трудовые действия. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, он в работе использует стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественного произведения. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину, наблюдаемую с детьми. Этому поможет дневник наблюдения, он может быть разным: в виде рисунков, схематических отражений изменений.

2) Рассматривание картин – даёт возможность подробно рассмотреть явления неживой природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности изменчивости природы. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические, сюжетные, предметные, а также художественные картины. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Предметные картины используются для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Например, для формирования понятия «осень» следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательность изменения погоды: «Расскажите, как меняется погода от начала к концу осени». Рассматривание худ. картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.


3) Демонстрация кинофильмов и диафильмов – с их помощью воспитатель формирует у детей представление о динамике явлений неживой природы, которые протекают длительное время.

Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствует более успешному усвоению знаний (Например, « Разные времена года»).

Диапозитивы и диафильмы дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений (Например, «Свет и его свойства»).

К просмотру фильма детей необходимо готовить заранее. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов. После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.

II. Практические методы:

Дидактические игры – уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические игры с предметами («Чудесный магнит»), настольно-печатные («Четыре времени года»), словесные игры («Вода, воздух, земля»).

Творческие игры – дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни. Например, одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной и т.д. В них дети, созидая познают свойства и качества материалов.

2) Труд – имеет большое воспитательное и образовательное значение к своим обязанностям, создает условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Труд способствует развитию наблюдательности. Труд детей может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальный труд помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд формирует трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Формируется умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия. Ведущий приём обучения старших дошкольников (я характеризую данный период так как данный возраст я рассматриваю в своей контрольной работе) новому виду труда – объяснения. Оценка труда должна носить положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества, к оценке должны привлекаться и сами дети.

3) Элементарные опыты – для установления детьми тех иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Решение задачи требует специального поиска анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждения условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. Заключительным моментом опыта является формирование выводов на основе полученных результатов. Например, при проведении занятия на тему « Знакомство с магнитом и его некоторыми простейшими свойствами», используется фронтальный опыт – образование цепочки т.е. притягивание некоторых предметов к магниту, на основании этого воспитатель поясняет детям некоторые свойства магнита.

III. Словесные

Словесные методы необходимо совмещать с наглядными, использовать картины и диафильмы. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о неживой природе.

1) рассказ воспитателя.

Воспитатель должен строить рассказ с учётом опыта дошкольника, так как восприятие рассказа является сложной умственной деятельностью. Знания, сообщаемые в рассказе должны быть точными и достоверными. Яркость, образованность и корректность языка – обязательное требование к рассказу воспитателя. Рассказ обязательно сопровождается иллюстрированным материалом – фотографиями, картинами… Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна составлять не более 10-15 минут.

Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Итоговая беседа направлена систематизацию и обобщение полученных фактов их закрепление и уточнение.

Беседа – это итог, проведённой с детьми работы. Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выявления их особенностей, признаков… В первой части беседы с целью подготовки детей к обогащению включаются такие вопросы к детям «Какие месяца в году вы знаете, причислите их в логической последовательности». Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «А почему именно в такой последовательности один месяц сменяет другой, а не наоборот». Нельзя ставить вопросы, требующих односложных ответов: «Да», «Нет».

3) чтение художественной литературы.

С помощью книги можно узнать о явлениях природы. Основоположниками русской детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные научные факты. Его произведения помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы. Из произведений В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе. пословицы, поговорки, загадки предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явлений, определённые качества предмета. Например, во время наблюдения зимой за льдом воспитатель может загадать загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно?». Итак, обязательное требование к беседе – сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ.

1. Занятия дают возможность формировать знания последовательно. обучение детей на занятиях осуществляется разными методами, выбор зависит от основной задачи. Занятия в старших группах проводится 1 раз в неделю. В определении содержания программных задач, воспитатель исходить из требований «Программы воспитания в детском саду». В программное содержание включается 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные включают в себя развитие познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи, формирование навыков учебной деятельности. Воспитательные задачи, направленные на формирование положительного, бережного отношения к неживой природе. При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач. Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картинки, рисунки, календари погоды. Только потом воспитатель продумывает ход занятия. В ходе занятия важно привлечь всех детей. В конце занятия воспитатель пользуется педагогической оценки навыков и умений, отношения детей к занятию, их интереса.

2. Экскурсии во время экскурсии ребёнок может наблюдать явления природы, сезонные изменения. На экскурсиях у детей развивается любознательность. Воспитатель заранее определяет цель и содержание экскурсии. Важно выбрать дорогу, которая не будет утомительной, учитывать физические возможности детей, сезон, состояние погоды. Знания, полученные на экскурсии расширяют и закрепляют на занятиях. Через 2-3 для после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием дидактических игр, худ. литературы…

3. Работа в повседневной жизни

Прогулки детей знакомят с таянием снега, организуют игры с природным материалом – песком, водой, глиной…. Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Дети старшей группы наблюдения на прогулках в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе.

Литература:

1. Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н, Поддъякова, М., 1984;

2. Корзакова Е. Формирование обобщённых представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание 1982;

3. Е.И. Красило Я и Мир вокруг меня// Мозырь 2001;

4. Пралеска,

5. Корастелева Т.М. Воспитание и обучение в детском саду