Организация работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста. Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе, с учетом фгос


В. Н. Щербакова, воспитатель яслей-сада № 1231 Тимирязевского района г. Москвы

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания мы начали с первых дней учебного года.
Начали с выяснения умений воспитанников. Дети, пришедшие из яслей, сами надевали колготы, рубашку, рейтузы. Четверо из них самостоятельно застегивали пуговицы, оказывали помощь товарищам. Однако все они не знали, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей, пришедших из дома, отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.
Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, было утрачено. В первые дни дети, пришедшие из яслей, сосредоточенно одевались, а пришедшие из семьи во время одевания играли, разговаривали, ссорились, дожидаясь, когда их оденут взрослые. Вот этим детям в первые дни мы и уделили особое внимание.
В программе младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Попросили родителей сделать в шкафах для одежды по два металлических крючка вместо одного, надежнее закрепить полочки для обуви. Шкафы стали удобнее. По нашей просьбе родители пришили вешалки к кофтам, брюкам, сделали мешочек для физкультурной формы с двумя карманами для чешек.
Договорились с родителями о том, чтобы они сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались. Постоянно следили, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.
Банкетки в раздевальной скрепили парами и поставили в два ряда. В результате дети стали одновременно одеваться, сидя на них. В умывальной комнате тоже многое изменили: четыре раковины объединили в два ряда, установили их посредине комнаты, что дало возможность организовать умывание сразу большого количества малышей. В то же время стал более удобным подход к зеркалам. Вначале мы думали, что детям гораздо удобнее пользоваться маленьким куском мыла, и разрезали кусок на четыре части. Но вскоре убедились, что в этом случае ребята воспринимают мыло как игрушку и вместо умывания играют с ним. Оказалось, что самая удобная величина - это кусок, разрезанный пополам.
Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. Компот, чай, кофе подавали в чашке с блюдцем. Хлебницу, салфетницу ставили так, чтобы дети могли достать хлеб, салфетку.
Одновременно с созданием необходимых условий мы обучали детей правилам поведения: за столом - во время приема пищи, в умывальной комнате - при выполнении гигиенических процедур, в вестибюле - при одевании и раздевании. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности.
С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями, старались понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что семьдесят процентов родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают и медлительность детей их раздражает. Только в пяти семьях молодые родители, которые живут одни, работают и к тому же учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.
Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы в первые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.
В конце сентября провели родительское собрание на тему «Я сам», на котором рассказали, какими умениями и навыками должны овладеть дети четвертого года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания. Приглашали некоторых родителей в группу, где они, наблюдая за деятельностью детей по самообслуживанию, наглядно убеждались в том, что ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.
При формировании любого навыка надо обучать детей определенным дейстиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо. Младших детей необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение при этом мы придаем многократным упражнениям ребенка в выполнении этих действий.
Мы изготовили несколько красочных, интересных по сюжету плоскостных пособий, на которых дети учились шнуровке и застегиванию. Организуя действия детей с этими пособиями, следили, чтоб они не занимались с ними долго, так как однообразные действия могли привести к потере интереса, к переутомлению.
Основная деятельность маленьких детей - игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.
Не все у нас проходило хорошо, были и ошибки, неудачи. Например, начав обучать детей зашнуровывать ботинки в начале года, мы не учли, что у них слабо развита мелкая мускулатура рук. Пришлось отложить обучение шнуровке и заняться пока лишь обучением застегиванию пуговиц.
В уголок ряжения мы поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.). Чтобы привлечь внимание детей к уголку ряжения, внесли ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. В нем дети нашли красивые вещи, причем по нескольку экземпляров каждой. Мы повесили большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и оживления: дети с удовольствием наряжались и рассматривали себя в зеркале, сравнивали себя с другими ребятами. В игре они учились застегивать, завязывать. Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно оказалось не так просто. Необходимо было учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка/ продумать доступные детям правила действия и их последовательность.
С самого начала учебного года мы договорились с няней о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняли, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на банкетке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.
По мере овладения навыками одевания и раздевания мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если ребенок неправильно надевал колготы, говорили ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, воспитатели привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например надел колготы и туфли. Говорили: «Вот видишь, сегодня постаралась - у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряли и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно. Однако следует помнить, что похвала - дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера. Поэтому мы иногда говорили тому или иному ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя». Мы стремились создать в группе обстановку доброжелательности, поощряли взаимопомощь детей, одобряли тех, кто по собственному желанию приходил на помощь товарищам.
Формируя навыки самообслуживания, педагоги воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф. Иногда, в конце года, использовали художественную литературу. Так, заметив, что кое-кто из мальчиков неаккуратно складывает вещи в шкаф, решили прочитать в свободное от занятий время книгу К. И. Чуковского «Федорино горе». Произведение оказало должное впечатление. Дети нередко вспоминали его содержание в нужный момент. Так, применяя различные приемы, воспитатели достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.
Педагоги учили самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель. Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, Петрушку, которые очень хотели научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Степашке, как надо держать ложку. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например: «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать».
Во второй половине года начали обучать детей пользоваться вилкой. Решили выяснить, у кого в семьях разрешают детям есть вилкой, оказалось, что никто не разрешает. Мы не искали быстрых путей, а кропотливо, изо дня в день учили их пользоваться вилкой. К концу учебного года половина детей хорошо усвоили этот навык и самостоятельно пользовались вилкой. И почти все родители стали давать вилки детям за столом.
Педагоги постоянно уделяли внимание воспитанию культурных привычек. Так, в начале года дети обедали за столами, покрытыми пластиком, и если кто-нибудь из них был неаккуратен, это проходило незамеченным. Несомненно, что при таком условии трудно воспитать аккуратность. Мы стали сервировать стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же подтянулись, старались не испачкать их, не крошить хлеб. А если случалась оплошность, то салфетку заменяли чистой; ребенку при этом и без нашего замечания становилось неловко.
В начале года мы ставили на стол две хлебницы, две салфетницы. Немного позже стали ставить по одной, чтобы дети могли учиться навыкам вежливого обращения друг к другу: попросить у соседа передать хлеб, салфетку, поблагодарить его за это.
В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Мы с первого дня показывали детям, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой. Показывали, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Затем предлагали детям попробовать сделать то же. В умывальную комнату приглашали не всех сразу, а небольшими подгруппами, не более 8 человек.
Однажды мы заметили, что Вова и Сережа открывают воду так, что она разбрызгивается, их рубашки становятся мокрыми, а руки не промываются, полотенца быстро становятся грязными. По просьбе воспитателя няня в присутствии этих детей поучила куклу Степашку мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а воспитатель объяснял ее действия.
Мы добились того, что все дети без напоминания идут мыть руки подгруппами, самостоятельно засучивают рукава (иногда с помощью взрослого или товарища), правильно пользуются мылом и водой.
Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

В возрасте 3–4 лет у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. В отличие от предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду!..») Ребенок начинает верить в свои возможности. Малыш уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается, утомляется, его деятельность продолжает носить ситуативный характер. Общение имеет эмоционально-практический характер. Особый интерес ребенок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

Самообслуживание:

У детей 3–4 лет продолжают развивать навыки самообслуживания, поддерживая при этом их стремление к самостоятельности. Малышей учат мыть руки с мылом после прихода с улицы, при загрязнении, после посещения туалета; мыть лицо, насухо вытираться; аккуратно пользоваться туалетом, предметами личной гигиены; чистить зубы, полоскать рот после еды; использовать при необходимости носовой платок; устранять непорядок в своем внешнем виде и помогать это делать другим детям; одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность действий; вытирать ноги при входе в помещение, поддерживать порядок в шкафах для одежды; аккуратно есть, используя ложку, вилку, салфетку; культурно вести себя за столом, выражать благодарность за услугу во время и после еды и т. д.

Формируя у малышей навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы . Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая учить ребенка умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием.

Воспитатель надевает на руку игрушку бибабо и от ее лица общается с малышом: «Научи-ка, Олечка, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала сделать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну-ка, бери мыло…»



По отношению к ребенку, впервые пришедшему в детский сад, следует использовать те же методы и приемы, что и в первой младшей группе (поэтапный показ отдельных действий, совершаемых вместе с воспитателем и сопровождаемых четкими, понятными объяснениями). Игровые приемы позволяют воспитателю активнее воздействовать на малыша.

Педагог вносит в группу большую куклу и говорит, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают имя кукле. Затем куклу учат навыкам самообслуживания: «Катенька, проверь, пожалуйста, не мокрые ли у Оли варежки, не нужно ли их просушить. И помоги мне проверить Сашины и Андрюшины варежки. Мальчишки сегодня и дорожки расчищали, и со скамеек снег сметали. Устали». Кукла иногда дает оценку действиям детей. «Кукла Катя, почему ты шмыгаешь носом и не хочешь воспользоваться носовым платком?»– интересуется воспитатель. «Я делаю, как Оля. Олю я очень-очень люблю. Я у нее учусь», – поясняет кукла.

При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение рифмованных строк. Например, показывая приемы умывания, воспитатель приговаривает:

Буль-буль-буль журчит водица.
Все ребята любят мыться.
* * *

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.

Малыши любят веселые коротенькие, понятные им стишки . Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками. Например, из стихотворения они узнают о том, что нужно мыть руки после посещения туалета:

Зайчик в туалет ходил,
Потом с мылом лапки мыл.
Ты как Зайчик поступай -
Руки мыть не забывай.
Или пользоваться расческой:

Бобик, ты такой лохматый!
Не причешешь шерстку лапой.
На, возьми расческу
И поправь прическу.
Приучая детей чистить зубы, педагог может прочитать им такое четверостишие:

Зубы чистые всегда
У веселого бобра,
Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок.

«И мы будем учиться чистить зубы», – говорит воспитатель, зовет в умывальную комнату нескольких малышей и предлагает им почистить зубы (сажает на стульчик рядом игрушечного бобренка, держащего в лапке зубную щетку).

А с помощью следующего стихотворения воспитатель может напомнить малышам о необходимости вовремя вытирать нос:

Если носик твой сопит,
Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай
.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету . Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Хорошо, если к концу года дети овладеют навыками раздевания и одевания: научатся выворачивать вещи налицо, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, завязывать шнурки, снимать и надевать одежду в определенной последовательности, аккуратно складывать и убирать одежду и обувь в шкафчики.

Подбодрить малышей при одевании на прогулку помогут рифмованные строки:

В небе солнышко гуляет,
С ясным днем нас поздравляет.
Собирайся, детвора, -
Нам давно гулять пора!
Будем быстро одеваться,
На прогулку собираться.

Действенным приемом обучения детей навыкам одевания и раздевания является показ инсценировок с помощью игрушек . Сюжеты можно придумать самые разные: «Как слоненок учился надевать колготки», «Как кукла Ксюша собиралась гулять», «Как мама Зайчиха купила Зайчонку новые ботиночки и как он их примерял».

Навыки самообслуживания формируются у малышей и в играх с куклами в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание и др.).

Ребенку необходима похвала и яркое проявление чувств: «Я рада, что ты…», «Мне так приятно видеть…» и т. д. Положительная оценка даже небольших успехов вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приемом является также привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела»).

Следует всегда учитывать индивидуальные возможности ребенка, стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое, внимательное, доброе, ласковое, дружелюбное отношение к малышу.

Воспитатель . Ай да Саша! Молодец! Сам зашнуровал ботинки. А бантики завязать тоже нетрудно. Смотри, как! (Показывает.)

В этом возрасте малышей учат замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде и во внешнем виде сверстников. Действенным приемом являются придуманные поучительные истории , рассказанные в подходящей жизненной ситуации. Приведем пример.

Воспитатель. А мне вот вчера встретилась рубашка, которая от мальчика сбежала. Лежит эта рубашка одна-одинешенька на банкетке и тяжело вздыхает. А рукава у рубашки мокрые и мятые.

Я взяла рубашку, разгладила, аккуратно ее сложила, а она мне вот о чем рассказала: «Мой хозяин – мальчик добрый и веселый, но очень рассеянный. Идет умываться, а рукава засучить забывает, и хожу я несчастная с мокрыми мятыми рукавами. Холодно мне, неуютно! Бр-р-р! И руки сердятся – они тоже мерзнут. Что делать, как дальше жить, ума не приложу. Найдите мне, пожалуйста, нового хозяина. Я любить его буду».

Воспитатель предлагает рубашке самой выбрать себе мальчика по душе. После того как будет найден новый хозяин («Я вот к этому мальчику пойду. Уверена, что он не будет забывать закатывать мои рукава»), педагог вручает ему рубашку (эту рубашку его родители утром принесли из дома).

Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу, но не следует оставлять без внимания случаи иждивенчества: «Алеша, сам зашнуровывай ботинки! Ты уже умеешь хорошо это делать. А Светочка поможет тому, кто еще не научился?».

Формируя у детей необходимые навыки, нельзя забывать и о воспитательной значимости труда. Следует продолжать учить малышей благодарить взрослых и друг друга за оказанную услугу, соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке; воспитывать у них гуманные чувства, бережное отношение к вещам.

Работа с малышами по формированию у них навыков самообслуживания требует от педагога времени и терпения. Он должен постоянно помнить о том, что и плохие привычки хорошо прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее. Именно поэтому воспитатель должен постоянно обращать внимание на то, не мокрая ли у ребенка одежда, хорошо ли он вытер руки, пользуется ли он салфеткой во время еды, застегнул ли ремешки на туфлях и т. п. В противном случае малыш привыкнет к неряшливости и неопрятности.

Хозяйственно-бытовой труд:

Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста, так же как и в первой младшей группе, в основном сводится к выполнению простейших индивидуальных поручений: отдельных действий, которые они поначалу совершают совместно со взрослым, например, убирают на участке листья, сметают снег со скамеек, ступенек, ведущих на веранду, и т. п. И пусть их помощь невелика (порою дети только мешают педагогу), но ее следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Положительное отношение педагога к добросовестному выполнению детьми различных поручений способствует формированию у них уверенности в своих силах, понимания своей значимости, чувства собственного достоинства.

Особенно эмоционально нужно поощрять самостоятельность и инициативу ребенка. Важно, чтобы он испытывал удовольствие от результатов труда и стремился достигать их снова и снова.

Дети должны выполнять только посильную работу, однако уже в этом возрасте важно, чтобы они почувствовали, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Только прилагая усилия, они ощутят радость от своего труда. Также важно, чтобы он завершался наглядным результатом, тогда дети осознают его значимость, необходимость («Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво»).

В течение дня воспитатель должен для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Одно поручение можно дать нескольким детям одновременно, например, разложить листы бумаги для рисования, дощечки для лепки и т. п. Труд рядом – это первая ступень коллективного труда.

Со второго полугодия детям предлагают дежурить по столовой. Готовят их к этому постепенно – начиная с первой младшей группы. Путем поручений у ребенка формируют умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы (без хлеба), затем раскладывать ложки. После того как дети освоят эти действия, их учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах обучения взрослый накрывает стол вместе с ребенком, в дальнейшем это делает ребенок с незначительной помощью воспитателя. Дети дежурят за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть в «униформе» (фартуки, колпаки и т. п.). Маленьким детям и форма, и само дежурство доставляют радость. Не всегда им удается сообразить, сколько тарелок, ложек, чашек необходимо поставить, но не это главное. Важно, что дети, которым поручили «ответственное» дело, ощущают себя значимыми. Они очень гордятся тем, что «престижную» работу дежурных доверили именно им.

Для закрепления приобретенных умений используются дидактические игры («Накроем стол для кукол», «День рождения мишки», «Ничего не забыли? Ничего не перепутали?» и др.), рассказы воспитателя без наглядного сопровождения, например, рассказ «Помощники» Н. Калининой.

Саша с Алешей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.

В этом возрасте малыши уже могут выполнить до конца порученное им дело. Они начинают овладевать умением трудиться рядом, у них появляется деловое общение в процессе труда. Теперь дети быстрее овладевают новым видом деятельности. Например, их можно научить подметать пол, мыть игрушки в мыльной воде, ополаскивать их и вытирать тряпочкой и т. д. Новые поручения им особенно интересны. Дети с удовольствием убирают на место книжки, новые игрушки после игры; помогают воспитателю отбирать материал для занятий и раскладывать его на столах, укладывать в коробки заточенные карандаши, расставлять стульчики, протирать влажными тряпочками игрушки, полочки, подоконники, сгребать листву, нагружать в ящики снег и отвозить его на санках к месту будущих снежных построек и т. д. У малышей формируют навыки работы граблями, совками, лопатами и другими орудиями труда, что особенно для них привлекательно.

Однако следует помнить, что в «Программе» ставится задача не только и не столько формирования у ребенка определенных трудовых навыков, а прежде всего задача нравственно-трудового воспитания, то есть подчеркивается приоритет содержательных смысловых задач (учебных и воспитательных) над техническими (выполнение), поскольку труд прежде всего должен помогать успешному всестороннему развитию ребенка.

В этом возрасте происходит интенсивное формирование игровой деятельности, поэтому труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводиться в ее контексте. Интересно, что это вовсе не мешает детям отличать реальные трудовые действия от игровых. В игре ребенок охотнее и легче проявляет волевое усилие, преодолевает трудности при овладении навыками и умениями. В ней он абсолютно свободен и доступен для общения. В процессе игры у него повышается умственная активность, работоспособность, а следовательно, и обучаемость. Приведем пример.

Воспитатель просит малышей собрать раскатившиеся карандаши. Дети выполняют просьбу, но не все делают это охотно. Но вот малыши узнают, что Мишка-топтыжка наступил на карандаши, упал и просит ребят о помощи. Дети с готовностью выполняют его просьбу.

Воспитатель . Надо подобрать карандаши, а то не только Мишка может упасть, но и вы. Да и карандаши, когда падают, ломаются, их надо беречь! (Мотив.) Давайте подберем их! (Цель.) Будем собирать и складывать. Куда будем складывать? Найдем коробку или ящичек. Мы собрали, Мишка, все карандаши и разложили по коробочкам. (Результат.) Мишка-топтыжка, ты рад?

Полезно начинать приобщать малышей к элементарному ручному труду, связанному с поддержанием порядка в группе (ремонт книг, коробок, демонстрационного материала и др.). Конечно, пока трудовые действия будут иметь характер совместной деятельности детей и взрослых. Но малыш по просьбе воспитателя охотно сам намажет клейстером предложенную деталь, приложит ее туда, куда покажет взрослый, прижмет, недолго подержит, чтобы клей подсох, и т. д.

В этом возрасте малыши любят что-либо разбирать, сортировать, раскладывать. Это желание детей следует всячески поддерживать. Пусть раскладывают материалы (кусочки бумаги, ткани, поролона, природный материал и пр.) по форме, цвету, величине. Этот вид деятельности имеет большое воспитательно-образовательное значение. Он приучает малышей бережно относиться к игрушкам; способствует познанию свойств и качеств разных материалов и предметов.

Во второй младшей группе продолжают развивать интерес детей к трудовой деятельности взрослых, формировать конкретные представления о труде, его общественной значимости, воспитывать уважение и бережное отношение к результатам труда людей.

Малышей знакомят с некоторыми материалами, оборудованием и инструментами, необходимыми для работы; активизируют их внимание на отдельных действиях. В этом возрасте начинают активнее обращать внимание малышей на качество действий работающего человека и продолжают учить выделять результат труда. Приведем пример.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как няня моет посуду: «Как много в мойке грязной посуды после обеда! Анне Ивановне надо потрудиться, чтобы всю ее вымыть. (Мотив.) Вот как она моет чашки теплой водой, а теперь начинает мыть тарелки. Она очень старается».

Через некоторое время воспитатель снова подзывает малышей: «Посмотрите, какая стала чистая посуда, как красиво Анна Ивановна расставила ее в шкафу. Наша нянечка старательная, так быстро справилась с работой. (Результат.)»

Малышей продолжают знакомить с понятными им профессиями, направленными на удовлетворение их потребностей: повара (варит кашу, макароны, шинкует овощи), медсестры (бинтует, закапывает капли в нос), шофера (привозит, разгружает продукты), прачки (стирает, гладит). Хорошим приемом ознакомления с людьми разных профессий является рассматривание иллюстраций (шофер ведет машину, парикмахер делает девочке стрижку; птичница кормит цыплят и др.). Полезны сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». В них малыши отражают свои впечатления и представления о труде взрослых.

Заканчивая разговор о приобщении малышей 3–4 лет к хозяйственно-бытовой деятельности, напомним, что все условия и правила по организации работы с детьми, а также основные методы и приемы, о которых говорилось в рекомендациях для первой младшей группы, остаются в силе для данного возраста. В этом и заключается преемственность работы с детьми. А правило «Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам!» должно стать девизом в работе с детьми во всех возрастных группах детского сада.

Труд в природе:

Во второй младшей группе продолжается работа по формированию у детей положительного отношения к природе; закреплению названий животных, находящихся в живом уголке, знаний об их внешнем виде, повадках; первичные умения обращения с инвентарем, навыки поведения в уголке природы.

Для детей 3–4 лет образ мира наполнен эмоциями и тесно связан с оценками взрослого. В этом возрасте малыши доверчивы и непосредственны. Они довольно легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность; эмоционально реагируют на добрую интонацию речи педагога, стараются подражать ему. На этом этапе важно не только продолжить работу по формированию доброжелательного отношения к окружающему, но и постараться дать первичные представления о разнообразии представителей растительного и животного мира.

Необходимо учить детей заботиться о природе, осознавать важность своего труда. Обязательным видом деятельности в этом процессе являются неоднократное обследование объектов природы и уход за ними.

Трехлетним детям присуще стремление сделать что-то самостоятельно, несмотря на невозможность выполнения некоторых действий. Труд в природе, который организует педагог, должен быть посильным и интересным для детей. Ребенка по-прежнему интересует сам процесс деятельности, но его внимание неустойчиво, поэтому выполняемая им работа не может быть длительной и однообразной. Иначе ребенок устанет и будет мешать другим детям.

Детей второй младшей группы привлекают к следующим видам деятельности :

Наблюдению за природой, деятельностью педагога в уголке природы, за трудом старших ребят и взрослых на территории детского сада (на огороде, в цветнике, фруктовом саду);

Посильной работе на территории детского сада и в уголке природы (посадка семян в бороздку на огороде, посадка семян, рассады в торфяные горшочки, уход за обитателями уголка природы и т. д.).

Дети второй младшей группы не только наблюдают за работой старших детей и взрослых на огороде и в цветнике, но и могут участвовать в сборе сухих листьев осенью. Старшие дети убирают сухие листья граблями, а младшие нагружают в маленькие ведерки, игрушечные грузовики и отвозят в специально отведенное на участке детского сада место.

Малыши под руководством педагога наблюдают за тем, как старшие дети и взрослые перекапывают огород, рассаживают многолетники на клумбах, обрезают ветви кустарников и т. д. В процессе наблюдений и бесед дети получают представления о значении труда, о том, как нужно работать, какой при этом необходим инвентарь.

В зимний период во время прогулок педагог, предварительно показав, как лучше держать лопату, привлекает детей к расчистке дорожек на участке. Он объясняет, что деревьям и кустарникам будет хорошо спать под снегом, а на расчищенной площадке удобно играть.

Весной можно приобщить детей к рыхлению земли маленькими граблями. Педагог показывает, как следует держать грабли, как ими работать, объясняет, зачем рыхлят землю.

Когда старшие дети разобьют грядки, они выделяют одну из них малышам. Дети привлекаются к посадке крупных семян овощных культур в бороздки на грядке. Педагог сам делает бороздку и объясняет детям, что сажать семена нужно на некотором расстоянии друг от друга, потому что развиваться растение будет не только вверх, но и вширь. В процессе посадки можно использовать мерную палочку для того, чтобы семена в бороздке лежали на определенном расстоянии. Педагог показывает, как нужно присыпать семена землей и тщательно полить грядку водой из лейки. Он объясняет, как лучше держать большую лейку, каким образом перемещать ее. (Шлангом для полива сразу же после посадки пользоваться не рекомендуется, так как сильный напор воды вымоет неукоренившиеся семена и испортит всю работу.) После посадки педагог ставит на грядке табличку, на которой нарисовано посаженное растение. Изображение должно быть защищено от дождя. В течение всего сезона дети наблюдают за ростом и развитием рассады и т. д.

Работа в уголке природы:

В уголке природы педагог знакомит детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные листья). Это могут быть бегония коралловая, различного вида фикусы, бальзамин, колеус и др. Педагог привлекает малышей к протиранию крупных листьев. Не рекомендуется предлагать для протирания растения с острыми листьями (например, юкку), так как дети могут обрезаться.

Перед работой педагог раздает детям влажные тряпочки, показывает, как правильно сложить их, как подойти к растению, поддержать левой рукой лист, который нужно протереть; объясняет, какие сказать добрые слова («Не бойся, я буду работать осторожно».). Педагог старается помочь каждому ребенку; обращает внимание на то, что у растения много листьев и каждый из них ждет помощи.

Дети этого возраста способны выращивать зеленый корм для птиц, зеленый лук из луковиц (в декабре-январе). Педагог объясняет и показывает, как следует посадить лук в землю и полить его. Далее проводит с детьми наблюдения за ростом растений.

Детей продолжают знакомить с животными, обитающими в уголке природы: рыбками (золотые рыбки, караси), черепахой, канарейкой, кроликом (приносят на время наблюдения). Дети усваивают их названия, знакомятся с внешним видом; наблюдают, как взрослые ухаживают за ними.

Можно привлекать детей к уходу за птицами (насыпать зерна в кормушку, налить свежую воду в поилку и т. д.). При этом не следует забывать, что у малышей еще нет чувства меры, поэтому определенное количество корма нужно приготовить заранее, свежую воду – налить в мерный стаканчик. Эта несложная деятельность, подкрепленная наблюдениями, вызывает у детей интерес к животным, понимание важности ухода за ними. Необходимо обратить внимание детей на то, как птицы клюют корм, пьют воду, купаются.

Уход за рыбками в аквариуме несложен. Педагог объясняет детям, что едят рыбки, в какое время суток и сколько раз в день их нужно кормить. Он показывает, сколько нужно взять корма из баночки и как насыпать его в кормушку. Затем предлагает кому-нибудь из детей покормить рыбок. В следующий раз рыбок будут кормить 2–3 ребенка (корм делится на 2–3 порции), а остальные будут наблюдать. В конце года можно разрешить некоторым детям самостоятельно кормить рыб.

Дети наблюдают за тем, как педагог сажает водные растения, меняет воду в аквариуме, чистит фильтр и т. д. (Для того чтобы детям все хорошо было видно, их рассаживают перед аквариумом полукругом.) Педагог объясняет, что аквариум – это дом для рыб и в нем должен быть порядок.

Малыши с удовольствием кормят водяных и сухопутных черепах. В начале работы воспитатель обращает внимание детей на особенности их внешнего вида, объясняет, чем следует кормить их, как лучше положить корм, чтобы животные видели его. Затем педагог предлагает одним детям покормить водяных черепах, а другим – сухопутных.

При знакомстве с обитателями живого уголка можно прочитать детям отрывки из сказок и произведений детских писателей.

Особое внимание необходимо уделять культуре поведения детей в ходе совместной деятельности («Саша, ты покормил рыбок? Молодец! Дай возможность подойти Мише, чтобы и его корм попробовали рыбки»). Педагог своим поведением и положительными примерами детей привлекает внимание дошкольников к правилам взаимоотношений между людьми. Он следит за тем, чтобы тон общения между детьми был доброжелательный, чтобы они использовали добрые, ласковые слова не только в процессе общения друг с другом, но и при обращении к животным, растениям.

На 4-м году жизни у ребенка повышается активность и целенаправленность действий, разнообразней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания пока еще быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремления к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка важнейший фактор в формировании его трудолюбия. Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать ее развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой - более активно воздействовать на малыша. Так, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам в гости на поезде, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Затем они учат куклу навыкам самообслуживания.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, использовать поощрение нужно осторожно.

Эффективным приемом является привлечение положительного приема (Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!) . Увлечь ребенка деятельность по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рассмотреть, говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!»

Навыки самообслуживания у малышей формируются и в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание и др.) , в дидактических играх типа «Мишка замерз» ; «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Используемые источники:

  1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Л. В. Русскова. - М.: Просвещение, 1999г.
  2. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., исп., доп. - М., 1983
  3. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988
  4. Каплан Л. И. Посеешь привычку - пожнешь характер. - М., 1980
  5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990
  6. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003
  7. Труд и наблюдения в природе. - М., 1987
  8. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности //

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Блок САМООБСЛУЖИВАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОВОЕ воспитание детей 2-ой младшей группы»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Основные цели и задачи

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Виды труда дошкольников

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.

Формы организации труда

  1. Поручения
  2. Дежурства.

Поручения в младшей группе яв-ляются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспита-телем, и только много позже перехо-дить к другим формам.

В силу психологических особенно-стей дети младших групп недостаточ-но самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут со-гласовывать свои действия с действи-ями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до кон-ца. Малышей мало интересует резуль-тат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей груп-пе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели использу-ют групповые поручения.

Основной формой объединения де-тей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в уме-ниях и навыках, необходимых в кол-лективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий опре-деленного уровня самостоятельности.

Значение труда по самообслуживанию Труд по самообслуживанию и элементарный бытовой труд (ХБТ) развивают у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.

Самообслуживание

Группы

Задачи и содержание работы

2-я младшая

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной после-довательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, склады-вать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при не-большой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насу-хо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носо-вым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Алгоритмы навыков самообслуживания

Группы

Навыки и умения

Условия для формирования самообслуживания

2-я младшая

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Складывать, вешать предметы одежды.

3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно.

4. Насухо вытираться.

5. Вешать полотенце на место.

6. Пользоваться носовым платком (расческой).

7. Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вил-кой салфеткой.

1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески

2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки.

3. Салфетки.

4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной мет-кой ребенка.

5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания.

Методы формирования навыков самообслуживания

Общие методы работы по формированию навыков самообслуживания:

Наглядные методы:

Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.

Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания

Наблюдение за действиями взрослого.

Рассматривание иллюстраций, моделей.

Просмотр диафильмов, мультфильмов

Словесные методы:

Объяснения действий взрослого в ходе показа.

Подробное словесное объяснение без показа.

Общее или индивидуальное напоминание.

Контроль и оценка деятельности детей.

Чтение художественной литературы.

Практические, игровые методы:

Сюрпризные моменты.

Игры с куклами.

Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.

Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке

  • Формирование навыков самооб-служивающего труда тесно взаимо-связано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.

Хозяйственно-бытовой труд

Группы

Задачи и содержание работы

2-я младшая

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить ма-териалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игруш-ки, строительный материал,

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при де-журстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расстав-лять хлебницы, тарелки, чашки и т п.).

  • Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием об-щей культуры ребенка: правильно сер-вировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
  • Овладение трудовыми хозяйст-венно-бытовыми операциями дела-ет ребенка самостоятельным, гото-вым к взрослой жизни.

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом

Группы

Трудовые операции и действия

Условия для хозяйственно-бытового труда

2-я младшая

1. Подготовить материалы к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр.

2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними.

3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить салфетницы, хлебницы (со 2-й половины года).

1. Все игрушки, предметы имеют постоян-ное место.

2. Материалы для занятий имеют опреде-ленное место, размещены удобно и доступ-но для детей.

3. Фартуки дежурных.

4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения.

5. Чашки с ручкой, блюдца.

Труд в природе

Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями

Группы

Трудовые операции и действия

Условия в группе для труда в природе

2-я младшая

1. Кормить птиц, рыб помощью взрослых).

2. Поливать комнатные растения, растения на грядках.

3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы.

4. Собирать урожай овощей на грядке.

5. Расчищать дорожки, скамейки от снега.

1. Природный уголок в группе: комнатные рас-тения и животные.

2. Календарь погоды.

3. Детский огород. Этикетки для грядок.

4. Мини-огород на окне (зимой).

5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке.

6. Картинки: времена года, растения, животные.

Знания детей о трудовой деятельности взрослых

Младший дошкольный возраст

  • Дети должны иметь представле-ние о профессиях:
  • помощник воспитателя;
  • строитель;
  • повар;
  • шофер;
  • продавец.

Знать об основных трудовых про-цессах, о материалах, орудиях и ин-струментах, необходимых для работы в этих профессиях.

  • Знать о труде взрослых в де-ревне.
  • Иметь представление о детском саде, магазине.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи, купание, умывание, уборка постели и комнаты и т.д.).

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. «Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду!» Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

В программе второй младшей группы говорится, что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их кушать самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.

Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п .

Нужно помнить, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы ребёнок научился правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы он хорошо понимал, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять его в этой работе. По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову родителя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, правильно ли ты повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я или твоя сестра». Но важно не только упражнять ребёнка в самообслуживании, но и проверять, как он выполняет эту работу. Добивайтесь, чтобы ребёнок понял, что он делает нужное для окружающих его взрослых дело.

В детском саду, если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки - няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим. Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений.

Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у ребёнка желание делать всё самому, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Старайтесь сами организовать её так, чтобы ребёнок в игре овладевал такими умениями, которые необходимы ему в самообслуживании. Для кукол сшейте платья, свяжите кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии ребёнка сами оденьте куклу на прогулку, разденьте её, уложите спать, покажите способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предложите ему выполнить то или иное действие.

Для того чтобы ребёнок научился шнуровать ботинки, необходимо развить мелкую мускулатуру рук. Для этого используйте дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозаика» и т. д. В детском уголке поместите предметы, использование которых обязывало бы ребёнка упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.) Повесьте большое зеркало, чтобы ребёнок мог видеть себя.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, учите последовательно и рационально выполнять действия. Объясните, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывайте, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это поможет быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно переходите от непосредственной помощи к напоминанию, старайтесь делать это ненавязчиво. Например, если ребёнок неправильно надевал колготки, говорите ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая ребёнка навыкам самообслуживания, не забывайте о таком эффективном приеме, как поощрение.

Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, используйте художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела… »).

Учите самостоятельности и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с ребёнком, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагайте взять ложку так, как это делаете вы. Используйте игровые приемы. Например, посадите за стол любимую игрушку, которая очень хочет научиться правильно держать ложку, просите показать этой игрушке, как надо держать ложку. Постоянно уделяйте внимание воспитанию культурных привычек. Используйте сервировку стола, салфетки. Покажите, как вы аккуратны, обратите внимание ребёнка на бережное отношение к посуде и еде, к хлебу.

Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Подведя малыша к умывальнику, говорите: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогите ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение ребёнка навыкам умывания происходит постепенно. В первое время показывайте и объясняйте лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два - три месяца у ребёнка сформируются довольно прочные умения, что даст возможность усложнять требования, например, учить завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения этим навыком предъявляйте более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно приучайте правильно пользоваться полотенцем: показывайте, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряйте за то, что ребёнок делает это правильно. По окончании умывания обращайте внимание на его внешний вид, отметьте, что он стал чистый, аккуратный.

Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечит у вашего ребёнка постепенное формирование навыков самообслуживания.