Дышит ли кожа? Кожа - орган дыхания

Подробное решение часть 1 (страница) 3 по окружающему миру рабочая тетрадь для учащихся 4 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2016

  • Гдз по Окружающему миру за 4 класс можно найти

1. Задание. Рассмотри рисунки. Какой важный объект живой природы не нарисовал человек? Нарисуй этот объект.

Ответ. Этот объект человек

2. Задание. Дополни схему.

3. Задание. Напиши, какими веществами организм человека обменивается с окружающей средой.

Ответ. В организм человека с пищей поступают питательные вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. В процессе дыхания в организм поступает кислород, также кислород частично поглощается кожей.

Из организма выделяются: непереваренные остатки пищи, моча, которая образуется в почках; в процессе дыхания – углекислый газ и вода; кожа выделяет пот, жир; слезная железа выделяет слезную жидкость, которая смачивает глаз; слюнные железы – слюну.

4. Задание. Вычеркни названия тех органов, которые не относятся к нервной системе.

Ответ: сердце (вычеркнуть), трахея (вычеркнуть), мышцы (вычеркнуть).

5. Задание. Заполни схему.

6. Задание. Впиши цифры, которыми на рисунке обозначены: головной мозг, спинной мозг, нервы.

Ответ. Головной мозг – 1, спинной мозг – 2, нервы – 3.

7. Задание. Объясни, почему нервы сравнивают с электрическими проводами. Подготовь устный рассказ.

Ответ. В организме человека информация по нервам передается по нервам. Нервный импульс представляет ни что иное, как электрический разряд. Особенность передачи заключается в том, что этот разряд передаётся от нерва к нерву не непосредственно, а через химические вещества, расположенные на границе меду нервами.

Задание. Выскажи свое мнение. От головного и спинного мозга сигналы передаются к органам с очень большой скоростью. Какое значение это имеет для человека?

Ответ. Сигналы передаются с большой скоростью с целью возможности организма своевременно реагировать на какие-либо раздражители. Например, человек прикоснулся к горячему предмету и моментально отдернул руку. Глаз увидел летящую соринку и тут же закрылся. Вам что-то сказали и вы тут же ответили. Таким образом, мы защищаем себя от какой-либо опасности, ориентируемся в окружающей среде, ведем определенный образ жизни.

8. Задание. Подпиши части скелета, обозначенные на рисунке цифрами.

2. Позвоночник

3. Ребра, составляющие грудную клетку

4. Верхняя свободная конечность (плечо, предплечье, кисть)

5. Нижняя свободная конечность (бедро, голень, стопа)

9. Задание. Ответьте на вопросы. Ответы обсудите.

Как вы понимаете выражение: «У него хорошая осанка»?

Ася все свободное время проводит перед телевизором или за компьютером, а Алеша любит играть в футбол. Объясните, кто из детей будет развит физически.

Хорошая осанка – это означает правильное расположение частей скелета относительно друг друга и в пространстве. Отсутствуют искривление позвоночника, дефекты отдельных костей скелета. Это достигается благодаря занятиям физической культурой и спортом, постоянной заботой о своей физической формой, соблюдением культуры труда, умением выбирать рабочую позу.

Алеша, безусловно, лучше развит физически. Это объясняется тем, что для развития скелета и мышц (опорно-двигательной системы) необходимы регулярные занятия физической культурой и спортом. Когда человек занимается спортом, в его мышцах и костях регулярно расширены кровеносные сосуды, по которым поступают строительные вещества (беки, жиры, углеводы, минеральные соли), а также кислород, обеспечивающий обмен веществ. Следовательно, кости и мышцы будут расти. При занятиях физической культурой, нервная система подает сигналы, которые удовлетворяют потребности мышц в развитии. То есть, весь организм настроен на развитие.

Ася не занимается физически, поэтому ее развитие будет отставать от Алешиного.

10. Задание. Отметь правильные ответы на вопрос: «Что способствует развитию скелета и мышц человека?»

Физические упражнения и спортивные игры (правильно).

Правильное питание (правильно).

Вопрос. Как выполнено задание 10? Отметь только одно высказывание.

11. Задание. Объясни, как ты понимаешь слова древнегреческого ученого Аристотеля: «Ничто не истощает и не разрушает человека так, как продолжительное физическое бездействие».

Ответ. Для того, чтобы организм человека находился в хорошей физической форме, длительное время мог бы поддерживать работоспособность, справлялся с различными заболеваниями необходимо постоянно заниматься физической культурой и спортом. Занятия позволяют мышцам находиться в нужном тонусе, нервной системе быть готовой к быстрому реагированию на внешние проявления, выполнению большого объема физической работы. В натренированных мышцах мышечные волокна, кровеносные сосуды эластичные, сердечная мышца крепкая, жизненный объем легких значительный.

Если не заниматься физической культурой, мышцы становятся дряблыми, клеток больше отмирает, чем образуется, кровеносные сосуды ломкие и хрупкие. Жизненный объем легких постоянно снижается. Даже незначительная нагрузка вызывает отдышку, повышение пульса, быструю утомляемость.

12. Задание. Подчеркни название продуктов, которые нужно включать в меню, чтобы ежедневно получать необходимое количество белка.

Ответ. Рыба, мясо, яйца, сыр, молоко.

13. Задание. Заполни таблицу, расставляя названия перечисленных продуктов в соответствии с тем, какой витамин содержится в них в большом количестве.

14. Задание. Впиши цифры, которыми на рисунке обозначены: желудок, пищевод, толстая кишка.

1. Пищевод

2. Желудок

3. Толстая кишка

Вопрос. Какие еще органы пищеварения изображены на рисунке-схеме? Напиши их названия.

Ответ. Ротовая полость (в ней зубы, язык, слюнные железы), глотка, поджелудочная железа, тонкий кишечник, печень.

Вопрос. Как выполнено задание 14? Отметь только одно высказывание.

Быстро, правильно, самостоятельно.

15. Задание. Подготовь ответ на вопрос: «Подготовь ответ на вопрос: «Почему во время еды не рекомендуется читать, смотреть телевизор, разговаривать?»

Ответ. Во время еды не рекомендуется читать, смотреть телевизор, потому что при выполнении этих действий в головной мозг поступает информация, которая становится главной, а это приводит к тому, что затормаживается выделение слюны, желудочного сока, пищеварительных соков поджелудочной железы и печени. Медленнее работают стенки желудка и кишечника.

Если разговаривать во время еды, то пища может попасть в гортань или даже трахею, что очень опасно.

Задание. Поработаем над проектом.

Темы проектов

Однозначно нет. Все дело в том, что человеческий организм сам не синтезирует витамины, а получает их из пищи. Количество того или иного витамина может существенно влиять на здоровье и настроение человека. Можно покупать витамины в аптеке, однако многие ученые считают, что это создает нагрузку на печень. В идеале нужно есть правильную сбалансированную пищу. Например, витамином С богаты цитрусовые, много витамина D есть в рыбе, A - в моркови и так далее. Нехватка в организме этих веществ ведет к таким болезням как цинга и рахит.

Цинга - болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C (аскорбиновая кислота). Недостаток витамина C приводит к нарушению синтеза коллагена, соединительная ткань теряет свою прочность. Симптомы - вялость, быстрая утомляемость, ослабление мышечного тонуса, ревматоидные боли в крестце и конечностях (особенно нижних), расшатывание и выпадение зубов; хрупкость кровеносных сосудов приводит к кровоточивости дёсен, кровоизлияниям в виде тёмно-красных пятен на коже. Лечение и профилактика - нормальная обеспеченность организма витамином C.

Также есть сведения, что часто моряки болели цингой из-за недостатка поваренной соли.

Насыщенность пищи витаминами – одно из условий здорового рациона, позволяющего поддерживать физическую и умственную активность. Витамины – это вещества, обладающие определенными сходными свойствами:

– занимают важное место в обмене веществ;

– продуцируются в человеческом организме в малых количествах, что вызывает необходимость их целенаправленного приема;

– проявляют свою роль в микроскопических количествах.

О важности витаминов для оптимальной жизнедеятельности человека свидетельствует тот факт, что при их недостатке в организме развиваются болезни, называемые авитаминозами и гиповитаминозами.

Причины витаминной недостаточности у человека:

1. Наличие заболеваний органов пищеварения, в результате чего витамины в пище плохо усваиваются, частично разрушаются, а также синтезируются кишечником в низком количестве. К примеру, глистные заболевания – это серьезное препятствие для усвоения витаминов. Некоторые лекарства подавляют активность витаминов.

2. Витаминная неполноценность пищевого рациона, обусловленная:

Неправильным набором продуктов. Недостаток фруктов и овощей ведет к дефициту витамина C. Если придерживаться только лишь вегетарианского питания появляется недостаток витамина В12. Если отдается приоритет рафинированным продуктам (продуктам из муки высшего сорта, очищенному рису, сахару), высока вероятность недостаточности витаминов группы B.

Сезонными изменениями содержания витаминов в продуктах. Весной и зимой уровень витамина C в плодах снижается, а также уменьшается и сам ассортимент этой группы продуктов. В этот же период яйца и молоко бедны витаминами A и D.

Неправильной кулинарной обработкой и хранением блюд, приводящим к снижению в пище витаминов B, C, A. К примеру, при длительной термической обработке ягод в процессе приготовления варенья, количество витамина C значительно уменьшается.

Несбалансированностью рациона. Витамины в пище могут присутствовать в достаточном количестве, но их усвоение будет затрудняться из-за неправильного количества (как избытка, так и недостатка) других витаминов, а также из-за длительной нехватки полноценных белков.

Специальные меры по предотвращению витаминной неполноценности пищи. В целях повышения ценности некоторых пищевых продуктов производится специальная их витаминизация. Так проводится обогащение витаминами многих продуктов для детского питания: каш, пюре, питательных смесей, напитков. К примеру, в молоко для детского употребления вводят витамин D2 таким образом, чтобы пол-литра напитка содержали суточную дозу. Необходимость витаминизации продуктов возникает и в том случае, если они предназначены для применения в особых условиях (в экспедициях, на зимовках).Специальное обогащение пищи витамином C проводится в санаториях, родильных домах, больницах, диетических столовых, а также столовых учебных заведений.

16. Задание. Подчеркни название органов пищеварительной системы.

Ответ. Желудок, пищевод, зубы, тонкая кишка.

17. Задание. Отметь правильные высказывания.

Кариес – это заболевание зубов. (правильно)

Кариес бывает у людей, которые плохо ухаживают за зубами. (правильно)

18. Задание. Отметь правильное высказывание.

В процессе пищеварения белки, жиры и углеводы распадаются (расщепляются) на более простые вещества. (правильно)

19. Задание. Закончи предложение.

Ответ. Кроме белков, жиров и углеводов нашему организму необходимы вода, витамины, минеральные вещества.

20. Вопрос. В 1860 году появилась бормашина для лечения зубов. В каком веке это было? Могли ли лечить зубы с помощью бормашины в XVI веке?

Ответ. 1860 год - это 19 век, так что в 16 веке не могли лечить зубы бормашиной.

21. Задание. Отметь правильные высказывания. Подготовьте объяснения своих ответов.

Печень очищает кровь от вредных веществ. (В печени происходит фильтрация крови, здесь очищается практически вся кровь от вредных веществ). (правильно)

Больные зубы – источник инфекции. (с пищей в пищевод и далее желудок, кишечник попадают возбудители инфекционных заболеваний). (правильно)

22. Задание. Закончи предложение.

Ответ. В носовой полости воздух согревается и очищается. При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

23. Задание. Отметь правила защиты органов дыхания.

Нужно дышать через нос. (правильно)

Нельзя курить. (правильно)

Необходимо делать влажную уборку помещения. (правильно)

Нельзя долго находиться в непроветриваемом помещении. (правильно)

24. Задание. Почеркни названия органов дыхательной системы. Подпиши их на рисунке.

Ответ: гортань, легкие, носовая полость, трахея, бронхи.

На рисунке:

1. Носовая полость

2. Гортань

Вопрос. Как выполнено задание 24? Отметь только одно высказывание.

Быстро, правильно, самостоятельно. (+)

25. Задание. Отметь правильные ответы на вопросы.

Как табачный дам влияет на органы дыхания?

Снижает защитные свойства.

Почему при чихании и кашле необходимо закрывать нос платком?

Чтобы не заразить окружающих.

Какой газ поглощается при дыхании?

Кислород.

Где воздух согревается и очищается от пыли и бактерий?

В носовой полости.

26. Задание. Подготовьте памятку «Как беречь дыхательную систему».

1. Необходимо дышать через нос.

2. При кашле и чихании закрывать нос платком.

3. Систематически заниматься физической культурой и спортом.

4. Проветривать помещения.

5. Не курить самому и не находиться в помещении с курящими людьми.

Задание. Поработаем над проектом.

Темы проекта.

Потребление кислорода и отдача углекислого газа как побочного продукта называется процессом дыхания. Основные органы дыхания рыб – жабры.

Рыбы имеют два набора жабр - по одному с каждой стороны тела позади головы. Эти нежные органы защищены твердыми пластинами, которые называются жаберными крышками.

Каждый набор жабр включает четыре костные дуги. Каждая из этих дуг поддерживает два ряда жаберных волокон в форме перьев, которые называются первичными ламеллами (лепестками).

Каждая первичная пластинка, в свою очередь, покрыта крошечными пластинками (вторичными лепестками), через которые проходят узкие кровяные капилляры.

Именно через тонкую оболочку вторичных лепестков происходит газообмен между кровью и внешней средой. Кровь во вторичных лепестках течет в направлении, противоположном направлению движения воды, проходящей по поверхностям ламелл.

В результате между этими двумя жидкостями возникает большой диффузионный градиент кислорода и углекислого газа. Такая система «противотока» чрезвычайно увеличивает эффективность газообмена.

Дыхательная система земноводных представлена легкими и кожей, через которую они также способны дышать. Легкие – это парные полые мешки, имеющие ячеистую внутреннюю поверхность, которая усеяна капиллярами. Именно здесь и происходит газообмен. Механизм дыхания лягушек относится к нагнетательным и его нельзя назвать совершенным. Лягушка набирает воздух в ротоглоточную полость, что достигается путем опускания дна ротовой полости и открывания ноздрей. Потом дно ротовой полости поднимается, и ноздри снова закрываются клапанами, а воздух нагнетается в легкие.

Рассмотрим на примере кита.

Череп китов приспособлен к тому, чтобы дыхание совершалось при выставлении ноздрей из воды без изгибания шеи (ноздри смещены на темя).

Верхнечелюстные, межчелюстные и нижнечелюстные кости удлинены в связи с развитием цедильного аппарата (китового уса) или многочисленных одновершинных зубов. Носовые кости уменьшены, теменные сдвинуты в бока так, что верхнезатылочная кость соприкасается с лобными.

Дыхало - одно или два наружных носовых отверстия - расположено на вершине головы и открывается лишь в момент короткого дыхательного акта выдоха - вдоха, производимого сразу же после выныривания. В прохладную погоду при выдохе взлетает вверх конденсированный пар, образуя так называемый фонтан, по которому китобои различают вид кита.

Иногда с этим паром взлетают и распыленные брызги воды. Все остальное время, пока длится дыхательная пауза и животное ныряет, ноздри плотно закрыты клапанами, которые не пропускают воду в дыхательные пути. Вследствие особого строения гортани воздухоносный путь отделен от пищевого. Это позволяет безопасно дышать, если вода или пища находятся в ротовой полости. Носовой канал большинства видов соединен с особыми воздушными мешками и вместе с ними вьь полняет роль звукосигнального органа.

Легкие китообразных весьма упруги и эластичны, приспособлены к быстрому сжатию и расширению, что обеспечивает очень короткий дыхательный акт и позволяет обновлять воздух за одно дыхание на 80-90% (у человека только на 15%). В легких сильно развиты мускулатура альвеол и хрящевые кольца даже в мелких бронхах, а у дельфинов - ив бронхиолах.

Китообразные могут долго (кашалоты и бутылконосы до 1,5 часов) находиться под водой с одним и тем же запасом воздуха: большая емкость легких и богатое содержание мышечного гемоглобина позволяют им уносить с поверхности повышенное количество кислорода, который расходуется очень экономно: во время ныряния деятельность сердца (пульс) замедляется более чем вдвое и ток крови перераспределяется так, что кислородом снабжаются в первую очередь мозг и сердечная мышца. Эти органы при длительном погружении получают кислород также с артериальной кровью из запасов "чудесной сети" - тончайшего разветвления кровеносных сосудов.

Менее чувствительные к кислородному голоданию ткани (особенно мышцы тела) переводятся на голодный паек. Мышечный гемоглобин, придающий мускулатуре темный цвет, снабжает мышцы кислородом во время дыхательной паузы.

В открытую трахейную систему воздух поступает через дыхальца, количество которых меняется от одной - двух пар до восьми - десяти пар. Количество и места расположения дыхалец отражают приспособление насекомых к условиям мест обитания. Каждое дыхальце ведёт в атриальную полость, стенки которой образуют замыкательный аппарат и систему фильтрации воздуха. Трахеи ветвятся и опутывают все внутренние органы. Концевые ветви трахей заканчиваются звёздчатой трахейной клеткой, от которой отходят самые мелкие разветвления, имеющие диаметр 1-2 мкм (трахеолы). Их кончики лежат на клеточных оболочках либо проникают внутрь клеток. У многих хорошо летающих насекомых имеются воздушные мешки, представляющие собой расширения продольных трахейных стволов. Их полость не является постоянной и может спадаться при выходе воздуха. Воздушные мешки принимают участие в вентиляции крыловой мускулатуры и выполняют аэростатическую функцию, уменьшая удельный вес летающих насекомых.

27. Задание. Подпиши на рисунке название органов кровеносной системы. Используя рисунок, расскажи, как движется кровь по организму. Объясни, почему сердце сравнивают с насосом?

1. Артерии

Кровь по организму движется внутри кровеносной системы. Кровеносная система у человека замкнутая. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровеносные сосуды подразделяются на артерии, вены и капилляры. По артериям кровь движется от сердца. По венам кровь движется к сердцу. Внутри органов, мышц, кожи кровь движется по капиллярам. Различают два круга кровообращения – малый и большой.

Сердце сравнивают с насосом, потому что от его работы зависит скорость, с которой будет передвигаться кровь по организму, давление. Сердце имеет мышечные стенки и когда оно сокращается, кровь выбрасывается в кровеносные сосуды. За сутки сердце сокращается око 100 000 раз. В течение всей жизни сердце работает и перекачивает тонны крови. Поэтому его называют «насосом».

28. Задание. Закончи предложение.

Ответ. Кровеносную систему составляют сердце и кровеносные сосуды – артерии, вены, капилляры.

Практическая работа

29. Задание. Подчеркни названия органов кровеносной системы.

Ответ: сердце, кровеносные сосуды.

30. Задание. В 1908 году русский ученый И.И. Мечников становил, что белые кровяные тельца защищают организм человека от болезнетворных микробов. В каком веке это было.

Ответ. Это было в XX (20) веке.

31. Задание. Соедини линией название органа и его функцию.

32. Задание. Отметь правильные высказывания.

Какова главная функции кровеносной системы?

Перенос веществ и газов. (+)

Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе?

Прижать к ране бинт или чистый носовой платок. (+)

33. Задание. Запиши, какую функцию выполняют эти органы.

Сердце – выполняет работу «насоса» кровеносной системы, перекачивает кровь по всему организму.

Желудок – вырабатывает желудочный сок, переваривает пищу.

Головной мозг – обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, «руководит» работой внутренних органов.

34. Задание. Составьте план рассказа на тему «Кровеносная система человека».

Ответ. План:

1. Какое значение имеет кровеносная система?

2. Какие органы составляют кровеносную систему человека?

3. В каком направлении движется кровь по кровеносным сосудам?

4. Как различается кровь по составу?

5. Какие круги кровообращения имеются в кровеносной системе?

6. Как кровь движется по кругам кровообращения.

7. Какова роль сердца в кровообращении?

8. Каковы правила гигиены органов кровообращения?

35. Задание. Почеркни название органов выделения.

Ответ: почки, мочеточники, мочевой пузырь.

36. Задание. Отметь правильные высказывания.

Какова роль почек в организме?

Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности. (+)

В каком органе образуется моча?

В почках. (+)

37. Задание.

1). Микроскоп был изобретен в Голландии в 1590 году. Как ты думаешь, мог ли Петр I работать с микроскопом?

2) Известный русский хирург Н.И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н.И. Пирогов?

Ответ. Н.И. Пирогов жил в веке.

38. Задание. Отметь правильное высказывание.

Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии. (+)

39. Задание. Запиши в таблицы известные тебе способы закаливания организма и функции кожи.

Задание. Сделай рисунок «Строение кожи». Рассмотри рисунок-схему на с. 31 учебника.

Это ошибочно думать, что человек дышит только легкими. Нет, у всех нас есть второй орган дыхания - наша кожа. Человек дышит всем телом. Человек дышит не только легкими, но и кожей. Потому что наша кожа - не что иное, как второй орган дыхания.

Конечно, в этом отношении мы уступаем некоторым другим существам - пресмыкающимся, амфибиям, у многих из которых кожное дыхание развито не в пример лучше, чем у человека. Но все же и у человека роль кожи в процессе дыхания очень и очень велика. Достаточно сказать, что кожа за сутки выводит 700-800 граммов водяных паров - в 2 раза больше, чем легкие! Кожа человека - не просто внешняя оболочка тела. Можно только восхищаться мудростью природы, создавшей столь совершенный материал.

Кожа выполняет самые разнообразные функции.
Она защищает организм от внешних воздействий, выполняя роль барьера между организмом и внешней средой.

Кожа - действительно надежный барьер, защищающий от различных повреждений внутренние органы. Кожа не допускает внутрь нашего организма и различных возбудителей болезней и инфекций - и не только потому, что чисто механически защищает от проникновения инфекции внутрь тела, но и потому, что образует на своей поверхности особую кислую среду, в которой болезнетворные микроорганизмы гибнут.

Кожа помогает работе почек, выводя наружу вместе с потом отходы жизнедеятельности организма.

Кожа обеспечивает постоянную температуру тела летом и зимой. Она помогает нам не слишком перегреваться в жару и не слишком замерзать в холода. Это происходит благодаря тому, что кожа насквозь пронизана мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. При низкой температуре воздуха капилляры сужаются, приток крови к коже уменьшается, и кожа практически перестает отдавать тепло наружу - она сохраняет все тепло внутри организма. Мы можем замерзнуть снаружи, но зато внутри организм остается теплым и деятельным, как всегда! А если температура воздуха высокая, то капилляры расширяются, увеличивается приток крови к коже, и кожа начинает много тепла отдавать наружу, охлаждая таким образом весь организм.

Кожа является органом чувств: она позволяет нам познавать окружающий мир при помощи осязания.

И, наконец, важная функция кожи - функция дыхания: через крошечные отверстия - поры - кожа дышит. Она поглощает кислород и выделяет углекислый газ - и таким образом помогает легким в процессе дыхания. Заметим: именно кожа - тот орган человеческого тела, который первым соприкасается с воздухом. До легких воздух еще должен добраться, чтобы в организм начал поступать кислород, а через кожу он уже поступает, достаточно оказаться на воздухе и снять одежду. Кстати, йоги могут подолгу задерживать дыхание и дышать очень редко именно потому, что у них чрезвычайно развито кожное дыхание, которое при определенных тренировках во многом заменяет дыхание легкими! А вот если тело поместить в ядовитую среду, где кожа не сможет дышать, а голову оставить на самом свежем воздухе, то легочное дыхание в этом случае не спасет: поры будут закупорены ядами, и любое живое существо, будь то животное или человек, умрет в этих условиях, не сможет выжить.

Вот как важно, чтобы поры кожи свободно дышали, получали кислород. Вот почему кожа - поистине второй орган дыхания, без которого мы не можем жить так же, как и без легких.

Кожа требует свободного дыхания, как требует ее весь наш организм. Именно поэтому в теплый день нам так хочется снять одежду. Кожа хочет дышать, кожа не может без воздуха! Ведь если кожа лишена возможности дышать, она не получает нужного количества кислорода, а значит, и жизненной энергии. Если держать человека одетым в воздухонепроницаемую одежду, да еще в душном помещении, но давать ему при этом дышать кислородом - он все равно не будет чувствовать себя здоровым и сильным. Одного легочного дыхания недостаточно для поступления нужного количества праны в организм! Для этого требуется поступление кислорода и жизненной силы через кожу.

Природа не случайно создала нас обнаженными - она ведь не предполагала, что мы оденемся в тесные одежды, запрем себя в душных помещениях и забудем, как важно кожное дыхание. Современный человек отучил свою кожу дышать. И кожа в большой степени утратила эту свою важную функцию: она действительно почти разучилась дышать! Человек, у которого кожное дыхание выражено очень слабо, рискует своим здоровьем. Во-первых, он лишает себя большого количества жизненных сил, а потому чувствует себя вечно слабым и усталым. Во-вторых, исследования показали, что недостаток кислорода в клетках кожи создает предпосылки для развития раковых клеток.

Кожа, у которой нарушена функция дыхания, и внешне выглядит нездоровой.

Бледная, дряблая кожа, с синяками и мешками под глазами, лишенная эластичности, имеющая нездоровый землисто-серый цвет, пронизанная красными прожилками, - это признаки многих отклонений от природы, в том числе и нарушения кожного дыхания. Когда кожа дышит - в ней движется жизненная сила. Жизненная сила несет в себе не только здоровье, но и молодость! Кожа, которая дышит, выглядит молодой, эластичной, красивой, на ней разглаживаются морщины, цвет лица становится живым и свежим. Поэтому я считаю, что обнажение тела на свежем воздухе - не только закаливающая процедура, но эффективный метод профилактики и лечения многих болезней.

Но чтобы лечение обнажением помогло, надо сначала восстановить утраченную функцию кожного дыхания, помочь коже снова начать дышать. Что для этого нужно? Конечно, необходимо, чтобы в коже началось движение энергии, чтобы не было застоев. Как добиться того, чтобы энергия в коже начала двигаться, если кожа безжизненна, если у нее закупорены поры, если она плохо снабжается кровью? Сначала нужно постараться вернуть коже нормальное состояние - очистить, открыть поры, заставить кожные капилляры нормально работать.

Кожа дышит через поры - это так. Но каждая клетка организма, в том числе и клетки кожи, дышат еще и изнутри - с помощью капилляров, которые с кровью поставляют клеткам кислород. Здоровый организм - это организм, в котором существует баланс такого внешнего и внутреннего дыхания. Если хорошо работает дыхательная система, если легкие нормально снабжаются кислородом, если они снабжают кислородом все ткани организма до каждой клеточки, если кислород доносится капиллярами к самой поверхности кожи, к каждому миллиметру этой поверхности, если кожа вдыхает кислород каждой своей порой и этот кислород, поступающий через поры, встречается с кислородом, доносимым до каждой клетки капиллярами, - вот тогда можно сказать, что организм по - настоящему жив, здоров, он дышит каждой своей клеткой, в нем нет ни малейшего участка, куда не поступал бы кислород, где наблюдался бы застой энергии. Такой человек силен, весел, активен, чист, как горная речка. Если же процесс такого двойного дыхания - изнутри и снаружи - нарушен, если оба дыхания не встречаются в клетках нашей кожи, тогда человек постепенно становится похож не на чистейшую горную реку, а на стоячее болото, где рано или поздно начнутся гнилостные процессы.

Восстановить коже ее истинную функцию дыхания - значит оживить ее капилляры, с одной стороны, и открыть, заставить дышать ее поры - с другой стороны. Упражнение для капилляров поможет справиться с первой задачей. Но есть еще и другие, веками проверенные методы, которые позволяют решить сразу две задачи - улучшить кровоснабжение кожи и очистить ее, подготовить для улучшения ее питания наружным кислородом.

1.Признаки живого организма:_____________________________

2.Растительный мир - ____________________________________

3.Разнообразие растений:

Растения

4.Растение состоит из:____________________________________

_______________________________________________________

5.Животный мир - _______________________________________

6.Составь цепь питания:

_______________________________________________________

7.Строение гриба:________________________________________

_______________________________________________________

8.Животные дышат:

Рыбы-____________________________________________

Насекомые-_______________________________________

Звери, птицы… -____________________________________

9. Как животные питаются

10.Беспозвоночные: Позвоночные:

1________________________ 1____________________________

2________________________ 2____________________________

3________________________ 3____________________________

4_________________________ 4____________________________

5_________________________ 5____________________________

11.Название нашего государства с 1917года__________________

12.Название нашего государства в конце ХХ века____________

_______________________________________________________

13.Название нашего государства в IХ – ХIII века_____________

14.Название нашего государства в ХIII - ХVI века_____________

15.Название нашего государства в ХVII – начало ХХ века_____

____________________________________________________________

16.Название нашего государства с 1922года-_________________

________________________________________________________

17.Какая вера пришла на Русь в Х веке?_____________________

18.Причины возникновения Московской Руси________________

19. Первый русский царь_________________________________

20.Первый император России______________________________

21.Земля стала передаваться от отца к сыну при______________

22.Крепостное право было отменено в ___________году царём

_______________________________________________________

24.Какие ремёсла были в России в ХVI-ХVIIIв.?

_________________________________________________________________________

25.Определи виды животных:

Тело покрыто шерстью____________________________________

Часть жизни живут на суше, часть - в воде____________________

Крабы, креветки, мокрицы – это_____________________________

Имеют восемь ног________________________________________

Тело покрыто чешуйками или панцирем______________________

Имеют шесть ног_________________________________________

Тело покрыто перьями_____________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16_______________________ПОЛУШАРИЕ 17____________________ПОЛУШАРИЕ

1 _____________________________________2_________________________________________

3 _____________________________________4_________________________________________

5 _____________________________________6_________________________________________

7 _____________________________________8_________________________________________

9_____________________________________10________________________________________

11____________________________________12________________________________________

13____________________________________14________________________________________

15______________________________________________________________________________

СОЛНЦЕ_______________________________________________________________________

ГОРИЗОНТ__________________________________________________________

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ:___________________________________________

________________________________________________________________________________

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

ГЛОБУС_______________________________________________________________________

КАРТА____________________________________________________________

МАСШТАБ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОЯСА ЗЕМЛИ_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

АТМОСФЕРА___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

1. Закончи предложение:

  • Передача нервных сигналов.
  • Перенос веществ и газов
  • В печени
  • В почках
  • В кишечнике

1. Закончи предложение:

Главный орган кровеносной системы_________________________________

2.Подчеркни названия органов кровеносной системы:

Желудок, сердце, лёгкие, пищевод, кровеносные сосуды.

3.Соедини название органа и его функцию

Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу

Желудок защищает органы от повреждений

Скелет позволяет совершать различные движения

Мышцы руководит работой всех органов

Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам

4.Обведи правильное высказывание:

Какова главная функция кровеносной системы

  • Передача нервных сигналов.
  • Перенос веществ и газов

Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе

  • Прижать к ране бинт или чистый носовой платок
  • Залить рану йодом или спиртом

5.Подчеркни названия органов выделения:

Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, лёгкие, сердце, кожа.

6.Отметь правильное высказывание:

Какова роль почек в организме человека?

  • Выводят из организма непереваренные остатки пищи
  • Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности

В каком органе образуется моча?

  • В печени
  • В почках
  • В кишечнике

7.Известный хирург Н. И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н. И. Пирогов?________________________

8.Отметь правильное высказывание:

  • Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии.
  • Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ.

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ,

ЖИВОТНЫЙ МИР

  • Организм - …
  • Признаки живого организма: …
  • Растительный мир – …
  • Что дают растения человеку?
  • Разнообразие растений: …
  • Органы высших растений: …
  • Размножение растений.
  • Животный мир – …
  • Составить цепь питания.

(все классификации)

  • Как дышат животные?
  • Охрана животных

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ,

ЖИВОТНЫЙ МИР

  • Организм - …
  • Признаки живого организма: …
  • Растительный мир – …
  • Что дают растения человеку?
  • Разнообразие растений: …
  • Органы высших растений: …
  • Размножение растений.
  • Чем грибы отличаются от растений?
  • Животный мир – …
  • Составить цепь питания.
  • Гриб – растение? Строение гриба: ...
  • Разнообразие животных:…, примеры

(все классификации)

  • Как дышат животные?
  • Охрана животных

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ,

ЖИВОТНЫЙ МИР

  • Организм - …
  • Признаки живого организма: …
  • Растительный мир – …
  • Что дают растения человеку?
  • Разнообразие растений: …
  • Органы высших растений: …
  • Размножение растений.
  • Чем грибы отличаются от растений?
  • Животный мир – …
  • Составить цепь питания.
  • Гриб – растение? Строение гриба: ...
  • Разнообразие животных:…, примеры

(все классификации)

  • Как дышат животные?
  • Охрана животных

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР, ГРИБЫ,

ЖИВОТНЫЙ МИР

  • Организм - …
  • Признаки живого организма: …
  • Растительный мир – …
  • Что дают растения человеку?
  • Разнообразие растений: …
  • Органы высших растений: …
  • Размножение растений.
  • Чем грибы отличаются от растений?
  • Животный мир – …
  • Составить цепь питания.
  • Гриб – растение? Строение гриба: ...
  • Разнообразие животных:…, примеры

(все классификации)

  • Как дышат животные?
  • Охрана животных

Предварительный просмотр:

Опорная карточка

Разнообразие растений

Название растений

Среда обитания

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Группы растений

Морская капуста

Мох сфагнум

Папоротник

Ель, сосна

Береза, малина, ромашка

Опорная карточка

Водные жители, тело которых не разделено на части – это _____________________

Растения, тело которых разделено на стебель и листья - ________________________

Это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.

Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________

Растения, которые имеют все части, называются_____________________________

Разнообразие растений

Название растений

Среда обитания

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Группы растений

Морская капуста

Мох сфагнум

Папоротник

Ель, сосна

Береза, малина, ромашка

Опорная карточка

Водные жители, тело которых не разделено на части – это _____________________

Растения, тело которых разделено на стебель и листья - ________________________

Это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.

Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________

Растения, которые имеют все части, называются_____________________________

Разнообразие растений

Название растений

Среда обитания

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Группы растений

Морская капуста

Мох сфагнум

Папоротник

Ель, сосна

Береза, малина, ромашка

ВИДЫ

РАСТЕНИЙ

ВИДЫ

РАСТЕНИЙ

ВИДЫ

РАСТЕНИЙ - это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.

5. Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________

6. Растения, которые имеют все части, называются_____________________________

7. Перечисли части растений __________________________________________________________________

8. Размножение растений (Назови 4 способа)______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

9. Выбери не правильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?

1) Нет, все растения растут на строго определённых местах.

2) Да, растения могут перемещаться с помощью воды и ветра.

3) Да, растения перемещает человек.

4) Да, растения перемещают животные

10 Что такое ФАУНА?_______________________________________________________

11. Какие животные называют одноклеточными, а какие многоклеточными _________________________

________________________________________________________________________________________________

12. Выбери правильные ответы:

1) животные это часть природы

2) в природе все взаимосвязано

3) жизнь животных не связана с растениями и другими организмами

13. Допиши цепь питания: ЧЕЛОВЕК – КОМАР – ? - ЦАПЛЯ

14. Составь схему:

Позвоночные

Животные

15. насекомыми называются животные:

1) у которых, есть крылья

2) у которых, есть усы

3) у которых, есть шесть ног

16. Выбери правильные ответы:

1) земноводные живут только в воде

2) к пресмыкающимся относятся черепахи, крокодилы, ящерицы.

17. перелетными называются птицы:

1) которые все время перелетают с места на место;

2) все время живут на одном месте

3) вьют гнёздо и выводят птенцов в одном месте, а зимуют в другом

18. Как называются животные, у которых тело покрыто шерстью?________________________________

19. Отметь верные высказывания:

1) животные растительноядные питаются растениями и их частями

2) хищники – животные, которые питаются растениями и другими животными

3) всеядные питаются- растениями, грибами и животными

20 ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:

Насекомые  яйцо  _________________  куколка  бабочка

рыбы  икра  ______________________рыба

земноводные  _______________  головастик  лягушка

пресмыкающиеся  ______________  детёныш  взрослое животное

птицы

____________________________________________________________________________________________

Опишите дом древних славян_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Что было внутри дома?______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1 . Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

4. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

Почему славяне были крепкими, выносливыми?________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем занимались мужчины?__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Чем занимались женщины?__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Что означают слова пядь, вершок ?_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

РАБОТА УЧЕНИКА _____ КЛАССА__________________________________________________


Кожу называют органом дыхания, нашими вторыми легкими. Как же она дышит? «Кожа действительно осуществляет 1–2% всего газообмена в организме (остальной газообмен происходит через легкие), – рассказывает дерматолог Екатерина Турубара, эксперт Лабораторий Vichy. – Путем диффузии кислород воздуха через кожу поступает в кровеносные сосуды, а углекислый газ, наоборот, выделяется с поверхности кожи. Кожное дыхание тесно связано с деятельностью потовых желез, богатых кровеносными сосудами». Поэтому так важно давать возможность коже дышать – для этого и существуют одежда из воздухопроницаемой ткани, воздухопроницаемая (некомедогенная) косметика.

Нужен ли ей дополнительный кислород?

Этот вопрос остается дискуссионным. С одной стороны, «кислородное голодание» приводит к ухудшению всех клеточных функций. С другой – кислород обладает мощными окисляющими свойствами, а именно: на оксиданты возложена ответственность за преждевременное старение. «На самом деле окисление – это естественный процесс, который постоянно происходит во всех клетках нашего организма, – объясняет Екатерина Турубара. – Кислород окисляет ряд веществ (углеводов, жиров), и в ходе этого процесса выделяется большое количество энергии, которая запасается в клетке (точнее, в ее энергостанциях – митохондриях) до возникновения необходимости в ней. Деление клеток эпидермиса, синтез фибробластами коллагена и эластина – все это требует энергии».

ФОТО Борис Захаров

Есть средство

Косметические средства, улучшающие дыхание кожи, могут работать на разных принципах. Одни из них действительно содержат кислород. В состав других входят вещества, улучшающие транспортировку кислорода в клетки. Третьи включают активные компоненты, улучшающие все метаболические процессы в клетках. «Важно не столько увеличить количество кислорода, поступающего в ткани, а именно оптимизировать способность клеток использовать поступающий кислород, – объясняет Екатерина Турубара.– Поэтому для кожи очень важны все вещества, которые активизируют процесс поглощения кислорода из крови (например, убихинон или коэнзим Q10, витамин В6 и другие). Можно сказать, они влияют на процессы ее омоложения и самообновления». «В принципе, чтобы улучшить дыхание кожи и стимулировать все метаболические процессы, годятся самые простые косметические приемы, – продолжает Елена Фуфлыгина. – Вовремя освободить кожу от омертвевших клеток, активизировать кровообращение при помощи массажа – не забывать про элементарный ежедневный уход».

Глотнуть кислорода

Существует несколько эффективных способов снабжать организм кислородом непосредственно – такие процедуры получили название «оксигенотерапия».

В буквальном смысле напитаться кислородом помогают «кислородные коктейли»: воздушная пенка из белка или фруктового сока, к которой добавляют витамины группы В и С, настой шиповника, лакрицы и других лекарственных растений. Этот метод под названием «энтеральная оксигенотерапия» изобрел полвека назад советский патофизиолог академик Николай Сиротинин: попадая в ЖКТ, кислород быстро всасывается в кровь, улучшая обменные процессы, повышая иммунитет.

Теперь такие коктейли готовят и в клиниках красоты, и во многих фитнес-клубах. Комплекты для приготовления кислородных коктейлей дома (например, «Экотель») можно купить в аптеке.

Вдыхание кислородной смеси – еще один способ повысить уровень кислорода в крови. Коктейли для вдыхания приготавливаются из смеси кислорода и разных эфирных масел – этой смесью дышат через специальные трубочки или при помощи маски. Такие коктейли дают мгновенный мощный тонизирующий эффект, поэтому устройства для их приготовления стали устанавливать не только в эстетических клиниках, но даже в некоторых танцевальных клубах.

Вдыхание озоновой смеси – одна из составляющих терапии в спа-капсулах, будь то антицеллюлитная, антистрессовая или детокс-процедура (кислород активизирует все метаболические процессы).

Инъекции кислорода – один из вариантов мезотерапии, когда смесь вводится под кожу для борьбы с целлюлитом. В процессе этой процедуры не только ускоряется расщепление жиров и выведение токсинов, но и подтягиваются ткани. Другие показания для кислородных инъекций – растяжки, следы от акне, пигментация и прочие проблемы с кожей. Несмотря на то что разные способы оксигенотерапии широко применяются в медицине, следует знать, что для нее существует много противопоказаний: это нарушения свертываемости и другие заболевания крови, перенесенные инсульты, проблемы с щитовидной железой, склонность к аллергическим реакциям.

1. Обозначь на рисунке цифрами ярусы леса. Подпиши из названия.

1 ярус - деревья

2 ярус - кустарники

3 ярус - трава

2. Разгадай кроссворд.

1) Плод этого дерева - желудь.

2) Это дерево - символ России.

3) "Новогоднее" дерево.

4) Семена этого дерева - летучки

5) Это дерево отличается от "новогоднего" длинными иголками

3. Вспомни текст из учебника, воспользуйся справочником и допиши предложения.

Дуб живет 800 лет, а береза 100 лет.

Липа живет дольше, а рябина живет столько же, сколько живет береза .

4. Отметь "галочкой" правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.

Для роста растению нужны

Тепло, воздух, вода

Тепло, воздух, свет, вода, почва

5. Подпиши названия деревьев.

Береза, клен, липа, дуб.

6. Прочитай стихотворение. О каких деревьях рассказывает поэт? Какие особенности каждого дерева ему удалось подметить?

Мы выходим из деревни,

Ходим по лесам.

Я в названиях деревьев

Разбираюсь сам.

Вот развесистая ива -

Соловьиный дом .

С малахитовым отливом

Клены под бугром.

Белоногие березы

Просятся в стихи.

Длиннокрылы, как стрекозы,

Листья у ольхи.

Дуб стоит , как витязь древний,

Шлемом в небосвод .

Знаю все теперь деревья:

Я ведь лесовод.

7. Подчеркни только травянистые растения.

Береза, папоротник , вороний глаз , ель, калина, ландыш , фиалка , можжевельник, ромашка .

8. Чем белка отличается от бурундука? Обведи цифру с правильным ответом.

1. Бурундук - зверь, а белка - насекомое.

2. У бурундука на спине есть темные полоски, а у белки их нет.

3. Белка устраивает гнездо на зземле под старым пнем, а бурундук - в дупле.

9. Закончи предложения.

Дятел - птица, а муравей - насекомое .

Пчела - насекомое, а белка - зверь .

Крот - зверь, а сова - птица .

10. Закончи высказывания.

Все звери кормят своих детенышей малоком.

Белка - зверь, значит, она кормит детенышей молоком.

Еж - тоже зверь, значит, он кормит детенышей молоком.

Посмотри внимательно на рисунок 4-5 секунд. Постарайся охватить взглядом весь рисунок. Затем переверни страницу и скажи, сколько синиц прилетело на кормушку. Обрати внимание на то, как часть рисунка осталась незамеченной, чтобы в следующий раз быть внимательнее. Если ты играешь с другом, выигрывает тот, кто называет число, наиболее близкое к числу синиц на рисунке.

Отметь "галочкой" одно утверждение.

Я внимательный человек.

Мне нужно тренировать внимание.

11. Отметь "галочкой" правильные высказывания.

Все звери - млекопитающие.

Все насекомые - шестиногие.

У паука шесть ног, значит, он насекомое.

12. Представь, что ты находишься в зимнем лесу. Следы каких животных там можно увидеть?

Заяц, волк, олень, белка, лось, лиса.

Подготовь рассказ о каком-нибудь животном леса. Нарисуй (подбери) иллюстрации к своему рассказу.

13. Закончи предложения.

Тело птиц покрыто перьями . Такой покров помогает птицам летать .

Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перелетными .

Где чей дом? Нарисуй животное рядом с его жилищем.

14. Напиши, каких перелетных птиц ты знаешь.

Трясогуска, иволка, дрозд, жаворонок, зяблик.

Сочини продолжение истории.

Случай в лесу

Уж - житель леса. Его можно встретить в пожухлой листве, небольшой канавке, на старом, гнилом пне. Однажды Аленка и Коля собирали грибы. Вот на поваленной сухой березе они увидели семейку опят. Вдруг оттуда вылез уж! Ребята бросились бежать, и все закончилось хорошо.

15. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Опиши какое-нибудь растение. Ответь на вопросы: как оно называется? каков его внешний вид? где оно растет?

Ромашка - вот его название. Это трава. Она растет повсеместно. Это лекарственное растение.

16*. Прочитай стихотворение. Как в вороньем гнезде появился необычный "ребенок"? Нарисуй иллюстрацию.

Птенцы

Пять птенцов,

Веселых сорванцов,

Уселись на суку,

Проглотил

По червяку.

Карр, спасибо!

Ах, мамочка,

17*. Постарайся по памяти нарисовать какого-нибудь жука (например, божью коровку). Расскажи, что ты знаешь о нем: каков его внешний вид, где живет, чем питается и т.д.

18. Верно ли переданы сведения о жизни животных в этом стихотворении? Можно ли его назвать шуточным?

Проверь себя

Выполни задания и оцени свою работу.

1. Егор сделал такую схему-рисунок.

Как ты думаешь, прав ли он? Есть ли у природы враги и друзья? Или каждое живое существо по-своему необходимо природе?

Ответ: нет, у природы нет врагов и друзей

2. Прочитай стихотворение. Какие леса описывает поэт?

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

Ответ: лиственный лес (смешанный)

3. Сравни дерево, которое выросло на просторе, с теми, которые выросли в чаще. Чем они различаются?

Ответ: на просторе дерево выросло лучше.

4. Прочитай стихотворение. О каком растении идет в нем речь?

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.

Мне кажется, его задень - от тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы....

Давай послушаем, а вдруг услышим - я и ты?

19. Назови объекты неживой природы, состоящие из воды.

Ответ: пар, лед, снег, град, облако, айсберг

20. Отметь "галочкой" свойства воды.

Не имеет запаха.

Имеет цвет.

Принимает форму любого сосуда.

Не имеет цвета.

Не прозрачна.

В ней отражаются предметы.

Отгадай загадки.

Заря-заряици, красна девица,

По полу гуляла, бусы потеряла.

Месяц увидел, солнце подняло.

Бел, да не сахар, ног нет, да идет,

На всех садится, а тепла боится.

21. Напиши, какие бывают водоемы.

Море, река, пруд, ручей, болото, озеро, океан.

22. Закончи высказывание.

Вода может находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

23. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Прочитай в учебнике рассказ "Путешествие капельки". Сделай к нему рисунок-схему "Как капелька путешествовала".

Проведи опыты и ответь на вопрос: какие предметы плавают, а какие тонут?

Спичечный коробок в воде не тонет .

Пластмассовый кубик в воде не тонет .

Лист бумаги в воде не тонет .

Гвозди в воде тонут .

Кусок дерева в воде не тонет .

24. Все ли правильно обозначено на рисунке? Исправь ошибки, если они есть.

25. Прочитай потешку "Щука". Объясни, почему щукам не нужна никакая другая "наука". К каким рыбам - растительноядным или хищным - относится щука?

Щука

Хватать, глототь умеют щуки - другой не нужно им науки!

Ответ: Щука - хищная рыба. Она умеет хватать и глотать - и больше ей никак не надо уметь.

1. Сделай два рисунка-схемы. На одном - река вытекает из озера. На другом - река впадает в озеро. Отметь на схемах исток и устье.

2. Сделай подписи к рисункам.

Жители морей и океанов

26. Закончи предложения.

Рыбы-хищницы питаются другими рыбами.

Другие рыбы питаются планктоном и растительностью.

Все земноводные рождаются в воде. Тритон - земноводное, значит, он рожден в воде.

Подготовь рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подбери к рассказу иллюстрации.

27. Отметь только земноводных.

28*. Составь пищевые цепи.

Колосья злаков, орел, лиса, мышь, волк, еж, рысь, заяц, осина, шишки, белка.

Колосья злаков > мышь > орел

Шишки > белка > волк

Осина > еж > лиса

29. Верны ли эти высказывания?

Пруд, озеро - просные водоемы. (верно)

Морская вода соленая, поэтому море называют соленым водоемом. (верно)

30. Сделай подписи к рисункам.

Рогоз, жук-плавунец, кувшинка, выдра, уклейка, щука, камыш, утка кряква, карп, пиявка, рак, осока.

31*. Правильно ли составлена пищевая цепь?

Касатка - тюлень - треска - сельдь - личинки крабов - мелкие растения.

Ответ: Нет, надо наоборот

Выпиши в правый столбец названия зверей, а в левый - названия насекомых.

Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стрекоза

Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка,бобр, лягушка, жаба, волк, лось, зубр

Проверь себя

Выполни задания. Не спеши обращаться за помощью, лучше загляни еще рав в учебник.

1. Закончи предложения.

На Земле много различных водоемов: реки, озера, болота, ручьи, моря, пруды и океаны.

Самый большой водоем на Земле - тихий океан

Ребенок лягушки - лягушенок

2. Отметь правильный ответ.

Бобры - рыбы, потому что живут в воде.

Бобры - звери, потому что рождают живых детенышей и кормят их молоком.

Бобры - земноводные, потому что могут жить как на суше, так и в воде.

Земноводные - животные, которые могут жить только в воде.

Земноводные - животные, которые могут жить только на суше.

Земноводные - животные, которые могут жить и в воде, и на суше.

Кувшинка - растение луга.

Кувшинка - растение водоема.

Кувшинка - растение леса.

3. Найди ошибку.

В лесу под березами были заросли камыша .

4*. Прочитай стихотворение. Благодаря чему зародилась жизнь на Земле?

Вся в черемухе белой, Вода вышла замуж за Небо!

Это было не знаю когда, на Земле никого еще не было.

И у них родились мотыльки, родились голубые стрекозы,

Родились золотые жуки, родились облака и березы,

И ужи, и бобры, и лисицы, и плакучие ивы, и цапли

Родились из таинственной капли.

Ответ: благодаря воде

32. Отметь только насекомых.

Напиши, каких животных ты можешь увидеть на лугу.

Ответ: крот, еж, мышь

33. Закончи высказывания.

У паука восемь ног, значит, паук - это не насекомое.

У таракана шесть ног, значит таракан - это насекомое.

У кузнечика шесть ног, значит кузнечик - это насекомое.

34. Придумая названия к стихотворениям. Впиши пропущенные слова.

Ящерица

Вот ящерица мчится, прохожих не боится.

На хвост лишь наступите - оставит под ногой:

Пожалуйста возьмите, найду себе другой!

Клевер

Здесь у рощицы березовой клевер весело цветет,

И его "пчелиной кашкой" называет наш народ.

Тысячелистник

Тысяча листиков, столько же цветков,

Тысячелистник называем мы его.

Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет - нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

35*. Отметь правильные высказывания.

Тысячелистник - растение ядовитое, его животные не едят.

Тысячелистник - растение полезное, его используют как лекарство для лечения ран.

Сурепка - лекарственная трава. Ее настой дают детям при плохом аппетите.

Сурепка - сорняк, растение бесполезное.

Придумай подобное задание про крапиву.

36. Объедини слова в три группы. Объясни, по какому признаку их можно объединить.

Лягушка - болото - комар

Улей - цветок - пчела

Капуста - гусеница - бабочка

37. Соедини стрелочкой начало и конец высказываний.

Любимая еда бабочек - сок разных цветков.

Жук-плавунец - хищник.

Рот у бабочки - длинный тонкий хоботок.

Любимая еда кузнечиков - различные травинки.

Понаблюдай за развитием картофеля. Посади клубень картофеля в горшок или в ящик. Запиши дату (число, месяц) появления ростка, листьев. Запиши название месяца, в котором появятся у картофеля цветки, клубни.

1. Положи клубень картофеля в теплое место. Накрой газетой. Запиши дату появления ростка.

2. Посади клубень в землю. Запиши дату появления ростка. Сравни даты.

38. Соедини название растения с рисунком, на котором изображено место его произрастания.

39. Придумай задание о животных, если известны такие условия.

Птицы - 2, звери - 4, насекомые - 6, пауки - 8.

Ответ: Всего было 20 животных. Птиц было в два раза больше, чем зверей, но в два раза меньше, чем насекомых, сколько было животных, если известно, что пауков было шесть?

40. Нарисуй любое растение, из которого получают зерно. Подпиши его части.

41. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Закончи сказку.

"В корзинке лежали: капуста, тыква, морковь, чеснок, перец и укром. Вдруг тыква сказала: "Я самая главная среди вас, потому что я самая большая ". "А я самый маленький ", - прошептал укроп"...

42*. Расположи овощи последовательно: от самого легкого к самому тяжелому (пронумеруй названия).

Капуста - 5

Картофель - 3

Помидор - 1

Свекла - 4

Проверь себя

Напиши, где можно встретить эти растения и этих животных.

Пшеница, василек, овес, подсолнух, мышь - луг .

Кувшинка, рогоз, лягушка, цапля - болото .

Муравей, сосна, лиса, сова, дятел - лес .

Найди в саду или в лесу улитку. Положи на прозрачное стекло или зеркало. Понаблюдай, как она передвигается. Обрати внимание на ее внешний вид. Сравни улитку со слизнем. Чем они похожи? Чем различаются?

Ответ: у слизня, в отличие от улитки, нет раковины, но у обоих склизкие тела, оставляющие слизь

43. Назови растения сада по плодам.

44. Раскрась ветки рябины. Одна из них - летняя, другая - осенняя.

Нарисуй свои любимые фрукты и ягоду.

45. Разгадай кроссворд.

3) клубника