Дети 1 мес 2 мес. Причины ночного плача. Докорм детской смесью

Каких-то два месяца назад вы находились в томительном ожидании появления своего крохи на свет. Сейчас же маленький человечек стал постоянным поводом для счастья и тревог одновременно. Понять, нормально ли развивается новорожденный малыш, родители вряд ли сумеют, если нет явных отклонений. Уже после 2 месяцев мамы и папы могут объективно оценить темпы прогресса и с гордостью рассказывать об успехах малютки друзьям.

За два месяца маленький человечек приобретает множество новых навыков

Физические параметры

Рост и вес двухмесячного ребенка может очень сильно разниться. Это нужно четко знать и помнить постоянно, чтобы избежать ненужных тревог. Многое зависит от размера и веса при рождении, а также от наследственности.

Параметры роста, веса и объема головы ребенка 2 месяцев:

Одни детки уже при рождении имеют вес, который другие набирают в 3, а то и 5 месяцев. Слишком обращать внимание на абсолютные показатели не стоит, лучше проанализировать динамику прироста и привеса. По рекомендациям ВООЗ прибавка в весе за второй месяц в среднем составляет около 800 грамм, рост увеличивается на 3 см, окружность головы – на 1,5 см. С момента рождения до двух месяцев ребенок вырастает на 6 см, а поправляется почти на 1,5 кг.


Таблица прибавки в весе и росте используется ориентировочно. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети развиваются по-разному

Существуют доступные таблицы и графики, в которых обозначены верхняя и нижняя границы нормы веса. Они разработаны отдельно для девочек и мальчиков. Если ребенок находится в этом поле, то не нужно никакого дополнительного докорма, даже если малыш не набрал ни грамма за месяц. Ежедневные взвешивания и применение препаратов «для аппетита» просто категорически воспрещены. Как говорит доктор Комаровский во многочисленных видео о первых месяцах жизни, лучше купить на эти деньги успокоительного маме (бабушке), чтобы та отстала от дитя.

Моторное развитие

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Физическое развитие малыша в первые месяцы жизни протекает постепенно. Поочередно ребенок должен научиться управлять головой, руками, корпусом, ногами. Появление характерных движений для того или иного возраста довольно условно, так как моторное развитие во многом обусловлено наследственностью. Рассмотрим, какие движения педиатры относят к характерным для 2-месячного возраста.

Движения головы

К 2-м месяцам ребенок умеет удерживать голову, находясь на руках у мамы. В положении лежа на животе малыш может поднимать головку и задерживать ее в таком положении до 1 минуты. Упор при этом происходит на предплечья, грудь приподнимается над поверхностью, ножки вытянуты. В вертикальном положении (столбиком) ребенок без поддержки может продержать голову около 30 секунд.


Головушку малыш может приподнимать всего на несколько секунд, и это хороший результат развития ребеночка

Движения рук

После двух месяцев малыш начинает активно интересоваться своими руками. Происходит интенсивное нарастание количества осознанных движений:

  1. Ощупывание. Тактильные ощущение доминируют над всеми остальными. Ребенок гладит ладошками постель, окружающие предметы, ощупывает себя, теребит одежду.
  2. Хватание. Хватательный рефлекс угасает, на смену ему приходит осознанное движение. Еще неловко, но ребенок пытается захватить висящие над ним игрушки, вцепляется в предложенные погремушки и удерживает их до 10 секунд, пытается поднести пойманные предметы ко рту.
  3. Координация. Малыш с 2 месяцев начинает понимать, что он может управлять руками и всячески развивает этот навык. Он должен с интересом разглядывать ладошки, подносить их ко рту, хватать одной рукой другую, забавляя себя и окружающих. Если к концу 3-го месяца ребенок так и не заинтересовался собственными руками, скажите об этом своему педиатру.

Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие ребенка сильно зависит от окружения: от отношений между членами семьи, количества внимания, которое уделяется малышу. Если с ребенком разговаривают, улыбаются ему, детеныш в ответ делает то же самое: гулит, фокусируется на взрослом, мимикой реагирует на изменение интонаций.


Когда малыш смотрит на маму, улыбается ей и пытается говорить пока только гласные звуки, это не может не нарадовать родителей

Зрительные реакции

Двухмесячный малыш способен концентрировать взгляд на людях и предметах. Чтобы захватить внимание маленького человечка, объекты должны находиться на расстоянии не более 60 см от глаз. Оптимально – 30 см. Тогда, кроме фокусирования на вещи, ребенок проявляет и заинтересованное слежение. Если игрушка медленно движется по дуге, ребенок будет поворачивать головку вслед за ней.

На обращение к нему взрослых кроха поворачивается и смотрит в лицо говорившему в течение 10 секунд. Дольше всего карапуз может рассматривать свои руки: разглядывание ручек может длиться до 5 минут.

Формирование бинокулярного зрения , т .е . зрения , осуществляемого двумя глазами , приводит к получению единого стереотипного изображения и знаменует собой новый этап в развитии зрительно -ориентировочных реакций . Рассматривание ребенком своего кулачка говорит о появлении интереса к объектам внешнего мира , что является важным шагом в развитии интеллекта карапуза . Улыбка и рассматривание руки - это начальная стадия научения .

Развитие слуха

В 2 месяца ребенок обладает острым слухом. В этот период он начинает негативно реагировать на резкие и слишком громкие звуки: замирает на несколько секунд, широко раскрывает глаза, морщит личико и через 10-15 секунд начинает плакать.

На типичные окружающие звуки малютка реагирует поворотом глаз, а позже – головы. Если ребенок заинтересуется звуком во время еды, то активизирует или замедлит сосательные движения, а может прекратить кушать и повернуться в сторону шума.


Не удивляйтесь, если после громкого шума малыш заплакал, так как в два месяца ребенок обладает хорошим слухом и может легко напугаться от посторонних звуков

Речь

Речь маленького ребенка неотрывно связана со слухом. Карапуз очень часто вслушивается в издаваемые звуки и потешно гулит. Может тихонько агукать или пронзительно пищать. Крики приобретают отчетливые интонации, по которым родители могут определить, раздражен ребенок или спокоен. Речь состоит из гласных в разных вариациях: а-а, а-у, у-э и т.д.

Эмоциональные проявления

К 2 месяцам кроха приобретает обширный арсенал вербальных и невербальных эмоциональных проявлений. В голосе проявляются не только требовательные, но и просительные интонации (возникает «просящий» способ коммуникации), крики сменяются восклицаниями с паузами, в которых малыш ожидает реакции на свои возгласы.

Приподнятое настроение ребенок показывает мимикой и улыбкой. Некоторые улыбаются едва заметно – одними кончиками губ; другие – более выражено, потешно морща носик и блестя глазами; отдельные «экземпляры» в хорошем настроении весело похихикивают. В состоянии спокойствия кроха серьезен и насторожен. Ощущения дискомфорта карапуз выражает хныканьем и сморщенным личиком.


Эмоции ребеночка в два месяца становятся все более разнообразны. Одни детки тихие и спокойные, что даже почти не улыбаются, а другие могут уже и хохотать начать

Интеллект

В 2 месяца малыш четко осознает простейшие причинно-следственные связи. С появлением в поле зрения мамы, он прекращает плакать и замирает в ожидании начала кормления. Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, начинает открывать ротик и совершать сосательные движения, когда видит бутылочку.

К двум месяцам малыш достаточно подрастает и крепнет, чтобы совершать первые осознанные движения. С каждым последующим месяцем физическая активность возрастает быстрыми темпами. Не успеете оглянуться, как ваша ляля начнет ползать, а там и примет вертикальное положение, став окончательно похожей на взрослую человеческую особь. Развиваются не только физические умения, но и эмоции, и интеллект.

Эмоциональные изменения этого нежного возраста получили название «комплекс оживления». С его появлением у ребенка прослеживается четкая эмоциональная реакция на людей. При приближении близких наблюдается последовательное чередование замирания, двигательного оживления, улыбки и гуления, сопровождающегося пытливым взглядом в глаза. В 2 месяца маленький человек прочно встает на путь развития общение и задача родителей это желание удовлетворять и поддерживать.


Ребенку 2 месяца. Что может вызвать у вас беспокойство?
Развитие ребенка в 2 месяца
Кишечные колики у детей.
Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.

Кормление вашего ребенка на втором месяце жизни

ПОЧЕМУ НАЧИНАЮТ КОРМИТЬ ИЗ БУТЫЛОЧКИ

Мать, кормящая грудью, может начать прикармливать ребенка из бутылочки, если у нее есть намерение раньше вернуться на работу или учебу, если она планирует отнять ребенка от груди до того, как он научится самостоятельно пить молоко из чашки (обычно это происходит в 8-9 месяцев) или хочет иметь возможность иногда проводить время без ребенка.

Женщины, вскармливающие детей естественным образом, менее свободны, чем те, которые кормят детей из бутылочки, но многие из них все равно находят возможность сходить куда-нибудь между кормлениями или выбраться вечером в кино после того, как уложат ребенка спать. Вот некоторые причины, по которым женщины отказываются кормить ребенка из бутылочки:

опасение, что у ребенка разовьется зависимость от бутылочки и тогда его придется дважды отучать от привычных способов кормления: сначала - от груди, потом - от бутылочки. Такие матери обычно начинают поить ребенка из чашки сразу после того, как он научится самостоятельно сидеть, и пользуются чашкой для дополнительного прикармливания как смесью, так и грудным молоком;
нежелание каким-либо образом влиять на выработку грудного молока;
ребенок отказывается есть из бутылочки; матери, не испытывающие в этом острой необходимости, обычно решают не настаивать.

КАК КОРМИТЬ ИЗ БУТЫЛОЧКИ

Когда начинать
Некоторые дети с самого начала легко переходят от груди к бутылочке и обратно, но большинство добивается лучших успехов и там, и здесь, если им начинают давать бутылочку после 6 недель. Раннее дополнительное прикармливание может помешать нормальному кормлению грудью, некоторые дети отказываются брать сосок после бутылочки, поскольку грудь и бутылочка требуют различной техники сосания. По этой же причине многие дети в более старшем возрасте отказываются от резиновой соски.

Что использовать
Поскольку коровье молоко не подходит для маленького ребенка, матери, решившие пользоваться бутылочкой, могут использовать грудное молоко или искусственную смесь.

Грудное молоко
Одно из его преимуществ заключается в том, что после покупки молокоотсоса (стоимость которого может колебаться от почти символической на большинство ручных отсосов до весьма высокой на электрические модели) оно будет доставаться вам бесплатно. Но для сцеживания молока часто требуется большое количество времени (от 45 минут до 1 часа в первое время и от 15 до 30 минут позднее, хотя некоторые женщины умудряются опустошать обе груди за 10 минут, как только приобретут достаточный опыт). Разумеется, грудное молоко обеспечивает оптимальный состав питательных веществ и защиту от болезней, и эпизодическое использование искусственной смеси не преуменьшит его полезного воздействия.

Искусственная смесь
Затраты времени и средств будут изменяться в зависимости от того, какую смесь вы выбрали. Готовые смеси стоят дорого, но они почти не требуют времени для приготовления, поэтому их предпочитают те женщины, которые используют смеси лишь иногда. Смеси, которые нужно разводить, обходятся дешевле, но они требуют больше времени на приготовление. По питательному составу искусственная смесь не так совершенна, как грудное молоко, но тем не менее способна служить ему хорошей заменой (в очень редких случаях ребенок, у которого развилась повышенная чувствительность к молоку в утробе матери или после того, как ему по недосмотру дали его в детском боксе роддома, может иметь очень сильную реакцию на первые несколько глотков молока (в виде смеси или цельного). Если ваш ребенок заплакал от боли или вы заметили, что у него опухли губы, язык и слизистая оболочка рта, немедленно позвоните доктору. Если вы даете смесь только эпизодически, не пользуйтесь сортами с добавками железа).

Независимо от того, что вы решили использовать для прикармливания - грудное молоко или смесь, - необходимо помнить о том, что в любом случае вы должны сцеживать молоко, если находитесь вдали от ребенка более 3 часов, чтобы воспрепятствовать закупориванию молочных протоков, протечкам и уменьшению лактации. Если вы планируете все время пользоваться искусственной смесью, начинайте давать ее заранее, чтобы ребенок привык к новому вкусу.

Какое количество использовать
Одно из самых замечательных преимуществ грудного вскармливания заключается в том, что вам не нужно следить, сколько ваш ребенок съел. Как только вы начинаете пользоваться бутылочкой, очень легко попасть во власть магии цифр. Попросите того, кто будет в "ваше отсутствие ухаживать за ребенком, не давать ребенку есть больше, чем он хочет, не заставлять его съедать какое-то определенное количество. Средний младенец весом около 4 кг может принять за одно кормление 170 г еды, а за другое - 60 г, и нет никакой необходимости перекармливать ребенка, поскольку это может привести к избыточному весу или он откажется сосать грудь, когда появится такая возможность.

Приучайте ребенка
Прежде чем попытаться в первый раз дать ребенку бутылочку, подождите, пока он проголодается (но не чрезмерно) и при этом будет в хорошем настроении. Первые несколько бутылочек будут приняты с большим удовольствием, если вы предварительно нагреете соску до температуры тела под струёй теплой воды, а если их предложит кто-то другой, желательно, чтобы вы находились в другой комнате на случай, если ребенок начнет капризничать. Но если ребенок осторожно берет соску, а затем выплевывает ее с явным неудовольствием, то в следующий раз попробуйте другой тип соски. Если ваш ребенок сосет пустышку, то соска похожей формы может прийтись ему по вкусу.

Переход на регулярный режим кормления
Если ваш личный распорядок требует, чтобы вы регулярно пропускали два кормления в день, то начните с одного кормления по крайней мере за 2 недели до того момента, когда вы планируете вернуться на работу или учебу. Дайте вашему ребенку неделю на то, чтобы он привык к одному кормлению из бутылочки, прежде чем переходить на два. Это поможет постепенно привыкнуть к новой форме кормления не только вашему ребенку, но и вам, если вы намерены прикармливать его искусственной смесью, а не грудным молоком. Биологический механизм сам приведет объем молока в соответствие с новыми потребностями, и вы будете чувствовать себя более комфортно, когда вернетесь на работу.

Как организовать эпизодическое кормление из бутылочки
Если вы собираетесь давать ребенку бутылочку только иногда, то, покормив его из обеих грудей до полного опустошения перед выходом из дома, избежите переполнения и протечек. Важно, чтобы ребенка не кормили перед вашим возвращением, чтобы вы могли сразу же, как только вернетесь домой, дать ему грудь.

ПРИКАРМЛИВАНИЕ ИЗ БУТЫЛОЧКИ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕДОЕДАЕТ

В некоторых случаях прикармливание искусственной смесью рекомендуют, если у матери не хватает грудного молока. В такой ситуации мать часто теряется: с одной стороны, она слышала, что прикармливание из бутылочки может еще больше уменьшить выработку молока; с другой стороны, доктор говорит, что, если срочно не начать давать искусственную смесь, последствия для здоровья ребенка могут быть самые серьезные. Наилучший выход из создавшегося положения - давать ребенку искусственную смесь, одновременно стимулируя лактацию.

ЗАПАС НА КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ
Даже если вы не собираетесь прикармливать ребенка из бутылочки, тем не менее можно сцедить и заморозить грудное молоко в количестве, достаточном для того, чтобы наполнить 6 бутылочек. Таким образом, у o вас будет резервный запас на случай, если вы заболеете и начнете принимать лекарство, которое может попасть в молоко, или вам неожиданно придется отлучиться. Если даже ваш ребенок никогда не ел из бутылочки, ему будет проще смириться с такой необходимостью, ведь она будет наполнена знакомым грудным молоком, а не искусственной смесью.

Ко второму месяцу жизни малыш уже немного адаптировался к условиям жизни и активно приобретает новые навыки. Развитие ребенка в 2 месяца характеризуется большим прогрессом. По-прежнему для малыша важно грудное кормление и постоянное присутствие мамы рядом. Это положительно влияет и на физическое, и на психическое развитие. Каждый день грудничок учиться чему-то и демонстрирует новые способности, что удивляет и радует родителей.

Давайте узнаем, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Что умеет ребенок в 2 месяца

  • Выражать эмоции не только при помощи улыбки или плача. В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации;
  • Сосредотачивает и удерживает взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров. При этом взгляд у грудничка становится более направленным.
  • Следить взглядом за передвижением предмета или взрослого человека и не упускать из вида;
  • Уверенно держать голову в течение 10-20 секунд;
  • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
  • Поворачивать голову, когда услышит звук, искать источник звук глазами;
  • Поворачиваться с бока на спину;
  • Хватать и удерживать легкие предметы на протяжении 30 секунд;
  • Произносить звуки,выделяя и растягивая гласные;
  • Вслушиваться в голоса взрослых;
  • Демонстрирует оживление и “отвечает” на общение со стороны другого человека.

Правильный уход за ребенком в 2 месяца

Питание. Единственное питание, которое должно присутствовать в рационе двухмесячного ребенка – грудное вскармливание. Только грудное молоко удовлетворяет потребности малыша на 100%. Оно меняется с возрастом грудничка, насыщает организм необходимыми витаминами и элементами, укрепляет иммунитет, положительно влияет на физическое и психическое развитие малыша. Подробнее о пользе грудного молока для малыша читайте .

Кормить двухмесячного ребенка нужно по требованию без выраженного режима. Не следует ограничивать малыша в количестве и продолжительности прикладываний к груди, не допаивайте и не докармливайте малыша. В столь раннем возрасте это негативно скажется на здоровье, приведет к аллергии, расстройствам желудка и пр. проблемам.

Питание двухмесячного грудничка происходит по 8-12 раз в сутки. При этом на ночь приходится 1-2 кормления, дневные прикладывания происходят каждые 1,5-3 часа в зависимости от потребностей и активности ребенка. Продолжительность кормления составляет около 15-20 минут. Не забирайте у малыша грудь, пока тот не насытится. Дождитесь, пока он сам отпустит грудь или уснет.

Сон и бодроствование . Сон к двум месяцам сокращается и составляет 4-5 периодов днем по 1,5-3 часа. В этом возрасте ребенок начинает спать хорошо ночью, и ночной сон может легко продлиться 6-8 часов. Поэтому количество кормлений ночью тоже сокращается. Специально будить грудничка ночью для вскармливания не нужно! Общее суточное время сна составляет 16-18 часов, тогда как в первый месяц ребенок спит около 20 часов.

Во время бодрствования важно не только обеспечить правильно питание грудничка. Обязательно общайтесь с малышом, используйте развивающие игры, тренируйте органы чувств и мышцы!

Гулять с малышом нужно как минимум два раза в день – утром и вечером. Длительность прогулок при комфортной погоде может составлять 1,5-2 часа и более. При сильном морозе не следует гулять с грудничком дольше 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов выбирайте время для прогулок, когда солнечные лучи наименее опасны. Это до 11 утра и после 5 часов вечера.

Обязательно берите на прогулку памперсы, сухую пеленку, влажные и сухие салфетки, соску и питьевую воду. В жару используйте , так как нежная кода грудничка быстро обгорает на солнце. Защитят от УФ-лучей, ветра и насекомых, снега и дождя специальные накидки на коляску.

Гигиена – важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте памперсы каждые два-три часа. Важно, чтобы малыш был чистым и сухим.

Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.

Купание важный элемент поддержания гигиены и развития грудничка. Купать малыша нужно раз в день по 20-30 минут. Обязательно следите за температурой воды, которая должна составлять примерно 32-35 градуса. Закаливание грудничка педиатры не рекомендуют начинать ранее трех месяцев. На второй месяц можно включать легкие и полезные упражнения в ванной, которые вы найдете в статье “ ”. Кроме того, двухмесячного малыша уже можно учить нырять!

Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Оно укрепляет иммунитет и мышцы, развивает чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление.

Массаж и гимнастика положительно влияют на физическое развитие и психическое состояние малыша. Регулярные упражнения и массаж успокаивают ребенка, расслабляют и тонизируют мышцы, улучшают сон и аппетит. При массаже важно использовать легкие и плавные движения, чтобы не поранить нежную кожу грудничка.

Развивающие игры

Игры – отличная тренировка слуха и зрения, моторики и мышления грудничка. Они положительно влияют на физическое, психологическое и умственное развитие малыша. Самым простым развивающим занятием станут цветные шарики разных размеров, которые нужно показывать малышу и передвигать. Так ребенок быстрее научиться фокусировать взгляд на предметах и следить глазами за ними, различать цвета, большие и маленькие шарики. Обязательно повесьте разноцветные игрушки над кроваткой или в коляске.

В два месяца ребенок воспринимает красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета. Для развития грудничка также подойдут яркие и легкие погремушки. Учтите, что звук погремушки не должен быть громким и пугающим. Перекладывайте погремушку из руки в руку, чтобы малыш поворачивал голову в сторону звука. Кроме того, игрушку можно вкладывать в руку ребенка.

Развивающие занятия и игры не должны длиться более 20 минут. Обязательно разговаривайте с ребенком во время игры, используйте различные жесты, мимику и интонации. Двухмесячный малыш уже активно повторяет звуки и мимические движения за взрослым. Однако важно говорить с грудничком только ласково и не повышать голос. Не забывайте петь песенки и читать книги малышу.

Хорошо развивают слух и реакцию игры с колокольчиком. Звоните в маленький колокольчик рядом с ребенком на расстоянии 60-70 сантиметров, важно, чтобы он не видел вас. Позвоните два-три раза и перестаньте. Затем перемещайте колокольчик в другую сторону на расстояние уже 80-100 сантиметров, при этом регулярно звоните. Малыш будет провожать колокольчик взглядом. Такие игры улучшают поисковый и слуховой рефлексы. Проводите такие занятия 2-3 раза в неделю, при этом перемещайте колокольчик и вправо, и влево.

В первый месяц один на один с ребенком родители привыкали к новым обязанностям, волновались, присматривались к каждой складочке на коже и каждому пятнышку на теле, вздрагивали при каждом звуке со стороны малыша.

Прошли четыре первых недели жизни малютки, многое стало привычным и не таким страшным, теперь пора осваивать режим ребенка в 2 месяца, который не сильно изменится, но проявятся определенные тенденции, которые связаны с незначительным уменьшением количества времени сна и увеличением времени бодрствования.

Погладьте грудку малыша от нижнего края грудины (мечевидного отростка) к плечу 3-5 раз, избегая области молочных желез.

Переложите ребенка на животик. Кстати, надо стараться выкладывать ребеночка так перед каждым кормлением – это отличная профилактика кишечных колик и пупочной грыжи у малыша. А если вы еще и согнутые ножки приведете к животу, чтобы попка малыша «смотрела» вверх, то в таком положении вы гарантированно услышите, что газики давно хотели выйти. А значит, после кормления они не будут так распирать животик ребенка.

В таком положении двухмесячный ребенок несколько десятков секунд может удержать приподнятую голову. Вы этому можете поспособствовать, положив перед ним красочные игрушки. Так ребенок заинтересуется и продержится дольше с поднятой головой. Может, он даже попытается ухватить эти игрушки.

Ребенку, лежащему на животе, погладьте спинку сверху вниз или снизу вверх. Можно добавить еще и косые поглаживания к позвоночнику (елочка), если ребенку комфортно так долго лежать, и он не протестует против этого. Сам позвоночник массировать нельзя. Массаж нужно заканчивать легкими поглаживаниями всего тела.

Что поспособствует развитию малыша в это время?

Ребенок в этом возрасте хорошо фиксирует взгляд, поэтому самое время прикрепить к кроватке мобиль, который будет малыша завлекать не только яркостью цвета, но и разнообразием фигур и музыкой. Повесить его стоит на уровне глаз малыша в кроватке так, чтобы у ребенка была возможность его коснуться, но не сорвать. Иначе падение такой конструкции может сильно напугать ребенка.

Важно в это время развивать у ребенка тактильные чувства. Для этого вкладывайте в его ручки попеременно холодные и теплые, мягкие и твердые, гладкие и шершавые предметы. Очень полезно и нравится малышам катание мячика с мягкими шипами по ладошке и стопе.

Готовимся к посещению поликлиники

Ежемесячно на приеме у врача ребеночка взвешивают и измеряют его рост. В весе ребенок за второй месяц должен прибавить в среднем 800 г, но может потяжелеть и на все 1000 г.

В два месяца национальный календарь прививок предполагает вакцинацию против гепатита В и от пневмококковой инфекции. Еще в это время вы получите по плану направление на общеклинические анализы (анализы крови и мочи) и направление на консультацию узких специалистов (невролога, хирурга). Это важно сделать именно до трех месяцев, так как вам предстоит очень серьезная комбинированная вакцинация от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита в три месяца.

Уход за ребенком требует от родителей быть любознательными, быть в курсе всех нюансов и последних тенденций в воспитании, развитии детей в любом возрасте. На нашем сайте вы найдете массу полезной информации, которая позволит вам это тревожное время прожить без опасений и без переживаний, что чего-то про своих карапузов вы не знаете.

Данную тему для вас раскрывала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок и отец двоих детей Михаил Гаврилов.

Издаваемые младенцем звуки помогут вам понять, в каком настроении он в данный момент находится. Воркующие звуки - одна из первых попыток малыша оповестить вас о своем лучезарном настроении. Не забывайте, что его язык состоит из сочетания звуков и жестов. Обратите внимание на характерные звуки, сопровождающие улыбку младенца. Начальная ее стадия: ребенок открывает рот, сопровождая это короткими звуками «ах» и «ух», переходящими в длительный вздох или в воркование по мере растягивания губ в улыбке. На 2-м месяце жизни звуки, издаваемые младенцем, становятся более разнообразными; из простейших односложных попискиваний они превращаются в продолжительные и весьма выразительные «эх, ах, ох!» К концу этого месяца горловые хрюкающие звуки сменяются звуками более высокой тональности, наполняются гласными и становятся более музыкальными. Обогащается и его воркование (малыш гулит). Звуки, издаваемые младенцем во время сна, и восхищают и тревожат родителей. Дыхание его может стать громким, со специфическими всхрапываниями. Это происходит, когда воздух преодолевает скопление слюны в горле, поэтому поводов для беспокойства нет. Собственно, это те же звуки, что и храп у взрослых, и возникают они по той же причине.

Не раз в эти первые месяцы вы будете удивляться, как много из сказанного вами доходит до малыша. Это подтверждают и исследования: когда мать говорит, ребенок слушает.

Попробуем провести видеоэксперимент. Подловите момент, когда малыш находится в состоянии спокойной сосредоточенности, поймайте его взгляд и начните свой обычный разговор с ним, а мужа попросите запечатлеть эту сценку на пленке. Просматривая кассету, вы обнаружите, что телодвижения матери и ребенка синхронны. При замедленном воспроизведении вы увидите, что поворачивается не только его головка, но и все тело как бы пританцовывает в ритме материнского голоса. Ваша речь действительно воздействует на ребенка, хотя на глаз это не так заметно.

Язык, заложенный самой природой .

Вам не нужно учиться тому, как говорить со своим малышом. Вы естественны. Каждая мать без специального обучения, инстинктивно начинает пользоваться особым интернациональным материнским языком с его безударной мелодикой и особой мимикой лица. Для него характерны повышенная тональность звуков, утрированное - с растягиванием - произношение гласных. В разговоре участвуют не только язык и рот, но и все ваше лицо. Темп речи зависит от внимания малыша - его умения слушать. Ваша речь может как замедляться, так и ускоряться, в зависимости от реакции младенца. Растягивание гласных («хо-о-о-роший ма-а-алыш») помогает ребенку уловить смысл сказанного. Но гораздо важнее для младенца не то, что ему говорят, а как с ним разговаривают.

Вы «слышите» его ответы. Матери разговаривают с малышами то убыстряя, то замедляя речь, говоря то тише, то громче, как бы помогая ему лучше осознать каждый кусочек речи. И хотя со стороны этот разговор выглядит как ваш монолог, вы общаетесь с ребенком так, будто слышите его ответы. Видеоанализ поведения матери в этот момент показывает, что оно строится с учетом воображаемых ответов младенца. Короткие фразы перемежаются паузами, длящимися ровно столько времени, сколько мог бы занять ответ ребенка. Особенно хорошо это заметно, если вы используете вопросительные предложения. Эти первые уроки речи, во время которых мать помогает ребенку научиться слушать, как бы возрождаются в его памяти, когда он начинает говорить по-настоящему.

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности (для своего ребенка) благодаря своим способностям, заложенным природой. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто. Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: «Хоо-ро-шенький ма-а-а-льчик». Старайтесь избегать служебных слов (как в тексте телеграммы). Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа».

Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: „байбай“ и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы. „Кирочка хочет на ручки?“, „Пойдем спать?“ Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: „Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую...“ Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда „ушки на макушке“, он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какойнибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: „Мне нравится, давай, говори“. Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: „Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим“.

Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время „ответить“. Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какойто другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь.

Продолжайте вашу беседу. Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение.

Читайте вслух. Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша и вы читаете вслух старшему, уже начинающему ходить, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели „Гуси-гуси...“ Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Говорите нараспев. Исследователи детской психологии считают, что пение оказывает большее воздействие на речевые центры мозга, чем простая, не оформленная музыкально речь. Не смущаясь тем, что вы вовсе не оперная звезда, начните вашу певческую карьеру с аудитории, состоящей из одного-единственного слушателя - вашего ребенка. Малыши любого возраста любят песенки - как собственного вашего сочинения, так и более известные публике. Выберите с десяток наиболее любимых им напевов и почаще повторяйте их. Робко выраженная 2-месячным малышом просьба повторить этот „эстрадный концерт“ - предвестник последующего бурного вызова „на бис“: „Ну еще, еще, мама (или папа)“.

Движения 2-месячного малыша

Кулачки разжимаются. Руки в 1-й месяц жизни, плотно прижатые к тельцу, теперь становятся более расслабленными, как будто взрослеющий мозг диктует сжатым кулачкам „Расслабьтесь немножко и наслаждайтесь этим миром“ Пальцы малыша разжимаются, и открывается ладошка Если вы вложите в его руку погремушку, он сожмет ее пальцами и некоторое время будет удерживать. Чтобы он отпустил погремушку, нужно постучать по тыльной стороне его кулачка. Но не надейтесь, что малыш сам потянется за погремушкой, - этого не случится до следующего месяца.

Движения рук. Первые попытки ребенка дотронуться до чего-нибудь кажутся абсолютно хаотичными, но на самом деле это не так, они в определенной мере являются направленными, но руки младенца еще плохо слушаются его. Короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки большей частью не попадают в цель, но иногда приводят к успеху. Практика постепенно совершенствует эти движения.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не оставляйте малыша без присмотра, если он может дотянуться до подвешенных над кроваткой игрушек. Его пальцы, а еще хуже шея, могут запутаться в свисающих шнурках. Эти шнурки (обратите внимание!) не должны быть длиннее 20 см.

Все достижения ребенка на 2-м месяце жизни - это начало тех больших изменений, которые произойдут с ним в следующем месяце