У малыша 4 месяца появились. Проблемы малышей в четыре месяца. Игры с мячом

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка , это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» – его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живот на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на котонную он смотрит, – не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

Практические советы

Любим смотреть сидя: Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.

Плоская поверхность: Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.

Учимся дотягиваться: Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.

Учимся хватать: Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Качели на дверях: для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.

Время игр

Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.

Новые открытия

Поиграйте в прятки: Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

С горки катится игрушка: Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

Наблюдение за мыльным пузырем: Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

Запишите на магнитофон голос малыша: Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.

Носок с ярким рисунком: Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.

Матерчатый мячик: Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.

Развитие координации

Повозитесь с малышом: Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.

Новые перспективы: Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.

Маленький лягушонок: Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения: согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.

Свернутое одеяло: Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.

Поднять руки вверх и опустить вниз: Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.

Игрушки, до которых трудно дотянуться: Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Делайте упражнения, напевая песню: Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую. Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.

Принятие решений

Две игрушки: В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Браслет с шарфом: Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.

Цепь из колец: Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.

Повседневные дела

Время одевания/время купания

Двойная погремушка: Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.

Укрепляйте мышцы спины и живота: Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.

Массаж с присыпкой: После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.

Время кормления

Покажите ложку: Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.

Упражнения для губ и языка: Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.

Время отдыха

Любимая игрушка: Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.

Покачайтесь в кресле-качалке: Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.

Колыбельная: Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.

Четвёртый месяц – время больших перемен в плане антропометрических показателей, и нервно-психического развития. Остались позади первые волнения и бессонные ночи, связанные с коликами, трудностями кормления. Развитие ребенка в 4 месяца идёт ускоренными темпами. В данный период он учится познавать окружающий мир, с любопытством изучает увиденное, услышанное, попробованное на ощупь .

На языке педиатров данное словосочетание означает физические параметры тела. Оценка состоит из измеренного роста, веса и частично окружности тела.

  • В четыре месяца жизни малыш растёт медленнее более раннего периода. Постепенно сглаживается разница между окружностью головы и груди. Как вы помните, голова у новорождённых непропорционально большая.
  • Масса тела увеличивается на 750 г. , а в целом, весит малютка в четыре месяца на 2 950 г больше момента рождения. Рост увеличивается на 2.5 см , окружность груди – на 20 мм , головы – на 15 мм .

Постепенно совершенствуется и нервная система, формируются новые умения, навыки. Вырабатывается режим: днём кроха бодрствует, а ночью спит. Правда, ночной сон пока с пробуждениями. Но есть дети, начинающие уже в возрасте 4–5 месяцев спать всю ночь, не просыпаясь на кормление.

Несколько слов о прививках

В 4-месячном возрасте предстоит сделать несколько прививок (в поликлинике по месту жительства всегда имеется календарь профилактических прививок, принятый в регионе). Необходимо к ним подготовиться: сдать анализы, пройти специалистов. Избегайте очагов инфекций, места скопления большого количества людей (магазины и т. д.).

Накануне и после прививки следует измерить температуру. Делать термометрию следует ещё в течение 4–5 дней после укола. Следите за местом инъекции и за самочувствием крохи. В случае любых недомоганияй вызовите врача.

После прививки 2–3 дня нельзя купать малыша и выходить на прогулки.

Кормление малыша и правила ухода

Малютке, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо давать грудь столько раз, сколько он попросит. Но не следует забывать о прибавке массы тела. Когда всё идёт по плану, то прикорм не нужен (даже если календарь питания говорит об обратном). Нет надобности и во фруктовых соках. Лучше всего маме постепенно включать их в свой рацион, следя за отсутствием аллергии у грудничка.

Младенцу же с недовесом начинаем вводить прикормы. Во избежание аллергии желательно сначала попробовать овощное пюре, а потом идти по плану питания. Но следует избегать продуктов, являющихся заведомо аллергенными: фрукты и овощи ярко-красного, оранжевого цвета, цитрусовые.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании прикорм вводим согласно правилам: фруктовые соки, фруктовое пюре, овощное пюре, каши. Вначале порции совсем маленькие – всего несколько капель. Постепенно увеличиваем объем. Но надо внимательно следить за реакцией ребенка, стулом. В случае склонности к запорам, рекомендуется ввести в рацион груши, сливы, гречневую и овсяную каши.

Какое бы питание ни было, лучше, самим готовить ему еду. Намного полезнее свежие овощи и фрукты со своего огорода, с грядки. Каши аналогично — готовить самим. Главное – класть в блюда соли и сахара меньше обычного. Со временем стоит начинать добавлять чуть-чуть масла: сначала растительного, потом сливочного.

Уход за ребёнком в 4 месяца неизменен с рождения: тщательное соблюдение гигиены, своевременное купание (летом – ежедневно, зимой – реже).

Сон у деток в 4 месяца составляет приблизительно 15 часов в сутки. Из них в ночное время – 10 часов, остальное, поделённое на несколько частей – в дневное. Конечно же, нормы условные, каждый ребенок индивидуален. Сколько кроха хочет спать, столько он и проспит, вы ничего не поделаете. Учитывайте наличие индивидуальной потребности в сне, ребенок способен чувствовать себя хорошо, поспав днём всего 2–3 часа.

Важна выработка режима: укладываться спать и вставать в одно время. И кроха легче уснет, и вы спланируете свои дела во время «тихого часа».

Оценка нервно-психического развития

Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.

  • Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
  • Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
  • Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
  • Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
  • В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его. Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный. У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
  • У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
  • Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
  • Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
  • Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.

Примечание: не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами: на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.

Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом. Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников.

Помощь в развитии

Полноценному развитию ребенка способствуют:

  • Общение и разговоры. Не обязательно создавать ситуации специально, допустимо просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота кроху лишь утомит.
  • Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное –проявление интереса у крохи (подробности на видео). Неплохая мысль – устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из них своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить услышанные звуки.
  • Книги. Младенцы с удовольствием слушают сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Стоит купить специальные обучающие издания, подходящие по возрасту. Очень полезны стихи. Доказано: детки, слушающие читаемые родителями стихи в юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика (основные движения на фото).

В отношении приспособлений типа ходунков, прыгунков – их применять ещё рано по причине неокрепших мышц позвоночника и спины, не готовых к нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.

Очень популярны развивающие детские коврики. Изготавливаются даже дома, из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснащают» изделие чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т. д. Коврики – не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, влияющей на мозговую деятельность.

Растите здоровыми!

Вашему малышу уже 4 месяца, и вы ежедневно наблюдаете, как он извлекает первые звуки «а» и «о», не умолкая «гулит», пытается произнести звук «м». Так хочется подтолкнуть его, чтобы быстрее услышать долгожданное «мама». К тому же малыш начал меняться и внешне – отрастают новые волосики другого цвета, формируется цвет глаз, они могут стать карими или зелеными. Жизнь становится более упорядоченной, малыш давно стал членом семьи, а рутинной работы значительно прибавилось. В 4 месяца колики мучают малыша гораздо меньше, и спать он может ночью гораздо дольше, не просыпаясь, позволяя отдыхать и родителям. Иногда малыши путают день с ночью и спят 6 часов днем, а ночью бодрствуют.

Но одно несомненно – любое действие выражает определенные чувства, отношение к окружающей его действительности. Он плачет и смеется, и эти действия вполне осмысленны. До этого он просто привлекал к себе внимание взрослых, теперь же малыш сам проявляет интерес к «взрослой жизни». Он может испытывать страх, любопытство, радость и даже разочарование. Чтобы ребенок развивался стабильно, ему необходима постоянная связь с родителями. Забота и уход ассоциируется у него с приятными ощущениями, и при появлении взрослых он радостно улыбается, лепечет, не желает делиться вами ни с кем и ни с чем. За ним нужно хорошо следить — ведь малыш легко переворачивается со спинки на животик и наоборот.

Развитие ребенка в 4 месяца (что он должен уметь)

— Узнавать маму, или человека, который находится рядом и ухаживает за ним больше других.
— узнавать знакомые голоса и отличать их от других незнакомых;
— петь песенки, произносить первые слоги;
— хватать игрушки одной или двумя руками;
— различать свое имя и реагировать на него;
— приподнимать головку вместе с плечами;
— проявлять эмоции пои виде знакомых и незнакомых вещей;
— играть с грудью или бутылочкой при кормлении.

Уход за ребенком в 4 месяца

Маленькие детки обожают гимнастику, массаж, купание. Введите в правило каждое утро умывать личико и протирать глазки тампонами с чистой теплой водой. Чистите ушки и носик специальными приспособлениями — ватными жгутиками. Малыши становятся более активными, поэтому нужно аккуратно обрезать ноготки, чтобы невозможно было пораниться. Малыш не любит оставаться один, внимательно наблюдает за лицом находящегося с ним человека, реагирует на присутствие матери и близкого человека.

Если он капризничает, успокоить его можно взяв на руки – так он чувствует материнское тепло. К тому же маме нужно подготовиться морально — в четырехмесячном возрасте начинают появляться первые зубки. Нужно приобрести и давать ребенку силиконовые кольца, чтобы массировались и разминались десна. Выделяется много слюней, может появиться даже сыпь не подбородке. Для предотвращения опрелостей и раздражения оставляйте малыша на некоторое время для контакта с воздухом с открытыми попкой и ножками.

Как ухаживать за ребенком при использовании памперсов

Меняя памперс, каждый раз подмывайте малыша проточной водой, или протирайте специальными антисептическими влажными салфетками (их можно применять только тогда, когда нет возможности подмывать). При смене памперса оставляйте малыша раздетым на 15-20 минут. Желательно чередовать памперс с марлевыми подгузниками. Опрелости и раздражение кожи возникает в том случае, если ребенку жарко (температура в комнате 24-25 °С). Летом в жару лучше не использовать памперсы совсем, или только в ночное время.

Но полностью отказываться от них не стоит, ведь по многочисленным исследованиям, эти отклонения возникают и при обыкновенных марлевых подгузниках. Не используйте памперсы маленького размера. Стирайте одежду только специальным детским мылом или порошком, следите чтобы узелки и швы не давили нежное тело малыша. Если опрелости все же образовались, можно промывать эти места отварами трав, или делать ванночки. Подходят ромашка, кора дуба, шалфей, лавровый лист, эвкалипт. Следите, чтобы не возникали аллергические реакции на травы.

Питание ребенка в 4 месяца

На 4-м месяце жизни большинство крох находится еще на грудном вскармливании, принципиальных изменений не происходит, за исключением введения первых прикормов. Малыши, которые получают питание искусственно, также продолжают питаться адаптированными смесями. В качестве прикорма уже можно пробовать давать малышу фруктовое пюре (25-30 грамм) и соки (25-30 грамм). Прикорм дают за полчаса до кормления, желательно в первую половину дня. Вода дается только в тех случаях, когда наблюдаются частые запоры.

Грудное питание лучше давать малышу по требованию, всего получается 6 кормлений. Самые стойкие выдерживают 3.5-4 часа между кормлениями, а ночью до 6 часов. При хорошей прибавке в весе этого достаточно, но если ребенок часто просит грудь и плачет возможно, молока ему не хватает. Обратитесь к педиатру, чтобы он посоветовал подходящую смесь. В сутки малыш должен получать питания 1/7 от массы ребенка, всего до 1 литра молока или смесей.

Режим дня ребенка в 4 месяца

Прогулки

Независимо от того, спит ребенок или бодрствует, необходимо гулять с ним на свежем воздухе в большое количество времени. В теплое время года на улице можно находиться почти весь день. Зимой ограничение температуры — 10-15 градусов мороза. Не стоит выходить гулять при резком холодном ветре и дожде — лучше ограничиться лоджией или балконом или верандой.

Промежутки между сном

В среднем в 4 месяца малыш спит 11-12 часов. Ночью кроха может просыпаться по разным причинам — из-за позывов к мочеиспусканию, мокрых пеленок, просто проголодавшись или из-за болевых ощущений или дискомфорта. Врачи отмечают, что если ребенка прикармливать ночью, у мамы лучше вырабатывается молоко. Днем малыш спит 2-3 раза по 2-3 часа.

Занятия с ребенком в 4 месяца (как развивать)

Даже если малыш не произносит еще слов, он постепенно учит язык, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать, читать ему книжки, особенно обращая внимание на эмоциональную связь. Не зря ученые отмечают повышенную способность детей к изучению иностранных языков. Если в возрасте 4-6 месяцев с малышом постоянно разговаривать, впоследствии ему будет проще обучаться. Нужно присматриваться к ребенку, когда рассказываете ему об окружающих предметах, о событиях прошедшего дня, планах. Малыш может подражать вам, и это стремление можно развивать, повторяя звуки во время монолога своего чада.

Чаще присоединяйтесь к его разговору, и он также будет повторять за вами звуки. Вводите новые звуки, вначале гласные. С помощью игрушек можно устроить настоящий кукольный театр. Малыши любят следить за яркими зверушками с определенными голосами. Они учатся передавать и воспринимать эмоции. Рассказывайте малышу стихи – так он будет учиться запоминать тексты при обучении в школе. Физические упражнения прошлых месяцев можно усилить – развести ручки в стороны и скрестить на груди. Поворачивать ножки, чтобы таз немного повернулся в сторону. Головка и плечики малыша также будут поворачиваться. Переверните ребенка на животик.

Игры и игрушки для детей в 4 месяца (как развлекать)

Четырехмесячный малыш прекрасно реагирует на звук резиновой пищалки. Теперь он сам пытается сжимать игрушки, чтобы получить звук.

1. Выбирайте мягкие игрушки, чтобы малыша радовал результат при легком сжатии игрушки.
2. Очень важно для малыша развитие осязательных ощущений. Давайте ему в руки разные ткани — например, скрепленные лоскутки вельвета, бархата или велюра или маленькие подушечки с нашитыми на них пуговками.
3. Соедините ленточку со шнурком с узелками, и вложите малышу в руку, потяните немного, чтобы малыш мог ощутить разницу. Играйте с малышом, чтобы он мог схватывать предметы и перехватывать ленточки.
4. Используйте купание для развивающих игр с ребенком. Но помните, что в 4 месяца – это успокаивающий ритуал, который должен помогать малышу засыпать. Пусть малыш в воде тянется к ярким игрушкам, плавающим разноцветным губкам.

Медицинское наблюдение в 4 месяца

Раз в месяц вы должны посетить педиатра в поликлинике для осмотра в «грудничковый» день, кроме этого подошел срок второй по счету вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Вакцину можно вводить комплексно, отдельно проводится только прививка от полиомиелита инактивированной вакциной (ИПВ). К концу четвертого месяца ребенок должен выполнять некоторые операции самостоятельно.

Следите за ним, и если он, например, лежа на животе, не приподнимает туловище или не опирается ножками, когда его держат вертикально – обязательно сообщите об этом педиатру. Насторожить также должно и если малыш не улыбается, не любит, когда с ним играют, склоняет головку, когда его поднимают. Не лишне посетить офтальмолога, чтобы предупредить развитие нарушений зрения. Посоветуйтесь с педиатром также, если у малыша частые не проходящие опрелости при искусственном вскармливании, возможно, нужно поменять вид смеси.

Маленький ребенок старается все тащить в рот на пробу, и это легко объясняется. На языке младенца в 1000 раз больше вкусовых рецепторов, чем у годовалого ребенка. В возрасте до года малыши большую часть предметов испытывают «на вкус». Это нормально, когда они постоянно тянут в рот игрушки, главное – тщательно следить за чистотой, а также чтобы невозможно было пораниться острыми углами или мелкими деталями.

Некоторые мамы, стараясь опередить события, пытаются посадить ребенка в подушки, еще до того, как он сам окрепнет. Педиатры и ортопеды единогласно негативно относятся к этому, призывая родителей подождать, пока малыш сделает это сам. Иначе неокрепший позвоночник может искривиться, что принесет массу проблем в будущем. Чаще обновляйте игрушки, но не убирайте их совсем — малыши любят знакомые вещи. Просто меняйте игрушки местами, покупайте яркие предметы.

Радоваться малыш начинает и своему отражению в зеркале, некоторые даже прикрепляют небольшое зеркальце, чтобы ему можно было ловить собственный взгляд. Хотя малыш и любит разглядывать лица, эта радость распространяется на тех, кто уделяет ему много внимания. Не торопитесь устраивать многочисленные вечеринки — малыш обязательно полюбит всех ваших друзей, но несколько позже, и это нормально.

После того, как в семье появляется малыш, каждый день, неделя и месяц несут новый, более осмысленный характер. Ведь развитие детей и освоение ими важных навыков происходит очень быстро.

Развитие ребёнка в 4 месяца сильно отличается от тех достижений, которыми вы умилялись ещё пару недель назад. Он уже узнаёт маму и папу, способен испытывать страх, обиду, радость… И каждый родитель должен отслеживать, соответствует ли развитие 4-месячного ребенка нормам, своевременно обращаться к специалистам, а самое главное – помогать своему чаду в освоении окружающего мира.

Фиксируем вес, рост и окружности

В основе правильного развития малыша, в том числе, на 4 месяце от роду, лежит физиология. Так как младенец ещё не в состоянии активно двигаться и расходовать свою энергию, прибавки в весе всё ещё велики.

В данном возрасте ежемесячная прибавка может варьировать в пределах 700-800 граммов. А в росте он увеличивается ещё на 2-2,5 см.

Таким образом, грудничок в 4 месяца весит примерно 6-7 кг, а его рост достигает отметки в 60-63 см. Небольшие отклонения от этих цифр в большую или меньшую сторону вполне допустимы. Они могут быть связаны со способом кормления, генетическими особенностями, а также тем, родился малыш в срок или прежде положенного времени.

Но это ещё не всё внешние признаки, характерные для ребёнка на 4 месяца. К данному возрасту окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см, а грудной клетки – на 1,5-2 см. Таким образом, малыш начинает выглядеть более пропорционально, чем при рождении.

Вопросы питания на первом месте

Каждому ребёнку (причём, в любом возрасте), требуется сбалансированное питание. И материнское молоко – самый лучший продукт для четырёхмесячного карапуза, обогащённый всеми необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами.

Современные педиатры разделились на два лагеря: одни считают, что кормление должно осуществляться по требованию. Другие являются сторонниками расписания. Каждый из этих способов имеет свои преимущества, и мама вправе выбрать тот, что больше подходит ей и её ребёнку.

В любом случае, родителям малыша, которому исполнился четвёртый месяц, должны быть известны следующие цифры:

  • количество кормлений – 6-7 раз (в среднем каждые 3 часа).
  • общая масса пищи составляет 1/6 или 1/7 от массы малыша;
  • средний показатель ежедневного объёма пищи – 1000 граммов молока.

Некоторые взрослые намерены вводить первый прикорм как раз в 4 месяца. Но хотеть – не значит мочь! Идти на данный шаг нужно только по рекомендации педиатра. Оптимальные продукты для этого – овощные и фруктовые пюре, а также соки. Но, повторим, для начала следует проконсультироваться со специалистом!

Вижу, слышу, но пока ничего не скажу!

Наблюдая за тем, как развивается ваше чадо по месяцам, обратите внимание на его зрение и слух. В данном возрасте кроха способна переводить взгляд с предмета на предмет и фиксировать его. Зрительный аппарат сформирован настолько, что малыш в состоянии отличить плоский предмет от объёмного.

Что касается слуха, то и здесь заметен явный прогресс. Говорить о том, что всё хорошо, можно, если ребенок в 4 месяца развитие демонстрирует активное, по возрасту, и обращает внимание на аудиальные раздражители. Он способен отыскать источник звука, прислушивается к маминому голосу.

Чтобы развивать слух крошки, старайтесь с ним как можно больше разговаривать, рассказывать сказки, петь. Голос не должен быть монотонным: «играйте» интонациями, меняйте тембр и уровень звука. Сделать это не сложно, зато положительно скажется на эмоциональном развитии малыша. И, возможно, через года 4 ваше дитя поразит всех вокальными и артистическими талантами!

Новые достижения, которые волнуют всех

Многих родителей волнует вопрос: «Что умеет ребёнок в 4 месяца?» Перечислим основные физические навыки:

  • лежать на животе, уверенно опираясь при этом на ручки;
  • удерживать голову в вертикальном положении;
  • активно двигать ножками, иногда распрямляя колени.

Кроме того, малыш в 4 месяца начинает уделять внимание пальчикам, ручкам и ножкам. Он подносит их к глазам, рассматривает, на его лице написаны эмоции – удивление и радость.

Помимо этого, 4-месячный малыш уже пытается самостоятельно схватить и удержать игрушку. Ему интересны форма, цвет, тактильные ощущения и звуки, которые издают погремушки. Развивающий коврик в данном возрасте придётся как нельзя кстати! Только при покупке обязательно обратите внимание на дуги. Они должны иметь надёжное крепление. Бывают случаи, когда «арки» неожиданно вырываются из отверстий. Это может напугаться новорождённого, а взрослым, склоняющимся над ним, нанести травму глаз.

Но вернёмся к вопросу о том, что должен делать ребёнок в 4 месяца. В данном возрасте мышечный корсет развит настолько, что малышу может хватить сил на переворот.

Сперва он завалится со спины на бочок, а потом окажется на животе. И после этого будьте настороже!

Малыш вступил в очень опасный возраст, ведь он – уже не новорождённый, который лежит неподвижно. Ребёнка уже нельзя оставлять одного на кровати или диване, где нет высоких бортиков. В противном случае, 4 месячный активный малыш может случайно упасть.

Однако поворот на живот – не последнее серьёзное достижение, на которое способно дитя в четыре месяца. Именно в это время у него может появиться первый зубик! Обратите внимание: 4-месячный ребёнок может вести себя капризно, плакать без причины, совать в рот ручки. Измерьте температуру, проверьте, нет ли покраснения и набухания дёсен. И попробуйте дать специальную игрушку-прорезыватель. Она поможет унять зуд и другие неприятные ощущения.

Эмоции и интеллект взаимосвязаны

А теперь – к самому интересному, к психоэмоциональному развитию. Ребенок в 4 месяца сильно отличается от ребятишек помладше! Во-первых, в этом возрасте довольно хорошо развит комплекс оживления. Так, реагируя на мамин голос или её обнажённую грудь, крошка начинает осознанно улыбаться и даже может издавать лепет. Речь идёт о звуках «м», «п», «а», «о».

Похожие реакции возникают и при виде любимой игрушки. Во-вторых, малыша всё больше интересуют игры. Неважно, мальчик это или девочка: чтобы в 3 – 4 года ваше чадо ничем не отличалось от сверстников, ему необходимо уделять внимание.

Уже в столь юном возрасте крошке рекомендуется показывать яркие крупные картинки. Недолго (3-5 секунд каждую), но ежедневно. И не забывайте про пальчиковые игры! Всем известны русские народные потешки про сороку-ворону, которая кашку варила; ладушки и бабушку; мальчика-с-пальчик. С помощью простеньких забав вы оказываете ребёнку неоценимую услугу: ведь они развивают мелкую моторику пальцев, но и улучшают активность головного мозга.

Для этих же целей как можно чаще давайте малышу игрушки с разными наполнителями и текстурами. Их даже не обязательно покупать: достаточно взять несколько ярких кусочков ткани, набить солью, ватой, песком, фасолью, и сшить так, чтобы получился мешочек. Эти бюджетные игрушки обязательно понравятся четырёхмесячному карапузу, а главное – будут способствовать его развитию.

Водные процедуры – каждый день

Развитие и уход – два взаимосвязанных понятия. Одна из важнейших ежедневных процедур, благотворно влияющих на физиологию и эмоциональное состояние карапуза, это плавание. Врачи рекомендуют регулярно в большом тазике или даже взрослой ванне.

Кстати, с двух месяцев малыша можно записывать в бассейн! Разумеется, если у него нет противопоказаний (например, анемии или высокой температуры). Да, ещё очень важно выбрать аквашколу с хорошими детскими инструкторами: они умеют завоевать доверие малышей и не испугать их при первом контакте с «большой водой».

Впрочем, купание в домашних условиях – важное занятие в расписании каждого младенца, независимо от того, ходит он в бассейн или нет.

Оно позволяет не только очистить кроху от естественных загрязнений, но и является частью закаливания.

Кроме того, контакт с тёплой водой (ориентировочно +36 градусов Цельсия) доставляет ребёнку искреннее удовольствие. Главное, чтобы этот ритуал стал постоянным для вашей семьи. Исключением может стать высокая температура малыша. Но и в данном случае его рекомендуется обтирать прохладной водой: помимо прочего, это позволит облегчить состояние и снизить температуру.

Некоторых родителей интересует воспитание детей четырёх месяцев от роду. Разумеется, это понятие просто несовместимо с действительностью! В данном возрасте малышей нужно любить, опекать, развивать… Но никак не воспитывать. Этот важный этап ваших взаимоотношений отложите на более поздний срок.