Супружеский долг – что это такое? Супружеский долг - что это

  1. Человек не рождается личностью; личностью - господином самому себе - в определенных общественных условиях человек делает себя сам. Духовную основу личности, ее неповторимого внутреннего мира составляет определенная совокупность («пирамида») ценностей. В обширном царстве ценностей существуют ценности особые, живущие вечно и одинаково важные для всех - общечеловеческие ценности. В их число входят мораль и право. При выборе линии своего поведения человек ориентируется на эти ценности, причем в выборе своем он свободен. Но нести ответственность за последствия своего выбора должен он сам, и прежде всего перед своей совестью.
  1. Мораль - общечеловеческая ценность. Сущность морали замечательно выражает известное «золотое правило», ее содержание составляет совокупность моральных ценностей - принципов, норм, идеалов, которые регулируют поведение человека, его отношение к другим людям, к себе, к окружающей среде. Высший моральный идеал можно выразить одним словом - человечность, или более развернуто - словами Библии: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Изучать мораль помогает особая философская наука - этика.
  2. Свое содержание этика излагает при помощи особых слов, важнейшими из которых являются понятия «добро» и «зло». Понятие «добро» выражает все лучшее, к чему устремлены люди, все то, что способствует сохранению и улучшению жизни, нравственному совершенствованию личности. «Зло» - это нарушение морали, безнравственность, антигуманность; этим понятием определяют все то, что мешает жизни, уничтожает ее, губит душу, способствует нравственной деградации личности. Но зло коварно, оно нередко прикрывается маской добра, и, чтобы отличить добро от зла, нужен надежный критерий. Им является главный принцип морали - гуманизм.
  3. Роль морали в нашей жизни можно назвать всеобъемлющей: она помогает нам оценивать окружающую действительность и самих себя; она регулирует наше поведение, все наши отношения; она воспитывает личность. Моральные оценки помогают нам в поиске истинных ценностей. Моральное регулирование осуществляется двумя путями: через общественное мнение и - самое главное - через воздействие совести. Как воспитатель мораль присутствует везде, входит составной частью во все виды человеческой деятельности.
  4. Понятия долга и совести также входят в число главнейших в этике. Долг связывает нас с обществом и определяет наши обязанности перед окружающими. Когда человек сам сознательно предъявляет моральные требования к себе, такой долг называют моральным долгом. И нет ничего надежнее и крепче. Совесть - глубоко личное осознание и одновременно чувство своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль, позволяющий нам в самых глубоких тайниках души судить о добре и зле.
  5. Высшей нравственной основой брака и семьи, безусловно, является любовь. Она устремлена к идеалу, возвышает души влюбленных, несет мир и гармонию. Но есть и другая, не менее важная моральная основа брака и семьи - семейный долг. Причем его содержание, как ни удивительно, у женщин - свое, а у мужчин - свое. И чем глубже каждый из супругов осознает свою неповторимую роль, тем крепче и счастливее семья.
  6. Нравственная культура - часть духовной культуры, при этом главная ее часть. Она складывается из нескольких элементов. Прежде всего, необходимы, конечно, знания моральных ценностей. Но знание «должно работать». Человек постоянно творит себя, сам выбирает свой путь. Будет ли он при этом ориентироваться на моральные нормы или отбросит их прочь - это его выбор и его ответственность.

    Умение поступать морально еще один элемент культуры. Это умение не дается легко: оно требует постоянного самоконтроля совести и, конечно, мужества, чтобы искать не только выгоду (что вполне нормально), но и помнить о морали.

Вопросы для итогового повторения

  1. Каковы могут быть последствия нарушения человеком моральных норм?
  2. Как вы думаете, совесть помогает свободе нашего личного выбора или препятствует ей? Поясните свое мнение.
  3. Почему достойное исполнение семейного долга возможно только при условии осознания человеком своего морального долга?
  4. Как вы объясните, что доже очень старательному «дровосеку» всегда необходима правильная моральная оценка его действий?
  5. Почему зло, в какие бы маски оно ни рядилось, никогда не было и никогда не сможет стать моральной ценностью, хотя в жизни человека оно всегда присутствует?
  6. Чем вы объясните наличие противоречия между моральными знаниями и практическим поведением человека?
  7. Возможно ли стать господином самому себе, не усвоив всех элементов нравственной культуры? Аргументируйте свой ответ.

Что такое супружеский долг? Под супружеским долгом принято понимать нравственную категорию, имеющую отношение к таким понятиям, как верность, обязанность, мотив, совесть, ответственность и т.д., которые в полной мере характеризуют взаимодействие и облик супругов. Частично обязательства, касающиеся выполнения супружеского долга имеют законодательное подтверждение, частично находятся в статусе нравственных неформализованных правил, в таком виде, в каком они выступают перед супругами как личностями и определяются их нравственными устоями.

Юридическая точка зрения

После того, как супруги узаконят свои отношения в ЗАГСе, то они получают ряд супружеских обязанностей и прав, которые юридически регламентированы, которые напрямую связаны с выбором супругами места жительства, профессии, рода занятий, материальной и моральной поддержкой супруга, проявлению ответственности по отношению к воспитанию детей, соблюдение супружеской верности и т.д.


Рассматривая сферу интимных отношений, то, согласно юридической точки зрения не существует установленных обязательств относительно выполнения или отказа от выполнения супружеского долга. Исключение составляют редкие ситуации, к примеру, присутствие половых извращений, с которыми не согласен один из супругов. В этом случае все зависит от того, какие нравственные установки присущи супругам. И для того чтобы не разрушить гармонию в супружеской жизни недостаточно будет половой жизни супругов, как показателя целостности ячейки общества.


Нравственная точка зрения

Супружеский долг вместе с любовью - основная предпосылка для того чтобы интимные отношения супругов были полностью удовлетворены. Только при совокупности этих факторов, будет соблюдена психологическая установка на полноту сексуального переживания, сексуальную гармонию и сохранение семьи. Благодаря такому супружескому чувству долга, шанс распада супружеских отношений, развития неудовлетворенности в сексуальной жизни или совершения другого неблагоприятного поступка, такого как измена сводятся к минимуму.


Рассматривая сексологический план, к элементам супружеского долга можно отнести умение и знание правильно пользоваться взаимоудовлетворяющими возможностями друг друга и сексуальными запросами. Для того чтобы супружеский долг, в отношении половой близости, был реализован полностью, необходимо реализовывать половую близость, мотивированную чувством взаимного уважения и любви, культурой полового общения, владение техникой, психологией, эстетикой, этикой, а не простое выполнение половой близости.

Чаще всего на выполнение супружеского долга влияют разнообразные причины, такие как присутствие проживающих родителей вместе с супругами, возрастная категория детей, ограничение времени для осуществления сексуальных контактов. При появлении таких проблем в семье происходит формирование определенного сексуального климата, так называемого с корректировкой, относительно социально-бытовых аспектов семейной жизни , воспитания детей и других нюансов.

Итак, супружеский долг, имеющий отношение к половой близости, не такой уж и простой долг, как кажется с первого взгляда. Некоторые пары, прожившие вместе достаточно долго, смогли понять всю степень важности выполнения супружеского долга, только через несколько лет. Неудивительно, что многие супруги начинают остро реагировать на проблемы в супружеских отношениях. Иногда пары, столкнувшиеся с проблемами в интимной жизни, принимают решение спать раздельно.

В Древнем мире существовали разные точки зрения на безбрачие. Большинство древних авторов осуждали его; многие еврейские учителя даже считали безбрачие грехом, поскольку производство потомства было делом первостепенной важности, а брак был сдерживающим средством против сексуальных отклонений и расстройств, вызванных подавляемым вожделением. (Считалось, что заповедь «наполняйте землю» была адресована всем израильтянам. Аборты и оставление детей были в древности обычным явлением; по римскому закону новорожденный не считался человеком до тех пор, пока отец не признавал его членом своей семьи. Но древние иудеи и христиане - наряду с некоторыми языческими моралистами - единодушно осуждали и то и другое как действия, лишающие человека жизни.)

Однако некоторые философские течения и религиозные секты, в том числе большинство ессеев в еврейской среде, выступали за безбрачие. Некоторые философы отрицали брак, но считали допустимымудовлетворение своих половых потребностей с гетерами, поскольку такие отношения не связывают человека ненужными узами (ср. коммент. к 6:12-20).

Пренебрегая несущественными деталями, все эти воззрения можно разделить на три группы: 1) брак и производство потомства обязательны для всех, кто физически способен на это (точка зрения большинства); 2) брак - это помеха, и мудрец не должен жениться, за исключением тех редких случае, когда избранница полностью разделяет его философские убеждения (позиция "киников); 3) брак - благо для большинства людей, но следует делать исключение для тех, кто настолько поглощен духовными поисками, что не можетуделять время семье (точка зрения раввинов начала II в.). В наставлении Павла сочетаются элементы второй и третьей точек зрения.

7:1. Павел приступает к разбору позиции коринфян, о которой они сообщили ему в своем письме, - «хорошо не касаться женщины». Некоторые члены церкви могли разделять убеждение, присущее многим греческим мыслителям: секс хорош до тех пор, пока человек не связывает себя браком (ср.: 6:12-20). Другие - те, к кому обращается здесь Павел - уже состоят в браке (7:2-5) и воздерживаются от половых сношений. Павел говорит, что слишком поздно выбирать целомудрие после заключения брака (ср. ст. 5).

7:2. Греческая идиома «иметь» подразумевает «иметь половые сношения». Евреи считали, что половые сношения между супругами - лучшее средство избежать распутной жизни, и Павел с этим согласен (см.также: Прит. 5:19,20).

7:3 . Брачные контракты у евреев налагали определенные обязательства и на мужа, и на жену; одной из главных супружеских обязанностей мужа были половые сношения. Павел рассматривает секс в браке как«обоюдную обязанность».



7:5 . Еврейские учителя, пытавшиеся сформулировать законы, отражающие новые реалии, расходились во мнении относительно допустимого периода воздержания от половых сношений; одна школа настаивала на двух неделях, другая - на одной. В отличие от них, Павел не считает длительное воздержание поводом для развода (7:10-13), но советует, чтобы даже вопрос о воздержании супруги решали по обоюдному согласию. Об «искушении» см. в коммент, к 7:2,9.

7:6 . Учитывая несовершенство человека, еврейский закон допускал послабления; здесь Павел не требует, а позволяет периодически воздерживаться от половых сношений, подразумевая, что слаб именно тот, кто хочет воздержаться от половых сношений (а не тот, кто не хочет). Воздержание в браке - это их идея, а не его.

7:7 . Павел признает, что не все призваны к безбрачию и подготовлены к нему.

Если постоянное удовольствие, счастье и отсутствие страданий для многих из нас остаются лишь незбыточной мечтой, то исполнение долга - это то, что доступно нам ежедневно. Долг перед семьей, перед обществом, перед Природой.

Может быть, достаточно этот долг просто исполнять? И не нужно больше ни к чему стремиться, не нужно желать удовольствий и счастья, не нужно самореализовываться, не нужно познавать себя и мир, не нужно любить. Жить для других, - может быть, в этом наше предназначение?

Исполнение долга перед кем-то, – что это, вынужденная необходимость , исполнив которую мы уменьшаем свое страдание, или возможность реализовать себя , получив удовольствие? Рассмотрим оба варианта.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ИСПОЛНЕНИИ ДОЛГА?

Долг – это перечень действий человека, которые он должен произвести в силу какой-то необходимости, ради достижения какой-то необходимой цели. Чтобы действия стали долгом, человек прежде должен узнать о необходимости их произвести. Узнать можно от родителей, от воспитателей, от окружающих, из книг, из законов и т.д. Узнать можно из своих ощущений, чувств, от интуиции. Но узнать, не значит осознать. Знать или чувствовать свой долг, не значит осознавать его необходимость.

Предположим, ч еловек исполняет долг только ради уменьшения своего страдания . Это, конечно, не только физическое страдание, это может быть страдание и эмоциональное, и интеллектуальное, и душевное, и духовное.

Отвечая на вопрос - "Может ли смысл жизни заключаться только в … отсутствии страданий?" - мы выяснили, что главный источник человеческих страданий – незнание, в том числе незнание человеком причин своих страданий.

Если человек познал необходимость исполнения долга, если он исполняет этот долг осознанно, он перестает страдать. Если бы целью человека было избежать страдания, то познание необходимости исполнять долг привело бы к тому, что человеку больше нет смысла продолжать его исполнять. Отсутствие страданий, как было доказано ранее, не может являться ни смыслом, ни целью человеческого существования.

Но может быть, человек исполняет долг ради удовольствия? Возьмем для примера только два типа удовольствий – на уровне физического тела и на уровне высших чувств.

Удовольствия от исполнения долга на уровне физического тела.

Человек должен заботиться о своей семье – о родителях, супруге, детях. Он должен кормить, одевать, обеспечить удобное жилище - тогда продлится его род. Человек обязан заботиться о продолжении жизни своего народа, а значит, о физическом существовании народов, могущих повлиять на его народ, на его семью. Чем лучше материальные условия жизни, тем она продолжительнее, тем больше вероятность того, что она не прекратится. Безусловно, все перечисленное является важной частью смысла человеческого существования.

Все это не только обязанность, но и источник удовольствия. Забота о материальном благе окружающих всегда несет быструю и конкретную радость – человек горд и доволен собой, ему благодарны, и следы его заботы долго видны. Приносит удовольствие и познание возможностей физических тел, творческая реализация возможностей материи доставляет весьма конкретное наслаждение. Строительство, приготовление пищи, сооружение машин и космических кораблей, лечение и развитие тела, возведение городов, создание новых материалов, изменение внешнего вида любых объектов и многое другое.

Но для чего сохранять физические тела своих близких, своего и чужого народа? Для чего сооружать новые механизмы и строить города? Чтобы отдыхать и размножаться? Что делать, когда дети выросли и стали самостоятельными? Должен ли человек умереть? И бессмысленна ли жизнь бездетного человека? Для чего Природа всячески сохраняет жизнь каждого человека, независимо от наличия у него потомства? Для чего бесконечно улучшать условия жизни – чтобы меньше работать и больше отдыхать? Но зачем?

Однообразное материальное благополучие группы близких нам людей почему-то не доставляет удовольствия на уровне эмоций, не дает удовлетворения и любознательности рассудка.

Высшие чувства человека не могут смириться, когда только меньшинство может обладать теми же материальными благами. Но больше всех противится такому «благу» наш духовный уровень.

Материальные условия всегда будут не достаточны для счастья людей. А значит и человек обеспечивший им эти условия, тоже не получит от этого длительного удовольствия. Чтобы человек не делал для людей, им всегда будет чего-то не хватать.

Удовольствия от исполнения долга на уровне высших чувств.

Огромное влияние на человека имеет другая группа восприятий – удовольствия и страдания на уровне высших чувств. Здесь сосредоточены все принципы морали, понятия доброты, ответственности, справедливости и честности. Дружба, уважение к людям, радость творчества и многое другое. Мы получаем удовольствие от познания этих чувств, от познания их необходимости, от познания способов их получения.

Нам доставляет удовлетворение творческая реализация возможностей, приводящих к возникновению подобных чувств – это обязательно совместное творчество с людьми и объектами Природы, и чувства рождаются у многих людей одновременно. Нам интересно выяснить, - в чем долг каждого, как достигнуть общей справедливости и любви, что должны делать люди, чтобы испытывать уважение, как рождается чувственная любовь между людьми и как ее удержать.

Ничто так не сближает людей, как общие высшие чувства, возникающее гармоничное единство – любовь на уровне высших чувств сильнее, стабильнее и продолжительнее, чем любовь физическая, эмоциональная и рассудочная , а значит и удовольствия от нее больше.

Удовольствие от исполнения своего долга, от бескорыстной помощи, от совместного творчества, от радости, подаренной другому. Именно эти удовольствия отличают человека от животного, а вовсе не количество приобретенных знаний, как иногда пишут в учебниках.

Но можно ли абсолютизировать перечисленные удовольствия? Можно ли сделать их целью жизни? Так и хочется сказать, - конечно, да! Но, что делать с людьми, которые не могут быть ответственными, у которых не получается совершать только добрые поступки? Что делать человеку, который сам является обузой для других? Что делать инвалиду, беспомощному старику, нищему? Бессмысленна ли их жизнь? Бесполезен ли человек, нарушивший закон, моральный или экономический? Потерял ли он свою неповторимую индивидуальность? Конечно, нет.

Разве эгоистичный и равнодушный к человечеству индивидуум подлежит уничтожению? Кто будет судить его? Кто сравнит ценность жизни грешника и праведника, священника и преступника? Большинство? Но из опыта известно, - большинство очень часто ошибается. Сколько зла на Земле совершено во имя высших целей равенства, братства, свободы и справедливости! Для чего вообще нужна справедливость? Для самой себя или для чего-то более важного?

Василий Розанов отвечает так: «Справедливость составляет необходимость для всякого действия человека лишь под условием, что она необходима для его счастья, и в меру этой необходимости» (Цель человеческой жизни»).

Что может ограничить удовольствия высших чувств в безопасных пределах? Ответ есть в любой религии - смирение перед Высшей мудростью, Высшей истиной, Высшей любовью, перед Абсолютным Единством, перед Тем, что является источником и целью всего. А это уже удовольствие на следующем уровне человека - духовном.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - ЖИТЬ РАДИ ДРУГИХ?

Достижение внешних целей, работа ради людей, ради живых существ, ради человечества и планеты Земля, все это приносит огромное удовлетворение, - от уважения других, от осознания своего влияния на чужое совершенствование, от внешнего познания и внешней любви. Альтруистичные цели - прекрасны .

Человек – часть семьи, часть общества, часть человечества, часть Природы. Человек работает для семьи, для общества, для человечества ради уменьшения страдания и роста удовольствия на всех их уровнях. Внешняя работа – это реализация внешних возможностей. А внешних возможностей для человека – бесчисленное множество, и любая при желании может быть сделана целью в жизни.

Что будет, если сделать целью жизни какие-либо внешние цели, касающиеся только группы объектов, например, семьи, фирмы или целого народа? Посвятить себя воспитанию детей, процветанию компании, благополучию города или страны. Это значит, интересами других групп можно частично, но пренебречь. Ограниченные цели вступят в противоречие с целями других уровней - с внешними духовными удовольствиями и удовольствиями высших чувств, с внешними удовольствиями физического тела.

Но другие семьи и другие народы не будут долго терпеть. Рано или поздно, жизнь ради нескольких избранных объектов вступит в противоречие с интересами других объектов, возникнет страдание. Смысл жизни, ограниченный только семьей или только работой, или только интересами группы людей, вступит в противоречие с другими необходимыми частями смысла.

Франкл Виктор : «Способность и возможность трудиться сама по себе еще ничего не значит, она не может составить ни достаточной, ни даже сколько-нибудь существенной основы для осмысленного существования» («В борьбе за смысл»).

Что будет, если всю жизнь стремиться к реализации целей только на одном внешнем уровне? Например, пытаться всех накормить, пренебрегая моральными законами. Или развивать бизнес путем выпуска некачественного товара, или другим способом «хитрить» с покупателем. Или стремиться к всеобщему образованию, заставляя людей учиться, лишая при этом положительных эмоций, не связанных с образованием. Или заниматься политикой ради интересов группы людей, прикрываясь заботой о всеобщем благе. Или стремиться к всеобщей справедливости, не слушая аргументов рассудка. Кто скажет спасибо за реализацию таких целей? Многим ли доставят удовольствие подобные цели?

А что делать, когда достигнута самая желанная цель, ради которой вынесено столько страданий, потрачено столько сил и времени? Что делать, когда человек не видит больше достойных целей вокруг себя? В такой ситуации даже сильный и целеустремленный человек может задуматься о самоубийстве.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ПРОДОЛЖЕНИИ РОДА?

Для чего же человеческому виду поддерживать свое существование?

Согласно современной синтетической теории эволюции, любая популяция обладает таинственной врожденной способностью наследственной передачи изменений при смене поколений. Такая эволюция не содержит никакой цели, а является лишь статистическим результатом случайного процесса, на который оказывают влияние разнообразные эволюционные факторы. Это и случайные генные мутации, и колебания численности популяции, и изоляция популяции, и дрейф генов, и, конечно, естественный отбор, определяющий вероятность достижения отдельным организмом возраста, когда он сможет произвести и вырастить потомство.

Естественный отбор , по мнению современных дарвинистов, является главным фактором, направляющим эволюционный процесс в целом. С его помощью Природа (окружающая среда) случайным образом отбирает, какой популяции давать потомство и развиваться, а какой погибнуть. В результате выживают всегда наиболее приспособленные. Жизнеспособное потомство могут дать только более приспособленные особи.

Чарльз Дарвин писал: «По-видимому, в изменчивости живых существ и в действии естественного отбора не больше преднамеренного плана, чем в том направлении, по которому дует ветер» («Воспоминания о развитии моего ума и характера»). И еще: «Естественный отбор, или выживание наиболее приспособленного, не заключает в себе неизбежного прогрессивного развития, он только использует такие изменения, которые возникают и оказываются полезными для каждого живого существа в сложных условиях его жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Но Дарвин не рассматривал причины наследственности, изменчивости и естественного отбора, ограничившись тем, что назвал это «законом природы». Он честно признался: «В целом я могу заранее сказать, что не занимаюсь здесь вопросом о происхождении умственных способностей, как не занимался и вопросом о происхождении жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Если подобная теория эволюции верна, то жизнь отдельного человека – не более чем случайный набор событий в череде случайной эволюции. Смысл отдельной жизни в таком случае сводится к нулю. Отдельного смысла вообще нет, остается только смысл популяции. Но и его тоже нет. Смысл существования человечества уходит в какой-то бессмысленный закон Природы. Все смыслы становятся бессмыслицей.

В очередной раз приведем цитату Трубецкого Е.Н.: «Заслуживает ли названия жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена умирающих поколений? Самая целесообразность устройства живых организмов, сообщающая ему видимость разумности, на самом деле только подчеркивает суетность их существования в его целом, потому что вся эта целесообразность рассчитана на ту единую и единственную цель, которая никогда не достигается, - цель сохранения жизни. Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это - не жизнь, а пустая видимость жизни. К тому же и эта видимость поддерживается в непрерывной «борьбе за существование». Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней. Чтобы жила гусеница, нужно, чтобы истреблялись леса. Порочный круг каждой жизни поддерживается за счет соседних, столь же замкнутых кругов, а дурная бесконечность жизни вообще заключается в том, что все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются… Нас возмущает это рабство духа, это подчинение воли, мысли и чувства роковой необходимости биологического закона». («Смысл жизни»).

Вернемся к исполнению долга. Наш вывод следующий: исполнение долга не может быть способом, используемым лишь для уменьшения страданий или для получения удовольствий. Исполнение долга – этонеобходимость . Если человек осознает эту необходимость и действует в согласии с ней, исчезает страдание и возникает удовольствие. Страдание и удовольствие – универсальные индикаторы, позволяющие каждому человеку точно определить, верно ли он осознает и исполняет свой долг.

Долг – это необходимые действия, совершаемые человеком в течение жизни. Необходимость этих действий заключается не в самих действиях, а в необходимости достижения какой-то цели. Действия не могут быть целью самих себя.

Смысл и сущность жизни человека, в соответствии с их определениями, заключены во всех причинах жизни, а не только в целевых. В свою очередь, целевая составляющая сущности и цель жизни не могут заключаться в каких-то действиях, они могут заключаться только в их результате. Сущность и цель жизни не могут заключаться только в исполнении долга , они могут заключаться в необходимом результате, достигаемым исполнением долга.

Выражение «сущность или цель жизни - в исполнении долга перед кем-то» звучит так же странно, как выражение «сущность или цель питания – в исполнении долга перед организмом». Эти утверждения ни истинны и ни ложны. И сущность, и цель, и долг – все эти понятия имеют отношение к необходимому результату каких-то действий, и не могут быть выражены друг через друга.

Исполнение долга – не цель, а средство достижения других целей. Исполнение долга – необходимая составляющая смысла существования человека, условие реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Прежде чем утверждать смыслом и целью жизни долг перед людьми, человечеством, Природой или Богом, необходимо узнать, в чем собственно заключается этот долг.

Что происходит в постели между мужчиной и женщиной по прошествии некоторого

Времени после свадьбы? Для многих пар — это супружеский долг. Сексуальная жизнь через некоторое время после свадьбы утихает и приедается, другими словами появляется однообразие и чувство долга. В большей части ответственность за это лежит на женщине. Как же сделать так, чтобы муж не ходил на сторону, а наслаждался любовными утехами дома с женой? Существует ряд рекомендаций, разработанных психологами для женщин, которые хотят заинтересовывать своего мужчину изо дня в день, а не просто исполнять супружеский долг. Ведь секс - это одна из самых важных основ брака.

Что происходит со временем в паре?

По исследованиям ученых, любовь живет три года. В это время как раз проходит этап притирки друг к другу, становятся понятными все привычки и повадки второй половинки. Мы узнаем друг друга и привыкаем. Аналогичное происходит и с интимом: некогда бушевавшая и мешавшая соседям спать страсть утихает, и занятия сексом превращаются в супружеский долг. Ситуация усложняется с появлением дома детей. Недосыпы, усталость и занятость сказываются на желании и возможности заниматься любовью. Однако если женщина более терпима к отсутствию близости, то мужчинам она просто необходима. И если они не получают ее со своей женой - то стоит быть готовой к тому, что любимый пойдет «налево». Любая женщина, находящаяся в браке, способна заново влюбить и заинтересовать сексуально своего мужчину - главное, взять себя в руки и пойти ему на встречу.

Как заинтересовать мужа?

Первая и самая основная рекомендация от психологов - заняться собой. В это понятие входит множество аспектов: сменить имидж, поработать над физической формой (в особенности это касается представительниц слабого пола, считающих, что у них есть проблемы с фигурой и отказывающихся от близости ввиду данного комплекса).

Что еще подразумевают под понятием супружеского долга?

Супружеский долг - это не только гармоничная сексуальная жизнь, где каждый партнер полностью удовлетворен и доволен своей жизнью в браке. На плечах женщины, помимо всего прочего, лежит ответственность за уют и тепло в доме. Старайтесь избегать того, чтобы ваша жизнь стала походить на «супружеский долг»: не хочется, но надо.