Почему ребенок в 1.9 часто падает. Ванька-встанька, или почему мой ребенок все время падает

13-06-2007, 12:36

Если Ваш малыш бесконца падает, ударяется об каждый угол, задевает все предметы, как Вы реагируете?

Моей дочке уже четыре года, и она все шишки на себя собирает. Ноги - как чулочки в пятнышко от синяков. Синяки присутствуют везде - на руках, на теле, на моське. Ребенка иногда разденешь и думаешь: вот была бы я посторонним человеком - точно решила бы, что ребенка бьют. При этом она может просто выходить из комнаты и "задеть" дверь, чтобы заработать свой очередной синяк. Ну и разумеется, при активных играх ситуация усугубляется.
Каждое падение и ушиб, даже незначительный, сопровождается хныканьем (а то и громким плачем) и требованием пожалеть. Конечно, чаще всего я жалею. Но иногда она может за 5 минут удариться 5 раз. Ну просто невозможно. Только пожалеешь, она опять идет с ушибом. Я уже злиться начинаю. "Нельзя же быть такой невнимательной!", "Смотри под ноги, смотри, куда идешь!" - говорю. А еще круче, когда балуется, и сама себя чем-нибудь ударит (случайно, разумеется), и ведь предупреждала ее, и все равно она получила шишку. При этом ей-то больно, а я жалеть уже не могу - ну сколько раз уже внушать, что надо быть осторожнее.

У кого схожие проблемы. Как Вы реагируете на постоянные шишки? Всегда жалеете, или пожурить можете?

13-06-2007, 12:45

В разделе "Наши школьники" есть похожий топ - "Тридцать три несчастья"... извините, не умею делать ссылки.

13-06-2007, 12:49

Если действительно так, как Вы пишите, то тут не ругать надо, а обратиться к мануальному терапевту или к остеопату. Думаю, в таком возрасте это не просто невнимательность, а медицинские проблемы. :(ИМХО, конечно.

Александровна

13-06-2007, 12:51

У кого схожие проблемы. Как Вы реагируете на постоянные шишки? Всегда жалеете, или пожурить можете?


13-06-2007, 13:50

Нет, у нас медицинских и неврологических проблем нет, вроде бы. (ттт)
Девочка у меня подвижная, ловкая (в смысле, лазает как обезьяна, даже взрослые рты раскрывают, когда видят, что она вытворяет), бегает нормально как все дети. Но вот то ли в силу невнимательности, то ли даже не знаю почему - постоянно ловит шишки.

Однажды кружилась дома перед своей сестренкой (хотела порадовать). Я ей говорю: "хватит, голова закружится", а она продолжает. Ну, естесственно, голова закружилась и дочка брякнулась, причем очень неудачно - щечкой об угол тумбочки. (страшно подумать, что могла и похлеще удариться). Щеку раздуло, синяк в поллица. В садике ее воспитатели расспрашивали, думали, родители побили. Ну она конечно рассказала, как все было и даже показала (!), но мне было не по себе.
А до этого в ванне умудрилась шлепнуться. Полезла за моим гелем для душа и упала, ударилась спинкой, синяк - в полспины. В садике расспрашивали, косо смотрели. А тут еще щечка чуть ли не через неделю.
А потом с кровати брякнулась, на лбу здоровенный шишак. И опять в садик. Ну что тут еще подумаешь? Конечно - ребенка дома бьют... И сколько таких было - не сосчитать уже.

Что мне с ней сделать? Просто шило в одном месте у девчонки.

13-06-2007, 16:43

Я первым делом к невропатологу))) У моего с крупной моторикой проблемы, что невролог видит невооруженным глазом: походка не очень уверенная, углы задевает, спотыкается, бегает плохо.
Боремся так: потоянно ЛФК, регулярно массаж, внутрь то, что невролог назначает.

Полностью согласна,.

13-06-2007, 17:22

Мой тоже всевремя падает, правда синяки не на пол лица, но ноги все разукрашенеый, спина.ю шишки Для детей этого возраста, собено если гиперактивен, по моему характерно везде лезть и падать. Это если ребенок спокоен сидит себе тихонечко, а если бегает. Я ничего не делаю, но стараюсь максимум подстраховывать. Вообщем почти не оставляю его одного. Детский травматизм......, не доверяю его самостоятельности. Из мед. проблем это может быть неврология, нарушения мозжечка, что нибудь с глазами, свертываемость крови. Если очень беспокоитесь сходите к невропатологу.ю окулисту, гематологу. У моего например кожа тонкая нежная, его чуть сильнее схватишь, синяк. Положительный симптом жгута называется, плюс капилляры слабые.ю но жизни не угрожает. Удачи, думаю переастет, девочка тем более, будет аккуратнее.

13-06-2007, 18:36

Вас волнует по-моему больше,что воспитатели в садике скажут?Извините за резкость........

Что скажут воспитатели - не волнует, так как ребенок домашним стал (мы не слишком долго в садик ходили, потом забрала), но было неприятно, так меня изучали, словно я мать-садистка.
По медицинской части - все нормально (ттт). Были мы у всех специалистов, не в таком контексте, что ребенок падает, а просто осматривались.
Я же говорю, она невнимательная. Если несется куда-нибудь - на дорогу не смотрит. Уже иногда стукнется, и плачет, и больно ей, а мне прямо хочется за шкирку встряхнуть - "ну вот почему не смотришь под ноги!?" Или залезет на качели и давай на них кривляться. Глотку сорвешь на нее ругаться, все равно будет свисать, выгибаться и т.п. Понятно, что когда в итоге тюкнется - хочется еще и наподдать сверху, что не слушалась.

Вопрос у меня собственно, не к тому, почему она падает и ударяется. А мне интересно, как другие мамочки реагируют на подобные вещи. Если ребенок балуется, мама его предупредила, что можно удариться (упасть, и т.п.), велела прекратить, но ребенок не слушается. Потом происходит ожидаемое и ребенок плачет. Вы будете его жалеть, или поругаете - типа, сам виноват, не слушался, тебя ведь предупреждали...

13-06-2007, 18:43

тоже самое, только с переломами, с сотрясениями, со швами... вот ведь везучесть!

13-06-2007, 18:44

а как не жалеть? если в больницу едем?

13-06-2007, 18:56

У моего все аналогично и возраст примерно ваш. Тоже раздражает уже одно и то же говорить. Он у меня правда не особо жалуется, т.к. жалею только при серьезных "ранениях", на каждый ушиб не реагирую, т.к. сам виноват - бежит в одну сторону, смотрит в другую. Болтает много, поэтому не внимателен. Тут из магазина выходили, а там двери стеклянные и он как всегда трещал и вышел мимо двери, прям лбом в стекло. Ухахатались все видевшие и в магазине и на улице, да и он сам тоже от души посмеялся. Чтож поделаешь, если лезет просто везде, залезает туда, куда другие дети и не пытаются залезть. Хотя и не гиперактивный. Сто раз повторяю, чтоб держался, смотрел под ноги и т.п.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Дети любознательны и непоседливы, а потому совсем избежать травм, падений и ушибов ни у кого не получается. В процессе познавания мира малыши падают довольно часто. Но если падение на попу или спину не вызывает у родителей приступов паники, то ситуация резко меняется в случае, если ребенок ударился головой. Авторитетный педиатр, автор многочисленных книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, чем опасны такие падения и когда нужно начинать беспокоиться.


    Особенности детской физиологии

    Голова маленького ребенка устроена таким образом, что она относительно большая по сравнению с остальными частями тела, поэтому малыши чаще всего, теряя равновесие, падают именно на голову. Но есть и положительное: мозг ребенка достаточно надежно защищен от травм при падении. Если маленький ребенок упал с дивана вниз головой, то наибольшую травму (психологического свойства) получили его родители, а не он сам. Кости черепа младенца очень мягкие, а «родничок» и динамичные «швы» между костями черепа обеспечивают им подвижность. Чем больше родничок, говорит Евгений Комаровский, тем меньше вероятность получения травмы при падении вниз головой. Кроме того природа придумала и еще один амортизирующий механизм - большое количество спинномозговой жидкости.


    Если ребенок в 6-7 месяцев, когда он становится более подвижным, перевернулся неудачно и упал с дивана или пеленального столика, не стоит сразу впадать в панику. Малыш, конечно, будет истошно орать. Но родители должны понимать, что плачет он не от ужасной боли, а больше от испуга, вызванного резким перемещением в пространстве. Если кроха уже через полчаса улыбается, гулит и ведет привычный для него образ жизни, ничего в его поведении не изменилось, то причин для тревог, обследования у врачей, нет, утверждает Комаровский.

    Чаще всего головой дети до года начинают биться, когда осваивают первые шаги. Обычно это происходит после 8-9 месяцев. Именно поэтому важно, чтобы малыш сначала научился ползать, а уж потом стоять и ходить.


    Конечно, ребенок, который ударился головой, требует более внимательного отношения со стороны родителей. Желательно обеспечить малышу покой, не давать ему много бегать, играть в подвижные активные игры, громко кричать. Первые же сутки покажут, если ли у малыша травма. Для этого родители как дважды два должны знать симптомы травм головы.

    Черепно-мозговые травмы

    Не имеет значения возраст и пол ребенка, высота, с которой он упал головой вниз, размер синяка или шишки на лбу, а также наличие или отсутствие ссадин и крови. Всем мамам и папам следует знать, что во всех ситуациях, связанных с наличием травмы головы, ребенку нужна квалифицированная медицинская помощь.

    Наличие травмы можно заподозрить, если у ребенка наблюдается помутнение сознания, потеря сознания любой продолжительности и кратности. Наблюдение очень важно, так как родители, которые знают особенности поведения своего ребенка, смогут вовремя заметить изменения в его поведении. Любые неадекватные изменения могут говорить о возможной травме головы.


    Если ребенок перестает нормально засыпать, или, наоборот, необычно долго спит, у него появилась головная боль, и она не проходит даже через час-полтора после падения, следует обратиться за квалифицированной врачебной помощью.

    Характерный симптом травмы головы - рвота , особенно если она имеет неоднократный характер. У ребенка может стать шаткой и неуверенной походка, наблюдаться головокружения, судороги, могут быть заметны нарушения координации движений, слабость руках, ногах, невозможность двигать одной или сразу двумя парными конечностями. Во всех этих случаях следует обязательно вызвать «неотложку».

    Выделения из носа и ушей, будь они кровянистыми, сукровичными или прозрачными и бесцветными - однозначный повод предположить травму.

    Также симптомами травм могут являться разные нарушения функционирования органов чувств (снижение слуха, ухудшение зрения, полное, а может быть, частичное отсутствие реакции на тактильный контакт). Чадо может начать жаловаться на то, что ему холодно или жарко. На каждый из этих симптомов Евгений Комаровский советует обратить внимание.

    Сотрясение мозга

    Это довольно простая черепно-мозговая травма, при которой ребенок может потерять сознание, но такая потеря будет носить кратковременный характер (не более, чем на 5 минут), возможна тошнота, головокружение . Мозг не повреждается, но при сотрясении временно нарушаются некоторые функции клеток мозга. Доктор Комаровский утверждает, что это самое легкое последствие падения на голову, потому что через пару-тройку дней функции мозга нормализуются и состояние ребенка приходит в норму.


    Ушиб мозга

    Это травма, при которой повреждаются непосредственно оболочки мозга, а также более глубокие его структуры с образованием гематомы и возникновением отека. То, насколько продолжительным будет состояние потери сознания, влияет на степень ушиба, он может быть легким, средней степени и тяжелым. При первой степени симптомы похожи на сотрясение мозга, только бессознательное состояние у ребенка может длиться более 5 минут. Средняя тяжесть травмы характеризуется продолжительностью обморока от 10-15 минут до часа и чуть более. При тяжелой форме сознание может отсутствовать как несколько часов, так и несколько недель.


    Сдавление головного мозга

    Это крайне опасное состояние, когда в результате травмы головы возникает компрессия внутри черепа. При такой патологии возникает рвота, которая имеет затяжной и многократный характер. Периоды потери сознания сменяются так называемыми «светлыми» периодами, когда ребенок ведет себя обычно, никак не проявляя признаков мозгового нарушения. Такие периоды могут длиться до 48 часов.

    Первая помощь

    Если ребенок упал, ударился головой и возникло рассечение кожных или волосяных покровов, при этом ребенок не терял сознанияя. и через сутки признаком травмы не наблюдается, вести его к врачу не надо, говорит Евгений Комаровский. Достаточно обработать ранку антисептиком, приложить к месту наружной травмы лед. При обширной ране (более 7 мм) следует обратиться в травмпункт, ребенку наложат несколько шво, и на этом лечение можно считать законченным.


    Если рана открытая (при открытой черепно-мозговой травме) давить на нее для остановки кровотечения ни в коем случае нельзя. Маме следует обложить рану по краям льдом до приезда врача.

    Если ребенок упал, ударился затылком или лбом об пол, и родители сразу или спустя несколько часов обнаружили у ребенка признаки травмы, ребенка надо уложить и позвонить в больницу. Устанавливать тип травмы, ее характер и тяжесть - задача врачей.


    Если травма головы тяжелая, чадо находится без сознания, у него отсутствует дыхание, ребенку нужно оказать реанимационные меры воздействия до приезда «неотложки». Чадо следует положить на спину, зафиксировать голову, провести сердечно-легочную реанимацию, после того, как малыш придет в себя, ему нельзя давать двигаться, пить и разговаривать до приезда врачей.

    Последствия

    При черепно-мозговых травмах страдают жизненно важные центры и отделы мозга. Если ребенку не оказать своевременной медицинской помощи, изменения, которые вызываются при ушибе или сдавлении, могут быть необратимыми. Тяжелая травма может привести к летальному исходу.

    Если ребенок ударился головой, находясь вдалеке от родителей, например, в оздоровительном летнем лагере или интернате, родители по объективным причинам не могут 24 часа после удара наблюдать за поведением и состоянием ребенка. В этой ситуации следует с пониманием относиться к тому, что врачи и воспитатели детского учреждения «перестраховываются» и сразу отправляют ваше чадо в больницу. По словам Комаровского, в 99% случаев такая госпитализация требуется не для того, чтобы ребенка лечить, а для того, чтобы за ним было, кому наблюдать.

    Чем раньше выявлена проблема в развитии двигательных навыков у малыша, тем больше у него шансов на здоровую жизнь. Чтобы не упустить драгоценное время, родителям надо знать, на какие симптомы неблагополучия обращать внимание.

    Большинство детишек овладевают двигательными навыками в предсказуемой последовательности и в определенном возрасте. Сначала они учатся держать и поднимать голову, затем – переворачиваться и садиться. Далее – вставать, ходить, ползать, прыгать на двух и на одной ноге. Здоровый ребенок имеет право нарушать эту последовательность, опережать ожидаемые временнЫе сроки или запаздывать. Причиной может быть индивидуальная особенность, наследственность (как мама или папа в свое время), ошибочное стремление родителей в обучении крохи. Но есть 10 симптомов, появление которых может сигнализировать о серьезном нарушении моторного развития и даже о заболевании. Обязательно расскажите о них педиатру!

    1. Регресс или потеря уже приобретенных навыков

    Мышечная сила и моторная ловкость малыша с каждым днем должны только улучшаться. Если замеченную регрессию навыков нельзя связать с недавней болезнью (хотя бы с банальной «простудой»), это очень серьезный повод для тревоги и незамедлительного обращения за помощью профессионалов.

    Что считать регрессом

    Внезапный категорический отказ самостоятельно и , требование вернуть давно забытую , возвращение каляк-маляк в альбом с – признак неудовлетворенности, беспокойства, поселившихся в душе ребенка. Часто таким поведением карапуз демонстрирует потребность во внимании и взрослых или сопротивляется слишком настойчивым попыткам сделать его предводителем вундеркиндов. Не волнуйтесь: это не регресс . Но если дитя, уже пытающееся бегать, вдруг не может встать на ножки или сделать без падения нескольких шагов, это не нормально. Такой распад моторных навыков может быть признаком серьезного неврологического или психического расстройства: эпилепсии, энцефалита, опухоли головного мозга, огромного множества метаболических поломок, проявляющихся прогрессирующими болезнями накопления. Первым неотложным шагом будет комплексное специальное медицинское обследование.

    2. Нога(-и) или ручка(-и) малютки кажутся слишком жесткими

    Что могут заметить родители:

    • кроха постоянно, даже во сне, держит кулачки плотно сжатыми;
    • ребенок не может разжать пальцы, чтобы выпустить игрушку;
    • малышу трудно изменять положение тела – словно его кто-то удерживает;
    • отдельные мышцы на ручке или ноге постоянно твердые;
    • лежа на животике, младенец с усилием выгибается и приподнимает голову, как будто пытаясь достать макушкой до пяток, при этом ему даже не требуется опора на руки (они могут быть вытянуты вдоль тела);
    • волосы на затылке (или ближе к виску с одной стороны) выкатаны, кожа здесь блестит от постоянного трения о подушку;
    • ножки перекрещены, как ножницы (чем выше к попке уровень перекреста, тем хуже прогноз).

    Все перечисленное – признак высокого тонуса (гипертонуса) определенной группы мышц . Ни усилием воли, ни во сне ребенок не может их расслабить. Главное, что надо исключить – спастическую форму . При этом заболевании мозг посылает патологические сигналы к мышцам, заставляя их сжиматься. Длительный гипертонус приводит к быстрому развитию контрактур, лишающих способности совершать точные действия, а то и вовсе – двигаться. При тяжелом церебральном параличе дети нуждаются в постоянном уходе, ходунках или инвалидном кресле. Но у половины болезнь протекает в мягкой форме, хорошо поддающейся лечению. Нередко неврологическая симптоматика сочетается с нарушением интеллекта, артикуляции речи, слуха или зрения. Тогда прогноз напрямую зависит, насколько рано начаты реабилитационные мероприятия.

    Не надо думать, что ДЦП – редкий диагноз. Распространенность всех его форм в разных странах составляет от 2 до 7 на 1000 живорожденных детей, особенно часто – у появившихся раньше срока. Даже если в процессе обследования малыша церебральный паралич не будет подтвержден, врачи определят другую причину гипертонуса мышц и помогут крохе поскорее выздороветь.

    3. Мышцы ребенка слишком мягкие

    Причина – в низком тонусе, в слабости мышц.

    Что могут заметить родители:

    • когда взрослый перемещает руку или ножку ребенка, он не ощущает никакого сопротивления;
    • когда дитя берут под мышки и приподнимают, его плечи идут вверх, а голова и шея «провисают» между ладонями взрослого;
    • на руках у родителя взятый под мышки кроха не группируется, а висит, «как тряпочка», зрительно удлиняясь в росте;
    • при натягивании на стопки ползунков или носочков малыш не упирается ногой в ладонь взрослого, а сразу пассивно сгибает ее;
    • в положении на спине бедра разведены в стороны, буквально «расплываясь» по пеленке, без попытки свести их вместе;
    • впечатление, что ребенка можно завязать в узел (гуттаперчивость).

    Низкий мышечный тонус мешает младенцу удерживать голову, вовремя сесть и пойти. В будущем таким детям не под силу крутить педали велосипеда, кататься на коньках или лыжах, активно участвовать в подвижных играх сверстников. У них нередки нарушения равновесия тела и координации движений. Мышечная гипотония ограничивает их физические способности, влияет на выбор профессии.

    Низкий тонус – симптом рахита, болезни Дауна, мышечной дистрофии, обменных нарушений. Нередко причина так и остается невыясненной. Существует даже термин «доброкачественная врожденная гипотония », когда серьезных нарушений двигательного развития нет, проблема со временем разрешается сама собой. Разве что не стать таким детям великими легкоатлетами или альпинистами.

    Независимо от причины низкого мышечного тонуса, главный совет врача – заставить малыша двигаться. Ему требуется правильно подобранный комплекс упражнений для наращивания силы и выносливости, освоения новых моторных навыков.

    4. Ребенок еще не ходит

    Если ровесники вашего карапуза уже уверенно топают, а он все еще ползает, это вовсе не означает, что малыш запаздывает в развитии. Не ходит до 1,5 лет – необычно, но нормально. Правда, важно, совместно с педиатром, установить причину. Самые частые из них:

    1. Пошел бы, да испугался, больно ударившись. Плюс по характеру боязливый и нерешительный.
    2. Подолгу находится в прыгунках или в ходунках. Эти тренажеры не развивают необходимые для ходьбы группы мышц, не позволяют быстро научиться управлять своим телом и сохранять устойчивое равновесие в вертикальном положении.
    3. Мышечная гипотония (смотри выше).
    4. Гипертонус мышц (еще выше).
    5. Малыш изучает мир из , рюкзака или автокресла. Зачем ему стараться дотянуться или дойти до заинтересовавшего предмета? – Донесут, только «рули» указательным жестом в нужном направлении.
    6. Длительное пребывание в распорках или гипсе из-за перелома ноги или в тазобедренном суставе.
    7. Умственная отсталость.

    5. Ребенок ходит на цыпочках

    Большинство младенцев эпизодически ходят на пальчиках, когда они еще учатся переступать, держась за мебель. Некоторые дети продолжают вставать на цыпочки при ходьбе от случая к случаю, просто для удовольствия. Особенно это нравится малышкам, воображающим себя летающими принцессами. Для карапузов до 2 лет это допустимо. Если ребенок старше – родители должны быть уверены, что это лишь привычка, а не патология.

    Помощь медиков необходима, если малыш:

    • передвигается на цыпочках бОльшую часть времени;
    • имеет ригидность (гипертонус) затылочных мышц;
    • часто спотыкается, падает «на ровном месте»;
    • ходит, переваливаясь, как утка (признак дисплазии тазобедренных суставов);
    • неловок, со слабо развитой мелкой моторикой (например, не может застегнуть кнопку или попасть шнурком в отверстие);
    • быстро устает, не удерживает на ногах вес своего тела (мышечная слабость);
    • теряет навык нормальной ходьбы на полной стопе, если он уже был.

    Что еще заставляет детей ходить на цыпочках

    Короткое ахиллово сухожилие мешает стоять на полной стопе и ограничивает диапазон движений на уровне лодыжки. Потребуется растяжение сухожилия с помощью тепловых физиопроцедур, лечебной физкультуры, ванн, массажа. Может понадобиться подбор и длительное ношение специального пластикового ортеза. В самых тяжелых случаях делают хирургическую коррекцию.

    При спастической форме церебрального паралича Ахиллесово сухожилие настолько плотное и ригидное, что пятка подтягивается кверху, стопа разгибается, пальцы выпрямляются, как бы продолжая голень.

    Ходьба и прыжки на цыпочках характерны для раннего детского . Важно убедиться, что у малыша нет проблем с поведением, с освоением речи и навыков общения. Лучше, если это сделает детский психолог и дефектолог.

    6. Малыш «предпочитает» одну руку или часть тела

    Младенцы одинаково активно пользуются обеими руками. На втором году жизни можно заметить, как постепенно начинает преобладать одна (чаще правая). Это нормально: у человека почти всегда есть доминирующая рука, нога, глаз, причем не обязательно с одной стороны. Но если родители заметили, что малыш отдает явное предпочтение какой-то одной конечности и практически не использует вторую, надо обязательно рассказать об этом врачу. Подтвердить подозрение можно во время игры, наблюдая, сможет ли кроха пинать мяч попеременно обеими ногами или ловко ухватиться ручками за предложенную игрушку.

    Наиболее вероятная причина явного предпочтения ребенком одной ручки или ножки в сочетании с нежеланием или невозможностью использования другой – гемиплегический вариант детского церебрального паралича . В мягкой форме он может не проявить себя на первом году жизни, пока у крохи не станет заметно доминирование одной половины тела. Оглядываясь назад, взрослые наверняка вспомнят, что мышцы малютки казались слишком мягкими на ощупь и податливыми при пассивных движениях. Либо младенец часто закашливался во время еды, долго учился жевать и глотать густую пищу, спал с одним приоткрытым веком, необычно «кривил рот» при плаче. Причина – в легком снижении тонуса мышц половины тела и лица из-за нарушенной иннервации. В будущем ребенку наверняка понадобится логопедическая помощь, чтобы разработать вялые речевые мышцы. И обязательно – рефлексотерапевт, детский невролог, активная физиотерапия, лечебная физкультура.

    7. Неуклюжий ребенок

    Нет ничего необычного в том, что дети первых двух лет жизни часто падают или врезаются во все, что попадается на их пути, коллекционируя синяки и шишки. Еще моторно неловкие малыши учатся управлять своим телом, координировать движения. Особенно достается холерикам — неутомимым «искателям приключений». Родителям приходится быть начеку, чтобы уберечь их от несчастных случаев. Но неудачи ребенка могут быть сигналом о серьезной проблеме.

    Когда требуется обратиться за помощью

    1. Дитя постоянно натыкается на стены, мебель, регулярно «промазывает», пытаясь сесть на стул или взять со стола игрушку. Это может сигнализировать о проблемах со зрением : близорукости, ограничении полей зрения, трудности восприятия точного расстояния до предмета.

    2. Сочетание моторной неловкости со слабостью или жесткостью мышц может быть при разных формах детского церебрального паралича .

    3. Постепенное ухудшение координации движений на фоне ранее отмеченных успехов – признак дегенеративного или прогрессирующего нервно-мышечного заболевания . Например – мышечной дистрофии, ювенильного артрита, опухоли головного или спинного мозга, подострого склерозирующего панэнцефалита, мозжечковой атаксии.

    4. Если главная причина неуклюжести – синдром дефицита внимания и .

    5. Если у ребенка на фоне полного здоровья вдруг стала неустойчивой походка, движения потеряли точность – необходимо исключить сотрясение мозга . Для этого родителям в первую очередь надо проанализировать:

    • не было ли на протяжении последних 6-8 часов падений с большой высоты или сильных ударов головой (по голове);
    • осмотреть, не появились ли новые синяки или шишки;
    • не жаловался ли малыш на тошноту, не рвало ли его;
    • нет ли в поведении необычных черт – сонливости, капризов, вялости, чрезмерного возбуждения.

    Даже если на все вопросы взрослые честно ответят «нет» — лучше показать карапуза доктору. И не затягивать с этим!

    8. Малыш находится в постоянном движении

    Наверняка любой взрослый хотя бы раз восхищался неугомонностью своего карапуза. Неутомимые энерджайзеры готовы круглые сутки совершать подвиги и открытия. Быть в постоянном движении – потребность детей, они устают от необходимости «тихо посидеть».

    Что не является нормой и требует внимания родителей:

    1. Непроизвольные движения, которые ребенок не может усилием воли контролировать. Это могут быть:

    • тики (моргание или подмигивание, кашель, шмыганье носом, вокальные);
    • судороги;
    • тремор (мелкое или крупноразмашистое дрожание подбородка, кисти, стопки, согнутой в колене ножки);
    • гиперкинезы – насильственные движения определенной группы мышц (например, внезапный выброс руки вперед, как будто малыш пытается что-то схватить).

    2. Чрезмерная, необъяснимая суетливость, часто в сочетании с говорливостью.

    Тремор подбородка – нередкое явление в периоде новорожденности. Врач неонатолог, наблюдающий кроху в роддоме, обязательно уточнит причину. Часто это признак незрелости нервной системы. Тогда младенцу требуется лишь время и бережный уход.

    Тики, закрепляющие ставшие привычными движения (например, покашливание или шмыганье носом при простуде), поддаются контролю и со временем проходят. Дошколята и младшие школьники могут так реагировать на сложную психологическую обстановку в семье и в школе. Подобные насильственные движения, как и заикание, возникают вследствие сильного или стресса. Здесь требуется психолог.

    Все гиперкинезы, длительно сохраняющийся тремор, не поддающиеся объяснению тики и, тем более, судороги – признак органического поражения нервной системы, опухоли головного мозга, тяжелого метаболического расстройства. С медицинским обследованием лучше не затягивать.

    По мнению Американской Ассоциации педиатров, ребенок до 4 лет имеет право быть очень активным. Но по мере взросления у него должна проявляться способность контролировать свои действия, управлять ими. То есть внимательно слушать собеседника, терпеливо дожидаться очереди, сосредоточенно выполнять какое-либо действие, не извиваясь при этом всем телом. Никто не требует от малыша невозможного: всего на несколько минут. Если у родителей складывается впечатление, что их 4-летнее чадо можно успокоить, только крепко связав, это может сигнализировать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Без помощи медицинского психолога и специальной системы воспитания (поведенческой терапии) таким детям очень сложно обеспечить безопасность жизни и помочь усвоить базовую школьную программу.

    9. Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими

    Речь идет о мелкой моторике, об усвоении и закреплении по мере взросления точных движений пальцами рук. Любое действие кистью требует координированного участия многих групп мышц, вестибулярного аппарата, способности видеть предмет и соотносить расстояние до него. И обязательно — контроля со стороны головного мозга. Поэтому постоянно «промазывающий» ложкой с кашей годовалый малыш вызывает умиление у родителей, а двухлетний – обоснованную тревогу.

    Когда есть повод для беспокойства

    Правило одно: родителям не удается на протяжении нескольких (минимум трех) месяцев привить определенное движение ребенку. При этом малышу не по прихоти взрослых, а по возрасту пора понять усвоить этот навык и понять его суть.

    Например, полуторагодовалый кроха не умеет чистить зубки, но будет тянуть головку щетки в рот (а не в глаз) и требовать, чтобы на нее нанесли зубную пасту. Наигравшись, потом он может почистить и пол, но сначала малыш должен выполнить действие по прямому назначению предмета (то есть помнит, понимает). Или годовалый карапуз четко (не промажет) возьмет пальцами с тарелки печенье и, крепко зажав его в кулачке, будет с наслаждением грызть. Лакомство будет брошено не из-за слабости мышц, а потому, что насытился или отвлекся.

    Развитая мелкая моторика – залог хорошей обучаемости и успешного будущего. Грубая задержка часто сочетается с интеллектуальной недостаточностью. Не надо надеяться, что проблема с захватыванием, удержанием и манипуляцией предметами «рассосется» сама собой. Это может быть первым тревожным сигналом о неврологической или интеллектуальной проблеме у ребенка. К тому же давно доказано, что речевой и моторный центры в головном мозге находятся очень близко и сильно влияют друг на друга. То есть можно с большой вероятностью предсказать, что малышу со слабыми и неумелыми пальчиками потребуется логопед.

    Порой, чтобы помочь малышу, достаточно грамотных, регулярных и настойчивых занятий, поощряющих прогресс тонких моторных навыков. И проблему со зрением надо откорректировать – чем раньше, чем лучше.

    10. Ребенок пускает слюни, поперхивается или с трудом проглатывает пищу

    Что считать нормой:

    • обильное слюноотделение у младенца в период ;
    • поперхивание на начальном этапе ;
    • выталкивание языком новой по вкусу или консистенции пищи;
    • покашливание или отказ от еды во время ОРВИ: фарингита, сильной одышки;
    • повышенный рвотный рефлекс при надавливании на корень языка у возбудимых детей.

    Когда надо показать ребенка доктору:

    • обильное слюноотделение на фоне простуды из-за невозможности глотать (это может быть острый тонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, дифтерия, эпикондилит, круп);
    • внезапный отказ от еды и питья в сочетании с высокой температурой ();
    • приступы кашля во сне и в положении лежа ();
    • постоянные поперхивания во время и после еды без видимой на то причины. Это симптом множества неврологических заболеваний, органического поражения центральной или периферической нервной системы.

    В зависимости от выявленной причины проблемы, ребенка будет лечить педиатр, невролог, хирург, рефлексотерапевт, дефектолог, физиотерапевт. При остром заболевании для сохранения жизни может понадобиться экстренная помощь. В других случаях потребуется длительная терапия нарушения.